Open
Close

Урок «Праздник первой борозды. Культура и традиции Скачать сценарий праздника первой борозды

Сценарий праздника «Хлеб России, хлеб моей отчизны», посвященного Году... Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке! Чтец 1.29 апр 2011 ... ... Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.23 ноя 2012 ... Выступление 11 класса "Праздник первой борозды". Вед.2: В древности праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы Европы.8 апр 2013... хотят жениться и празднично накрытые столы - это вовсе не сценарий фильма, а неотъемлемая часть праздника первой борозды в... к 9 мая, ко Дню победы. Сценарии утренников для малышей. Сценарии торжественных линеек и праздничных представлений на 9 мая для... первой борозды и первого снопа обязательно проводились в.... Так, имеются опубликованные конспекты занятий и сценарии праздников в... Сценарий праздника, Посвященного Святым равноапостольным Кириллу.... 1-й ведущий: Мы с Вами знаем, что первая буква русского алфавита называется «А». ..... «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] .... Первая похоронка в деревню..... Строчками картофельных борозд. И твою..... праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий, стихи... Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. ... « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником...

Видео по теме сценарий праздник первой борозды

Праздник первой борозды - ооо «гравюра»

  • Собственное производство

      Все памятники и аксессуары из гранита мы изготавливаем самостоятельно на нашем производстве, расположенном недалеко от «Кантемировская». Современное оборудование и квалифицированные специалисты позволяют нам создавать памятники разных форм и размеров, в том числе и сложные, нетиповые проекты.

  • Фиксированная цена

      Благодаря прямым поставкам сырья, без посредников, наша организация удерживает стабильную ценовую политику, а так же имеет возможность делать сезонные скидки и интересные акции. Более подробно о скидках Вы можете узнать, позвонив нам по телефону, или посетив нашу выставку.

      Праздник первой борозды

      Описание отсутствует.

      Важно отметить, что стоимость за изготовление и монтаж изделий фиксируется с момента подписания Договора и остается неизменной до окончания всех работ. При оформлении заказа будут оговорены все нюансы, поэтому при возникновении, каких либо сложностей неучтенных нашими специалистами изначально, все издержки мы несем самостоятельно.

  • Гарантия на все виды работ

      Мы являемся производителями своей продукции, и несем ответственность за каждый элемент работы, профессионализм наших сотрудников и качество материалов, применяемых в производстве. Поэтому предоставляем полную гарантию не только на монтаж, но и на материалы. Реставрация монумента по гарантии обеспечивается в кратчайшие сроки.

  • Установка на любом кладбище

      Наши специалисты осуществят аккуратную доставку и качественный, профессиональный монтаж, как отдельных изделий, так и комплексных проектов любой сложности. Мы работаем на всех кладбищах Москвы и Московской области, а так же по всем регионам России. По дополнительному согласованию, можно осуществить монтаж с выездом наших мастеров в страны ближнего зарубежья.

      Все работы ведутся только нашими специалистами, без привлечения третьих лиц.

  • Комплексы любой сложности

      В случае если Вы придете к нам с уже готовым авторским чертежом или эскизом, наши мастера изготовят изделие любой сложности и высокого качества, в точности по данным размерам строго соблюдая все пропорции.

      Если точным чертежом Вы не располагаете, но есть набросок или рисунок, мы можем совместно доработать его, привлекая к обсуждению всех специалистов, художников, скульптора, или специалистов из монтажного отдела, которые основываясь на своем опыте, дадут грамотные советы в своей области.

  • Индивидуальный подход

      Чаще всего принятие решения по утверждению самого проекта становиться главной проблемой всего процесса изготовления. Многообразие форм, цвета и сочетаний разных элементов не дает понять, какое именно сочетание будет наилучшим.

      Наши консультанты учтут все Ваши пожелания, и предложат несколько вариантов решения. Для дополнительной уверенности в своем выборе Вы можете заказать изготовление 3D проекта.

      Специалист, который начнет работу с Вашим проектом, будет вести заказ до конца, контролируя каждый шаг, и внося требуемые корректировки на всех стадиях изготовления и монтажа.

  • Разработка 3D проекта

      ООО «Гравюра» предлагает разработать трехмерное изображение Вашего будущего проекта. Эта услуга дает замечательную возможность, не иметь приблизительное представление о том, что Вы заказываете, а уже наглядно видеть будущий проект. Полностью сложить все элементы в законченную гармоничную картину, а главное увидеть и доработать те моменты, которые кажутся спорными.

      Мы придерживаемся индивидуального подхода к каждому клиенту и можем гарантировать уникальность своих работ. При оформлении заказа на изготовление мемориального комплекса, мы предлагаем Вам эту возможность бесплатно.

  • Праздник первой борозды сценарий - поиск нужного...

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    29 апр 2011 Сценарий праздника весны «Навруз» Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.

    Календарно

    Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником

    Сборник сценариев по краеведению - МБУК Меленковского

    С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] . Первая похоронка в деревню.. Строчками картофельных борозд. И твою.. праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий,

    Alive - Wikipedia, the free encyclopedia

    Alive most commonly refers to Life. It may also refer to:. Publications. Alive: The Story of the Andes Survivors, a 1974 book by Piers Paul Read which documented the 1972 crash of Uruguayan Air

    История хлеба "Живой хлеб" - Сценарии праздников

    А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было проводить.

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Схема стробоскопа для установки зажигания Сценарий повторяется: каждая сторона расхваливает своих друзей. « Праздник первой борозды являлся древнейшим земледельческим праздником

    С любовью к родному краю: сборник сценариев по краеведению. / [Сост. Н. В. Алексеева] . Первая похоронка в деревню.. Строчками картофельных борозд. И твою.. праздников, пьесы, развлечения, конспекты занятий, стихи Alive most commonly refers to Life. It may also refer to:. Publications. Alive: The Story of the Andes Survivors, a 1974 book by Piers Paul Read which documented the 1972 crash of Uruguayan AirА какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить.

    Календарно

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Расписание гбоу спо актт

    Сценарии праздников первая борозда / hyjdeer8.appspot.com

    Название и характеристика файла Размер Форматы Вечеринки сценарии 91.67 Mb FB2 PDF DOC Сценарии выпуск в детсаду 93.03 Mb FB2 PDF DOC Сценарии к юбилею для женщин 58.56 Mb FB2 PDF DOC Сценарии пасхальных утренников в детском саду 41.23 Mb FB2 PDF DOC Сценарий агитбригада по профессиям 60.83 Mb FB2 PDF DOC Сценарии дня здоровья для школьников 85.88 Mb FB2 PDF DOC Сценарии нового в школах 50.48 Mb FB2 PDF DOC Юмористические сценарии сценки 51.82 Mb FB2 PDF DOC Выкуп невесты сценарии в 2012 55.32 Mb FB2 PDF DOC сценарии для 88.60 Mb FB2 PDF DOC Сценарии матери в старших классах 23.48 Mb FB2 PDF DOC Сценарий детской дискотеки игровой программы 102.12 Mb FB2 PDF DOC Сценарий юбилей лицея 83.23 Mb FB2 PDF DOC сценарии на выкуп 97.04 Mb FB2 PDF DOC Юбилей сценарий врача 94.66 Mb FB2 PDF DOC Веселый сценарий день девушки 103.15 Mb FB2 PDF DOC Сценарий конкурса исполнителей песен 52.78 Mb FB2 PDF DOC Сценарий цветочная фея 118.26 Mb FB2 PDF DOC Сценарий на пейсах 75.57 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для ведущего праздника 73.57 Mb FB2 PDF DOC Как писать сценарий кино 35.87 Mb FB2 PDF DOC Сценарий для сада по правилам дорожного движения 13.50 Mb FB2 PDF DOC Сценарии юбилея директора 35.43 Mb FB2 PDF DOC

    Сценарий праздника весны «навруз»

    Алиева Румилият Абуталибовна, преподаватель родных языков

    Сценарий праздника весны «Навруз»

    Оформление: рисунки, ветки, надпись, сто, скатерть, цветы, ваза, веточки ивы, графины, стаканы, короны, солнышко, сахар, свеча, гребень, поднос, фотограф, дерево, косынки.

    Наступила весна. Пробуждается природа. Пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ у народов Средней Азии и некоторых народностей Кавказа отмечалось весенними праздниками, концентрировавшимися вокруг старинного нового года в честь весеннего равноденствия - навруза – который приходился на 21-22 марта. Слово «навруз» в переводе с фарси означает новый день «нав» - новый, «руз» - день. В течение веков на столах в праздничные дни появлялись обязательно 7 предметов: напиток красного цвета, молоко, сладости, сахар, шербет, свеча и гребень. Напиток красного цвета символизировал возрождение, молоко – чистоту, сладости – радости жизни, сахар – довольство, шербет – прохладу и отдых, свечу ставили в знак света, солнца и огня, гребень – символизировал женскую красоту.

    В последние годы для дагестанцев стал традиционным праздник «Навруз», пришедший к нам с Востока.

    Как его отмечали и отмечают в нашем горном крае, расскажут студенты – первокурсники.

    Шествие студентов

    1: Дагестанские народы могут не только дружно трудиться, но и дружно радоваться успехом в труде, веселиться вместе, праздновать свои народные праздники.

    2: Самыми известными традиционными праздниками народов Дагестана является «Праздник первой борозды», праздник цветов, праздник сбора черешни.

    1: самым ярким весенним праздником является «Навруз»

    2: Народы Дагестана этот праздник называют по–разному. Например, лезгины – «Яран сувар».

    1: Лакцы «Инт дайдиху», кумыки «Шатман»

    2: Подготовка к празднику начинается задолго до него. Люди чистят, белят жилище, стирают одежду. Готовят топливо для костров, заготавливают продукты для приготовлений ритуальных кушаний.

    1: Люди аула должны быть как одна семья. Каким будет первый день нового года, таким будет и весь год. Так думали мудрые старцы.

    2: В дни праздника в домах принято готовить лучшие национальные блюда.

    1: На праздничном столе должно быть не менее семи блюд: яичные курзе, плов, курзе из крапивы, голубцы, хлеб, испеченный в национальной печи.

    2: Считается, чем обильнее пища в доме в дни праздника, тем благороднее будет год.

    1: В дни праздника перевязывают запястье руки красной нитью, чтобы божество солнца «Яр» не повредило здоровье. Красная нить является оберегом от дурного глаза.

    2: Дети, юноши, девушки одевают лучшие наряды.

    1: девушки с песнями, хороводами поздравляют своих родителей, родственников, соседей с праздником.

    Песни на национальном языке .

    2: В южном Дагестане женщины в первый день весны раскачивались на качелях, твердо веря, что это унесет все их прегрешения вдаль.

    1: В некоторых аулах в последнюю ночь уходящего года нельзя было спать. А заснувшим мазали лица сажей.

    2: Табасаранцы чуть свет бежали по - воду – в первый весенний день она будто – бы приобретала целебные свойства.

    1: А проспавших соседей будили совсем не по-соседски, со словами: «Мои все неприятности вам, все, что у вас есть хорошее - мне»

    2: Курахские женщины в предновогоднюю ночь поднимались на крышу и складывали на поднос яйца. Рядом оставляли красную и черную краску.

    1: Если на утро яйца оказывались окрашены в красный цвет – хорошо, а, если в черный – увы, не во всех делах будет ждать удача.

    2: Лезгинские мальчики – подростки в праздничный вечер запускают в небо своеобразные «ракеты» горящие по краям колесики из дерева.

    1: Колесики оставляют за собой красный огненный след и создают волнующее зрелище.

    2: У лакской детворы тоже есть свои «ракеты». Это турим – глиняные шарики, утыканные кусочками дерева. Красив полет летящих турим. Горящие кусочки дерева освещают путь его полета.

    1: На площадях разжигаются костры. При разжигании костра присутствующие произносят заклинания о хорошем урожае, здоровье.

    2: Кто может, прыгает через костры. Считается, что это очищает от болезней и всех других неприятностей.

    1: Везде дети в горах обходят дома своего аула, поют песни, выражают благопожелания, стучатся в ворота, окна, поднимаются на плоские крыши домов и поздравляют хозяев с праздником.

    Чтецы: Стихи о весне

    1. Дома у нас большие, Гьоссай!

    Окна золотые, Гьоссай!

    С навруза - Днем весны, Гьоссай!

    Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    2. В доме этом все девицы,

    Как одна румянолицы.

    Рукова их длинны,

    И слова их умны.

    С Днеам Навруза – днем весны!

    Мы поздравить вас пришли!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    3. да развеется тоска,

    Да просеется мука.

    А мука у нас бела,

    Испечете вы пирог.

    Нам отрежете кусок

    С Днем Навруза – днем весны

    Мы поздравить вас пришли!

    Ассаламу алейкум! (хор)

    Преподаватель:

    Обходили дома вот с таким улыбающимся солнышком. Солнышко во главе шествия нес в руках запевала, который речитативом произносил хвалебные слова в адрес хозяев, а хор вторил магическим словом гьоссай .

    А сейчас запевалой буду я, а все вместе произносим после каждой строфы магическое заклинание «Гьоссай»

    Навруз эте челченбиз, Гьоссай! ...

    2: в дети получают конфеты, сухофрукты, хлебцы, пироги и многое другое.

    Преподаватель:

    Весной ранним утром, в предрассветной тишине можно услышать шелест лествы, щебетание птиц. И в следующей песне мы услышали хор наших пернатых друзей, если все вместе споем припев, то есть после каждого предложения произнесем слово «жав-жав».

    Песня «Жав-жав»

    Двери домов открыты для гостей, а сердце для добра. Никто в этот день не должен произносить грубого слова, оскорбления. Мир и доброжелательность – вот что должно быть между людьми. В дни праздника «Навруз» принято произносить заклинания. Что мы с вами сделали сейчас. Только после каждого заклинания все должны произнести слова: «Да будет так!»

    Да уродит земля

    Да будут густыми всходы

    Да умножается стадо

    Да не будет засухи

    Да будет достаточно солнца и осадков.

    Наш праздник весны сродни ясному солнцу, солнцу улыбающемуся. А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь, простите обиды.

    История хлеба "живой хлеб" » сценаристика.ру - авторские сценарии праздников

    Ведущий: Да за заботы и труды награда для нас – хлеб. Хлеб пекут сейчас в

    хлебопекарнях, в минипекарнях, а еще совсем недавно наши бабушки пекли хлеб в русской печи. Вкладывали в него не только умение печь хлеб, но и душу. Вот об этом мы и попросим рассказать нам бабушку Варвару.

    Входит женщина наряженая в старинную русскую одежду

    Бабушка Варвара: Говорят, бабья дорога – от печи до порога. А какая это дорога? Сейчас расскажу:

    Сколько ума и сноровки, мастерства и таланта требует она. Русская печь была центром, корнем крестьянского дома и не было тягостнее проклятья: «Да потухнет огонь в твоем доме!» Печь – кормилица, печь искусница возвышала в собственных глазах любую хозяйку.

    Что не сделаешь, чтоб печь хорошо горела да пекла! На новолунье ее клали, а выложив, из другой хорошей печи золу приносили. Огонь – самый первый! – должен быть заимствован, чтобы с «ярко – красною душой» жила печка русская, жарко гудела от тяги да тепло хранила. «На холодной печи не пекут калачи, а в печь суют да потом и жуют».

    Выпечка хлеба – это событие! И здесь все важно. Дрова лучше сосновые. Выложить их в печи нужно умеючи. Хлеб посадить в печь и вынуть во время. Да разве перечислить все тонкости хлебопечения?

    А примет сколько знаю!

     Сажая хлеб в печь, подымай подол, приговаривая: «Подымайся выше…»

     «Поколе хлеб в печи, не садись на печь, исспортится».

     «Хлеб печется – не мети избы: спорынью (дух хлеба) выметешь.

     Когда один хлеб вынуть раньше прочих и разрезать его, то все хлебы испортятся…

     Хлеб обедом из рук выпадает – гость спешит»…

     Хлеб в печи раздвоится – к отлучке кого-нибудь из семьи…

    А еще перед тем, как посадить буханку в печь, выводили на верхней стороне большой крест. Разные народы и в разное время изображали на тесте разные знаки. Считалось, что это защищает хлеб от нечистой силы.

    Расскажу вам обычай один старый. Стелили в избе солому и приносили снопы. Хозяин прятался за ними. Входили в горницу дети их спрашивали, видят ли они отца? «Нет» - отвечали. Тогда хозяин говорил: «Пусть и рожь будет такая же высокая и густая, чтобы за ней не было видно человека». И дети пели разные.

    «Слава тебе, боже, что в поле пригоже!

    В поле копами, на гумне стогами!

    На гумне стогами, в клети закромами!

    В клети закромами, в печи пирогами!»

    А петь к месту будет сказано – на Руси умели всегда. Самозабвенно, распахнуто, голосисто – с припевами, с приговорками да прибаутками, с приплясом да посвистом. Сейчас в современной повседневной жизни уже не поют этих красивых старинных песен.

    А какие были праздники! Праздник первой борозды, праздник урожая. Да прежде чем будет проложена первая борозда, надо было весну проводить. Теперь этого не делают, потускнели сельские праздники.

    Расскажу ка я вам, как весну провожали: Взявшись за руки деревенская молодежь становилась в две линии: получался живой «мост», по сомкнутым рукам пускали «колосок» - иаленькую девочку с венком на голове. А венок был разукрашен разноцветными лентами да лоскутками. «Мост» оказывался нескончаемым, т.к. пройденые пары становились снова спереди. Пока шествие не доходило до озимого поля, девушки все время шли. Возле загона девочку ставили на землю, тут она срывала пук зеленой ржи и пускалась бежать к околице. Взрослые не спеша двигались за ней, распевая обрядовые песни. Возле села с венка обрывали ленты и лоскуты, которые брали на память, о прошедшей весне. Разбросаные растения ржи подбирались парнями, кому достанется с колоском – тому по осени и женатому быть.

    Красивые были праздники, да жаль забыты они, а ведь в праздничных песнях, обрядах раскрывалась душа человеческая. Пели песни и славили извечный крестьянский труд на земле. Славили хлеб для себя и для всех.

    Ведущий: Спасибо, вам бабушка Варвара за интересный рассказ. Много еще можно

    рассказывать о приметах, обычаях, обрядах, заговорах о том таинственно интересном пришедшем к нам из глубин веков, пронесенных людьми за многие годы жизни, дошедшие до наших дней. Пусть в наше время легче стало обрабатывать землю, сеять, убирать останется одно самое главное – люди работающие под одним небом у хлебного поля, люди самых разных профессий, судеб, характеров. Они вкладывали, вкладывают и будут вкладывать силу, труд, душу.

    Чтец: «Буханка хлеба» Д. Чернов.

    На столе лежит буханка хлеба,

    Тяжелая и сладкая, как мед.

    За нее сражались на земле и в небе,

    За нее сраженье каждый день идет.

    Чтоб буханка на столе лежала,

    Труд вложило множество людей.

    Много потрудилось комбайнеров,

    Пекарей, шоферов, слесарей.

    И когда ты вдумаешся в это,

    Хорошо себе представишь все,

    Цену будешь знать буханке хлеба,

    Будешь уважать всю жизнь ее.

    Ведущий: История хлеба – это хроника. И не только специалистам сельского хозяйства

    и историкам надо хнать ее. Ее надо знать всем!

    И помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, –

    трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

    Чтец: * * * Н. Аникеева.

    Так повелось на моей земле:

    Из года в год, из рода в род – веками

    Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

    Согрет был человечьими руками.

    Он их теплом, он их добром пропах,

    И песней той, что жаворонком спета

    Под синим небом в золотых хлебах

    В июльский полдень солнечного лета.

    Пройдется пахарь утром по жнивью,

    И сыну, указав рукой на поле,

    Негромко молвит: «Поклонись ему,

    Как матери, как нашей общей доле!»

    Ты вырастешь и через много лет

    Опять сюда вернешся на рассвете

    И скажешь: «Ничего дороже нет,

    Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

    Действующие лица: ведущий, девушка, Бабушка Варвара, чтецы.

    В Дагестане прошел праздник первой борозды

    http://rgvktv.ru Телеканал РГВК Дагестан, сюжет Гаджимурада Зияутдинова

    В селении Новая Хуштада провели праздник первой борозды. Традиционное мероприятие собрало не только сельчан. В гости к хуштадинцам приехали делегации из Казбековского, Шамильского, Хунзахского, Хасавюртовского и Бабаюртовского районов, в рамках мероприятия провели спортивные состязания.

    Праздник первой борозды проходит в начале мая и не имеет конкретной привязки к дате, - его назначают королевские астрологи. В 2016 году этот праздник отмечают 9 мая.

    Праздник Первой борозды описание

    Не даром в предыдущем празднике - Фестивале ракет в Таиланде - тайцы просили дождей у бога Вассакана, - ведь предстоял праздник Первой борозды, символизирующий начало периода посевных работ! Эта традиция пришла в Таиланд из Индии много веков назад. Говорят, что в своей юности, в этом празднике участвовал Будда. Сейчас на празднике Первой борозды должен присутствовать член королевской семьи.

    Праздник Первой борозды сценарий

    Сценарий праздника заключается в том, что Главный Пахарь, выбранный Королём или членом королевской семьи, должен наугад выбрать один из предложенных ему фрагментов ткани. Если он выбирает кусок ткани средней длинны, - то число осадков в этом году будет умеренным. Если самый длинный, - то год будет засушливым. Короткий кусок ткани говорит о том, что сезон будет через чур дождливым!

    Далее Главный Пахарь священным плугом вспахивает борозду в парке Санам Луанг, который расположен у Большого Королевского Дворца в столице Таиланда - Бангкоке! Его сопровождают девушки, которые несут рис в серебряных и золотых корзинах. Затем проводится церемония с белыми священными быками. Им на выбор предоставляется: вода, трава, рис и прочие угощения. Считается, что угощения, которым быки отдадут своё предпочтение будут в изобилии получены в предстоящем году!

    Заключение

    Праздник первой борозды - красивая, культурная традиция в Таиланде повторяющаяся из года в год уже тысячи лет! Теперь и вы знаете о ней и при желании можете принять участие!

    До встречи на Праздник первой борозды в Таиланде!

    Есть поверье, что с праздника Первой борозды, хорошо принести с собой в дом несколько семян с церемонии. Они принесут в дом счастье и благополучие!

    Напоминание

    Праздник Первой борозды следует за фестивалем ракет в Таиланде. Расширяйте свой кругозор, узнайте о больше !

    кандидат исторических наук, доцент Ибрагимов И.Г.

    Дагестанский государственный педагогический университет

    КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ АГУЛОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

    ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У АГУЛОВ

    Каждый, кто изучает культуру малых народов, сталкивается с целым рядом проблем, связанных с определением границ обследования территориальных, языковых и многих других. Эти проблемысуществуют и по отношению к крупным народам, где нередко исследователи выделяют так называемые «полосы этнических границ», в которых происходят процессы взаимовлияния двух культур и где распространено двуязычие .

    Некоторые обряды агулов схожи с обрядами народов Дагестана. При этом отражено своеобразие народа. Многие обряды и народные празднества в Дагестане в своей основе были связаны с аграрным культом. Появившись на начальной стадии развития земледелия, они проводились в течение многих веков подвергаясь воздействию времени, обстановки, религии и общественных отношений, изменяя в ряде случаев свою первоначальную сущность .

    Наступление весны у народов Дагестана связывалось с наступлением нового года и отмечалось 22 марта. Начало весны, весеннее равноденствие, солнцестояние отмечали торжественно, начиная с 22 марта подряд три дня. При всей пестроте обычаев, исполняемых для встречи весны, обряды горцев представляются одинаковыми, похожими.

    И одним из самых торжественных и пышных праздников у народов Дагестана и Северного Кавказа был праздник первой борозды. Данные археологии подтверждают вывод о глубокой древности дагестанского земледелия. О древности земледелия на Кавказе писал и выдающийся биолог Н.И.Вавилов, который считал, что земледелие в Грузии, Армении и Дагестане является весьма древним начало его уходит в глубь тысячелетий . «Выход плуга» в полебыл одним из самых важных и торжественно отмечаемых праздников горцев Дагестана. Придавая магическое значение сохе, как основному средству в проведении праздника и получения богатого урожая, ее красили белой глиной, а рога быков мазали жиром, украшали платками, лентами. Условно праздник можно разделить на две части. Первая часть составляет магический обряд совершения первой борозды, а вторая часть насыщена различными увеселительными мероприятиями. Обрядовая часть состояла в том, что перед началомвспашки один из уважаемых сельчан проводил сохой 2-3 борозды, которые тут же засеивались семенами.

    Первый день пахоты у агулов приходился на различные календарные дни. У кушанцев день пахоты начинался на 6 день хилин. Выход в поле сопровождался рядом архаических обрядов, праздников и т.д.

    Все трудовые процессы начинались в определенные дни недели: чаще всего в первый или второй день после халиса – четверга. С правильным, достойным началом сезона связывали то, насколько легко и быстро пройдет весь сельскохозяйственный процесс, таков будет урожай. Поэтому правом начать сезон наделяли того, кто, с точки зрения общества, был лишен лени, жадности, обжорства, отличался тихим, спокойным, доброжелательным характером, проворством и хозяйственностью, ибо первый задавал ритм в работе. Считалось, что его качества распространяются на тех, кто воспроизводит эти действия. В этом проявляется вера в силу межличностного магического воздействия . Праздник первой борозды у всех народов Дагестана начинался с общественного моления. Перед началом пахоты произносили молитву – пожелание.

    Всаднику готовили лошадей на предстоящую вспашку. Скороходы упражнялись в беге на гору, пробуя кто кого перегонит. В день праздника тухумные старейшины общества выбирали на своем собрании мужчину, которому будет доверено вывезти в первый раз плуг в поле. Человек, выходивший с плугом, по мнению сельчан, должен быть везучим, т.к. по мнению сельчан, от него во многом будет зависеть будущий урожай.

    Жители с.Тпиг определяли время начала пахоты – первую борозду можно провести только тогда, когда «солнце садится за озером». У агулов –кушандере в случае неблагоприятной погоды в период хилин, пахоту продолжали и в иран. При этом говорят, что зерно, особенно маара, получало красноватый оттенок и ценилось ниже. Считалось, что если в этот период будет дождливая погода, то год будет урожайным . Начало этого периода сопровождалось изготовлением ритуального блюда «т I аркрагьанар» и угощали им родственников. Т I акьракьу приписываются слова: «Если моей ноги не было бы в весне, то я разорвал бы детей в утробе, заставил бы рога скота треснуть».

    Как и у других агулов, у кушанцев день сева определял опытный крестьянин, который поднимал горсть земли и подбрасывал ее вверх, проверял, чтобы земля была не очень холодной и чтобы комки не прилипали к пальцам. Для этого сжимали комок в кулаке, а затем кулак разжимали. Если на пальцах оставалась земля, если она не рассыпалась, то говорили, «руг арат хьина ара» - «земля еще не годна для посева» .

    Пахарь у многих народов Дагестана одет в шубу, мех которой выходит наружу. В этом ритуальном обряде горцы надеялись на плодородие земли и обильный урожай.Смысл песни состоит в получении богатого урожая. Основное назначение обряда первой борозды – с помощью ритуальных действий, магических слов и т.д. создать условия для богатого урожая, помочь природе родить такой урожай.

    После пахоты главное внимание земледельца было направлено на сохранение посева и получение хорошего урожая, который зависел большей частью от погодных условий. Во время засухи с помощью магических действий и слов пытался воздействовать на стихийные силы природы

    Литература

    1. Хан-Магомедов С.О. Агульская архитектура. М., 2001.

    2. Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи типология и этническая специфика. Махачкала 2004.

    3. Вавилов Н.И. Опыт агроэкономического обозрения важнейших полевых культур. М.Л. 1967.

    4. Тарланов З.К. Агулы: их язык и история. – Петрозаводск, 1994.

    5. Агулы. Махачкала. 1975.

    Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич–кандидат исторических наук, доцент кафедры историиДагестанаисторического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

    Контактные телефоны: 89285551930

    Адрес рассылки сборника конференции:, Российская Федерация, Республика Дагестан, город Махачкала, улицаЛаптиева 46 кв.25.// Ярагского 57 Дагестанский государственный педагогический университет исторический факультет.

    Электронный адрес: [email protected]

    Праздник первой борозды

    Весной, когда начинает пригревать ласковое солнышко, на поле, пропитанном весенними дождями, за плугом можно увидеть короля. Неужели Его Величество хочет продемонстрировать своим подданным, что он не белоручка? Королевское одеяние запачкано грязью, но короля это не смущает. Он идёт себе за плугом, как рядовой пахарь. Может быть, у монарха хобби такое - пахать землю? Нет, это не хобби. На поле государь появляется всего один раз в году - на Празднике первой борозды .

    Это один из самых торжественных и красочных праздников в Таиланде, а дату его устанавливает сам король. Правда, он решает этот вопрос не один, а держит совет с буддийскими монахами. Когда день для торжества определен, король сообщает о нем своим подданным, а те уже начинают готовиться к пахоте.

    Начинается праздник на площади перед храмом. Тысячи людей со всех уголков страны съезжаются в столицу - город Бангкок. Они стараются прибыть как можно раньше. Ведь если не поторопишься, не займешь более удобное место, то и не разглядишь всё, как следует.

    Об открытии праздника возвещает странная, не привычная для нашего слуха музыка. Музыканты в красных одеждах, трубя в раковины, подходят к площади. За ними ведут священного , который тянет за собой священный плуг. За плугом шествуют "небесные королевы". Правда, они очень похожи на земных девушек. "Небесные королевы" несут в руках золотые и серебряные корзиночки, наполненные рисом. Вся эта процессия останавливается перед трибуной.

    На трибуне стоит избранный в этом году "Бог первой борозды". Он держится очень величественно, как будто и впрямь сию минуту спустился с небес, чтобы почтить своим вниманием смертных. Его окружает буддийское духовенство.

    "Богу праздника" преподносят дары - три свернутых куска материи. Это мужские юбки разной длины, сшитые из тайского шёлка. "Бог праздника" должен выбрать себе одну из них. Если он выберет длинную юбку - дождей будет мало, и юбка не намочится. Юбка средней длины означает, что количество осадков в этом году будет средним. А короткая юбка предсказывает обилие дождей.

    Затем "Бог первой борозды", король и монахи высшего ранга отправляются на поле, которое уже со всех сторон окружают зрители. Вот приводят священного с позолоченными рогами. "Бог праздника", как простой смертный, вместе с королем берутся за плуг и проводят первую священную борозду.

    "Небесные королевы", не боясь запачкаться, следуют за ними. Пока король продолжает пахать, "бог" берёт из рук девушек рис и начинает его сеять. Но вот из серебряной корзиночки взято последнее зёрнышко, Священнодейство заканчивается, и монахи кладут перед семь видов кормов. Какому из них он отдаст своё предпочтение? В зависимости от этого судят о будущем урожае.

    Наконец король, "бог" и монахи покидают вспаханное поле. И тут воцаряются обычные для праздника беспорядок и весёлая кутерьма. Тысячи людей, которые только что молча и с почтением наблюдали за действиями "бога" и короля, во всех концах поля срываются с места. Толкая друг друга, и крича, бросаются они к вспаханному полю. Чуть ли не в драку за каждое только что посеянное зёрнышко кидаются люди. Они отталкивают друг друга, стараясь набрать себе побольше риса.

    Почему же поднимается такая суета на поле из-за обычных рисовых зёрен? В том-то и дело, что зёрна эти необычные. Существует древнее поверье, что чем больше посеет человек этих зёрен на собственном поле, тем богаче будет у него урожай. Поэтому из-за них и устраивается настоящая драка.

    Обряд вызывания дождя.

    Слайд родник Ведущий:

    После празднования первой борозды наступало определенное затишье в земледельческих ритуалах и праздниках, это была передышка перед началом прополки и других полевых работ. Однако суровые условия жизни и быта горцев не всегда благоприятствовала богатому урожаю. Они были в полной зависимости от погодных условий.

    Проводились специальные обрядовые действия, вызывающие дождь. В разных селах обряд проходил по разному, но общим для всех являлось коллективное шествие но селу.

    Во время продолжительной засухи, чтобы вызвать дождь мугинцы молились 3 дня, а на 4- тый шли к роднику и, читая молитву, бросали в него камушки.

    Выход девушек к роднику.

    Тучка, дай нам дождь большой

    Чтобы был кувшин с водой.

    Тучка, дай дождь проливной

    Станет в поле рожь стеной.

    (бросают камни)

    Ведущий:

    В местечке Пир, около селения Заза, лежит ковш из камня, напоминающий жертвенник. Во время засухи, чтобы вызвать дождь девушки с песнями наполняли этот кувшин водой. Песня должна была оказывать магическое воздействие на природу и вызвать дождь.

    Девушки у родника.

    1.девушка:

    Льется ливень пусть, Аллах,

    Чтоб родники забили в скалах

    Переливаются пусть желобки

    Выходят из берегов реки.

    2. девушка:

    Ливень льется пусть, Аллах,

    Овечьи стадо чтоб напились,

    переливаются пусть желобки,

    Чтоб промокли спины коз.

    Ведущий:

    При засухе у кумыков совершался следующий обряд. Старшина аула раздавал сельчанам на месте сбора сырое мясо, а мулла надевал на одной из женщин дырявый мешок. Затем обвязывали длинной веревкой. Один из участников обряда держал конец веревки и водил женщину по берегу реки и среди сельчан, а народ обливал ее водой из кувшинов со словами: «Ай, Аллах, дай нам дождя». Потом женщину бросали в реку, она выплывала так, чтобы ее не видели, а народ расходился.

    Ведущий:

    В Курахе, во время засухи, делали шалашеобразную шапку из зеленых ветвей.

    Одевали ее на голову одного из избранников и водили по дворам. Около каждого дома пели песню.

    1 дом.

    Бог непреклонный, дождя нам пошли

    В трещинах лоно иссохшей земли

    Влаги пошли нам не слышащий Бог,

    Чтобы пшеница взошла и горох.

    Хозяин дома выходил к поющим и должен был вылить на человека, голова которого была покрыта зелеными ветвями, кувшин воды.

    Хозяин дома:

    Дождика, дождика

    Нам пошли, Аллах

    Чтоб вода забулькала

    В наших желобах.

    2 дом.

    Туча, дождика не прячь

    Лейся дождик, дам калач

    Дождик лей, посильней

    Дам тебе сто калачей.

    Хозяин дома:

    Лейся, лейся с неба,

    Дождик как река

    Вымоется чисто

    Добрая земля.

    3 дом.

    Чтобы вызвать дождь большой

    Ва, дождик, халалай,

    Нужно взять кувшин с водой,

    Ва, дождик, халалай.

    Если будет дождик литься

    Будет просо и пшеница.

    Хозяин дома:

    Господи, господи

    Дождик нам пошли

    Пусть вода польется

    От неба до земли.

    Слайд ясное небо

    Все девушки, участвовавшие, в инсценировке собираются на одной стороне сцены и читают молитву. На другой стороне сцены мальчики варят в котле «муг1». Потом раздают угощение.

    Слайд гром Раздаются, звуки грома и молнии идет дождь. Все танцуют, радуются и уходят со сцены.

    Слайд музыка