Open
Close

Жанры романтической литературы и романтический герой. Характерные черты романтического героя

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Романтики могли придать вечную непреходящую ценность каждой мелочи, каждому конкретному факту, всему единичному. Жозеф де Местр называет это "путями Провидения", Жермена де Сталь – "плодоносным лоном бессмертной вселенной". Шатобриан в "Гении христианства", в книге, посвященной истории, прямо указывает на Бога, как начало исторического времени. Общество предстает как незыблемая связь, "нить жизни, которая связует нас с предками и которую мы должны протянуть потомкам". Только сердце человека, а не его разум, может понять и услышать голос Творца, через красоту природы, через глубокие чувства. Природа божественна, она является источником гармонии и творческих сил, ее метафоры часто переносятся романтиками в политический лексикон. Дерево для романтиков становится символом рода, спонтанного развития, восприятия соков родной земли, символом национального единства. Чем невинней и чувствительней натура человека, тем легче он слышит голос Бога. Ребенок, женщина, благородный юноша чаще других прозревают бессмертие души и ценность вечной жизни. Жажда блаженства у романтиков не ограничивается идеалистическим стремлением в Царство Божье после смерти.

Помимо мистической любви к Богу человек нуждается в реальной, земной любви. Не в силах обладать предметом своей страсти романтический герой становился вечным мучеником, обреченным ждать встречи с любимым в загробном мире, "ибо достойна бессмертия великая любовь, когда она стоила человеку жизни".

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и воспитания личности. Детство лишено законов, его мгновенные порывы нарушают общественную мораль, подчиняясь собственным правилам детской игры. Во взрослом человеке сходные реакции ведут к смерти, к осуждению души. В поисках небесного царства человек должен постичь законы долга и нравственности, только тогда он может надеяться на вечную жизнь. Поскольку долг, продиктован романтикам их стремлением обрести вечную жизнь, исполнение долга дает личное счастье в его наиболее глубоком и сильном проявлении. К нравственному долгу добавляется долг глубоких чувств и возвышенных интересов. Не смешивая достоинств разных полов, романтики выступают за равенство духовного развития мужчин и женщин. Точно так же, любовью к богу и его установлениям, диктуется гражданский долг. Личное стремление находит свое завершение в общем деле, в стремлении всей нации, всего человечества, всего мира.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

Основные черты романтического героя: -Неприятие идеалов общества; -внутренняя раздвоенность; -одиночество в реальном мире; -поиски идеала и мечты; -жизнь в сфере эмоций и чувств; -герой - всегда яркая, исключительная личность -свободолюбие героя -герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. -Необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Слайд 7 из презентации «Общая характеристика романтизма» . Размер архива с презентацией 964 КБ.

МХК 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Деревянное зодчество России» - Дома с усложненной конфигурацией объема. «Срубить избу». «Конек на крыше». Лучшие из памятников с 1958 года перевезены в Кострому. Человек стремился создать свое жилище. «Чувство дерева». Леса покрывали большую часть земель. Для своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями. Дома с однорядной связью. Церкви. Конкурсы на проект. "Страной зодчих" назвал Россию художник Игорь Грабарь.

«Театр - открытое искусство» - «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека». Азбука театра. Театр В.Шекспира «Глобус». Школа современной пьесы. Является одним из древнейших видов искусства. Большой театр. Драматургия – основа театра. В.Г. Белинский. Одесский оперный театр. Греческий амфитеатр. Внутри театра «Глобус». В театре. Должно ли быть правдоподобие в театре. Театр.

«Дома в разных странах» - Мужчины и женщины в богатых греческих домах жили каждый своей жизнью. В японских ваннах и банях не принято мыться. В суровой Спарте даже запрещалось использовать рубанок. Кровати, на которых спали греки, вырезались из клена и бука. В японском доме придется забыть о стереотипах. В японском доме отсутствует какая бы то не было мебель. У греков-столяров наконец-то в обиходе появляется рубанок. Свет – это еще один японский культ.

«Кино» - Киноискусство. Живопись. Первые опыты по проецированию изображений. Литература. Оптический театр. Тема урока «Киноискусство». Киноискусство не дублирует и не заменяет. Российское кино. Братья Люмьер. Театр. Игровое кино. Советское кино. Новые кинематографические школы. Музыка в кино. Рождение кино. Братья Огюст и Луи Люмьеры. Кинематографические школы. Короткометражное кино. Виды кино.

«Храмы» - Что такое храм. Цвет храма. Что вы можете сказать об этих храмах. Что означает цвет куполов. Цели урока. Что означает количество куполов на храмах. Своеобразие архитектурных традиций. Что мы знаем о храмах. Количество куполов. Богоявленский храм р.п. Старая Майна. Храм – дом Бога на земле. Цвет купола. Практическая работа. Внешний вид храма. Определите форму купола. Форма купола.

«Стили и виды архитектуры» - XVIII - кон. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Архитектура барокко. Возрождение. Эклектика. XVIII-XIX в. Динамическая архитектура. Классицизм. Модерн. XVII в. Постмодернизм. XVIII в. Авторские суждения о сущности архитектуры. Эклектика. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. 21 века.

Определения термина "романтический герой"

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма .

● Существование «двух миров »: мира идеала, мечты и мира действительности. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби ».

● Обращение к народным сюжетам, фольклору , заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания.

Чтобы узнать подробнее о теории романтизма, воспользуйтесь презентацией на эту тему.

Типология романтического героя

Облако слов, иллюстрирующие ключевые характерные черты романтического героя

Обычно типы романтических героев могут быть представлены как национальные , либо же как общечеловеческие .

Например:

Герой-чудак – нелеп и смешон в глазах обывателей и прохожих

Герой-одиночка – отвергнут обществом, осознает свою чуждость миру

«Байронический герой» - лишний человек, «сын века», страдает от противоречивости своей собственной натуры

Герой-демоническая личность – бросает вызов миру, иногда даже Богу, личность обреченная на разлад с обществом

Герой – человек из народа – отвержен обществом

Облако создано на основе статьи "Романтический герой в западноевропейской литературе" из Online библиотеки издательства "Лицей" . Визуально представлены основные аспекты романтического характера. Таким образом, романтический герой предстает как человек, стремящийся к поискам мира романтического идеала. Это исключительная личность, бросающая вызов окружающему миру, жаждущая нравственной революции. Такая личность противоречит повседневности и мечтает о духовном совершенстве.

Анализ характера героев у разных немецких авторов

Романтический герой и общество являются противоборствующими силами, так как представляют два разных концепта: духовность и посредственность . У Новалиса, как у новатора, романтический герой – это вечный странник в поисках своего великого идеала и стремлениях к самосовершенствованию, у Гёльдерлина – одинокий затворник и дитя природы , обожествляющее любовь , а у Гофмана с его переплетением с реализмом и романтической иронией – несколько обмирщенный комичный чудак , способный тем не менее, на детский восторг и простодушной верой в чудеса. Так или иначе, всех персонажей связывает желание предаться чувствам, отстранив при этом холодный разум. Именно любовь пробуждает в героях все самое лучшее, она раскрывает им глаза на прекрасные, по-настоящему важные вещи, любовь преображает романтического героя, побуждает к творчеству, в ней он находит само воплощение мечты. «Любовь – вот главное » - писал Шиллинг.

Основные черты романтического характера, объединяющие героев литературных произведений на разных этапах отображены в ментальной карте .

Английский поэт Перси Биши Шелли так сказал о романтизме, фатазийно сравнивая его с облаками: «Постоянства не знаю, вечно облик меняю, зато не умру никогда..»

Великая французская буржуазная революция и лежащая в ее основании полувековая агитация эпохи Просвещения породили в интеллектуальной среде Европы невиданный энтузиазм, стремление все переделать и все пересоздать, привести человечество к «золотому веку» истории, достигнуть отмены всех сословных границ и привилегий – то есть «Свободы, равенства и братства». Не случайно почти все романтики – фанатики свободы, только свободу каждый из них понимал по-своему: это могли быть свободы гражданские, социальные, с требованием которых выступали, например, Констан, Байрон и Шелли, но чаще всего это - творческая, духовная свобода, свобода личности, индивидуальная свобода.

Романтические поэты провозгласили личность, индивидуальность основой истории. В их эстетике человек не один из (представитель коллектива, социума, сословия, не абстрактный человек, как было принято у просветителей вплоть до Фихте); он уникален, странен, одинок – он одновременно является творцом и целью истории.

Вслед за классицистами романтики обращаются к основному конфликту истории: общество – человек (знаменитая классицистическая оппозиция «долг – чувство»). Но романтики меняют позиции местами, переворачивая их в пользу личности, по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего либерального образа мышления с головы на ноги:

человек – общество,

следовательно, «я» – «они».

Романтический индивидуализм порождает основные мотивы романтического сюжетосложения: бунтарство, бегство от действительности в природу (буквально, бегство от цивилизации), в творчество (в поэтический воображаемый мир или в религию, в мистику), в меланхолию (темы сна, мечты, мотив утраченной возлюбленной, темы смерти и загробного единения), в историческое прошлое и национальный фольклор. Отсюда излюбленные жанры романтической литературы: гражданственная и публицистическая лирика; описательная поэзия, поэмы странствий (Восток и Юго-восток Европы), картины суровой и буйной природы как повод для философствований о мироздании и о месте человека в нем; исповедальная лирика и исповедальный роман; роман «черный» или готический; драма судьбы; фантастическая новелла с элементами ужасного; баллада и исторический роман.

Великолепная романтическая историография Гизо, Тьери, Мишле поднимается на гребне этого всеподавляющего интереса к личности и ее роли в историческом процессе. Творцом истории здесь становится конкретный человек – король, император, заговорщик, предводитель восстания, политический деятель, и одновременно, как показывает роман Вальтера Скотта – народ. Характерный для романтического сознания историзм мышления – тоже порождение Великой французской буржуазной революции, как глобального переворота во всех сферах бытия европейцев. В революционный период история, прежде менявшаяся почти незаметно, как растут в глубине пещер сталагмиты и сталактиты, понеслась вскачь, втянула в сферу своего действия миллионы людей, наглядно продемонстрировав связь человека с движением времени, со средой, с национальным окружением.



Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал. Романтический герой - всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его странности. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти “железного века”. Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова - писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя - прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое “бегство от действительности”, уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Романтизм использовал, серьезно преобразовав его, сентименталистский образ личности. Но не сентиментальная чувствительность, а страсть - основа романтической личности: душа романтика не вибрирует в ответ на все призывы реальности, а лишь отзывается немногими сильными звуками. Страсть может соединяться с ледяным равнодушием, ум романтика нередко «охлажденный». Гёте подчеркнул страстность как определяющую черту нового человека: «Воление, превосходящее силы индивидуума, - порождение нового времени». Всепоглощающие, доводящие до одержимости страсти нуждаются для своего проявления в свободе.

Романтический герой выбирает свободу в широком спектре смыслов: от свободы общественно-политической до свободы художнической. Гражданскую свободу воспевали писатели-революционеры, либералы, участники освободительных движений в Европе и Америке. А у писателей, придерживавшихся консервативных общественных взглядов, была своя апология свободы, вернее апология своей свободы: идею этой свободы они развивали в метафизическом плане (впоследствии эти размышления были подхвачены экзистенциальной философией) и в социальном (в будущем эти построения привели к выработке доктрины так называемой христианской демократии).

Среди разных ликов романтической свободы есть и свобода от механической заданности и неизменности социальной роли (излюбленная тема Гофмана), и, наконец, освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт (эта тема воплощена Байроном, Эспронседой). Беспредельная свобода - тайна отчужденного, байронического героя: никогда точно не известно, что именно исторгло его из среды людей, каких ограничений свободы не смог он снести.

Но самая главная, поистине конституирующая черта романтической личности, самая болезненная ее страсть - воображение. Жить воображением для нее привычнее, чем жить реальностью; и тот, кто этого не может, в ком спит воображение, тот никогда не вырвется из эмпирического царства пошлости. Это убеждение не сводится к популярному литературному мотиву, оно - одно из кардинальных черт духовной культуры эпохи. Александр Гумбольдт, чья деятельность и сочинения, безусловно, повлияли на миросозерцание современников и кто сам был в полном смысле слова «человеком-эпохой», так комментировал письмо Колумба: «Оно представляет необыкновенный психологический интерес и с новой силой показывает, что творческое воображение поэта было свойственно отважному мореплавателю, открывшему Новый Свет, как, впрочем, и всем крупным человеческим личностям».

Воображение в духовной структуре романтической личности не равнозначно мечте. Эпитет «творческое», в котором слышится отголосок фихтевского учения о «продуктивном воображении», не обязательно относится лишь к искусству (это очевидно из высказывания Гумбольдта). Слово «творческое» придает воображению активный, целеполагающий, волеизъявительный характер. Романтической личности свойственно воображение, замешенное на волении, а значит, и кризис воображения, «ярость при виде несоответствия между его возможностями и замыслами», по определению Байрона, мучительно переживаемая чередой романтических персонажей, начиная с сенанкуровского Обермана. Это кризис жизнестроительной программы романтизма.

Осталось множество свидетельств такой жизнестроительной программы - исповедальных, мемуарных, памфлетных, даже юридических (см. Л. Мегрон). Попытки ее осуществления были многообразны - от решительных и подчас героических жизненных поступков до эксцентричного бытового и литературного поведения, создания стилизованного духовного автопортрета и в письмах и других документах. Несколько поколений молодых людей, выросших в атмосфере романтизма, «занимались моделированием своего исторического характера в самой крайней форме, в форме романтического жизнетворчества - преднамеренного построения в жизни художественных образов и эстетически организованных сюжетов» (Л. Гинзбург). Сама идея жизнестроения была подсказана историческим процессом: ведь казалось, что история творится энергией и человеческим величием таких людей, как Наполеон или Боливар - два архетипа романтического характера. Многие другие реальные личности эпохи (Риего, Ипсиланти, Байрон) также служили моделями романтического жизнестроения.

Нравственный пафос романтиков был связан, в первую очередь, с утвер­ждением ценности личности, что воплотилось и в образах романтических героев. Первый, наиболее яркий тип - это герой одиночка, герой-изгой, которого принято называть байроническим героем. Противопоставление поэта толпе, героя - черни, индивидуума - обществу, не понимающему и преследующему его, - характерная черта романтической литературы.

О таком герое Е.Кожина писала: «Человек романтического поколения, свидетель кровопроли­тий, жестокости, трагических судеб людей и целых народов, рву­щийся к яркому и героическому, но заранее парализованный жал­кой действительностью, из ненависти к буржуа возводящий на пьедестал рыцарей средневековья и еще острее сознающий перед их монолитными фигурами собственную раздвоенность, ущербность и неустойчивость, человек, который гордится своим «я», потому что только оно выделяет его из среды мещан, и в то же время тяготится им, человек, соединяющий в себе протест, и бессилие, и наивные иллюзии, и пессимизм, и нерастраченную энергию, и страстный лиризм,- этот человек присутствует во всех роман­тических полотнах 1820-х годов».

Головокружительная смена событий воодушевляла, рождала надежды на перемены, будила мечты, но порой и приводила в отчаяние. Провозглашенные революцией лозунги Свободы, Равенства и Братства открывали простор человеческому духу. Однако очень скоро стало ясно, что эти принципы неосуществимы. Породив небывалые надежды, революция не оправдала их. Рано обнаружилось, что полученная свобода несла не только добро. Она проявлялась также и в жестоком и хищническом индивидуализме. Послереволюционные порядки менее всего походили на то царство разума, о котором мечтали мыслители и писатели Просвещения. Катаклизмы эпохи повлияли на умонастроение всего романтического поколения. Настроение романтиков постоянно колеблется между восторгом и отчаянием, воодушевлением и разочарованием, пламенным энтузиазмом и поистине мировой скорбью. Чувство абсолютной и безграничной свободы личности соседствует с осознанием ее трагической незащищенности.

С. Франк писал, что «ХIХ век открывается чувством «мировой скорби». В мироощущении Байрона, Леопарди, Альфреда Мюссе - у нас в России у Лермонтова, Баратынского, Тютчева - в пессимистической философии Шопенгауэра, в трагической музыке Бетховена, в жуткой фантастике Гофмана, в грустной иронии Гейне - звучит новое сознание сиротства человека в мире, трагической неосуществимости его надежд, безнадежного противоречия между интимными потребностями и упованиями человеческого сердца и космическими и социальными условиями человеческого существования».

Действительно, разве не говорит о пессимизме своих взглядов сам Шопенгауэр, учение которого окрашено в мрачные тона, и который постоянно говорит о том, что мир наполнен злом, бессмысленностью, несчастьем, что жизнь – это страдание: «Если ближайшая и непосредственная цель нашей жизни не есть страдание, то наше существование представляет самое бестолковое и нецелесообразное явление. Ибо нелепо допустить, чтобы бесконечное, истекающее из существенных нужд жизни страдание, которым переполнен мир, было бесцельно и чисто случайно. Хотя каждое отдельное несчастие и представляется исключением, но несчастие вообще – есть правило».

Жизнь человеческого духа у романтиков противопоставляется низменности материального бытия. Из ощущения его неблагополучия рождался культ неповторимой индивидуальной личности. Она воспринималась как единственная опора и как единственная точка отсчета жизненных ценностей. Человеческая индивидуальность мыслилась как абсолютно самоценное начало, вырванное из окружающего мира и во многом противопоставленное ему.

Героем романтической литературы становится личность, оторвавшаяся от старых связей, утверждающая свою абсолютную непохожесть на всех других. Уже в силу этого она исключительна. Романтические художники, как правило, избегали изображать обыкновенных и заурядных людей. В качестве главных действующих лиц в их художественном творчестве выступают одинокие мечтатели, гениальные художники, пророки, личности, наделенные глубокими страстями, титанической силой чувств. Они могут быть злодеями, но никогда - посредственностями. Чаще всего они наделены мятежным сознанием.

Градации несогласия с мироустройством у таких героев могут быть разными: от мятежной неуспокоенности Рене в одноименном романе Шатобриана до тотального разочарования в людях, разуме и миропорядке, свойственных многим героям Байрона. Романтический герой всегда пребывает в состоянии некоего духовного предела. Его чувства обострены. Контуры личности определены страстностью натуры, неуемностью желаний и устремлений. Романтическая личность исключительна уже в силу своей изначальной природы и поэтому совершенно индивидуальна.

Исключительная самоценность индивидуальности не допускала даже мысли о ее зависимости от окружающих обстоятельств. Исходной точкой романтического конфликта является стремление личности к полной независимости, утверждение примата свободной воли над необходимостью. Открытие самоценности личности было художественным завоеванием романтизма. Но оно вело к эстетизации индивидуальности. Сама незаурядность личности уже становилась предметом эстетического восхищения. Вырываясь из окружения, романтический герой мог порой проявлять себя в нарушении запретов, в индивидуализме и эгоизме, а то и просто в преступлениях (Манфред, Корсар или Каин у Байрона). Этическое и эстетическое в оценке личности могли не совпадать. В этом романтики сильно отличались от просветителей, у которых, напротив, в оценке героя этическое и эстетическое начала полностью сливались.



Просветителями XVIII века было создано немало положительных ге­роев, являвшихся носителями высоких моральных ценностей, воплощавших, по их мнению, разум и естественные нормы. Так, символом нового, «естественного», рационального героя стали Робинзон Крузо Д.Дефо и Гулливер Джонатана Свифта. Безусловно, подлинный герой Просвещения – это гетевский Фауст.

Романтический же герой - это не просто положительный герой, он даже не всегда является положительным, романтический герой - это герой, отражающий тоску поэта по идеалу. Ведь вопрос о том, является ли положительным или отрицательным Демон у Лермонтова, Конрад в «Корсаре» Байрона совершенно не возникает - они величественны, заключая в своем облике, в своих деяниях неукротимую силу духа. Романтический герой, как писал В. Г. Белинский, - это «личность, опершаяся на самое себя», личность, противопоставляющая себя всему окружающему миру .

Примером романтического героя является Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное». Личная судьба Жюльена Сореля сложилась в тесной зависи­мости от этой смены исторической погоды. Из прошлого он заимству­ет свой внутренний кодекс чести, настоящее обрекает его на бесчестие. По своим задаткам «человек 93-го года», поклонник революционеров и Наполеона, он «опоздал родиться». Миновала пора, когда положение завоевывали личной доблестью, отвагой, умом. Ныне плебею для «охоты за счастьем» предлагается единственное подспорье, которое в ходу у детей безвременья: расчетливо-лицемерное благоче­стие. Цвет удачи переменился, как при повороте рулетки: сегодня, чтобы выиграть, надо ставить не на красное, а на черное. И юноша, одержимый мечтой о славе, поставлен перед выбором: либо сгинуть в безвестности, либо попробовать самоутвердиться, подладившись к сво­ему веку, надев «мундир по времени» - сутану. Он отворачивается от друзей и служит тем, кого в душе презирает; безбожник, он при­кидывается святошей; поклонник якобинцев-пытается проникнуть в круг аристократов; будучи наделен острым умом, поддакивает глуп­цам. Поняв, что «каждый за себя в этой пустыне эгоизма, именуемой жизнью», он ринулся в схватку в расчете победить навязанным ему оружием.

И все-таки Сорель, встав на путь приспособления, не сделался до конца приспособленцем; избрав способы завоевать счастье, принятые всеми вокруг, он не разделил вполне ихмораль. И дело здесь не про­сто в том, что одаренный юноша неизмеримо умнее, чем бездарности, у которых он в услужении. Само его лицемерие не униженная по­корность, а своего рода вызов обществу, сопровождаемый отказом признать право «хозяев жизни» на уважение и их претензии задавать своим подчиненным нравственные принципы. Верхи - враг, подлый, коварный, мстительный. Пользуясь их благосклонностью, Сорель, од­нако, не знает за собой долгов совести перед ними, поскольку, даже обласкивая способного юношу, в нем видят не личность, а расторопно­го слугу.

Пылкое сердце, энергия, искренность, мужество и сила характера, нравственно здоровое отношение к миру и людям, постоянная потребность в действии, в труде, в плодотворной работе интеллекта, гуманная отзывчивость к людям, уважение к простым труженикам, любовь к природе, красоте в жизни и искусстве, все это отличало натуру Жюльена, и все это он должен был в себе подавлять, пытаясь приспособиться к звериным законам окружающего его мира. Попытка эта не увенчалась успехом: «Жюльен отступил перед судом своей совести, он не смог побороть в себе тяги к справедливости».

Одним из любимейших символов романтизма стал Прометей, воплощая в себе мужество, героизм, самопожертвование, несгибаемую волю и непримиримость. Примером произведения, построенного на основе мифа о Прометее, можно назвать поэму П.Б. Шелли «Освобожденный Прометей», являющуюся одним из самых значительных произведений поэта. Шелли изменив развязку мифологического сюжета, в которой, как известно, Прометей все же примирился с Зевсом. Сам поэт писал: «Я был против такой жалкой развязки, как примирение борца за человечеством с его угнетателем». Шелли создает из образа Прометей идеального героя, наказанного богами за то, что нарушив их волю, помог людям. В поэме Шелли муки Прометея вознаграждены торжеством его освобождения. Появляющееся в третьей части поэмы фантастическое существо Демогоргон низвергает Зевса, провозглашая: «Для тирании неба нет возврата, и нет уже преемника тебе».

Женские образы романтизма также противоречивы, но неординарны. Многие авторы эпохи романтизма возвращались и к истории Медеи. Австрийский писатель эпохи романтизма Ф. Грильпарцер написал трилогию «Золотое руно», в котором нашла отражение характерная для немецкого романтизма «трагедия рока». «Золотое руно» часто называют самым полным драматическим вариантом «биографии» древнегреческой героини. В первой части - одноактной драме «Гость» мы видим Медею еще совсем юной девушкой, вынужденной терпеть самодура-отца. Она предотвращает убийство Фрикса, их гостя, бежавшего в Колхиду на золотом овне. Именно он и принес в жертву Зевсу золоторунного овна в благодарность за спасение от смерти и повесил золотое руно в священной роще Ареса. Искатели золотого руна предстают перед нами в четырехактной пьесе «Аргонавты». В ней Медея отчаянно, но безуспешно пытается бороться со своими чувствами к Ясону, вопреки своей воле став его сообщницей. В третьей части - пятиактной трагедии «Медея» история достигает своей кульминации. Медея, привезенная Ясоном в Коринф, предстает для окружающих в качестве чужестранки из варварских краев, колдуньи и ворожеи. В произведениях романтиков достаточно часто встречается явление, что в основе многих неразрешимых конфликтов лежит чужеродность. Вернувшись на родину в Коринф, Ясон стыдится своей подруги, но еще отказывается выполнить требование Креона и прогнать ее. И только полюбив его дочь, Ясон сам возненавидел Медею.

Главная трагическая тема Медеи у Грильпарцера заключается в ее одиночестве, ведь даже ее собственные дети стыдятся и избегают ее. Медее не суждено избавиться от этой кары даже в Дельфах, куда она бежала после убийства Креусы и сыновей. Грильпарцер отнюдь не стремился дать оправдание своей героине, но для него было важным обнаружить мотивы ее поступков. У Грильпарцера Медея - дочь далекой варварской страны, не смирилась с уготованной ей участью, она бунтует против чужого уклада, и это очень привлекало романтиков.

Образ Медеи, поражающий своей противоречивостью, многие в трансформированном виде усматривают в героинях Стендаля и Барбе д"Оревильи. Оба писателя изображают смертоносную Медею в разных идеологических контекстах, но неизменно наделяют ее чувством отчуждения, которое оказывается пагубным для целостности личности и, следовательно, влечет за собой смерть.

Многими литературоведами образ Медеи соотносится с образом героини романа «Околдованная» Барбе д"Оревильи Жанны-Мадлены де Феардан, а также с образом поле известной героини романа Стендаля «Красное и черное» Матильды. Здесь мы видим три основных составляющих известного мифа: неожиданное, бурное зарождение страсти, магические действия то с благими, то с пагубными намерениями, месть покинутой колдуньи – отвергнутой женщины.

Таковы лишь некоторые примеры романтических героев и героинь.

Революция провозгласила свободу личности, открыв перед нею «неизведанно новые дороги», но эта же революция породила буржуазный порядок, дух стяжания и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявляются в романтической концепции мира и человека. В. Г. Белинский нашел замечательную формулу, говоря о Байроне (и его герое): «это личность человеческая, возмутив­шаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самое себя».

Однако в недрах романтизма формируется и другой тип личности. Это, в первую очередь, личность художника - поэта, музыканта, живо­писца, также вознесенного над толпой обывателей, чиновников, собственни­ков, светских бездельников. Здесь речь идет уже не о претензиях исключительной личности, а о правах истинного ху­дожника судить о мире и людях.

Романтический образ художника (к примеру, у немецких пи­сателей) далеко не всегда адекватен байроновскому герою. Более того, байроновскому герою - индивидуалисту противопоставляется универсальная личность, которая стремится к высшей гармонии (как бы вбирающая в себя все многообразие мира). Универсальность такой личности - это антитеза любой ограниченности человека, связанной хоть с узкими меркантильными интересами, хоть с жаждой наживы, разрушающей личность, и т. п.

Романтиками не всегда верно оценивались социальные последствия революций. Но ими остро ощущался антиэсте­тический характер общества, угрожающий самому существованию искусства, в котором царит «бессердечный чистоган». Художник-романтик, в отличие от некоторых писателей второй половины XIX века, отнюдь не стремился укрыться от мира в «башне из слоновой кости». Но он чувствовал себя трагически одиноким, задыхаясь от этого одиночества.

Таким образом, в романтизме можно выделить две антагонистические концепции личности: индивидуалистическую и универсалистскую. Судьба их в последующем развитии мировой культуры была неоднозначной. Бунт байроновского героя – индивидуалиста был красив, увлекал современников, но вместе с тем быстро обнаруживалась его беспер­спективность. История сурово осудила претензии отдельной личности творить собственный суд. С другой стороны, в идее универ­сальности отражалась тоска по идеалу всесторонне развитого чело­века, свободного от ограниченности буржуазного общества.