Open
Close

Евангелистом лукой. Святой Апостол и Евангелист Лука

Дни памяти:
31 октября (18 октября по старому стилю)
17 января (4 января по старому стилю) – в день памяти 70 апостолов.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ

Святому апостолу Луке люди молятся о помощи в духовной жизни. Перед тем, как читать духовные или богословские книги, очень полезно помолиться евангелисту Луке, тогда, возможно, будет легче понять скрытые мысли.
Известно, что апостол Лука писал иконы, в том числе и образ Божией Матери, поэтому он является хорошим помощником при иконописании.
Апостол Лука получил медицинское образование, ему можно молиться о помощи в исцелении от недугов и, особенно при глазных болезнях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

Во втором году нашей эры в Сирийском городе Антиохия был рожден будущий апостол Лука. В отличие от других апостолов, он был образованным человеком. С самого детства Лука занимался изучением иудейских законов, греческой философии, он мог разговаривать еще на греческом и арамейском языках. Эти знания помогли ему в дальнейшем общаться с иудеями. Кроме этого, он получил профессию врача.
Когда Лука узнал об Иисусе Христе и о Его учении, он захотел сам увидеть все своими глазами, для чего прибыл в Иерусалим, услышал знаменитую Нагорную проповедь и Заповеди блаженства (Мф. 5–7; Лк. 6, 20–26).. Его поразила честность заповедей и простота мыслей, которые он услышал и, с этого времени, он превратился в верного ученика Господа.
Когда Иисуса Христа схватили римские воины, Лука, в отличие от других учеников, не отрекся от Господа. Апостол был среди тех, кто был рядом с Ним на месте казни и видел страшные муки Спасителя. Лука был вознагражден за свою верность Богу тем, что он первый увидел воскресшего Иисуса Христа.

В Антиохии святой Лука находился вместе с апостолом Павлом. Они очень подружились, в своих посланиях апостол Павел называл Луку братом, возлюбленным врачом. А Лука почитал умного апостола Павла за своего учителя и отца.
Примерно в 62-63 годах Лука, с помощью Павла, написал святое Евангелие, чуть позже были написаны Деяния.

Во время ареста Павла, Лука до самого последнего мгновения его жизни был рядом. По преданиям, он лечил Павла от болезней, которые тот приобрел в темнице – Павла тогда мучили головные боли, у него сильно упало зрение. После того, как Павел был казнен, апостол Лука проповедовал Христову веру в Италии, Далматии, Галии и Греции.
Последними странами, в которых святой апостол обращал в веру язычников, были Ливия и Египет. Уже, будучи в преклонных летах, возвращаясь обратно из Египта, он остановился в Греции в городе Фивы, в котором устроил церкви и поставил в них священнослужителей. Большое количество людей были обращены в христианство, они видели чудеса, которые творил Лука во славу Божию, исцелял людей от телесных и душевных болезней.
Это не понравилась языческим жрецам, поэтому святой апостол Лука был схвачен ими и казнен через повешение. Не дожив до шестидесяти девяти лет, Лука принял мученическую смерть 8 мая 71 года в греческом городе Ахайя.
Святой апостол был похоронен в Фивах. Во время погребения, Господь Бог послал на землю, на могилу любимого ученика целительный дождь, благодаря которому люди мгновенно излечивались от болезней глаз, а слепые прозревали.

Святые останки апостола Луки сегодня есть в Риме в базилике Святого Петра и в афонских монастырях- Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

А в Фивах, на старом кладбище есть храм, в котором находится мраморная усыпальница, ставшая первой гробницей святого апостола. Тут ежегодно, 31 октября (по новому стилю) в день памяти ученика Христова, совершается праздничное богослужение с крестным ходом в честь подвига святого апостола и евангелиста Луки.

ДЕЯНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ЛУКИ

Святого Луку называют первым христианским иконописцем. Он первый написал икону «Елеуса», образ Божией Матери с Младенцем, которая на Руси получила название . После Вознесения Спасителя, в Гефсиманском саду апостол написал икону «Иерусалимская». Кроме них, Лукой была создана и икона «Одигирия» (Путеводительница), которая у нас более известна, как .
Все эти образы были написаны еще при жизни Святой Марии, она благословила их и обещала через них дать «благодать Родившегося от Неё и Её милость ».
Также, благодаря таланту Луки-иконописца, до нас дошли образы первоверховных апостолов Петра и Павла.

Известно, что Лука также был одним из четырех человек, которые написали о земной жизни Иисуса Христа – Евангелие. В его повествовании есть некоторые события, которых нет у других евангелистов. Например, Притча о добром самарянине (Лк. 10, 30–37). С Евангелия от Луки на вечерних богослужениях читается пророчество Симеона – «Ныне отпущаеши» (Лк. 2, 29–35).
Апостол Лука был образованным человеком, он тщательно исследовал и проверял все то, о чем писал, слышал из других уст. В свое Евангелие он включил рассказы Божией Матери, которые слышал от Нее Самой, поэтому именно Лука наиболее подробно описал о Благовещении Святой Девы и встрече Ее с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи Крестителя, о рождестве Святого Младенца, о начале Его земной жизни.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Луко, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ВИДЕО

С вятой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской. Он получил высокое и разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 13). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус (Лк. 24,13-35).

Святой апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла (+ ок. 67) святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения Домициана.

Апостол Лука написал Святое Евангелие в 62-63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди.

Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, повествующую о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Спасителя. Богословским предметом Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое Христовой Церковью от Вознесения и Пятидесятницы до второго пришествия Христова.

По Преданию Святой Церкви, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица, благословляя образы, пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Апостол Лука написал также иконы святых первоверховиых апостолов Петра и Павла.

Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев.

Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских, ему также приписывается авторство первых икон - образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи, как таковой.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке», известное по двум спискам в сборниках кон. XV - нач. XVI в., которое опирается на более ранние византийские сочинения Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста. В сказании дважды приводится прямая речь Богоматери.

И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написании икон никогда не подвергалось сомнению. Так в трактате XVII века «Слово к люботщательному иконного писания», которое приписывается известному русскому иконописцу С.Ф. Ушакову, читаем: «Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах… <…> образ всегда благословенной Богоматери, написанный святым Лукой; когда его принесли к Пресвятой Богородице, предрекла, что в нём будет присутствовать Её благодать».

Интересно, что всё вышесказанное нашло отображение и в древнерусском изобразительном искусстве. Известны два лицевых Евангелия XV-XVI вв. новгородского происхождения с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца, а также иконы XVI-XVII вв.

В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году, читаем:

«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке, другие же две называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского. На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою; на другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой - Милостивою-Киккской, от горы Киккос (монастырь Киккос был основан в 1092 году и по некоторым данным эта икона здесь до сих пор - здесь и далее прим. автора ), находящейся на северо-западной стороне острова Кипр… Все три иконы ныне по благому промышлению Божию находятся в России и известны под именами: Владимирской - Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской. Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Что касается иконы Владимирской Божьей Матери, считается, что она написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1125-1130 годах привезена в Киев, а затем в 1155 году Великим князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор она стала называться Владимирский. Через некоторое время Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.

..Кто разверз озёра этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец..

(М. Волошин «Владимирская Богоматерь»)

Удивительна история и иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Время её появления на Руси точно не установлено. По одним данным, икона была привезена греческой царевной Анной, женой князя Владимира Святого в XI в. из Византии. По другим сведениям, ею благословили другую Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах перевёз икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г., отчего она и получила название Смоленской.

В 1398 году жена московского князя Василия I Софья, спустя 7 лет после венчания, приехала в Смоленск, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского и Русского. Там её отец, Великий князь Литовский Витовт, подарил ей эту икону. Софья увезла подарок в Москву и поставила в Благовещенском соборе. Но в княжение Василия Тёмного она была возвращена Смоленску.

Ещё две иконы с изображение Богоматери Андрониковой и Корсунско-Эфесской, авторство которых тоже приписывается евангелисту Луке, долгое время находились на Тверской земле.

Несложно заметить, что истории икон Филермской и Андрониковой, последняя названа так в честь византийского императора Андроника III, во многом схожи.

Из Египта Филермская икона Божьей Матери была перенесена в Иерусалим, а в V веке греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла её в Константинополь. После падения Константинополя она попадает в руки рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, которые принесли её на остров Родос, а затем - на Мальту. После того, как гроссмейстером ордена стал российский император Павел I, 12 октября 1799 года икона вместе с частью древа креста Господня и десницей Иоанна Крестителя была привезена в Россию в Гатчину.

Из Гатчины икона в последствие переносится в Санкт-Петербург в церковь Зимнего дворца.

Что касается Андрониковой иконы, то по первому сохранившемуся документальному свидетельству об этой иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас.

Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, сын и наследник которого, А.Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. Так икона попала в Россию.

С 1839 по 1868 год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года она была в Троицком соборе Санкт-Петербурга. И только в 1877 году эта уникальная икона была перенесена в женский Вышневолоцкий монастырь во имя Казанской Божьей Матери Тверской губернии.

«Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Икона была ещё и исторической реликвией. Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на её шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись на греческом языке, в переводе на русский она гласила: «сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

В 20-е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона попала в Богоявленский собор Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году. Хотя иногда можно слышать о том, что это был список, а сам подлинник был утрачен ещё раньше. В настоящее время её местонахождение неизвестно. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остаётся надеяться и молиться о том, что эта святая для нашего народа реликвия в конце концов всё же вернётся в свою обитель.

Уже говорилось, что евангелист Лука написал три иконы Божьей Матери, которые со временем оказались в трёх разных городах: Иерусалиме, Константинополе и Эфесе. Но в настоящее время его авторство приписывается ещё нескольким иконам и, порой, довольно сложно понять, о чём на самом деле идёт речь: о списках с икон, написанных евангелистом Лукой или об одних и тех же иконах, потому, что истории их порой очень тесно переплетаются.

Другая тверская икона, которая также приписывается евангелисту Луке, называется Корсунско-Эфесской иконой Божьей Матери. И у этой иконы своя, удивительно красивая легенда, которая во многом совпадает с историей Иерусалимской иконы Божьей Матери.

Дочь полоцкого князя Георгия Предислава, в монашестве Ефросинья, игуменья Полоцкого женского монастыря, ходатайствовала перед византийским императором Мануилом и патриархом Лукой Хрисоверхом отпустить ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Просьбу игуменьи исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года. То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя Александра Невского.

В 1239 году князь новгородский и торопецкий Александр Невский венчался в Богородицком соборе Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда, привезла с собой из Полоцка в Торопец и эту икону. После венчания икона долгое время оставалась в иконостасе собора. Празднование иконы проходило ежегодно 9/22 октября.

Но автор книги «Торопецкая старина» (исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века, издание 3-е, Тверь, 2009) И.И. Побойнин высказывает иное мнение. А именно, что «перенесение Корсунской иконы из Полоцка в Торопец совершилось в 1579 г.». Тогда становится понятно, почему только в 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров, а не значительно раньше, как можно было бы ожидать. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает свое второе рождение.

Стоит обратить внимание, что существующие изображения Корсунской иконы Божьей Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение - в старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма. Это замечание очень важно, так как на Эфесской иконе евангелист Лука изобразил Богоматерь с натуры.

В книге известного исследователя древнерусского искусства А.А. Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божьей Матери попала на реставрацию в Русский музей, где было подтверждено её древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и младенца Христа. Лицо и руки, видимо, были полностью утрачены.

Уже сейчас Корсунско-Богородицкий собор предстаёт перед нами в былом великолепии, и нам остаётся верить и надеяться, что и его главная святыня чудесным образом найдёт в нём своё достойное место.

Сейчас икона хранится в подмосковном соборе Александра Невского.

А вот история Иерусалимской иконы Божьей Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого, доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсона) киевским князем Владимиром, император Василий II преподнёс ему эту икону - с чего, по сути, и началось крещение Руси. В последствие, князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения Новгорода московским царём Иваном IV, после чего она была перенесена в Москву, в Успенский собор. Считается, что во время нашествия Наполеона в 1812 году икона исчезла…

Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, но некоторые источники указывают, что его иконы есть и в других странах. А именно, считается, что одна из них, икона Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года в церкви Сан-Лука близ Болоньи в Италии…

Общеизвестно, что Святой Лука написал три иконы Богоматери с натуры. И если мы внимательно посмотрим на все иконы, которые ему приписываются, обязательно заметим, что на трёх из них - Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской - изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

В библиотеке автора случайно оказалось дореволюционное издание жития святых «Минеи Четьи» за октябрь месяц, где под 18 числом помещено житие святого Луки, в котором есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Компания Aerotaxi aerotaxi-krym.ru/taxi/Simferopol-Aeroport/Alushta предлагает трансфер по маршруту Симферополь - Алушта. Такси встретит вас в аэропорту и доставит по нужному адресу. Даже если рейс задержится, машина дождётся вас, и переплачивать за ожидание не придётся. Цены доступные и зависят от класса заказанного автомобиля. Все подробности можно узнать на сайте компании.

Лука́ (ивр. ‏לוקא‏‎, греч. Λουκᾶς) - апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем. Самое раннее письменное изложения о том, что Лука написал икону Богородицы - в сочинении Федора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история»:

Евдоксия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богородицы, которую написал апостол Лука.

Авторству Луки в Русской церкви приписывается около десяти икон Богородицы, кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь - в Риме.. Среди них Айясская икона (находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе), Владимирская Богоматерь (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне), Киккская Богоматерь (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Мега-Спилеотисская икона (находится в монастыре Мега Спилео, Греция), Сумельская икона Божией Матери (находится в храме в деревне Кастанья, Греция), Тихвинская икона Божией Матери (находится в Тихвинском монастыре, Россия), Филермская икона Божией Матери (находится в Национальном музее в Цетине), Ченстоховская икона Божией Матери (находится в Ясногорском монастыре, Польша), Эдесская икона (находится в храме святых Вонифатия и Алексия в Риме) и ряд других.

Лука упоминается в Посланиях апостола Павла к Филимону (Флм. 24), втором послании к Тимофею (2Тим. 4:10) и в послании к Колоссянам (Кол. 4:14).

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие - поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное (Смотрите подробнее об этом в статье: Тетраморф).