Open
Close

Древние цивилизации, тайны которых до сих пор не разгаданы. Глобальная цивилизация Город в истории мировых цивилизаций

Сегодня мы будем говорить о том, что такое мировые цивилизации. Трудный материал, трудный текст, будет много названий и дат. В прошлый раз мы говорили о том, что в середине XVIII в. во французском языке, французской историографии, французской философии появилось слово цивилизация . У французских просветителей в 1757 г. в академическом словаре впервые отмечено это слово. Через 20 лет оно появилось и в Англии – пока что в таком простом значении: цивилизация противопоставлялась варварству. Есть дикие, нецивилизованные народы, а есть цивилизованные. Здесь слово цивилизация употребляется в значении культура. Но слово культура уже было во французском и английском языках (пришло из немецкого языка в XVII в.). Вот зачем-то понадобилось новое понятие и новое слово цивилизация . В России оно появилось в 20-е годы XIX в. и тоже в таком же значении. Но вот у Пушкина (он был один из первых) в 30-е годы это слово появляется несколько раз: сначала в дневнике в 1833 г. (только в другой транскрипции – сивилизация ), а затем в хорошо известной статье «Джон Теннер». Статья – рецензия на книгу одного человека, который прожил в Америке с индейскими племенами 30 лет. В этой рецензии, напечатанной в журнале «Современник», Пушкин употребляет словосочетание «христианская цивилизация». С иронией пишет: «Христианская цивилизация проявила все свои качества, когда стала преследовать индейцев». Это 1836 год. Значит, если есть христианская цивилизация, есть и другие, т.е. цивилизации во множественном числе. Может быть, мусульманская, или буддистская, или другие.

Нужно сказать, что в России научный язык формировался с трудом именно в это время, так как вся русская интеллигенция хорошо знала французский, немецкий, хуже – английский язык. У Чаадаева все его «Философические письма» написаны на французском. Там слова культура и цивилизация встречаются постоянно. Но чтобы это перешло в русский язык, понадобилось какое-то время. Слово культура , например, зафиксировано в словаре русского языка в 1847 г. До этого словари русского языка не фиксировали этого слова. Еще в конце XVIII в. вышел отличный словарь русского языка в 6 томах. Но там этих слов нет. Случилось так, что именно русским ученым досталась историческая миссия развивать мысль о том, что такое русская цивилизация и что такое мировые цивилизации, хотя наиболее активны в этом плане в мировом масштабе были британские ученые. Особенно в XX в. Но сейчас речь пойдет о русском ученом Николае Яковлевиче Данилевском (1822 – 1885). По образованию он, как ни странно, биолог – один из основателей Никитского ботанического сада в Крыму. Именно Данилевский тщательно разработал идею мировых цивилизаций и написал книгу «Россия и Европа» (1869). Эта книга очень интересна и актуальна и сейчас. Но странным образом она не переиздавалась в России больше ста лет. То, что написал Данилевский, многим критически настроенным западникам не понравилось, потому что книга «Россия и Европа» имела антизападнический характер. А в интеллигенции в то время преобладали антизападнические настроения. Об этой книге вспомнили уже не русские, а английские ученые, когда стали разрабатывать концепцию мировых цивилизаций. В этой книге в пятом разделе очень просто написано, что есть несколько Цивилизаций (с большой буквы) – их Данилевский называет «культурно-историческими типами». На протяжении исторического времени за 6 тысячелетий сложились культурно-исторические типы, они рождались, развивались и погибали. Это идея циклического развития культурно-исторических типов. Ученый классифицирует эти типы. Вместе с вновь появившимися культурно-историческими типами у него получилось 13 мировых (великих) цивилизаций. Поскольку Данилевский – биолог, он употребляет биологические термины. Цивилизация «рождается», постепенно набирает силу, достигает своего расцвета, а затем неизбежно должна деградировать и исчезнуть. В своем развитии и уходе с исторической арены цивилизация не передает то самое важное, что она открыла. Это многим не нравилось, особенно русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853–1900). У Данилевского есть понятие, что цивилизация цветет как разные виды кактусов. Есть такие виды кактусов, которые цветут один раз в жизни – отцвел и засох. Ученый придумал даже срок, какой «цветет» большая Цивилизация, большой народ: 1200–1500 лет. Строго говоря, есть и более долговечные цивилизации, но Данилевский решил так. Есть много моментов, за которые ученого легко критиковать, но он был одним из первых. Он первый подробно разработал не только идею мировых цивилизаций, но и их классификацию. Здесь самое трудное – понять, почему он установил именно эти типы. А вот заслуга его в том, что он доказал, что мировые цивилизации создаются не одним каким-то народом, разные народы способны на это. Такая идея особенно понравилась в XX веке.

Теперь я назову те 13 цивилизаций (или культурно-исторических типов), которые предложил Данилевский. Они расположены как бы в хронологическом порядке.

Неверно и утверждение, что одна цивилизация сменяет другую. Они существуют как бы параллельно в историческом процессе. Но Данилевский все-таки выделяет цивилизацию, господствующую на данном этапе. В то время, когда он пишет свою книгу, он считает, что господствует Европейская, а будущее за Славянской.

Нужно сказать, что Данилевский не знал о многих археологических открытиях. Уже после него было открыто много цивилизаций. Картина древней истории в целом изменилась, но главное осталось: культурно-исторические типы, по Данилевскому, – это большие по времени и пространству культурно-исторические сообщества.

К вопросу о терминологии. Археологи ввели понятие «археологическая культура» и стали думать, что назвать цивилизацией, а что культурой. Для древних цивилизаций посчитали обязательным наличие трех признаков: города, большие монументальные памятники и письменность. Если таких признаков нет, то это археологическая культура. В районе Царицына раскопана так называемая «дьяковская культура», около Ярославля раскопали древнюю «фотьяновскую культуру». Со славянами связано, по крайней мере, 6 - 8 таких археологических культур. Это еще не цивилизации, а что-то приближающееся к ним. Как я уже говорил, концепция Данилевского подверглась критике Вл. Соловьевым, А.П. Милюковым. По мнению Соловьева, который постоянно боролся со славянофильством, Россия – это часть Европы, культура у нас общая, поэтому никакой особой славянской цивилизации быть не может.

В XX в., после того как появились новые археологические данные, увеличилось количество цивилизаций, пришло новое осмысление накопленных знаний. В основном здесь заслуга британских ученых и историков – они сделали много открытий в передней Азии, в Индии, поскольку владели Индией, и во многих других местах. Я опускаю очень большую тему о том, как разрабатывалась идея цивилизаций в Германии, в других странах, а сразу приступаю к концепции истории английского историка XX в. Арнольда Джозефа Тойнби (1889–1975). Над концепцией цивилизации он работал больше 30 лет. Я был в Лондоне и встречался с его многочисленными потомками. В книжном магазине – огромный раздел – книги Тойнби. У нас его стали переводить в 90-е годы XX в. Основной его труд – «Постижение цивилизаций» (в другом варианте – «Постижение истории») в 12-ти томах. У нас вышел сокращенный перевод – этого вполне достаточно.

Тойнби очень хорошо придумал и обосновал, сколько должно быть цивилизаций. Вначале появилось столько, сколько и у Данилевского. Когда Тойнби в 30-е годы выпустил свой труд, он указал, что основную идею постижения истории берет у Данилевского. Затем количество цивилизаций он увеличил до 23, а к концу жизни, в завершение этого огромного труда, в 1961 г. их получилось уже 37. Почему так? Просто появилось более мелкое дробление культурно-исторических типов. Тойнби долго мучился над тем, какая из современных цивилизаций зависит от древних. И назвал Православную – в России. Была Православная цивилизация в Византии. Россия идет под № 17. Запомнить все 37 цивилизаций невозможно, поэтому я беру средний вариант 30-х годов с небольшими уточнениями. С самого начала Тойнби подвергся критике за то, что одни народы у него как бы цивилизационные, а другие - нет. Он объяснял, что это не уровень культуры, а уровень масштабности исторического развития, что это большие народы и большие культуры. И чтобы удовлетворить своих критиков, он назвал еще свыше 600 культурных сообществ, которые тоже культурные, но до мировых цивилизаций не дотянули. После трудов Тойнби у многих возникло ощущение, что попасть в разряд мировых цивилизаций очень престижно, а те, кто не попал, вроде второго сорта.

Я уже говорил, что цивилизация живет не только для себя, но и для других: открытия во многих планах. Тойнби считает, что все культурные сообщества постоянно озабочены проблемой выживания, питания и размножения. Для них этого вполне достаточно. Они пребывают на уровне этнического существования. Термин «этнический» Тойнби заимствовал у Данилевского. Народы на этническом уровне могут жить веками, оставляя после себя следы своего пребывания на земле – кострища, захоронения, бугры, ритуальные места. Но сказать, что они создали цивилизацию, нельзя. Общее определение, которое дает Тойнби, приблизительно такое: цивилизация понимается им как «большое и мощное сообщество людей. Либо одна большая нация, либо содружество наций, объединенных общими усилиями по защите, сохранению и росту этого сообщества, объединенных общим мировоззрением, религией, общими представлениями о нравственности и художественных ценностях, своим уникально творческим подходом к разрешению всех возникающих перед ней проблем и трудностей».

У Льва Николаевича Гумилева есть понятие «суперэтнос». Цивилизация – сложная энергетическая и творческая система, огромный творческий коллектив. Тойнби настаивает, что цивилизация – это прежде всего творческий процесс во всех областях (наука, искусство, экономика…). Еще интересное утверждение Тойнби: народ, вставший на путь цивилизации, не может повернуть назад, вернуться к прежнему состоянию. Если так происходит, то наступает постцивилизационный хаос. Либо нужно жить в своей цивилизации, либо мы разрушимся. Если народ или государство включились в этот исторический поток, то они плывут по течению и против течения плыть не могут. Отступить невозможно. Отдельный человек или группа людей это сделать могут, но весь народ отступить не может. Поэтому у Тойнби этот процесс приобретает трагический оттенок. В современных политологических учениях есть понятие «африканская цивилизация», но это смешно – в Африке совершенно разные и противоположные уровни жизни и культуры, часто враждебные сообщества, а в цивилизации все должно быть гармонично. Вот как в российской цивилизации есть вкрапления, внедрения чужих культур, но в целом наша цивилизация существует и не разрушается за счет других вкраплений.

Итак, мне предстоит трудная задача – составить список цивилизаций. Тойнби долго и много колебался, нужна ли его концепция, прежде чем утвердился в ней. Он считал, что человек вообще после 70 лет ничего нового не может придумать, а может только переставлять, комбинировать придуманное раньше. В Англии существует жесткий регламент: если профессору 67–68 лет, умный ты, великий или не великий, – освободи место.

А теперь мой список.

1. Шумерская – самая древняя цивилизация: 3300 лет до н.э. – 2000 лет до н.э. У Тойнби она была обозначена в 30-е годы, затем он ее убрал, а позже снова выделил. В российской традиции эта цивилизация известна, хотя Данилевский о ней не знал. Шумерская цивилизация открыла письменность – сначала пиктограммы, потом клинопись. Некоторые оспаривают приоритет шумеров. Говорят, что не только они клинопись отрыли, а еще какие-то другие народы. Но бесспорно, что шумеры стали строить большие поселения, т.е. города. У них не было единого царства, а были царства-города. От шумеров сохранилось много археологических памятников. Они жили в южной части современного Ирака между Тигром и Евфратом. Представьте себе, что многие шумерские ценности были в Багдадском музее и 13 тысяч экспонатов исчезло из этого музея во время иракской войны. Теперь они появляются на черном рынке. Потеря невосполнимая. Сохранилось около 150 литературных текстов шумеров – молитвы, гимны богам, анекдоты, басни. Они хорошо переведены на английский и на русский языки. Доктор исторических наук В.К. Афанасьева считает, что это самый великий народ на земле. Я тоже к шумерам питаю слабость. Это был веселый и жизнерадостный народ. Они верили в бессмертие души. Они строили храмы на высоких местах. Небольшие. Якобы любили петь. Иногда я в аудитории читаю их тексты.

2. Египетская – долгоживущая цивилизация: 3000 до н.э. – 1 век н.э. (начальная дата всегда условна. Ее я взял у Тойнби). По настроению, по духу она противоположна шумерской. Очень устойчивая – в ней сменилось три типа царства. Именно египтяне позаботились о том, чтобы сохранить о себе память на тысячелетия. Это великие египетские пирамиды. Египетские иероглифы прочитаны были только в XIX в. Полноценное обследование этой цивилизации – безусловно, заслуга французов. Самые интересные экспонаты находятся в музеях Египта и в Лувре. Здесь все построено было на власти религии и жрецов. Довольно мрачная и замкнутая эзотерическая религия, вера в бессмертие души. В «Книге мертвых» (у нас издана в 2003 г.) говорится, что существует 8 частей человека. Душа – только одна из частей. Когда человек умирает, его душа отправляется в другой мир на ладье. От древних египтян осталось много текстов. Греки хорошо знали Египет, часто бывали там, а греческие философы многое позаимствовали.

3. Индская, или Древнеиндийская цивилизация: 2500 до н.э. – 1500 до н.э., т.е. одна тысяча лет. Эту цивилизацию открыли в середине XIX в. почти случайно: строили дорогу и раскопали целый город. Остатки этой цивилизации находятся сейчас не в Индии, а в Пакистане. Раскопан огромный город, стены громадные, фрагменты скульптур, диски с какими-то надписями (они не прочитаны). Данных об этой цивилизации у нас мало, ее исследование впереди. Может быть, самое важное, что шумеры переселились на Индостан и их культура повлияла на местных жителей.

4. Древнекитайская цивилизация. Ее начало тоже в тумане. Примерно 2200 до н.э. – 2 век н.э. Вторая дата – не гибель ее, а смена мировоззрения и религии. Некоторые ученые говорят об одной китайской цивилизации. Мне ближе концепция раннего Тойнби, который считал что их все-таки две. Основу древнекитайской цивилизации составляет письменность, которую сами китайцы прочитать не могут. Только ученые. К этой цивилизации принадлежит философ Конфуций (VI век до н.э.). Во 2 в. до н.э. в Китай пришла новая религия – буддизм. И основу новой китайской цивилизации составляет буддийская религия. Вот и судите. Если понимать цивилизацию как мировоззрение, религию, менталитет, свойственные всем народам, то в Китае все-таки существовало две цивилизации. В марте 2003 г. в Китае поставлен памятник в честь пятитысячелетия китайского народа.

Понятия: культура, цивилизация

Для того чтобы лучше разобраться в сложной картине культурно-исторической дифференциации человечества, попытаемся дать предварительные определения понятий «культура» и «цивилизация».

Культура - совокупность знаний, которые человек должен приобрести для обогащения своего духовного опыта и вкуса посредством занятий искусством, литературой и науками. Иногда культура трактуется более широко - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения; в этом смысле она практически «сливается» с понятием цивилизация.

Существует мнение, что культура (понимаемая в узком смысле) в отличие от цивилизации относится к явлениям субъективного порядка, поскольку совокупность знаний у человека может формироваться через образование и средства массовой информации, которые в свою очередь могут контролироваться центральной авторитарной властью в своих целях. В истории можно найти примеры, когда навязываемая обществу культура оказывалась в противоречии с традиционными ценностями цивилизации (нацистская Германия и т.д.).

Термин «цивилизация» впервые вошел в обиход во Франции. Им первоначально обозначались добродетели завсегдатаев просвещенных парижских салонов. Сегодня под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов» (Huntington, 1993).

Совершенно очевидно, что цивилизация может определяться как объективными критериями (история, религия, язык, традиции, институты), так и субъективными - характером самоидентификации. Она может охватывать множество государств (как западноевропейская) или только одно (Япония). Каждая из цивилизаций отличается своей неповторимой спецификой и только ей свойственной внутренней структурой (так, японская цивилизация имеет, в сущности, один вариант; западная цивилизация - два основных варианта: европейский и североамериканский; исламская - по крайней мере три: арабский, турецкий и малайский).

В данном случае цивилизация интересует нас прежде всего как региональное (глобальное) пространство, наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют совокупности компонентов и компонентных связей, причем не следует забывать, что понятием «цивилизация» охватывается не только материальная и духовная культура людей, но и окультуренные естественные ландшафты, т.е., в сущности, природа.

Культурная интеграция мира и регионализм

Одно из замечательных проявлений современного процесса общения - разнообразные культурные контакты человечества. Они берут начало в древнейшие времена с обмена предметами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем новым и непривычным.

На рубеже XX-XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой. Культурная экспансия теперь вовсе не обязательно связана с территориальными завоеваниями. Сегодня стремительно укрепляются экономические связи, расширяется сеть глобальных коммуникаций и средств массовой информации, огромный размах приобрел обмен ценностями культуры в рамках различных национальных и международных программ. Судьбы народов сливаются в одну всемирную судьбу.

Некоторыми западными учеными в этой связи высказывается мнение о том, что мир перерос суверенитет. Действительно, с каждым годом государства делегируют мировому сообществу (в частности, ООН) все больше полномочий. Однако роль государства как стабилизирующей и направляющей силы в процессе мировой интеграции не уменьшается, а скорее усиливается.

Процессы интеграции и регионализма всегда «шествуют» рядом, центростремительные тенденции сменяются центробежными и наоборот. Острое соперничество государств в экономической, военной и идеологической сферах имеет самое непосредственное отношение к культуре и цивилизации.

Культурная интеграция мира может и должна опираться на развитие (возрождение) национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределение в области языка, духовной культуры. Иногда при этом добавляют: и государственность. Однако этот вопрос очень непрост. Начиная с И. Фихте, а отчасти и раньше в европейской общественной мысли утверждалась идея о том, что каждая нация должна иметь свое государство. Но сегодня нация может быть дисперсно «вкраплена» в другую. Нередко суверенитет одного народа автоматически ведет к потере независимости другого. Многие этносы в силу исторических обстоятельств вообще не имеют собственной территории. Проблем и вопросов много, вплоть до того, что не ясно, что вообще следует понимать под нацией?

Культура и общественно-политические территориальные формирования

Существует некая условность, как в определении сторон света, так и в делимитации общественно-политических регионов. Например, стороны света не являются геостационарными: они фиксируются в зависимости от местонахождения наблюдателя (классическая восточная страна Япония по отношению к США превращается в западную). Для того чтобы стороны света из относительных понятий превратились в геостационарные, необходима «логическая точка отсчета» - пространственный центр. Нечто подобное иногда происходит и с общественно-политическими регионами. Так, в свое время по «логике» конфликта между Востоком и Западом Япония, Южная Корея и Тайвань вдруг стали ассоциироваться с Западом, а находящаяся в западном полушарии Куба - с Востоком. Само понятие «Восток» на протяжении столетий неоднократно меняло свое содержание. До XX в. оно употреблялось в зависимости от контекста как синоним Китая, Византийской империи, православного христианства, славянского мира. Примерно с 1920-х гг. Восток стал ассоциироваться с «коммунистическим миром» и приобрел сугубо азиатские контуры. Впрочем, в дальнейшем к Востоку нередко стали относить даже Африку.

В отличие от частей света и общественно-политических регионов культурно-исторические очаги всегда фиксируются как более или менее геостационарные. Связующим элементом таких территорий становится культура, в целом слабо подчиняющаяся усилиям общественно-политического порядка по ее ликвидации или изменению. В отдельных случаях (например, при образовании Российской империи и СССР) географические границы формировались под воздействием скорее политических и идеологических факторов, чем культурных. Иначе трудно объяснить сосуществование в пределах одного государства регионов, принадлежащих к разным цивилизациям.

Вместе с тем даже при перемещении культуры «на месте» остаются элементы «твердого осадка»: архитектурные формы, геопланировка, археологические памятники и т.п.

Цивилизационные пространства

Попытки установления границ существующих ныне цивилизаций наталкиваются на хорошо известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо проявляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как периферийные участки отличаются от ядер увеличением чуждых им особенностей. Так, если Франция, Великобритания или страны Бенилюкса отражают идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, то в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют» - здесь наблюдается своеобразное смешение или переплетение «трансцивилизационных» элементов. Не отражают внезапных межцивилизационных переходов также многие регионы Российской Федерации (например, территории преобладания мусульманской и буддистской идентичностей), Тибет в Китае и т.д.

Распространения цивилизации

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись в разных направлениях - вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долина Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Расширение древнекитайского цивилизационного района в бассейне реки Хуанхэ происходило на северо-восток - в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад - в сторону будущей Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, а на юг - будущего Вьетнама и на восток - Японии. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке - прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и западной Явы и т.д.

Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации - Евро-афро-азиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми - Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и другими. Рост Римской империи на рубеже старой и новой эр вовлек в «цивилизационное поле» Испанию, Галлию, Британию и т.д. Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства происходило за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т.д.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации - индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке иинков (как называют их некоторые историки, «римлян Нового Света») в Южной, народов Черной Африки и др.

Современные цивилизации

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному; так, Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами; 2) китайскую (или конфуцианскую); 3) японскую; 4)исламскую; 5) индуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7)африканскую (или негроидно-африканскую) и 8) латиноамериканскую .

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными.

Взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, но это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. (Например, эмигрантов из Польши французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.)

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен холодной войны, стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой серией недавних конфликтов: мусульмане - иудеи (Палестина - Израиль), мусульмане - индуисты (Индия), мусульмане - буддисты (Мьянма). Думается, у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Цивилизации Востока

Среди «классических» восточных цивилизаций обычно различают китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую. Часто к ним относят также японскую, несколько реже - африканскую цивилизации (народов южнее Сахары).

Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь всегда была невелика. Земля, ирригационные системы и т.д. были собственностью общины. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, а среди его духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание и самосовершенствование. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому данный тип общества получил название традиционного.

Широко известно крылатое выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Но сегодня в эпоху универсализации мировой истории оно нуждается в уточнении. Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества и сохранения стабильности на планете.

Индуистская цивилизация

Как и китайская, индуистская (индийская) цивилизация насчитывает тысячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну рек Инд и Ганг. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом был охвачен весь Индостан и соседние регионы. Впоследствии появились «индуизированные» государства даже на территории современной

Индонезии, которые, по мнению ученых, вовлекли в цивилизационный процесс и далекий Мадагаскар.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста как социальное явление, наиболее соответствующее местной мифологии и религии (каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов). Именно каста, веками обеспечивая стабильность, породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизма, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада (например, восприятие скорее идеала, чем реальности) и т.д. (Ко времени получения независимости в 1949 г. в стране насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.)

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего религия - индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, многочисленные памятники духовной и материальной культуры.

Китайско-конфуцианская цивилизация

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т.д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется «небом» (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т.д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным «оком» государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены и Великого Канала до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох. Наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины «Медицинский канон Желтого императора» (18 томов) был написан около III в. до н.э. В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).

Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях. Своеобразными посланцами китайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).

Важным фактором китайской цивилизации является иероглифическая письменность.

Японская цивилизация

Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны. Но в отличие от Китая, более «скованного» традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский. Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Исламская цивилизация

Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании за исторически короткий срок были объединены в гигантское государство - Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность - исламскую религию.

Со временем ислам проник еще дальше - в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т.д. Своеобразной «экологической нишей» ислама является аридный пояс (сердце арабского мира - пустынная Аравия со священными городами Меккой и Мединой), и несколько неожиданным оказалось широкое проникновение ислама в мусонную Азию. Во всяком случае, сегодня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в частности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую.

Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.) богато и многообразно. Оно включает величественные дворцы халифов (правителей), мечети и мусульманские школы (медресе) в Аммане, Анкаре, Багдаде, Дамаске, Иерусалиме, Каире, Мекке, Рабате, Тегеране, Эр-Рияде и других городах.

Здесь высоко развито искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже. (Меньшее развитие получило изобразительное искусство, так как ислам запрещает Изображать живые существа, особенно человека.) Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна - Ибн-Сина), философов.

Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран.

Heгрo-африканская цивилизация

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

На развитие культуры стран Тропической и Экваториальной Африки сильное влияние оказали колонизация, чудовищная практика работорговли, расистские идеи, целенаправленно насаждавшиеся на Юге континента, массовая исламизация и особенно христианизация («крещение») местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - западноевропейскими миссионерами, насаждавшимиеврохристианские нормы, было положено примерно на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, «правила» жизни разрушаются быстрее, чем формируются новые, «рыночные». Обнаружились трудности в культурной адаптации африканцев к западным ценностям.

Большая часть негроидных народов Африки до XX в. не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно «высокие» религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения по простейшей формуле товар - деньги - товар. Все это пришло к африканцам из других регионов. Однако исходя из принципа «рядоположенности» (равноправности) всех культур и цивилизаций, ошибкой было бы недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.

Цивилизации Запада

Чаще всего к цивилизациям Запада относят: 1) западноевропейскую (техногенную, индустриальную, научно-техническую и т.д.); с некоторыми оговорками 2) латино-американскую и 3) православную (ортодоксально-православную) цивилизации. Иногда их объединяют в одну -христианскую (или западную) цивилизацию. Но независимо от названия цивилизации Запада во многих отношениях противоположны традиционному восточному обществу. Они отличаются относительной молодостью в сравнении с цивилизациями Востока, насчитывающими тысячелетия.

Сложившееся в западноевропейском регионе с его более суровой по, сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества. В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где действовали принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». Эти принципы, часто противопоставляющиеся «созерцательности» традиционных обществ Востока, были сформулированы еще в античной Греции и выдвигали на первый план творческую, преобразующую деятельность человека.

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции. При этом история Европы «писана не голубыми или розовыми красками»: она знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума. «Вечный город» Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура «пропитывает» лишь поверхность остального мира. Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире. Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна. Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере. Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.

Латиноамериканская цивилизация

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.). Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в «заповедное поле охоты на краснокожих» не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно. Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания «исконных» американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной «католизации» местного населения, обращению его в «лоно» западноевропейской цивилизации. И все же длительное «автономное» развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

Православная цивилизация

Она отделена от западноевропейской по линии, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии и отсекающей католические «окраины» Западной Украины и Западной Белоруссии от православных областей. Далее эта линия идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, на Балканах она практически совпадает с границей между Хорватией и Сербией (т.е. с исторической границей между Габсбургской и Османской империями).

О месте православного мира и конкретно России в цивилизацион-ном пространстве Евразии давно ведутся ожесточенные споры (в частности, между западниками и славянофилами, отстаивающими особый цивилизационный путь России). («Да мы уж тыщу лет в Европе!» - восклицает Президент России. «Да, скифы мы, да, азиаты мы!» - отвечают ему оппоненты, цитируя известные стихи А. Блока.)

С одной стороны, Россия - действительно европейская страна: культурно, религиозно, династически. Она в значительной степени сформировала ту культуру, которую принято называть западной (достаточно вспомнить православную теологию и литургию, Достоевского и Чехова, Чайковского и Шостаковича и др.). С другой стороны, значительная часть России - это слабозаселенные, просторные равнины Азии; кроме того, Россия вплотную соприкасается с интенсивно развивающимися регионами Востока. Отсюда специфичность России - евразийской страны, служащей своеобразным мостом и «фильтром» между Западным и Восточным мирами.



Современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастание значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных и традиционных обществ.

Отмечают доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы цивилизации.

Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

Форма социальной организации – община, внутри которой имели место отношения ренты – налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, – глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

1) общество с технологиями добычи;

2) господство аграрно-ремесленных технологий;

3) приоритет индустриальных технологий;

4) общество с сервисными технологиями.

Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.

ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»

Кафедра философии

Реферат на тему:

«Возможно ли существование глобальной цивилизации и глобальной культуры»

Выполнил: Хасанов Э.Д.

Проверила: Казарова Т.В.

Введение.

Понятия культуры и цивилизации.

Общее понятие «глобальной цивилизации».

Западная и Восточная цивилизации, а так же их роль в формировании «глобальной цивилизации».

«Глобальная цивилизация».

«Глобальная культура».

Выводы.

Источники.

Введение .

Мы живём в эпоху глобализации, которая представляет собой процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (таких как экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальную действительность в отдельных странах.

В этом процессе есть как положительные, так и отрицательные стороны, однако в моей работе речь пойдёт не о самой глобализации, а о том, что вытекает из неё. А именно я попытаюсь раскрыть тему о, так называемой, «глобальной цивилизации» и «глобальной культуре».

Исходя из того, что в наше время многие страны и народы (зачастую многонациональные) находятся в тесном контакте и взаимодействии друг с другом, можно предположить, что помимо налаживания различных экономических, политических и прочих связей, между этими странами идёт определённый обмен культурными особенностями (особенностями цивилизационного характера, если угодно). На основе этого можно сделать вывод, что мы имеем предпосылки для формирования той самой «глобальной цивилизации». Но обо всё по порядку…

Понятия культуры и цивилизации .

Прежде чем говорить о понятиях «глобальной цивилизации» и «глобальной культуры», следует пояснить, что собой представляют эти понятия.

Итак, у понятия «культура» имеется две основных трактовки: классическая и постклассическая.

В классическом понимании культура представляет собой совокупный результат материальной и духовной деятельности человека, благодаря которой воспроизводится его сущность.

В постклассической культура имеет следующие значение, это система сверхбиологических программ поведения и деятельности, в которой определяется образ жизни общества.

Как мы видим, трактовки совершенно различны, однако у понятия «цивилизации» их гораздо больше и многие из них противоречивы:

  1. Цивилизация в понимании просвятителей.

«Цивилизация – это высшая ступень исторического развития общества, которая характеризуется господством знаков и их властью, также равноправием граждан и свободой личности, гуманизмом и соблюдением прав человека».

    Цивилизация в понимании историков.

«Цивилизация – это этап развития общества, который следует за первобытностью. Её характеризуют такие признаки, как наличия государства, существование городов, разделение труда, производящее хозяйство и т.д.».

    Цивилизация по А.Тойнби.

«Цивилизация – это сообщество, образуемое на основе единой системы ценностей с характерными чертами хозяйства, политической организации и культуры».

Культура (по Тойнби) являлась условием возникновения цивилизации.

    Цивилизация по О.Шпенглеру.

«Цивилизация – это последний этап в истории народа, свидетельствующий о том, что культура народа мертва».

Шпенглер считал, что цивилизация являлась концом всему, абсолютной гибелью народа. Его мнение кардинально отличалось от прочих, но, как и другие, имело место быть.

Из такого огромного разнообразия трактовок учёным-культурологам, да и не только им, следовало выбрать то, что более прочих бы подходило для понимания. В итоге они остановились на исторической трактовке, сочтя её наиболее приемлемой.

Ну а теперь вернёмся к главному вопросу. Поговорим сначала о «глобальной цивилизации».

Общее понятие « глобальной цивилизации ».

Сложно не заметить, что между государствами, населениями, составляющими эти государства, уже существует определённая связь. Так, к примеру, английский язык уже стал универсальным языком общения. Можно сказать, что если вы заговорите по - английски в любом уголке земного шара, то вас скорее всего поймут. Другой пример, глобальная сеть интернет, она объединяет весь мир, это универсальное средство коммуникации.

Глобализация является предвестником формирования глобальной цивилизации. Внешнюю (материальную) оболочку нарождающейся глобальной цивилизации представляет собой мировая экономика, а ее внутреннее (духовное) ядро – система общечеловеческих ценностей.

В некоторых научных источниках «глобальную цивилизацию» понимают следующим образом: «Глобальная цивилизация - современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации».

Таким образом, современное человечество вступает в новый этап интернационализации, которая представляет собой объединение в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этой унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как правило, происходит при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных цивилизаций только те формы, которые оно в состоянии освоить в рамках своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Западная и Восточная цивилизации , а так же их роль в формировании « глобальной цивилизации ».

В Хартии Земли, принятой ООН, говорится о таком понятии, как устойчивое развитие, в котором речь идёт об объединении всего человечества, как единой «социокультурной семьи». Эта «семья» видит мир, как целостную систему, где все её компоненты: экология, безопасность, производство, потребление и многое другое, - являются общими. А все решения, принимаемые на счёт той или иной части этой системы, должны быть согласованны и нести в себе положительный характер для всего человечества.

Концепция устойчивого развития, рассматриваемая, как духовная программа объединенного человечества, задает новое социокультурное направление, качественно отличающиеся от нынешней природопокорительской («завоевательной») технократической стратегии. Это направление будет определяться диалогом культур Востока и Запада. То, что мы сегодня называем Востоком, представляет собой единую массу твердой суши: Россия, Китай, Индия – громадный кусок Суши, «Срединная Земля», как ее называл великий английский географ сэр Хэлфорд Макиндер. То, что мы именуем сегодня Западом, является одним из мировых океанов, полушарием, в котором расположены Атлантический и Тихий Океаны.

Противостояние морского и континентального миров – вот та глобальная истина, которая лежит в основе объяснения цивилизационного дуализма, постоянно порождающего планетарное напряжение и стимулирующего весь процесс истории. Следует отметить, что ни одна из вышеназванных цивилизационных моделей (ни западная, ни восточная) сама по себе не может стать основополагающим стержнем духа глобальной цивилизации. Каждая из них содержит такие элементы культуры, которые неблагоприятны для устойчивого человеческого развития. Это эгоизм человеческого рода по отношению к природе, характерный для западной цивилизации; это отчуждение человека в восточной культуре.

Духовное пространство глобальной цивилизации формируется на новом уровне интегрального синтеза, превосходящем существующие формы цивилизационного развития. «Глобальный мир, – пишет И.А. Василенко, – необходимо созидать в диалоге цивилизаций как общее пространство многогранной духовности – всегда открытое и вечно совершенствующееся в процессе понимания другого».

Китайский философ Чжан Шаохуа полагает, что в нашей современной жизни уже присутствует эмбрион духа глобальной цивилизации. Его образуют философские идеи:

а) единства всех вещей;

б) единства всего человечества;

в) единство Неба и человека.

« Глобальная цивилизация ».

Если все существовавшие до сих пор цивилизации носили региональный характер, то глобальная цивилизация является общечеловеческой цивилизацией. Она выражает, с одной стороны, единство биологической природы всех людей, с другой – социокультурную целостность человечества. Идея глобальной цивилизации исходит из того, что человек и человечество внутренне едины, что они представляют собой взаимоотражения друг друга. Лишь то, что является необходимым для развития индивидуальной природы человека, представляет ценность для человечества в целом, и наоборот.

Глобальная цивилизация, с одной стороны, вводит индивида в сферу человеческого «рода», с другой – превращает силы «рода» в способности индивида. Подлинный смысл глобальной цивилизации состоит в том, что она гуманизирует (очеловечивает) процесс глобализации и глобализирует человеческую природу. Глобальная цивилизация делает ударение на глубинной природе человека, и в этом смысле она выступает как подлинно гуманистическая цивилизация.

До сих пор творческая природа человека была ограничена узкими рамками национальных традиций, религиозных ограничений и государственных границ. Лишь в последние несколько лет люди раскрыли творческий потенциал глобальной цивилизации. Развитие человека, независимо от национальной или религиозной принадлежности, сегодня становится главным приоритетом общества, стоящим выше любых родоплеменных и государственных интересов.

Как мы можем видеть, «глобальная цивилизация» далеко не вымысел, а абсолютно реальное явление, которое набирает свои обороты. Ну что же касается культуры, может ли она стать глобальной?

« Глобальная культура ».

Должен сказать, что мнений о «глобальной культуре» очень много: одни утверждают, что формирование единой культуры возможно и уже началось; другие, напротив, говорят, что это невозможно. По правде говоря, я придерживаюсь второй точки зрения, т.к. считаю, что нельзя создать такой культуры, которая была бы во всём идеальна и устраивала бы все народы и религии на Земле. Однако я не отрицаю и того, что вполне реально объединение общих идей, пронизывающих все мировые культуры, а уже на основе этих общих идей возможно построение некой межкультурной среды, которая бы объединяла все культуры в одну, но при этом не растворяла их индивидуальные особенности.

«Глобальная культура» - это довольно сложный вопрос, однозначного ответа на который нет. Из всего того, что мне удалось прочитать по теме, я могу сделать вывод, что становление одной общей культуры гораздо более проблематичный процесс, нежели формирование «глобальной цивилизации». А связано это с тем, что культуре свойственно большое разнообразие, т.к. каждый этнос или группа имеет свои особенности, на которых и строится их индивидуальная культура. Мне с трудом представляется возможность объединения всех мировых культур в одну, скорее получится некая «субстанция», где индивидуальные особенности просто перестанут существовать. Ведь в одной культуре существуют одни порядки, обычаи и традиции, которые в другой неприемлемы; этим различиям просто не удастся ужиться вместе, т.к. они будут противоречить друг другу.

Выводы.

Итак, что можно сказать в итоге. Думаю то, что такие вопросы, как «глобальная цивилизация» и «глобальная культура», действительно, актуальны на сегодняшний день. А учитывая то, что мы живём во времена глобализации, когда человечество всей планеты, медленно, но верно объединяется, мы невольно встаём перед фактом, что мы являемся участниками этого процесса. И то, каким будет итоговый результат, зависит от всех нас.

Да, «глобальная цивилизация» - это наше ближайшее будущее, т.к. предпосылок для её создания уже предостаточно. А вот о «глобальной культуре» можно ещё поспорить. Ведь нельзя же совместить эти два понятия, т.к. они определённо различаются. «Глобальная цивилизация» даст нам возможности, которые откроют двери на новый уровень экономических, политических, экологических и прочих материально-вещественных отношений. Однако она не сможет дать человеку духовной пищи в той степени, которая ему необходима. Конечно, если ограничить культурный кругозор человека, то ему и не понадобится больше того, что он имеет (что и происходит в данный момент во многих странах с людьми). Но если человек стремится к познанию и познанию глубокому, то ему просто необходимо иметь доступ к культурным ценностям, наследию и богатствам его и других народов. «Глобальная культура», если такова и появится, сможет дать человеку тот объём духовных знаний, который сможет обогатить его сполна и сделать из человека просвещённую духовную натуру, которая будет совмещать в себе десятки культур. Но может сложиться и так, что эта культура просто станет ненужной, потеряв все свои особенности, достоинства и недостатки. В такой культуре могут раствориться многие понятия, например, понятия добра и зла, любви и ненависти, радости и горя и многое другое. Ценности одной культуры будут тесниться с ценностями другой, а в итоге все они могут потерять свою ценность, став лишь простым упоминанием о нормах человеческого существования.культуры . На несоответствие между цивилизацией и культурой указал еще Ж. Ж. Руссо... многочисленных нитей культуры . На основе синтеза культур формируется единая, общепланетарная цивилизация с глобальной культурой , с единым...

  • Культура и цивилизация . Построение типологии культур и цивилизаций

    Реферат >> Культура и искусство

    Семь чудес света» и пр. Культура и цивилизация . Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг... «чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену... станка. Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового...

  • Глобальные проблемы современности (21)

    Лекция >> Философия

    ... культуры , и окончательная победа техники в культуре , вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. В культуре ... связанная с ним «пристройка», называемая цивилизацией . Когда в списке глобальных катастроф, составленном знаменитым писателем...

  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Намечается различие между понятиями цивилизации и культуры . Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элементов... и одно во всем; локальное равно глобальному . В качестве иллюстрации идеологии единства можно...

  • Цивилизация мировая (от лат. civis – гражданин) – 1) вся сумма позитивных достижений человечества, 2) прогрессивное поступательное развитие мира, 3) нормативное понимание определенного передового социального порядка (чаще всего западного).

    Понимание мировой цивилизации варьируется в непосредственной корреляции с многозначностью и многоуровневостью самого понятия «цивилизация», зависящего от мировоззренческой, гносеологической и аксиологической ориентаций исследователя. В современном обществознании дискуссии о существовании мировой цивилизации занимают важное место. Основные полюсы интерпретации мировой цивилизации – понимание ее либо как реальности, либо как идеального нормативного конструкта. Одновременно существует позиция отрицания существования мировой цивилизации как фикции (А. Тойнби, С. Хантингтон и др.).

    Проблема понимания мировой цивилизации тесно связана и с современными глобальными процессами во всех областях человеческой деятельности. Крайними точками достаточно широкого спектра мнений о сущности процесса глобализации являются, с одной стороны, оптимистические утверждения глобализационной сущности как стирающей цивилизационные различия, своего рода монолог европейско-атлантической цивилизации, «реванш одной цивилизации над многими» (Ф. Бродель); с другой – глобализация рассматривается под негативным углом зрения, глобализационные процессы рассматриваются как ведущие к архаизации незападных обществ.

    Адекватность определения мировой цивилизации определяется ее методологически корректным соотношением с локальными цивилизациями. Вопрос о существовании и соотношении мировой и локальных цивилизаций имеет ряд методологических трудностей, связанных с многозначностью самого термина, обозначающего целую иерархию социально-культурных общностей, обладающих необходимыми признаками. Во-первых, это могут быть по существу этносоциальные организмы (например, цивилизация майя, вавилонская, шумерская и т. д.) , т. е. сравнительно однородные в этническом отношении общности. Во-вторых, понятием цивилизация могут обозначаться и социально-культурные общности более широкого масштаба, в силу своих сущностных характеристик принадлежащих к одному и тому же культурному ареалу (цивилизация эллинская, европейская, латиноамериканская, российская и т. д.). В-третьих, нередко цивилизация обозначает исторически однотипные социально-культурные общности в корреляции с формационным подходом (цивилизация рабовладельческая, феодальная и т.д.). Наконец, понятие «цивилизация» может быть использовано для обозначения всех социальных и культурных достижений человечества, здесь речь идет уже о мировой цивилизации.

    Мировая цивилизация, будучи исторической, связана с социальным прогрессом, фиксируя социальные, материальные и духовные достижения всего человечества, вне зависимости от конкретных региональных, этнических, культурных, политических особенностей. Для цивилизации характерны механизмы социального наследования и преемственности, обусловливающие сохранение и трансляцию коллективного общественного достояния, единого для всего человечества. Мировая цивилизация абстрагируется от особенностей реальных социокультурных общностей, локальных цивилизаций, существующих в определенных пространственно-временных координатах. Локальным цивилизациям присущи устойчивые черты и признаки – традиционная культура, язык, среда обитания, общность экономических или духовных сфер и др. Но любая конкретная форма цивилизации обычно выражает исторически обусловленные, преодолеваемые в ходе развития ценности и явления, позитивные лишь для определенного пространства и времени.

    Понятие мировой цивилизации акцентирует внимание на достижениях в социальной сфере, культурной деятельности в данной общности, на их последовательном росте, обогащении, степени распространения. При этом достигнутые в данной исторической общности результаты материального и духовного производства, социальной деятельности оно сопоставляет с общечеловеческим ценностями.

    Проблема общечеловеческого особенно остро встает всякий раз, когда общество, вступая в переломный момент своего развития, оказывается перед необходимостью выбора между старым, отживающим и новым, нарождающимся социальным строем, между различными альтернативными направлениями своего дальнейшего развития. Новая цивилизация, утверждаясь, должна определить свое отношение к накопленному в процессе предшествующего развития общечеловеческому достоянию, раскрыть место в едином и поступательном движение всемирной истории.

    Современные глобализационные тенденции мира, порожденные новыми технологическими (экономическими, информационными и проч.), культурными (прежде всего связанными с явлениями стандартизации в культуре глобальными проблемами), политическими (существование мирового политического пространства) условиями, приводят к тому, что, ходе их реализации стираются особенности различных локальных цивилизаций. Нередко невозможность безболезненной ассимиляции определенных ценностей и достижений, вследствие их чуждости и насильственного привнесения, порождает политику и различные идеологические течения, которые стремятся оградить свою историческую и цивилизационную специфику (напр., славянофильство, евразийство, африканоцентризм, религозно-фундаменталистские идеологии), возводя своего рода барьер, препятствующий, с одной стороны, унификационным тенденциям, с другой – достижению конструктивного взаимодействия, взаимопонимания.

    Мировая цивилизация впитала в себя результаты деятельности многих поколений людей, эпох, стран, континентов; она вобрала те достижения, знания, которые выдержали испытание временем и которые последовательно фиксировались в коллективной памяти человечества и коллективных представлениях общества. Ее сокровищница пополнялась и пополняется ценностями, созданными в разных условиях, на разных пространствах и в разные времена. Поэтому актуализация проблемы новых межцивилизационных контактов, прежде всего диалогов, отказ от традиционных форм разрешения межцивилизационных конфликтов в сторону толерантности представляется тем фундаментом, на котором может быть основано будущее народов.

    Будущее мировой цивилизации лежит на пути ко все более тесному объединению усилий всех народов для улучшения условий жизни, для решения национальных и мировых задач, встающих перед человечеством в современной техногенной реальности. Выбор этого пути необходим для того, чтобы не только часть человечества, а все население Земли могло обеспечить себя продовольствием, энергией, сырьем, чтобы можно было сохранить природную среду, избавиться от угрозы глобальных проблем, использовать в интересах всей мировой цивилизации те колоссальные возможности, которые открывает перед человеком его выход за пределы нашей планеты. Наконец, подобный выбор необходим для преодоления напряженности в отношениях между государствами, для обеспечения благополучия и благосостояния всех народов Земли.