Open
Close

Тема солдатского подвига в военной лирике твардовского. Военная тема в лирике А

ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего - основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, - писал поэт.

“Я убит подо Ржевом” - стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения - единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”, настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча награжден,
Но есть ли такая награда,
Что выслужил, выходил, выстрадал он? –
Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика.

Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины...” - лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны, с другой же - в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. “Я” - живой и “другие” - мертвые - вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение отличает, лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении - свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца...”), которое охватывает всю историю войны - от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “в наступлении”, “На Днепре”.

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата.

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно: Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только собственной спиной...”. А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...

То серьезный, то потешный,
Он идет - святой и грешный...

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле”.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (По поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

А. Т. Твардовский

Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму “Василий Теркин”. Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так о Великой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал.

Многие выдающиеся полководцы издавали свои книги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военного искусства. Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторону войны.

Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Очень важно понимать проблемы, переживания и радости рядовых. Наверное, трудно представить человеку, не принимавшему участия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни о чем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.

Понимал Твардовский, что победа над Германией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главный герой его поэмы - Василий Теркин.

Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь

На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой.
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

В главе “Теркин - Теркин” мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.

Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он - это собирательный образ:

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен...

Первый подвиг Теркина, о котором мы узнаем, - это побег из немецкого плена. В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся в Германии. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал.

Думаю, что из-за такого отношения страны к попавшим в плен (кстати, очень многих взяли из-за просчетов руководителей, особенно в первые месяцы войны) несчастные люди и переходили на сторону фашистов. А Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищатьРодину от врага.

Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:

Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог!

Да, действительно, ничего он не мог поделать, так уж сложились обстоятельства.

Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправы один из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:

И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.

Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-то точку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, что кто-то мог доплыть живым с того берега.

Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок - добрался до своих по ледяной воде, которая “даже рыбам холодна”. Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которым были посланы люди.

Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое. Попросил солдат у полковника вторую стопку водки: “так два ж конца”.

Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плывет обратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия. А опасность для него представляет не только холод, еще и “пушки бьют в кромешной мгле”, потому что

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.

Защита жизни на земле - главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин.

Он попал в “погребушку” к немцам, чтобы проверить, не оттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо. Страшные сутки провел Теркин, “оглушенный тяжким гулом”, теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих - это еще ужаснее, чем от врагов.

Только через сутки нашли его, истекающего кровью, “с лицом землистым”. Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы и не ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку. Интересно отношение Теркина к награде:

Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войне таких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден. Причем обычно это люди, которые не особо любят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством.

Как мы понимаем из слов самого героя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил:

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое -
Человек пришел с войны.

По-моему, отказ от ордена - тоже своеобразный подвиг. У Теркина был страшный поединок с немцем:

Так сошлись, сцепились близко
Что уже обоймы, диски,
Автоматы - к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.

Они дерутся один на один, “как на древнем поле боя”. Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба - это совсем другое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.

Исход любой битвы зависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схватке эта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы “Поединок” автор показывает физическое превосходство немца, “дармовым добром кормленного”. Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российские дома, требовать себе еды, наводить в стране “свой порядок”. И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулся на него своей каской:

Ах, ты вон как! Драться каской? Ну не подлый ли народ!

И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял “языка” - добычу ночи”. Он снова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок.

Пожалуй, самое жуткое место “Книги про бойца” - это глава “Смерть и воин”. Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который “неподобранный лежал”. Смерть уговаривала его сдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:

Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?

Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победу русских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался. Участие в войне против фашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, - главное дело его жизни.

Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они просто сражаются и совершают подвиги, не думая о награде, - подвиги человека на войне.

“Я ЖИЛ,Я БЫЛ - ЗА ВСЕ НА СВЕТЕ Я ОТВЕЧАЮ ГОЛОВОЙ” (А. Т. Твардовский)

Не так давно я прочитал поэму А. Т. Твардовского “По праву памяти”. Признаться, до того момента мои знания о поэте были весьма ограниченными, ибо основывались (думаю, как и у большинства нынешних школьников) лишь на широко известной его поэме “Василий Теркин”. Но это незнакомое мне ранее произведение глубоко поразило меня той искренностью выражения наболевших чувств, которой оно пронизано с начала до конца. Кроме того, оно вызвало у меня интерес к самому поэту.

А. Т. Твардовский, знакомый многим читателям по своим произведениям о войне, известен еще и как активный общественный деятель. Будучи в годы хрущевской “оттепели” главным редактором журнала “Новый мир”, он своими усилиями буквально подарил читателям произведения многих литераторов, запрещенные во время сталинской диктатуры. Именно с его помощью увидел свет и рассказ никому тогда еще не известного А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, ставший событием огромной важности не только в литературной, но и в общественной жизни страны.

Над поэмой “По праву памяти” автор работал в течение трех лет и закончил ее в 1969 году, но во время “застоя” из идеологических соображений она просто не могла пройти цензуру и была опубликована лишь восемнадцать лет спустя, что, несомненно, только повышает интерес к ней.

Чувствуя на склоне лет острую потребность успеть сказать о самом главном, в чем-то покаяться, о чем-то предупредить, Твардовский в поэме размышляет о трагической судьбе своего поколения. Автор вложил в небольшое по размерам произведение всю боль, которую вызывали в нем воспоминания о страшных преступлениях того времени.

Во вступлении поэт готовит читателя к обсуждению важных проблем, настраивает его на серьезный лад:

Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...

Сама поэма разделена на три части, причем первая противопоставлена двум другим. В ней автор рассказывает простую, немного грустную историю о том, как двое молодых людей, собираясь покинуть родные края, думают о будущем, мечтают быть полезными своей стране, своему народу; они уверены: счастье “сторицей должно воздать за наш порыв”. Но уже к концу первой части тон автора становится все мрачнее, читатель чувствует, как сгущаются краски. Поэт дает понять, что очень скоро беззаботная юность этих людей закончилась и жизнь встретила их не слишком приветливо.

“Сын за отца не отвечает” - так названа вторая часть поэмы. Из нее мы узнаем страшную “быль” о том, какие ужасные муки вынуждены были терпеть дети репрессированных граждан, великое множество которых не только не совершало никаких преступлений, но всячески старалось помочь молодой стране подняться из разрухи и нищеты. Отец самого Твардовского был раскулачен и сослан на Северный Урал, и молодому человеку приходилось вступать в жизнь и в литературу с клеймом “кулацкого сынка”.

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок,
Не понаслышке,
Не из книжки.
Толкует автор этих строк...

Но основной, на мой взгляд, задачей этой части было показать ту ужасающую простоту, с которой принимались решения, способные изменить жизнь миллионов граждан. Переживания и чувства людей не просто не брались в расчет - подразумевалось, что их просто не существует, что вместо людей - лишь механические исполнители воли “высшего” существа. И государственная машина растила и тщательно готовила тех, кто впоследствии мог стать таким механизмом, кто в угоду начальству был готов на все.

Особенностью поэмы является то, что при малом объеме текста автору удается сказать о многом. Так, постоянно возвращаясь во второй части к фразе: “Сын за отца не отвечает”, поэт размышляет и об исторических последствиях этого лозунга, и о своей личной вине перед родителями, и о том, что “за всеобщего отца мы оказались все в ответе...”.

Третья часть является предостережением нам, потомкам, уже не заставшим это время, об опасности забыть всю бесчеловечность той власти, которая управляла страной многие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для времени написания поэмы, когда “у руля” находился Л. И. Брежнев, но и для наших дней.

Так давайте же вдумаемся, вчитаемся в строки поэмы, поймем, что

это было явной былью
Для тех, чей был оборван век,
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.

Поколение, к которому были обращены эти слова, не имело возможности прочитать их и осознать их справедливость и важность.

Последствия этого мы ощущаем уже сейчас, наблюдая митинги и демонстрации, их участников, несущих портреты Сталина, мечтающих о “сильной руке”. Так пусть же до сознания каждого дойдут строки, обращенные к нам два с половиной десятилетия назад:

А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите –
Он богом был, Он может встать.

В этом небольшом произведении Твардовскому удалось выразить множество различных чувств и переживаний советской интеллигенции, точнее, той ее части, которая, несмотря на явно неблагоприятные условия, пыталась противостоять режиму, не поддаться давлению сверху, сохранить человеческое лицо, не запятнать свою совесть. И нам, нашему поколению, находящемуся на пороге зрелой жизни и видящему нестабильность общественного сознания, именно нам не просто полезно, но жизненно необходимо изучать как историю, так и литературу нашей страны, чтобы в решающий момент выбора не сделать роковой ошибки и не ввергнуть ее в хаос, разруху, нищету. Ярким примером такой литературы, знание которой помогает формированию активной жизненной позиции, может служить именно поэма “По праву памяти”,описывающая лишь малую часть того, что пришлось пережить народу, но все же достаточно глубокая и серьезная, чтобы заставить задуматься над прошлым, оценить настоящее и предотвратить ужасные ошибки в будущем. И пусть девизом для всех нас будут заключительные строки поэмы:

Зато и впредь как были - будем, -
Какая вдруг ни грянь гроза, -
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

МОЙ А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая - быть самим собой.

А. Т. Твардовский

Александр Исаевич Солженицын в своих литературных воспоминаниях “Бодался теленок с дубом” восхищался чувством меры у А. Т. Твардовского, он писал, что, не имея свободы сказать полную правду о войне, Твардовский останавливался перед всякой ложью чуть не на последнем миллиметре, но нигде этого барьера не переступал. Прочитав эти строки, мне захотелось узнать побольше о Твардовском, о его жизни, прочитать произведения поэта. Сборник его стихов стал моей настольной книгой, и я с удовольствием перечитываю его снова и снова.

Поэзия Твардовского - своеобразная поэтическая энциклопедия времени, это эпическая и лирическая, отчасти и драматическая история нашей страны. Почти все главнейшие события этой истории отразились в творчестве Александра Трифоновича: коллективизация - в “Стране Муравии”, Великая Отечественная война - в “Василии Теркине” и в “Доме у дороги”, послевоенные годы - в поэме “За далью - даль” и, конечно, в лирике с ее многообразием тематики. Герои произведений Твардовского - люди рядовые, не “генералы” новой жизни, а ее солдаты. Василий Теркин - один из таких солдат. Он герой поэмы, являющейся вершиной поэтического наследия А. Т. Твардовского.

“Василий Теркин” - подлинно народная поэма. Мало в нашей стране найдется людей, кто не любит этого героя. Мне в поэме больше всего нравится язык, образный, народный. Стихи его запоминаются сами по себе, непроизвольно. Восхищает ее необычность и задушевность, словно ты вновь встретился со старым другом, которого тебе представлять не надо. Вместе с героем ты переживаешь трагические фронтовые будни, выпавшие на долю солдат. Сжимают сердце и трогают за душу строки поэмы, ставшие бессмертными:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,
Ни приметы, ни следа.

Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев. Он по душе мне своим жизнелюбием. Порой он мерзнет, голодает, не имеет вестей от родных, он на фронте, где каждый день смерть, где никто “не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули”. Но Теркин не унывает, живет и радуется жизни:

Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.

Во время войны, видя вокруг смерть и насилие, трудно не очерстветь, не стать жестоким, не потерять веру в себя. Твардовский показывает, что в самые тяжелые минуты сохранить душевное здоровье помогал природный солдатский юмор. Когда кто-нибудь из солдат падал духом, Теркин, душа солдатской компании, мог одной шутливой фразой поднять настроение товарища:

Не горюй, у немца этот
Не последний самолет...

В поэме “Василий Теркин” мне больше всего нравится глава “Смерть и воин”, в которой Василий, раненный, лежит и замерзает. И чудится ему, что пришла Смерть и зовет его с собой. Меня восхищают мужество и стойкость истекающего кровью солдата, ведущего спор со Смертью. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость - то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться, что убьют тебя? Но не готов Василий Теркин, чтобы легко сдаться “Косой”:

Буду плакать, выть от боли
Гибнуть в поле без следа.
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

И воин побеждает Смерть.

В поэме “Теркин на том свете”, обличающей сталинизм, меня покорили умная, едкая сатира и великолепный юмор Твардовского. В поэме подвергнуты осмеянию и сам “отец народов”, и система, им созданная. Действие, перемещенное с земли на тот свет, создает удивительный эффект: мы не только видим убогость и ненужность казарменно-бюрократической системы, но и явную антигуманистическую ее направленность. Мы видим разделение общества на категории, секретность, полную обюрокраченность, попытки отделить нашу систему от всего мира стеной.

Совершенно иную грань поэтического таланта А. Т. Твардовского я открыла для себя в его лирике. Его речь пластична, богата красками, запахами, звуками, густо населенного мира. Мы видим “розоватую пену” березового сока со свежих пней, “голубой” весенний пар над полями, “грузного грача” над первой бороздой. Яркие и сочные краски, которыми поэт описывает просыпающуюся природу, будоражат воображение, и мы словно чувствуем запахи весеннего леса:

Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле -
Вдруг порозовели
По-вербному березняки.

И конечно, в лирике поэта-фронтовика военная тема остается одной из основных. Стихотворения “Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Партизанам Смоленщины” и многие другие Твардовский посвятил воинам, павшим и живым, которые не щадили себя “ради жизни на земле”.

А. Т. Твардовский не избежал общей печальной участи - необходимости восхвалять вождя, все великие и страшные переломы. Но я уважаю и люблю Твардовского за то, что он одним из первых в советской литературе начал борьбу против сталинизма. За то, что он, будучи редактором журнала “Новый мир”, вопреки нежеланию многих, опубликовал повесть никому тогда не известного писателя А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”. За поэму “Теркин на том свете”, за образ созданного им простого русского солдата Василия Теркина. И за то, что чувствовал свою личную ответственность за страшные события в нашей истории и выносил свое покаяние на суд читателей:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Сочинение

Поэзия А. Т. Твардовского - поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты «Красная звезда», не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: «22 июня 1941 года», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «9 мая», и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
«Война - жесточе нету слова…» (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
«Пускай до последнего часа расплаты…» (1941)

Многие стихотворения представляли собой поэтические агитационные «листовки», призывающие на борьбу с фа­шизмом:
За Починками, Глинками
И везде, где ни есть,
Потайными тропинками
Ходит зоркая месть.
Ходит, в цепи смыкается,
Обложила весь край,
Где не ждут, объявляется
И карает…
Карай!
«Партизанам Смоленщины» (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:
Соленый пот глаза слепил
Солдату молодому,
Что на войне мужчиной был,
Мальчишкой числясь дома.
«Иван Громак» (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:
Вот - на бросок гранаты враг,
Громак его гранатой.
Вот рядом двое. Что ж Громак?
Громак - давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели - поднимали боевой дух и вели защитников вперед:
Москвы не видел, но ему
Москва салютовала.
«Иван Громак» (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек «лет десяти-двенадцати» повествуется в стихотворении «Рассказ танкиста» (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:
Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. «Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать», - писал А. Т. Твардовский. Так, стихотворе­ние «Я убит подо Ржевом» (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший «в безымянном болоте» солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва
И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она - спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством - жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами // Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым «спать спокойно». На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:
Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек - все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
«Я знаю, никакой моей вины…» (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища - жизни.

Технологическая карта урока

Разработал Горюнова Елена Ивановна Должность преподаватель русского языка и литературы

Наименование организации ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»

Профессия, группа

ПК-108, Повар, кондитер

Учебная дисциплина/

ОУД.01 Русский язык и литература. Литература

Тема урока

Тема войны и памяти в лирике А.Т.Твардовского

Регламент занятия

45 минут

Вид занятия

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Тип занятия

Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов действий

Технологии обучения

Исследовательские методы обучения, проблемное обучение

Цель занятия:

показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.

Задачи:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

осмысление понятия памяти, для чего человеку дана память;

раскрытие, содержания понятие памяти в стихотворениях Твардовского.

способствование патриотическому воспитанию студентов, воспитанию чувства уважения к истории своей страны.

совершенствование навыков выразительного чтения: умение интерпретировать художественный текст;

способствование появлению у студентов желания совершенствовать, развивать свою память;

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

Проектор, ноутбук

П резентация «Вся суть в одном…»

Учебно-методическое обеспечение:

Тетради студентов

Учебники

Проверяет наличие студентов на занятии,

Проверяют готовность к занятию.

2. Эмоционально-психологическая установка на урок

«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

А.Твардовский

Прослушивание песни «День Победы». Одновременно идет демонстрация презентации «Вся суть в одном…»

Скажите, каким настроением проникнута эта песня? (Жизнеутверждающее, приподнятое)
– Эпиграфом к нашему уроку являются слова самого поэта.

Прослушивают песню «День Победы». Смотрят презентацию «Вся суть в одном…

2. Этап вызова – выход на проблему

7 минут

Сегодня у нас урок будет необычный. О чем мы будем говорить, что узнаем сегодня?
Сначала прочитаем отрывки из стихотворений А.Твардовского и подумаем, какая мысль всех их объединяет? Отгадаем слово, которое и будет предметом нашей речи сегодня.

Проецируется на экран:

1) Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава…

2) Однако, – нужды нет лукавить,–
Душа, минуя давность лет,
Той горькой памяти оставить
Еще не может и – нет-нет –
В тот самый заступает след.

3) Жестокой памяти страницей –
На том безжалостном торгу
Она оплачена сторицей,
И мы у мира не в долгу….

А теперь скажите, какая мысль объединяет эти отрывки из разных произведений автора, написанных в разные годы его творчества? Какое слово является ключевым в этих отрывках?
– Итак, память.Вот предмет нашей речи. Какое понятие память?

Биология: каждое живое существо наделено памятью.
Психология: функция памяти, классификация памяти.

Сформулируем вместе вопросы, на которые мы сегодня должны получить ответы.
– Что такое память? Для чего человеку дана память? Нужна ли человеку память?

Объявление темы и целей урока.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Студенты записывают дату и тему урока в тетрадях.

(Биологическое, психологическое).

(дают ответы на вопросы).

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

20 минут

Итак, получили ответ на первый вопрос: память – это способность человека запечатлевать, запоминать и воспроизводить жизненные явления. Жизнь развивается, и эта способность человека перенесена и на технику – оперативная память. Почему человек придумал еще и оперативную память? По какому предмету вы встречаетесь с понятием об оперативной памяти. Что это? Чем отличается от человеческой памяти?
– А теперь попытаемся ответить на вопросы:

    Для чего человеку нужна память?

    Зависит ли она от человека?

    Какой еще может быть память? (Запись на доске)

Работа в группах

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения А.Т.Твардовского «Жестокая память». (1951). (приложение 2)

Какой вывод мы можем сделать из всего, что узнали? О чем эти стихотворения А.Твардовского?

Что означает по Твардовскому понятие памяти? С какими другими понятиями оно связано? Каким новым значением, содержанием наполняется это понятие в стихотворениях Твардовского?

Сделайте вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского:

Итак, понятие «память» соприкасается с такими понятиями, как «долг», «обязанность».Такое понимание присуще, наверное, не всем людям. Если бы все это чувствовали, не было бы разговора об оскверненных могилах, разрушенных памятниках…Это понятие, выходит, и этическое, нравственное. Хотя Твардовский понимает, что никакой вины объективно нет (действительно, он выполнил свой долг, пройдя всю войну в роли военного корреспондента), все же он ее ощущает. Это чувство вины выражает мысль поэта о неоплаченном долгу живых перед погибшими защитниками Отечества. Сам Твардовский писал об этом: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Человек, прошедший войну и вышедший из нее живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом и стихотворения «Жестокая память» и «Я знаю…». Память – это невозможность забыть и избыть ту боль, которую принесла война людям. Жестокость ее заключается в том, что невозможно жить и радоваться жизни так же, как до войны. (Долг, обязанность)

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа в группах

(Троекратный повтор частицы «Всё же» выражает сомнение, колебания автора, его непонятную боль. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») точно передают его душевные муки, нескончаемый диалог с самим собой… Что обозначает многоточие в конце стихотворения?(многоточие обозначает ещё то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).
Стихотворение лишено метафор, эпитетов, здесь главное не слово, а мысли, напряженная работа мысли, чувств.

Делают вывод по работе с текстами стихотворений Твардовского

4. Рефлексия.

10 минут

Что мы сегодня узнали? Какой урок для себя получили?

Слушают преподавателя, делают выводы,записывают ответы в тетрадях.

5. Подведение итогов и домашнее задание

5 минут

Итак, все мы сегодня активно работали, поняли, что память – это не только биологическое, психологическое или техническое понятие. Память – это категория нравственная. Дома вы еще раз в тишине, наедине с собой поразмышляете над тем, о чем мы сегодня говорили, и напишете сочинение на одну из тем: «Для чего человеку нужна память?», «Можно ли забыть прошлое?», «Можно ли забыть то, свидетелем чего ты сам не был?».

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывает домашнее задание.

Приложение 1

Задание I группе: исследование темы на примере стихотворения

Жестокая память

Александр Твардовский

Повеет в лицо, как бывало,
Соснового леса жарой,
Травою, в прокосах обвялой,
Землёй из-под луга сырой.

А снизу, от сонной речушки,
Из зарослей - вдруг в тишине -
Послышится голос кукушки,
Грустящей уже о весне.

Июньское свежее лето,
Любимая с детства пора,
Как будто я встал до рассвета,
Скотину погнал со двора.

Я всё это явственно помню:
Росы ключевой холодок,
И утро, и ранние полдни -
Пастушеской радости срок;

И солнце, пекущее спину,
Клонящее в сон до беды,
И оводов звон, что скотину
Вгоняют, как в воду, в кусты;

И вкус горьковато-медовый, -
Забава ребячьей поры, -
С облупленной палки лозовой
Душистой, прохладной мездры,

И всё это юное лето,
Как след на росистом лугу,
Я вижу. Но памятью этой
Одною вздохнуть не могу.

Мне память иная подробно
Свои предъявляет права.
Опять маскировкой окопной
Обвялая пахнет трава.

И запах томительно тонок,
Как в детстве далёком моём,
Но с дымом горячих воронок
Он был перемешан потом;

С угарною пылью похода
И солью солдатской спины.
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны!

От самой черты пограничной -
Сражений грохочущий вал.
Там детство и юность вторично
Я в жизни моей потерял…

Тружусь, и живу, и старею,
И жизнь до конца дорога,
Но с радостью прежней не смею
Смотреть на поля и луга;

Росу оббивать молодую
На стёжке, заметной едва.
Куда ни взгляну, ни пойду я -
Жестокая память жива.

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Вопросы и задания

    Почему стихотворение так названо? Только ли память о войне является содержанием стихотворения?

    Найдите слова, подтверждающие тему стихотворения

    На какие части можно разделить стихотворение? Память о детстве – с каким чувством пишет автор? Отчего грусть?

    Укажите слова, которые характеризуют чувства автора, связанные с воспоминаниями. Стихотворение написано в 1951 году. Война давно закончилась. Строили новую жизнь. Но почему же поэт пишет: «Но с радостью прежней не смею смотреть на поля и луга»? Что ему мешает радоваться жизни?

    Перед кем он чувствует вину?

Задание II группе: исследование темы на примере стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»

Я знаю, никакой моей вины

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Вопросы и задания

    Подготовить выразительное чтение стихотворения.

    О чем стихотворение? Каким чувством оно проникнуто?

    Что по форме и содержанию напоминает стихотворение?

    Каковы чувства лирического героя? .

    Как вы думаете, виноват ли он в том, что он живой, а они –нет?

    Какому человеку только может быть свойственно такое чувство боли, вины?

    Какой стилистический прием передает колебания, сомнения героя?

Сочинение по литературе.

Александр Трифонович Твардовский по праву считается одним из выдающихся поэтов двадцатого века. Он вошёл в литературу как участник и летописец важнейших событий своей эпохи. Поэт прошёл дорогами войны, испытал на себе все трудности солдатской жизни. Он переносил на бумагу сохранившиеся в памяти горькие впечатления искренне, ничего не изменяя и не скрывая. В творчестве Твардовского нет казённой лжи и наигранного патриотизма. Автор излагает лишь правду, реальные факты – то, что считает важным.

Ещё в годы «зимней» финской войны Твардовский увидел страшные картины сражений. В стихотворении «Две строчки» предстаёт образ «бойца-парнишки», «что был в сороковом году убит в Финляндии на льду». Эти строки сохраняют для нас память о жертвах «незнаменитой» войны.

Скорбью о погибших проникнуто и знаменитое стихотворение «Я убит подо Ржевом». В безымянной могиле покоятся защитники русской земли, погибшие при бомбёжке. Их подвиг остался неизвестным. В словах павшего бойца – только истина: мёртвым не нужна ложь. «Я – где корни слепые ищут корма во тьме; я - где с облаком пыли ходит рожь на холме», – обращается к нам герой. Его прах смешался с землёй, которую он сберёг для потомков.

В стихотворении точно подобраны языковые средства выразительности. Здесь и анафора («я – где корни», «я – где крик петушиный»), и внутренние созвучия («петлички-лычки», «корни-корма»), и аллитерация, передающая шорох шин («ваши машины... на шоссе»). За счёт этого стихотворение точнее и глубже передаёт ощущение горечи утраты, трагедию происходящего.

Лишь одно спрашивают мёртвые: побеждён ли враг? «Мы за родину пали, но она –спасена», – вот единственная отрада «безгласных». Мёртвые просят помнить о них, ведь в победе есть их «кровная часть».

Дань памяти героям Великой Отечественной войны Твардовский воздал в стихотворении «В тот день, когда окончилась война». Он прощается «со всеми, что погибли на войне», говорит, что их подвиг забыть невозможно. Народ помнит и будет чтить своих героев «не затем, что уговор». «Не избыть нам связи обоюдной» с защитниками нашей Родины. Духовное родство «даже смерти стало неподсудно». Поэт обещает в каждой «песне новой» обращаться к павшим в битве, не искажая воспоминаний о прошедших годах.

Такой песней стало стихотворение «Я знаю, никакой моей вины...». Чувства Твардовского не потускнели со временем. Поэт бережно хранит воспоминания о тех, кто не вернулся с войны. Лирический герой осознаёт, что он «мог, но не сумел сберечь» погибших товарищей. Нельзя, уже невозможно забыть тех, кто защитил Отчизну ценой своей жизни.

Самоотверженный подвиг советского народа в борьбе с врагом находит отражение и в поэме «Василий Тёркин». Произведение не случайно названо именем главного героя. «Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», – пишет о своём персонаже Твардовский. Эти слова позволяют понять, что образ Василия Тёркина – собирательный, объединивший характерные черты народа.

Поэт представляет соотечественников такими, какими он их увидел на войне. Как и Тёркин, они сражались «не ради славы, ради жизни на земле». Подвиг народа показан как ежедневный тяжёлый труд, работа простых солдат.

На страницах поэмы описаны правдивые картины военных будней, когда приходилось «греться бегом, мыться снегом», ночевать на мёрзлой земле, воевать в болотах, видеть, как «люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно». Фронтовой быт суров и беден, но солдата выручает сила духа, смекалка и жизнелюбие.

Поэма «Василий Тёркин» стала зеркалом, отразившим жизненную силу человека и мощь народного характера.

Война в творчестве Твардовского представлена «глазами очевидца», по-народному правдиво. Ни в словах, ни в мыслях поэта нет и тени неискренности. Потомки должны узнать всё о суровой действительности того времени. Знакомство с произведениями Твардовского помогает лучше понять истинное нравственное величие народа, которое он пронёс сквозь годы тяжелейших испытаний.

Рецензии

Со стихами у Вас намного хуже.
Проза - живее.
Мне было бы интересно Ваше мнение о, так сказать, поэзии местного автора (слава Богу проект закрыт) Серого Леонида В.
Буду признателен.
А стихи придут. Если будет нужно.
:)

"Мнение о, так сказать, поэзии местного автора (слава Богу проект закрыт) Серого Леонида В."

Почитал сборник "Война". Драматично, местами реалистично.

Спасибо. Извините, что занял Ваше время.
Мне действительно очень интересно Ваше мнение особенно по причине разницы в возрасте.
Т.есть Вы не почувствовали ни фальши ни искусственности?
Дело в том, что нет такого человека и не было никогда.
И не очень ясно зачем эту "дурочку" запустили.
Если интересно, я продолжу.
Вопросы-то у меня ещё есть.
Спасибо.

ТЕМА ВОЙНЫ. Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года, стала событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии.

В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет глав­ное место занимает, патриотическая тема - в самом важном и вы­соком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама вой­на приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, дол­гожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру - таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. Нашли отражение в военных стихах и горькая пора отступления, и высокое понимание солдата­ми чести и долга:

И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить,

Они в тебе.

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

По форме стихи военных лет разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества.

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Вершиной поэтического наследия военных лет по праву счита­ется поэма «Василий Теркин» (1941-1945) - памятник величию духа советского воина в Великой Отечественной войне.

«Книга про бойца», как назвал ее сам поэт, воссоздает достовер­ную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чув­ства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других произведений тех лет особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и страда­ний, подвигов военного быта. Главный герой поэмы - Василий Тер­кин - олицетворяет фактически весь народ. В этом образе нашли художественное воплощение все самые лучшие черты и качества русского национального характера. Образ Василия Теркина действи­тельно вбирает то, что характерно для многих.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе, -

пишет автор. Но присущие многим людям черты (народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, мастеровитость русского че­ловека - труженика и воина, юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное) воплотились в нем ярче, острее, самобытнее и сплавились в живой и целостный человеческий харак­тер.

Василий Теркин, являясь воплощением русского национально­го характера, не отделим от народа - солдат и эпизодических пер­сонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка- медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из пле­на, и др.), не отделим он и от матери-родины. Таким образом, «Книга про бойца* становится поэтическим утверждением народного един­ства перед лицом нелегких испытаний.

В «Книге про бойца» война изображена, как она есть, - в буд­нях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического с возвышенным и трагедийным.

Прежде всего поэма сильна правдой о войне как о суровом и тра­гическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека. Об этом свидетельствует буквально каждая страница книги, горестное и трагическое содержание мно­гих ее глав, например « Переправа », « Бой в болоте », « Смерть и воин », « Про солдата-сироту», и, конечно же, проходящие рефреном став­шие крылатыми строки:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы.

Ради жизни на земле.

Сам поэт в «Автобиографии» так говорит о месте поэмы в своем творчестве: «…«Книга про бойца», каково бы ни было ее собственно литературное значение, в годы войны была для меня истинным сча­стьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся, непринужденной форме изложения.« Теркин » был для меня, во взаимоотношениях поэта с его читателем - воюющим со­ветским человеком, - моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю».

Творчество Твардовского военных лет многообразно. Параллель­но «Василию Теркину» он пишет цикл стихов «Фронтовая хрони­ка» (1941-1945), работает над книгой очерков «Родина и чужбина» (1942-1946), тогда же им были написаны «Две строчки» (1943), «Война - жесточе нету слова…» (1944), «Перед войной, как будто в знак беды…» (1945).

Мотив непокоренной родины ярко воплощен им в стихотворении «Партизанам Смоленщины». «На той войне незнаменитой» поэт понимал, очень хорошо понимал, что «у войны не женское лицо». Стихотворение «Письмо» - о враче, недавней выпускнице инсти­тута, которая на дорогах войны возмужала, «стала крепче чуть-чуть», «а бывало - нет сил. Первый раненый, помню, мне воды подносил». (На это стихотворение Твардовского позднее откликнулась Светла­на Алексиевич книгой «У войны не женское лицо».)

В произведениях о войне Твардовский отдает также дань уваже­ния доле вдов, и матерей погибших солдат:

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

Критик А. Н. Макаров писал об этих стихотворениях Твардов­ского: «Облик войны предстает в них более сложным и суровым… более реалистическим, и сам автор раскрывает перед-читателями новые стороны своей гуманной души».

В годы войны была написана еще одна лирическая поэма - «Дом у дороги» (1942-1946). «Тема ее, - как отмечал сам поэт, - война, но с другой стороны, чем в «Теркине» , - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну».

В этом произведении война предстает в самых простых, но раня­щих сердце подробностях. «Хозяин теперь всему война»: не доеные стада, в спешке угоняемые от наступающего врага, осоловевшие от жары и усталости дети, трясущиеся на возах, опустошенные ла­виной беженцев колодцы, где «ведра глухо грунт скребли, гремя о стенки сруба». И так же, как во время рытья окопов и рвов «живь­ем приваливали рожь сырой тяжелой глиной», ломаются челове­ческие судьбы.

В основе «Дома у дороги» лежит скорбное повествование о дра­матической судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сив- цовых и их детей. Но в поэме отразилось горе миллионов людей, в частной судьбе преломилась общая страшная трагедия жестокого времени.

Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала вой­на: отец ушел на фронт, мать с детьми была угнана в Германию, - Твардовский не только раскрывает тяготы военных испытаний, но и утверждает победу жизни над смертью. Поэма вселяет оптимизм, потому что она рассказывает о самоотверженности и жизнестойкос­ти русского народа, который даже в невыносимых условиях гитле­ровских лагерей сумел сохранить силу своего деятельного добра, на­дежду на счастье, чувство семьи и дома.

Вместе с «Василием Теркиным» поэма «Дом у дороги» состав­ляет своеобразную «военную дилогию» - лирико-героический эпос военных лет.

Мысль о прошедшей войне не оставляла Твардовского до конца жизни.

Одним из лучших произведений, написанных по следам крова­вых событий, является стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945- 1946). Написано оно в форме страстного монолога убитого «в безы­мянном болоте» бойца, который обращается ко всем оставшимся в живых. Это стихотворение-завещание, в котором голос лирическо­го героя звучит из-за черты небытия, но душа которого разлилась, растворилась в необъятных просторах родины:

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме.

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Монолог лирического героя приобретает особенную силу и страсть, когда речь идет о войне, о враге, который, по крестьянской традиции, как черт, называется «он».

В речи героя патетические выражения - «очи померкли», «пла­мень погас» соседствуют с разговорными - «в этом мире… ни дна ни покрышки», «все на кону», переплетаются с газетными штампа­ми - «последняя пядь», и все это вместе помогает по речи воссоз­дать образ человека, не оставившего « ни петлички, ни лычки », обоб­щенный образ русского солдата, одного из многих, павших «ради жизни на Земле».

Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили ничего при себе»), поэтому им дано «горькое», « грозное право» завещать оставшимся в живых беречь в памяти про­шедшее, никогда не забывать, какой ценой была завоевана долго­жданная победа, сколько за нее было отдано жизней и сколько судеб разрушено.

А. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожден­ном в годы тяжелых испытаний. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливыми быть» всем, кто из братьев-воинов вернулся с этой войны живым.

«Жестокой памяти» войны Александр Твардовский посвятил мно­гие лирические шедевры 1950-1960-х годов. Среди них: «22 июля 1941 года», «Их памяти», «Сыну погибшего воина», «Ночью все рапы больнее болят…», «В тот день, когда закончилась война», «9 мая», «Жестокая память». Эти и другие стихотворения стали своеобрпз- ным поэтическим реквиемом в честь павших на поле брани. В них поэт выразил, как он писал в 1969 году, «мысль и чувство, которое на протяжении всей войны и в последующие годы более всего за­полняло душу. Навечное обязательство перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе».

Тема преемственности поколений, памяти и долга перед погиб­шими в борьбе С фашизмом пронзительной нотой звучит в стихот­ворении «Лежат они, глухие и немые…» (1966):

Лежат они, глухие и немые.

Под грузом плотной от годов земли -

И юнощи, и люди пожилые,

Что на войну вслед за детьми пошли,

И женщины, и девушки-девчонки,

Подружки, сестры наши, медсестренки.

Что шли на смерть и повстречались с ней

В родных краях иль на чужой сторонке…

Ощущение невольной личной вины и ответственности за оборван­ные жизни предельно лаконично выражено поэтом в 1966 году в стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…»:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь.

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Трагической недосказанностью этих стихов поэт заставляет нас сильнее и глубже почувствовать свои переживания. Твардовский осознает, что практической его вины перед погибшими «воинами- братьями» нет, но все равно ощущает ее, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что он сам мог погибнуть, но остался жив. Это чувство в период «холодной войны», наступившей сразу же после Великой Отечественной, заставляет поэта снова и снова выступать «против тех, кто войну поют, войною дышат, войною бредят наяву».

Своим долгом человека и писателя Александр Твардовский счи­тал сделать все возможное, чтобы не допустить повторения трагедии, предотвратить еще более страшную катастрофу, « главную утопию », как он называл войну. Предание забвению памяти павших поэт счи­тал недопустимым. К этому же он призывал и нас, своих потомков. Не сделать этого - значит предать память тех, кто погиб за отече­ство, за свободу, за мирное счастье грядущих поколений, - за наше счастье.