Open
Close

Мария ладо. Ну очень простая история

Мария Ладо (настоящее имя – Мишурина Мария Алексеевна) – украинская актриса и драматург.

Родилась 14.X.1965 года в Киеве, в семье кинорежиссера Алексея Мишурина.

Окончила актерский факультет Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпенко-Карого (1986) и сценарный факультет ВГИКа (1994).

В кино снималась под фамилией – Мишурина.

Известна под псевдонимом Мария Ладо как драматург. Ею написано около 500 пьес. Пьесы Марии Ладо ставятся в России и в странах бывшего СНГ. В основном, на сценах театров ставят «Очень простую историю» и «Маэстро». Реже – «Женщину года», «Красный, белый, немножко грязи», «Теску», а также историческую «Украинскую пьесу». Одна только «Очень простая история» выдержала 12 постановок. «Когда я думала над пьесой, хотелось упомянуть о защите животных, отношении к ним людей. Изначально была такая мысль, что животные все понимают. Человек, у которого есть хоть какое-то домашнее животное, знает, что у них есть чувства. А потом уже возникли люди. Это именно та пьеса, которая развивалась сама по себе» – отмечает драматург.

С 1993 года она – член Гильдии киноактёров Украины.

М. Ладо. Очень простая история. Пьеса.

«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. И х можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.

«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка . Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.

«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем . Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас .

Я, наконец, понял, что такое катарсис. Это когда смотришь спектакль не для того, чтобы отметить достоинства текста или недостатки постановки, оценить игру актеров или оригинальность декораций. Это когда сливаешься с происходящим на сцене, как будто участвуешь в нем, когда помимо воли из твоей души вырываются такие эмоции, которых совсем не ждешь. И смотреть после этого становится немножко тяжело, и оторваться невозможно.

Примерно такие чувства вызвал у меня спектакль «Очень простая история» Марии Ладо, поставленный Астраханским драматическим театром.

История и впрямь простая. Деревенская жизнь. Две семьи. Одна добротная такая, зажиточная. Во главе крепкий сельский труженик – Хозяин (Данияр Курбангалеев). Другая… Уже и не семья вовсе: отец-пьяница да сын, чья жизнь во многом определена «репутацией» отца. Хозяин откровенно презирает Соседа (Валерий Штепин), тайком лазающего к нему в сарай и ворующего самогонку, которую тот наварил своим трудом, и по любому поводу (даже если этот повод – выпуск новостей!) костерит того на чем свет стоит.

Но вот незадача. Дети двух отцов любят друг друга. И долюбились, как бывает, до того, что девушка забеременела. Сын Соседа Алеша (Николай Смирнов) хочет жениться. И девушка, само собой, не против. Но вот Хозяин никак не может согласиться, чтобы его дочь Даша (Анастасия Краснощекова) вышла замуж за сына непутевого Соседа-алкаша. Позор ведь! А потому решают люди отправить Дашу на аборт.

Вот тут и начинается самое интересное. Ведь героями пьесы являются не только люди, но и животные: Свинья, Корова, Лошадь, Пес, Петух. Все они оказываются вовлеченными в происходящее. Более того, именно животные вмешиваются в процесс и благополучно разрешают ситуацию.

В пьесе животные общаются между собой, и никак не поймут, о чем толкуют люди, что это за аборт такой и почему для этого нужно ехать в город. У каждого из животных своя судьба, свой мир, свой «кругозор». Оно и понятно, ведь животные в произведении искусства – это и не животные в прямом смысле, а наделенные человеческими чувствами живые существа. Во многом честнее и благороднее окружающих их людей.

Свинья (Виолетта Власенко), которая, без сомнения, является центральной фигурой пьесы, не видела в жизни ничего, кроме хлева. Не знает, что такое речка и луг, трава и песок. Но мечтает узнать. А еще мечтает обрести крылья и летать! Свинья искренне недоумевает, зачем людям нужны какие-то деньги, если на них нельзя купить крылья.

И вот когда уже мечта готова стать явью, и кажется, что ее, Свинью, наконец, поведут гулять, она погибает под ножом Хозяина…

Пронзительный крик где-то за сценой, ошарашенный Пес Крепыш, видевший ЭТО своими глазами, доселе куражившийся, но в миг скукожившийся от ужаса Петух… И над всем этим грустная мелодия, ставшая лейтмотивом спектакля: «В лунном сиянии, снег серебрится…»

После этого всё как будто переворачивается, всё становится другим: и персонажи-животные, и зрители. Как будто бы не свинью зарезали, а саму мечту о счастье…

Но чудо! Во втором действии Свинья возвращается на сцену. Возвращается в виде ангела с крыльями, о которых так мечтала, когда была живой.

Видеть подобных ангелов способны только дети и животные. Но вот каким-то чудом и видеть, и слышать ангелов и животных стал непросыхающий от пьянки Сосед. А может, он и не такой пропащий, как всем кажется? Или пропащий, но в душе светлый и добрый человек? Ведь он единственный, кто не хочет аборта, а желает рождения ребенка, лучше всего «девки». Потому как она жалостливей будет. А ведь жалости и доброты так не хватает в нашем мире. А пьёт он потому, что так и не смог спокойно пережить смерть своей любимой жены. Да и Хозяин ненавидит его во многом потому, что когда-то «Верка за него замуж пошла, выбрала ведь его!» Выбрала не практичного Хозяина, за которым, как за каменной стеной. Выбрала Соседа. Не умом, но сердцем.

Так вот, теперь уже Свинья не расспрашивает Пса о жизни, а сама объясняет животным то, что им было доселе непонятно. В том числе и про готовящийся аборт. И то, что люди сочли лучшим выходом из сложившейся ситуации, животные считают дикостью и варварством. И желают этому помешать.

Все звери, кроме крикливого, но трусливого Петуха, готовы отдать свои жизни за жизнь маленького человека. Потому что так там, на Небесах заведено: чтобы новый человек родился и обрел ангела-хранителя, кто-то должен попасть на Небо. Кто же? Лучше будет об этом узнать, посмотрев спектакль.

Такого ни в кино, ни в сериале не увидишь! Актеры выкладываются по полной! Поют песни, играют на гармони. А роли исполняют так, что начинаешь верить в происходящее, не отличая уже правду искусства от правды жизни.

Очень непростые вопросы поставлены в «Очень простой истории»… И не про животных совсем эта пьеса (в финале они и вовсе пропадают), и не про ангелов. Про людей. Быть может, про то, что в каждом человеке заложено что-то доброе и хорошее. И пусть за пробуждение всего этого в людских душах придется кому-то пострадать или даже жизнь свою отдать, но мир-то от этого станет чище и светлей.

Недаром произносит Сосед в ответ на упреки сына: «Да если бы кто заплатил за мою жизнь ничтожную, я помер бы, а деньги Алеше бы отдал... больше-то у меня, дурака старого, ничего нет». Вот тебе и алкаш!

Дождитесь очередного выхода спектакля, отложите все дела, берите своих родственников, друзей и знакомых, и вперед в театр! Плакать и смеяться будут все, независимо от пола и возраста.

  • Простая история в 2-х действиях по пьесе М. Ладо
  • Режиссер – Игорь Черкашин
  • Сценограф - Владимир Королев
  • Художник по костюмам - Жанна Верижникова
  • Продолжительность – 2 ч. 20 мин. с антрактом

Спектакль-притча, повествующий о тонкой грани между добром и злом, об опасной близости любви и смерти. О том, что люди, порой бывают более жестокими друг к другу, чем животные. А животные, напротив, способны на самопожертвование ради тех, кто им дорог. Пусть это даже будущий ребенок хозяйской дочери…

Отзывы зрителей

  • Спасибо, Елена.
    Надеюсь, что это именно так.
    Т.к. страничка о спектакле на сайте театра - суть программка.Не указать постановщиков в программке, как минимум, нарушение авторских прав.
    С уважением, Владимир./ Владимир /
  • Добрый день, коллеги!
    Поздравляю, сайт хорош!!!
    Но почему в аннотации к спектаклю не указаны постановщики. Надеюсь это просто забывчивость.
    Художник- постановщик спектакля "Простая история" М. Ладо
    Владимир Королев./ Владимир /
  • Добрый день!
    Это не совсем забывчивость. Сайт все еще в процессе наполнения. Материалы еще добавляются...

    P.S. Сейчас готовятся фотогалереи для спектаклей/ Елена /

  • Только что вернулись домой из театра. Эмоции переполняют. До сих пор не можем отойти с дочерью. Случилось так, что эта история очень близка нам(В том смысле, что до появления нашей малышки мы потеряли двух дедушек), и мы с особыми чувствами и переживаниями наблюдали за происходящими действиями на сцене. Большое спасибо всем, кто внёс свой вклад в постановку этого спектакля./ Людмила /
  • были вчера на спектакле!! огромное спасибо актерам!! такая игра, просто здорово! замечательная постановка!!! :о) / Юлия /
  • Посмотрел премьеру спекталя в марте 2006 года. У "старого солдата, не знающего слов любви" слёзы сами застилали глаза! Потрясающая история, до сих пор волнует воспоминаниями!/ nsg /
  • очень понравилось действительно настоящая актерская игра на 5+.Кое-кто сказал бы-верю.А сайт реально лучше и удобней чем у других театров(на то он и молодежный)./ сергей /
  • Это было прекрасно! Спасибо!/ Иван /
  • это единственный спектакль за последние лет 10 во всех театрах города,когда я плакала во время дейстия.
    замечательная постановка и произведение!/ Стелла /
  • Потрясающий спектакль. Видел много фотографий с аналогичных постановок в других театрах - не то. В ростовской интерпретации все куда более аллегорично и ближе именно к притче, да и душу рвет куда более натурально. Отдельно хотелось бы отметить потрясающую игру Ханжарова (хозяин), Воробьева (петух), Волобуев (Крепыш). Но больше всех поразил своей игрой Матешов, блистательно сыгравший соседа. Ну и Мелентьева традиционно хороша: одна из самых перспективнейших актрис театра. А вот многоуважаемые Лобанова, Меринов и особенно - Блинова - играют механично, затравленно, не отдавая своим ролям дОлжной силы. Но это ни сколько не умаляют достоинств постановки: ее отлично понимают и подростки 13-14 лет, и зрелые, и пожилые. И главное: пьеса чему-нибудь да научит молодежь, а людям постарше лишний раз даст повод призадуматься о бренности бытия. Один из лучших спектаклей РОАМТ, наряду со "Скватом" и "Мелким бесом". Браво!/ Алексей /
  • Спектакль один из любимых в Молодежном! Была на нем раз 5. Сводила на него всех друзей и родственников, сама ходила с удовольствием. Очень жаль, что сейчас спектакли такого качества уже не ставят у вас в театре. Очень не нравятся постановки Леляновой: своевольная интерпретация классических произведений. Спектакли вытягивает только потрясающая игра актеров. В ТЮЗ хожу все реже, потому что надоело видеть на сцене одно и тоже. Хочется настоящих классических постановок! / Анастасия /
  • Вот уже четвертый раз я побывала на спектакле "Очень простая история". Очередной раз я в восхищении... Это что-то невероятное, правда! Его можно смотреть десятки раз! Игра актеров - потрясающа! А вместе с сюжетом..ммм..слез не избежать. И всё то, о чем говорят, что обсуждают..всё так жизненно и вроде просто, но в то же время невероятно сложно, и понимаешь, что мы так мало задумываемя о каких-то важных вещах...
    Это действительно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хотя в данном случае можно и увидеть сто раз...
    Невероятное что-то..../ Полина /
  • Спустя пять лет не отказал себе в удовольствии ещё раз посмотреть спектакль. Сюжет по-прежнему волнующ, и также во втором акте ком в горле встаёт... Браво, Молодёжный! Вы - лучшие!/ nsg /
  • Ребята, я наш коллега, я артист с Эстонии, играю тоже в молодёжном театре Экспромте,театр находится в Йыхви, приезжайте к нам со спектаклем Очень простая история. / Иван /
  • вчера -17.11.12г. смотрела спектакль с сыном, я во второй раз. Эмоции переполняли, замечательный спектакль, актеры просто умнички все!!! Спасибо. Побольше бы таких спектаклей, может мир станет добрее. Сын сегодня несколько раз повторил " А свинью было жалко"./ ОЛЬГУРА /
  • Самая необыкновенная постановка из того что я видел раньше. Да и, пожалуй лучшая!/ Александр /
  • Спасибо всем актерам и низкий поклон/ Смотрела спектакль в июне, обязательно пойду ещё раз./ ольгура /
  • Это первый спектакль на котором я не могла себя сдержать, слезы лились сами собой, тематика в самую точку.БРАВО! Я восхищена Вами./ Татьяна /
  • МЕНЯ ПОТРЯСЛА ИГРА АКТЕРОВ И ПОСТАНОВКА ТЕАТРА ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ.ОЧЕНЬ РАД ЧТО У НАС В РОСТОВЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ АРТИСТЫ, РЕЖИССЕРЫ УМЕЮЩИЕ ДЕЛАЮТ СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ РАБОТУ НА УРОВНЕ МИРОВЫХ ЗВЕЗД.
    СПАСИБО ИМ ОГРОМНОЕ! ТАК ДЕРЖАТЬ! МОЛОДЦЫ!/ ИГОРЬ КАМЕНСК /
  • Невероятно! Действительно прекрасная постановка. Игра (всех без исключения)актеров потрясает. Кажется, что эти роли созданы для них. Реалистично. Полностью погружаешься в сюжет и сам переживаешь за все происходящее. Не капли скуки. Все настолько захватывает, что время пролетает незаметно. По-моему это замечательно, что на данном спектакле можно моментами и посмеяться и поплакать. СПАСИБО ВАМ! =)/ Катюша /
  • Скажите, а этот спектакль можно посетить с ребенком 6 лет (в афише написано, что он 16+), есть ли там какие то сцены "для взрослых"?
    Смотрели с ребенком "Игрушки" (то же не детский), понял по своему, но понравилось, тут почитала отзывы, тоже захотелось пойти))/ Маша /
  • 26.09.13 актеры работали на выезде в с.Песчанокопском.Я сопровождала учеников Развиленской школы № 10 (11,10,9,8 классы) и очень ждала откликов ребят. Не было ни одного, кто бы остался равнодушным. Они сразу же после спектакля звонили родным и друзьям, желая поделиться увиденным.Все в восторге."Это надо видеть!" - сказали они. А я выскочила пулей, стыдясь, что они увидят мои слезы. Вот настало утро следующего дня и первая мысль об увиденном. Потом встречи с коллегами и желание поделиться ярким впечатлением. Иногда на спектаклях других театров я ловила себя на мысли, что роаздражает никому не нужный крик и лишняя наигранность.А тут игру актеров и не замечаешь, с тобой беседуют,тебе искренне рассказывают "очень простую историю", заставляя взглянуть другими глазами, на себя и на тех, кто рядом.../ Ольга Александровна Соколова /
  • Когда-то я не пропускала ни одной премьеры ТЮЗа и водила на все спектакли сына. Сын вырос, театр стал именоваться Молодежным, и я отдалилась от своего любимого театра. Но сегодня, спустя много лет... Этот пронзительный спектакль! Он заставляет и плакать и смеяться. И замечательные актеры, они по-прежнему работают в своем театре: Воробьев, Ханжаров, Филатов, Лобанова, Лысенкова...
    То, что сделали ВСЕ создатели этой простой и щемящей истории, все, что происходило на сцене - это настоящее высокое искусство. Спасибо! Горжусь Молодежным... / Елена /

Редкий театр на огромном российском пространстве обошел вниманием замечательную пьесу «Очень простая история». Написанное киевской актрисой и драматургом Марией Ладо (Мишуриной) еще в середине девяностых, произведение до сих пор желанно на любой сцене и очень любимо режиссерами больших и малых драматических театров. Трогательная история о неумирающих ценностях извечно актуальна, и являет собой прекрасный драматургический материал для премьерного открытия сезона. Расставаться с таким безусловным хитом не хочется, и потому многие театры охотно возвращаются к полюбившейся постановке, если она по каким либо причинам временно исчезла из репертуара.

Начало ноября в Государственном русском драматическом театре города Стерлитамака (Башкирия) прошло под знаком премьеры спектакля «Очень простая история». Для работы над новой постановкой была приглашена команда из Санкт-Петербурга – режиссер Виктор Васильев и художник Наталья Белова.

Незадолго до этого события в репертуар Уфимского Русского драматического театра после 11 лет отсутствия вернулась та самая, но уже обновленная «История». Ее постановщиком стал художественный руководитель театра режиссер Михаил Рабинович.

Незатейливый рассказ из деревенской жизни трудно поддается жанровому определению. Он весел и трагичен, но это не трагикомедия, поскольку печально-философского в ней больше, чем смешного. Эта пьеса сказочна и редкостно правдива, однако это не сказка и не быль. Это история с русской душой, широкой, пьяной, непознанной. И потому каждый в зале находит в ней себя с неизменной потребностью плакать и смеяться одновременно. Пьеса приближает зрителя к вечным истинам и в конце погружает в настоящий катарсис, посему эту маленькую сельскую драму можно без преувеличения отнести к современной драматургической классике.

Особенность этой истории состоит в том, что ее действующими лицами стали не только люди, но и животные, которые ведут себя, как люди – разговаривают, мечтают, сочувствуют, бросаются на помощь. Им не чужды некоторые человеческие слабости, но на деле они оказываются много добрее, душевнее, храбрее, терпеливее и, главное, великодушнее. Они способны на беззаветную преданность, но не способны на предательство. И потому Господь дарует всем животным без исключения ангельскую жизнь в раю.

На дворе крепкого зажиточного хозяйственника живут корова Зорька, лошадь Сестричка, свинья Дуня, петух Петя и пес Крепыш. Живут они маленьким братством, ладят друг с другом, верно служат своим хозяевам. Деловитый угрюмый хозяин день и ночь проводит в трудах, не позволяя расслабиться и своим домочадцам – жене и дочке. Дочь Даша тайно любит соседского сына Алексея. В самом начале истории становится известно, что девушка беременна. Сообщить об этой новости она решается лишь любимому и матери, потому что строгий отец не желает знаться с соседом бездельником и пропойцей и, конечно, не представляет его сына своим зятем. Когда он случайно узнает о беременности дочери, то, ни минуты не колеблясь, выносит свой приговор - аборт. Даша ни за что не хочет убивать ребенка. Неожиданно ей на помощь приходят все обитатели скотного двора.

Как известно, «театр начинается с вешалки», а спектакль – с декораций, ведь это первое, что зритель видит на сцене, стартовый импульс к восприятию пьесы. Художник-постановщик Наталья Белова выстроила на сцене театра Стерлитамака удивительную конструкцию, моментально погружающую просвещенного зрителя в яркую эпоху русского авангарда. Геометрически четкие линии слегка покосившихся построек двора уводят в мир сценографии Любови Поповой, ее работам к спектаклям мастерской Мейерхольда, к конструктивизму Владимира Татлина, к искаженным ракурсам Александра Родченко. В костюмах, созданных художницей очевиден отсыл во времена куда более давние, к 16 веку, к многослойности одежд и причудливости головных уборов героев картин старшего и младшего Брейгелей.

Соответствовать таким концептуальным и грамотным декорациям непросто. Они выбивают из стиля традиционной пейзанской пасторали, изымают из истории лирическую благость и добавляют скрытого драматизма.

Именно этот ключ выбрал для постановки режиссер Виктор Васильев. Его спектакль организован динамично и четко. Он дрожит, как хорошо настроенная струна, дающая чистый и точный звук.

Актеры на сцене излучают энергию нервного напряжения. Хозяин (Сергей Сапунов) бесконечно занят работой, за которой уже забыл, что на свете бывают радости, чувства и душевные переживания. Артист превращает своего героя в автомат по переработке сельскохозяйственной продукции и наращиванию благосостояния семьи. Его любовь к родным лишена сантиментов, оттого он так решителен в своих действиях и тверд в намерениях. Даже в моменты лирических воспоминаний о дружбе с соседом и первой любви он остается верен своему жизненному негативизму. Жена (Ольга Бовен) давно стала для него крепким винтиком в обустроенном хозяйстве, дочь Даша (Ольга Вольская) видится послушной продолжательницей рода. За суровость нрава хозяина побаиваются родные и соседи. И лишь животные всем своим природным естеством любят, прощают и принимают его таким, каков он есть.

В отлаженном механизме жизни семьи все идет без сбоев, пока в нее не вмешиваются непутевый сосед (Сергей Сочивец) и его сын Алексей (Александр Чесноков). Сосед пьет, крадет водку из погреба своего бывшего друга, играет на гармошке и прозябает в бедности и праздности. Тем не менее, именно этот персонаж вызывает самые неоднозначные эмоции и очевидные зрительские симпатии. Режиссер нашел довольно необычное решение образа, с которым актер совпал идеально. Сосед не просто деревенщина: это узнаваемый тип деревенского интеллигента, с «летучим» сознанием художника, тонкой душевной организацией, человек, угодивший не в «свои сани». Ему претит простота и грубость сельской жизни, он видит красоту природы, понимает язык зверей, но не способен к практическому существованию, отчего презираемый соседями и собственным сыном, топит свое несовпадение с действительностью в водке. Алкоголик и слабак, он в конце концов окажется персонажем наиболее сильным и жертвенным.

Даша – плоть от плоти своего отца, такая же категоричная, упрямая, самостоятельная. Именно внутренняя сила характера, а не лирический план делают ее образ живым и запоминающимся. В отличие от возлюбленной, Алексей, хоть и симпатичный, и добрый, в любой момент готов явить слабость предательства, отречься, как от ребенка, так и от отца. Замечательно, что даже при такой подаче образа, персонаж не вызывает зрительского отрицания. Актерское обаяние и умелое лавирование в неоднозначности нрава человеческого спасают героя Александра Чеснокова.

Обитатели скотного двора априори симпатичны. Зверушки на сцене беспроигрышны в любой ситуации. Очаровательная наивная обжора свинка Дуня (Регина Рушатова), чья печальная судьба повергает зал в неудержимое хлюпанье носом, оказывается носительницей главной философской идеи пьесы. Добрая корова Зорька (Юлия Шабаева), как истинная млекопитательница, готова первой отдать свою маленькую жизнь ради новой человеческой. Лошадь Сестричка (Светлана Гиниятуллина), долгие годы исправно служившая людям, несмотря на возраст и натруженные ноги, сохранила гордую осанку грузинской княжны. Хорош своей благородной преданностью в меру суетливый, с деревенской смекалкой пес Крепыш (Денис Хисамов).

Самый выразительный образ среди животного мира спектакля достался петуху (Ильдар Сахатов). Актеру есть, где разгуляться: нарциссизм, самодовольство, бахвальство, трусость, сыгранные исключительно в комическом ключе, делают его любимцем публики. Люди, как известно, охотнее видят свои пороки со стороны, потому в мире людей так популярны басни. Ильдар Сахатов наделяет своего персонажа чертами метросексуала и манерами некоторых известных «звезд» эстрады, которым нарядный напомаженный Петя с удовольствием подражает.

Спектакль отличается повышенным драматизмом. Атмосфера знаменитой петербургской «достоевщины» создается умелым подходом к решению образов и постановке света. Хозяин, отмывающий руки от крови, дочь Даша с ножом в руках, отстаивающая свое право быть матерью, лошадь, подставляющая грудь под пулю. Сосед в панаме и плаще-пыльнике так откровенно напоминает гонимую ленинградскую интеллигенцию 30-х, что публика невольно начинает ждать появления «черного воронка».

Свет выделяет на сцене действующих лиц, оставляя мрачно-темными углы строений, закоулки декораций. Даже рождественская снежная синева и звездное небо полны таинственной мистики.

Звуковой ряд также философски осмыслен, как и сценография. Узнаваемые мелодии играют в спектакле свою особую роль: четко формируют мизансцены, локализуют время действия, определяют настроение. Конечно, деревенская жизнь не обходится и без хорового пения, с которым все актеры справляются превосходно.

Постановка на сцене театра в Стерлитамаке получилась удивительно цельной, логичной, оснащенной вполне очевидной стилевой составляющей. Некоторые шероховатости актерской игры, свойственные премьере, когда артисты еще привыкают друг к другу, ищут выразительные краски, полутона, глубину и динамику образов, со временем уйдут. Городу в подарок останется яркий, красивый и нешуточно будоражащий душу спектакль.

Теперь, когда характеристики героев пьесы уже известны, можно посмотреть, что родилось на этом же материале в столичном театре Башкирии.

Заслуженный деятель искусств РФ и РБ Михаил Рабинович создал на сцене мир отчетливо деревенский: теплый, светлый, наполненный запахом сена, луга, коровьего молока. К этой же идее простоты тяготеют и декорации (художник-сценограф – Владимир Королев) – дом, двор, сеновал, забор, амбар, овин. Задник, который на сцене театра Стерлитамака почти всегда затемнен, в Уфе пастельно-прозрачен. Легкая, пасторально-немудреная сценография и душевное пение всех героев на лавочке в начале и конце спектакля наполняют его поэзией, которая становится лейтмотивом постановки.

Лиризму не свойственна резкость движений. Этой неспешностью определяются и образы героев пьесы. Хозяин (Владимир Абросимов) более задумчив, менее деловит и как-то по-домашнему уютен в своей клетчатой фланелевой рубашке. Он не суров, а скорее немного замкнут, и, хотя это не противоречит общему настрою спектакля, понять, почему такого хозяина все боятся, несколько затруднительно.

Даша (Екатерина Колмагорова) и Алексей (Руслан Бельский) не столь юны и воздушны, и также менее эмоциональны. Зато им присуща именно та классическая, слегка неуклюжая, деревенская основательность. Такой Даше уже не приходит в голову отважно хвататься за нож. Да и Алексей не слишком щедр в выражении своих чувств к любимой, будущему ребенку и ушедшему отцу.

Сосед (Олег Шумилов) в уфимской постановке близок к настоящему сельскому юродивому. Он добр, кроток и лишен эскапизма, присущего герою предыдущего спектакля. Пьет он от слабости и неумения справиться с одиночеством и жизненными неурядицами, которые свалились на него после смерти жены. Крылья ангела смотрятся на нем более органично, превращая природное беззлобие совестливого старичка в истинно благую святость. Своего героя актер играет подробно и обстоятельно, не отступая от замысла автора пьесы и не придавая персонажу никаких иных характеристик.

Несколько иными увидел постановщик и персонажей-животных. В лошади (Ольга Лопухова) чувствуется глубокая сердечность и грусть, за коими стоит тяжелый, но не безрадостный жизненный путь. Корова Зорька (Ирина Бусыгина) обладает истинно коровьим добродушием и чудесным умением глуповато, но мило хлопать длинными ресницами. Несчастная свинка Дуня (Юлия Тоненко) в этом спектакле лишена жизнелюбивой раблезианской натуры своей предшественницы из Стерлитамака и более походит на маленькую принцессу, которой очень идет превращение в полупрозрачного тихого ангела.

Нехитрая, но приятная мелодия (композитор – Юрий Прялкин) служит ненавязчивым фоном в поэтической стилистике постановки.

После небольшого опроса выяснилось, что ясность, простота и душевность столичного спектакля милы сердцу старшего поколения, тогда как сумрачный, несколько загадочный концептуализм молодых питерских авторов привлекателен для юных интеллектуалов. Впрочем, энергичные аплодисменты и зрительские комментарии говорят о том, что обе работы по настоящему порадовали всех, кто посетил премьеру в Стерлитамаке и увидел обновленный вариант «Истории» в Уфе.

Вот так и существуют на расстоянии 120 км друг от друга два одинаковых по своей сути, но различных по характеру, темпераменту и духу спектакля, две проникновенные истории о вечном – жизни, смерти, любви.

Текст: Даша Евдочук

Фото предоставлены пресс-службами театров:

Русский драматический театр г.Стерлитамак








«Очень простая история» - это притча о текущей, повседневной жизни двух деревенских семей.
Вкратце сюжет таков. Дочь зажиточного крестьянина обнаруживает, что беременна от соседского паренька, бедняка и сына пропойцы. Отец девушки настаивает на аборте, но тут в дело вмешиваются животные со скотного двора (их изображают переодетые актеры) - Лошадь, Петух, Пес, Корова и Свинья. Они и спасают девушку от морального преступления.
Феномен пьесы - в необычной легкости и сентиментальности житейской истории.
Одновременно действие разворачивается в хлеву, где наравне с людьми действуют домашние животные, которые по-своему видят окружающее, по-своему размышляют над происходящими событиями, становятся свидетелями странных человеческих взаимоотношений. В «Очень простой истории» показана наша жизнь без прикрас, без лакировки.
История, рассказанная Марией Ладо, даже слишком простая. В ней любят, играют на гармошке, рассуждают о жизни, думают о смерти. Люди, лошади, свиньи - все вместе.
Простой, почти библейский рассказ о душевном ожесточении людей и чистом, праведном мире природы. О том, что животные оказываются ближе к заповедям Христа, чем люди. Эта история, в которой, помимо людей, действующими лицами удивительным образом становятся и животные, и даже ангелы, - гимн самым высоким и светлым человеческим чувствам: любви, верности, доброте, милосердию.
"Скоты готовы умереть за людей, которые сами стали зверьми", - такова мораль простой украинской театральной басни.
… Вчера я этот спектакль смотрела повторно. На этот раз, мы ходили с детьми, чему я безумно рада! Слова одной юной леди: «Я никогда не думала, что театр - это так здорово!!! Я даже задумалась, куда пойти в следующий раз, в кино или в театр? Скорее всего, пойду в театр! Кино и рядом не стоит!!!»
Изумительная игра актеров! Особенно хочу отметить Сергея Бородинова, который играл соседа, и хозяина - Валерия Кондратьева.