Open
Close

Чем заключается романтизм. Романтизм в литературе – основные черты, представители

Романтизм


В литературе слово «романтизм» имеет несколько значений.

В современной науке о литературе романтизм рассматривается в основном с двух точек зрения: как определенный художественный метод, основанный на творческом преображении действительности в искусстве, и как литературное направление, исторически закономерное и ограниченное во времени. Более общим является понятие романтического метода; на нем и остановимся подробнее.

Художественный метод предполагает определенный способ постижения мира в искусстве, то есть основные принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности. Своеобразие романтического метода в целом можно определить как художественный максимализм, который, являясь основой романтического миропонимания, обнаруживается на всех уровнях произведения - от проблематики и системы образов до стиля.

Романтическая картина мира отличается иерархичностью; материальное в ней подчинено духовному. Борьба (и трагическое единство) этих противоположностей может принимать разные обличия: божественное - дьявольское, возвышенное - низменное, небесное - земное, истинное - ложное, свободное - зависимое, внутреннее - внешнее, вечное - преходящее, закономерное - случайное, желаемое - действительное, исключительное - обыденное. Романтический идеал, в отличие от идеала классицистов, конкретного и доступного для воплощения, абсолютен и уже поэтому находится в вечном противоречии с преходящей действительностью. Художественное мировосприятие романтика, таким образом, строится на контрасте, столкновении и слиянии взаимоисключающих понятий - оно, по словам исследователя А. В. Михайлова, «носитель кризисов, нечто переходное, внутренне во многих отношениях страшно неустойчивое, неуравновешенное». Мир совершенен как замысел - мир несовершенен как воплощение. Можно ли примирить непримиримое?

Так возникает двоемирие, условная модель романтической вселенной, в которой реальность далека от идеала, а мечта кажется неосуществимой. Часто связующим звеном между этими мирами становится внутренний мир романтика, в котором живет стремление от унылого «ЗДЕСЬ» к прекрасному «ТАМ». Когда их конфликт неразрешим, звучит мотив бегства: уход от несовершенной действительности в инобытие мыслится как спасение. Вера в возможность осуществления чуда живет и в XX веке: в повести А. С. Грина «Алые паруса», в философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и во многих других произведениях.

События, из которых складывается романтический сюжет, как правило, яркие и необычные; они являются своеобразными «вершинами», на которых строится повествование (занимательность в эпоху романтизма становится одним из важных художественных критериев). На событийном уровне произведения ярко прослеживается стремление романтиков «сбросить цепи» классицистического правдоподобия, противопоставляя ему абсолютную свободу автора, в том числе и в построении сюжета, причем это построение может оставлять у читателя чувство незавершенности, фрагментарности, как бы призывающее к самостоятельному восполнению «белых пятен». Внешней мотивировкой экстраординарности происходящего в романтических произведениях могут служить особые место и время действия (например, экзотические страны, далекое прошлое или будущее), а также народные суеверия и предания. Изображение «исключительных обстоятельств» направлено, прежде всего, на раскрытие «исключительной личности», действующей в этих обстоятельствах. Характер как двигатель сюжета и сюжет как способ «реализации» характера тесным образом связаны, поэтому каждый событийный момент является своеобразным внешним выражением борьбы добра и зла, происходящей в душе романтического героя.

Одно из художественных достижений романтизма - открытие ценности и неисчерпаемой сложности человеческой личности. Человек осознается романтиками в трагическом противоречии - как венец творения, «гордый властелин судьбы» и как безвольная игрушка в руках неведомых ему сил, а иногда и собственных страстей. Свобода личности предполагает ее ответственность: совершив неверный выбор, нужно быть готовым к неизбежным последствиям. Таким образом, идеал вольности (как в политическом, так и в философском аспекте), являющийся важной составляющей в романтической иерархии ценностей, не следует понимать как проповедь и поэтизацию своеволия, опасность которого неоднократно раскрывалась в романтических произведениях.

Образ героя часто неотделим от лирической стихии авторского «я», оказываясь или созвучным ему, или чуждым. В любом случае автор-повествователь в романтическом произведении занимает активную позицию; повествование тяготеет к субъективности, что может проявляться и на композиционном уровне - в использовании приема «рассказ в рассказе». Однако субъективность как общее качество романтического повествования не предполагает авторского произвола и не отменяет «систему нравственных координат». Именно с нравственных позиций и оценивается исключительность романтического героя, которая может быть как свидетельством его величия, так и сигналом его неполноценности.

«Странность» (загадочность, непохожесть на окружающих) персонажа подчеркивается автором, прежде всего, при помощи портрета: одухотворенная красота, болезненная бледность, выразительный взгляд - эти признаки давно стали устойчивыми, чуть ли не штампами, поэтому так часты сравнения и реминисценции в описаниях, как бы «цитирующих» предыдущие образцы. Вот характерный пример такого ассоциативного портрета (Н. А. Полевой «Блаженство безумия»): «Не знаю, как описать вам Адельгейду: она уподоблялась дикой симфонии Бетховена и девам-валькириям, о которых певали скандинавские скальды... лицо... было задумчиво-прелестно, походило на лицо мадонн Альбрехта Дюрера... Адельгейда казалась духом той поэзии, который вдохновлял Шиллера, когда он описывал свою Теклу, и Гете, когда он изображал свою Миньону».

Поведение романтического героя также свидетельство его исключительности (а иногда - «исключенное™» из социума); часто оно «не вписывается» в общепринятые нормы и нарушает условные «правила игры», по которым живут все остальные персонажи.

Общество в романтических произведениях представляет собой некий стереотип коллективного существования, набор ритуалов, не зависящий от личной воли каждого, поэтому герой здесь - «как беззаконная комета в кругу расчисленном светил». Он формируется словно бы «вопреки среде», хотя его протест, сарказм или скепсис рождены именно конфликтом с окружающими, то есть в какой-то степени обусловлены обществом. Лицемерие и мертвенность «светской черни» в романтическом изображении часто соотносятся с дьявольским, низменным началом, пытающимся получить власть над душой героя. Человеческое в толпе становится неразличимо: вместо лиц - маски (мотив маскарада - Э. А. По. «Маска Красной смерти», В. Н. Олин. «Странный бал», М. Ю. Лермонтов. «Маскарад»,

Антитеза как излюбленный структурный прием романтизма особенно очевидна в противостоянии героя и толпы (и шире - героя и мира). Этот внешний конфликт может принимать различные формы, в зависимости от типа романтической личности, созданной автором. Обратимся к наиболее характерным из этих типов.

Герой - наивный чудак , верящий в возможность осуществления идеалов, часто комичен и нелеп в глазах «здравомыслящих». Однако он выгодно отличается от них своей нравственной цельностью, детским стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться, то есть лгать. Счастьем воплощенной мечты награждена и героиня повести А. С. Грина «Алые паруса» Ассоль, умевшая верить в чудо и ждать его появления, несмотря на издевательства и насмешки «взрослых».

Детское для романтиков вообще синоним подлинного - не отягощенного условностями и не убитого лицемерием. Открытие этой темы признается многими учеными одной из главных заслуг романтизма. «XVIII век видел в ребенке лишь маленького взрослого.

Герой - трагический одиночка и мечтатель , отвергнутый обществом и осознающий свою чуждость миру, способен на открытый конфликт с окружающими. Они кажутся ему ограниченными и пошлыми, живущими исключительно материальными интересами и поэтому олицетворяющими некое мировое зло, могущественное и губительное для духовных устремлений романтика. Ч

Наиболее острый характер оппозиция «личность - общество» приобретает в «маргинальном» варианте героя - романтического бродяги или разбойника , мстящего миру за свои поруганные идеалы. В качестве примеров можно назвать персонажей следующих произведений: «Отверженные» В. Гюго, «Жан Сбо- гар» Ш. Нодье, «Корсар» Д. Байрона.

Герой - разочарованный, «лишний» человек , не имевший возможности и уже не желающий реализовать свои дарования на благо общества, утратил прежние мечты и веру в людей. Он превратился в наблюдателя и аналитика, вынося приговор несовершенной действительности, но не пытаясь изменить ее или измениться самому (например, Октав в «Исповеди сына века» А. Мюссе, лермонтовский Печорин). Тонкая грань между гордостью и эгоизмом, сознанием собственной исключительности и пренебрежением к людям может объяснить, почему так часто в романтизме культ одинокого героя смыкается с его развенчанием: Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» и Ларра в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» наказаны одиночеством именно за свою нечеловеческую гордыню.

Герой - демоническая личность , бросающая вызов не только обществу, но и Творцу, обречен на трагический разлад с действительностью и самим собой. Его протест и отчаяние органически связаны, поскольку отвергаемые им Истина, Добро, Красота имеют власть над его душой. По словам исследователя лермонтовского творчества В. И. Коровина, «...герой, склонный избрать демонизм в качестве нравственной позиции, тем самым отказывается от идеи добра, поскольку зло рождает не добро, а только зло. Но это «высокое зло», так как оно продиктовано жаждой добра». Мятежность и жестокость натуры такого героя часто становятся источником страдания окружающих и не приносят радости ему самому. Выступая как «наместник» дьявола, искуситель и каратель, он сам иногда по-человечески уязвим, ибо страстен. Не случайно в романтической литературе получил распространение мотив «влюбленного беса», названный так по одноименной повести Ж. Казота. «Отголоски» этого мотива звучат и в лермонтовском «Демоне», и в «Уединенном домике на Васильевском» В. П. Титова, и в повести Н. А. Мельгунова «Кто же он?».

Герой - патриот и гражданин , готовый отдать жизнь на благо Отчизны, чаще всего не встречает понимания и одобрения современников. В этом образе традиционная для романтика гордость парадоксально соединяется с идеалом самоотверженности - добровольного искупления коллективного греха одиноким героем (в буквальном, не литературном смысле этого слова). Тема жертвенности как подвига особенно характерна для «гражданского романтизма» декабристов.

Подобное могут сказать о себе и Иван Сусанин из одноименной думы Рылеева, и горьковский Данко из рассказа «Старуха Изергиль». В творчестве М. Ю. Лермонтова также распространен этот тип, который, по замечанию В. И. Коровина, «...стал для Лермонтова исходной точкой в его споре с веком. Но уже не понятия только об общественном благе, достаточно рационалистические у декабристов, и не гражданские чувства вдохновляют личность на героическое поведение, а весь ее внутренний мир».

Еще один из распространенных типов героя можно назвать автобиографическим , так как он представляет осмысление трагической участи человека искусства, который вынужден жить как бы на границе двух миров: возвышенного мира творчества и обыденного мира тварности. В романтической системе координат жизнь, лишенная жажды невозможного, становится животным существованием. Именно такое существование, направленное на достижение достижимого, является основой прагматической буржуазной цивилизации, которую активно не принимают романтики.

От искусственности цивилизации может спасти только естественность природы - и в этом романтизм созвучен с сентиментализмом, открывшим ее этическую и эстетическую значимость («пейзаж настроения»). Для романтика не существует неживой природы - она вся одухотворена, иногда даже очеловечена:

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. И. Тютчев)

С другой стороны, близость человека к природе означает его «самотождественность», то есть воссоединение с собственной «натурой», что является залогом его нравственной чистоты (здесь ощутимо влияние концепции «естественного человека», принадлежащей Ж. Ж. Руссо).

Тем не менее традиционный романтический пейзаж сильно отличается от сентименталистского: вместо идиллических сельских просторов - рощ, дубрав, полей (горизонталь) - появляются горы и море - высота и глубина, вечно враждующие «волна и камень». По словам литературоведа, «...природа воссоздается в романтическом искусстве как вольная стихия, свободный и прекрасный мир, неподвластный человеческому произволу» (Н. П. Кубарева). Буря и гроза приводят в движение романтический пейзаж, подчеркивая внутреннюю конфликтность мироздания. Это соответствует страстной натуре героя-романтика:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

Романтизм, как и сентиментализм, противостоит классицистическому культу разума , считая, что «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Но если главным противоядием рассудочной ограниченности сентименталист считает чувство, то романтик-максималист идет дальше. На смену чувству является страсть - не столько человеческая, сколько сверхчеловеческая, неуправляемая и стихийная. Она возвышает героя над обыденностью и соединяет его с мирозданием; она открывает читателю мотивы его поступков, а нередко становится оправданием его преступлений.


Романтический психологизм основан на стремлении показать внутреннюю закономерность слов и деяний героя, на первый взгляд необъяснимых и странных. Их обусловленность открывается не столько через социальные условия формирования характера (как это будет в реализме), сколько через столкновение над- мирных сил добра и зла, поле битвы которых - сердце человека (эта мысль звучит в романе Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны»). .

Романтический историзм строится на понимании истории Отечества как истории рода; генетическая память нации живет в каждом ее представителе и многое объясняет в его характере. Таким образом, история и современность тесно связаны - обращение к прошлому для большинства романтиков становится одним из способов национального самоопределения и самопознания. Но в отличие от классицистов, для которых время не более чем условность, романтики пытаются соотнести психологию исторических персонажей с обычаями прошлого, воссоздать «местный колорит» и «дух времени» не как маскарад, а как мотивировку событий и поступков людей. Другими словами, должно произойти «погружение в эпоху», которое невозможно без тщательного изучения документов и источников. «Факты, расцвеченные воображением» - вот основной принцип романтического историзма.

Что касается исторических лиц, то они в романтических произведениях редко соответствуют своему реальному (документальному) облику, идеализируясь в зависимости от авторской позиции и своей художественной функции - показать пример или предостеречь. Характерно, что в своем романе-предупреждении «Князь Серебряный» А. К. Толстой показывает Иоанна Грозного только как тирана, не принимая в расчет противоречивость и сложность личности царя, а Ричард Львиное Сердце в реальности вовсе не был похож на возвышенный образ короля-рыцаря, каким его показал В. Скотт в романе «Айвенго».

В этом смысле прошлое удобнее, чем настоящее, для создания идеальной (и в то же время как бы реальной в прошлом) модели национального бытия, противостоящей бескрылой современности и деградировавшим соотечественникам. Эмоция, которую выразил Лермонтов в стихотворении «Бородино» -

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы, -

весьма характерна для многих романтических произведений. Белинский, говоря о лермонтовской «Песне про... купца Калашникова», подчеркнул, что она «...свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».

Романтические жанры

Романтическая поэма характеризуется так называемой вершинной композицией, когда действие строится вокруг одного события, в котором наиболее ярко проявляется характер главного героя и определяется его дальнейшая - чаще всего трагическая - участь. Так происходит и в некоторых «восточных» поэмах английского романтика Д. Г. Байрона («Гяур», «Корсар»), и в «южных» поэмах А. С. Пушкина («Кавказский пленник», «Цыганы»), и в лермонтовских «Мцыри», «Песне про... купца Калашникова», «Демоне».

Романтическая драма стремится преодолеть классицистические условности (в частности, единство места и времени); она не знает речевой индивидуализации персонажей: ее герои говорят на «одном языке». Она предельно конфликтна, и чаше всего этот конфликт связан с непримиримым противостоянием героя (внутренне близкого автору) и общества. Из-за неравенства сил столкновение редко завершается счастливой развязкой; трагический финал может быть связан и с противоречиями в душе главного действующего лица, его внутренней борьбой. В качестве характерных примеров романтической драматургии можно назвать «Маскарад» Лермонтова, «Сарданапал» Байрона, «Кромвель» Гюго.

Одним из наиболее популярных жанров в эпоху романтизма стала повесть (чаще всего этим словом сами романтики называли рассказ или новеллу), существовавшая в нескольких тематических разновидностях. Сюжет светской повести строится на несоответствии искренности и лицемерия, глубоких чувств и общественных условностей (Е. П. Ростопчина. «Поединок»). Бытовая повесть подчинена нравоописательным задачам, изображению жизни людей, в чем-то непохожих на остальных (М. П. Погодин. «Черная немочь»). В философской повести основу проблематики составляют «проклятые вопросы бытия», варианты ответов на которые предлагают герои и автор (М. Ю. Лермонтов. «Фаталист»), Сатирическая повесть направлена на развенчание торжествующей пошлости, в разных обли- чиях представляющей главную угрозу духовной сущности человека (В. Ф. Одоевский. «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем»). Наконец, фантастическая повесть построена на проникновении в сюжет сверхъестественных персонажей и событий, необъяснимых с точки зрения повседневной логики, но закономерных с точки зрения высших законов бытия, имеющих нравственную природу. Чаще всего вполне реальные действия персонажа: неосторожные слова, греховные поступки становятся причиной чудесного возмездия, напоминающего об ответственности человека за все, что он совершает (А. С. Пушкин. «Пиковая дама», Н. В. Гоголь. «Портрет»).

Новую жизнь романтики вдохнули в фольклорный жанр сказки, не только способствуя изданию и изучению памятников устного народного творчества, но и создавая собственные оригинальные произведения; можно вспомнить братьев Гримм, В. Гауфа, А. С. Пушкина, П. П. Ершова и др. Причем понималась и использовалась сказка достаточно широко - от способа воссоздания народного (детского) взгляда на мир в повестях с так называемой фольклорной фантастикой (например, «Кикимора» О. М. Сомова) или в произведениях, обращенных к детям (например, «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского), до общего свойства истинно романтического творчества, универсального «канона поэзии»: «Все поэтическое должно быть сказочным», - утверждал Новалис.

Своеобразие романтического художественного мира проявляется и на языковом уровне. Романтический стиль, конечно же неоднородный, выступающий во множестве индивидуальных разновидностей, имеет некоторые общие особенности. Он риторичен и монологичен: герои произведений - «языковые двойники» автора. Слово ценно для него своими эмоционально-экспрессивными возможностями - в романтическом искусстве оно всегда значит неизмеримо больше, чем в повседневном общении. Ассоциативность, насыщенность эпитетами, сравнениями и метафорами становится особенно очевидной при портретных и пейзажных описаниях, где главную роль играют уподобления, как бы заменяющие (затемняющие) конкретный облик человека или картину природы. Романтическая символика основана на бесконечном «расширении» буквального значения некоторых слов: море и ветер становятся символами свободы; утренняя заря - надежды и стремления; голубой цветок (Новалис) - недостижимого идеала; ночь - таинственной сути мироздания и человеческой души и т. д.


История русского романтизма началась еще во второй половине XVIII века. Классицизм, исключая национальное как источник вдохновения и предмет изображения, противопоставил высокие образцы художественности «грубой» простонародности, что не могло не привести к «однообразию, ограниченности, условленности» (А. С. Пушкин) литературы. Поэтому постепенно подражание античным и европейским писателям уступило стремлению ориентироваться на лучшие образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление и оформление русского романтизма тесно связано с важнейшим историческим событием XIX века - победой в Отечественной войне 1812 года. Подъем национального самосознания, вера в великое назначение России и ее народа стимулируют интерес к тому, что ранее оставалось за пределами изящной словесности. Фольклор, отечественные предания начинают восприниматься как источник самобытности, самостоятельности литературы, еще не целиком освободившейся от ученической подражательности классицизма, но уже сделавшей первый шаг в этом направлении: если учиться - то у своих предков. Вот как формулирует эту задачу О. М. Сомов: «...Народу русскому, славному воинскими и гражданскими добродетелями, грозному силою и великодушному в победах, населяющему царство, обширнейшее в мире, богатое природою и воспоминаниями, необходимо иметь свою народную поэзию, неподражательную и независимую от преданий чуждых».

С этой точки зрения основная заслуга В. А. Жуковского состоит не в «открытии Америки романтизма» и не в знакомстве русских читателей с лучшими западноевропейскими образцами, а в глубоко национальном осмыслении мирового опыта, в соединении его с православным миросозерцанием, утверждающим:

Лучший друг нам в жизни сей - Вера в Провиденье, Благ Зиждителя закон...

(«Светлана»)

Романтизм декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, В. К. Кюхельбекера в науке о литературе часто называют «гражданским», поскольку в их эстетике и творчестве пафос служения Отечеству является основополагающим. Обращения к историческому прошлому призваны, по мнению авторов, «возбуждать доблести сограждан подвигами предков» (слова А. Бестужева о К. Рылееве), то есть способствовать реальному изменению действительности, далекой от идеала. Именно в поэтике декабристов ярко проявились такие общие особенности русского романтизма, как антииндивидуализм, рационализм и гражданственность - особенности, говорящие о том, что в России романтизм, скорее, наследник идей Просвещения, чем их разрушитель.

После трагедии 14 декабря 1825 года романтическое движение вступает в новую пору - гражданский оптимистический пафос сменяется философской направленностью, самоуглублением, попытками познать общие законы, управляющие миром и человеком. Русские романтики-любомудры (Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, С. В. Шевырев, В. Ф. Одоевский) обращаются к немецкой идеалистической философии и стремятся «привить» ее на родную почву. Вторая половина 20-х - 30-е годы - время увлечения чудесным и сверхъестественным. К жанру фантастической повести обращались А. А. Погорельский, О. М. Сомов, В. Ф. Одоевский, О. И. Сенковский, А. Ф. Вельтман.

В общем направлении от романтизма к реализму развивается творчество великих классиков XIX века - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, причем следует говорить не о преодолении романтического начала в их произведениях, а о трансформации и обогащении его реалистическим методом осмысления жизни в искусстве. Именно на примере Пушкина, Лермонтова и Гоголя можно увидеть, что романтизм и реализм как важнейшие и глубоко национальные явления в русской культуре XIX века не противостоят друг другу, они не взаимоисключающи, а взаимо- дополняющи и только в их соединении рождается неповторимый облик нашей классической литературы. Одухотворенный романтический взгляд на мир, соотнесенность действительности с высшим идеалом, культ любви как стихии и культ поэзии как прозрения мы можем обнаружить в творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого. Напряженное внимание к таинственной сфере бытия, иррациональному и фантастическому характерно для позднего тургеневского творчества, развивающего традиции романтизма.

В русской литературе рубежа веков и в начале XX века романтические тенденции связаны с трагическим мироощущением человека «переходной эпохи» и с его мечтой о преображении мира. Концепция символа, разработанная романтиками, получила развитие и художественное воплощение в творчестве русских символистов (Д. Мережковский, А. Блок, А. Белый); любовь к экзотике дальних странствий отразилась в так называемом неоромантизме (Н. Гумилев); максимализм художественных стремлений, контрастность мировосприятия, желание преодолеть несовершенство мира и человека - неотъемлемые составляющие раннего романтического творчества М. Горького.

В науке пока остается открытым вопрос о хронологических границах, положивших предел существованию романтизма как художественного направления. Традиционно называют 40-е годы XIX века, однако все чаще в современных исследованиях эти границы предлагается отодвинуть - иногда значительно, до конца XIX или даже до начала XX века. Бесспорно одно: если романтизм как направление и сошел со сцены, уступив ее реализму, то романтизм как художественный метод, то есть как способ познания мира в искусстве, сохраняет свою жизнеспособность до наших дней.

Таким образом, романтизм в широком смысле этого слова - не исторически ограниченное явление, оставшееся в прошлом: он вечен и по-прежнему представляет нечто большее, чем явление литературы. «Где человек, там и романтизм... Сфера его... - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стремясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазиею». «Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал... новой формой чувствования, новым способом переживания жизни... Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека, носителя культуры, на новую связь со стихией... Романтизм есть дух, который стремится под всякой застывающей формой и в конце концов взрывает ее...» Эти высказывания В. Г. Белинского и А. А. Блока, раздвигающие границы привычного понятия, показывают его неисчерпаемость и объясняют его бессмертие: пока человек остается человеком, романтизм будет существовать как в искусстве, так и в повседневной жизни.

Представители романтизма

Представители романтизма в России.

Течения 1. Субъективно-лирический романтизм , или этико-психологический (включает в себя проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни, дружбы и любви, нравственного долга, совести, возмездия, счастья): В. А. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Лесной царь», «Эолова арфа»; элегии, песни, романсы, послания; поэмы «Аббадона», «Ундина», «Наль и Дамаянти»), К. Н. Батюшков (послания, элегии, стихи).

2. Общественно-гражданский романтизм: К. Ф. Рылеев (лирические стихотворения, «Думы»: «Дмитрий Донской», «Богдан Хмельницкий», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин»; поэмы «Войнаровский», «Наливайко»),

A. А. Бестужев (псевдоним - Марлинский) (стихи, повести «Фрегат "Надежда"», «Мореход Никитин», «Аммалат-Бек», «Страшное гаданье», «Андрей Переяславский»),

B. Ф. Раевский (гражданская лирика),

A. И. Одоевский (элегии, историческая поэма «Василько», отклик на «Послание в Сибирь» Пушкина),

Д. В. Давыдов (гражданская лирика),

B. К. Кюхельбекер (гражданская лирика, драма «Ижорский»),

3. «Байронический» романтизм: А. С. Пушкин (поэма «Руслан и Людмила», гражданская лирика, цикл южных поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»),

М. Ю. Лермонтов (гражданская лирика, поэмй «Измаил- Бей», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Демон», «Мцыри», драма «Испанцы», исторический роман «Вадим»),

И. И. Козлов (поэма «Чернец»).

4. Философский романтизм: Д. В. Веневитинов (гражданская и философская лирика),

В. Ф. Одоевский (сб. новелл и философских бесед «Русские ночи», романтические повести «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах»; фантастические повести «Игоша», «Сильфида», «Саламандра»),

Ф. Н. Глинка (песни, стихи),

В. Г. Бенедиктов (философская лирика),

Ф. И. Тютчев (философская лирика),

Е. А. Баратынский (гражданская и философская лирика).

5. Народно-исторический романтизм : М. Н. Загоскин (исторические романы «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Аскольдова могила»),

И. И. Лажечников (исторические романы «Ледяной дом», «Последний Новик», «Басурман»).

Особенности русского романтизма . Субъективный романтический образ заключал в себе объективное содержание, выражавшееся в отражении общественных настроений русских людей первой трети XIX века - разочарования, предчувствия перемен, неприятия как западноевропейской буржуазности, так и русских деспотически самодержавных, крепостнических устоев.

Стремление к народности. Русским романтикам казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. При этом понимание «народной души» и содержание самого принципа народности у представителей различных течений в русском романтизме было различным. Так, у Жуковского народность означала гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям; он находил ее в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет, суеверий, преданий. В творчестве романтиков-декабристов народный характер не просто положительный, но героический, национально-само- бытный, который коренится в исторических традициях народа. Такой характер они обнаруживали в исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Романтизм - направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке.

Признаки романтизма:

Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.

Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.

Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».

Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.

В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров - песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.

Выдающиеся представители романтизма в литературе: Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Фридрих Шиллер, Жорж Санд, Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Адам Мицкевич.

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIII – начала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.

В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.

Русский романтизм - это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием. Но мечта и желание понятия субъективные, поэтому романтизм, как одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных течения:

  • консервативное;
  • революционное.

Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.

Русский романтизм

Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».

Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.

Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.

Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

Эпоха Романтизма

Общая характеристика (В.Е.Черва)

Основные памятники (В.Е.Черва, М.Н.Шеметова)

Пример характеристики памятника (В.Е.Черва)

Биография творческой личости (В.Е.Черва)

Библиография (В.Е.Черва)

Примерные вопросы к контрольному тесту (В.Е.Черва, Ю.В.Лобанова)

5.4. Эпоха Романтизма

5.4.1. Общая характеристика

Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

В художественной культуре крушение надежд на свободу, всеобщий мир и общественное благополучие обусловили основной мотив того периода, имевший принципиальное значение для эстетики Романтизма – «крушение иллюзий». Другой важный мотив художественной деятельности, порожденный разладом идеала с действительностью, невозможностью достигнуть идеалов, – «двоемирие», т.е. уход от действительности в иллюзорный мир мистики, идеализированной древности или далеких, экзотических для Европы стран. Таким образом, у романтиков мировая гармония оказалась нарушенной. Мир распался на категории, противопоставленные друг другу: жизнь земная и жизнь вечная, Бог и дьявол, герой и толпа, настоящее время и далекое прошлое, прекрасное и уродливое, идеал и обыденность.

В связи с новым миропониманием в эпоху Романтизма постепенно изменялось и понимание личности, соотношение значимости личности и общества для культуры. В отличие от классицизма, акцентировавшего природное сходство всех людей, т.е. приоритет общего, романтизм ставил во главу угла индивидуальную непохожесть . Отсюда понимание романтической личности как одинокой, непонятой, бунтующей (активно или пассивно) против всех и вся, исполненной гордыни, бросающей вызов Богу, обществу, толпе.

В художественной культуре романтизм стал реакцией на рационалистическую эстетику классицизма. Однако нельзя говорить о том, что романтизм в искусстве полностью отвергает достигнутое в классицизме: романтизм оставляет стилевые основы классицизма, переосмысливая язык художественных форм, а также идейную направленность искусства. Несмотря на кажущуюся «полярность» взглядов классицизма и романтизма на человека и его место в мире, представление о личности конца XVIII – начала XIX в. предполагает сочетание рационалистического идеала человека эпохи Просвещения с обязательным сведением всего частного, субъективного к общему, надличностному и некоего романтического «налета». Наиболее яркое выражение такое представление получило в лирике – самом субъективном роде литературы, ставшей выразителем романтических тенденций в искусстве.

Романтизм как стиль в искусстве появился сначала в литературе, а потом и в других видах искусства. Даже само понятие «романтизм» пришло из литературы и произошло от эпитета «романтический» (впервые как литературный термин было введено Новалисом). До XVIII в. этот эпитет указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, в частности, на занимательность, множество приключений и событий. В конце XVIII в. «романтическое» стало пониматься более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. Именно поэтому романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в мифы и библейские сказания. Фантастика становится контрастом к реальности.

Кроме литературы (в особенности лирики) еще одним видом искусства, в котором романтические тенденции воплотились в полной мере, была музыка. Индивидуализм, пустивший ростки еще в сентиментализме, в романтическую эпоху достиг невиданных размеров. Вследствие этого резко возрос статус личности, художника-творца. Личная судьба, личная драма приобрели общечеловеческое звучание, поэтому в эпоху Романтизма особую популярность приобрели произведения с исповедальными мотивами. Музыка же в любом своем проявлении – «исповедь души». Не случайно И.И.Соллертинский называл музыку «звучащей автобиографией», «своего рода симфоническим, вокально-песенным, фортепьянным дневником».

В отличие от литературного романтизма, появившегося в конце XVIII в., музыкальный романтизм проявил себя только во втором десятилетии XIX в. Показательно, что термин «романтическая музыка» принадлежит Э.Т.А.Гофману, писателю и композитору, самим своим творчеством символизировавшему весьма важный для романтической эстетики союз литературы и музыки. Если в эпоху Возрождения главным видом искусства была живопись, а основные идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в театре, то романтическая эстетика на первое место выдвинула литературу и музыку. Причем сами романтики не пришли к единому мнению относительно того, какой же из этих видов искусства занимает более высокое положение в «иерархии» искусств, а идея союза литературы и музыки выдвинула на первое место такие «синтетические» жанры, как опера, программная музыка, романс-песня. В области инструментальной музыки, менее подверженной идеям романтизма, важнейшей стала фортепьянная миниатюра, способная создать беглую зарисовку настроения, пейзажа, характерного образа. В живописи главным романтическим жанром можно считать портрет, в котором основным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств, а также автопортрет, который почти не встречался в XVIII в. Многие черты, присущие романтической живописи, нашли свое продолжение в более поздних стилевых направлениях, например, мистицизм и сложный аллегоризм – в символизме , повышенная эмоциональность и импульсивность – в экспрессионизме .

Характеризуя западноевропейский романтизм, Иванов-Разумник делил его на три разновидности: немецкий, английский и французский, охарактеризовав их соответственно как логический, или романтизм мысли, этический, или романтизм воли, и эстетический, или романтизм чувства.

Германия того времени – раздробленная страна, не имеющая возможности принимать активное участие в колонизации Востока, у нее недостаточно ресурсов, чтобы без чьей-либо помощи вести войны в Европе. Однако именно в Германии складываются многие философские школы и учения – она не способна на активные и решительные действия, но обладает мощным идейным потенциалом. Для немецкого романтизма характерны меланхолия, созерцательность, мистико-пантеистические настроения. Немецкий романтизм обращается к мифам, легендам, преданиям и сказаниям своего народа, что отражено и в литературе, и в музыке, и в живописи этого периода. Э.Т.А.Гофман пишет сказки, используя многие мотивы немецкого фольклора, его опера «Ундина» также обращается к народным преданиям. Творчество Р.Вагнера почти полностью уходит своими корнями в германскую мифологию, героический эпос («Лоэнгрин», «Парсифаль», «Кольцо нибелунга» и т.п.) и легендарное прошлое своей страны («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). К.М.Вебер (опера «Вольный стрелок») также обращается к преданиям своего народа.

К началу XIX в. Австрия была огромной империей, включавшей Венгрию, Чехию, север Италии, юго-восток Баварии, поэтому национальный состав ее был разнообразным: чехи и венгры, словаки и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения. Традиции, обычаи, фольклор и особенности художественного творчества каждого из этих народов воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Однако все эти народы объединяла династия Габсбургов. В отличие от Германии, в которой народы с развитой национальной культурой не имели единого государства и поэтому стремились к созданию национального государства как залога сохранения своей культуры, народы Австрийской империи жили в рамках единого государства, которое формировалось задолго до промышленной революции по династическому принципу и не отождествлялось ни с одним из народов, находившихся под его властью. В связи с тем что немецкий язык был родным для членов правящей династии, он рассматривался ими в качестве официального языка страны и наиболее предпочтительного средства межнационального общения ее обитателей. Возможно, именно поэтому многие черты, присущие художественной культуре Германии, были характерны и для Австрии. Например, отношение к природе как прибежищу от бед цивилизации, утешению, исцелению мятущегося человека ярко отражены в произведениях Ф.Шуберта (например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»), в творчестве которого душевные переживания личности тесно связаны с образами природы.

В отличие от Германии, Англия того времени была передовой страной с богатыми политико-экономическими традициями и с формой правления, на которую равнялась вся Европа, считая ее наиболее удачной (парламентская монархия). Однако, как показывает история искусства, Англия романтического периода не создала сколько-нибудь интересной музыки, и достижения романтизма претворены в двух видах искусства: литературе и живописи. Главными темами английского романтизма стали размышления о романтической личности, герое своего времени, а также о том, какими моральными качествами должен этот герой обладать (например, в произведениях Дж.Г.Байрона «Чайльд Гарольд», «Дон Жуан» и в «Эндимионе» Дж.Китса). В английской романтической живописи преобладал пейзаж как отражение духовной чистоты и великих возможностей «естественного человека» (например, пейзажи Дж.Констебла).

Французский романтизм был ярким отражением событий 1789 г., т.е. Великой французской революции. Именно поэтому из всех региональных вариантов романтизма французский – самый действенный и активный, самый эмоционально насыщенный. Он дал множество имен в различных видах искусства. Так, в литературе одним из наиболее видных романтиков, первым сформулировавшим основные характеристики французского романтизма (предисловие к драме «Кромвель»), был В.Гюго, другим – А. де Мюссе, прославившийся своим произведением-исповедью «Исповедь сына века». В музыке великим новатором стал Г.Берлиоз, одним из первых создавший жанр программной симфонии («Фантастическая симфония») и реформировавший средства музыкальной выразительности. Французские художники также реформируют художественно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов.

Американский романтизм вследствие многих причин не представлял собой единой картины. Отсутствие глубоких национальных корней, географическая отдаленность от европейских стран, мозаичность созданной на новом материке культуры, а также озабоченность установлением независимости от Европы предопределили свой собственный путь американского романтизма. В первую очередь, это попытка найти корни своей культуры в недрах культуры аборигенов – индейцев. Именно поэтому многие деятели искусства, в частности литературы, обращаются к идеализации жизни индейцев, их образа (Ф.Купер, Г.Лонгфелло). Другие интересуются природой этой благодатной земли, а значит, одним из самых распространенных романтических жанров становится пейзаж.

Общеизвестно, что русский романтизм существенно отличался от западноевропейского. Россия рубежа XVIII–XIX вв. в своем экономическом развитии еще не «догнала» Европу, не пережила своей буржуазной революции, поэтому российской культуре были чужды трагизм и безнадежность «мировой скорби», «уход» в идеализированное средневековье, характерные для немецкого, французского и английского романтизма. Говоря о западноевропейских традициях в русском романтизме, заметим, что настроения, характерные для Европы конца XVIII в., в России стали актуальными в связи с двумя событиями русской истории – Отечественной войной 1812 г. и декабристским восстанием. Отечественная война способствовала росту национального самосознания, а восстание декабристов явилось своего рода разрешением революционной ситуации, подобной западноевропейской. Вот почему ранний русский романтизм, расцвет которого пришелся на второе десятилетие XIX в., в отличие от западноевропейского, был «более оптимистичным, активным, наступательным» (Г.Гуковский). Российская культура переживала пору революционного подъема во всех сферах культуры. Еще одним существенным различием между западноевропейским и русским романтизмом было то, что основной движущей социальной силой Европы было третье сословие, а в России это были дворяне, – поэтому русский романтизм часто называют «дворянским». Действительно, наиболее значительные явления в области русской культуры первой половины XIX в. происходили в дворянской среде. Даже борьба за отмену крепостного права велась в основном дворянами.

В это время в общественном сознании России обострилась культурная оппозиция Петербурга и Москвы. Напомним, что еще в XVIII в. Москва противопоставила реакционному классицистскому Санкт-Петербургу передовой в то время сентиментализм. В начале XIX в. именно в Москве появились первые ростки романтизма. Более патриархальная Москва обращалась в основном к пассивному направлению Романтизма, главной идеей которого был уход в идеализм, в то время как петербургская культура отражала его активное революционно-просветительское, коллективное начало. Культура пушкинского Петербурга оставалась по сути своей обращенной к достижениям западноевропейского Просвещения, т.е. к неким умозрительным сентенциям относительно преобразования общества, в то время как московский сентиментализм перерос в романтизм, поставив на первое место творческую личность.

Романтизм стал последним общеевропейским стилем в искусстве. Однако, наряду с общими чертами, нужно отметить, что каждая страна создавала свой неповторимый, самобытный романтический колорит. Это связано с тем, что рамках Романтизма, инициировавшего бурный рост национального самосознания, создается огромное множество национальных художественных школ, каждая из которых обладает своеобразием идей, сюжетов, излюбленных жанров, а также особой национальной стилистикой.