Open
Close

Занятия дома с малышом. Мы сейчас уже не ходим в школу, потому что собираемся вскоре уехать из Эквадора. И занимаемся на данный момент уже больше недели только дома. Каждый день по утрам. Организация занятий при семейной форме обучения

Как организовать занятия с ребёнком дома?

Организация занятий с ребенком дома.

Занятия с ребёнком могут преследовать разные цели:

  • развивающие занятия – помощь ребенку в освоении знаний по возрасту (формы, цвета, классификация предметов, цифры и т.д.). Развитие ребенка происходит в соответствии с определенными стадиями, поэтому занятия могут помочь ему проходить их более качественно;
  • развитие навыков внимания и целенаправленности. В норме, если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы доделать дело до конца. Многие мамы говорят, что ребенок "часами" готов сидеть... Но если эта сфера у ребенка страдает, если он импульсивен и, как бы ни старался, не может доделать свою задачку до конца, занятия могут помочь ему справиться со своей непоседливостью (разумеется, я подразумеваю, что все задачи подобраны в рамках возможностей и интересов ребенка);
  • налаживание контакта и взаимодействия с мамой, когда ребенок учится воспринимать просьбы и предложения мамы серьезно, учится подражать, сотрудничать, планировать и т.д.;
  • развитие умения общаться, когда в игре ребенок осваивает навыки обращаться за помощью к другому, выражать свои желания так, чтобы быть понятым, предложить игру, уточнить что-то (например, игры в «гости», «День рождения», «магазин» и т.д.)

Словом, занятия с ребенком могут быть не только полезны, но часто и необходимы.

Как заниматься с ребенком?

Занятия с ребенком дошкольного возраста должны проходить в игровой форме . Что это значит? Все вы знаете, что ведущая деятельность для ребенка-дошкольника – это игра. В этот период ребенок придумывает сюжеты, проигрывает действия, а становясь постарше, уже выступает в роли режиссера и сам создает правила.

Однако заниматься в игровой форме – не обязательно значит придумывать сюжет и устраивать спектакль, в котором роли играют цифры, цвета и т.д.

Далеко не все родители изобретательные актеры и находчивые педагоги. И это нормально! Не стоит винить себя и лезть из кожи вон.

Во-первых, игровая атмосфера может быть создана за счет использования красочных и интересных материалов. Поэтому уделите внимание игрушкам и книжкам. Отдавайте предпочтение четким и ясным картинкам, не слишком броским цветам, достаточным размерам изображений. Мелкие непонятные черно-белые рисунки наведут тоску на любого, не говоря уже о ребенке.

Во-вторых, игровая атмосфера в занятиях предполагает определенный эмоциональный фон , который Вы можете создать для ребенка. В ходе поиска определенного цвета Вы можете подзадоривать ребенка, немножко дразнить, провоцировать его сделать, «кто быстрей» и, конечно, хвалить. В норме ребенок заинтересован в результате, ему нравится достигать целей, особенно, если это похоже на азартную игру.

Таким образом, заниматься с ребенком можно, 1) вплетая познавательные элементы в сюжет игры, 2) используя развивающие игровые материалы; 3) создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.

Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно и ставите перед собой определенные цели, желательно, чтобы занятия проходили в одном и том же месте в одно и то же время.

Время. При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребенок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребенком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки.

Старайтесь, чтобы время было одно и то же, и малыш мог привыкнуть к последовательности событий дня, а занятия стали частью режима.

Как долго заниматься с ребенком? В норме ребенок может спокойно заниматься 15-20 минут (в 4года), 20-25 минут (в 5лет) и 25-30 минут (в 6лет). Зрелость мозговых структур и развитие навыков самоконтроля позволяют ему справиться с этой задачей. Хотя при правильной организации процесса и адаптации к занятиям дети могут продуктивно заниматься полчаса, а иногда и дольше.

Место для занятий должно быть удобно как для ребенка, так и для мамы. Если Вы будете испытывать дискомфорт, сидя на полу или на неудобном детском стульчике, то занятия будут ассоциироваться с неприятностями и дискомфортом.

Оптимальный вариант – специальный детский столик и стульчик. Если Ваш ребенок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны. Так Вы ограждаете ребенка от посторонних стимулов, которые будут провоцировать его отвлекаться или уйти. Если Вы занимаетесь на коврике, пусть он будет «специально для занятий». Хотя коврик больше ассоциируется с игрой, и Вам может быть сложнее попросить ребенка выполнить какое-то действие на нем целенаправленно, ведь ребенок привык, что может играть спонтанно.

Обязательно учитывайте возраст ребенка. Двигайтесь постепенно и последовательно. Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно, посоветуйтесь с педагогом, чтобы подобрать подходящую программу развивающих занятий.

Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Если Вы решили регулярно заниматься с ребенком, начинайте с малого. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20-30 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Перед началом занятий устройте «волшебный ритуал». Скажите, ребенку, что он уже взрослый и очень умный, и теперь Вы каждый день будете заниматься с ним, чтобы он смог стать таким же, как например, его любимый герой, брат, папа. Покажите ребенку, что заниматься - это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!


Женский совет. 7 секретов как организовать регулярные занятия с ребенком»
Многих мам мучают эти вопросы:
- Достаточно ли я занимаюсь со своим ребенком?
- Хватает ли ему «пищи для ума»?
- Не упускаю ли я чего-то важного?
- Не переборщила ли я с «развивалками»? Может, дать ему просто поиграть?
С подобными мыслями и я не раз засыпала по ночам, иногда подскакивая, чтобы записать очередную идею. Особенно часто - в первый год жизни моей дочки.
Для начала составила для себя список основных сфер, в которых мамы стремятся развивать своих детей. Он пригодится нам для выстраивания своей системы занятий.
Физическое развитие.
Мелкая моторика.
Развитие речи.
Интеллектуальное развитие.
Логика и математическое мышление.
Творчество.
Музыкальное развитие.
Эстетическое развитие.
Знакомство с окружающим миром.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие социальных и коммуникационных навыков.
Гуманитарный цикл (история, география).
Просмотрев много литературы и материалов в интернете, я выделила несколько подходов, как сделать занятия с ребенком регулярными. Они расположены по мере возрастания маминой активности.
Занятия в школах развития и детских клубах.
Следование авторской методике.
Чек-лист, дневник.
Карточки-подсказки.
Блочное планирование.
Планирование по дням недели.
Тематические недельки.

Поговорим о каждом из приемов подробнее, выделяя их сильные и слабые стороны, чтобы вы могли выбрать то, что более всего походит вам и вашему ребенку.
1. Занятия в школах развития и детских клубах
После того, как ребенку исполнилось 1-1,5 года, он может посещать специальные клубы для развития детей. Занятия проводятся обычно 1-2 раза в неделю. Многие мои знакомые, которые водят детей в подобные школы, отмечают прогресс в развитии, появление новых навыков у детей. Обычно занятия комплексные: тут вам и развитие речи, и творчество, пальчиковые и подвижные игры… Огромный плюс подобного подхода – в том, что от мамы требуется только вовремя приводить ребенка на занятие, остальное берут на себя опытные педагоги. Однако, вы не можете повлиять на программу (разве что сменив школу), да и заниматься дома с ребенком все равно нужно. К тому же, это удовольствие стоит денег.
Для детей постарше существуют профильные кружки и студии, их посещение, однозначно, пойдет на пользу, если приносит удовольствие ребенку. Я из всех специальных учреждений для детей выбрала бассейн, а развитием мы занимаемся дома сами.
2. Следование авторской методике

Как организовать развивающие занятия с ребенком дома.
Существует множество методик раннего развития, авторы которых дают четкие указания, как и сколько нужно заниматься. Например, известные всем карточки Домана предлагается показывать по 5 комплектов в 3 подхода. Итого – 15 микрозанятий в день. Вы можете выбрать авторскую методику и просто следовать ей. Не нужно ничего выдумывать, главный вопрос – где раздобыть материалы для занятий. Все пособия к популярным методикам продаются в магазинах, многие можно найти в интернете или сделать самостоятельно (я как раз веду блог о самодельных «развивалках»). К минусам можно отнести порой довольно строгие требования авторов. На примере Домана: 15 показов – это все же довольно много, вы ведь не только карточками развлекаете малыша. Каждая методика затрагивает обычно 1-2 сферы развития ребенка. Например, интеллектуальное, физическое. Комплексных программ практически нет. Поэтому, следуя одной методике и больше ничего не успевая, мама упускает другие важные направления. К примеру, эмоциональное развитие, творчество и так далее.
3. Чек-лист или дневник-анкета
Суть подхода – вы каждый день отмечаете все важные занятия с ребенком. Как это организовать? Сначала выписываем все занятия, которые вам хотелось бы включать в режим каждый день. Отдельно можно выписать еженедельные дела. Затем группируем их по сферам. Например, подвижные игры и упражнения на гимнастическом мяче относятся к зоне физического развития, а рисование и лепка – к зоне творчества. Будут и спорные пункты. Например, пальчиковые игры – это занятия на мелкую моторику или развитие речи? Не важно, куда вы их отнесете, вы это делаете для себя. Полезно включать в перечень занятия, которые вы еще не пробовали и которые получается проводить реже, чем хочется. Не пугайтесь, если пунктов окажется очень много. В первый месяц поймете, что лишнее, а что стоит добавить или объединить. К тому же, с взрослением ребенка список будет меняться.
Теперь чертим таблицу, где слева в строчку выписаны все дела на день, сгруппированные по сферам, а справа – таблица в мелкую клетку для отметок о выполнении. Их количество не важно: закончится один лист - возьметесь за новый.
Остается самый ответственный шаг - приучить себя заглядывать в этот лист в течение дня и обязательно заполнять его по вечерам. Через некоторое время у вас будет наглядная картина, каким сферам развития уделяется достаточно внимания, а какие «хромают». Подобные листы хорошо «подгоняют» мам заниматься каждый день, чтобы вечером себя похвалить большим числом плюсов – по одному за каждый выполненный пункт. Для редких дел, которые происходят 1-2 раза в неделю, можно сделать отдельный недельный бланк и заполнять его по выходным.
Плюсы метода очевидны: бланк-«пинарик», когда им пользуются регулярно, имеет свое действие. Этот вариант – для противниц четкого почасового плана, желающих все же создать систему в домашних занятиях и организовать развивающие занятия с ребенком дома. Нам с дочерью эти чек-листы идеально подошли. Занимаемся по настроению, включая важные пункты в «меню» дня. Тем более что ребенок мне «достался» абсолютно безрежимный. Вдобавок к заполнению таких отчетов ведется дневник успехов, где фиксируются достижения дочери и новые слова, интересные эпизоды.
Как организовать развивающие занятия с ребенком дома
Пример чек-листа
4. Карточки-подсказки
Метод сходен предыдущим, в более компактном и гибком форматеКак организовать развивающие занятия с ребенком дома.
«Во что поиграть, чем занять?» - мозговой штурм в голове активной мамы происходит все время. Иногда в течение дня возникает ощущение, что «уже во все поиграли». Когда дочери было 9 месяцев, я выписала все возможные игры на карточки, сгруппировав по темам. Когда у меня возникал ступор, чем развлечь ребенка, я хватала эти карточки и обычно находила что-то интересное. Выпишите все игры занятия, какие придут в голову, а не только «специально-развивающие». Любую игру можно насытить полезными элементами. Вот только несколько приемов: акцент на цвет и пересчет игрушек, кубиков, карточек, группировка по определенным признакам, поиск различий и так далее. Уделите этому час времени. Итак, выписываем все игры, этот смешанный список пригодится, когда потребуется «эффект случайности» в выборе игры. Далее, если потребуется, группируем игры и занятия по сферам развития и переносим на картонные карточки. Размер карточек - примерно в четверть листа. Обязательно оставляем пустое место: вы будете вспоминать и выдумывать новые игры. В течение дня почаще заглядывайте в эти карточки, чтобы разнообразить ваши развивающие занятия с ребенком дома.
5. «Блочный» или плавающий план
Маме достаточно сложно расписать свой день по минутам. Вместе с тем большинство систем управления временем построены именно на учете и четком планировании. Есть выход - привязка тех или иных занятий к режимным моментам ребенка. Распределяем все сферы развития по стандартным для большинства детей промежуткам времени: утренние ритуалы, время после прогулки, перед дневным и вечерним сном, между ужином и купанием и так далее. Получается примерно следующее: после пробуждения делаем массаж и пальчиковую гимнастику, перед прогулкой занимаемся по карточкам, после прогулки – логические игры и чтение книг, после дневного сна – творческие занятия и активные игры. Система хорошо подходит для детей с устоявшимся режимом, когда заранее известны часы наибольшей активности и отдыха. Под них и можно составить свой план развития, не сверяясь с планом каждые 10 минут.
6. Каждой сфере – свой день
Возможно, кому-то покажется большой такая нагрузка - каждый день проводить развивающие занятия с ребенком дома, по всем сферам. Их же больше десятка! Для того, чтобы не хвататься за все и не ругать себя, что за день чего-то не успели, можно посвятить 1-2 направлениям один из дней недели. Получится еженедельный план-календарь. Например, в понедельник мы ставим опыты и работаем с природными материалами, во вторник – творческий цикл, в среду уделяем повышенное внимание физическим упражнениям, в четверг – день развития социальных навыков (играем в ролевые игры, ходим в гости), в пятницу – музыкальная страничка с танцами и игрой на музыкальных инструментах. А в выходные можно и отдохнуть! Какой-то минимальный набор ежедневных занятий по самым важным сферам стоит оставить. У нас это логика, речь и физические упражнения.
7. Для продвинутых – тематические недельки
Про них, наверное, многие слышали. В течение недели все занятия и игры с малышом посвящаются одной теме. Это может быть время года, подготовка к празднику (новый год, 8 марта или день рождения), произвольная тема (птицы, животные, цвета) или то, что близко в данный момент ребенку (сюжет любимого мультика или сказки). Такие недельки заметно оживят занятия, если вам и малышу наскучило каждый день просто рисовать или просто играть в куклы. Конечно, маме придется заранее подготовиться и включить фантазию. Поверьте, это затягивает – придумывать все новые игры на выбранную тему. Тематические недельки подходят детям постарше, чтобы они могли полноценно включиться в придуманную вами игру.
Мы рассмотрели несколько подходов к организации регулярных развивающих занятий. Выберите тот, который более всего подходит для вашего ритма жизни и действуйте! Все дети и мамы разные, и от возраста малыша многое зависит. То, что хорошо получалось в год, может не сработать через несколько месяцев: сменился режим, у ребенка появились новые интересы…
У нас случались периоды «провалов», когда наша система занятий рассыпалась на какое-то время. Обычно это было связано с поездками, болезнью кого-либо из семьи или просто желанием мамы немного полениться. Практически неизбежно «выпадение из графика» летом, когда дети на улице проводят больше времени. Однако, применив один из перечисленных способов, легко все вернуть на место. Помните: любая система призвана быть вашим помощником, а не служить поводом для самобичевания. Занятия должны приносить радость вам и вашему ребенку, только тогда они пойдут впрок.
*********** нашла статью вот

Василий Александрович Сухомлинский

В какое время лучше заниматься с ребёнком?

Когда заниматься с ребёнком? В какое время суток? Как найти и выкроить время на занятия среди дня?

Для многих родителей - это больной вопрос.

Я для себя давно поняла, что самое эффективное время занятий - это утро. Мы стараемся садиться заниматься сразу после завтрака. Я сейчас имею в виду домашние занятия, а не школьные. Со школой и так всё ясно. А вот для детей, которые находятся на семейной форме образования или для старших дошкольников - всегда вопрос, когда усадить за работу.

Вот как об этом пишет выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский :

«Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряженный умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребенок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.»

Но есть одно большое «НО». Современные дети настолько не высыпаются, что первые несколько часов после пробуждения, они вообще ничего не соображают. Они продолжают спать. А потому их обучаемость вообще на нуле на первых 2-3 уроках (в школе), а дома их вообще не заставишь с утра заниматься…. Что делать?

Выход только один! Ложиться раньше спать. Каким бы несовременным или нереальным это ни казалось. Но это надо вводить в привычку с раннего детства и культивировать её ну хотя бы до подросткового возраста.

Это трудно! Потому что во многих семьях вечер - единственное время для общения детей с отцом. Да иногда и с мамой тоже. И тем не менее, надо постараться организовать жизнь семьи так, чтобы ребёнок ложился пораньше.

Организация занятий при семейной форме обучения

Со школьными занятиями вроде всё понятно. Ребёнок встал с утра и ушёл в школу. А вот с домашними занятиями… Пока с утра все раскачаются, пока мама подготовит задания, пока уговорит ребёнка…. Время уходит и утро растворяется. Потом уже и обедать надо и в тоге занятия опять-таки, сваливаются на вечер.

Мы сейчас уже не ходим в школу, потому что собираемся вскоре уехать из Эквадора. И занимаемся на данный момент уже больше недели только дома. Каждый день по утрам.

С вечера я готовлю детям задания:

  • распечатки каких-то пособий - готовых или самодельных (например,Маленький русский);

  • карточка с указанием страницы учебника или пособия (например, для переписывания текста в тетрадь);

  • или книжка, рабочая тетрадь или пособие с закладками и указаниями по выполнению (например наши любимые тетради «Кумон»);

  • задание в тетради, написанное своей рукой;

  • вопросы к статье из энциклопедии (для самостоятельной работы со статьёй);

  • раскраска, мандала, материалы для поделки;

  • и не только.

На фото - тетради «Кумон» (одна из них - с закладкой, где указано, сколько надо сделать разворотов):

Всё это складываю в красивую папочку (каждому свою) и кладу каждому на стол. Для каждого ребёнка - своя папка. На фото три папки: для Саши, для Васи и для Маши Долгополовой, которая сейчас у нас в гостях.



Дети просыпаются, завтракают (чаще всего сами себе готовят завтрак) и сами без напоминаний садятся за занятия. И делают всё подряд, пока задания не закончатся.

Причём, совершенно никто не требует от них выполнять задания, чинно сидя за рабочим столом. Саша с Васей обожают заниматься, …лежа на полу.

На фото - Саша делает задание по русскому языку в учебнике «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык», автор Ахременкова Л. А.



Готовые задания дети складывают в отдельную папку. За исключением книг, рабочих тетрадей и обычных тетрадей. То есть, в папку попадают распечатанные задания. У нас это - папки с прозрачной обложкой.



Раньше я отработанные распечатки или просто выбрасывала, или складывала в одну стопку у себя в шкафу. Но опыт общения с эквадорской школой мне показал, как дети ценят свои старые работы и как любят их рассматривать. Там как раз принято копить все работы детей за весь учебный год и в конце года выдавать их родителям, подшитыми в папочки по темам: занятия по английскому в одной папке, по испанскому в другой, по математике в третьей. Но мы ограничились пока общими папками по всем предметам и отдельной папкой (у Саши) для итальянского языка.

А вот примеры выполненных заданий.

Проработка правописания простейших английских слов (Сашина работа).



Лист с заданиями из цикла Маленький русский (Сашина работа):



Саша переписывает рассказ Толстого из книжки:



А вот прописи на испанском (тоже Сашины):



Задание из Васиной папки. Распечатка из когда-то отсканированной книжки с заданиями. Вася в своём стиле - раскрасил очень творчески.



А так Вася обводит буквы в прописях! Разными карандашами. По-другому он не мыслит!



И ещё одно задание - в правых квадратах нужно повторить задание из левых. Задание было в приложениях к одной методической книге. Уже давно не помню, кто автор и название, книжку покупала давно, задания были на диске, книжки уж нет, а задания сохранились.



Такую практику - класть задание на завтра, заранее его подготовив, я освоила ещё когда росли старшие дети. И тогда это тоже было самым эффективным способом занятий, а главное, учило детей самоорганизации!

Многие мамы переживают по поводу раннего развития ребенка, стоит ли заниматься с ребенком так рано или же детство должно оставаться детством, а научат его всему в школе, или же быть может ребенок сейчас познает мир и ему информация необходима, как воздух? Сколько заниматься с ребенком, чтобы не переборщить, но дать все необходимое? Лучше заниматься самой или же в группах по раннему развитию? С подобными мыслями и я не раз засыпала по ночам, иногда подскакивая, чтобы записать очередную идею. Особенно часто - в первый год жизни моей дочки.

Для начала я составила для себя список основных сфер, в которых мамы стремятся развивать своих детей. Он пригодится нам для выстраивания своей системы занятий.

    Физическое развитие

    Мелкая моторика

    Развитие речи

    Интеллектуальное развитие

    Логика и математическое мышление

    Творчество

    Музыкальное развитие

    Эстетическое развитие

    Знакомство с окружающим миром

    Развитие эмоциональной сферы

    Развитие социальных и коммуникационных навыков

    Гуманитарный цикл (история, география)

Просмотрев много литературы и материалов в интернете, я выделила несколько подходов, как сделать занятия с ребенком регулярными. Они расположены по мере возрастания маминой активности.

    Занятия в школах развития и детских клубах.

    Чек-лист, дневник.

    Карточки-подсказки.

    Блочное планирование.

    Планирование по дням недели.

    Тематические недельки.

Поговорим о каждом из приемов подробнее, выделяя их сильные и слабые стороны, чтобы вы могли выбрать то, что более всего походит вам и вашему ребенку.

1. Занятия в школах развития и детских клубах

После того, как ребенку исполнилось 1-1,5 года, он может посещать специальные клубы для развития детей. Занятия проводятся обычно 1-2 раза в неделю. Многие мои знакомые, которые водят детей в подобные школы, отмечают прогресс в развитии, появление новых навыков у детей. Обычно занятия комплексные: тут вам и развитие речи, и творчество, пальчиковые и подвижные игры… Огромный плюс подобного подхода – в том, что от мамы требуется только вовремя приводить ребенка на занятие, остальное берут на себя опытные педагоги. Однако, вы не можете повлиять на программу (разве что сменив школу), да и заниматься дома с ребенком все равно нужно. К тому же, это удовольствие стоит денег.

Для детей постарше существуют профильные кружки и студии, их посещение, однозначно, пойдет на пользу, если приносит удовольствие ребенку. Я из всех специальных учреждений для детей выбрала бассейн, а развитием мы занимаемся дома сами.

2. Следование авторской методике

Как организовать развивающие занятия с ребенком дома.

Существует множество методик раннего развития, авторы которых дают четкие указания, как и сколько нужно заниматься. Например, известные всем карточки Домана предлагается показывать по 5 комплектов в 3 подхода. Итого – 15 микрозанятий в день. Вы можете выбрать авторскую методику и просто следовать ей. Не нужно ничего выдумывать, главный вопрос – где раздобыть материалы для занятий. Все пособия к популярным методикам продаются в магазинах, многие можно найти в интернете или сделать самостоятельно. К минусам можно отнести порой довольно строгие требования авторов. На примере Домана: 15 показов – это все же довольно много, вы ведь не только карточками развлекаете малыша. Каждая методика затрагивает обычно 1-2 сферы развития ребенка. Например, интеллектуальное, физическое. Комплексных программ практически нет. Поэтому, следуя одной методике и больше ничего не успевая, мама упускает другие важные направления. К примеру, эмоциональное развитие, творчество и так далее.

3. Чек-лист или дневник-анкета

Суть подхода – вы каждый день отмечаете все важные занятия с ребенком. Как это организовать? Сначала выписываем все занятия, которые вам хотелось бы включать в режим каждый день. Отдельно можно выписать еженедельные дела. Затем группируем их по сферам. Например, подвижные игры и упражнения на гимнастическом мяче относятся к зоне физического развития, а рисование и лепка – к зоне творчества. Будут и спорные пункты. Например, пальчиковые игры – это занятия на мелкую моторику или развитие речи? Не важно, куда вы их отнесете, вы это делаете для себя. Полезно включать в перечень занятия, которые вы еще не пробовали и которые получается проводить реже, чем хочется. Не пугайтесь, если пунктов окажется очень много. В первый месяц поймете, что лишнее, а что стоит добавить или объединить. К тому же, с взрослением ребенка список будет меняться.

Теперь чертим таблицу, где слева в строчку выписаны все дела на день, сгруппированные по сферам, а справа – таблица в мелкую клетку для отметок о выполнении. Их количество не важно: закончится один лист - возьметесь за новый.

Остается самый ответственный шаг - приучить себя заглядывать в этот лист в течение дня и обязательно заполнять его по вечерам. Через некоторое время у вас будет наглядная картина, каким сферам развития уделяется достаточно внимания, а какие «хромают». Подобные листы хорошо «подгоняют» мам заниматься каждый день, чтобы вечером себя похвалить большим числом плюсов – по одному за каждый выполненный пункт. Для редких дел, которые происходят 1-2 раза в неделю, можно сделать отдельный недельный бланк и заполнять его по выходным.

Плюсы метода очевидны: бланк-«пинарик», когда им пользуются регулярно, имеет свое действие. Этот вариант – для противниц четкого почасового плана, желающих все же создать систему в домашних занятиях и организовать развивающие занятия с ребенком дома. Нам с дочерью эти чек-листы идеально подошли. Занимаемся по настроению, включая важные пункты в «меню» дня. Тем более что ребенок мне «достался» абсолютно безрежимный. Вдобавок к заполнению таких отчетов ведется дневник успехов, где фиксируются достижения дочери и новые слова, интересные эпизоды.

4. Карточки-подсказки

Метод сходен предыдущим, в более компактном и гибком формате

«Во что поиграть, чем занять?» - мозговой штурм в голове активной мамы происходит все время. Иногда в течение дня возникает ощущение, что «уже во все поиграли». Когда дочери было 9 месяцев, я выписала все возможные игры на карточки, сгруппировав по темам. Когда у меня возникал ступор, чем развлечь ребенка, я хватала эти карточки и обычно находила что-то интересное. Выпишите все игры занятия, какие придут в голову, а не только «специально-развивающие». Любую игру можно насытить полезными элементами. Вот только несколько приемов: акцент на цвет и пересчет игрушек, кубиков, карточек, группировка по определенным признакам, поиск различий и так далее. Уделите этому час времени. Итак, выписываем все игры, этот смешанный список пригодится, когда потребуется «эффект случайности» в выборе игры. Далее, если потребуется, группируем игры и занятия по сферам развития и переносим на картонные карточки. Размер карточек - примерно в четверть листа. Обязательно оставляем пустое место: вы будете вспоминать и выдумывать новые игры. В течение дня почаще заглядывайте в эти карточки, чтобы разнообразить ваши развивающие занятия с ребенком дома.

5. «Блочный» или плавающий план

Маме достаточно сложно расписать свой день по минутам. Вместе с тем большинство систем управления временем построены именно на учете и четком планировании. Есть выход - привязка тех или иных занятий к режимным моментам ребенка. Распределяем все сферы развития по стандартным для большинства детей промежуткам времени: утренние ритуалы, время после прогулки, перед дневным и вечерним сном, между ужином и купанием и так далее. Получается примерно следующее: после пробуждения делаем массаж и пальчиковую гимнастику, перед прогулкой занимаемся по карточкам, после прогулки – логические игры и чтение книг, после дневного сна – творческие занятия и активные игры. Система хорошо подходит для детей с устоявшимся режимом, когда заранее известны часы наибольшей активности и отдыха. Под них и можно составить свой план развития, не сверяясь с планом каждые 10 минут.

6. Каждой сфере – свой день

Возможно, кому-то покажется большой такая нагрузка - каждый день проводить развивающие занятия с ребенком дома, по всем сферам. Их же больше десятка! Для того, чтобы не хвататься за все и не ругать себя, что за день чего-то не успели, можно посвятить 1-2 направлениям один из дней недели. Получится еженедельный план-календарь. Например, в понедельник мы ставим опыты и работаем с природными материалами, во вторник – творческий цикл, в среду уделяем повышенное внимание физическим упражнениям, в четверг – день развития социальных навыков (играем в ролевые игры, ходим в гости), в пятницу – музыкальная страничка с танцами и игрой на музыкальных инструментах. А в выходные можно и отдохнуть! Какой-то минимальный набор ежедневных занятий по самым важным сферам стоит оставить. У нас это логика, речь и физические упражнения.

7. Для продвинутых – тематические недельки

Про них, наверное, многие слышали. В течение недели все занятия и игры с малышом посвящаются одной теме. Это может быть время года, подготовка к празднику (новый год, 8 марта или день рождения), произвольная тема (птицы, животные, цвета) или то, что близко в данный момент ребенку (сюжет любимого мультика или сказки). Такие недельки заметно оживят занятия, если вам и малышу наскучило каждый день просто рисовать или просто играть в куклы. Конечно, маме придется заранее подготовиться и включить фантазию. Поверьте, это затягивает – придумывать все новые игры на выбранную тему. Тематические недельки подходят детям постарше, чтобы они могли полноценно включиться в придуманную вами игру.

Мы рассмотрели несколько подходов к организации регулярных развивающих занятий. Выберите тот, который более всего подходит для вашего ритма жизни и действуйте! Все дети и мамы разные, и от возраста малыша многое зависит. То, что хорошо получалось в год, может не сработать через несколько месяцев: сменился режим, у ребенка появились новые интересы…

У нас случались периоды «провалов», когда наша система занятий рассыпалась на какое-то время. Обычно это было связано с поездками, болезнью кого-либо из семьи или просто желанием мамы немного полениться. Практически неизбежно «выпадение из графика» летом, когда дети на улице проводят больше времени. Однако, применив один из перечисленных способов, легко все вернуть на место. Помните: любая система призвана быть вашим помощником, а не служить поводом для самобичевания. Занятия должны приносить радость вам и вашему ребенку, только тогда они пойдут впрок.

P.S. На сайте www.allo.ua/ru/products/62/index.html вы можете купить MP3/MP4-плеер, закачать в него детские песни, аудиосказки, классическую и свою любимую музыку. Плеер не раз вас выручит и в дороге, и в очереди, когда ребенку скучно.

«Как правильно организовать занятия с ребенком дома?»

1. Отведите для занятия специальное время и организуйте рабочее место для ребенка.

Прежде всего, выберите и подготовьте специальное место для работы, где ребенку и вам никто не будет мешать. Это должен быть именно учебный уголок, создающий у ребенка рабочую атмосферу и настроение, где каждый предмет напоминает ему о его успехах в учебе. Это поможет ему настроиться на работу. Вам понадобиться большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

Очень важно правильно выбрать время для занятий. Обучение ни в коем случае не должно ущемлять интересы ребенка, иначе оно станет обузой. Вы должны помнить о том, что для него увлечения не менее важны, чем учеба.

Помните, что для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Именно в форме игры лучше всего проводить занятие с ребенком дома. Можно «отправиться в путешествие» (в волшебный лес, в сказочное королевство, на веселую планету), пойти в гости к коту Леопольду, к почтальону Печкину. Плюшевый мишка, зайка или кукла тоже могут «побеседовать» с ребенком.

2. Занятия должны быть регулярными.

Это очень важное условие: занятия должны проводиться систематически и быть не слишком продолжительными. Ежедневно проводятся:

Игры на развитие мелкой моторики,

Артикуляционная гимнастика,

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики, артикуляционной гимнастики, автоматизации или дифференциации звуков. Некоторые задания (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Если ребенок выполняет грамматическое задание правильно – достаточно проговорить его один раз, если нет - несколько раз, чтобы ребенок усвоил. Можно использовать для этого игру в мяч (например, задание «скажи ласково»: мама бросает ребенку мяч и говорит: «помидор», ребенок отвечает: «помидорчик») или какую-либо другую подвижную игру, тогда ребенку будет интересно и он не устанет.

Наилучший результат принесут ежедневные занятия длительностью не более 20-30 минут. Такое расписание не слишком обременительно для ребенка и в то же время позволяет сделать занятия по-настоящему результативными. В любом случае занятия должны проводиться не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 10 - 12 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

3. Подготовьтесь к занятиям заранее.

Для того чтобы занятия были наиболее эффективными, необходимо заранее к ним подготовиться. Подберите материал, который понадобится вам для работы. Хорошо приобрести:

- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда»,

«Мебель» и т.п.);

Муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки);

Пластилин, конструктор, шнуровки, счетные палочки;

Цветные карандаши, фломастеры, ручки;

Вашим хобби до окончания занятий с ребенком должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Задания «наклей картинки» выполняются совместно взрослым и ребенком. Причем, ребенок должен играть активную роль: выбрать картинки, которые ему больше нравятся, вырезать и приклеить. Тогда лексический материал усвоится лучше.

Задания «нарисуй», «раскрась» выполняет ребенок сам. Можно немного помочь ему (например, подсказав, какие части тела есть у животного). Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребенка в тетради. Не берите на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.

Свидетельством того, что ваши занятия с ребенком не бесполезны, будет служить улучшение качества и скорости выполнения им упражнений.

4. Поддерживайте своего ребенка в достижении цели.

Многие дети, уже имеющие неудачный опыт обучения, находятся под постоянным давлением страха неудачи. Чтобы помочь ребенку и ослабить его страх перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:
- ни с кем его не сравнивайте; важны только его собственные достижения;

Следите за его настроением, ободряйте его, если чувствуете, что он сомневается и не уверен в себе;

Поддерживайте навыки, которые ребенок уже приобрел;

Напоминайте ему о конечной цели - это его подбодрит;

Поощряйте своего ребенка в самостоятельном достижении успехов;

Ни одно даже самое маленькое достижение не следует оставлять незамеченным.

Помните о том, что нет лучшего стимула к продолжению работы, чем похвала.

5. Найдите правильный подход к обучению своего ребенка.

Все дети разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Одному ребенку нужны многократные подробные объяснения, второй все схватывает на лету, а третьему для понимания необходимо каждое правило применить на практике. Постарайтесь понять, что нужно вашему ребенку, и, отталкиваясь от этого, стройте ваши занятия. Это значительно облегчит процесс обучения и сделает ваши занятия не только полезными, но и приятными.

Приучайте ребенка постепенно к самостоятельным учебным действиям через постановку целей: "Что ты сейчас будешь делать?", понимание учебной цели: "Для чего ты будешь выполнять это задание?" и составление плана выполнения задания: "Как ты будешь это делать?".

6. Формируйте у ребенка желание учиться.

Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть солнышко и тучка, звездочка и дождик, смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребенок не справился с заданием. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках.

В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку.

Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше".

7. Будьте готовы обратиться за помощью к специалистам.

Только специалист может провести комплексную диагностику развития речи (учитель-логопед) или всех психических функций ребенка (учитель-дефектолог, детский психолог) и на основе этого составить программу занятий. Логопедическое занятие имеет свои цели и задачи, для реализации которых необходимо выполнять те или иные упражнения. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или учителем-логопедом.

Ниже приводятся основные особенности природной организации нервной деятельности ребенка, которые могут быть причинами трудностей в обучении:

1. Низкий уровень работоспособности - недостаточная выносливость нервных клеток ребенка при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается, и результативность мыслительной деятельности снижается.

2. Медлительность психических процессов , которая проявляется в замедленном темпе любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида заданий на другие. Необходимо отметить, что у каждого ребенка существует свой индивидуально приемлемый темп деятельности. Родителям необходимо отчетливо представлять себе, каковы пределы роста темпа деятельности их ребенка.

3. Повышенный уровень тревожности - страх, тревога, неуверенность в себе при выполнении различных задач. Обычно повышенный уровень тревожности свойственен неуравновешенным детям с возбудимой или слабой нервной системой.

4. Импульсивность - ребёнок склонен действовать по первому побуждению без предварительного обдумывания. В разной мере импульсивность свойственна всем детям, но при яркой выраженности она может стать серьёзным препятствием в процессе занятий. Проявляется она в несдержанности, вспыльчивости, легкомысленности, непрестанной тяге к смене впечатлений и др.