Open
Close

Биография Макса Вебера. Карл мария фон вебер

Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера

Проблематика конфликта в социологии политики

Традиционный тип господства – подчинения

Харизматический тип господства – подчинения

Рациональный тип господства – подчинения

Проблематика конфликта в социологии религии

Проблематика конфликта в социологии экономической жизни

  1. Биография Макса Вебера.

Макс Вебер родился в 1864 г. В Эрфурте (Германия). Профессор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Интересы и научная деятельность необычайно велики: история древнего мира и исследование положения остэльбских крестьян в Германии XIX века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика.

Несколько слов об общей тенденции трудов Макса Вебера, для которой характерна эволюция от историко – экономических проблем к вопросам общей социологии. Условно можно выделить три периода творчества Макса Вебера.

    1. Творческие периоды Макса Вебера.

Первый период (до 1898 г.) - до творческого перелома, свя­занного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако он крити­чески подходил к тенденции объединения науки, искусства и эти­ки, считая, что наука не имеет ценностного характера. Для перво­го периода творчества М. Вебера характерен интерес к науке: со­временный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средствами производства. Последнее М. Вебер счи­тает важным для возникновения современного капитализма. За­ болевание началось в 1898 г. и в течение четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переос­мысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

Второй период (1903-1910 гг.). После болезни, в 1902, году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безус­ловно, личный кризис повлиял на создание его теории капитализ­ма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована матери­алистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоис­тическим интересам. С точки зрения эгоиста, бессмысленно на­капливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой сто­роны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале ХХ века бурно стали развиваться такие философские течения, как позити­визм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под ширмой эгоизма, но и как человека способного к действию ради действия. По свиде­тельству жены философа Марианны, Макс Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид рацио­нализма пронизывает экономику и политику, определяет отноше­ния человека к природе, отношения между людьми, причем гос­подство рационализма растет вместе с развитием техники и нау­ки. В 1910 г. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества.

В третьем периоде (1910-1920 гг.) своего творчества М. Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался про­анализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Вебера волнуют вопросы такого плана: что является особенностью профессио­нальной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить?

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Ойтин — 5 июня 1826, Лондон) — немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Барон.Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории — Михаэль Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера. 1798 — появились первые произведения Вебера — маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

1804 — работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

1805 — написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.

1810 — опера «Сильвана».

1811 — опера «Абу-Гассан».

1813 — возглавил оперный театр в Праге.

1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lützows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.

1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.

1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.

До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.

В 1821 году давал уроки по теории композиции Юлиусу Бенедикту, которому королева Виктория, за его талант, позднее пожалует дворянский титул.

1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца».

Последним произведением Вебера была опера «Оберон», для представления которой он отправился в Лондон и умер в доме дирижёра Джорджа Смарта вскоре после премьеры.

Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.

Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).

1861 — Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Эрнста Ритшеля.

Макс Вебер, его сын написал биографию своего знаменитого отца.

ВЕБЕР, КАРЛ МАРИЯ ФОН (Weber, Carl Maria von) (1786–1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер (дядя жены Моцарта Констанцы, урожденной Вебер), был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Карл Мария рос в атмосфере театра и первые шаги в музыке делал под руководством сводного брата, отличного музыканта, в свою очередь учившегося у Й.Гайдна . Позднее Вебер занимался композицией с М.Гайдном и Г.Фоглером. С юных лет Вебера привлекала опера; в 1813 он стал директором оперного театра в Праге (где одним из первых поставил Фиделио Бетховена – оперу, которая до того шла только в Вене). В 1816 его пригласили возглавить только что основанную Немецкую оперу в Дрездене. Европейская слава пришла к нему, после берлинской премьеры его оперы Вольный стрелок (Der Freischütz ) в 1821. Весной 1826 Вебер поехал в Лондон, чтобы руководить постановкой своей новой оперы Оберон (Oberon ), написанной для театра «Ковент-Гарден». Однако композитор не перенес тягот путешествия и скончался от туберкулеза в Лондоне 5 июня 1826.

Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком. В возрасте 14 лет он освоил литографический способ печати, изобретенный А.Зенефельдером (1771–1834), и даже улучшил его. Как писал Вебер венскому издателю Артариа, это усовершенствование позволяло «гравировать ноты на камне с результатом, не уступающим лучшим английским гравюрам на меди».

Веберовский Вольный стрелок – первая настоящая романтическая опера. Эврианта (Euryanthe, 1823) явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина . Однако тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону (Oberon, 1826), созданному по мотивам комедий Шекспира Буря и Сон в летнюю ночь . Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону . Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).

Констанции, с детства обучался музыке. Он оставил свой след как пианист, а затем как музыкальный руководитель театров Праги и Дрездена.

Все лучшее, жизнеспособное, демократическое в романтизме (эстетические идеи, новые стилистические особенности литературных и музыкальных произведений) получило свое оригинальное претворение в творчестве Вебера.

В качестве композитора он особенно известен как автор первой значительной немецкой романтической оперы «Вольный стрелок».

Карл Мария Фридрих фон Вебер родился в небольшом городе Эйтине в Голштинии, на севере Германии, 18 декабря 1786 года в семье страстного любителя музыки, антрепренера странствующих драматических трупп Франца Антона Вебера.

Детские годы будущего композитора были тесно связаны с обстановкой и атмосферой кочующего провинциального немецкого театра, что в дальнейшем определило, с одной стороны, интерес композитора к музыкально-драматическим жанрам, а с другой - профессиональное знание законов сцены и тонкое ощущение специфики музыкально-драматического искусства. В детстве Вебер проявлял равный интерес и к музыке и к живописи

Первое знакомство Вебера с музыкой осуществлялось под руководством отца и старшего брата Эдмунда. В раннем детстве будущий композитор проявлял равный интерес и к музыке, и к живописи. Несмотря на трудности, возникавшие в связи с частыми переездами семьи из одного города в другой, Франц Антон Вебер стремился дать сыну профессиональное музыкальное образование.

В 1796 году в Хильдбургхаузене Карл Мария брал у И. П. Гейшкеля, в 1797 и в 1801 году в Зальцбурге изучал основы контрапункта под руководством Михаила Гайдна, в 1798-1800 годы в Мюнхене занимался композицией с придворным органистом И. Н. Кальхером и пением у И. Е. Валези (Валлисхаузера).

В 1798 году под руководством Михаила Гайдна Вебер написал шесть фугетт для клавира - первый самостоятельный опус композитора. Вслед за этим последовал большой ряд новых сочинений в разных жанрах:

  • шесть вариаций на оригинальную тему
  • двенадцать аллеманд и шесть экосезов для клавира
  • большая юношеская месса Es-dur
  • несколько песен для голоса с фортепиано
  • шуточные каноны для трех голосов
  • опера «Сила любви и вина» (1798)
  • незавершенная опера «Немая лесная девушка» (1800)
  • зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи» (1801), получивший одобрение Михаила Гайдна

Большой сдвиг в творческом развитии композитора наступил в 1803 году, когда после скитаний по многим городам Германии Вебер приехал в Вену, где встретился с известным музыкальным педагогом аббатом Фоглером. Последний, заметив пробелы в музыкально-теоретическом образовании Вебера, потребовал от юноши большого кропотливого труда. В 1804 году, по рекомендации Фоглера, семнадцатилетний Вебер получил место директора музыки (капельмейстера) в бреславльском оперном театре. С этого момента наступил новый период (1804-1816) в жизни и творчестве композитора.

Театр в жизни молодого композитора

Это был один из важнейших периодов в эволюции Вебера, когда складывались его мировоззрение и эстетические взгляды, а композиторское дарование вступало в пору яркого расцвета. Работая с труппами оперных театров Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности

Работая с труппами оперных театров в Бреславле, Праге, Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности и талант организатора музыкально-театрального дела. Уже в Бреславле, в самом начале своей дирижерской деятельности Вебер установил новый порядок размещения музыкантов в оперном оркестре - по группам инструментов. Вебер предвосхитил принцип размещения инструментов в оркестре, который станет характерным для всего XIX и в известной мере и для XX века.

Смело и принципиально осуществлял восемнадцатилетний дирижер свои нововведения, вопреки упорному подчас сопротивлению певцов и музыкантов, придерживавшихся старых традиций, сложившихся в провинциальных немецких театрах.

К 1807-1810 годам относится начало литературной и музыкально-критической деятельности Вебера. Он пишет статьи, рецензии на спектакли, на музыкальные произведения, аннотации к своим сочинениям, начинает роман «Жизнь музыканта» (1809).

В произведениях, появившихся в течение первого периода самостоятельной творческой жизни Вебера (1804-1816), постепенно выявляются черты будущего зрелого стиля композитора. В этот период творчества наиболее значительные в художественном отношении произведения Вебера связаны с музыкально-драматическим жанром:

  • романтическая опера «Сильвана» (1810)
  • зингшпиль «Абу Гасан» (1811)
  • две кантаты и две симфонии (1807)
  • ряд увертюр и множество инструментальных произведений в других жанрах
  • много отдельных арий, песен, хоров, среди которых выделяется цикл героических песен «Лира и меч» на слова Теодора Кёрнера (1814, ор. 41-43)

Таким образом, когда в начале 1817 года Вебер занял должность капельмейстера «Немецкой оперы» в Дрездене, он уже был полностью подготовлен к борьбе за утверждение немецкого национального музыкально-драматического искусства. В том же году он женился на одной из своих бывших певиц, Кэролайн Брандт.

Последний, дрезденский период жизни Вебера

Последний, дрезденский период жизни Вебера (1817-1826)-это вершина в творчестве композитора. Интенсивный характер приняла здесь его организаторская и дирижерская деятельность. Полуторавековые традиции существования в Дрездене итальянского оперного театра, активное противодействие дирижера итальянской оперной труппы Ф. Морлакки, сопротивление придворных кругов - все это осложняло труд Вебера. Несмотря на это, в необычайно короткий срок Вебер сумел не только собрать немецкую оперную труппу, но и поставить силами нового (а во многом - профессионально недостаточно подготовленного) коллектива ряд превосходных спектаклей («Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Фиделио» , «Иессонда» Шпора и многие другие). Музей Карл Марии фон Вебер в Дрездене

В этот период деятельности Вебера им были написаны и поставлены лучшие произведения. Среди них первое место занимает опера «Вольный стрелок».

История, уходящая корнями в фольклор, о человеке, продавшем душу дьяволу за несколько волшебных пуль, что позволили ему выиграть соревнование стрелков, а с ним и руку прекрасной дамы, которую он любил. Опера впервые представила все, что было знакомо и мило сердцу каждого немца. Простая деревенская жизнь с ее грубым юмором и сентиментальной наивностью. Окружающий лес, нежная улыбка которого скрывает сверхъестественный ужас. А прежде всего - персонажей: от веселых охотников и деревенских девушек к простому, доблестному герою и князю, который правил над ними.
Опера “Вольный стрелок” сделала Вебера национальным героем

Все это срасталось с мелодичной, восхитительной музыкой и превращалось в зеркало, в котором каждый немец мог найти свое отражение. С помощью «Вольного стрелка» Вебер не только смог освободить немецкую оперу от французского и итальянского влияния, но и заложил основы одной из главных форм оперы 19-го века. Блистательная победа триумфальной премьеры гениального «Вольного стрелка» (18 июня 1821 года в Берлине) ознаменовала крупные достижения Вебера на избранном пути, сделав его национальным героем.

Далее Вебер приступил к созданию комической оперы «Трое Пинто», оставшейся незавершенной. Работа над новой оперой была прервана сочинением музыки к пьесе П.А. Вольфа «Прециоза» (1820), в 1823 году появилась написанная для Вены первая большая героико-романтическая опера «Эврианта». Она была амбициозным проектом и большим достижением, но провалилась из-за неудачного либретто.

В 1826 году блестящий ряд оперных сочинений Вебера достойно завершил поставленный в Лондоне сказочный «Оберон». Мотивом создания этой оперы было желание обеспечить семью, чтобы после его смерти (которая, он знал это, была не за горами) они могли продолжать безбедное существование.
В 1826 году блестящий ряд оперных сочинений Вебера достойно завершил сказочный «Оберон»

В форме «Оберона» было мало чего от стиля Вебера, структура была тяжеловесной для композитора, выступавшего за слияние театральных искусств с оперой. Но именно эту оперу он наполнил самой изысканной музыкой. Не смотря на стремительно уходящее здоровье, Вебер отправился на премьеру своего произведения. «Оберон» получил признание, композитора чествовали, но он едва мог ходить. Незадолго до запланированного возвращения в Германию, 5 июня, его нашли мертвым в своей комнате. Оперный реформатор К. Вебер

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864- 14 июня 1920)— немецкий социолог, историк иэкономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В1892-1894 годах приват-доцент, азатем экстраординарный профессор вБерлине, в1894-1896 годах— профессор национальной экономии воФрейбургском, с1896— вГейдельбергском, с1919— вМюнхенском университете. Один изоснователей «Немецкого социологического общества» (1909). С1918 года профессор национальной экономии вВене. В1919году— советник немецкой делегации наВерсальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад втакие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие ипытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.е. смысл, который вкладывает вданное действие сам его субъект. Поэтому всоциологии находят своё отражение все многообразие идей имировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. все многообразие человеческой культуры.

Вотличие отсвоих современников Вебер нестремился строить социологию пообразцу естественных наук, относя её кгуманитарным наукамили, вего терминах, кнаукам окультуре, которые как пометодологии, так ипопредмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии— это поведение, действие исоциальное действие. Поведение— наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает сним субъективный смысл. Осоциальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится сдействиями других людей иориентируется наних. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», наоснове которых формируются социальные отношения иинституты. Результат понимания поВеберу— гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

    целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

    ценностнорациональное — определяется осознанной верой вценность определённого действия независимо отего успеха;

    аффективное — определяется эмоциями;

    традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение поВеберу является системой социальных действий, ксоциальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен ит.д.Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. Всоответствии свидами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный илегальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением обидеальном типе, атакже постулатом свободы отценностных суждений. Идеальный тип поВеберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки кнекоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы отценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы отценностных суждений встрогом смысле ипроблему соотношений познания иценности. Впервом случае следует строго отличать установленные факты иих оценку смировоззренческих позиций исследователя. Вовтором— речь идёт отеоретической проблеме анализа связанности любого познания сценностями познающего, т.е. проблеме взаимозависимости науки икультурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор испособ изучения эмпирического объекта вкаждом конкретном случае, ипонятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира вданном культурном контексте. В«науках окультуре» эта проблема приобретает особую значимость, т.к. вданном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую внекоторой культуре, неможем изучатьмир, неоценивая его иненаделяя его смыслом. Вданном случае, таким образом, речь идёт неосубъективных пристрастиях того или иного учёного, нопрежде всего о«духе времени» той или иной культуры: именно ониграет ключевую роль вформировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в«культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную ицелерациональную. Первая существует сдревности, вторая развивается вНовое время. Преодоление традиционализма связано сразвитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений иопределённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит кдвум выводам: идеальный тип капитализма описываетсяим как торжество рациональности вовсех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие неможет быть объяснено исключительно экономическими причинами. Впоследнем случае Вебер полемизирует смарксизмом. Всвоей работе «Протестантская этика идух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему ссоциологией религии, вчастности протестантизма. Онусматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий идухом капиталистической экономики, основанной наидеале предпринимателя-рационалиста. Впротестантизме впротивоположность католичеству упор делается ненаизучении догматики, нонаморальной практике, выражающейся вмирском служении человека, ввыполнении своего мирского долга. Этото, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом намирском служении иидеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию ивозникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения вбыту ихозяйственной жизни. Минимализация догматики иритуала, рационализация жизни впротестантизме поВеберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками идревнегреческими учёными иидущим ккульминации всовременном капиталистическом мире. Этот процесс связан сосвобождением человека отмагических суеверий, автономизацию индивида, верой внаучный прогресс ирациональное познание.

Всоциологии власти Вебер также следует своему методу. Всоответствии сним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный навере взаконность существующих порядков изаконное право властвующих наотдачу приказаний; 2) традиционный, основанный навере всвятость традиций иправо властвоватьтех, кто получил власть всоответствии сэтой традицией; 3) харизматический, основанный наверу всверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя иего власти. Вэтом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной спервым типом власти. Всвоём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» иразнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение кминимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности иразделения властей.

по данным Википедии -свободной Энциклопедии