Open
Close

Двойное слепое исследование. Двойной слепой метод

Двойной слепой метод исследования имеет как философский, так и практический смысл. К этому следует добавить, что весьма распространено мнение о магических свойствах этого метода как о самом совершенном методе оценки препаратов

Двойной слепой метод служит видом контроля для предупреждения влияния предвзятости на результаты исследования. С одной стороны, он позволяет исключить эффекты, вызванные надеждой и беспокойством больного при приеме исследуемого препарата или плацебо, имеющего внешний вид, идентичный активному лекарственному препарату, так как испытуемый (первый «слепой» человек) не знает о том, что он получает на самом деле (препарат или плацебо).

С другой стороны, этот метод исключает влияние заранее имеющихся надежд у исследователя или наблюдающего врача (второй «слепой» человек) на результаты лечения (это бывает бессознательное чувство) при принятии ими решения о выборе плацебо или активного препарата конкретному больному, так как сам врач не знает об этом. В то же время метод обеспечивает общий контроль, так как позволяет провести сравнение эффективности лекарственного препарата и плацебо.

Имеет как философский, так и практический смысл. К этому следует добавить, что весьма распространено мнение о магических свойствах этого метода как о самом совершенном методе оценки препаратов.

Многие специалисты верят в то, что двойное слепое исследование – это вообще все, что необходимо для адекватного клинического исследования, которое они намерены провести. А так как он относительно легко приобретает доверие к себе, то многие исследователи и относятся к нему надлежащим образом. Во многих публикациях специально подчеркивается в названии, что в исследовании был применен именно этот метод контроля, причем делают это не только в тех случаях, когда применение это требует специального упоминания, а просто для того, чтобы заранее предупредить читателя о гарантии в отношении безупречности представленных результатов исследования.

Двойной слепой метод исследования следует использовать тогда, когда эффект лечения нельзя оценить другими, строго объективными результатами. Иногда на первый взгляд кажется, что при данном заболевании критерии клинического состояния больного вполне объективны, тогда как на самом деле это совсем не так. Например, при ревматоидном артрите объем произвольных движений в суставе в большой степени зависит от психологических факторов, так как движения в нем ограничены из-за болевых ощущений, что в свою очередь зависит от психического состояния больного.

Другим примером может служить оценка динамики изменений на рентгенограммах грудной клетки. Она также может быть тенденциозной вследствие наличия или отсутствия у врача энтузиазма в отношении изучаемого метода лечения. В связи с этим в классических химиотерапевтических исследованиях Медицинского Исследовательского Совета Великобритании предусмотрено, что рентгенолог, оценивающий серии снимков, должен быть в неведении о том, какое лечение получал больной.

Двойной слепой метод неприемлем при изучении препаратов, впервые назначаемых больным, когда еще не определены их дозы для человека, однако возможно проведение однозначного слепого метода, т. е. когда только больной не знает, что он получает (плацебо или активный препарат). При изучении лекарственных средств одиночный слепой метод используется редко, так как важно, чтобы врач также не знал, какой применяется препарат. Офтальмологи двойной слепой метод исследования называют двойным маскированным методом.

За последние 30 лет благодаря химиотерапии в лечении психических расстройств произошли глубокие изменения. В некоторых случаях, однако, правомерно задать вопрос, кому принадлежит главная роль в таком лечении: препарату, врачу или самому пациенту?

Вот что произошло в 1953 году с психиатром по имени У. Мендел (W. Mendel), работавшим в то время в больнице Сент-Элизабет в Вашингтоне - одной из самых крупных психиатрических лечебниц США. Мендел заведовал отделением, где лечились преимущественно выходцы из Пуэрто-Рико и с Виргинских островов. Большинство из них были госпитализированы из-за их враждебного или агрессивного поведения; некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопровождении двух телохранителей. Общение с больными еще больше затруднялось тем, что они почти не говорили по-английски, а Мендел не знал испанского.

В это время появился новый транквилизатор -резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы Сент-Элизабет решили провести у себя испытания этого транквилизато­ра, используя двойной слепой метод.

Лица, проводившие испытания и раздававшие своим больным таб­летки, не знали, что одни из них содержали препарат, а другие -просто подслащенную массу. Иными словами, они не знали, относятся либольные к экспериментальной группе, действительно получавшей резер­пин, или же к контрольной группе для проверки эффекта плацебо.

Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов.

Чем занимаются психологи? 127

За несколько дней их агрессивность резко снизилась, и общение больных с психиатром становилось все более дружелюбным, так что решено было даже снять смирительные рубашки. У Мендела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении больных этого типа, и он с нетерпением ожидал результатов, полученных в других отделениях. Каково же было его удивление когда по окончании эксперимента он узнал, что его пациенты и среди тех, кто все время получал подслащенные таблетки совсем без резерпина.

Чем же можно было объяснить изменения в поведении его больных? Анализируя свое собственное поведение, Мендел вынужден был при­знать, что только оно и было причиной этих изменений. С самого начала эксперимента Мендел действительно вообразил, что его подопечные получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными; он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах или улыбке признаки, возвещающие об улучшении их состоя­ния (тогда как раньше он обращал внимание только на проявления агрессивности). Больные в свою очередь отвечали на это тем, что становились более спокойными просто потому, что к ним стали отно­ситься как к полноценным людям. Таким образом, их поведение измени­лось не от воздействия лекарства, а от того, как с ними стали обращаться.

Выводы

1. Единственную гарантию серьезной работы психолога дает его научная подготовка в той или другой области психологии независимо от того, занимается ли он исследовательской или практической работой.

2. Клинический психолог и психолог-консультант оказывают психоло­гическую помощь нуждающимся в ней людям. Первый имеет дело прежде всего с людьми, страдающими психическими расстройствами, которые он пытается диагностировать и лечить, применяя соответст­вующую психотерапию. Второй помогает главным образом людям, проблемы которых связаны с семейными и супружескими отношениями.

Сексолог старается выявить психологические причины сексуальных проблем и найти необходимую терапию. Психолог-консультант помо­гает отдельным людям или целым общинам справляться с возникающими у них проблемами.

3. Школьные и промышленные психологи – это психологи-консультанты, оказывающие помощь учащимся и работающим людям в выборе специальности или места работы. Что касается педагогических психологов и психологов-эргономистов, то они занимаются совершенствованием видов обучения и труда, а также обстановки в учебных заведениях и на промышленных предприятиях в соответствии с потребностями человека.

128 Глава 3

4. Психолог вмешивается во все большее число областей человечес­кой деятельности. В настоящее время возникли и развиваются изда­тельская, юридическая, военная психология, психология религии, вза­имодействий с окружающей средой и даже творчества

5. Генетическая психология - одна из областей теоретической психо­логии, пытающаяся объяснить психологическое развитие индивидуума с момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти, а также механизмы, лежащие в основе этого развития.

6. Психология личности изучает становление у индивидуума свойст­венных ему особенностей. В отличие от этого социальная психология исследует взаимное влияние людей друг на друга.

7. Фундаментальные исследования в психологии направлены главным образом на выявление законов восприятия и научения, а также на изучение мотивации, решения задач и т. п. Психофизиолога особенно интересуют соотношения между нервной системой и поведением, тогда как психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем проведения аналогий с работой вычислительных машин.

8. В психологии используются методы двух категорий описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-след­ственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилуч­шим научным методом.

9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возмож­ность проверить действие независимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменные определяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявлены промежуточные переменные (присущие испытуемым), способ­ные повлиять на результаты.

10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испыту­емых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод.

11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца.

Чем занимаются психологи 129

Литература

Общие работы

Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger

Fourastie J 1966 Les conditions de 1"espnt scientifique, Pans, Gallimard

Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho-

des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d"action, Momreal, Les Editions

Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1"etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart

Цитированная литература

Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970"s, Chicago, Playboy Press Kinse\ А С Pomeroy W В Martin С Е 1948 Sexual behavior in the human male,

Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) "Teachers expectancies Determinants of pupils

I Q gain". Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) "The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness",

Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on R С 1942 "Individual differences", in F A Moss, Comparative Psychology,

Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc R В (1985) "Social facilitation". Science, n° 149, p 269 274

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.

2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет….., наиболее подходящую данному больному.

3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желаю­щим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или...

4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.

5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.

6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных мето­дов...

7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конст­рукторов машин и промышленного оборудования.

8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека

9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных

130 Глава 3

10. Парапсихолог занимается проверкой..... психических явлений, еще не получивших объяснения.

11. ..... используют психологические методы для того, чтобы дополнить те

объяснения поведения животных, которые дают..... .

12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное -это дать..... наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств.

13. При..... наблюдениях используется опросник или карта наблюдений.

14. Результаты опроса тем...... чем лучше..... отражает реальную популяцию.

15. При..... анализе возникает проблема интерпретации зависимости, сущест­вующей между двумя..... .

16. Экспериментальный метод состоит во..... в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого.

17. ..... переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор.

18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой перемен­ной, называют..... группой.

19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим...... чтобы они не были различными для разных испытуемых.

20. Эффектом Розенталя называют..... результатов, вызываемое тем, что..... экспериментатора может передаваться..... .

21. Эффект..... - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответст­вии с его..... .

22. Оценка с использованием..... дает возможность свести к минимуму..... результатов.

23. При графическом представлении результатов изменения..... переменной всегда откладывают по оси абсцисс.

24. В науке не бывает..... фактов; бывают лишь плохие...... не контролируе­мые надлежащим образом.

Верно или неверно?

1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный под­ход в терапии.

2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.

3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.

4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.

5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую под­держку некоторым учащимся.

6. Генетическая психология изучает действие генов.

7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психо­логов.

8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.

9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.

10. Метод наблюдения в естественных условиях -один из самых нудных.

11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям.

12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.

13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.

14. Контрольная группа -это та группа, в которую вводят независимую перемен­ную.

15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Выбрать правильный ответ

1. Звание психолога

а) защищено в большей части стран;

б) не может быть присвоено любым человеком;

в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;

г) может быть присвоено только клиническому психологу.

2. Клинический психолог

а) играет ту же роль, что и психиатр;

б) всегда работает в частном кабинете;

в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.

г) Все ответы неверны.

3. Психолог-консультант

а) работает с обращающимися к нему людьми;

б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;

в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касаю­щиеся людей.

г) Верны все ответы.

4. Педагогический психолог

а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;

б) проводит собеседования и тесты;

в) стремится вводить эффективные методы обучения.

г) Верны все ответы.

5. Генетическая психология

а) изучает психическое развитие личности;

б) уделяет главное внимание изучению детей;

в) связана с биологией;

г) мало занимается пренатальным развитием.

6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается глав­ным образом

а) зоопсихология;

б) парапсихология;

в) психофармакология;

г) психофизиология.

7. Метод опросов

а) использует специально разработанные анкеты;

б) должен применяться на репрезентативных выборках;

в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.

г) Верны все ответы.

8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью

а) установить причинную зависимость между двумя переменными;

б) выявить роль третьей переменной;

в) разъяснить используемые термины.

г) Неверны все ответы.

9. Гипотеза всегда формируется в форме

а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;

б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;

в) теории, основанной на предвзятых идеях.

г) Все ответы неверны.

10. Независимая переменная всегда вводится

а) в экспериментальную группу;

б) в контрольную группу;

в) в обе группы.

г) Все ответы неверны.

11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:

а) лабиринт;

б) характер среды;

в) быстрота научения.

г) Все ответы неверны.

12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введен­ного им наркотика X», следует контролировать

а) дозу наркотика X;

б) число оборотов;

в) пол животных.

г) Верны все ответы.

13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой

а) независимую переменную;

б) зависимую переменную;

в) контролируемую переменную;

г) промежуточную переменную.

14. Двойной слепой метод позволяет избежать

а) эффекта Розенталя;

б) эффекта Хоторна;

г) субъективных интерпретаций.

г) Верны все ответы.

15. Публикация сообщения о результатах эксперимента

а) необходима только в случае получения убедительных результатов;

б) не должна содержать описания использованного метода;

в) не должна вызывать новых вопросов.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, чле­нами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обуче­ния; 7 - эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов;

10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 - контролем; 20-иска­

жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты.

Верно или неверно

1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;

Выбрать правильный ответ

1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;

Сознание и активация

Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталки­вается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.

В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй этап заключается в обработке мозгом инфор­мации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта. Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта обработка информации осуществляется более или менее автоматически, стереотип­ным образом (см. гл. 1). При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решения в этой обработке участвуют и такие высшие функции, как память и мышление. Об этом будет идти речь в третьей части книги.

Главы 4-6 будут посвящены изучению активации и тому, как организм «создает» окружающую среду в зависимости от своих потреб­ностей и ожиданий.

Введение к части 2 135

Прежде всего важно отличать понимание активации психофизиолога­ми от ее понимания в психологии.

Физиологическая активация связана с функцией центров, находящих­ся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; и именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие из внешнего мира и от самого организма, прежде чем они будут при участии ретикулярной формации направлены в кору большого мозга, если окажутся достаточно важными. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психического равновесия.

Психологическая активация представляет собой продолжение фи­зиологической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигна­лов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.

Блестящий камень, найденный на дороге, для геолога означает совсем иное, чем для просто гуляющего человека. Вид луга или леса совершенно по-разному воспринимается художником, инженером, кото­рому предстоит проложить здесь шоссе, водителем, у которого кончился бензин в баке, и фермером, живущим в этом краю. Девятая симфония Бетховена вызывает совершенно различные чувства у обеспокоенного человека, у человека, находящегося под воздействием наркотика, или у дремлющего; и уже независимо от состояния сознания ценитель класси­ческой музыки будет реагировать не так, как любитель рока. Человек, который испытывает сильный голод, будет обращать внимание только на то, чем можно было бы заполнить пустоту в желудке. Сытый же человек, возможно, займется поиском хорошей книги, постарается попасть на футбольный матч или же послушает передачу концерта по радио.

Таким образом, уровень и характер активации будут зависеть от трех взаимосвязанных факторов.

Прежде всего, речь идет об уровне сознания и активации, на котором находится мозг. От информации будет мало пользы, если человек спит или вообще состояние его сознания не таково, чтобы он мог ее принять и усвоить. Уровень активации в основном определяется естественными циклами бодрствования и сна, но он может также видоизмениться, скажем, при медитации или под действием лекарственных препаратов.

Наше восприятие окружающего - результат истолкования сигналов, улавливаемых «антеннами», настроенными на внешний мир; эти антен­ны -наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознатель­ном уровне.

Тем не менее поиск и выбор сигналов будут зависеть от другого источника активации, который постоянно направляет эти процессы. Это уровень врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов - эмоций и чувств.

Разумеется, на самом деле все это не так просто. Активация всегда частично включает предварительную обработку информации позволяющую понятным образом расшифровать сигналы из внешнего и внутреннего мира. К тому же, как мы увидим в последующих главах каждый из этих аспектов активации часто бывает связан с двумя другими. Поэтому раздельно они будут рассмотрены только для ясности изложения


Похожая информация.


Двойной слепой метод

Слепо́й ме́тод - процедура проведения исследования реакции людей на какое-либо воздействие, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента .

Слепой метод получил широкое распространение при проведении медицинских испытаний . Для получения объективных результатов, пациенты делятся на две группы; одна группа получает новое лекарство, а другая, контрольная, группа получает плацебо . При этом пациенты не знают, кто из них находится в контрольной группе. Таким образом исключается так называемый «эффект плацебо», который заключается в том, что состояние пациента может улучшиться просто из-за того, что он думает, что принимает эффективное лекарство. Хотя такой метод повышает объективность исследования, он не исключает субъективной оценки состояния пациента врачом, проводящим исследование. В случае применения двойного слепого метода, врачи, непосредственно участвующие в испытании, тоже не знают, кому из пациентов они дают лекарство, а кому плацебо.

Применение метода не ограничивается медициной, он может и должен применяться в любых случаях, когда испытуемый или экспериментатор могут осознанно или неосознанно повлиять на результат. Например, достаточно очевидно, что при проведении экспертной оценки какого-либо проекта, эксперт, для сохранения объективности, не должен знать, от кого исходит предложение. Однако, организаторы тендера также могут повлиять на результат, выбрав определённого эксперта для оценки определённого проекта. Поэтому важно, чтобы этот выбор также осуществлялся вслепую.

Двойной слепой метод

Двойной слепой метод заключается в том, что не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента.

Двойной слепой метод используется также для научной проверки заявлений о паранормальных способностях, таких как способность читать мысли или определять цвет предметов без помощи зрения (кожно-оптическое восприятие).

В качестве примера того, как субъективные факторы могут привести к ложной интерпретации эксперимента, можно привести историю с открытием т. н. «N-лучей», о котором в г. объявил французский физик Блондо. N-лучи, по его словам, усиливали способность глаз видеть слабоосвещённые предметы. Он заявил также, что сконструировал спектроскоп для N-лучей, в котором использовалась алюминиевая призма. Позже другой физик, Роберт Вуд , посетил лабораторию Блондо. Блондо продемонстрировал Вуду свои опыты и утверждал, что наблюдает на себе действие лучей, несмотря на то, что Вуд перед экспериментом незаметно вынул из спектроскопа алюминиевую призму.

См. также

Ссылки

  • Глава семнадцатая «Вуд - разоблачитель ученых дураков и мошенников. Его война с медиумами» книги Вильяма Сибрука Роберт Вильямс Вуд - Современный чародей физической лаборатории , ОГИЗ, М., 1946.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Двойной интеграл
  • Двойной риск (фильм)

Смотреть что такое "Двойной слепой метод" в других словарях:

    Двойной слепой метод - экспериментальная процедура, в которой ни испытуемый, ни исследователь не знают, что является основным аспектом эксперимента. Двойной слепой метод применяется с целью избежать появления эффектов предубеждения экспериментатора относительно… …

    ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ (МЕТОД) - Экспериментальная процедура, в которой ни субъект, ни человек, проводящий экспериментальную процедуру, не знают, что считается основными аспектами эксперимента. Такие процедуры обычно используются для того, чтобы принять меры против эффектов… …

    Слепой метод - У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой метод (значения). Слепой метод процедура проведения исследования реакции людей на какое либо воздействие, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали… … Википедия

    ДВОЙНОЙ СЛЕПОЙ ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МЕТОД - Вариация двойной слепой методики, при которой в качестве дополнительного контроля в середине эксперимента условия меняются на противоположные. Например, в ходе изучения эффектов лекарственного средства субъекты, получавшие лекарство,… … Толковый словарь по психологии

    Двойной слепой перекрёстный метод - вариант двойного слепого метода, когда в середине эксперимента его условия неожиданно и без объяснений меняются на противоположные. Например, испытуемый переходит с приёма лекарства на плацебо и наоборот, о чём не знает также экспериментатор … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СЛЕПОЙ АНАЛИЗ - Вообще – любой анализ, который проводится без знания условий или без информации, которая могла бы привести к предвзятости в интерпретации. Например, при слепом методе клинической диагностики психолог или психиатр действует, не зная результатов… … Толковый словарь по психологии

    МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА - (англ. experimental method) состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента испытуемые. Применение М. э. целесообразно в тех случаях, когда… …

    метод слепой - предполагает устранение искажающих эксперимент артефактов, связанных с тем, что испытуемым в некоей мере известно, что исследуется и что от них ожидается. Впрочем, знание об этом экспериментаторами тоже может сказываться. Поэтому в практику вошел … Большая психологическая энциклопедия

Не все идеи, которые используют в своей работе ученые, пригодны для всеобщего использования. Нас прежде всего должны интересовать не просто исследовательские методы, а инструментарий, который поможет не-ученым лучше понять, что есть наука, и принимать более взвешенные жизненные решения. Почему три четверти американцев верят в ангелов и ад, половина - в привидения, а треть - в астрологию? Почему четверть американцев полагают, что президент Соединенных Штатов родился за пределами страны и потому не может занимать свой пост? Почему две пятых американцев считают, что Вселенная появилась позже, чем человек приручил собаку?

Давайте не будем пораженцами, которые во всем винят человеческую глупость. Наверняка отчасти так и есть, но давайте немного побудем оптимистами и представим, что все поправимо: дело всего-навсего в отсутствии навыков критического мышления, неумении отделять личное мнение и предрассудки от доказательств. Я верю, что привить их способен двойной слепой контролируемый эксперимент - своего рода научная палка о двух концах, но в хорошем смысле. С одной стороны, это прекрасный исследовательский инструмент: изначально всей полнотой знаний о нюансах эксперимента не обладают не только испытуемые, но и те люди, которые непосредственно проводят экс­перимент, что позволяет свести к минимуму субъективный фактор, к тому же есть контрольная группа, которая помогает проверить объективность полученных результатов. С другой, это еще и прекрасный образовательный, дидактический инструмент, с помощью которого можно научить людей критическому мышлению. Моя идея заключается в том, что не нужно, собственно, проводить двойные слепые контролируемые эксперименты, чтобы этого добиться. Нужно понять сам принцип, уловить его важность и наслаждаться его изяществом.

Если бы в каждой школе детей учили ставить двойные слепые контролируемые эксперименты, наше мышление стало бы более совершенным, и вот в каких областях:

1. Мы бы поняли, что не стоит делать обобщений на основании анекдотов - единичных случаев.

2. Мы бы поняли, как оценивать вероятность того, что эффект, который кажется важным, на самом деле - результат чистой случайности.

3. Мы бы поняли, насколько тяжело бывает исключить в мысленных построениях ангажированность, которая далеко не всегда является результатом нечестности или коррумпированности любого рода. Это очень важный урок. Он оказывает чрезвычайно благотворное действие в том, что касается недоверия к авторитетам и личному мнению.

4. Мы бы поняли, что не стоит поддаваться на искушения гомеопатов и прочих мошенников и шарлатанов, которые остались бы не у дел.

5. Мы бы поняли, что нам необходима привычка к критическому и скептическому мышлению, которая в итоге может спасти мир.

Что такое слепой метод?

Слепой метод - процедура проведения исследования реакции людей на какое-либо воздействие, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента.

Заключается в том, что не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента.

Слепой метод получил широкое распространение при проведении медицинских испытаний. Для получения объективных результатов пациенты делятся на две группы; одна группа получает новое лекарство, а другая, контрольная, группа получает плацебо. При этом пациенты не знают, кто из них находится в контрольной группе. Таким образом исключается так называемый «эффект плацебо», который заключается в том, что состояние пациента может улучшиться просто из-за того, что он думает, что принимает эффективное лекарство (в среднем это происходит у 5-10 % пациентов). Хотя такой метод повышает объективность исследования, он не исключает субъективной оценки состояния пациента врачом, проводящим исследование. В случае применения двойного слепого метода врачи, непосредственно участвующие в испытании, тоже не знают, кому из пациентов они дают лекарство, а кому плацебо.

Применение метода не ограничивается медициной, он может и должен применяться в любых случаях, когда испытуемый или экспериментатор могут осознанно или неосознанно повлиять на результат. Например, достаточно очевидно, что при проведении экспертной оценки какого-либо проекта, эксперт, для сохранения объективности, не должен знать, от кого исходит предложение. Однако, организаторы тендера также могут повлиять на результат, выбрав определённого эксперта для оценки определённого проекта. Поэтому важно, чтобы этот выбор также осуществлялся вслепую.

Двойной слепой метод используется также для научной проверки заявлений о паранормальных способностях, таких, как способность читать мысли или определять цвет предметов без помощи зрения (кожно-оптическое восприятие).