Open
Close

Анализ «Барышня-крестьянка» Пушкин. «Барышня крестьянка» особенности композиции Анализ художественных средств

Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений. У Ивана Петровича Берестова и Гри­гория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба - русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой - дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось боль­шое количество гостей. Они оба деятель­ны и предприимчивы.

Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основан­ные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя анг­ломану Григорию Ивановичу. Хозяйст­венные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показы­вает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные лю­ди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика). Од­нако простой случай на

прогулке - паде­ние Муромского с лошади - заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать жела­ние породниться. Конечно, мотивы каж­дого были весьма прагматичны. Муром­ский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Гри­гории Ивановиче человека редкой оборо­тистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных бары­шень. При его создании используйте то, что вы узна­ли в начале повести о Лизе Муромской.

Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сенти­ментальной и романтической настро­енностью. Как правило, они воспитыва­лись иностранными гувернантками. Пуш­кин с добродушным юмором описывает их (“Что за прелесть эти уездные ба­рышни!”). Они судят о жизни по произве­дениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтиче­ским книгам они вырастают мечтатель­ными, чувствительными и ожидают лю­бовных приключений. Событием считают­ся звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гос­тя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души од­нообразными. С горничными светские да­мы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой “Нас­тя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая на­персница во французской трагедии”.

Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинст­венному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уезд­ные барышни, судя по Лизе, могут быть на­ходчивыми, предприимчивыми, знающи­ми особенности деревенской жизни.

Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию. Завязка - принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познако­миться с Алексеем и начало осуществле­ния этого плана. Кульминация - момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Му­ромского, “дабы откровенно с ним объяс­ниться”, встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, пред­ставляющей момент наивысшего напряже­ния действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.

Повесть заканчивается словами: “Читатели из­бавят меня от излишней обязанности описывать развязку”. Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развяз­ку. Чувствуете ли вы подсказку автора? Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать под­робную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читате­лем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее - это родительское благословение, начало кото­рого положено восклицанием Муромско­го: “Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…” - и дальнейшая счаст­ливая судьба молодых.

Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом. В любом произведении эпиграф обя­зательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристи­кой героев. Сюжет повести, в основе кото­рого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича “Душенька”, Пушкин подчеркнул, что заро­дившаяся в душе Алексея Берестова лю­бовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством соб­ственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сер­дечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много та­инственного.

Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведе­ние, употреблять термин рассказ?

“Барышню-крестьянку” рассказом наз­вать нельзя, рассказ - произведение ма­лого объема, его содержание основывает­ся на одном событии, случае из жизни ге­роя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяже­нии значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сю­жета.

Глоссарий:

  • создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей
  • найдите важнейшие элементы композиции завязку и кульминацию
  • сравнительная характеристика Берестова и Муромского
  • попробуйте порассуждать о том как эпиграф повести связан с её сюжетом
  • нарисуйте групповой портрет уездных барышень

Другие работы по этой теме:

  1. Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку. В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозно­го. Есть в ней и завязка: решение...
  2. Перескажите подробно экспозицию повести. В экспозиции содержится предыстория событий, изображенных в художественном произведении. Она дает первое представле­ние об обстоятельствах, в которых возни­кает то или иное...
  3. Дома двух помещиков Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского располагаются рядом, но помещики не ладят друг с другом. У вдовца Берестова есть сын Алексей,...
  4. Муромский Григорий Иванович Муромский – один из главных персонажей повести “Барышня-крестьянка”, отец Елизаветы, сосед и недруг Берестова И. П. Муромский рано овдовел и сам воспитывал...
  5. Лиза Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она...
  6. Иван Петрович Иван Петрович Берестов – один из персонажей повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, помещик в Тугилове, отец Алексея, сосед англомана Муромского. Берестов, овдовевший помещик,...
  7. Барышня-крестьянка Повесть начинается с описания ведения хозяй­ства двумя соседями, Иваном Петровичем Берес­товым и Григорием Ивановичем Муромским. Представляя этих персонажей читателю, ав­тор обращается к приему антитезы,...
  8. Алексей Алексей Иванович Берестов – главный герой повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, сын родовитого помещика Ивана Петровича Берестова, друг Акулины (Лизы). Окончив университет, Алексей вернулся...
  9. .
    А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цели урока:

1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

2. Выявить жанровые особенности повести «Барышня-крестьянка».

3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.

4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения

Задачи урока:

* Развивающая — развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

* Обучающая — развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

* Воспитывающая — воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Эпиграфы к уроку:

« Повести Белкина» — это драгоценный памятник

благородного образа мыслей и трогательного дружества.

А.С. Пушкин.

Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

Ф.М. Достоевский.

Оборудование урока : компьютер, слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников.

Новые слова: пейзаж, дворянство.

Дворянство — в феодальном и позднее в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс из помещиков и выслужившихся помещиков.

Пейзаж –1) вид какой-либо местности;

2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

Ход урока:

I . 1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»-

«Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить».

2. Слово учителя.

Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)

А сегодня мы с вами поговорим о его повестях. Обратимся к подсказке С.Г. Бочарова (написано на экране) —

«Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству».

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их.

В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.

Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы с вами жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.

Обратимся к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.

Что вы знаете о первой половине 19 века?

(крепостное право, существует два класса: дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.

Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца…

Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. Новое для вас понятие.

Итак, ребята мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть.

— Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?

(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

II. Самостоятельная работа.

— Попробуйте сами сформулировать эти особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале.

(учащиеся работают самостоятельно; проверка, если необходимо, дописывают.)

Запись в тетради приобретает следующий вид:

1 В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.

III. Инсценирование отрывка повести. (Настя отпрашивается в гости в Тугилово).

А теперь, ребята, давайте пройдёмся по страницам повести «Барышня-крестьянка». Послушаем автора этой повести Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.

ВИКТОРИНА

1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)

2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)

3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)

4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)

5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)

6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)

7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)

8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)

9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)

10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)

11. Работа в группах. «Помогите героям повести попасть домой».

ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.

Y . Продолжение введения нового материала.

1. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:

Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”?

Беседа на восприятие произведения.

Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.

Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).

Кто из героев вам понравился больше всего и почему?

Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

Какое чувство вызывает у вас финал повести?

Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.

— Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.

— Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.

— Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?

— Какие средства раскрытия характеров вы знаете?

— Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?

(Работа с текстом.)

— Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?

— Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.

— Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)

— Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?

(Любят человека, а не его положение в обществе.)

— Изменяются ли характеры героев?

— Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?

— Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?

— А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. Итак, повесть входит в цикл «Повести Ивана Петровича Белкина». А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина. Но мы с таким явлением в литературе уже встречались. Где? (У Гоголя.)

— А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках — оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.

2. Работа с текстом.

Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке…)

Какие художественные средства использовал автор в описании.

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)

Что такое пейзаж?

VI. Итоговое слово учителя.

Почему повесть называется «Барышня — крестьянка»?

Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья,праздника).

Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).

Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

VII. Рефлексия.

— Кто вам больше всех понравился в повести?

— Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?

VII I . Домашнее задание (вариативное)

1. Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.

2. Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.

Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня - крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
  2. Формировать умение анализа художественного текста.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование:

Текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.

Методические приёмы:

Рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей

Ход урока

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей.

  1. Слово учителя .

Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)

На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».

3. Беседа по тексту.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ?

Что даёт совмещение этих слов?

Объясните смысл эпиграфа.

Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?

Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?

4. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

1.Ведет хозяйство на русский манер;

«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».

  1. Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

Григорий Иванович Муромский

  1. Англоман:

«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его - англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»

  1. Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова - старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

  1. Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
  2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов - старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.

Младшее поколение

Алексей Берестов

  1. Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»

Он был «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».

Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

1 .Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».

Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

5.Работа над композицией и сюжетом повести.

Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?

А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

На доске:

Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)

Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем .

Кульминация : Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.

Развязка : Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»

Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.

6. Домашнее задание

  1. Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
  2. Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:
1. Знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
2. Выявление жанровых и композиционных особенностей повести "Барышня-крестьянка".
3. Формирование умения анализа художественного текста, в том числе с помощью других видов искусства.
4. Выявление роли эпизода в тексте.
Задачи урока:
1. Развивающая - развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
2. Обучающая - развивать умение анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
3. Воспитывающая - воспитывать уважение к творчеству Пушкина, нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания, воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, произведений изобразительного искусства, музыкальных произведений, внимание к художественному слову.
Оборудование урока:
компьютер, слайд-презентация, портрет Александра Сергеевича Пушкина, тексты произведения, репродукции В. Д. Поленова, Л. Серебренниковой, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, К. Я. Крыжицкого, С. Басова, музыкальные произведения А. Широченко, А. Архиповского, Г. Шендерева, элементы декораций для инсценировки отрывков произведения.
Предварительная работа: задание по группам – 1)подготовить небольшой тест из 6-8 вопросов на знание сюжета повести; 2) инсценировка эпизодов повести (рассказ Насти о знакомстве ее с молодым Берестовым и «случайное» знакомство Лизы-Акулины с Алексеем).
Словарная работа над литературными понятиями: цикл повестей, сюжет, пейзаж, композиция, завязка, кульминация, развязка.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Я бы предложила молча поприветствовать учеников и предложить им занять свои места, и в это время включить музыку – такое начало позволит окунуться в атмосферу урока)
2. Вступление урока.
Звучит песня Анны Широченко «Тихая моя родина» (1 куплет), как бы помогая учащимся окунуться в изучаемую эпоху, уводя из городской суеты в сельский быт. На презентации – слайд с репродукцией картины Сергея Басова «За околицей».
Далее вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами обратимся к повести Александра Сергеевича Пушкина “Барышня-крестьянка”, перечитаем с вами страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, которую иногда называют пушкинская. Следует отметить, что «Барышня-крестьянка» - это последняя повесть из цикла повестей «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». (краткий рассказ о цикле повестей Белкина)
- Что вы знаете о первой половине 19 века?
(Звучат ответы детей, учитель должен натолкнуть их на мысль, что в то время существовало крепостное право, были классовые различия: дворянство и крестьяне)
- Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское и Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. Так и семьи Берестовых и Муромских предпочитали столичной суетливой жизни деревенское спокойствие.
Для знакомства учащимся предлагается стихотворение Марины Малхасян о Константине Яковлевиче Крыжицком.
Гармония жива в минутном вдохновенье...
Ковыль среди камней, и склон горы высокой,
Прозрачность синевы ласкающих небес,
И стаи облаков, несущих мысль к истокам
Рождения мечты, и тихий моря плеск...

Гармония жива в минутном вдохновенье
Природного тепла и строгой красоты.
Так жизнь, даруя нам всех чувств переплетенье,
Зовет познать себя, избегнув пустоты.
(Данное стихотворение уместно прочитать на уроке с озвученной темой – во-первых, оно содержит элементы сюжета, созвучные описанию природы в повести А.С. Пушкина. В первом четверостишии мы видим описание природы, оно, как и в изучаемом тексте и репродукциях, помогает представить образ героев, передает необходимую атмосферу, как бы окуная читателя - или зрителя – в произведение. Второе же четверостишие показывает нам появление произведения искусства – через вдохновение, не давая прожить жизнь впустую, волнуя и переплетая все чувства. И подобное описание рождения произведения искусства в равной степени подходит и для литературного произведения, и для произведения изобразительного искусства, и для музыкального, и для искусства лицедейства. Также стоит обратить внимание школьников и на художественные средства, с помощью которых создается необходимый образ и соответствующая атмосфера – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.)
После слова учителя и показа презентации стоит предложить учащимся ответить на вопросы: Как вы думаете, почему поместное дворянство предпочитало столичной жизни жизнь уездную? Нравилось ли им там и почему? Как в ответе на этот вопрос нам могут помочь представленные репродукции?
3. Беседа на восприятие произведения с элементами анализа (ответы учащихся должны подтверждаться текстом).
- Где происходят события данной повести? (В поместьях Тугилово и Прилучино)
- Что вы можете сказать о жизни поместного дворянства, их быте, привычках? (обеды, охота, встречи, поездки к соседям в гости и т.д.)
- Главные герои повести. Кто они? Как Пушкин знакомит читателей с ними? (первоначальная беседа – портрет, особенности характера, поведения - о Муромском Григории Ивановиче, Берестове Иване Петровиче, Алексее, Лизе. Оформление записей в рабочей тетради – таблица с краткой характеристикой героев). Кто из героев повести понравился вам больше всего и почему?
- Какой эпизод вам понравился больше всего и почему?
Завершить работу на знание сюжета можно проверкой домашнего задания – проведением учениками заранее подготовленного теста на знание текста (работа в парах).
4. Особенности композиции повести. (учитель демонстрирует слайды, дети строят схему композиции в тетради).
Сначала вспоминаем с учениками строение композиции: экспозиция – завязка – кульминация – развязка – и - эпилог (не обязателен). Размышляем с учениками над элементами композиции, выделяем ее части.
Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Завязка: Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
Далее развитие сюжета – и
кульминация: Случайная встреча с Лизой – Акулиной в ее доме.
Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…» Мы додумываем сами развязку и радуемся за главных героев повести Пушкина.
5. Художественные особенности произведения, анализ эпизодов.
Переходим к анализу эпизодов повести, где учителю важно подчеркнуть роль пейзажа, описания природы (в эти моменты урока мы попытаемся усилить впечатление мастерства слова Пушкина с помощью репродукций известных художников и музыкальных произведений, также учителю следует акцентировать внимание на использование этих видов искусства на уроке, вместе с учениками ответить на вопросы, близки ли живопись, музыка, театр слову Пушкина, помогают ли они понять нам замысел писателя).
Эпизод первый. Роль случая в развитии сюжета этой повести играет большую роль. От Насти Лиза, а следом за ней и читатели, узнают о ее знакомстве с молодым Берестовым.
Ученики инсценируют эпизод, где Настя рассказывает о встрече с молодым барином (по ходу инсценировки на слайде – картинка из фильма с изображением Насти и Лизы, фоном музыка квартета «Московская балалайка» «Выйду ль я на реченьку» - на эпизод, когда Настя рассказывает, как прислуга в доме Берестовых с гостями играли в горелки).

Далее учитель задает вопросы о впечатлении от эпизода, о том, как характеризует Алексея игры с прислугой (легкий в общении, веселый, непринужденный и т.д.), как характеризует Лизу ее интерес к происходящему, ее решение переодеться крестьянкой (непринужденная в общении, любопытная, интересная, яркая и т.д.) Какая атмосфера царила на празднике для прислуги в доме Берестовых? (живая, доброжелательная, непринужденная, радостная и т.п.) Все ответы учеников необходимо подтверждать цитатами из текста. Как музыка влияет на наше восприятие этого эпизода? (помогает слушателям окунуться в атмосферу «деревенского праздника»,

Эпизод второй. Встреча Лизы-Акулины с молодым Берестовым. Инсценировка учениками этого эпизода. (По ходу инсценировки демонстрируем слайд – изображение из фильма встречи Лизы и Алексея, а также музыкальное сопровождение – сначала звук рожка пастуха (момент - по тексту), далее Алексей Архиповский «Золушка»). После инсценировки учитель предлагает работу по тексту – найти описание утра, природы в день встречи Лизы и Алексея. Какие краски использует автор в этом описании? А как вы думаете, почему именно эти?

Что добавляет повествованию это описание? Какова роль природы? а) Создает лирический фон для романтической сцены свидания; б) автор описывает весну, утро, весенний лес – это ассоциируется с зарождающимся чувством героев; в) помогает передать настроение героини, настроение «младенческой веселости»; г) создать образ героини.
Далее ученикам предлагается презентация слайдов – репродукций художников (под ту же музыку)

После демонстрации слайдов учитель может задать вопросы: «Как вы думаете, картина какого художника близка к пушкинскому описанию леса?» Обучающиеся отвечают, учителю следует предложить школьникам доказать свою точку зрения. Какими красками вы бы раскрасили картину, если бы рисовали пейзаж этого утра? А как вы думаете, помогают ли нам эти картины понять описание пейзажа Пушкина?
Далее учитель предлагает кратко пересказать дальнейшие события повести. Как произошло так, что враги Муромский и Берестов вдруг стали друзьями и, более того, решили породниться? (ученики с помощью цитат из текста пересказывают эпизод падения Муромского с лошади). Почему Лиза не была рада этому неожиданному перемирию, чем ей это грозило? Как она вышла из ситуации, когда Берестовы решили приехать с неожиданным для нее визитом? (ученики пересказывают эпизод визита Берестовых). Далее учитель предлагает провести характеристику поведения героев повести в данном эпизоде. (ученики характеризируют героев и продолжают заполнять таблицу с характеристикой героев)
Развитие сюжета. Берестов настаивает на свадьбе, заставляет сына согласиться с решением отцов семейства. Учитель предлагает зачитать этот отрывок, поразмышлять, как поведение героев характеризует их. (Алексей привык не перечить отцу, но в данном случае никак не может согласиться с ним). Какие варианты выхода из данной ситуации вы могли бы предложить, но при этом ученики должны помнить, что черты характера героев повести не могут противоречить их действиям. (ученики фантазируют). Этап урока, когда идет обсуждение душевных метаний Алексея, предлагаю провести под музыку, которая звучит фоном (Алексей Архиповский «Дождик». Она поможет приблизиться к переживаниям героя).
Кульминация повести. (Этот этап урока предлагаю провести под музыку Георгия Шендерева «Хоровод из сюиты «Узоры луговые» Эта музыка наиболее созвучна с настроением Алексея: сначала тревожна, стремительна, а к концу течет спокойно, кажется светлой). Какой выход для себя нашел Алексей из ситуации, в которую он попал? (решил договориться с Муромским или Лизой, объяснить им, что никак не может жениться на Муромской и что он любит «Акулину». Он надеялся, что Лиза откажется от брака с ним, тем самым Алексей не ранит отца своим непослушанием).
На данном этапе урока учитель должен обратить внимание на конец произведения. Как мы уже подчеркивали ранее, развязки в повести нет, сам автор говорит: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Но мы искренне радуемся за героев повести. В тетради, где ранее учащиеся писали краткую характеристику и схему композиции, необходимо закончить данный вид работы.
6. Итоговое слово учителя.
Несмотря на то, что данный этап урока называется «итоговое слово учителя», предлагаю формулировать выводы урока, основываясь на диалоге с учащимися.
Вопрос учителя:
Как вами была воспринята повесть, легко ли она читалась?
Повесть «Барышня-крестьянка» легка в восприятии, нам кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Но так ли это? (учитель задает ученикам вопросы и, отталкиваясь от их ответов, формулирует выводы по анализу произведения)
- Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья, праздника).
- Почему автор одаривает своих героев счастьем?
- Почему они этого заслуживают?
- Что ценит автор в человеке?
Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Но Пушкин их не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкину нравилась такая простота и искренность в отношениях, он звал к этому. Значит, глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями в человеке простоту, ум, живость, способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - символ этого. Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию, и поэтические описания природы, это и делает произведение легким, жизнерадостным и удивительно гармоничным. А привлечение на уроке смежных видов искусства помогает ученикам понять замысел Пушкина, проникнуться им.

7. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-характеристику «Мой любимый герой повести «Барышня-крестьянка», в котором нужно обязательно указать, почему именно этот герой любимый.
8. Рефлексия. Учитель раздает карточки, на которых ученики подчеркивают то, что подходит для их ощущения.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

После того, как ученики заполнили карточки, можно провести небольшое обсуждение, почему они довольны или не довольны своей работой, поменялось ли в течение урока их настроение, насколько интересен, понятен и близок был им материал, интересно ли им кажется домашнее задание.
9. Выставление отметок за урок.
Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.
При соблюдении всех рекомендаций считаю, что уроки должны пройти ярко, в хорошем темпе, продуктивно. И привлечение смежных видов искусства поможет учащимся при восприятии и анализе произведения.

«Барышня крестьянка» особенности композиции повести Пушкина 1830 года определены в этой статье.

Композиция повести «Барышня крестьянка»

Экспозиция : Рассказ о старшем поколении дворян — Муромский и Берестов. Характеристика младшего поколения Алексея и Лизы.

Завязка : Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

Кульминация : Неожиданный приезд Алексея к Муромским, возможность застать Лизу в ее «обычном образе». Но Лиза появляется в образе модной светской барышней, очень напыщенной и он ее не узнает.

Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим. С этой сцены, пред­ставляющей момент наивысшего напряже­ния действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.

Развязка : Отсутствует. Повесть заканчивается словами: «Читатели из­бавят меня от излишней обязанности описывать развязку».

Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать под­робную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читате­лем самостоятельно. Каждый представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало кото­рого положено восклицанием Муромско­го: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено… «- и дальнейшая счаст­ливая судьба молодых.