Open
Close

План развивающих занятий с малышом дома. Занятия с детьми дома: как составить ежедневный план

Марина Суздалева

— «Как заниматься с ребенком регулярно?»

— «Как спланировать все, чем хочется и кажется необходимым позаниматься с малышом так, чтобы развивающие игры шли ему на пользу, а не перегружали малыша?»

— «Как составить недельный план занятий с ребенком

С такими вопросами ко мне часто обращаются читательницы моей рассылки, и сегодня я хочу подробно на него ответить. Думаю, что даже если вы уже придерживаетесь какого-либо плана занятий с ребенком, вам будет интересно прочитать эту статью.

Недельный план занятий с ребенком — эффективен

Но вернемся к нашим сегодняшним вопросам. Недельный план занятий – это как раз тот кусочек времени, в рамках которого удобно и эффективно можно спланировать занятия с ребенком. Каждая мама хочет, чтобы ее малыш развивался гармонично и своевременно, и иногда начинает казаться, что чем больше разнообразных занятий и игр предложить ребенку в течение дня, тем интенсивнее будет его развитие, и лучше результат.

Тем не менее, нельзя забывать и о возрастных особенностях детской психики, таких как неспособность к длительному сосредоточению, быстрая утомляемость, необходимость чередования разноплановых занятий и др. Да и ожидаемые результаты развивающих занятий – это тема отдельного разговора, которой я планирую посвятить один их следующих выпусков рассылки. Пока же давайте исходить из того, что режим занятий должен быть составлен с учетом указанных нюансов.

Итак, вы определились с вашими ожиданиями от занятий и понимаете, ради чего вы все это затеяли. Надо сказать, что ожидания и цели могут быть самыми разными, и, за редким исключением, все они не лишены определенной логики.

Например, кто-то мечтает вырастить настоящего гения, кто-то видит своего кроху в будущем выпускником самых рейтинговых ВУЗов мира, кто-то готовит малыша к поступлению в первый класс, а кто-то «всего лишь» не хочет упустить что-то важное в самые ранние годы, провести их с пользой и удовольствием для себя и для крохи, показать ему все , научить мыслить, поддержать детскую любознательность…

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Вероятно, вы согласитесь со мной, что и планы развивающих занятий у мам, ставящих перед собой и крохой такие «разнокалиберные» цели, будут разными. И именно поэтому на своих курсах я никогда не даю участницам готовой методики, которую нужно применять «от и до». Я даю лишь необходимую информацию, приемы и инструменты для создания индивидуальной системы занятий с ребенком.

Предположим, у вас все это уже есть, а значит, перед вами , игр, игрушек, конкретных действий, которые в совокупности приведут вас к вашим целям. Дело за малым – осталось «раскидать» эти занятия на неделю, и недельный план занятий готов!

Составляем план занятий с ребенком

Но не все так просто. Ведь нужно учесть необходимую частоту различных типов занятий, их продолжительность, оптимальные варианты чередования, повторения и т.д. Поэтому прежде, чем вооружаться ежедневником и ручкой, проанализируйте ваши наблюдения, записи о занятиях с вашим ребенком (если не ведете таких записей – вспомните):

  • Какие занятия больше всего нравятся вашему ребенку?
  • Что у него хорошо получается, а что доступно лишь с вашей помощью?
  • Какими играми вам легко заинтересовать кроху, и какие нравятся вам самой?

Наконец, мы переходим к самому главному – распределяем занятия по дням недели. Конечно, здесь тоже не может быть универсальных рекомендаций, ведь каждый малыш уникален, и перед каждым стоят свои собственные, актуальные для него сейчас задачи развития. Но можно выделить несколько общих приемов:

  • Отметьте в вашем недельном плане обязательные занятия, такие как , кружков, бассейна, визиты массажиста и т.д. Пометьте (например, с помощью фломастеров разных цветов), к каким направлениям развития ребенка относятся эти занятия.
  • Ключевые виды занятий (то есть те, которые относятся к актуальным направлениям развития вашего ребенка) запланируйте на каждый день (на 5 или 7 дней недели, в зависимости от того, хотите ли вы проводить какие-то специально организованные занятия в выходные дни). Старайтесь планировать и проводить эти занятия в наиболее благоприятное для этого время (которое вы также можете выяснить опытным путем, исходя из знания режима дня и биоритмов вашего крохи).
  • Оставьте в вашем плане местечко для самостоятельных игр ребенка и вашей совместной импровизации, зарезервируйте буферное время «на всякий случай» (ведь мы не можем с точностью до минуты прогнозировать, на какое время увлечет ребенка та или иная игра).
  • Все остальные игры и занятия распределите в оставшиеся «ячейки» вашего недельного плана, обращая внимание на соблюдение баланса разных направлений развития (здесь нам опять же помогает выделение разных типов занятий цветами).

Теперь ваш базовый недельный план готов. Через пару недель его практического применения вы внесете в него необходимые коррективы (а может и полностью перекроите — и такое бывало у участниц предыдущих потоков моего тренинга), и он станет работающим инструментом вашей системы развития ребенка дома.

Продолжить знакомство с моей авторской методикой и, конечно, воплотить ее в реальных систематических развивающих занятиях с вашим ребенком, я приглашаю вас в рамках третьего потока тренинга «Система развития ребенка дома от А до Я», который стартует уже в апреле. Запишитесь в ранний список, чтобы первыми узнать о начале продаж и получить возможность оплатить участие по самой выгодной цене.

Есть вопросы? Задайте их в комментариях!

Подробный план занятий с детьми от 1 до 5 лет

Такой план занятий может подойти для игр с детьми от года до пяти лет. Сложность и разнообразие игр будут расти вместе с ребёнком: от простого к более сложному.

Общий план занятий:


Физическое развитие:
Танцы, прыжки (через препятствия, резинки, классики), плаванье или игры в воде, зарядка и упражнения с «предметом». В качестве «предметов» можно использовать обруч, фитбол, массажную дорожку, мячи, спорткомплекс, спортивные игры и игры на развитие крупной моторики.

Музыкальное развитие:
Танцы, игры с инструментами (ложки, бубен, маракасы, бубенцы, дудочка, барабан, губная гармошка, гитара и т.д.), музыкальные игры, пение, изучение нот, прослушивание песенок и музыки.

Творчество:
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, поделки.

Развитие мелкой моторики:
«Бытовые» игры (пуговицы, кнопки, липучки, шнурки, крючки и т.п.), канцелярские «кармашки» с замком «зип-лок», разные виды замкОв, игры с прищепками, откручивание-закручивание крышечек и т.п.; рамки-вкладыши и сортеры; игры с мелкими предметами; игры с крупами; мозаика и пазлы; игры в книжке; пальчиковый театр.

Предметы:
Логика и математика, подготовка руки к письму, чтение, английский язык, окружающий мир, этика, география.

Сенсорика:
Цвет, форма, величина, расположение в пространстве, запах, вкусовые ощущения, тактильные ощущения.

Развитие речи:
Пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж, артикуляционная гимнастика, стихи для развития речи, тема недели, чтение, сказка-кукольный театр, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, короткий пересказ.

Интеллектуальное развитие:
Логика, память, внимание, воображение, ориентирование, абстрактное мышление, сообразительность.

Игры с водой:
Тонет - не тонет, наливаем-выливаем-измеряем, рисуем, холодное-теплое-горячее.

Подробный план на неделю:

Понедельник:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения с обручем.
2. Муз.развитие: слушаем музыку.
3. Творчество: рисование.
4. Мелкая моторика: «бытовые игры».
5. Предмет: чтение.
6. Сенсорика: цвет.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, артикуляционная гимнастика.
8. Интеллектуальное развитие: логика.
9. Игры с водой.

Вторник:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения на фитболе.
2. Муз.развитие: инструменты.
3. Творчество: лепка.
4. Мелкая моторика: рамки-вкладыши и сортеры.
5. Предмет: подготовка руки к письму.
6. Сенсорика: форма.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, стихи для развития речи.
8. Интеллектуальное развитие: память.
9. Игры с водой.

Среда:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения на массажной дорожке.
2. Муз.развитие: музыкальные игры.
3. Творчество: аппликация.
4. Мелкая моторика: игры с мелкими предметами.
5. Предмет: математика.
6. Сенсорика: величина.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, сказка-кукольный театр.
8. Интеллектуальное развитие: внимание.
9. Игры с водой.

Четверг:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения с мячом.
2. Муз.развитие: поём песенки.
3. Творчество со счётными палочками.
4. Мелкая моторика: игры с крупами.
5. Предмет: английский язык.
6. Сенсорика: Расположение в пространстве.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, речевые игры.
8. Интеллектуальное развитие: воображение.
9. Игры с водой.

Пятница:

1. Физ.развитие: зарядка, упражнения на спорткомплексе.
2. Муз.развитие: танцы.
3. Творчество с крупами.
4. Мелкая моторика: мозаика и паззлы.
5. Предмет: окружающий мир.
6. Сенсорика: запах.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, скороговорки.
8. Интеллектуальное развитие: ориентирование.
9. Игры с водой.

Суббота:

1. Физ.развитие: зарядка, спортивные игры.
2. Муз.развитие: слушаем песенки.
3. Творчество: конструирование.
4. Мелкая моторика: игры в книжке.
5. Предмет: этика.
6. Сенсорика: вкусовые ощущения.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, чистоговорки.
8. Интеллектуальное развитие: абстрактное мышление.
9. Игры с водой.

Воскресенье:

1. Физ.развитие: зарядка, игры на развитие крупной моторики.
2. Муз.развитие: ноты.
3. Творчество: поделки из природных материалов.
4. Мелкая моторика: пальчиковый театр.
5. Предмет: география.
6. Сенсорика: тактильные ощущения.
7. Развитие речи: пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика, тема недели, чтение, короткий пересказ.
8. Интеллектуальное развитие: сообразительность.
9. Игры с водой.

Доброе время суток всем участникам группы). Выкладываю пост о плане занятий с детьми, который предложу в Рубрику "Совместные занятия"

Знаю по своему опыту, что не всегда есть возможность и желание заниматься ребенком в силу определенных обстоятельств. Сразу хочу отметить, что чаще всего в "определенные обстоятельства" входят - ЛЕНЬ, ОТСУТСТВИЕ ПЛАНА, ОТСУТСТВИЕ МАТЕРИАЛА и НЕХВАТКА ВРЕМЕНИ. Это на мой взгляд. Ни для кого не секрет, что для развития ребенка необходимы разносторонние занятия. Для себя я выделила такой список занятий, который необходимо стараться выполнять каждый день. Разделила такой список на ПЛАН МАКСИ и ПЛАН МИНИ.

План Макси


2. Чтение вслух ребенку
3. Развивающие занятия
4. Подвижные игры
5. Самостоятельное время для игр
6. Пальчиковая гимнастика
7. Артикуляционная гимнастика
8. Сюжетно-ролевые игры

10. Улыбнуться, похвалить себя и ребенка

План Мини

1. Творчество (аппликации, рисование, лепка и т. д.)
2. Чтение
3. Сюжетно -ролевая игра
4. что -то на выбор из пунктов 3,4,5,6,7 из Макси плана
Мини план в принципе может быть у каждого свой, главное, чтобы там было 4 основных пункта из макси плана
Ну и конечно, бонус - 9 и 10 пункты:
9. Обнять и поцеловать ребенка не менее 10 раз за день
10. Улыбнуться, похвалить себя и ребен

На первый взгляд может показаться, что это большой объем за день. На самом деле, каждое занятие может длится не больше 5 - 10 минут, в зависимости от ребенка. Потому как НЕ ВРЕМЯ является показателем продуктивности занятий, а радость и желание ребенка.
Надо для себя запомнить - 10 пальцев на руках - 10 пунктов занятий. Нет я конечно не предложу, загибать пальчики при выполнении каждого пункта, но вот распечатать план и отмечать прямо галочками очень даже советую. И даже если они занимаю по двеминутки - этого достаточно. Не загружайте себя. Пусть ваш день будет спокойным и радостным. Не надо посвящать себя ребенку целый день. Не надо навязывать свое общество ему. Только тогда, когда это необходимо. И если сюда еще включить тепло и ласку, если вы будете говорить ласковым спокойным тоном и очень часто обнимать и целовать ребенка - все, у вы продуктивно провели день)

Теперь, хотелось бы остановиться на каждом пункте отдельно

1. ТВОРЧЕСТВО

Не обязательно каждый день делать все сразу:рисовать, лепить, клеять и т. д. Достаточно одного вида деятельности, но основательно и не спеша.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок – это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество – это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым. В 1,5-3 года каждый малыш - уже уникальная личность. Не забывайте об этом, предлагая своему крохе то или иное занятие. И если соседская девчушка в 2 года создает красочные шедевры и легко управляется с кисточкой, совсем не обязательно, что точно так же будет вести себя с красками и ваш сорванец. Очень важно не ограничивать ребенка в выборе того или иного материала, не ставить перед ним никаких целей, не навязывать ему свое видение мира, а дать возможность почувствовать радость от собственного творчества, выразить СЕБЯ в рисунке или аппликации. А способов для этого самовыражения существует великое множество.

2. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ РЕБЕНКУ

Значение книги в развитии детей
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Зачем читать детям книги?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтение дает такую возможность.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

Игры для детей - это некий метод познания окружающего мира, адаптация в нём и получение различных навыков. Именно поэтому так важны развивающие игры для детей. С их помощью можно обучить деток читать, писать, считать, рисовать и так далее. Более того, развивающие игры для детей могут вырабатывать у них такие навыки, как развитие быстрой реакции, умение концентрировать внимание, дифференцировать картинки и предметы и так далее. Все развивающие и обучающие программы по сути, это те же развивающие игры для детей, только в более обширном спектре.

Развивающие игры для детей делятся по возрастной категории. Это и понятно. Ведь психика и интеллектуальные способности детей в разном возрасте неодинаковы. Большую роль в данном пункте играют различные методические пособия и развивающие игрушки.

4. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Подвижные игры не только будут интересны малышу, они еще и станут существенным фактором в формировании личности еще пока маленького человека. Врачи во все времена твердят: движение - это здоровье. Доказано, что подвижные детки меньше подвержены всяческого рода заболеваниям, сон у них крепкий и полноценный (что не маловажно в формировании здоровой психики и нервной системы), такие детки растут более сильными, ловкими и быстрее развиваются физически.
У психологов есть свой весомый аргумент в пользу подвижных игр для детей. Так, по их словам, ребенок, принимающий участие в подвижных занятиях, получает больше положительных эмоций. Подвижные игры способны обеспечить малышу психологическую и нервную разрядку, избавить его от тревог и сделать более общительным.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ИГР

Свободное время должно быть
Во-первых, чтобы ребенок привыкал к самостоятельности, а во-вторых, чтобы он осваивал мир. В освоении мира заложен ряд функций, которые развиваются на этом этапе. Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?

Прежде всего, надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к игре. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. С ними малышу лучше всего играть самостоятельно. Но сами по себе игрушки не решают дела. Их надо обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточного опыта, чтобы играть самостоятельно.

Часто роль взрослых в организации детской игры сводится к тому, что они говорят малышу:
- Ну что ты ходишь за мной? Вот сколько игрушек у тебя, бери любую и играй!

Но этого вовсе недостаточно, чтобы малыш начал играть самостоятельно. Требуется совсем другое: надо подсказать ребенку варианты такой игры. Сколько прелести и обаяния для него приобретает даже старая игрушка в руках у взрослого! Например, кукла, «заговорившая» с малышом, мяч, ловко прыгающий в такт под простую песенку или считалочку, матрешки, выстроенные в хоровод... Научите малыша таким простым действиям, чтобы у него возникло желание играть.
За самостоятельность полезно ребенка поощрять: рассадил кукол, расставил кукольную посуду, сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора, - можно показать всем результаты, похвалить за самостоятельность. Подчеркнуть, что это он сам сделал, без помощи взрослых. Хорошо руководить самостоятельной игрой ребенка исподволь, чтобы это руководство осталось им не замеченным.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

7. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

8. СЮЖЕТНО_РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.
Сюжетно-ролевая игра не так проста, как кажется. Ребенку нужно обладать определенными знаниями и навыками, чтобы получить от этого занятия наслаждение. Воображения и творческого потенциала у ребенка и так с лихвой. А вот внимание, память, умение анализировать и сотрудничать придется развивать. Поэтому первые ролевые игры создаются под руководством взрослых. Конечно, в главной роли малыш, ну а вы предлагаете сюжет и развиваете его.

9. Обнять и поцеловать ребенка не менее 10 раз за день

Давно еще как-то читала, что ребенка необходимо не менее 10 раз в день обнимать и целовать. Чем больше тем лучше. ТАк ребенок становится уверенным в себе возникает доверие к родителям и к миру в целом. Это мое мнение))))

10. Улыбнуться, похвалить себя и ребенка

Непременно нужно себя хвалить и улыбаться, это повышает настроение и самооценку. Дает новый стимул для занятий. Хвалите себя и любите, вы у себя одна такая. Ну, а хвалить малыша и улыбаться ему это святое. Говорят когда мама улыбается ребенку, она излучает положительную лечебную энергию на малыша. Я в это верю))))))

Вот как-то так. Спасибо всем кто вытерпел и дочитал внимательно до конца. Как только я приготовлю материал с заданиями по пунктам пока на один день выложу и думаю, многим станет понятнее моя идея, и вы увидите, что нужно не так много сил и времени на занятия с ребенком.

Чего-то волнуюсь...

Ах, да забыла написать, такие дни предлагаю чередовать ТД, ТН и Днями Монтессори (давайте все дружно попросим Бучаку)


Мы, мамы, – существа очень интересные. Нам хочется всего и сразу. Даже в играх с ребенком нам хочется охватить максимум интересных и полезных развивалок. Но, увы, не всегда это удается. И остается неприятный осадок, что опять не успела и что чего-то не додаю своему ребенку.

Пусть в него войдет 1-2 занятия по разным направлениям, которые вы будете проводить каждый день. Например, рисовать, играть в пальчиковые игры, читать, проходить пешком 1 км. Отмечайте галочками и прочерками, какие занятия провести удалось, а какие нет.

Это поможет вам держать в фокусе самые важные занятия и увидеть полную картину, что именно вы делаете для развития своего ребенка и какие белые пятна еще остались.

При составлении такой рутинки есть свои подводные камни. Например, ее нереальность. Можно записать все, что хочется, а на деле каждый день ставить удручающие отметки о невыполнении.

Я поделюсь с вами, как выбрать самый нужный минимум занятий на каждый день, и покажу фото своих планов.

Итак, сначала я записала, чем вообще хотела бы заниматься с ребенком – по направлениям, а затем конкретные занятия по каждому из них. Получилась программа максимум, чем бы я хотела заниматься со Светозаром, если бы ничего не мешало.

Каждый день в течение двух недель я отмечала плюсиками, чем мы занимались из этого списка. Это помогло мне увидеть полную картину – каким занятиям отдается предпочтение, как часто и чем не занимались вовсе.

Также я увидела, чем мы занимаемся регулярно без особых усилий. Такие занятия теперь я уже не планирую.

Например, физическое развитие у нас идет само собой. Во время прогулки мы ходим только ножками, коляску давно продали, да и пользовались ею только в первые месяцы во время сна на улице. Дома висят трапеция, кольца, все это в свободном доступе, и Светозар часто висит и раскачивается на них.

И еще его любимые игрушки – это машинка-толокар и лошадка-качалка. Они тоже развивают физически – укрепляют ножки, развивают равновесие. А качание на лошадке (хотя у нас не лошадка, а собака) еще очень похоже на упражнение из йоги «езда на верблюде», оно разрабатывает позвоночник.

Чтение книг тоже стало регулярным. Для этого я просто организовала полку с выставкой подходящих книжек, и Светозар сам их приносит мне или мужу.

Из оставшихся в списке занятий я выбрала сначала 5 самых важных, на мой взгляд, и актуальных на данном возрастном этапе (2 года) направлений. По каждому направлению выбрала одно самое эффективное занятие. Причем такое, которое интересно и мне самой, чтобы не приходилось тратить силы на преодоление лени.

Конечно, 5 занятий держать в голове вроде нетрудно. Тем не менее, лучше составьте план письменно. Иначе вы постепенно просто забудете про него.

Такой дневник я вела сначала в ворде.


Сейчас распечатала бланк, дополнив сбоку строчками для планирования и примечаний, что нужно подготовить к занятиям.

Как вы видите, в этот план я включила не только детские, но и другие занятия, которыми хочу заниматься каждый день.

Сюда также вошли большие цели. Ежедневно я стараюсь делать по ним определенные маленькие шажки, уделяя каждой цели хотя бы 15 минут.

Еще существенное замечание. Когда ставите себе цель заниматься с малышом систематически, не завышайте себе планку! Напишите, сколько минимум занятий в неделю вы хотели бы проводить по каждому направлению. 3 или 5 – достаточное число.

Тогда вы не будете себя ругать, если не получится заниматься ежедневно. Зато, если получится, у вас будут все основания похвалить себя.

Вы можете пример моего плана для 2-летнего ребенка и составить на его основе свой. К плану также прилагается бланк для распечатки – чек-лист на неделю в формате pdf.