Open
Close

Антон павлович чехов - биография, фото, личная жизнь писателя. Эпоха «Антоши Чехонте

«Путешествие к А.П.Чехову»

(Изучение биографии писателя в старших классах)

Цели урока :

  • обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве А.П.Чехова ;
  • развить умения слушать, анализировать;
  • воспитать интерес к творчеству писателя.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова» .

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем путешествие к Чехову. Когда-то в Москве, на Садово-Кудринской, у рояля сидел Антон Павлович и одним пальцем наигрывал одно из произведений Чайковского. Быть может, рождался новый рассказ или он просто предавался воспоминаниям. Никто и никогда не узнает о чем он думал тогда, но можно послушать эту мелодию и помолчать, почувствовав себя невольным свидетелем раздумий писателя. А чтобы разбудить более сильные впечатления, мы одновременно прогуляемся по дому-музею А.П.Чехова.

Чехов Антон Павлович родился в семье купца 3-й гильдии. Род Чеховых был старый крестьянский, в пяти поколениях Чеховы были хлебопашцами . Отец писателя Павел Егорович Чехов (1825—1898) к шестнадцати годам уже успел поработать на сахарном заводе; затем побыть погонщиком скота, а в Таганроге его приняли в купеческую лавку. В 1856 году Павел Егорович сумел скопить 2500 рублей, вступил в третью купеческую гильдию, самую низшую в купеческом сословии . В 1857 он открыл торговлю, написав на вывеске своей лавки «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары». Он был человеком деспотичного характера и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.

Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

С детства Антон Чехов помогал отцу в бакалейной лавке. В лавке было грязно, продавался недоброкачественный товар и к тому же обсчитывали прислуживающие мальчики. Там могли продать собранный в трактирах евреями, высушенный и подкрашенный спитый чай или лекарство против беременности «гнездо», в составе которого были: нефть, ртуть, азотная кислота, стрихнин и т. п. «Много, вероятно, отправило на тот свет людей это „гнездо“», — вспоминал Антон Чехов, уже получив медицинское образование. Едва ли многим из читателей и почи тателей покойного А.П.Чехова известно, что судьба в ранние годы жизни заставила его играть за прилавком роль мальчика-лавочника в бакалей ной лавке среднего разряда. И едва ли кто поверит, что этот строгий и безус ловно честный писатель-идеалист был знаком в детстве со всеми приемами обмери вания, обвешивания и всяческого торгового мелкого плутовства. Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Реб енком он был несчастный человек.

Александр Чехов, брат Антона Павловича, вспоминает: « Антоша - ученик 1-го класса таганрогско й гимназии - недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Перед ним латинская грамматика Кюнера. Урок по-латыни т рудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону божию. Придется посидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже п одходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар. Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Ант оши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

Тово... - говорит Павел Егорович, - я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.

В лавке холодно, - возражает он, - а я и так озяб, пока шел и з гимназии.

Ничего... Оденься хорошенько - и не будет холодно.

На завтра уроков много...

Уроки выучишь в лавке... Ступай да смо три там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!..

Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает Кюнера, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещае тся тут же, в этом же доме. В ней - невесело, а главное - ужасно холодно. »

Антону Павловичу приходилось с груст ью и со слезами отказываться от всего того, что свойственно и даже нас тоятельно необходимо детскому возрасту, и проводить время в лавке, кот орая была ему ненавистна. В ней он, с грехом пополам, учил и недоучивал уроки , в ней переживал зимние морозы и коченел и в ней же тоскливо, как узник в четырех стенах, должен был проводить золотые дни гимназических каникул . Товарищи в это время жили по-человечески, запасались под ярким южным с олнцем здоровьем, а он сидел за прилавком от утра до ночи, точно прикованный цепью. Лавка эта, с ее мел очною торговлей и уродливой, односторонней жизнью, отняла у него многое.

Чехов нигде не описывал мучительных часов, когда его и братьев отец до изнеможения, до обморока заставлял петь в церкви, в леденящем холоде, когда всенощная пелась «продлиновенно и без пропусков». Чехов нигде не писал, что его брат Николай обязан был этой «продлиновенности» туберкулезом и смертью от этой болезни в расцвете таланта. Позже он напишет: «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание… <...> И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет».

В этой семье были не знавшие детства братья, милая, запуганная отцом мать и самый близкий Антону Павловичу человек - единственная сестра Маша.

С ней отчасти связано начало творческого пути Антона Чехова, в дни молодости, когда, придумав сюжет рассказа, он делился с сестрой своими замыслами. И когда позднее Чехов говорил: « Марья Павловна у нас главная,» - это было не только шуткой, а признанием её трудов и забот о нём, о брате. Она была поистине «главная» в семье Чеховых. Она входила во все мелочи быта писателя, в деловые отношения с журналами, брала на себя обязанности секретаря, даже ассистента доктора Чехова, когда он открыл в Мелихове ежедневный прием больных крестьян. Чистой, изящной женщиной с нежной душой называл Марию Павловну Куприн. Бунин однажды прислал сестре Чехова письмо, похожее на стихотворение в прозе. Однако замуж Марию Павловну не отдали, потому что она сама создала себе жизнь, какую пожелала, и, отказавшись от личного счастья, посвятила её брату. Сестре Чехова были отпущены долгие годы жизни, она пережила Антона Павловича более чем на полвека. И после его смерти трогательно служила его памяти: создала дом-музей Чехова в Ялте.

Будучи взрослым Чехов написал: "В детстве у меня не было детства". Сначала он учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

В 1874 году торговые дела пошли совсем плохо и Павел Егорович стал падать в долговую яму, через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.

В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей. Работая уездным врачом, Антон Павлович продолжает писать, его основным жанром является короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).

В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». На острове он занимается переписью населения. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных карточек. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин», которая стала творческим итогом путешествия. Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов.

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Ч. был избран в число его почетных академиков. Позднее Чехов много путешествовал по Европе . Последние годы Антон Павлович, у которого обострился туберкулез , для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой , лишь изредка наезжая в Москву , где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер , занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского «Литературно-художественного кружка» (Станиславского ). Летом 1904 г. Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 г. в г. Баденвейлере, Германия . Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича (умер в 1898 г.).

Сейчас мы с вами посмотрим серию портретов А.П.Чехова разных лет и увидим эволюцию этого писателя, которая произошла не только в душе писателя, но и отразилась в его внешности.

В 83 году волосы на прямой ряд, длинная верхняя губа с сосочком.

На фотографии 84 года мордастый, независимый; снят с братом Николаем, настоящим монголом.

В ту же примерно пору портрет написанный братом: губастый, башкирский малый.

В 88 году: красивость, смелость умного живого взгляда, но усы в стрелку.

В 92 году: типичный земский доктор.

А потом: какое стало тонкое лицо!

(Эти слова комментируют видеофильм на 11 слайде)

Посмотрите внимательно на эти портреты. Какая метаморфоза произошла с писателем! Кажется, что перед нами пять разных людей… Как мы видим Чехов изменялся, взрослел, эволюционировал. Вместе с ним менялось и его творчество. Литературную деятельность Ч. обыкновенно принято делить на две, совсем ничего общего между собой не имеющие, половины: период Чехова-Чехонте и позднейшую деятельность, в которой даровитый писатель освобождается от приспособления к вкусам и потребностям читателя мелкой прессы.

Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимом Антоша Чехонте или его вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургском юмористическом еженедельнике «Осколки». Чехов сотрудничал в «Петербургской Газете» (с 1884 г. с перерывами), в суворинской газете «Новое Время» (1886—1893 гг.) и в «Русских ведомостях» (1893—1899 гг.)

Чехов-Чехонте в «юмористических» рассказах не стоит на своей высоте первостепенного писателя. Если, однако, глубже и внимательнее присмотреться к рассказам Чехонте, то нетрудно и в этих наскоро набросанных эскизах усмотреть печать крупного мастерства Чехова и всех особенностей его меланхолического дарования. Здесь есть немало анекдотичности и даже прямого шаржу, например, «Романа с контрабасом», но едва ли есть у Чехонте хотя бы один рассказ, сквозь шарж которого не пробивалось бы психологическая и жизненная правда. Не умрет, например, в действительности чиновник оттого, что начальник в ответ на его чрезмерно угодливые и надоедливые извинения крикнул ему «пошел вон»; но забитость мелкого чиновника, для которого сановник — какое то высшее существо, схвачено (в «Смерти чиновника») в самой своей основе. Во всяком случае веселого в «юмористических» шаржах Чехонте очень мало: общий тон — мрачный и безнадежный. Перед нами развертывается ежедневная жизнь во всем трагизме своей мелочности, пустоты и бездушия. Взяточничество провинциальной администрации, интриги представителей интеллигентных профессий, грубейшее пресмыкательство перед деньгами и власть имущими, скука семейной жизни, грубейший эгоизм «честных» людей в обращении с «продажными тварями» («Анюта», «Хористка»), безграничная тупость мужика («Злоумышленник»), полное отсутствие нравственного чувства и стремления к идеалу — вот та картина, которая развертывается перед читателем «веселых» рассказов Чехонте. Антон Павлович никогда не исчерпывает свой сюжет всецело и всесторонне. Писатель рисует всегда только контурами и схематично, т. е. давая не всего человека, не все положение, а только существенные их очертания.

Существенным отличием Чехова-Чехонте от Чехова второго периода является сфера наблюдения и воспроизведения. Чехонте не шел дальше мелочей обыденного, заурядного существования тех кругов общества, которые живут элементарной, почти зоологической жизнью.

В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 г. вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»); в 1887 г. появился второй сборник — «В сумерках», который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.

Когда критика подняла самосознание молодого писателя и внушила ему высокое представление о благородных сторонах его тонкого и чуткого таланта, он решил подняться в своем художественном анализе, стал захватывать высшие стороны жизни и отражать общественные течения. На общем характере этого позднейшего творчества, начало которого можно отнести к появлению «Скучной истории» (1888), ярко сказалась та мрачная полоса отчаяния и безнадежной тоски, которая в 80-х годах охватила наиболее чуткие элементы русского общества.

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме»

Ту же неумолимую жесткость, но лишенную всякой тенденциозной враждебности, Чехов проявил и в своем отношении к народу. В русской литературе нет более мрачного изображения крестьянства, чем картина, которую Ч. набросал в «Мужиках». Ужасно полное отсутствие нравственного чувства и в тех вышедших из народа людях, которые изображены в другом рассказе — «В овраге». Но рядом с ужасным, писатель умеет улавливать и поэтические движения народной жизни. Чехов весь сосредоточился на изображении бездарности, пошлости, глупости российского обывателя и беспросветного погрязания его в тине ежедневной жизни.

Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской), и только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.

Чехов сделал огромный вклад в драматургию. Давайте выделим основные его открытия. Во-первых, К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко заметили наиболее существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, так называемое «подводное течение». Именно они впервые раскрыли за внешне бытовыми эпизодами и деталями присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили все усилия, чтобы донести новую интерпретацию чеховской драмы до зрителя. Благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.

Во-вторых, в драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни. «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»

В-третьих, пьесы построены на внутреннем конфликте героев, конфликте между данным и желанным, поэтому в пьесах нет действия.

В-четвертых, финал у Чехова окрашен двойственным звучанием: он грустен и светел одновременно, в нем сочетается суровая правда и страстная мечта, вера в будущее.

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Антон Павлович писал юмористические рассказы, над которыми все читатели захлебывались от смеха, потом серьезную прозу, над которой те же читатели нешуточно задумывались над тем, зачем живет человек. Едва ли не вдруг оказалось, что он смертельно болен, и жизнь, едва начавшись, уже стремительно подходит к концу.

Он знал, что такое быть почти нищим и униженным, мечтал разбогатеть, но и став Чеховым, не стал богатым, он всегда был окружен великим множеством людей, любил женщин и был любим ими, но на столе держал отцовский перстень с надписью "Одинокому везде пустыня". Он не стал практикующим доктором, хотя лечил многих, но для России и мира стал единственным в своем роде диагностом состояния духа и души. Он был безудержным весельчаком, душой компаний и человеком бесконечно печальным и одиноким, он был мужественным скептиком, до конца верящим только в порядочность и душевное бескорыстие отдельного человека. Он никогда не ощущал себя мессией, знающим истину, а был в этом мире честным тружеником, каким и надлежит быть порядочному человеку. А быть порядочным человеком, равно свободным от спеси и от самоуничижения, несущим ответственность перед совестью за себя и ближних, - это и есть главное назначение человека.

Он был скроен из тех же достоинств и слабостей, как, наверное, и каждый из нас, он, как и мы, страдал и радовался, делал ошибки и искал выходы, и одновременно он был другой - умнее, честнее, свободнее, порядочнее, совестливее каждого из нас.

Задание к следующему уроку:

Антон Павлович Чехов – классик мировой литературы, писатель, драматург, врач по образованию, академик Императорской академии наук.

Антон Чехов появился на свет в Таганроге в январе 1860 года. Его отец был мелким бакалейщиком, который держал лавку колониальных товаров. У Антона было четыре брата и две сестры, одна из которых умерла в раннем возрасте. Мама Чехова была купеческой дочкой, тихой женщиной, живущей интересами семьи.

Антон Чехов учился в таганрогской гимназии, когда его отец сбежал от кредиторов в Москву. Будущий писатель остался в родном городе, чтобы окончить обучение. Он жил вместе с новыми владельцами родного дома, оплачивая свое пребывание в нем с помощью репетиторства.

Чехов сформировал свое видение мира, развил любовь к книгам и театру, пока был гимназистом. В те годы Антон Павлович написал несколько первых юмористических рассказов. Он с 13 лет обожал театр и даже принимал участие в постановке домашних спектаклей своих гимназических товарищей.

Творчество

Первое печатное произведение Антона Павловича появилось в 1880 году в журнале «Стрекоза». Начиная с этого времени Чехов постоянно сотрудничал с журналами «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени». В периодическом издании «Осколки» были впервые напечатаны многие юмористические чеховские рассказы. В 1883 году в вышеуказанном журнале было опубликовано произведение «Толстый и тонкий», в 1884 году – «Хамелеон», а в 1885 году – «Пересолил».

В 1886 году в периодическом издании «Петербургская газета» был опубликован рождественский рассказ «Ванька». Свои первые произведения писатель подписывал псевдонимом “Антоша Чехонте”.


Список псевдонимов А.П. Чехова

В 1886 году Антон Павлович получил письмо из Петербурга с предложением о работе. Его пригласили в газету «Новое время». В этот период времени писатель создал сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». Его произведения нашли популярность, и Чехов начал подписывать их настоящей фамилией.

Премьера первой пьесы Антона Павловича «Иванов» прошла в 1887 году в Москве. Сочинение начинающего драматурга поставили в театре Корша. Реакция публики была разнообразной, но постановка имела успех. В дальнейшем пьесу ставили в Петербурге, в несколько доработанном виде. В 1888 году Антона Павловича наградили половинной Пушкинской премией за сборник рассказов «В сумерках».


Лето 1888 и 1889 годов Чеховы провели в Харьковской губернии неподалеку от Сум. Смерть одного из братьев заставила писателя бежать из мест, где он жил с родственниками. Антон Павлович собирался в Европу, но судьба забросила его в Одессу, где гастролировал Малый театр. Писатель увлекся одной молодой актрисой, но симпатия быстро себя изжила. Почувствовав приступ апатии, Чехов отправился в Ялту.

К 1889 году писателем были написаны повести «Драма на охоте», «Степь», «Огни» и «Скучная история». Материал для этих произведений Чехов собирал в путешествиях. Интерес к посещению разных мест появился у автора в конце восьмидесятых годов, когда он прекратил сотрудничество с юмористическими журналами.


Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья чахоточного больного, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин».

Многим поклонникам творчества Чехова из всех его произведений особо запоминается повесть «Палата №6». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1892 году. Название повести стало понятием нарицательным, им обозначают что-то ненормальное или сумасшедшее. Многие выражения из данной книги разошлись на цитаты.

В 1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия.


Врач Антон Чехов у постели больного

В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

В усадьбе были написаны многие известные произведения Чехова. Пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» были родом из Мелихово. Обострение туберкулеза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Зиму 1898 года драматург провел в Ницце, а после возвращения из Франции купил участок земли в Ялте. Летом 1899 года Чехов продал имение и окончательно перебрался в Крым.


Полное собрание сочинений Антона Павловича Чехова

В этот период своей жизни Антон Павлович познакомился с будущей женой. Июль 1900 года Ольга Книппер провела на даче у Чехова, что и определило ход их дальнейших отношений. В 1900 году драматург создал пьесу «Три сестры» в которой блистательно сыграла его супруга. Успех Ольги Книппер в качестве исполнительницы главной женской роли в чеховских пьесах повторился и во время постановки произведения «Вишневый сад» в 1903 году.

В 1904 году драматург умер. Пьеса «Вишневый сад» стала последней работой русского классика.

Спектакли и кино

Советский режиссер Сергей Юткевич в 1969 году снял фильм о создании пьесы «Чайка». Лента получила название «Сюжет для небольшого рассказа».

Роберт Лонг и Дмитрий Френкель, используя факты из биографии писателя, в 1991 году поставили в Нидерландах музыкальный спектакль «Чехов».

Биографическая драма «Прощайте, доктор Чехов!» о жизни драматурга была снята по заказу Правительства Москвы в 2007 году.

В 2012 году вышел фильм, рассказывающий об отношениях Антона Павловича и Лидии Авиловой. В картине под названием «Поклонница» снялись известные российские актеры и Кирилл Пирагов.

В 2015 году французский режиссер Рене Фере по собственному сценарию снял ленту «Антон Чехов 1890». Роль русского драматурга исполнил молодой актер Николя Жиро. Сюжет фильма построен вокруг периода жизни писателя с 1885 по 1890 годы.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя изобилует любовными историями. Отношения Чехова с его пассиями длились годами. Романы писателя не случались поочерёдно. Его женщины часто знали друг о друге, но не спешили разрывать связь с возлюбленным.

В 1888 году писатель увлекся Лидией Мизиновой. Девятнадцатилетняя девушка была подругой сестры Чехова. Лика Мизинова очень хотела быть женой писателя, а он хотел быть свободным и независимым. В качестве супруги девушка не была ему интересна. Это не мешало Чехову почти десять лет давать красавице надежду. Он наслаждался ее обществом, но избегал разговоров о замужестве и совместном хозяйство.


Первые несколько лет общения с Ликой Чехов высмеивал возможных соперников в ее присутствии, лишая потенциальных ухажеров шансов заполучить расположение юной барышни. Позднее Антон Павлович сам познакомил влюбленную в него Лику с ловеласом Игнатием Потапенко.

Мизинова вступила в связь с женатым поклонником, забеременела и родила дочь. Ребенок умер на первых годах жизни. Чехов использовал эти факты и сделал Мизинову прототипом Нины Заречной из «Чайки». После сложных и запутанных игр с Чеховым и Потапенко Лика нашла утешение в замужестве. В 1902 году она вышла замуж за театрального режиссера Александра Санина.


В восьмидесятых годах девятнадцатого века Антон Павлович познакомился с Еленой Шавровой. Пятнадцатилетняя девушка принесла Чехову рукопись своего рассказа и влюбилась в писателя без памяти. Девица понимала, что шансов на взаимность было мало, и через пять лет после их встречи вышла замуж.

В 1897 года она приехала навестить родственников в Москву. Они с Чеховым встретились, и между ними случился роман. Влюбленные сбежали в Крым. В Ялте они провели вместе некоторое время, но расстались. Чехов написал Елене около семи десятков писем, больше чем любой из своих возлюбленных. Антон Павлович прописал образ Шавровой в рассказе «Дама с собачкой».


В 1898 году на премьере пьесы «Чайка» встретил драматург свою давнюю знакомую Нину Корш. Она была влюблена в Чехова с двенадцати лет и не упустила шанса попробовать на писателе свои чары. Антон Павлович увлекся. Результатом этого увлечения стала беременность Нины. Считается, что у писателя нет прямых потомков, однако в 1900 году у него родилась дочь Татьяна. Чехов не знал о данном обстоятельстве, так как дал Нине отставку из-за романа с Ольгой Книппер. Корш не сказала писателю о беременности. После рождения дочери Нина с родителями уехала в Париж. Татьяна Антоновна стала врачом, пойдя по стопам отца.

Ольга Книппер оказалась той женщиной, которая смогла убедить Чехова жениться на ней. Они познакомились в 1898 году на одной из репетиций пьесы «Чайка». Ольга была красивой и обаятельной женщиной, актрисой. В 1901 году влюбленные обвенчались. Детей у пары не было. Книппер была беременна, но наследник не родился.


Письма из архива Чехова оставляют двойственное впечатление об успешности его союза с Книппер. Ольга не оставила сцену, а Чехов почти постоянно жил в Ялте, укрощая частые приступы туберкулеза. История любви писателя и его жены началась с взаимных чувств и красивых ухаживаний, но переросла в эпистолярный роман с редкими встречами.

Друзья Чехова считали, что если бы писатель не женился на Ольге, то прожил бы более долгую и счастливую жизнь. Развязка у этой истории получилась не такой драматической, как могла бы быть. В последние дни жизни драматурга жена была рядом с ним, а не на гастролях.

Болезнь и смерть

Чехов был болен туберкулезом. Первый раз он нашел у себя признаки чахотки в возрасте 24 лет. Его недомогание с 1885 года стало более явным, температура сопровождалась кровавым кашлем, о чем свидетельствуют воспоминания писателя. В молодости Антон Павлович не лечился от туберкулеза. Ему казалось, что симптомы относятся к иной болезни.

Позднее писатель скрывал свое плохое самочувствие от близких и родных людей. Он не хотел тревожить свою сестру и мать. К 1897 году драматург был уже очень серьезно болен, у него регулярно случались кровотечения из правого легкого. Данный факт заставил его пройти обследование под наблюдением профессора Остроумова.


Чтобы изучить симптомы болезни Чехова, его положили в больницу. Врачи поставили диагноз, прописали лечение. Как только писателю стало лучше, он стал проситься домой. Чехов очень хотел продолжить свою литературную деятельность. В 1898 году приступы кровавого кашля стали растягиваться у Чехова на несколько дней. Он скрывал этот факт от своих родственников.

Болезненными ощущениями, которые стали неотъемлемой жизнью Чехова, писатель наделял и своих героев. Наиболее заметен этот перенос в произведении «Рассказ неизвестного человека».


Писателю прописывали посещение различных курортов, дорога к которым была иногда слишком тяжелой для больного человека. Пребывание в Ялте продлевало жизнь писателю до тех пор, пока он не женился. Иван Бунин считал, что супруга подрывала здоровье Антона Павловича своими частыми отъездами. Не ладила она и с любимой сестрой писателя Марией, добавляя супругу поводов для волнения. Незадолго до смерти Чехов с женой отправился на курорт в южной Германии.

Летом 1904 года в Баденвайлере писатель скончался. Причина смерти Чехова – туберкулез. Все началось с того, что драматург почувствовал себя хуже обычного. Когда у его постели появился врач, Чехов уже твердил, что умирает. Он попросил подать ему шампанского, выпил бокал и скончался.

  • В детстве Чехова звали «бомбой», потому что у него была большая голова. Вместе с братьями он пел в церковном хоре, которым руководил отец.
  • Писатель не всегда подписывал свои произведения настоящей фамилией. Литературоведам известно более четырех десятков псевдонимов Антона Павловича.
  • Писатель любил собак. Он держал двух такс. Своих питомцев драматург назвал Хиной Марковной и Бромом Исаевичем в честь популярных лекарств. Писатель также держал в доме мангуста.
  • Драматург был дружен с , Исааком Левитаном, а называл своим кумиром.
  • Антон Павлович был ростом выше 180 сантиметров. Его обаяние привлекало к нему большое количество женщин. Друзья драматурга в шутку называли их «антоновками».

  • Гроб с телом писателя доставили в Москву из Германии в вагоне с надписью «Устрицы». Это была единственная часть состава, оборудованная холодильными шкафами.
  • После смерти писателя одна из его знакомых по литературной деятельности выпустила мемуары «А. П. Чехов в моей жизни». Лидия Авилова утверждала, что между ней и писателем кипели нешуточные страсти, хотя документальных подтверждений этой версии не существует. В своих письмах Антон Павлович обращался к ней «матушка» или «многоуважаемая». Лидия Авилова объясняла это тем, что сожгла большую часть интимной переписки с драматургом.
  • Историки сомневаются в правдивости ее мемуаров, считая, что писательница хотела привлечь к себе внимание с помощью имени известного коллеги.

Учился в греческой школе при церкви царя Константина в Таганроге, затем в гимназии. Будучи учеником гимназии, он одновременно работал в лавке отца. В 1876 году отец разорился и вынужден был бежать вместе с семьей от кредиторов в Москву. Антон до окончания гимназии оставался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством. В Москву он приехал в 1879 году и поступил на медицинский факультет Московского университета, окончил его в 1884 году.

Будучи студентом, Антон Чехов работал в Воскресенской земской больнице (ныне город Истра) у известного земского врача Павла Архангельского, затем некоторое время был врачом в Звенигородской больнице.

Литературной деятельностью Чехов начал заниматься еще в студенческие годы. В 1880-1887 годах он сотрудничал под псевдонимами "Антоша Чехонте", "Антоша Ч.", "Брат моего брата", "Рувер", "Человек без селезенки" в многочисленных юмористических изданиях ("Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Развлечение"), особенно плодотворно — в журнале "Осколки", издававшемся Николаем Лейкиным.

В 1884 году в издании "Осколков" появился первый сборник его рассказов "Сказки Мельпомены", в 1886 году вышел сборник "Пестрые рассказы", в 1887 году — "Невинные речи".

В 1886 году Чехов получил приглашение на работу от известного издателя Алексея Суворина в газете "Новое время". С началом регулярного сотрудничества с газетой он отказался от псевдонима и стал подписываться полным именем.

В 1887 году в театре Корша в Москве была поставлена первая пьеса Чехова "Иванов".

В 1888 году за сборник "В сумерках" (1887) он был удостоен Пушкинской премии Академии наук. В Петербурге вышли сборники "Рассказы" (1888), "Детвора" (1889), "Хмурые люди" (1890).

В 1890 году писатель предпринял путешествие на Сахалин, чтобы написать книгу о ссыльной колонии и каторге. Творческим итогом путешествия стала книга "Остров Сахалин" (1895), написанная в жанре "путевых записок.

В первой половине 1890-х годов писатель стал одним из самых читаемых в России — его произведения печатались в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892 года), газетах "Новое время" (до 1893 года) и "Русские ведомости". Вышел его сборник "Повести и рассказы" (1894). За Чеховым закрепилась репутация бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

В 1892 году писатель приобрел небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии. В 1892-1898 годах им были созданы "Палата №6", "Человек в футляре", "Бабье царство", "Случай из практики", "Ионыч", "Крыжовник", повесть "Три года", пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня".

Туберкулез легких заставил Чехова переселиться вместе с семьей в Крым, где он в 1898 году приобрел участок около Ялты и построил дом.

В 1899-1901 годах в издательстве Маркса вышло первое собрание сочинений Чехова.

В 1901 году писатель венчался с артисткой Московского художественного театра Ольгой Книппер.

В Ялте Чеховым были написана пьеса "Три сестры", рассказ "Дама с собачкой", повесть "В овраге".

Последним произведением Чехова стала пьеса "Вишневый сад" , поставленная Художественным театром в январе 1904 года.

Писатель занимался благотворительностью и общественной деятельностью. Во время своего путешествия на Сахалин он произвел перепись населения острова. В Мелихове, помимо создания медицинского пункта на свои средства и лечения больных во время эпидемии холеры, он построил три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвовал в прокладке шоссейной дороги. В общественную библиотеку Таганрога писатель пожертвовал более двух тысяч томов собственных книг, среди которых были уникальные издания с автографами музейной ценности, в дальнейшем пополнял фонды специально закупаемыми книгами.

Во время голода (1891-1892) Чехов организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний и сам выезжал на места бедствия.

В Ялте он был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы. Будучи сам болен туберкулезом, работал в ялтинском Попечительстве о приезжих больных.

Чехов был избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.

В 1900 году он стал почетным академиком Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности, в 1902 году отказался от звания в знак протеста против отмены избрания почетным академиком Максима Горького.

В 1897 году за труды по переписи населения Антону Чехову была пожалована бронзовая медаль. В 1899 году "за отличное усердие в делах народного просвещения" он был награжден орденом Святого Станислава III степени.

В мае 1904 года в связи с ухудшением состояния вместе с женой Чехов уехал на известный курорт в Германии Банденвейлер.

В ночь на 15 июля (2 июля по старому стилю) 1904 года писатель скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Первый музей Чехова был открыт в Таганроге в 1914 году. Музеи писателя были созданы в Москве, Мелихове, в городе Александровск-Сахалинский, Ялте и Гурзуфе в Крыму. Также музеи Чехова были основаны в Сумах (Украина), в Баденвейлере (Германия), где он провел последний месяц жизни и скончался. В конце 1990-х годов в городе Коломбо (Шри-Ланка) была открыта мемориальная комната Чехова в гостинице "Гранд ориенталь отель", где Чехов провел несколько дней, возвращаясь с Сахалина.

В 1954 году рабочий поселок Лопасня, вблизи которого находилось Мелихово, был переименован в честь писателя в город Чехов.

Именем Чехова в Москве в 1985 году была названа станция метро. С 1987 года имя Чехова было присвоено Московскому художественному театру в Камергерском переулке.

Супруга писателя Ольга Книппер-Чехова (1868-1959) — народная артистка СССР, всю свою жизнь проработала в Московском художественном театре, последний раз вышла на сцену в 1950 году.

Все братья и сестра Чехова были одаренными людьми : Александр (1855-1913) и Михаил (1868-1936) были писателями, Николай (1858-1889) — художником, Иван (1861-1922) — педагогом. Сестра Мария (1863-1957) — художник-пейзажист, после смерти брата посвятила себя сбору и изданию его литературного и эпистолярного наследия, была директором созданного ею Ялтинского дома-музея А.П. Чехова.

Племянник писателя, сын Александра Чехова, Михаил (1891-1955) был известным драматическим артистом Московского художественного театра, педагогом и режиссером, впоследствии в США создал собственную актерскую школу, в которой учились многие голливудские звезды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В семье Павла Егоровича Чехова (1825-1898), купца 3-й гильдии, владельца бакалейной лавки.

В 1868-1879 годах А. П. Чехов учился в Таганрогской гимназии (продолжал учиться даже после того, как разорившийся отец в 1876 году уехал с семьей в Москву ; на жизнь зарабатывал репетиторством).

В 1879-1884 годах А. П. Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого получил звание уездного врача. Некоторое время занимался врачебной практикой.

В конце 1870-х годов началась литературная деятельность А. П. Чехова. Он сотрудничал в московских и санкт-петербургских юмористических журналах («Осколки», «Стрекоза», «Зритель», «Будильник» и др.), свои рассказы подписывал различными псевдонимами, чаще всего - «Антоша Чехонте». В 1884 году вышла в свет первая книга рассказов А. П. Чехова «Сказки Мельпомены», в 1886 году за ней последовала вторая - «Пестрые рассказы».

С 1885-1887 годов в творчестве писателя начинают преобладать серьезные проблемные произведения. Им были написаны рассказы и повести «Степь», «Именины» (оба - 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба - 1889). В эти годы выходят сборники А. П. Чехова «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).

Во 2-й половине 1880-х годов А. П. Чехов много работал для театра. В это время были созданы пьеса «Иванов» (1887-1889), одноактная пьеса «Свадьба» (1889), пьеса «Леший» (1889, впоследствии переделана в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).

В 1890 году А. П. Чехов предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании. Итогами путешествия стали очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893-1894), рассказы «В ссылке» (1892), «Убийство» (1895) и, в значительной степени - повесть «Палата № 6» (1892), ставшая высшей точкой в развитии критического реализма А. П. Чехова конца 1880-х - начала 1890-х годов.

В 1890-1900-х годах А. П. Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 году он приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии (ныне в Чеховском районе Московской области). Писатель помогал местным крестьянам как врач, строил школы, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).

Вершиной творчества писателя в этот период стала пьеса «Чайка» (1896), премьера которой в Александрийском театре в Санкт-Петербурге закончилась провалом.

В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 - начала 1900-х годов А. П. Чехов развивал тему духовного застоя в жизни общества, акцентировал отчаянные поиски прорыва к лучшей жизни.

В 1890-1900 годы наивысшего расцвета достигла драматургия А. П. Чехова. После провала «Чайки» в 1896 году им были созданы пьесы «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишнёвый сад» (1903-1904). Все четыре пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 году Московского художественного театра.

В 1898 году, после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья А. П. Чехов переехал из Мелихова в Ялту. В городе он построил собственный дом, в котором принимал Л. Н. Толстого , А. М. Горького , И. А. Бунина , А. И. Куприна , И. И. Левитана.

В последние годы жизни писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (в 1899-1902 и 1903 годах) в издательстве А. Ф. Маркса.

В 1904 году, в связи с резким ухудшением здоровья, А. П. Чехов отправился на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля 1904 года.

А. П. Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились А. М. Горький , И. А. Бунин , А. И. Куприн и другие литераторы. А. П. Чехов проложил новые пути для развития русской и мировой драматургии. До сих пор он остается одним из самых популярных драматургов отечественного и зарубежного театра.


Имя: Антон Чехов (Anton Chekhov)

Возраст: 44 года

Место рождения: Таганрог, Россия

Место смерти: Баденвайлер, Германская империя

Деятельность: русский писатель, по профессии врач

Семейное положение: Был женат на

Антон Павлович Чехов - биография

Антон Павлович Чехов известен во всех странах мира, так как его замечательные произведения переведены на все языки. Известный драматург и прозаик писал произведения, большая часть которых предназначена для постановки на сцене. Из его биографии известно, что за 25 лет писательского творчества им было создано более 300 произведений.

Детство Антона Чехова

Детские годы будущего великого писателя прошли в том же городе, где он и родился. А появился на свет великий драматург 17 января 1860 года в замечательном городе Таганроге, который уютно расположился на берегу Азовского моря. Сейчас этот город входит в состав Ростовской области, а раньше это была Екатеринославская губерния. Небольшой домик с маленькими, но уютными комнатами, где родился будущий великий писатель, стоит и сейчас в городе. Раньше улица носила название Полицейская, а теперь она названа в честь писателя – Чехова.

Отец Антона Чехова был купцом и даже принадлежал в третьей купеческой гильдии. У него была своя бакалейная лавка, которая сейчас превращена в чеховский музей. У Павла Егоровича будущий писатель стал третьим сыном. Всего в чеховской семье было 6 детей: 5 сыновей и дочь. Поэтому мама писателя занималась воспитанием детей.


Биографию своего детства Чехов вспоминал как веселое время, когда в доме постоянно были какие-то праздники: именины и церковные даты. Но были у мальчиков в семье и обязанности. Так, каждый день в школьные будни они приходили в лавку своего отца, чтобы помогать ему там. И каждый день у них был ранний подъем – 5 часов утра, чтобы петь в церковном хоре. Сам писатель будет вспоминать, что у него было детство без детства.

Антон Чехов - Образование

Обучался Чехов в греческой школе, которая находилась в Таганроге. Начал он свое обучение с подготовительного класса мужской гимназии. На уроках формировался его мировоззрение и любовь к литературе. Именно гимназии он обязан своим первым псевдонимом – Чехонте. Это имя дал ему учитель божьего закона.

В 13 лет побывал гимназист Чехов и театре, где в то время шла оперетта «Прекрасная Елена». Театр настолько сильно захватил его, что он стал настоящим театральным поклонником. Любил Антон Павлович в то время посещать и семью своего друга по гимназии Андрея Дросси, где принимал активное участие в домашних спектаклях. В это же время он активно участвует в издании юмористических журналов для гимназистов, где помещает свои первые литературные опыты и подписывает веселые рисунки.

Некоторые преподаватели из гимназии стали впоследствии прототипами чеховских героев. Например, Э. Дзержинский, который преподавал у мальчиков математику. Наконец-то в 1879 году будущий драматический писатель окончил таганрогскую гимназию, и это дало ему возможность переехать в Москву, чтобы поступить Московский медицинский институт имени Сеченова. Он успешно сдает экзамены и становится студентом этого учреждения, где ему выпало счастье познакомиться с известными профессорами - Склифосовским и Захарьиным.

Карьера Антона Чехова

Свою писательскую биографию он начала, еще обучаясь в гимназии, он писал небольшие юмористические рассказы. В 18 лет был написан его первое драматическое произведение – «Безотцовщина». Обучаясь в Москве, он вместе со всей семье отправлялся на лето в Воскресенск, где жил один из братьев писателя. Там он знакомится с врачом Архангельским, который в то время был заведующим больницей, и летом Чехов практиковался у него, помогая при приеме больных пациентов. Когда Антоша оканчивается свое обучение в медицинском институте, то приехал в Воскресенск и стал там работать простым уездным врачом. Работал после этого он и сам заведующим больницей в Звенигороде.

Когда студент Антоша Чехов учился на первом курсе института, то стал печатать свои рассказы в разные журналы. Он часто менял свои псевдонимы: Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата, а иногда печатал свои произведения даже без подписи. Он сотрудничал со многими журналами и газетами. А в 1882 году был подготовлен к печати и его первый сборник «Шалость», но цензура его не пропустила. Зато уже через два года вышел другой его сборник «Сказки Мельпомены».

После этого начинается расцвет в биографии Чеховского творчества, когда молодой писатель смог писать по одному рассказу в день. Но если многим читателям нравились произведения, то литературные критики требовали, чтобы писатель не останавливался на мелочах и раскрыл всю силу своего литературного таланта. Он прислушивается к советам, меньше пишет и даже отправляется путешествовать. Позже все его впечатления и воспоминания найдут отражения в его произведениях.

За свои произведения он был награжден пушкинской премией, но останавливаться на достигнутом, писатель не собирался. Путешествие на Сахалин в 1890 году придало ему новые силы и материал для его творчества. После возвращения он написал много книг, приобрел недвижимость я Ялте, но туберкулез не давал ему покоя. Пытаясь поправить свое здоровье, он уезжает на германский курорт, где 1 июля 1904 года, едва достигнув возраста 44 лет, он и умирает. Похоронили его в Москве, рядом с могилой его отца.

Антон Чехов - биография личной жизни