Open
Close

Диагностические методики для определения уровня развития ребенка

  • 2, Методика «Запомни рисунки».
  • 3, Методика «Запомни цифры».
  • 4, Методика «Выучи слова».
  • 1, Методика «Нелепицы»
  • 2. Методика «Времена года»
  • 4, Методика «Кому него недостает?»
  • 1, Методика «Обведи контур»
  • 2, Методика «Пройди через лабиринт»
  • 3, Методика «Воспроизведи рисунки»
  • 1953 Год. От 13 до 61 года
  • 8, 47 Диагностика умственного развития (Групповой интеллектуальный тест (гит), Школьный тест умственного развития (штур), астур (как варианта методики штур))
  • 10. Психодиагностика эмоциональных состояний
  • 11. Тест смил (л.Н.Собчик). Варианты теста. Диагностические возможности теста. Профиль личности в тесте смил. Психологический и клинический подходы к интерпретации данных теста.
  • 14, Методы диагностики темперамента. Особенности проведения и обработки результатов методики структуры темперамента (в.М.Русалов) и опросника темперамента г.Айзенка.
  • 15, Определение уровня субъективного контроля. Теоретическое обоснование и назначение методики исследования уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
  • 16, Методика ценностных ориентаций Рокича. Особенности проведения и интерпретации результатов методики ценностных ориентаций Рокича.
  • 17.Методы диагностики межличностных отношений. Социометрические методы исследования структуры взаимоотношений в группе.
  • 18,Методы диагностики профессиональных ориентаций и профессиональных намерений.
  • 19.История зарубежной психодиагностики.
  • 20.История отечественной психодиагностики.
  • 21.Структура психодиагностики как научной дисциплины.
  • 22.Понятие объекта психодиагностики, его структура.
  • 23.Процесс и результат психологического обследования. Психодиагностическое заключение
  • 24.Понятие строго формализованной методики. Опросники.
  • 25.Тесты как строго формализованные методики диагностики психики.
  • 28.Требования к построению методик.
  • 29.Психодиагностические задачи, их типология.
  • 30.Теоретические основы диагностики природных психофизиологических особенностей.
  • 31.Теоретические основы диагностики личности.
  • 32. Теоретические основы диагностики умственного развития и предметной успеваемости учащихся.
  • 33. Диагностика готовности к школе.
  • 34. Теоретические основы диагностики одаренности и общих способностей.
  • 35.Теоретические основы диагностики развития дошкольников.
  • 37 Диагностика причин эмоциональной дезадаптации школьника.
  • 38. Диагностика развития младенца.
  • 39.Психодиагностика в профессиональном консультировании.
  • 40.Диагностический минимум школьного психолога.
  • 41.Диагностика интеллекта с позиции факторной модели.
  • 42. Модели интеллекта ч.Спирмена и я.Терстоуна.
  • 43 Модели интеллекта Дж.Гилфорда и р.Кэттелла.
  • 44. Модель интеллекта д.Векслера. Тест д.Векслера.
  • 45. Креативность и ее диагностика. Тесты Дж.Гилфорда, э.Торранса.
  • 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
  • 47. Методики диагностики интеллекта школьников: гит, штур, астур.
  • 48. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.
  • 1. Методика "Изучение переключения внимания"
  • 2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы
  • 1. Методика "Определение типа памяти"
  • 2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
  • 1. Методика "Простые аналогии"
  • 2. Методика "Исключение лишнего"
  • 49.Диагностика особенностей характера. Тест Кеттелла, Шмишека, Леонгарда, Личко.
  • 50, Диагностика самооценки и уровня притязаний.
  • 51.Методы диагностики поведения в конфликтной ситуации.
  • 52.Методы диагностики познавательных процессов школьника.
  • 53. Общая характеристика и классификация проективных методов.
  • 54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).
  • 55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).
  • 56 Проективные методики изучения экспрессии (анализ почерка, несуществующее животное) и изучения продуктов творчества (ддч, рисунок пальцем и т.Д.).
  • 46.Методики диагностики особенностей личности дошкольника.

    Исследование личности ребенка дошкольного возраста само

    по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.

    В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.

    Первая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

    Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.

    Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем возрасте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными. От этих различий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление - избегания неудач.

    Методика. «Запомни и воспроизведи рисунок»

    Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями, представленными на рис. 31 и рис. 32, каждую - на 1 мин. За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, - 14 см х 14 см). Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

    Общая сумма баллов, набранная ребёнком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач. Если эта сумма, полученная путём алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребёнка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребёнка преобладает стремление к избеганию неудач. В первом случае от ребёнка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов. Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или её потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причём соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребёнка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

    Методика. «Выбери нужное лицо»

    Эта методика представляет собой детский тест тревожности,

    разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

    Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем

    имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высоко-развитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным Ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

    Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см

    Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

    Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах:

    для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек

    (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

    Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом - печальное.

    Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность.

    Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

    Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

    В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию - разъяснение следующего содержания:

    Крис. 33. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у

    ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с

    малышами».

    Крис. 34. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, ка-

    кое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

    Крис. 35. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо бу-

    дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

    Методика 28. «Какой Я?»

    Эта методика предназначается для определения самооценки

    ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ-

    он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы

    Лабораторная работа 1. Диагностика дошкольников

    Собранные в настоящем разделе методики, методические примеры и диагностические процедуры позаимствованы из «Практикума по возрастной психологии», подготовленного коллективом авторов Санкт-Перербургского государственного университета по рекомендации Совета факультета психологии, вышедшем в 2001 г., в СПб изд-во «Речь» под редакцией Л.А.Головей и Е.Ф.Рыбалко.

    Цель данного раздела заключается в подготовке студентов к будущей самостоятельной практической работе с детьми. В раздел включены методики, не требующие сложной подготовки, специальной литературы и других стимульных средств для проведения работы по эмпирическому исследованию. Так как основной задачей лабораторных занятий по возрастной психологии является обнаружение и выстраивание логики проведения исследований особенностей и закономерностей развития на разных возрастных этапах, то мы считаем, что предложенный материал позволит студентам, изучающим данный курс, приобрести определенные навыки и умения в выполнении такого рода работ.

    Методики, которые предлагаются в лабораторных занятиях необходимо провести с детьми соответствующего возраста в школах и детских садах города, местах вашей психологической практики.

    Цель лабораторной работы : отработка методик изучения мотивационной, эмоциональной и когнитивной сфер детей дошкольного возраста.

    Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»

    Ход выполнения.

    Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:

    1. Ты хочешь идти в школу?
    2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
    3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
    4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
    5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
    6. Почему ты хочешь идти в школу?
    7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
    8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
    9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
    10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

    Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

    Обработка результатов и выводы.

    Учитываются все ответы, кроме 6 и 7 . При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

    1. Хочу идти в школу.

    2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

    3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

    4. Люблю, когда мне читают книжки.

    5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.

    8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

    9. Хочу быть учеником.

    10. Пусть будет длиннее урок.

    Методика 2. Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка

    Проведение исследования.

    Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагаю ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца.

    Текстовый материал

    Сказка

    Почему зайцы зимой белые шубки носят.

    Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

    ‑ Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

    ‑ Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.

    ‑ Нет, одолею!

    ‑ Нет, не одолеешь! – стоит на своем заяц.

    Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

    ‑ Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

    ‑ Давай, ‑ согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

    Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

    Князю тепло,

    Князю жарко!

    Греет, горит солнышко ярко!

    Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

    Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

    ‑ Разве тебя, косой, заморозишь – ловок да прыток ты больно!

    Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

    Выводы.

    Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитаю дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

    Методика 3. «Веселый – грустный» (для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе).

    Проведение исследования.

    Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

    1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.

    2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

    3. Дети в классе во время урока.

    4. Ученик в школьном коридоре разговаривает, с учительницей.

    5. Ребенок дома, готовит уроки.

    6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. (На всех картинах нет лиц).

    Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – веселое или грустное, и объяснить, почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.

    Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т.п.

    Выводы.

    1. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

    2. У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали.

    3. Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо.

    4. У этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку.

    5. Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный.

    6. Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный.

    7. Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

    Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.

    Если испытуемый дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.

    Методика 4. Методика определения самооценки дошкольника

    Теоретическая и практическая значимость изучения самооценки и самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования различных методик для диагностики самооценки ребенка. Таких методик множество. Одна из них – методика, предложенная В.Г.Щур.

    Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Ребенка просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех детей» по уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «доброты», «красоты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

    Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

    После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

    Можно добавить или изменять названия уровней (например: большой – маленький….).

    Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

    Диагностика когнитивных (познавательных) процессов.

    К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.

    Память – запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его опыта.

    Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

    Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

    Комплексное микровозрастное изучение характера когнитивных процессов в различные возрастные периоды жизни позволяют решать задачи, связанные с исследованием возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.

    В дошкольном возрасте образуются два основных функциональных уровня памяти. К первичному уровню относится узнавание, которое, в этом возрасте продолжает интенсивно расти, и более сложный уровень – воспроизведение. Теперь содержанием памяти является вербальный, осмысленный материал, а его механизмом – произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения.

    В целом, в возрасте 4-5 лет ребенок удерживает в памяти 5-6 предметов или картинок, из 10 предложенных, а в 6 лет – 7-8 предметов.

    Методика 5. Изучение непроизвольного запоминания

    Для изучения непроизвольного характера запоминания в дошкольном возрасте используются следующие два методических приема:

    1. В инструкции не дается установки на запоминание.

    Стимульный материал . Набор из 10 картинок.

    4. Молоток.

    5. Портфель.

    10. Телевизор.

    Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

    Обработка результатов

    Уровни оценки результатов :

    2-й уровень – 8-7;

    3-й уровень – 6-5;

    4-й уровень – 4-3;

    5-й уровень – 2 и менее.

    2. Приготовьте набор из 16 карточек, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

    Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставиться задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

    После того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал. Обработка результатов и уровень оценки см. выше.

    Методика 6. Изучение произвольного запоминания

    Для изучения произвольного характера запоминания в дошкольном возрасте существуют также два методических приема.

    1 методический прием . Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный по содержанию и трудности набору при непроизвольном запоминании (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки – 5сек. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

    Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте (при непроизвольном запоминании). Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным. Обратите внимание, какие картинки дети запоминают чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки? Проанализируйте поведение детей в опытах (отношение к задаче, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материалу, речевые реакции и т.п.).

    2 методический прием . Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

    2. Яблоко.

    4. Морковка.

    5. Бабочка.

    7. Матрешка.

    8. Цыпленок.

    10. Грузовик.

    Инструкция . Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

    Процедура выполнения . Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

    Обработка результатов . За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

    Уровни оценки результатов:

    1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

    2-й уровень – 8-7;

    3-й уровень – 6-5;

    4-й уровень – 4-3;

    5-й уровень – 2 и менее.

    Анализ результатов производится так же, как и при использовании первого методического приема.

    Методика 7. Изучение оперативной слуховой памяти

    Назначение . Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

    Оборудование . Набор из 10 слов.

    2. Солнце.

    3. Ворона.

    5. Карандаш.

    6. Молоко.

    10. Книжка.

    Инструкция. Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

    Процедура выполнения . Слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

    Обработка результатов . За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно ‑ окна).

    Уровни оценки результатов:

    1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

    2-й уровень – 8-7;

    3-й уровень – 6-5;

    4-й уровень – 4-3;

    5-й уровень – 2 и менее.

    Методика 8. Изучение наглядно-образной памяти

    Подберите для занятия с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе). Количество наборов произвольно, но не больше 3-4.

    Задание 1 . Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребенок запомнил и какие признаки выделил, а какие признаки не смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т.д.).

    Задание 2. Предъявите другой набор картинок или игрушек, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Сравните полученные данные.

    В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача – научить каждого ребенка внимательно рассматривать запоминаемый объект, составлять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведении. Овладение приемами запечатления образа является одним из главных условий успешности мнемической деятельности детей 4-5 лет.

    Экспресс – диагностика познавательных процессов дошкольников

    Экспресс – диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризует интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин.) определить успешность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты количественно:

    Задание выполнено полностью + (3 балла);

    1-2 ошибки в задании + (2 балла);

    3 и более ошибок + (1 балл);

    не понимает задания, не выполняет ‑ (0 баллов).

    Задание 1. «Ознакомительная беседа»

    А. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

    Б . Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (число, месяц, время года).

    В . Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего правого уха? А левой рукой до правого глаза?

    Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А », учитывается контактность ребенка; группы «Б » – отражается особенность восприятия временных понятий; группы «В » – пространственных понятий (лево - право).

    Задание 2. «Кубики–вкладыши» (Можно использовать пирамидки, матрешки, «ведерки»)

    А . Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить?

    (взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу).

    Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный…маленький желтый и т.д.

    В . Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (от 1 до 9).

    Д . Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких).

    Е . Попробуй собрать кубики и сложить их вместе.

    Оценивая результаты , анализируются:

    А – контактность ребенка, сила социальных запретов.

    Б – восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

    В – навык прямого счета.

    Г – навык обратного счета.

    Д – сформированность понятия числа.

    Е – сформированность мышления («пробы и ошибки» – наглядно-действенное мышление; внутренние представления – наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

    Задание 3. «Чудесные окошки»

    Стимульный материал : 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).

    А . Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко»).

    Б . А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравиться по цвету, по форме.

    Оценивая результаты , анализируются:

    А – восприятие цвета, формы.

    Б – эмоциональные предпочтения.

    Задание 4. «Семена»

    Оборудование : карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) – от 3 до 9 карточек.

    Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего – 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

    А . Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помогу продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет «семена»).

    Б . Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку). Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

    Оценивая результаты , анализируются:

    А – способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез).

    Б – развитие зрительного внимания и памяти.

    Задание 5. «Попугайчик»

    А . В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то-ца (ребенок повторяет); то-ца-му (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча-ле (ребенок повторяет).

    Б . Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

    В . Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты будешь его заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар …..сладкий.

    Днем светло, а ночью ….

    Ходишь ногами, а бросаешь …

    У собачки маленькие щенята, а у лошадки маленькие …

    У птицы перья, а у рыбы …

    Оценивая результаты , анализируются:

    А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов).

    Б – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов).

    В – способности ребенка к аналогиям.

    Задание 6. «Волшебные картинки»

    Оборудование : 1) три картинки: а) 1-я разрезанная на две части;

    б) 2-я ‑ на четыре части; в) 3-я – на шесть частей;

    2) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).

    А . В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4 картинки, последний – простой – 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.

    Б . А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

    Оценивая результаты , анализируются:

    А – целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

    Б – развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.

    Задание 7. «Зайчик»

    Оборудование : простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

    А . Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

    Б . Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!

    Оценивая результат , анализируются:

    А – ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).

    Б – развитие большой моторики, координация и выразительность движений.

    Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатывается количественно.

    В процессе экспресс - диагностики взрослый наблюдает за эмоциональным проявлением ребенка, оценивает произвольность, выносливость, темп деятельности.

    Составьте протокол проведенной диагностики. Он может иметь примерную форму (можно предложить наиболее оптимальную, по вашему мнению, форму):

    ФИО ребенка:

    Возраст ребенка:

    Место проведения:

    Дата и время проведения:

    Диагностическая процедура

    Результаты

    Средние данные по группе

    Возрастные нормы

    Методика 1 «Внутренняя позиция дошкольника»

    Методика 2. Доминирование познавательного или игрового мотива

    Методика 3. «Веселый грустный»

    Методика 4. Самооценка дошкольника

    1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
    2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001. –688с.
    3. Гуткина Н.и. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
    4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. – Минск, 1997.
    5. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
    6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
    7. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –160с.
    8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
    9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
    10. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. – СПб. – 1997.
    11. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. ‑ 383c.

    Консультация для педагогов ДОУ "Для чего нужна диагностика дошкольников?".


    Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области. Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных организаций и родителям воспитанников детских садов.

    Для чего нужна диагностика дошкольников? Зачем необходимо готовить детей к тестированию? Эти вопросы часто задают родители детей дошкольного возраста.

    Тестирование дошкольников разными методами проводят и в детских садах, и перед поступлением в школу. Тесты для дошкольников помогают узнать о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании и обучении; психологические факторы, которые могут мешать ребенку нормально развиваться; особенности, на которые следует обратить внимание при поступлении в школу и дальнейшем обучении.
    Диагностика дошкольников, методики различных видов и направленностей введены повсеместно, начиная с поступления в детский сад. Представляют они собой своеобразное тестирование. Разные методики действуют по-разному, однако есть у них одно общее свойство. Все они помогают родителям и педагогам разобраться в эмоциональном и психологическом состоянии ребенка, определить его готовность к школе или детскому саду, уровень знаний, сообразительность и многое другое.

    Например, некоторые тестирования могут показать особенную предрасположенность будущего ученика к определенным предметам. Тогда имеет смысл отдать ребенка в специализированную школу с уклоном на иностранные языки, математику, лингвистику, информатику и так далее. В случае же если тестирование показывает недостаточный багаж знаний и умений, всегда можно заранее подготовиться к поступлению в учебное заведение и наверстать упущенное по какой-либо причине. Также тестирование помогает разобраться в межличностных отношениях, комплексах, проблемах в семье, различных психологических отклонениях от нормы, найти пути решения проблемы и, что особенно важно, первопричину нарушения.

    Цель диагностики – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей.

    Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

    1. физическую готовность к школе , уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

    2. психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

    3. социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

    4. дидактическую готовность к школ е – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

    На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей:

    Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

    Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

    В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

    И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики.

    Таким образом , диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна педагогу: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.


    ***************************************************************************************************************_______________________________________________________________________________________________________________