Open
Close

Частные театры. Частные театры столицы

Независимые, или негосударственные, или - точнее всего - частные, театры появились в России в конце восьмидесятых годов. С тех пор их количество растет. В 2011 году создана даже организация «Содружество негосударственных театров Санкт-Петербурга», объединяющая около 40 участников. В Москве полностью частных театров около 20, но явно не все учтены. Свои частные театры есть в провинции, но сколько их всего - неизвестно, статистика не ведется. Есть данные о том, что свои театры имеют лишь 18,8% городов и городских поселений России, на 1 млн жителей приходится 3,2 театра, что существенно меньше, чем в европейских странах. (В Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции - 13,6, во Франции - 9,6, в Великобритании - 8,9, в Италии - 5,9. Данные взяты из «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».) Однако если в Европе большинство театральных трупп являются частными, то в России основной формой театрального дела до сих пор остаются государственные и муниципальные репертуарные театры.

Сегодня частный театр практически не может существовать без поддержки государства, которая осуществляется в форме субсидий или льгот по аренде. В этом году, например, 43 частных театра Петербурга получили субсидий на 35 миллионов рублей, но при этом какой театр поддержать и в каком размере, решает экспертный совет при Департаменте культуры. Скажем, мало известная театральным критикам, зато имеющая собственное помещение, выделенное городом в 1996 году, «Русская антреприза имени Андрея Миронова» в очередной раз получает больше всех - 9,5 млн рублей, в то время как основная часть коллективов довольствуется суммой от 200 до 500 тысяч. Чем руководствуется экспертный совет, выделяя дотации, понять не всегда возможно, хотя, безусловно, известность, отзывы прессы, призы на фестивалях имеют значение.

Большинство частных театров не имеет своей площадки. Содержать большое помещение со своей сценой очень дорого, поэтому частный театр чаще всего снимает зал для спектаклей. Вопрос аренды - один из самых болезненных, это едва ли не самая большая статья расхода, поэтому частные театры просят государство создать систему открытых площадок в доступных для публики местах с льготной социальной платой.

Считается, что в Москве социальную льготу или даже госсубсидию на помещение получить проще, чем в Петербурге. Однако в целом этот вопрос так и не решен, обещания есть, по милости чиновников какой-то театр может получить помещение и бесплатно, но нет единой, общей для всех, независимой от сиюминутных настроений власти, внятной схемы отношений между частным театром и государством. Это делает независимость театров весьма условной, поскольку, как видно на примере «Театра.doc », в любой момент лишение такой поддержки ставит под угрозу существование самой институции.

Мало известная театральным критикам, зато имеющая собственное помещение, выделенное городом в 1996 году, «Русская антреприза имени Андрея Миронова» в очередной раз получает больше всех - 9,5 млн рублей.

Ситуация с «Театром.doc » обострила давний конфликт. Дело в том, что «Театр.doc » был, по сути, открытой площадкой для многих независимых инициатив. Театр с 2002 года снимал подвал сначала у жилтоварищества, потом у города, сравнительно недавно добившись прямой аренды. Благодаря наличию собственной сцены любой драматург, актер, режиссер мог принести в «Театр.doc » свой проект и, если он оказывался интересен руководству, получить возможность играть на его сцене. Небольшие деньги, полученные от зрителей, делили между собой участники, отдавая часть на содержание и обслуживание помещения. Вопрос заработка вообще не стоял, играли из любви к искусству. Аренду руководители зачастую платили из личных средств. Сравнительно недавно «Театр.doc » стал получать гранты и субсидии от Минкульта РФ, от московского правительства. Однако в октябре 2014 года директор и один из учредителей театра Елена Гремина получила сообщение о досрочном расторжении арендного договора. После 12 лет бесконфликтного существования. Теперь театр ищет новую площадку, надеясь обойтись без государственной помощи, которая, как выясняется, всегда может оказаться инструментом давления. Гремина хотела бы найти новое помещение для аренды, «в идеале с законным для всех НКО убавляющим коэффициентом».

Помощь театрам оказывается во всем мире. Театральное искусство сегодня, как правило, экономически убыточно. В европейских странах муниципалитет часто предоставляет некоммерческим театрам бесплатное помещение, есть законы для учреждений социальной значимости, которые позволяют получить льготу на коммунальные платежи. А чтобы не возникало прямой зависимости от властей, используется принцип «вытянутой руки», когда деньги из казны выделяют специальным общественным организациям, а уж те распределяют средства коллективам. В США другая система: там поддержка театров осуществляется через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям.

В России меценатов очень мало, никакой налоговой льготы для них нет, зато часто есть мнение властей, согласно которому что-то требует немедленной и щедрой поддержки, а что-то поддерживать вообще не стоит. В Москве есть один частный репертуарный театр, «Студия театрального искусства» под руководством Сергея Женовача, его содержит предприниматель Сергей Гордеев, построивший прекрасное здание и долгие годы не вмешивавшийся в собственно театральную политику. Но теперь и у него возникли финансовые проблемы, и ему хочется увеличить доходы театра, что, как правило, идет в ущерб художественному качеству.

Авторский, новаторский, поисковый театр не имеет шансов на рентабельность. Публика очевидным образом сегодня предпочитает классику, традиционное искусство, знакомые имена. На этом держится российская антреприза: продюсер собирает известных артистов, берет коммерчески успешную, желательно смешную пьесу, крепкого режиссера-профессионала и возит этот спектакль по гастролям, в основном по провинции, пока билеты покупают.

Репертуарные частные театры - в основном детские и кукольные. Они сравнительно дешевы, готовы играть в школах, детских садах, декорации и костюмы умещаются в автомобиль, а за получасовое представление можно получать от 20 до 90 тысяч рублей, в зависимости от умения директора «договариваться». Для многих артистов хорошим заработком являются корпоративы. Например, один уличный театр из Петербурга так разделил свои занятия: в России они занимаются устройством праздников, а в Европу ездят на фестивали со своими спектаклями. Еще один способ заработать - это детские театральные студии, курсы мастерства актера для взрослых, тренинги и участие в городских праздниках. Таким образом, самостоятельно выживают и зарабатывают маленькие, мобильные, ориентированные на массовую, неискушенную публику театры и отдельные антрепризные спектакли.

Прежде, чем ответить на этот вопрос, специально прошла по сайтам нескольких таких знаковых и успешных «проектов» - студий, площадок, театров, групп - и посмотрела, что они сами пишут или говорят о себе в разделе «История создания»:

1. Театр Док (http://www.teatrdoc.ru/)

Театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC был создан в 2002 году несколькими драматургами. Это негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект. Многие работы выполняются волонтерами, на добровольной основе.

2. Театр Практика (http://www.praktikatheatre.ru/)

«Практика» - это театр современной драмы. <..> Основатель театра, Эдуард Бояков, предложил России продюсерский подход к театральному делу: каждый спектакль - отдельный проект. Для всякой новой постановки подбирается подходящая команда, и это позволяет предлагать зрителю совершенно разные спектакли.

3. Театр POST

Независимая театральная группа «театр post» была основана в 2011 году учеником выдающегося режиссера Льва Додина, выпускником СПбГАТИ Дмитрием Волкостреловым, и объединила команду молодых актеров - его недавних однокурсников.

4. Студия SOUNDRAMA (http://soundrama.ru/)

Студия Саундрама берет свое начало в музыке: от нее происходит движение по направлению к любому другому виду искусства. Основателями студии являются музыканты «Пан-квартета», художественным лидером – музыкант, актер и режиссер Владимир Панков. Постепенно к студии присоединяются актеры, музыканты, хореографы. Работа на грани между мюзиклом и драматическим действием определяет само название Студии, а вместе с ним и одноименный жанр «Саундрама».

5. Коляда-театр (www.kolyada-theatre.ru/)

«В свой день рождения, 4 декабря, я получил документы так называемого Некоммерческого партнерства «Коляда-Театр». Я в лепёшку расшибусь, но это будет лучший театр в городе. У него будет своя труппа, свой штат и зал мест на 100-120», – Николай Коляда, из интервью журналу «Деловой квартал»

Опыт этих театральных «проектов» показывает, что все началось с идеи и команды, которая собралась, чтобы эту идею воплотить. Это или группа единомышленников, или лидер, собравший вокруг себя людей, которые мыслят с ним в одном поле.

Создание театра может быть инициировано режиссером, актерской группой, группой драматургов, продюсером, который ориентируется в театральной сфере.

Нужно ли для создания театрального проекта образование творческого/профильного ВУЗа? Оно определенно не будет лишним, потому что поможет сориентироваться, обрасти связями, получить первоначальный опыт в театральной среде, найти, в конце концов, тех самых единомышленников, с которыми в будущем захочется создать проект: спектакль, фестиваль, программу, что угодно.

Если у вас уже есть театральное образование, есть идеи и знания, но не хватает решимости, вы можете подать анкету-заявку на летний интенсивный курс Школы Театрального лидера, который с 4 по 14 июля пройдет в Центре имени Мейерхольда. (http://shtl.meyerhold.ru/letnyaya-shtl)

Курс предназначен для режиссеров, продюсеров, театроведов, драматургов, художников, хореографов Москвы и других российских городов.

Курс для тех, у кого есть идеи и амбиции. Для тех, кто хочет создать свой театральный проект, но не понимает, куда двигаться дальше.

Что такое частный театр - это самый часто задаваемый вопрос. Чтобы на него ответить достаточно дать определение понятию - театр.

Театр - это форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кине матограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. А если сказать дословно, то театр - это место для зрелищ, смотрю, вижу.

В России в основном работают государственные театры или антрепризы, частный же театр при отсутствии меценатов или спонсоров через какое-то время прекращает свое существование, потому что сам себя он содержать не может.

В нашей стране частные театры - вещь относительно новая, не вписывающаяся в коммерческую структуру. Это связано с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино и циркового считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим существенной прибыли.

Как ни печально, но уважаемая когда-то профессия антрепренера - владельца или содержателя (а также в некоторых случаях - арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта. Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и действительно остаются невостребованными и чаще всего умирают из-за отсутствия финансирования.

Историческая справка: театральный рынок России конца ХIХ — начала ХХ века необычайно обширен и разнообразен: предложение обеспечивалось пятью (некоторое время шестью) Императорскими репертуарными стационарными театрами столиц, провинциальными казенными театрами (около 10, точное число их неизвестно), городскими (муниципальными) театрами, антрепризами, товариществами, а также полупрофессиональными народными театрами (их в начале ХХ века насчитывалось более 400). Основной массив профессиональных театральных организаций составляли антрепризы и товарищества. Ежегодно работало около 300 таких репертуарных театров.

В Москве первый частный театр для широкой публики удалось организовать Артистическому кружку в 1868 году.

Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков в первую очередь необходимо назвать оперу Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина. Также в это время работали несколько драматических частных театров: театр Корша и Соловцова . В предреволюционные годы появились МХТ Станиславского и Немировича-Данченко , Камерный театр Таирова , в 1901 году в Петербурге открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской , просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров.

Сегодня мы решили опросить ростовчан на центральных улицах города, узнать посещают ли они театры. Оказалось, что в Ростове-на-Дону люди практически не ходят в театры, и больше того, не хотят в них ходить, а статус частного театра вызывает какие-то нехорошие представления. Почему же получилось так, что Ростов-на-Дону, город с такой неплохой театральной историей, перестал интересоваться театральным искусством?

Еще немного истории города Ростова-на-Дону:

В 1863 г., по Большой Садовой в новом, так называемом, Гайрабетовском театре состоялось первое представление. Это была первая сезонная труппа. Ее антрепренером стал Ф. Надлер.

В 1873 году видный домовладелец Е. К. Ткачев в собственном саду, через квартал от Гайрабетовского, тоже возвел деревянный театр, представления в нем давались и в зимние месяцы.

В 1882 году крупнейший капиталист Юга России, владелец табачной фабрики, купец 1-й гильдии В. И. Асмолов добился от городской думы дозволения построить "концертное зало" на собственном участке земли по Таганрогскому проспекту (рядом с нынешним Домом офицеров). И уже следующей осенью поднялось и приняло первых зрителей первое в Ростове каменное театральное здание "в мавританском стиле" на 800 мест в трех ярусах, с просторной сценой, прекрасной акустикой. Театр получил название, сохранившееся в устной речи и после революции, как "асмоловский".

В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Трижды ему присваивалось имя Ленинского комсомола, весной 1920 года ему присваивалось имя М. Горького, в предвоенные годы он назывался областным драматическим, а с 1963 года Театр юного зрителя, ныне РОАМТ (Ростовский Областной Академический Молодежный Театр).

В 1906 году купчиха П. Д. Машонкина выстроила грандиозное здание театра-цирка. Главный вход был со стороны Таганрогского проспекта. Сооружение было рассчитано на 1700 зрителей. Его арендовали драматические, оперные и опереточные труппы. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса, а после пожара в Асмоловском театре в него переселился драматический имени А. В. Луначарского и получил новое имя — Большой драматический.

В двадцатые годы в городе также работали: опереточная труппа, "Театральная мастерская", театры "Скоморох" и "Гротеск", клубный театр имени Р. Люксембург, полупрофессиональные — армянский, еврейский, латышский; театр рабочей молодежи из любительского обрел статус профессионального и перебазировался из Дворца железнодорожников под нахичеванскую крышу. А в начале тридцатых создан и украинский — имени Г. Петровского. Во главе с замечательным режиссером А. Ларским работал краевой театр сатиры.

В 1931 году начал свою историю театр музыкальной комедии в клубе ДонГЭС (теперешний ДК "Энергетик" на пр. Семашко).

В 1933 году в Доме Красной Армии (ныне здание театра музыкальной комедии) был образован театр Красной Армии СКВО, много лет которым руководил Я. Д. Габ. В тридцатые годы театр переехал в клуб работников торговли (ныне — Дом офицеров), а в 1948 году театр был расформирован.

Ростовский ТЮЗ в 1935 году обосновался в бывшем "приказном" клубе на территории городского сада, где до этого времени работал "Мюзик-холл" (это здание не уцелело в войну).

В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра. Ныне театр им. М. Горького. История этого театра весьма интересна потому, что в 1936 года художественным руководителем нового Ростовского драматического театра был назначен Юрий Завадский. Столичный режиссер со своей многочисленной труппой - Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Осип Абдулов и многие другие на несколько лет стали ростовскими артистами.

Ростов-на-Дону является родиной многих известных актеров, режиссеров, музыкантов, и т.д. Не правда ли очень странно, что сейчас о воспитании театрального вкуса речи вообще не идет, а из детства остаются страшные воспоминания о театре, в который ходили с классом. Меценаты, спонсоры не поддерживают, за редким исключением, театральное направление.

Мы существуем в Ростове-на-Дону с 2008 года, мы -

В этой главе мы рассмотрим два типа частных театральных организаций: частные стационарные театры и антрепризу. Разница этих двух форм театральной организации кроется в слове «стационарный». Все дело в том, что стационарные, хоть и частные, театры были прикреплены к определенному зданию, имели свою более-менее постоянную труппу, не говоря уже о бессменном, как правило, руководителе-предпринимателе. Антрепризы же вспыхивали и угасали, как тлеющие угольки по всему пространству Российской империи, в различных комбинациях заветного треугольника: антрепренер, труппа, здание.

Итак, для начала рассмотрим подробнее частные стационарные театры. Они «принадлежали обычно крупным, расчетливым предпринимателям или выборным распорядителям товариществ» 1 . Как правило, они существовали в форме репертуарного театра. Надо отметить тот факт, что до реформы 1882 года все негосударственные театры находились за пределами столиц. Порой это предписание понималось дословно, и для того, чтобы посетить какой-либо частный театр, стоило проехать всего пару верст за пределы города.

После отмены монополии императорских театров большое распространение получили частные стационарные столичные театры крупных торгово-промышленных деятелей. «Устойчивое положение среди них занимали драматические театры Ф. Корша, К. Незлобина, Н. Соловцова, оперные труппы С. Мамонтова, С. Зимина и других» 2 .

Антрепризы были двух основных видов: собственно антрепризы, где главенствующую роль играл антрепренер, и актерские товарищества.

Принцип управления антрепризами заключался в единоличном руководстве антрепренера, который определял все сферы деятельности - творческую, финансовую и организационную. Репутации антрепренеров в актерской среде нельзя позавидовать. Расхожим был стереотип антрепренера – неблагонадежного иждивенца. В таком суждении присутствует, как доля истинного положения дел, так и доля неправды. «Среди антрепренеров были люди, бескорыстно преданные театру, над которым нередко нависала угроза разорения, но были и дюжие хозяйственники или, как их называли, «коноводы театрального дела», использующие антрепризу в целях личной наживы» 3 .

Актерское сообщество по большей части стремилось к демократическим формам театрального управления. В такой атмосфере недоверия к антрепренерам стали появляться актерские товарищества. «Они пытались осуществить на практике принцип коллективного актерского самоуправления» 4 .

Механизм ведения хозяйственных дел актерских товариществ был прост: товарищи (в данном случае актеры, редко – режиссеры и заведующие постановочными частями) делали вклады, посредством чего формировался уставной капитал организации. Среди участников избирался директор-распорядитель, деятельность которого была полностью подотчетна перед товариществом. Все серьезные вопросы решались на общих собраниях товарищей, решения принимались простым большинством голосов. Для специальной технической работы отдельно нанимался штат персонала, каждый получал фиксированную зарплату. Каждый товарищ получал такую часть дохода, которая соответствовала его взносу в уставной капитал.

Прибыль такие товарищества почти не получали, выход «на ноль» считался большим успехом. Но это была не единственная причина быстрого сокращения количества актерских товариществ в 1880-х гг. В условиях товарищеского окружения актеры не могли выдержать равенства в вопросах творчества и, в первую очередь, распределения ролей – кто-то постоянно «тянул одеяло на себя», кто-то постоянно чувствовал себя ущемленным и оскорбленным.

Самые известные антрепренеры организовывали товарищества, во главе которых вставали сами: Собольщиков-Самарин, Синельников и др.

До 1870 года присутствие в городе той или иной антрепризы определял губернатор (или городничий) или полицейский чин (в случае, если речь шла о большом городе). Антрепренер заключал договор с городом на определенный срок - как правило, на сезон (один из трех в календарном году). В этом договоре прописывались все принципы, включая нюансы, деятельности антрепризы в определенном городе. «Известный антрепренер мог одновременно арендовать театры в разных городах, показывая спектакли несколькими труппами. Так возникали антрепризы П. Медведева, Н. Собольщикова-Самарина и других» 1 .

В 1870 же году вступает в силу закон о городском самоуправлении, в соответствии с которым всю социально-культурную жизнь городов определяла городская дума, чаще всего – театральная комиссия (в некоторых случаях – театральный комитет) города. Все театры, разумеется, кроме императорских, перешли в ведение министерства внутренних дел.

Теперь стоит уделить внимание уникальному явлению театральной практики, возникшему в 1898 году, - Московскому Художественному театру.

«Надо сказать, что организационная форма, соответствующая художественным задачам нового театра, родилась не сразу. Долго обсуждались возможные принципы организации дела: антреприза, товарищество артистов на паях, акционерное товарищество» 2 . И после длительных обсуждений и изысканий было принято решение остановиться на организационно-правовой форме – товарищество (полностью оно звучало «Товарищество для учреждения Общедоступного театра в Москве). К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко становились полномочными распорядителями дела. Все финансовые и хозяйственные операции фиксировались в специальных книгах, по которым каждый контрагент (пайщик) мог подробно ознакомиться с деятельностью театра. Основной начальный капитал складывался из взносов пайщиков, текущие расходы (на новые постановки, на зарплату, на содержание здания) предполагалось покрывать за счет сборов от продажи билетов. «10 апреля 1898 года – памятный день: члены Товарищества заключают договор об учреждении Московского общедоступного театра» 3 . Товарищей-пайщиков было 13 человек – в основном это были состоятельные ценители искусства.

На самом деле эта организационно-правовая форма носила характер акционерного общества, поскольку товарищи не были задействованы в деятельности организации. От театра в состав пайщиков входили только Станиславский и Немирович-Данченко. Все важные вопросы, касавшиеся функционирования театра, выносились на общее собрание пайщиков, где решения принимались большинством голосов. Голоса распределялись пропорционально внесенным взносам. Главенствующую роль здесь играли Станиславский и Морозов, внесшие по 5000 рублей, и Немирович-Данченко, голос которого по общему согласию приравнивался к первым двум. При совете пайщиков был создан также орган под названием «Совещание при дирекции», в состав которого были включены ведущие артисты театра (всего 9 человек): Артем, Бурджалов, Кровский (Красовский), Мейерхольд, Андреева, Книппер, Лилина, Савицкая, Самарова.

От идеи общедоступности, на которой строилась экономическая политика МХТ, по прошествии некоторого времени пришлось отказаться. Театру срочно требовались средства на продолжение творческой деятельности, да и вообще на существование. В сложившихся условиях Савва Морозов идет на благородный шаг – он скупает все паи предыдущих пайщиков и предлагает Станиславскому и Немировичу-Данченко составить проект «Условия Товарищества на паях «Московский Художественный театр». Пайщиками в условиях новой (второй по счету) организационной формы становились 15 человек, среди которых Станиславский, Немирович-Данченко, ведущие артисты труппы (распространенная ошибка – Качалов в состав пайщиков не входил), А.П. Чехов и «сочувствующие» театру меценаты. Сейчас можно увидеть портреты пайщиков МХТ в фойе театра. Там мы не увидим изображений Мейерхольда и Санина – невключение этих великих артистов в состав пайщиков решающим образом повлияло на их уход из МХТ.

Оборотный капитал «Товарищества на паях» в целом сформировал Морозов, дав внушительному числу пайщиков-актеров кредит на срок существования Товарищества. Образовавшийся оборотный капитал составил 65000 рублей – сумма, позволявшая театру существовать в экономичном режиме.

Для управления «Товариществом на паях» из числа пайщиков было избрано правление. В его составе: Станиславский, Немирович-Данченко, Морозов и Лужский. Главным режиссером театра становился Станиславский, художественным директором – Немирович-Данченко, хотя это деление «сфер влияния», безусловно, носит номинальный смысл.

«Итак, произошла реорганизация, и «дело стало крепким». Но – очень важно осознать это и подчеркнуть – лишь крупные инвестиции помогли «переломить» экономическую ситуацию в пользу доходов» 1 - первый сезон существования театра в форме «Товарищества на паях» стал первым бездефицитным.

В 1904 году отношения Морозова с театром ухудшились. Он отказался финансировать театр. А через несколько месяцев Морозов покончил с собой. МХТ стоял на пороге новых преобразований. По истечении договора, составленного Морозовым, начинает свою деятельность новое Товарищество «Московский Художественный театр». Это Товарищество носило более демократический характер, поскольку все его члены (14 человек) внесли одинаковые паи, в размере 5000 рублей. Следовательно, согласно принятой логике, все пайщики оказались уравнены в правах. Руководит предприятием все то же правление с бессменными лидерами – Станиславским и Немировичем-Данченко и выборными Лужским и Стаховичем. В данной организационно-правовой форме театр сумел остаться на плову только за счет повышения цен на билеты, ни о какой общедоступности речи уже не могло идти. На первый план выходила проблема выживания этого уникального и художественно мощного театрального коллектива.

Опыты Художественного театра в организационно-правовой сфере наглядно демонстрировали все изъяны существовавшего правового законодательства Российской империи. Поиски идеальной формы существования театра были прерваны трагической и кровавой страницей истории – революцией 1917 года; закономерно последовавшей национализацией и бездумным «омхачиванием» всех российских театров, которые перестраивались по образу и подобию Художественного театра. Эта пагубная тенденция приводила к нивелировке стилей и отсутствию индивидуальных театральных коллективов.

Всем привет!

Вместо вступления.

Еще с далеких советских времен в нашем обществе выработалась концепция вечно бедного, низкооплачиваемого труда творческого работника. И этот миф успешно шагает в ногу с 21-м веком. Повторюсь – с 21-м веком! И ничего не меняется, и не может измениться по причине удобства сосуществования творческого работника с театральной системой.

Еще со студенческой скамьи актера готовят к тому, что жизнь в театре не сахар: зарплаты ниже среднего, постоянные интриги, актерские и режиссерские войны… Заработать можно только в кино, на телевидении и, конечно же, слоняясь по всякого рода «халтурам». Но эти предостережения не только не останавливают молодых людей на пути к большому искусству, но и подстегивают их с невероятной силой! Огромные конкурсы на театральный факультет в Академии, страсти, слезы, успехи, разочарования.

И вот четыре года «театралки» окончены, а впереди театр, кино, ТВ, съемки, концерты, спектакли, гастроли, фестивали и… распределение. Не все остаются в столице, многие уезжают работать в областные театры, и тут же сталкиваются с миром, настолько отличным от привычного студенческого, что хлопают своими горящими глазами в окружающем их новом пространстве.

Через год провинциальные актеры начинают понимать ситуацию, заложниками которой они оказались. Как правило, в Белорусской глубинке присутствует стандарт двух театров: взрослого - драматического и детского - театра кукол. Это первая засада для актера! Если ты не прижился в одном театре, перейти в другой не представляет возможности по причине отсутствия такового. Это положение прекрасно используют наниматели провинциальных театров для тотального контроля и воздействия на вашу личность.

Далее, в театре, как и в любой структуре, действует контрактная система, подписывая которую, вы взваливаете себе на плечи груду обязанностей, неисполнение которых приводит к тому, что наниматель по истечению срока действия контракта просто его не продлевает. И все! Идите куда хотите, дорогой товарищ! Можете ехать в столицу, но помните, что там провинциальному актеру, каковым вы отныне являетесь, не очень-то и рады.

А расторгнуть контракт досрочно по воле нанимателя, если вдруг вы его не устроили как профессионал или не понравились как личность, проще «пареной репы». Стоит только внимательно почитать свои трудовые обязанности, и вы поймете, что по желанию с вами расстаться гораздо легче, чем взять на работу.

Здесь не снимают кино, а если и заедут «подснять» пару сцен, то на главную роль не возьмут. Вас ожидает массовка или в лучшем случае эпизод. Местное телевидение возьмет на полставки за копейки, радио – то же самое. Есть возможность вести драмкружок в какой-нибудь школе, или преподавать в колледже. И, конечно же, старые добрые «халтурки» по свадьбам, юбилеям и «корпоративчикам». Вот и весь спектр ваших услуг. Этим занимались тридцать лет назад, занимаются и по сей день. Очень скоро, заработок станет для вас основным видом творчества, а театр отойдет на второй план. Это и есть неизбежность актеров любых театров. С одним различием: в столице подрабатывают по профессии, в провинции – как придется. Все эти мытарства ведут лишь к концу творческого роста, а зачастую к уходу из профессии.

В последнее время стал замечать удивительную закономерность – очень мало актеров «стационарников» приезжают на работу в областные театры. Чаще приходят ребята с улицы, которые работают и учатся при этом театре, а образование получают в процессе заочно. Отсюда и не совсем полное постижение профессии, и «местечковый» уровень культуры.

Да и не каждый репертуарный театр может похвастаться гастрольными турами по Европе и странам бывшего СНГ. Нехватка средств, проблема выезда, да и просто не желание руководства оторвать свою пятую точку от насиженного кресла. Зато план по обслуживанию сельского жителя выполняется на все сто! А иначе нельзя – план есть план. Не всегда в репертуарном театре, с его определенной концепцией, можно проявить и развить себя в творческом плане. Многих такое положение вполне устраивает, но есть люди, которым мало, а потенциал еще не иссяк.

Вот и я, пройдя медные трубы провинциальной творческой действительности, решился на самую нелепую авантюру в своей жизни – создал частный театр , который так и назвал красивым словом «Провинция» .

Зачем мне это?

Во-первых, есть еще «порох в пороховницах», не разочаровался, не надоело. Во-вторых, не хочу уходить из профессии, не останавливаться, а развиваться. И в-третьих, хочу оставить после себя хоть что-то, пусть не такое большое по значимости, но великое по духу. Одни крутят у виска пальцем, другие попросту не верят, третьи смеются и не видят в том смысла. Есть боязливые и ленивые, глупые и завистливые, а иногда встречаются даже агрессивные личности.

Часто мне задают один и тот же вопрос: как? Это невозможно! Так нельзя! В Беларуси жесткое отношение к частному бизнесу, а в творческой среде отношение к тем, кто хочет, может и умеет еще хуже. На все эти вопросы я и попытаюсь ответить в своей статье.

С чего начать?

Для начала необходимо определиться со своей поставленной задачей. Для чего вы хотите организовать театр? Какие функции он будет нести в дальнейшем? А главное, какой промежуток времени вы отведете для жизни вашего детища.

Есть отличный вариант для заработка – антреприза. Известные артисты быстренько делают спектакль и объезжают с ним все областные центры. Но в провинции такой вариант не прокатит, особенно в белорусской. Во-первых, здесь нет настолько известных артистов, чтобы на них пришел зритель, а во-вторых, ехать с антрепризой из области в район бессмысленно, в столицу глупо.

Посему единственной возможностью заработка провинциала являются разъезды по школам и садам с детскими постановками. Но здесь можно легко нарваться на неприятности со стороны государственных репертуарных театров, так как и эти театры зарабатывают аналогично. А вторжение на чужую территорию может привести к нежелательным последствием. Не забывайте, у них власти поболей будет. В конце концов, это приведет к неизбежным конфликтам и постоянным гонениям вашего частного проекта. Его жизнь будет не долгой.

Я не стану заострять внимание на этом виде творческого заработка, а перейду к идее создания своего театра, идее довольно сложной и длительной.

Ярким примером удачного, на мой взгляд, частного проекта в Беларуси является минский Современный Художественный Театр (СХТ) под управлением Владимира Ушакова. О нем и о его руководителе можно почитать как в СМИ, так и в интернете. Но столица не есть провинция. В нашем случае условия куда сложнее. Здесь нужен уникальный проект, претендующий на роль долгожителя.

Шаг первый. Выбор вида, жанра и направления проекта.

Итак, вы решились. Что ж, попробуем создать уникальный театр, ваш театр, такой, какой вы хотите и о котором мечтали всю жизнь.

Первое, что нужно сделать – это определиться с видом или жанром вашего творчества. Конечно, вы можете сказать: я уже давно решил, мне нравится то или это и прочее, но подумайте, будет ли ваш проект интересен зрителю? Если да, то какому? Сможет ли он участвовать в фестивалях, конкурировать с другими проектами, занимать свою реальную нишу и зарабатывать деньги? Нужно четко определить для себя перспективу, видеть свое детище в будущем. Кем оно станет, сколько времени потребуется на его развитие и т.д.

Лично я потратил много сил на то, чтобы выбрать правильный вид своего театра. Кидался от детского к взрослому, от драмы к хореографии, от эстрады к СТЭМу, но лишь упустил драгоценное время, пока судьба не свела меня с удивительным и востребованным режиссером-постановщиком. Вместе мы сделали правильный выбор: театр кукол для детей и взрослых. Жанр, в котором можно развиваться бесконечно.

Благоприятными условиями для нашего выбора являются:

1. мобильность.

Ограниченное количество актеров (до 4-х человек),

Небольшие по размерам и легко транспортируемые декорации,

Возможность выступать на любых площадках (сценах, фойе, ресторанах и даже на свежем воздухе),

2. время просмотра.

Минимум – 35 мин

Максимум – 1:15 мин

3. востребованность.

Жанр, который будет иметь своего зрителя всегда и везде.

Шаг второй. Перспектива.

Вы хорошо продумали, чем собираетесь заниматься, определились и уже видите свою победу, огромное количество зрителей и невероятно высокий рейтинг вашего проекта. Не спешите. Нужно реально оценивать перспективу.

И самое важное дело в дальнейшем развитии - заработать себе имя. Этот процесс может занять от трех до пяти лет. Объясню почему. Пробиться на фестиваль довольно сложно: вас никто не знает, слово «частный» изначально действует на организаторов скептически. Вашу заявку даже не будут рассматривать, а без участия в фестивалях вы о себе не заявите.

Что же делать? Искать средства! Одалживать, брать кредиты, искать помощи, жить до нельзя скромно. Спросите, зачем? Отвечу: чтобы выплатить гонорар постановщику, художнику, композитору. Это неизбежно, если вы действительно хотите развивать свой проект. Вашу заявку скорее примут, если увидят в ней имя известного человека. И зритель в первую очередь придет не на вас, а на имя востребованного режиссера, который по каким-то соображениям взялся за ваш проект, или художника, который оформил именно ваш спектакль.