Open
Close

Перспективный план по театрализованной деятельности в старшей группе доу

«Театр, как средство развития и воспитания детей в процессе подготовки к школе»

Театр – это волшебный край,

в котором ребёнок радуется играя,

а в игре он познаёт мир!

С.И.Мерзлякова

1.Введение:

Существует две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя педагогам и родителям. Первая из них – это ученик, посещающий школу, но по сути дела, не умеющий учиться. Вторая – школьник, активно не желающий учиться.

«Готовь сани летом, а телегу – зимой» - гласит народная мудрость. Эти слова вполне применимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе. В чём же заключается готовность ребёнка к школе?

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о физическом развитии, развитии любознательности, внимания, памяти.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлёк его внимание. Но сосредоточиться сколько – нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающий к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятки – дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учёба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учёбе – большие или малые – неизбежно встречаются у каждого.

Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка. В школе он попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Именно поэтому необходимо заранее готовить детей к такому важному для них событию. А лучшем средством для этого является игра.

2.Приобщение детей к театральной деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой.

Игра – наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игра соответствует природе ребёнка: играя, ребёнок познаёт новые образы, приобретает умения и навыки, развивает фантазию. Ещё В. Сухомлинский говорил, что «духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства, К.С. Станиславский советовал актёрам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссёр Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок, однако, никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошадке-стуле, ребёнок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, - гора. В своей игре он похож на актёра (недаром искусство актёра называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры театральной иллюзией».

Исходя из этого, я использую игровой метод обучения детей. Ведь одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театральные игры, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, инициативности и т.д., так необходимых ребёнку в школе.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, подготовку праздников, развлечений.

Моим детям (подготовительная к школе группа) очень нравится не просто слушать сказку, а инсценировать её, разыгрывать по ролям, используя кукольный театр. Я предлагаю детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), кукол надеваемых на пальцы. Кукольный театр используем как методическое средство, активизирующее речь детей. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелку моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Вначале фрагменты произведения использую как упражнения. Для этого берётся хорошо знакомая детям сказка, например «Теремок». Детям предлагается от лица героев попроситься в теремок разыграть диалог двух героев, а затем обсуждаем, кто из героев был более достоверным, и лучше передал голос и манеры персонажа. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо, дети учатся словесному перевоплощению, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Стараюсь предоставлять детям больше свободы в действиях, имитации движений. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет каждому ребёнку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.

Дети всегда готовы разыгрывать сказки. Это их способ познания мира. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребёнок, входя в сказку, получает роль одного из героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни школьника.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира, человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно – эстетической деятельности.

3.Задачи и содержание театрализованной игры.

Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Итак, анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что всё больше внимания уделяется раскрытию потенциальных возможностей ребёнка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

    Театральная игра.

Задачи : Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.

Не столько приобретение ребёнком профессиональных умений, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

    Ритмопластика.

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

    Культура и техника речи.

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

    Основы театральной культуры.

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

    Работа над спектаклем.

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действия с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т.д.).

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют, свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Театрально-игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так, как в ее арсенале- замечательные художественные средства: интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т.д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества.

4.Роль педагога в организации театральной деятельности.

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально – игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования.

Совместная театрально – игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою, искренне хотят помочь в решении задач, т.е. постепенно настраиваются на творческий лад.

Театрально-игровая деятельность, включающая игры разной функциональной направленности, помогает педагогам решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира.

С помощью театральных игр и мини-спектаклей мы развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей: играя, они понимают, как много значит, коллектив и какая важная роль отводится в этом коллективе каждому.

Наша работа, как педагогов, требует, прежде всего, желание помочь детям раскрыться, формировать интерес к театральным играм. Сами педагоги должны обладать артистическими качествами, необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссёра.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

    воспитание у ребёнка основ общей культуры;

    приобщение детей к искусству театра;

    развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, театральном искусстве, в литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности.

В нашем саду создана театральная студия «В гостях у сказки». Дружный, творческий коллектив педагогов вместе с детьми, музыкальным руководителем проводим народные, календарные праздники, которые очень нравятся детям. Зал празднично украшен, костюмы изготовлены своими руками с творческой фантазией. Атрибуты делаем вместе с детьми. Такая совместная работа благоприятно сказывается на взаимоотношениях детей и взрослых.

С большим успехом проходят кукольные представления, подготовленные воспитателями.

У старших дошкольников важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.

Дети подготовительной группы живо интересуются театром, как видом искусства, поэтому я рассказываю им об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, костюмерная, гримёрная). Интересны детям и театральные профессии (режиссер, актёр, гримёр и др.).

Чтобы театрально-игровая деятельность в группе стала интересной и успешной, к ней должен быть готов и сам воспитатель.

Наше отношение к театрализованной игре имеет большое значение, т.к. воспитывает для детей зачастую образец для подражания.

Умение педагога выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жестов, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает определенные эталон для подражания.

Театрально-игровая деятельность, включает игры разной функциональной направленности, помогает педагогам решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития ребенка и познания им окружающего мира.

Я рассматриваю образовательное пространство детского сада, как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и игровой мир, посредством театрализованной деятельности.

Педагогическая реальность должна быть пронизана игрой, творчеством, открытием себя и других.

    1. Формы и методы работы.

Предметно – пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основной самостоятельного творчества каждого ребёнка своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка; особенности его эмоционально – личностного развития, интересы, склонности, предпочтения и потребности, любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

Театрализованные занятия – это прежде всего импровизация при разыгрывании сказок, сценок, и т.д.

Нужно понимать, что приступать сразу к постановку спектакля с включением детей глупо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребёнок не научится играть в нём.

А для того, чтобы совершенствовать игровые действия, отдельные элементы движений, интонацию, дикцию, я использую творческие упражнения. Они учат детй снимать, по возможности, все стрессообразующие факторы, раскрепощают детей, стимулируют развитие духовного потенциала и творческой активности и т.д.

(Андрей К., с 6 до 7 лет, скромный, застенчивый, педантично выполняющий все просьбы воспитателя, дважды повторяющий каждое слово. За год удалось достичь огромных результатов. Ребёнок, вовлечённый в театрализованную игру, раскрылся, сказочные персонажи в его исполнении удивили и порадовали всех. Большую роль сыграла помощь мамы и игры – перевоплощения, пантомимы и пластические игры).

Любое занятие мы начинали с пальчиковой гимнастики, развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения «флажок», «Птички», «Паук», «Ножницы» и другие.

Для развития речи, проводим артикуляционную гимнастику (например – «Покусайте кончик язычка», «Достаньте кончиком языка носик» и др.).

Для развития дикции разучиваем скороговорки, которые очень любят дети

«Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на суше ели».

Или «Книга книгой, а мозгами двигай».

Для работы над ролью необходимо развитие интонационной выразительности. Предложить детям прочитать стихотворение: насмешлив, удивлённо…

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят – малюток.

Л. Фурмина

Очень нравится детям игра «Подскажи словечко». И, конечно же, совершенно необходимы упражнения на развитие памяти, воображения, пластики.

На занятиях я часто использую нашу фонотеку. Музыка чудесным образом действует на детей, развивая у них песенное творчество, музыкальную импровизацию. Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям.

Сравнивая уровень развития детей, я заметила, что играя, они быстрее развиваются умственно, физически, игра укрепляет мышечный аппарат, развивает пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности, приобщает ребенка к миру театра. Помогает создать атмосферу эмоционального тепла, снять закомплексованность детей, способствует максимальной реализации возможностей каждого ребенка и насыщению его жизни познавательными событиями. Ребенок не боится сделать ошибку, высказывает свои соображения, проявляет инициативу и самостоятельность.

Специальный подбор народных игр, содержащих элементы, атрибуты народного творчества, повышает интерес к народному фольклору и национальным традициям, способствует установлению взаимосвязи между творческим знанием национальной культуры, «вживанием» в неё. А также помогает найти правильный подход к каждому ребенку. Обеспечивая радостное » проживание» в детском саду и установить между нами доверительные отношения.

Таким образом в заключении можно сказать - театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытый, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, что благоприятно скажется на адаптации ребёнка в новых для него школьных буднях.

Занимайтесь с детьми театром! Вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересней и содержательной, наполните яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Список литературы:

      1. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду, М., ТЦ Сфера, 2009 год;

        Бардин К.В. Подготовка ребёнка к школе, М., «Знание», 1983 год;

        Баранова Е.В. Савельева А.М. От навыков к творчеству, Мозаика – Синтез, 2009 год;

        Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год.

        Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности, Мозаика – Синтез, 2008;

        Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год;

        Кино и дети, М., 1971 [с. 51 – 52];

        Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год;

        Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания, М., собрание сочинений, 1959 год;

        Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год.

Перспективный план по театрализованной деятельности на 2015-2016 учебный год для старшей группы.

СЕНТЯБРЬ

1
Кончилось лето Собрать детей вместе после летнего перерыва, порадоваться теплой встрече; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре.
Первое занятие в новом учебном году.
Беседа о театре.
Игра «Назови свое имя ласково.
Назови ласково соседа».
Игра – спектакль «Колобок» Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке.
2
Знакомые сказки Вызвать положительный настрой на
театрализованную игру; познакомить с понятием «Пантомима»; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль. Игры: «Театральная разминка»,
«К нам гости пришли».
Творческая игра «Угадай сказку:
Репка или Колобок».
Музыкальное сопровождение, Фланелеграф и картинки для сказок, шапочки для героев сказок.
3
Приключение глупых лягушат Дать интонационно-образное представление о новой сказке; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
«Приключение глупых лягушат».
Беседа по содержанию сказки.
Вопросы.
Иллюстрации к сказке, маски героев сказки.

4
Уборка леса. Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.

Имитационные упражнения, характеризующие героев сказки.
Игра-разминка «Уборка леса»;
упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?» Музыкальное сопровождение, лопата, скатерть, костюм Лесовичка, веник, сервировка для чая.
ОКТЯБРЬ
Тема,занятие Цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Сказка "Гуси-лебеди" Побуждать к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость, слуховые представления. Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
Просмотр иллюстраций и мультфильма по сказке Гуси- лебеди"Беседа по содержанию сказки."Гуси-Лебеди"
Музыкальное сопровождение, шапочки героев сказки.
2
Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.
Рассказывание сказки детьми.
Подбор костюмов к сказке.
Упражнения на выразительность движений и мимики.
Двигательная импровизация «Летят гуси». Атрибуты для выбора костюма, маски героев сказки,подготовка декораций к сказке.
3
Овощной базар Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в театрализованной игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.
Игра «Продавцы – покупатели», хороводная игра «Веселый хоровод».
Репетиция сказки "Гуси-лебеди"
Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки.

3
В гости к сказке. Приобщить детей к драматизации; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию
Драматизация сказки«Гуси-лебеди».
Декорации к сказке, костюмы и маски героев сказки, музыкальное сопровождение.
НОЯБРЬ
Тема,занятие цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Игра в спектакль Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности; знакомить с различными видами театра.
Неделя театра. Беседы с детьми о разных видах театра. Драматизация сказки "Гуси-лебеди" для детей детского сада и гостей.
Игра «Как стать сказочником». Декорации к сказкам, костюмы и маски, волшебная книга.
2
Теремок Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
Пересказ сказки В.Бианки «Теремок»
детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.
Игра « Угадай героя».
Драматизация сказки. Иллюстрации к сказке, шапочки героев, музыкальное сопровождение.
3
«Игрушки» Агнии Барто
Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. Знакомство с понятием «Интонация».
Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности.
Выразительное чтение стихов А.Барто.
Книги с иллюстрациями А.Барто.
Игрушки.
4
Веселое путешествие Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.
Учимся четко говорить. Введение понятия «Скороговорка».
Игра-упражнение «Едем на паровозе». Физкультминутка «Буратино».
Музыкально-ритмическая композиция
«Песенка о разных языках». Музыкальное сопровождение, игрушечный паровозик, голоса птиц в записи.

ДЕКАБРЬ
Тема,
занятие цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Веселые стихи Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам.
Придумывание рифмующихся слов. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
Физкультминутка «Бабочка». Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение.

2
Двенадцать месяцев Познакомить детей с зимней сказкой; учить вступать в диалог; обсуждать характеры героев сказки, пробудить эмоциональный отклик у детей.
Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа по содержанию сказки. Иллюстрации к сказке, музыкальное сопровождение.

3
Зимняя
сказка Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; совершенствовать выразительность движений; развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него. Характеристика персонажей сказки.
Слушание сказки с музыкальными
фрагментами. Пантомимические и интонационные упражнения.
Музыкальные произведения к сказке.
4
Ставим спектакль. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать. Драматизация сказки
« Двенадцать месяцев». Декорация к сказке, костюмы героев.
ЯНВАРЬ
Тема,занятие цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Прогулка с куклами. Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.
Сценка «Мастерица».
Разминка « Игра с куклами».
Катание на саночках.
Этюд «Получился Снеговик».
Музыкально-ритмическая композиция «Снежная баба». Одежда, санки для кукол, игрушка Снеговик

2
Сказки из сундучка. Познакомить детей с новой сказкой; закреплять умение слушать сказку внимательно; побуждать желание обыгрывать сказку в пластических этюдах
«Сказка о том, как лисенок ждал зиму». Беседа по содержанию.
Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций. Сундучок сказок, костюм сказочницы.
3
Приключения в лесу. Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текст.
«Сказка о том, как лисенок ждал зиму».
Игра «Кто в домике живет?»
Хоровод « С нами пляшут звери». Декорации к сказке, куклы и мягкие игрушки для театра, шапочки для подвижной игры.

4
Такие разные эмоции. Познакомить с понятия «Эмоция». Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице. Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».
Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию».
Упражнения на различные эмоции. Игра «Испорченный телефон» Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

1
В гостях у бабушки. Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации.
Игра «Дружок». Этюд «Курочка, цыплята и петушок»
Знакомство с музыкальной сказкой «Курочка Ряба». Обсуждение особенностей в исполнении характеров героев.
Выбор костюмов к сказке. Декорации деревенского дома, игрушки: курочка, петушок, цыплята, щенок, козочка.

2
Сундучок, откройся. Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.
Слушание музыки к сказке.. /Выход Деда, Бабы, Курочки Рябы, Мышки. Выразительное исполнение своих ролей. Музыкальное сопровождение, костюмы героев сказки, маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки.

3
Такое разное настроение. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./
Упражнения у зеркала
«Изобрази настроение». Музыкальное сопровождение, картинки изображающие различное настроение, зеркало.
4
Спешим на представление. Вызвать у детей эмоциональный
настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями. Драматизация музыкальной сказки
«Курочка Ряба».
Декорации к сказке, костюмы, маски.
МАРТ
Тема, занятие цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Дружные ребята Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли. Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта.
Чтение стихов о дружбе.
Музыкально-ритмическая композиция «Как положено друзьям». Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение.
2
Любимые сказки. Развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи кукольного и настольного театров; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально-положительный настрой на сказку. Беседа о любимых сказках.
Игра-загадка «Зеркало».
Отгадывание загадок.
Игра «Отгадай сказку».
Ряженье в костюмы. Сказочные атрибуты, мягкие игрушки, настольный театр, шапочки героев сказок.

3
Муха-Цокотуха Познакомить со сказкой «Муха Цокотуха». Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа
Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха». Распределение ролей. Характеристика героев сказки.
Игра «Угадай, кто потерял».
Пантомимические упражнения к сказке. Иллюстрации к сказке, предметы героев сказки, маски и шапочки.

4
Ярмарочная площадь Вызывать эмоциональный отклик детей; вовлечь в фольклерное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки.
Разучивание музыкальной композиции к сказке - «Ярмарка»,/танец ложкарей,хоровод с платками,
танец коробейников/. Атрибуты для торговли товарами, ложки, платки, музыкальное сопровождение.

АПРЕЛЬ
Тема, занятие цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Веселые затеи. Совершенствовать умения детей
выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев. Пантомимическая игра «Изобрази героя».
Творческая игра «Что такое сказка?».
Сцена « В гости к Мухе-Цокотухе» Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение.

2
Танцуем круглый год. Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.
Игра «Сочини свой танец».
Игра «Огонь и лед».
Заключительная сцена сказки./ Свадебный марш, Веселая полька/. Музыкальное сопровождение.

3 Кто стучится в нашу дверь? Побудить детей к сюжетно-ролевой игре; включаться в ролевой диалог; развивать образную речь. Совершенствовать навыки четкого и эмоционального
Чтения текста. Упражнения на выразительность голоса,
мимики, жестов.Выбор костюмов к сказке. Подготовка декорации.
Репетиция сказки «Муха-Цокотуха» Декорации к сказке, музыкальное сопровождение.
4 Веселое представление. Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. Драматизация музыкальной сказки « Муха Цокотуха».
Декорации к сказке, музыкальное сопровождение
МАЙ
Тема,занятие цели и задачи Методические рекомендации Материал и оборудование
1
Веселые игры Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство.

Итоговое занятие кружка:
«Веселые игры в стране «Театралии»».
Игровые задания: «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие Музыкальное сопровождение, маски животных.

Светлана Дыханова
Перспективный план работы по театрализованной деятельности

Перспективный план работы

по театрализованной деятельности

на 2015-2016 г. г.

Дыхановой Светланы Васильевны

воспитателя

отделения дневного пребывания

Дата проведения Методическая работа Работа с детьми Взаимодействие с родителями

Сентябрь 1неделя Изучение и анализ литературы по психо –эмоциональному развитию детей в условиях коррекционной группы.

2. «Домашний театр как средство воспитания»

3. «Давайте устроим театр » автор : Г. Калинина

4. «Театр кукол – дома , в школе, в центре досуга, на даче» автор : Н. Войдина.

Беседа с детьми : «Театр – что это , «Кто такой актер?» .

Анкетирование родителей : «Давайте познакомимся»

Цель : Определить индивидуальный подход в воспитании детей.

2 неделя Изучение и анализ литературы : «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду » автор : М. Д. Маханева. Игры для развития эмоций и творческих способностей детей :

«Где мы были не скажем, а что делали покажем»

3 неделя Изучение и анализ литературы : «Театр на столе » И. М. Петрова Знакомство детей с настольным театром .

Анкетирование родителей : «Любите ли Вы театр »

4 неделя Подготовка к показу настольного театра «Репка» - подбор музыкального сопровождения. 1. Рисуем декорации к сказке : «Курочка Ряба»

2. Репетиция с детьми по сказке : «Курочка Ряба» Чтение дома сказки : «Курочка Ряба»

декабрь 1неделя Изготовление пригласительных для родителей. Показ настольного театра : «Курочка Ряба» совместно с детьми. Показ сказки для родителей и детей : «Курочка Ряба»

2 неделя Составление беседы на тему : «Положительные и отрицательные герои» .

Беседа с детьми на тему : «Положительные и отрицательные герои из сказок»

Игра : «Изобрази лицом и движениями героя – злого и доброго»

Домашнее чтение русских народных сказок : «Золотой карнавал сказок»

3 неделя Изучение литературы : Г. В. Лаптева «Игры на развитие эмоций и творческих способностей детей» Игры на развитие интонационной речи детей : «Кто к нам постучал в дом ик» Домашнее чтение : «Теремок»

4 неделя Подготовка к осеннему празднику «Золотая осень»

Подготовить сценарий кукольного театра по сказке »

Беседа с детьми о времени года осень.

Игры на развитие движений : «Падают, падают листья» , «Дождик песенку поет» , «Солнышко и дети»

Наблюдение родителей с детьми на прогулке осенние изменения в природе, сбор листьев на гербарий для декорации по сказке : «Как петушок потерял кукареку»

Сентябрь 1 неделя Продумать набор театральных кукол , декораций, оформление, распределение ролей. Рисование с детьми на тему : «Осень»

2 неделя Изучение литературы : «Секреты кукольного театра »

Панорама «Молодежной эстрады» № 1 - 2000 Репетиция с детьми, чтение по ролям, работа с детьми по кукловождению театральной куклы . Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказке : «Как петушок потерял кукареку»

2 неделя Репетиция с детьми по кукловождению театральной куклы , работа над интонацией речи детей. Консультация для родителей «С мамой папой отдыхаем и в театре выступаем »

4 неделя Изготовление пригласительных для родителей. Совместное оформление с детьми ширмы для показа сказки, выступление взрослых и детей. Показ кукольного театра для детей и родителей по сказке : «Как петушок кукареку потерял» .

Октябрь 1 неделя Подготовка к драматизации сказки : «Самая лучшая мама на свете» с участие детей.

Составление сценария, оборудования, место проведения, оформление.

Игры на развитие двигательных навыков у детей :

«Клоуны на арене цирка» , артикуляционная гимнастика на развитие речи детей.

Чтение детям сказки : «Самая лучшая мама на свете» , беседа о прочитанном.

2 неделя Составление беседы : «Какие бывают эмоции» Распределение роли между детьми и родителями. Работа над образом героев из сказки.

Привлечь родителей к подготовке и участию в сказке : «Самая лучшая мама на свете»

3 неделя Оформление пригласительных на театрализованное представление : «Лучшая мама на свете» Репетиция по сказке : «Лучшая мама на свете» Оформление помещения к показу сказки, подбор костюмов

4 неделя Выступление перед взрослыми и детьми со сказкой : «Лучшая мама на свете : Отзывы от родителей, и коллег о проведенном театральном мероприятии

Январь 2 неделя Подготовка упражнение для правильного дыхания и четкой артикуляции.

Артикуляционная гимнастика : «Жил был язычок» Рекомендации для родителей по играм с язычком.

3 неделя Подготовка к игре с музыкальными инструментами. Сопровождение сказки : «Репка» на музыкальных инструментах.

4 неделя Подготовка игр для развития воображения, фантазии. Игра : «Смешные фантазеры» , «Что мы делали не скажем, а что делали покажем» Консультация для родителей : «Как организовать театр дома »

Февраль 1 неделя Изучение литературы : «Домашний театр дома »

Подготовка к «Мастер- класс» с участие родителей,

выбор формы проведения, темы. Комплектование группы родителей, для участия в Мастер – класс :

«Волшебное превращение ложек»

2 неделя Подготовка презентации, выставки. Пригласительных для родителей.

Проведение мастер класс с участием родителей.

Ольга Асеева
Перспективный план по театрализованной деятельности

Перспективное планирование по организации театрализованных игр в соответствии с комплексно-тематическим планированием

Старший возраст тема Чтение, беседа Работа над выразительностью речи и жестов Изготовление атрибутов, костюмов Показ театра

«Я и мое здоровье» Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Беседа «Доброе слово лечит, а худое калечит» Учить пользоваться интонациями, выражающими чувства больного мальчика, здоровой девочки

Этюд на выражение «Больная девочка»

Этюд «Холодно» Изготовление цветика-семицветика Драматизация отрывка из сказки (встреча мальчика и девочки; девочка на северном полюсе)

«Моя семья» Чтение нанайской сказки «Айога»

Беседа «Моя мамочка» Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (презрение, высокомерие капризной девочки)

Этюд «Капризная девочка» , «Упрямый ослик» Шитье рукавицы Драматизация отрывка (диалог матери и дочки)

Младший возраст «Я и мое здоровье» Чтение сказки Чуковского К. И. «Доктор Айболит»

Чтение потешки «Ай боли-боли-боли» Игра на имитацию голоса с использованием пальчикового театра «Доктор Айболит»

Игра «Скажи жалобно»

Учить выражать в мимике, в пантомиме чувство боли и сострадания. Этюд «Ой болит» , «Пожалей больного» Изготовление настольного театра из киндеров Показ настольного театра «Доктор Айболит»

«Моя семья» Чтение «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака

Игра на пальцах «Дружная семья» Работа с пальчиками. Этюд «Любящая дочь» , «Подари цветок маме»

Учить сочетать движение и речь; воспитывать уважение и любовь к семье, к матери посредством этюдов, побуждать детей к участию в театрализованной игре , поощрять творческую инициативу. «Пропищи как мышонок» упражнение на развитие интонационной выразительности

«Скажи ласково и грубо» , «Скажи громко и тихо» . Игра с движениями и проговариванием «Мама спит» Раскрашивание, рисование животных по сказке.

Подбор масок. Инсценировка «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака

Публикации по теме:

Перспективный план кружка по театрализованной деятельности в старшей группе «Петрушка» Пояснительная записка Детское творчество- одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Театральная деятельность.

Перспективный план образовательной деятельности «Вода» (часть третья) Март 1. Развитие речи. Социализация. Тема: «Берегите воду» (ст. 21 Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми») Задачи: учить детей.

Перспективный план по ИЗО деятельности в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» автор Т. С. Каморова СЕНТЯБРЬ №1 «Лето» Учить детей отражать свои впечатления о лете в рисунке, располагая изображения на широкой полосе:.

План по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» План по самообразованию воспитателя МБДОУ “Детского сада КВ № 42” Струковой Виктории Александровны на 2015 – 2016 учебный год. Актуальность.

План-программа по театрализованной деятельности (продолжение) февраль 18 «Мы спортсмены» Рассказывание с использованием презентаций, созданных родителями, о спортивных увлечениях своей семьи. Пластический.