Open
Close

Женские образы в повести княжна мери. Женский образ в романе "Герой нашего времени": сочинение

Творчество великого русского писателя и поэта М. Ю. Лермонтова оставило ощутимый след в истории мировой литературы. Изучение созданных им в поэмах и романах образов входит в систему планового ознакомления не только для школьников, но и для студентов многих высших учебных заведений. «Женский образ в романе "Герой нашего времени"» - такова тема одного из сочинений для старшеклассников.

Лермонтов - поэт или прозаик

Внутренний творческий мир писателя настолько многогранен, что нельзя точно утверждать, какой жанр был для него типичнее. Есть откровенно лирические произведения, есть романтические, есть тяжелые драматические опусы, связанные с его участием в боевых действиях на Кавказе.

Здесь стоит отметить, что Лермонтов был все же больше поэт, чем прозаик. Ведь за свою хоть и короткую, но довольно продуктивную творческую жизнь он написал сотни стихотворений и поэм. А вот прозы - довольно мало, что, несомненно, делает ее еще более привлекательной для читателей.

Женщины и честь

Интересен тот факт, что Лермонтов, несмотря на некую драматичность своих произведений, умел удивительно тонко выписывать в них нежных и робких, а иногда - смелых и решительных барышень. Женский образ в романе «Герой нашего времени», например, - это характер не одной, а нескольких девушек, и все они очень разные.

По очеркам и воспоминаниям современников, поэт любил женщин, более того, вдохновлялся ими для создания своих произведений. Трепетное отношение к женщинам подчёркивалось прежде всего в вопросах чести. Одно неправильно произнесённое слово в адрес даже незнакомой дамы могло стать причиной дуэли. Лермонтов был очень вспыльчив, но между тем отходчив, чем нередко пользовались его приятели, чтобы как-то урезонить поэта во время очередного конфликта. Однако дуэли все равно случались. Одна из них закончилась смертью поэта.

Женщина - муза

Но женщины были не только причиной для ссор поэта с окружающим миром. Они наделяли его творческими силами для создания новых произведений. Поэтому все женские образы, описанные Лермонтовым, очень гармоничны по своей природе. Женский образ в романе «Герой нашего времени» - не случайность, и не прихоть М. Ю. Лермонтова. Ведь по праву можно сказать, что ни одна из проблем того (да и нынешнего времени) не обходится без участия представительниц прекрасного пола.

Дикарка Бэла

Если говорить о том, что такое женский образ в романе «Герой нашего времени», то в первую очередь следует понимать, что это сборное определение. Героинями романа стали три девушки - Бэла, княжна Мэри и Вера. Самое любопытное то, что образы выписаны очень тщательно и самобытно, с учетом происхождения девушек, воспитания и даже национальности.

Бэла - юная уроженка Кавказа. Она поразила главного героя Печорина своей непосредственностью и невинностью. Некоторая дикость характера девушки вполне соответствует обычаям ее родины. Да и дикостью это кажется только просвещённым петербуржским жителям. Бэла честна и прямолинейна.

Печорину доставляет истинное удовольствие борьба за нее. По его мнению, в Бэле есть все, чего так не хватает опытным светским львицам. Однако, как только Печорин добивается любви, он понимает, что несколько обманут в своих чаяниях. Оказывается, непосредственность и необычность тоже надоедают. Получив желаемое, главный герой делает вывод, что любовь дикарки в принципе ничем не отличается от любви знакомых ему женщин. Впрочем, данный подход характерен для личности Печорина. Ему свойственно очень быстро разочаровываться во всем и искать новые ощущения. Итак, первый женский образ в романе «Герой нашего времени» - Бэла - это твердость, честность, непорочность девичьей души.

Княжна Мэри

Совсем по-другому выглядит образ княжны Мэри Лиговской. Еще до знакомства с девушкой Печорин услышал о ней довольно ироничные высказывания другого персонажа романа - Грушницкого. В основном они сводились к некоторому пренебрежению провинциального общества Пятигорска. Маленький мир уездного городка смешит Печорина. Но он принимает правила игры местного высшего света для того, чтобы развлечься очередной интригой, на этот раз с княжной.

Собственно, следующий женский образ в романе «Герой нашего времени» - Мэри - это молодая, хорошо воспитанная, кокетливая и слегка легкомысленная барышня. Помимо всего прочего княжна уверена, что общество, в котором она находится, самое что ни на есть высшее и знатное. А посему стоит придерживаться законов, принятых в нем.

Это не может не вызвать иронии Грушницкого и Печорина. Они оба втягиваются в интригу по завоеванию сердца Мэри. Однако для Печорина это очередное развлечение, чего не скажешь о Грушницком. Кроме того, для главного героя посещение Лиговских - это повод увидеть еще одну героиню романа - Веру.

Вера

Это, пожалуй, главный женский образ в романе «Герой нашего времени». Вера - молодая дама, родственница княгини по мужу, которая тоже бывает у Лиговских. Ранее Печорина с ней связывали близкие отношения.

Именно Вера сумела понять Печорина, принять его без оговорок таким, каков он есть. Печорин не может забыть девушку. Случайно встречая ее, он понимает, что чувства еще остались. Но, описывая женский образ в романе "Герой нашего времени" (сочинение не может обойтись без некоторого изложения содержания), не нужно забывать и об эгоизме главного героя, который проявляется по отношению к Вере, успешно вышедшей замуж за богатого человека. Если в случае с Бэлой и Мэри Печорин просто развлекается, то в интриге с Верой задето его самолюбие. Он не может смириться с тем, что его, как ему кажется, женщина принадлежит другому.

Мужской эгоизм Печорина

Каков же он - главный женский образ в романе «Герой нашего времени»? Краткое содержание отношений Веры с Печориным можно передать несколькими фразами. Дама не сразу понимает истинные устремления Печорина и спокойно объясняет ему как близкому человеку, что ее брак - это коммерческая сделка, необходимая для обеспечения будущего ее сына.

Печорин же пользуется откровенностью Веры и нагнетает обстановку. Он специально оказывает знаки внимания Мэри в надежде вызвать ревность у дамы сердца. Ему это удается. Вера в отчаянии. Она понимает, что старые чувства вновь захлестывают ее. Но у нее которому она по-своему предана. Печорин понимает ситуацию и искренне наслаждается своей властью над девушкой.

Нравственная чистота Веры

В конце концов Вера принимает решение во всем признаться мужу. Она рассказывает ему о своих былых отношениях с Печориным и о вновь разгорающихся чувствах. Недолго думая, муж принимает решение об отъезде. Печорин бросается в погоню, но его попытка напрасна. Он плачет от чувства потери и злого эгоизма.

«Женский образ в романе "Герой нашего времени"» - сочинение сложное. Ведь необходимо сравнить всех трех героинь, дать им оценку. Образ Веры выписан Лермонтовым наиболее тщательно. Тут есть и порок, и ревность, и нравственная чистота одновременно. Для Печорина - это, по его собственному определению, Но для Веры отношения с Печориным - нравственный и душевный тупик. Однако у нее хватает мужества честно рассказать обо всем мужу и уехать, оставив главного героя самостоятельно разбираться с плодами своих интриг и эгоизма.

Женщины романа «Герой нашего времени» - яркие личности. Они красивые, волевые, умные, с чуткими и добрыми сердцами. Но никто не удержал Печорина надолго рядом с собой. Не уберег его от нравственного падения. В романе, устами простодушного героя Максима Максимовича, начинается повествование рассказом про Бэлу.

Женский образ в романе “Герой нашего времени” – Бэла

Бэла – дочь черкесского князя, сестра Азамата – одна из главных персонажей женских романа, которую похищает для Печорина ее брат в обмен на коня Казбича, вольного злопамятного черкеса. Образ Бэлы – трагический образ. Высокая, тоненькая с черными глазами, казалось, что она заглядывает в душу собеседника. Этот взгляд поразил и покорил главного героя романа. Он вдруг понял, что в ней одной он может найти утешение и избавление от скуки. Однако девушка, воспитанная в другой общественной среде, не могла составить ему счастья. Через несколько месяцев Печорин заскучал и стал искать уединения на охоте. Бела же со временем, хоть и понимала, что Печорин ее уже не любит, только больше привязывалась к нему. Сколько бы смогла Бела любить своего героя? Возможно, всю жизнь. Но Печорин уже охладел и снова заскучал. Только трагическая гибель Бэлы от руки Казбича вернула его любовь, на те последние моменты ее уходящей жизни. И еще некоторое время Печорин чувствовал свою утрату. Хотя смерть Бэлы стала ему облегчением.

Мери в романе “Герой нашего времени”

Мери и Вера – два женских персонажа, появившиеся в жизни Печорина в одно и то же время. Молоденькая дочь княжны Лиговской, Мери, увлечена Грушницким, другом Печорина. Впоследствии ей приходится выбирать между Печориным и Грушницким.

Княжна Мери считается умной девушкой и нравственно чистой. Ее романтическая натура еще неопытна. Попадая под расчетливое влияние Печорина, она страстно влюбляется в него. Мери оказалась наивным романтиком, чем с успехом воспользовался главный герой. Печорин сразу понял сущность княжны. Его испорченная натура требовала возбуждения у молоденькой девочки любви к себе, но достигнув цели, страсть его тут же остыла. Мери, попав под влияние Печорина, получила жестокий урок.

Печорин не мог принести счастья женщинам. Он приносил другим только страдания. Мери – молодая, неискушенная душа, не имела способности пробудить в Печорине настоящее, искреннее чувство. Ее любовь оказалась ему ненужной.


Вера в романе “Герой нашего времени”

Вере повезло больше. Это другой образ женщины. Она светская дама, бывшая любовница Печорина – единственная победившая его цинизм. Она одна из всех поняла его сущность и полюбила со всеми недостатками. Она проницательна и верна своему чувству. Но она опытна и всегда понимала, что Печорин никогда не женится. Она довольствовалась тем, что он ей давал. Печорин ценил это и, как он говорил ей, что она единственная, кого он не смог бы обмануть. Образ Веры - покорность, жертвенность и притупленное чувство собственного достоинства. Любить для нее главное.


Ундина в романе “Герой нашего времени”

Ундина - русалка, так и не получившая имя в романе. Девушка-контрабандистка. Ундина энергичная девушка. Зарабатывает на жизнь тем, что помогает сохранять товар, привозимый контрабандистами на берег. Она преданная и отважная. Все в ее облике от природы. Очень емкие высказывания Печорина о ней: «Вцепилась как кошка, породистая как лошадь и прочее». Признанием в любви заманивает девушка главного героя в воду, пытаясь потом утопить, чтобы сохранить тайну своего промысла. Необычная народная красота девушки привлекает Печорина. Даже после того, как Ундина попыталась с ним покончить, он до самого отъезда из аула ходит на берег и высматривает, не появится ли лодка с коварной обольстительницей. Он навсегда запомнил ее длинные белые волосы, хрупкий, тонкий стан и улыбку притягательную и коварную. Бес-девка, искусительница, расчетливая и безжалостная. Тем не менее, привлекающая своей легкостью и независимостью.


Женские персонажи романа Лермонтова играют важную роль. Автор с их помощью показывает, как одинок Печорин в любой среде. Нет ему успокоения ни в любви, ни в дружбе. Это его трагедия и трагедия женщин, встретившихся на его пути.

Основа творчества писателя — вдохнове-ние, ниспосланное свыше. У древних греков это вдохновение имеет женское начало, ведь не случайно, что муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасёт мир.

В русской литературе женские образы за-нимают особое место. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере-дать через нее свое представление о пре-красном. Отношение писателя к своему ге-рою чаще всего раскрывается именно через отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обойтись с тем, что дано ему?

Женщина — источник радости, любви и вдохновения. А о своем поколении Лермон-тов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти сло-ва как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы уз-наем из рассказа Максима Максимыча. Печо-рин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее красотой и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредст-венности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтоже-ны и девушка с радостью приняла свою судь-бу, Печорин понял, что он обманут: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной ба-рышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не авто-ра, а Печорина, который, как известно, быст-ро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твер-дость, и гордость, и постоянство, ведь воспи-тывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в ко-тором подробно описано «водяное общест-во» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмеш-ливый тон повествования.

Мери Литовская очень молода, хороша со-бой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопо-нимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недо-стойная игра одного губит, другого забавля-ет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Литовских, он имеет возможность видеть там Веру.

Думаю, что в такой обстановке княжне Ме-ри было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От-ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди-нарная личность, следовательно, он по-свое-му искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы понять его душу. Но таковой не бы-ло. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил пе-ред собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавлен-ных эгоизмом Печорина.

Любовь в романе дана в набросках. Лер-монтов не показал развития этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не до-гнал Веру. Однако это был всего лишь вре-менный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Может быть, по-этому, чтобы компенсировать потерянное равновесие, он так холоден с юными, влюб-ленными в него женщинами.

Лермонтов отрицает свою причастность к Печорину, заявляя, что портрет героя со-ставлен из пороков всего общества. Однако я уверена, что отношения Печорина и Ве-ры — это отражение трагической неразде-ленной любви Лермонтова к Вареньке Бах-метьевой. Поэт любил ее всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забы-вал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонтова на по-черк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

О жизни M. Ю. Лермонтова написана заме-чательная книга Новикова «О душах живых и мертвых», о нем создано много критичес-ких статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического рома-на о современности в стихах, то Лермон-тов — автор первого реалистического рома-на в прозе. Его книга отличается той глу-биной психологического анализа, которая позволила Чернышевскому видеть именно в Лермонтове непосредственного предшест-венника Толстого.

М. Ю. Лермонтов, по моему мнению, не "случайно уделил огромное внимание жен-ским образам в своем романе. Ни одна серь-езная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечест-ва, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий, сделанных писателем: расскажите, кто любит этого человека, и я со-ставлю о нем представление. Мне кажется, что изображение женских характеров в рома-не придало главному герою и самому роману неповторимость, свежесть и точность его восприятия, а также всю гамму человеческих переживаний, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Все поэты во все времена воспевали женщин, им слагали гимны, посвящали стихи, во имя женщин шли на подвиг. Женщин называют прекрасной половиной человечества. Они могут вдохновить на подвиг и толкнуть на преступление. В русской литературе создано много женских образов, ярких и запоминающихся. Они привлекают нас своей поэтичностью, добротой, нежностью и чистотой. Это и пушкинская Татьяна, и тургеневские девушки, и некрасовские героини, и многие другие женщины. У каждой из них свой мир, сложный или простой, но обязательно неповторимый.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описал нескольких женщин, совсем непохожих друг на друга. Их объединяет единственное: они любят главного героя романа — Григория Александровича Печорина. Это типичный молодой человек 30-х годов XIX века. Он умен, не лишен очарования, остроумен, речь его правильна и литературна. Печорин хорошо разбирается в истории, философии, способен к глубокому анализу. Вместе с тем он эгоистичен, насмешлив, жесток, холоден и, как следствие этого, одинок.

Мы знакомимся с Печориным в повести «Бэла». Печорин встретился с Бэлой на свадьбе ее сестры, где эта шестнадцатилетняя девушка приглянулась ему. «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Бэла влюбляется в Печорина всем сердцем. В ее душе сталкиваются две страсти — вера и любовь к Печорину. Вторая побеждает, и Бэла целиком отдается любви. Печорин для нее единственный человек на земле. В сущности, так оно и было. Бэла покинула свой дом, отказалась от людей своей веры, отец ее погиб, а брат исчез. Она добрая, нежная, самоотверженная, но она — только капля из того моря, которое может утолить Печорина. Печорин некоторое время был привязан к девушке, но потом это ему наскучило, любви Бэлы ему оказалось мало, его жизнедеятельная натура ищет новых развлечений. Бэла не принесла ему той новизны, которой он от нее ждал, она оказалась такой же, как все. Для Печорина «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни». Девушка глубоко страдает, смерть ее закономерна, она становится избавлением для покинутой души. И все же нам искренне жаль эту дикую и прекрасную девочку-горянку, В рассказе о Бэле еще только начинает раскрываться характер героя, но мы уже можем сделать некоторые выводы.

Немного похожа на Бэлу другая девушка — юная контрабандистка. Но так кажется только на первый взгляд. Эта схожесть девушек в том, что обе они не из круга Печорина, не барышни светского общества, поэтому кажутся ему очаровательными и загадочными. В девушке-контрабандистке есть что-то неизведанное, таинственное, к чему так стремится Печорин в надежде избавиться от скуки. Она, как лодочка в море, про которую поет песню.

Лермонтов большое внимание уделяет глазам «ундины», они-то и привлекают внимание Печорина. Глаза девушки излучают необычный свет, обладают «какой-то магнетической властью». «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос» — все это было, по словам Печорина, для него обворожительно. Дикарка притягивает Печорина новизной, неповторимостью, но для него главное — очередное приключение, спасение от скуки. Печорин чувствует в себе силу, способность к настоящему подвигу, но растрачивает себя по мелочам. Переполошив «честных контрабандистов», он и сам сожалеет об этом.

Совсем не похожа на Бэлу княжна Мери. Она — светская кокетка, но еще молода и неопытна, плохо разбирается в людях, ее привлекает внешний блеск светской жизни. В то же время княжна Мери — нежная, романтическая, мечтательная натура. Вспомним, как описывает ее Лермонтов: бархатные глаза, длинные ресницы, преграждающие путь солнцу, нежная розовая кожа, хорошенькая маленькая ножка. У нее девичье обаяние, добрая душа, ум. Чем же привлекает ее Печорин? Она создает для себя образ любимого, опираясь не на жизненные впечатления, а на прочитанные книги. Мери ищет героя и готова увидеть его в первом встречном. Сначала ей нравится Грушницкий, «серая шинель» которого создавала ореол романтичности и загадочности, потом появляется Печорин. Но Печорин не такой, как Грушницкий и ему подобные, у него более сложная натура. Ухаживания Печорина девушка принимает за чистую монету. Она видит настойчивость Печорина и, естественно, делает вывод, что он ее полюбил. Так принято в ее обществе, где набор книжных слов: «мой ангел», «моя княжна», «ваш божествен
ный образ» — заменяет истинные чувства. Печорин — другой. Девушка слышит странные его речи, понимает, что человек он необыкновенный, не такой, как все, и поэтому влюбляется в него. В любви она готова даже на самопожертвование, на прнебрежение законами общества, готова первая открыться в своей любви. Она надеется услышать ответные слова и от Печорина, но тот молчит. Любила ли она Печорина? Да, любила, но любила созданный ею образ, а не настоящего Печорина. Настоящего Печорина она не знала, не понимала, да и не стремилась понять. Для Печорина она была лишь очередным увлечением, новой игрой, которой он увлекался, пока она ему не наскучила. Мери не смогла понять, что Печорин — настоящий, а Грушницкий — подделка, она стремилась дать Печорину то счастье, которого хватило бы только для Грушницкого. В этом ее беда. Но мы искренне жалеем Мери и осуждаем Печорина, осуждаем за то, что он забавляется игрой с Мери. Печорин прекрасно понимает, какие страдания приносит девушке, но не жалеет ее, а наслаждается происходящим: «…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира…»

И наконец, Вера, которую Печорин любит. За что? Он сам говорит, что она — единственная женщина, которая смогла понять его и принять со всеми достоинствами и недостатками. Да, Вера сумела полюбить Печорина таким, каков он есть. Но взаимоотношения Печорина и Веры гораздо сложнее, чем взаимоотношения Печорина и Бэлы или Печорина и Мери. Лермонтовский герой — натура двойственная и противоречивая. С одной стороны, он устал любить, разуверился в женщинах и теперь требует только любви для себя. Вера дает ему эту любовь. С другой стороны, Печорин — эгоист, охотник за приключениями, для которого главное — добиться поставленной цели. Вера замужем, и ему интересно добиться любви замужней женщины.

Печорин искренне страдает, когда получает от Веры последнее письмо. Он загоняет лошадь и плачет на мокрой земле. Но чувства его мимолетны. Еще мгновение — и перед нами снова холодный, расчетливый человек, у которого рассудок берет верх.

Всем женщинам, с которыми сталкивается Печорин, он приносит одни страдания. Впрочем, от одиночества и непонятости страдает и сам Печорин. Лермонтов пополнил галерею женских образов русской литературы своими героинями. Нежность Мери, грусть Веры, обаяние, пластичность Бэлы и загадочность «ундины» контрабандистки придают неповторимое очарование лермонтовской прозе.