Open
Close

Взаимоотношения обломова и штольца - ведущая сюжетная линия в романе гончарова. Почему Штольц и Обломов – друзья? ЕГЭ литература (Гончаров И

Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.

Илья Обломов и Андрей Штольц - главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Штольц, в отличие от Обломова, показан писателем деятельным человеком, у которого разум преобладает над чувством. Гончаров делает попытки разобраться в том, почему эти люди столь различны, и истоки этого он ищет в происхождении, воспитании и образовании, так как это закладывает основы характеров.

Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать - русская дворянка. Мы видим, что все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, то есть воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, “и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах”. Писатель показывает нам, как рьяно, настойчиво этот человек развивает в Андрее хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

А что же Обломов? Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, “какие блюда будут в обед или ужин”. А после обеда весь дом засыпал, погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Но мы видим, что родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы только освободить обожаемое чадо от учебы, мечтали получить справку, доказывающую, что “Илья прошел все науки и искусства”. Его даже не выпускали лишний раз на улицу, потому что боялись, как бы он не покалечился, не заболел. Поэтому Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.

Но давайте заглянем глубже в характеры главных героев. Переосмыслив по-новому прочитанные мною страницы, я поняла, что и у Андрея, и у Ильи есть своя трагедия в жизни.

Штольц на первый взгляд новый, прогрессивный, почти идеальный человек. Труд для него - часть жизни, удовольствие. Он не гнушается даже самой черной работы, ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом, благодаря чему стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Штольца - материальный достаток, комфорт, личное благополучие. И он добивается своего упорным трудом. Его жизнь кипит действием. Но несмотря на внешнее благополучие, она скучна и однообразна.

В отличие от Обломова, человека тонкой души, Штольц предстает перед читателем как некая машина: “Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул...цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца”. Штольц живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно. И мы видим, что трагедия этого человека заключается именно в однообразии его жизни, в однобокости его мировосприятия.

А теперь давайте обратимся к Обломову. Труд для него - это бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен был уделять ни капли времени. И я не говорю уже о физическом труде, ведь ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрали. Он проводит всю свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (никак не может заставить себя дочитать книгу “Путешествие по Африке”, даже страницы этой книги пожелтели). Идеал счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг своего идеала. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. И перед нами раскрывается еще одна трагедия - нравственная смерть героя. На наших глазах внутренний мир этого человека беднеет, из доброго, чистого человека Обломов превращается в нравственного калеку.

Но несмотря на все имеющиеся между Штольцем и Обломовым различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые прекрасные черты характера: честность, доброта, порядочность.

Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека.

Помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. Про таких друзей, как Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц, А. С. Пушкин в своем романе в стихах “Евгений Онегин” Очень метко написал: “Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой”.

Действительно, Характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц это своеобразное “противоядие” Обломову. Гончаров писал: “Их связывало и школа две сильные пружины”. Поэтому, заглянув в детство героев, можно понять, Почему сформировались столь разные характеры двух друзей, живших по соседству. Узнать о детстве Ильи Ильича помогает глава “Сон Обломова”, которая, по словам А. В. Дружинина, была первым шагом к Выяснению причин “обломовщины”. Из сна Обломова становится ясно, что маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, Поэтому он вырос добрым и отзывчивым.

Стоит Илье Ильичу лишь задремать, ему снится один и тот же сон: нежный голос матери, Ее ласковые руки, объятия близких и друзей… Каждый раз во сне Обломов возвращался в то время, когда он был абсолютно Счастлив и любим всеми. Герой романа словно бежал из реальной жизни в свои детские воспоминания. Илюшу постоянно оберегали От всяческих опасностей, реальных и воображаемых. За барчонка все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”.

Такая опека и Забота почти совсем заглушили в Обломове всякое желание что-либо делать самому. Все называют Илью Ильича мечтателем. Да разве могли бесконечные нянины о Милитрисе Кирбитьевне, о богатырях, о Колдунах и жар-птицах не посеять в душе ребенка надежду на лучшее, на то, что все проблемы решатся сами собой? Эти же Сказки породили у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на - Выборгской стороне.

Полная противоположность Обломова - Андрей Штольц. Мы видим на протяжении всего романа сравнение Штольца и Обломова, а Также их противопоставление друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению (Обломов дворянин, а Штольц нет), по воспитанию и образованию, которое они получили. Причина этих различий кроется, прежде всего, в Воспитании. В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад.

Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и Практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался Привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Андрея, русская дворянка, напротив, “учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии Жизни…”. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.“немецким бюргером”, и старалась, Как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с Удовольствием отпускала его в Сосновку, где “вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго”. Отец Штольца, конечно, по-своему любил Андрея, но не считал возможным проявлять свои чувства. Пронзительна до слез сцена Прощания Андрея с отцом. Иван Богданович даже в минуту прощания не нашел добрых слов для сына.

Глотая слезы обиды, Андрей Отправляется в путь, сопровождаемый причитаниями прислуги: “Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя”. И Кажется, что именно в этот момент Андрей Штольц, несмотря на все старания матери, не оставил в душе места “пустым Мечтаньям”. В самостоятельную взрослую он взял с собой только то, что, как ему кажется, необходимо: расчетливость, Практичность, целеустремленность. Все остальное осталось в далеком детстве вместе с образом матери.

Различия в характерах героев объясняют различие в стремлениях и убеждениях. Об этом можно узнать из рассказа Ильи Ильича о Своем идеале жизни. Больше всего Обломов жаждет покоя, беспечности и умиротворенности. Но Илья Ильич считал покой не Результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека.

Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что “цель всей… беготни - … это выделка покоя, стремление к идеалу Утраченного рая”. Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь Всегда? А для Штольца главное труд.

Но для Андрея труд не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него это “образ, содержание, стихия и цель жизни”. Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: “взмахнул волшебной палочкой” - И “все готово”), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца.

Со временем Андрей просто Перестал даже мыслить о существовании без деятельности. Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, “как рыба в воде”. Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки его. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные Чувства и мысли, как бы закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров Судьбинского, Пенкина, Волкова о столичной Жизни, понял, что она слишком пуста (“Чего там искать? Интересов ума, сердца?”) и суетлива (“В десять мест в один день!?”). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.

Из характеров, воспитания и убеждений складывается жизни, который ведут главные герои романа. Он наложил некоторый Отпечаток и на внешность героев. Обломов с чертами лица удивительно мягкими - был значительно толще Штольца и “обрюзг не по летам”, а Андрей Иванович был “весь составлен из костей, мускулов и нервов”, худощав, как и подобает Человеку, ведущему активный образ жизни. Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а Приносил пользу себе и другим.

Но, несмотря на постоянную занятость, он “ездит в свет и читает: когда он успевает бог Весть”. На такую жизнь Штольц и хотел сподвигнуть Об-ломова, у которого, несмотря на массу свободного времени, ничего не Делалось. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как “лежанье у Ильи Ильича… было нормальным состоянием”.

Его Идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы. Отношение героев к любви выразилось в романе через чувства к Ольге Ильинской. Обломов хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь, добрую и нежную, как его мать. Девушка сначала была влюблена в Илью Ильича, ей нравились его трогательная наивность, “голубиная нежность” и доброе сердце.

Да и сам Обломов был влюблен в Ольгу. Но, как обычно, надеясь на то, что все произойдет само собой, он не предпринимал Никаких действий для того, чтобы Ольга стала его^женой. Его “гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний… от Других” сыграла в этой ситуации роковую роль: Ольга предпочла неопределенности, ожиданию и бездействию Обломова твердый и Надежный брак со Штольцем.

Штольц, знавший Ильинскую чуть ли не с раннего детства, испытывал 296 К ней любовь-дружбу. В ней не было огненных страстей, “жгучих радостей” или разочарований. Даже ревность к неизвестному Сопернику не вызвала в душе Штольца бурю эмоций.

А когда он узнал о том, что этот соперник - Обломов, так ему и вовсе стало “покойно и весело”. Штольц видел в Ольге верную подругу и соратницу в труде и поэтому пытался воспитать в ней деятельное Начало, способность к борьбе, развить ее ум. И Ольга полюбила Андрея не вдруг. Описание ее характера сразу наводит на мысль, что Ольга Ильинская не может не стать Ольгой Сергеевной Штольц. Любовь между Ольгой и Андреем родилась и стала расти без “бурных взлетов и падений”.

После свадьбы она не исчезла, а Продолжала жить, правда, без развития, плавно и размеренно (“все было у них гармония и тишина”). Из сравнения двух героев видно, что Обломов и Штольц совершенно разные герои. Что же послужило основой столь крепкой и Верной между ними?

Мне кажется, что это не только детство и школа, как писал Гончаров. Штольц и Обломов Взаимодополняют друг друга. Гончаров хотел отразить в Илье Ильиче типичные черты патриархального дворянства, а Штольцу отводилась роль человека, Способного сломить “обломовщину”.

Но, прочитав роман, я не смогла представить героев столь однозначными. Ильи Ильича вызывает противоречивые чувства: сожаление о его беспомощности и симпатию, потому что Обломов вобрал в себя Противоречивые черты русского национального характера, многие из которых близки каждому из нас. Современная жизнь требует “штольцев”, и они, безусловно, появляются. Но Россия никогда не будет состоять только из таких Характеров.

Русских людей всегда отличали широта натуры, способность к сочувствию, живая и трепетная душа. Очень хочется, Чтобы практические качества Штольца и “чистая, как хрусталь”, душа Обломова соединились в современном человеке. сочинения: Урал

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Обломов и Штольц . Литературные сочинения!

Почему Штольц и Обломов друзья?

Замысел романа «Обломов» возник к концу 50-х годов XIX века, в это же самое время Гончаров в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликовал главу «Сон Обломова», которая впоследствии стала композиционным центром произведения. Полностью роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Всё произведение Гончарова построено на антитезе, которая помогла автору лучше раскрыть характеры героев, выявить авторский замысел. В романе противопоставлены центральные герои - Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц.

С первых страниц романа, начиная с портретной характеристики героев, читатель замечает между ними разницу. Антиподом «обрюзгшего не по летам», скучающего и апатичного Обломова является Штольц, весь составленный «из костей, мускулов и нервов», энергичный и расчетливый. Однако, несмотря на все различия героев, дружба Обломова и Штольца длится долгие годы. В чем же причина тесной дружбы героев?

Секрет долгой дружбы Обломова и Штольца, прежде всего, заключается в том, что герои знакомы с детства. Гончаров показывает, как годы детства, общей учебы сближает таких разных персонажей: «...их связывало детство и школа – две сильные пружины». Рисуя картины жизни в Обломовке, писатель обращает внимание на сцены совместных игр детей и замечает, что Штольц был как свой принят в семье Обломовых. Будучи от природы любознательным и активным мальчиком, Обломов с удовольствием исследует вместе со Штольцем окружающий мир. По мнению Гончарова, именно разница в воспитании определяет разное становление характеров. В композиции «Сна Обломова» большое место уделено школьным годам героев: если родители Обломова при каждом удобном случае оставляли ребенка дома, баловали его, то отец Штольца с ранних лет приучил Андрея работать и зарабатывать, воспитал в нем трудолюбие, целеустремленность.

Отношения Штольца и Обломова сохраняются и в зрелые годы, оставаясь такими же доверительным, как в детстве. Причина этого - умение по достоинству оценить лучшие качества друг друга. Штольц, несмотря на апатию и лень Обломова, разглядел в нём его «чистую», «хрустальную» душу. Обломов, в свою очередь, искренне ценит лучшие черты Штольца: деловитость, глубокий ум, порядочность. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир мечтаний Илья Ильич и рациональный, все контролирующий Андрей Штольц находят друг в друге те качества, которые они не могут раскрыть в себе.

Дружба героев строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи. Именно приезд Штольца вносит в жизнь Обломова разнообразие, знакомит его с Ольгой Ильинской и тем самым способствует преображению Ильи Ильича. В свою очередь, только рядом с Обломовым Штольц обретает душевное равновесие, спокойствие, может поразмышлять над смыслом жизни. В эпизоде спора героев (2 часть, 4 глава) раскрывается мировосприятие каждого из них. На размышления Обломова о бессмысленности и пустоте светской жизни и романтические мечты о жизни в деревне Штольц восклицает: «Да ты поэт, Илья!» Так Штольц признает душевную красоту, возвышенность друга.

Тему дружбы Гончаров в романе «Обломов» раскрывает на примере взаимоотношений двух героев, характеры и образ жизни которых противопоставлены друг другу. Однако различия между Обломовым и Штольцем только внешние, так как оба героя являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного «Я», но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев драматичны, так как ни постоянно деятельный, расчётливый Штольц, ни живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным. Это приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему конфликту Штольца.

Введение

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Тест по произведению

В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" сравниваются характеры двух героев - Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Даже не верится, что люди одного времени, друзья могут быть так различны. На первый взгляд, может показаться, что Илья Ильич не знает, для чего жить, а Штольц уже нашел ответ на этот вопрос. Но это совсем не так! //Обломов - русский помещик. "Это был человек лет тридцати двух - трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…потом совсем пропадала". Он живет на доходы, получаемые от имения Обломовка. Илья Ильич все дни проводит в праздности, лежа на диване в любимом халате. "Это было его нормальным состоянием". Почему именно так?! "Безразличный цвет лица, ленивые движения, тревоги, замирающие в апатии или в дремоте", еще больше убеждают, что Обломов - это человек, полностью уединившийся от того лживого и бессмысленного мира, в котором живут все его знакомые и друзья, к числу которых относится и сам Штольц. Целые дни проводит Обломов дома, размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении. Дальше мечтаний дело не продвигается. // Андрей Штольц - это полная противоположность Обломову. Если у Обломова естественное состояние - это покой, то у Штольца - движение, бег по жизни. В отличие от своего друга, Андрей трезво смотрит на жизнь. Его главным принципом был "простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь". "Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил… зная час и минуту, когда выйдет оттуда". То есть Штольц не поддавался иллюзиям, в отличие от Обломова. С раннего детства он воспитывался в самых суровых условиях. Главнейшую роль в его воспитании сыграл отец, который прививал сыну трудолюбие, целеустремленность, стойкость к трудностям и невзгодам жизни. Отец не мог предложить другую цель жизни Андрею, как только "продлить колею от своего деда,. Как по линейке, до будущего своего внука". Обломову родители постоянно внушали, что он барин, что для исполнения любого его желания надо лишь приказать Захарке или Ваньке, которые для исполнения его повеления и существуют. // Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" Навряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!" // На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления. Очень важную роль в романе имеет глава "Сон Обломова". Этот сон объясняет, почему судьба главного героя сложилась так, как она описана в романе. Если бы этой главы не было, то никто, на мой взгляд, не понял бы, почему Илья Обломов целые дни проводил, лежа на диване, "с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица". Воспитание наложило очень большой отпечаток на его сознание. Его родители особо не заботились о духовном мире Илюши. Их главная задача - оградить мальчика от суеты жизни. Труд для Обломовцев - это наказание, которое "послано им свыше". "Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке". // Представление об окружающем мире у Обломова складывалось из тех сказок, которые рассказывала ему няня. Многие из этих рассказов (о чудовищах, о мертвецах) приводили Илюшу в ужас. Они так сильно повлияли на Обломова, что "воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости". Но не только у Облмова была такая сильная вера в сказочных существ, в сказки, но и у всех жителей Обломовки было такое же представление о жизни: "Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его, того и гляди, запорет зверь, зарежет разбойник…" Но жизнь совсем не такая, какой ее считали обломовцы. Только в снах они могли жить в своем сказочном мире. //Воздействие на Илюшу обломовской среды было настолько сильным и глубоким, что его уже нельзя было искоренить. И когда Обломов все же столкнулся с реальным миром, то продолжал распространять Обломовку на окружающий мир. Например, у него сложилось впечатление (еще до службы), что начальник - "второй отец, который только и дышит тем, как бы… награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях". Идеалом всей его жизни осталась Обломовка как символ утраченного рая, к которому, по его мнению, стремятся все люди в результате метаний по жизни. // Штольц живет "для самого труда, больше ни для чего". Для него труд - "это образ, содержание, стихия и цель жизни". Даже внешний вид Андрея четко и ярко описывает его образ жизни: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь". Жизнь Штольца была похожа на "шнурок". Ему казалось, что "мудрено и трудно жить легко", что можно с легкостью развязать любой узел шнурка (жизни). Но человек не в силах управлять своей судьбой, что Штольцу казалось возможным. Судьба может завязать такой неразрешимый "узел" в жизни человека, что вряд ли кто-то сможет развязать его. // Обломов полностью выгнал труд из жизни. Он жил только мечтаниями о будущей жизни. Встреча друзей оказалась переломной для Обломова. Штольц поставил Илью Ильича лицом к реальности, и Обломов "испугался, узнав себя". Андрей как будто подставил Обломову зеркало, когда сказал: "Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Я попробую приподнять тебя, может быть в последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут... то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!" // Так в чем же заключалась цель жизни Обломова? Илья Ильич не смог, ди и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие. Основная цель Ильи Ильича Обломова не комфорт и не погоня за новыми благами, а нечто большее. Сам он не смог поставить перед собой достойную цель и решил остаться в том положении, в которое его поставили природа и судьба. В глазах Штольца это значило остановиться и неизбежно опускаться. Почему Илья Ильич ходит в халате и дорожит им? Халат - это свобода быть собой, вопреки несвободе окружающего мира, одетого во фраки и мундиры. В своем халате Обломов надеется найти убежище от светской жизни. Поэтическая мечтательность Ильи Ильича не признает оков прозы. "И поныне, - замечает Гончаров в главе "Сон Обломова", - русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры". Обломов ощущает, что есть в происхождении что-то, что нельзя поменять на выгоду, что-то ценное, не такое, как житейское счастье или штольцевский прогресс. Оно ценно на свободе. Поэтому Обломов так дорожит покоем, отгораживается от всех апатией. Облаченный в халат, в уединении, Илья Ильич "живет в созданном им мире". Он мечтатель-романтик, художник. Рисует узор свое жизни, "исполнитель и творец своих идей". // "Да ты поэт, Илья!" - говорит Штольц, именуя далее Обломова философом и актером. Обломов в мыслях вообще серьезен и значителен. Его утопии совсем не пустяки. Все это - выражение "идеала жизни, который указала природа целью человека". Назначение человека - не утратить этот идеал. // Тот мир, куда пытается втянуть Обломова Штольц, не признает в человеке высшего начала, ценности личности, оттого в этом мире и воцаряются пустота и скука. "Где же тут человек? Где его целость? - вопрошает Обломов. - Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, это члены света и общества!" Тем больше у Ильи Ильича причин укрываться от мира за своим халатом, уходить в обломовщину. // Обломов признается Штольцу: "Я не понял этой жизни". Хотя жизнь Обломов, пожалуй, понял верно, он не понял себя, не осознал в себе человека, чтобы жить, а не цепенеть перед жизнью. Всеведущий Штольц придумал странное слово - "обломовщина", а Илья Ильич признал власть обломовщины над собой. Обломов погиб под тяжестью чужого слова, потому что не смог выработать собственного слова о себе. // Мне кажется, что Гончаров не ставит перед собой задачу раскрыть смысл жизни человека. Он лишь показывает две крайности: обломовых и штольцев.