Open
Close

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение

Приобщение детей к художественной литературе

Уже отмечалось, что художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел.

В средней группе следует продолжать ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).

Ребенок четырех лет – это уже «потребитель» всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. По-прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: «Дед хотел уху сварить…», «Барашеньки крутороженьки…», «Лень-потягота…» и т.д. В программный репертуар включены заклички («Иди, весна, иди, красна»), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети не умеют, но старательно запоминают и проговаривают их, ощущая себя знающими и компетентными.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: «Сказка ложь, да в ней намек!»

Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные («Три поросенка», английская; «Бременские музыканты» (из сказок братьев Гримм, немецкая); «Колосок», украинская; «Хитрая лиса», корякская; «Травкин хвост», эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: «Воробьишко» М. Горького, «Сказка про Комара Комаровича…» Д. Мамина-Сибиряка, «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» X.К. Андерсена и т.д.

В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Воинственный Жако»; Е. Чарушин «Лисята», «Воробей») и о детях (М. Зощенко «Показательный ребенок»; Л. Пантелеев «На море»; С. Георгиев «Бабушкин садик» и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

В программном списке много стихотворений: о природе и временах года, о животных, детских приключениях и переживаниях. Выделены стихи для заучивания. (Воспитатель может выбирать их, учитывая возможности детей и личные предпочтения.)

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.

К программе специально подготовлены хрестоматии. (Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 4–5 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.) А московским издательством «Весть ТДА» выпущены фонохрестоматии с лучшими программными произведениями в исполнении известных актеров театров и кино с прекрасным музыкальным сопровождением.

В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Условно можно выделить три аспекта анализа.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.

Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм «Заяц и еж» лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: «А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?» – были самыми разными. Но мнение о зайце-страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.

При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.

Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.

В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: «Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать ), венки… (плести ), песни… (петь ), хороводы… (водить ). Только одной Снегурочке… (по-прежнему не весело )». («Снегурочка», русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: «Темный лес что… (шапкой ) принакрылся… (чудной ) и заснул под нею… (тихо, беспробудно )». (И. Суриков. «Зима».)

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. «Прочитайте, – просят они, прослушав „Федорино горе“ К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово» («растопырила»).

Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: «И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась». Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа («Прочитайте про заиньку-паиньку»), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка («Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути»). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.

В средней группе для заучивания предлагаются небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания. И все-таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя. Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.

Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.

Обычно ребенок, читая стихотворение полностью на занятии по заучиванию, утрачивает выразительность (интонации), удававшуюся ему при проговаривании отрывков. Это закономерно, ибо он вынужден одновременно решать несколько задач: вспоминать, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течение года несколько раз.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, проводятся литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Из книги Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет автора Ганошенко Наталья Ивановна

Наталья Ганошенко, Софья Мещерякова Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года Пособия к программе «Первые шаги» издаются под общей редакцией Л.Н. Галигузовой, С.Ю. МещеряковойГаношенко Наталья Ивановна –

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности Художественную деятельность дети осваивают постепенно. Задача взрослых – создать условия для ее развития, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Но не стоит спешить и форсировать его развитие. Привлекая

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Ознакомление детей с художественной литературой Во второй младшей группе продолжается ежедневная работа в уголке книги. В распоряжении детей постоянно должны быть 6–7 книг (программные и непрограммные произведения, например, природоведческого характера).Маленькие

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

Приложение II Произведения художественной литературы для работы с детьми вне занятий Мамина песенка Всех морей и речек Коней и овечек Мне сынок дороже, Родной человечек. Азербайджанская песенка, обраб. А. Ахундовой

Из книги Как заниматься самообразованием автора Рубакин Николай Александрович

Особенности ознакомления детей с художественной литературой На многих занятиях, представленных в данном пособии, предусмотрена работа с произведениями художественной литературы.Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, потешки, стихи. И

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой Кумир семьи«Мимозное воспитание». Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от

Из книги Чтение в средней школе автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Принцип высокой художественной ценности учебного материала Основными признаками высокой художественности вокального произведения, с нашей точки зрения, являются:– духовно-нравственные основы содержания художественного образа;– соответствие характера музыки

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Смысл чтения в художественной литературе При изучении наук примеры полезнее правил И. Ньютон Чтение тогда только приносит пользу, когда анализ прочитанного откладывается в памяти. В памяти откладывается только тогда, когда читатель пропускает действие сюжета,

Из книги автора

О воспитании детей Считаете ли вы, что каждый родитель, прочитавший ваши книги и прослушавший ваши лекции, станет обращаться со своим ребенком по-другому - лучше, раз уж он знает, что к чему? Может быть, удастся спасти изуродованных детей, распространяя знания среди

Из книги автора

Сексуальность детей Особенности детской сексуальности. Детский онанизм. Как разговаривать с детьми про это. Сегодня актуальным вопросом является сексуальность детей. Их осведомленность в такой пикантной теме может быть больше, чем думают родители, поскольку эта

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться


Советы для родителей:

Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью

Почему важно сделать чтение

привычкой Вашего ребёнка?

Чтение в семье - давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтение - это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

1. Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

3. Та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия . Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана . Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам . Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

Прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

Книгу читают и рассматривают за столом;

Бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной;

Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

Правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

- если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение , позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги - помощники родителей в решении воспитательных задач . Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

7. В доме должна быть детская библиотечка.

8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

14. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что угодно!

17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.


В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям дошкольного возраста. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Валентина Викторовна Гербова
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа по приобщению детей к художественной литературе печатается по тексту книги "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

Ведущие цели "Программы" – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

К "Программе" подготовлены краткие "Методические рекомендации" (М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Более подробные методические руководства к "Программе" содержатся в методических пособиях: Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. "Развитие речи в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. "Дети раннего возраста в детском саду" (М.: Мозаика-Синтез) и др.

Пособие "Приобщение детей к художественной литературе" продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе.

Программа

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Программные произведения отбирались особенно тщательно, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям определенного возраста. Мы стремились представить как классические произведения, известные не одному поколению читателей, так и произведения современных отечественных и зарубежных авторов.

Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к художественной литературе для каждого дошкольного возраста свои.

Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их.

Программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в списки рекомендованной литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей режима работы дошкольного образовательного учреждения.

Первая младшая группа
(от двух до трех лет)

Неоднократно читать художественные произведения, предусмотренные программой для детей второй группы раннего возраста .

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа ("Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп").

Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

Для чтения детям

Сентябрь – октябрь – ноябрь

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки. "Наши уточки с утра…"; "Пошел котик на Торжок…"; "Заяц Егорка…".

Сказки. "Козлятки и волк", обр. К. Ушинского

Фольклор народов мира "Три веселых братца", пер. с нем. Л. Яхнина; "Бу-бу, я рогатый", лит., обр. Ю. Григорьева.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. "Мишка", "Грузовик" (из цикла "Игрушки"), "Кто как кричит"; В. Берестов. "Большая кукла"; Г. Лагздынь. "Петушок"; С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке"; Э. Мошковская. "Приказ" (в сокр.); Н. Пикулева. "Лисий хвостик"; К. Чуковский. "Федотка".

Проза. Л. Толстой. "Спала кошка на крыше…", "Был у Пети и Миши конь…".

Произведения поэтов и писателей разных стран С. Капутикян. "Все спят", пер. с арм. Т. Спендиаровой.

Декабрь – январь – февраль

Русский фольклор

Песенки, потешки. "Наша Маша маленька…"; "Чики, чики, кички…", "Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу".

Сказки. "Теремок", обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира "Котауси и Мауси"; англ., обр. К. Чуковского; "Ой ты заюшка-по-стрел…"; пер. с молд. И. Токмаковой.

Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.

Распространение положительного опыта семейного воспитания.

Задачи родительского собрания:

Создание положительной эмоциональной атмосферы;

Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к совместному чтению, создание традиций семейного чтения;

Оказать семье информационную помощь;

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение!» (для родителей воспитанников первой младшей группы)

Цель собрания:

Помочь родителям осознать ценность совместного чтения как средства образования, воспитания и развития дошкольников.

Задачи родительского собрания:

Создание положительной эмоциональной атмосферы;

Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к совместному чтению, создание традиций семейного чтения;

Оказать семье информационную помощь;

Популяризация положительного семейного опыта привития детям интереса к чтению.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Приобщение детей к детской художественной литературе».

Подготовка презентаций родителями «Традиции семейного чтения».

Консультации: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Как организовать домашнее чтение», «Роль книги в жизни ребенка», «Как превратить чтение в удовольствие», «Десять «почему» детям необходимо читать книги.

Составление и оформление памятки для родителей: «Семья и книга», «Примерный список литературы в соответствии с программой для детей 2 – 3 лет».

Буклеты: «Как научить ребенка любить читать?», «Приобщение дошкольников к чтению», «Зачем читать детям книги? Как обращаться с книгой».

Оформление выставки художественной литературы для чтения детям «Мир детства».

Место проведения: группа

Форма проведения: родительский вечер

План проведения родительского собрания:

1. Вступительное слово. Игра «Собери квадрат»

2. Ознакомление с проектом «Детский сад, семья и книга!»

4. Беседа о разном.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнюю встречу. Нашу встречу я бы хотела начать с эпиграфов:

«Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

«Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский.

Каждая семья мечтает вырастить читающего ребёнка. Важно обратить свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге. Итак

уважаемые родители, сегодня на повестке дня:

1. Вступительное слово. Игра «Собери квадрат

2. Ознакомление с проектом «Детский сад, семья и книга» -

3. Интерактивная игра «Путешествие по сказкам»

4. Беседа о разном.

Предлагаем вам небольшую разминку – игру, которая называется «Собери квадрат». Правила: перед Вами уважаемые родители лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части и, не общаясь друг с другом соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (родители собирают квадрат).

Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей).

Было ли Вам трудно выполнить это задание и почему?

Действительно роль общения в жизни человека велика. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? (Ответы родителей).

Спасибо за ответы уважаемые родители.

Да речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Особое внимание в развитии речи детей мы уделяем художественной литературе.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, мышления, воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты и разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить. Главная причина этого явления-изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека.

Исходя из этого нами был создан и внедрен проект «Детский сад, семья и книга», совместно с родителями и детьми первой младшей группы, который мы приобщили к теме нашего собрания.

Целью данного проекта:

Развивать у детей устойчивый интерес к художественной литературе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, посредством приобщения детей к художественной литературе.

Задачи данного проекта:

Формировать у детей интерес и потребность в чтении (восприятии) книг;

Продолжать учить слушать народные песенки, сказки, авторские произведения, как с наглядным сопровождением, так и без него;

Способствовать возникновению у детей инициативы договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы;

Приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»

Воспитание бережного отношения к книге, как результату труда многих людей;

Способствовать созданию в домашних условиях атмосферы для привития любви и интереса к книге;

Актуализация знаний родителей о ценности семейного чтения, развитие

традиций семейного чтения;

Способствовать сплочению семьи через чтение художественных произведений;

Распространение положительного опыта семейного воспитания.

В рамках данного проекта было проведено анкетирование родителей «Приобщение детей к детской художественной литературе», целью анкетирования было определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения. В процессе анкетирования, участие приняли более 50% семей. Так в результате, все родители ответили, что их волнует проблема детского чтения, объясняя тем, что это полезное занятие, которое развивает мышление, память, обогащает речь, расширяет кругозор, в процессе чтения у ребенка возникают предпосылки для будущего овладения им самостоятельными навыками чтения. Радует, то что наши родители начитанные люди, ведь на вопрос «Читаете ли Вы сами литературу?», все родители ответили, что они читают не только периодическую (журналы, газеты, но и познавательную и художественную литературу. Приобщая детей к художественной литературе, большинство родителей читают сказки, стихи, потешки, рассматривают картинки, учат стихи. Книги читаются детям от нескольких раз в неделю, некоторые родители ответили, что ежедневно читают детям, а также по просьбе детей. В большинстве семей чтением занимается оба родителя, хотя есть такие, в которых предпочтение отдается одному из родителей, несколько семей ответили, что чтением занимаются не только оба родителя, но и бабушки, дедушки. Прочитав произведение, большинство родителей ответили, что не всегда беседуют с ребенком о прочитанном, хотя есть и такие семьи, которые этому вопросу уделяют достаточное внимание, ставя перед собой цель выяснить-понял ли ребенок суть произведения, запомнил ли последовательность событий, ведь это в свою очередь способствует развитию памяти, мышления, речи. Книги, которые читают детям наши родители по тематике очень разнообразны. Радует то, что родители предпочитают читать детям отечественных поэтов, писателей, это и К. И Чуковский, В. Сутеев, А. Барто, русские народные сказки, детские энциклопедии. В основном книги родители приобретают в магазине, либо выписывают по почте, в двух семьях имеется домашняя библиотека. Исходя из этого можно сделать вывод, что родители приобщают детей к художественной литературе, но проблема детского чтения все же имеет место, так как у современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают, как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Так наблюдения, проведенные нами в группе, показали, что наши воспитанники не умеют сосредоточенно, не отвлекаясь слушать сказки, рассказы, при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу, не имеют устойчивого интереса к художественной литературе.

Поэтому в проект были включены следующие формы работы с детьми:

Чтение и рассказывание произведений разных жанров: сказки, рассказы, стихи, потешки. Эти формы работы с детьми предполагали:

Развития умения слушать,

Следить за развитием действия,

Сопереживать героям произведения.

Изначально дети не внимательно слушали те произведения, которые им предлагались, часто отвлекались, но при каждом следующем чтении или рассказывании произведения, дети становились активными участниками этого процесса. Они старались договаривать слова из хорошо знакомых произведений, а некоторые дети договаривали фразы. Так Ангелина П., Глеб М., Ангелина Л., при проговаривании хорошо знакомых фраз из русской народной сказки «Репка», старались соблюдать последовательность событий правильно называя героев этой сказки.

Беседы «Мир книг», «Моя любимая сказка», «Любимый сказочный герой», «Бережное хранение книг». В процессе бесед старались развивать:

Устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.

Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

Закреплять правила культурного обращения с книгами.

В процессе знакомства с книгами у детей возникала потребность рассказать о своих впечатлениях, исходя из этого с детьми проводились различные по тематике беседы. Каждый ребенок называл свою любимую сказку, сказочного героя, что ему понравилось в этом произведении, что запомнилось больше всего. Итогом бесед стало и то, что дети стали лучше узнавать героев сказок, могли по иллюстрации определить о ком эта сказка.

Дидактические игры:

«Разрезные картинки» (герои сказок);

«Найди фрагмент» (герои мультфильмов);

«Отнимем у лисы колобки»;

Дидактические игры по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок».

В процессе игр у детей развивалось логическое мышление, память, воображение, слуховое восприятие, обогащался словарный запас детей, развивалась связная речь.

Дидактические игры, это «палочки-выручалочки» в работе с детьми, детям очень нравилось играть в них, ведь герои в процессе игры будто оживают, про них не только можно послушать, но и взаимодействовать с ними. Так Ангелине П., Арсению К., Ангелине Л. понравилось играть в дидактические игры по русским народным сказкам, дети проговаривали свои действия, могли взять в руки любого героя и взаимодействовать с ним.

Продуктивная художественно-творческая деятельность:

Рисование «Герои любимых сказок»;

Лепка «Колобок»;

Аппликация «Рукавичка».

Так в ходе этих форм работы у детей развивалась мелкая моторика, воображение, дети учились выражать свои впечатления, полученные от восприятия художественных произведений. В процессе рисования Ангелина Л. и Соня Р. о чем-то разговаривали, выяснилось, что «Колобок» пошел в гости к «Репке», так можно сделать вывод, что дети занимаются само-творчеством. Во время лепки Глеб М., Арсений К. очень активно рассказывали на что еще похож «Колобок» (мячик, голова, солнышко). Выполняя аппликацию, дети совместно сочиняли новую сказку, оказывается в «Рукавичке» на самом деле жили три синих котенка и зайчик, которые любили яблоки.

Сюжетно-ролевые игры:

«Книжкина больница»;

«Кукла Катя в гостях у ребят»;

«Книжный магазин».

В процессе сюжетно-ролевых игр дети учились взаимодействовать друг с другом посредством общения между собой. Устанавливать эмоционально-личностный контакт. Так дети очень огорчились, когда узнали, что зайка порвал книжку, но тут же с удовольствием помогли ему починить эту книжку в «Книжкиной больнице»; кукла Катя, которая пришла в гости к детям совсем не знала сказок и дети с большой радостью показали ей книжки, картинки и назвали все сказки, особенно это понравилось Полине П., Арине Ш. они очень охотно старались усадить куклу и обязательно рассказать обо всех сказках.

Экскурсия в группу старшего возраста «В гостях у сказки».

Целью данной формы работы являлось привитие устойчивого интереса к художественной литературе, на примере детей старшего возраста. Придя в группу дети с большим интересом рассматривали книги, которые находились в аккуратно оформленной мини-библиотеки, дети старшего возраста рассказали и показали нам некоторые книги, которые находятся в ней. Оказалось, что в нашей группе есть наиболее активные читатели, это Арина Ш., которая решила достать книгу с самой верхней полки найдя интерес в ней, Ангелина П., которая активно называла героев сказок. Мальчиков-Арсения К., Серафима У., Глеба М. больше всего привлекла «книжка-самоделка», которая направлена на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, они рассматривали ее с большим интересом.

Для детей были созданы альбомы «Герои любимых книжек», «Любимые сказки», которые дети с удовольствием рассматривали, называли героев, проговаривали хорошо знакомые фразы, старались вспоминать и петь любимые песенки героев книжек.

Так применяя все эти формы работы с детьми, мы постепенно решали задачи, поставленные перед нами в проекте.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Так участвуя в проектной деятельности несколько семей представили свои презентации на тему «Традиции семейного чтения». И нам очень бы хотелось, чтобы эти семьи поделились своим опытом, традициями ознакомления и привития любви к художественной литературе.

Хочу пригласить представителя семьи Полянка Ангелины, маму Полянка Инну Юрьевну с презентацией на тему «Наша литературная жизнь!».

Спасибо большое за выступление.

И еще одна семья, которая поделится с нами опытом и традициями, это семья Устинова Серафима и ее представитель мама-Устинова Наталья Алексеевна, которая представила презентацию на тему: «Учусь читать и создавать свои книжки!».

Большое спасибо.

Семья Арсения, поделилась с нами фотографиями, на которых видно, что Арсений очень любит рассматривать и слушать сказки вместе с папой.

Спасибо большое, было очень интересно. А теперь уважаемые родители я предлагаю, Вам поделится, впечатлениями и сказать слова благодарности семьям, которые поделились традициями воспитания и привития любви к художественной литературе.

Что вам запомнилось?

Что показалось интересным?

Что бы вы стали использовать в своей семье? (ответы родителей).

Хотелось бы отметить, что практически все семьи приняли участие в совместном с детьми изготовлении «Книжек – самоделок», которые дети, да и мы с удовольствием рассматривали и читали.

В свою очередь мы выражаем огромную признательность всем семьям, за участие в проекте и приглашаем всех остальных принять участие. А также хотим сказать, что наш проект на этом не заканчивается и те семьи, которые еще готовят свои презентации, обязательно их представят.

И нам бы очень хотелось, чтобы традиции семейного чтения развивались повсеместно в каждой семье, ведь семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.

3. Интерактивная игра «Путешествие по сказкам».

А сейчас уважаемые родители, предлагаем вам освежить свои знания детской литературы и поиграть в интерактивную игру «Путешествие по сказкам».

Спасибо уважаемые родители за интересные ответы.


Организация: МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Шелкова Л.В., Стародумова Л.А.

(г. Барнаул, Россия,

МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»,

mbdou . kid barnaul - obr . ru )

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохини.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В связи с этим, в нашем детском саду три года успешно проводилась опытно - экспериментальная работа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к книге». Для опытно – экспериментальной работы мы взяли большие художественные произведения: с детьми 5-6 лет изучили А.А.Милна «Винни – Пух и все, все,все», А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с детьми 6-7 лет - Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Богатыри земли русской» - изучение былин.

Основные идеи эксперимента. Развитие интереса и любви к книге, успешное использование художественной литературы, как средства воспитания и развития ребенка, возможно при условии, если педагог исходит из эстетической природы слова, широко использует выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной и художественно-речевой деятельности детей.

Цель эксперимента:

1.Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге. 2.Создание модели работы с детской книгой.

Задачи:

1. Анализ имеющегося теоретического и практического опыта работы педагогов по заявленной теме.

2. Создать методический комплект материалов (проекты, конспекты, методические рекомендации и т.д.)

  1. Разработать модель работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

4. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с большими литературными произведениями через разные виды деятельности:

  • речевую – слово (эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
  • театрализованную - движения, жесты, голос, мимика, интонация;
  • изобразительную - рисунок, прием сопоставления живописных полотен с литературными текстами.;
  • музыкальную - мелодия, ритм, интонация.
  • игровую - дидактические игры.

5. Формировать самостоятельную художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста (через обогащение предметно- развивающей среды, «уголки книги», игровую деятельность)

6.Обобщить опыт работы педагогов ДОУ в виде методических материалов.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного

возраста.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста

интереса к книге.

Гипотеза:

Развитие интереса у детей является актуальным в процессе формирования информационной культуры личности, но реализуемые на практике разрозненные методы и приемы не способствуют мотивации дошкольников к чтению больших литературных произведений. Развитие у старших дошкольников интереса к книге будет успешным, если:

Воспитательно-образовательный процесс будет наполнен разнообразными методами и приемами работы с литературными текстами;

Создана развивающая предметная среда, ориентирующая дошкольников на формирование читательской культуры ребенка;

Организована совместная деятельности ДОУ и социума по организации литературного просвещения детей (ДОУ- БГПУ- гимназия №42-библиотеки);

Организовано взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей читательской культуры, литературного вкуса.

Этапы эксперимента:

1этап. Подготовительный (6 месяцев)

Разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом;

Корректировка должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников ОЭД;

Разработка поэтапного плана ОЭД;

Внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

Оформление заявки на ОЭД в комитет по образованию;

Комплектование фонда справочных пособий, информационных материалов по проблеме эксперимента (включая электронные носители и Интернет);

Обобщение опыта работы педагогов ДОУ

2 этап. Функционирование экспериментальной площадки (2 года)

Организация экспериментальной работы в соответствии с перспективным планом, программой интегрированных проектов;

Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов (семинары-практикумы, выставки, презентации, литературные

гостиные);

Разработка методических материалов, дидактического и методического сопровождения эксперимента;

Организация открытых мероприятий, выставок продуктов педагогической и детской деятельности;

Определение эффективности проделанной работы (итоговая диагностика)

3 этап. Обобщающий (6 месяцев)

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;

Составление письменных отчетов;

Составление докладов, выступлений к научно-практическим конференциям, методическим объединениям педагогов и т.д.;

Подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» и др.;

Издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных перспективных планов, авторских программ и т.п.

Принципы реализации экспериментальной деятельности:

- принцип интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, художественно-речевой, театральной, музыкально-эстетической деятельности), а также в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Принцип деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

Принцип системности в процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями на основе двустороннего взаимодействия педагогов и родителей;

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности;

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне;

Принцип развития личностных качеств ребенка направлена на формирование уважительного, позитивного отношения к книге;

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях;

Принцип преемственности во взаимодействии детского сада и семьи и как условие построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечение развития ребенка.

Условия реализации основных принципов работы:

1. Организация книжного уголка «Островок Книги».

2. Организация мастерской по ремонту книг «Книжкина больница».

3. Создание театрального уголка.

4. Создание мини-музея детской книги.

5. Создание методической, дидактической и наглядной базы.

6. Разработка интегрированных проектов по ознакомлению с произведениями и творчеством писателей.

7. Разработка программы клуба детского чтения совместно с библиотекой «Золотой ключик», кружка «Книжная колыбель», детско-родительской студии «В гостях у сказки».

8. Разработка программ семинаров для педагогов ДОУ и родителей.

9. Разработка модели работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

Формы взаимодействия с детьми:

1.Совместная деятельность с воспитателем

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой и биографиями писателей

Занятия по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (календарь знаменательных дат)

Создание «Книжкиной больницы» в группах

Занятия в кружке «Книжная колыбель» (1 раз в неделю)

●изготовление коллажей в процессе непосредственно - образовательной деятельности (художественно-продуктивная деятельность)

●художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы, изготовление макетов к большим художественным произведениям, изготовление книжек - самоделок)

●словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

●организация досуговой деятельности (развлечения, театрализованные представления, инсценирование)

●рассматривание репродукций, иллюстраций

●празднование именин литературного произведения

Литературно-музыкальные праздники (опера, музыкально-игровые развлечения)

Конкурсы между «героями» художественного произведения

Экскурсии и занятия в филиале городской библиотеки №1.

2.Самостоятельная деятельность детей

Организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, дидактических игр

Драматизация сказок,

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Формы взаимодействия с родителями

I. Информационно – аналитические

Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

- «Почтовый ящик» (родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

II. Познавательные формы работы (призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формирует практические навыки взаимодействия с детьми)

Индивидуальные консультации, беседы

Родительские собрания

Семинары – практикумы

- «Дни открытых дверей»

Проектная деятельность

Акции «Подари книгу», «Книжки – самоделки»

Экскурсии

Создание макетов по художественным произведениям.

III. Досуговые формы

Детско – родительская студия «В гостях у сказки»

Вечера – развлечения, праздники

Создание семейных библиотек

Конкурсы рисунков, поделок

Клуб выходного дня «За чашкой чая».

IV. Наглядно – информационные

Родительский уголок

Информация для родителей: списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним

Папки – передвижки

Буклеты

Стенгазеты

Информационные листы «Растим будущего читателя».

Формы активизации педагогов:

Традиционные:семинары, семинары – практикумы, консультации, творческие группы, педагогические советы, тренинги, деловая игра, повышение квалификации.

- Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, использование квест – технологии, кейс – технологии, издательская деятельность, ИКТ – технологии, литературный салон.

Методы работы:

Анкетирование

Тестирование

- SWOT - анализ

Самоанализ

- «Мозговой штурм»

Метод «Модерации»

Методический фестиваль.

Результаты опытно – экспериментальной деятельности:

1.Повысился уровень речевого развития и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.Повысился у детей интерес к книге и отношение к ней.

3.Педагоги знают теоретические основы методики работы с художественной литературой; умеют анализировать и оценивать идейно-художественное содержание и форму литературного произведения; умеют организовывать разнообразную художественную деятельность; владеют средствами выразительного чтения.

4.Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки.

5.Создан методический комплект (интегрированные проекты, перспективные планы, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические пособия и т.д.).

6.Создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с особенностями читательских интересов детей дошкольного возраста.

7.Организована работа детского клуба «Золотой ключик» во взаимодействии с социумом.

8.Организована работа кружка «Книжная колыбель».

9.Создана детско – родительская студия «В гостях у сказки».

10.Создана модель работы с детской книгой.

Список литературы:

  1. Арушанова Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №10 – С. 73 – 80.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003.-176с.
  3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: литературно – художественное развитие детей 3-5 лет/ - М.: Чистые пруды, 2005.-32с.
  4. Микляева Н.В., Мишина Т.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие/ - М.: Айрис-пресс. 2005. – 80с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 1978. – 488с.
  6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ У.А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961.- 334с.