Open
Close

Евгений базаров любовь. Сочинение по произведению на тему: «Любовь в жизни Базарова и Кирсановых» (по роману И.С

Базаров и Одинцова.
В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми. Унизительной и бесплодной была романтическая любовь Павла Петровича к княгине Р. Легким сентиментальным увлечением было чувство Аркадия к Одинцовой, любовь же его к Кате – едва ли не результат только подчинения слабой натуры, более сильной. А, отношение братьев Кирсановых к Фенечке? Сам Павел Петрович в бреду восклицает:
«Ах, как я люблю это пустое существо! »
По-другому любит Базаров.
Его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными.
Так ли это на самом деле?
В его отношении, например, к Фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней Павла Петровича. «Она мать – ну, и права» , - говорит Базаров, справедливо полагая, что Фенечке нечего конфузиться и считать себя человеком второго сорта перед Кирсановыми. Недаром и Фенечка почувствовала доверие к Базарову. «В ее глазах он и доктор был отличный и человек простой» .
До встречи с Одинцовой Базаров, очевидно, не знал настоящей любви. Его первые слова об Одинцовой грубы. Но эту грубость, вызванную более всего отвращением к «красивым» словам, не следует путать с цинизмом и пошлостью. Циничным было отношение к Одинцовой губернского «света» , который преследовал ее грязными сплетнями. Базаров сразу увидел в Одинцовой человека незаурядного, почувствовал к ней невольное уважение и выделил из круга губернских дам: «На остальных баб не похожа» . Развязность и «ломание» Базарова в разговоре с новой знакомкой были свидетельством его смущения и даже робости. Умная Одинцова все поняла, «и это ей даже польстило. Одно пошлое, ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова» .
Одинцова во многом достойна Базарова. И это возвышает его. Если бы он полюбил пустую, ничтожную женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Базаров охотно высказывает Одинцовой свои взгляды, видит в ней умную, понимающую собеседницу. В его разговорах с ней нет злости, сарказма, преувеличенно резких суждений, как в спорах с Кирсановым. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. 1
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что чуждо. На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». 2 А, между тем, мы видим, что он способен на большее чувство. Условие «жизнь за жизнь» кажется ему справедливым. Но, из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он не любил, не пожертвует своими убеждениями во имя любви. Не это ли отпугивало Одинцову? Ведь ее убеждения в корне расходились с базаровскими. И, если для него убеждения дороже любви, то для нее дороже любви покой и комфорт.
В любви Базарова к Одинцовой проявляется его мужественность, решительность.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


«Отцы и дети» - роман о противостоянии, взаимном непонимании двух поколений. Вечная тема. Сама идея романа всегда актуальна, но произведение написано все-таки о людях - современниках Тургенева. Нужно учитывать, что политическая обстановка в России с тех пор изменилась, и больше не существует базаровых (хотя есть похожие типы). Но на тот момент главный герой был живым представителем времени. В этом ракурсе он - единственный представитель «детей» в романе.

Характер Базарова сложен и противоречив. Его взгляды претерпевают изменение под воздействием различных причин. В начале романа Базаров - убежденный нигилист. Он отрицает буквально все: принципы либералов, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, искусство. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, автор заставил его поступиться рядом убеждений, прийти к скептицизму и пессимизму. А ведь поначалу, до встречи с Одинцовой, Базаров из всех столкновений (с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Аркадием) выходил победителем. Еще незадолго до исторической встречи Евгений Базаров - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять их. Что же с ним произошло?

После встречи с Одинцовой в Базарове начинают медленно назревать перемены, порожденные внутренней борьбой. Свое зарождающееся чувство герой сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными - подчас циничными - репликами об Одинцовой.

Приезд в усадьбу Одинцовой - еще один шаг на пути к падению убеждении Базарова. В герое начинают проявляться чувства, ранее не свойственные ему. Например, робость. Он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание. В нем поселяется тревога. Сам понимая, что в нем просыпается отрицаемое им чувство и столь ненавистный ему «романтизм», он всячески пытается бороться с собой. Любовь он всегда считал чем-то вроде болезни. И вот этой болезнью заразился сам. Он с презрительным хохотом и цинизмом отказался бы от всего этого... И не мог. Это и удручает Базарова. Это и заставляет его, когда он признается в своих чувствах Одинцовой, назвать свое чувство «глупым, безумным». Одинцова испугалась этого тяжелого чувства и отшатнулась от Назарова. Для такого гордого человека, как он, этого было достаточно, чтобы без слов понять правду.

От поражения в любви не застрахован никто. Зато в этом испытании проверяются воля, выдержка, стойкость. Но куда же делась стойкость Базарова? Он спасовал перед жизненной неудачей, перед тем, во что вообще не верил. Попав во власть романтики, которую он не называл иначе, как «белибердой», Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами. Им овладевают тоска, уныние, апатия. Он пытается храбриться, в нем идет сложная внутренняя борьба. Меланхолия заставляет главного героя заняться наукой. Он едет в имение Кирсановых.

Внезапно возникшие взаимоотношения Базарова с Фенечкой понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем. Вызов на дуэль, как и все, что делал Павел Петрович, был полон пафоса и извечной английской аристократичности. Самое удивительное, что Базаров этот вызов принял. Хотя проще всего ему было отказаться, ведь он всегда смеялся над подобными обычаями, и ему было все равно, как на него посмотрят. Сам же Базаров сравнивает двух дуэлянтов с «учеными собачками», танцующими на задних лапах. И все же он принимает вызов.

Базаров ранит Павла Петровича, но ведет себя при этом, как истинно благородный человек. Он заботится о раненом, забыв при этом и свои убеждения, и неприязнь к Павлу Петровичу. И это делает Базарова привлекательным в глазах чи тателя. Если смотреть па дуэль как па очередное испытание, то Базаров прошел его с честью, показав себя смелым и честным человеком.

И, наконец, последнее испытание. Смерть. После неудачи с Одинцовой Базаров возвращается в имение к родителям (см. сочинение ). Там его одолевают невеселые размышления о жизни, о невозможности счастья, о тщетности человеческой деятельности. Когда Базаров заражается и понимает, что умрет, он приходит к очень простой мысли. Мысль эта заключается в том, что невозможно отрицать смерть, ибо она сама отрицает все и всех. Поздно, но все же Базаров успевает осознать ложность многих своих убеждений. Не только смерть невозможно отрицать, но и любовь, и традиции, и многое другое. То, что Базаров приходит к такому убеждению, говорит не о слабости, а скорее о силе характера. Сложно бывает признавать свои ошибки. Базаров перед лицом смерти сумел все-таки сделать это. А ведь с его упрямством такой шаг был очень труден.

Испытание любовью

Настоящей причиной всех перемен Базарова и одновременно жизненным испытанием было чувство, которое Базаров испытывал к Анне Сергеевне Одинцовой, хотя впоследствии М.А. Антонович скажет, что Базаров питал к Одинцовой не любовь, «а что-то другое, не похожее на настоящую возвышенную любовь»** Сборник статей. М. А. Антонович. Асмодей нашего времени. с. 439.Так, на смертном одре герой говорит ей: «Ну, что ж мне сказать вам… Что я любил вас? Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь- форма, а моя собственная форма уже разлагается».

Знакомство с Одинцовой происходит в четырнадцатой главе романа. Она умна, независима, горда, обладает решительным характером, но холодна и испытывает «тайное отвращение» к мужчинам». Но Базаров поразил её воображение, заставив много думать о нём. Она так же заинтересовала героя романа своим спокойствием, начитанностью, незаурядностью, умом. Хотя при первом знакомстве с Одинцовой он сначала отзывается о ней грубо и развязно: «Этакое богатое тело!... хоть сейчас в анатомический театр», «эта госпожа- ой-ой-ой». О своей новой знакомой он говорит цинично: «баба с мозгом», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Её холодность его завораживает, хотя Базаров развязно говорит об этом: «вишь, как она себя заморозила!».Но постепенно становится понятно, что за напускным цинизмом Базарова скрывается желание «не рассиропиться». Ранее отрицавший красоту Базаров увлечён ею. Только недавно отвергавший любовь он неожиданно для себя обнаруживает «романтизм»в своих переживаниях и поведении, сознаёт тщетность борьбы с самим собою.

Базаров уже не может сохранять привычную для него выдержку, самообладание, он ловит себя на «всякого рода постыдных мыслях, точно бес его дразнил», вводит в свой лексикон такое понятие, как красота («Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живёте в деревне?»).

В целом, поведение героя становится странным: он «отправлялся в лес и ходил по нём большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя…», «забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать…». Базаров стал часто предаваться мечтаниям: воображал, как её руки «обовьются вокруг его шеи», как её «гордые губы… ответят на его поцелуи». В то же время отгонял от себя эти мысли. Вскоре настаёт время главного испытания в романтической любви Базарова, которое происходит в двадцать восьмой главе романа.

Разговор, на который Анна Сергеевна вызывает Базарова, приводит к окончанию их отношений. Между ними происходит странная сцена. Базаров признаётся в любви к Одинцовой со свойственной ему прямотой и резкостью: «… я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Но аристократический рассудок Одинцовой пугает его «сильное и тяжёлое» чувство, «похожее на злобу». Автор акцентирует внимание на том, что Одинцовой «стало страшно». Она уверяет Базарова, что он не так понял её. Антонович считает, что Анна Сергеевна «узнав его ближе, с ужасом и омерзением от него отворачивается, отплёвывается и «обтирается платком»** Сборник статей. М.А. Антонович. Асмодей нашего времени. с. 438.

Тургенев ясно даёт понять, что волевой и сильный Базаров спасовал перед неудачей на любовном фронте. Начиная с двадцать восьмой главы, читатель может проследить за эволюцией героя в сторону пессимизма и скептицизма: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может», в нём пропадает самоуверенность, возникает озлобление, герой приходит к выводу, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».

Неудачная любовь стала тяжёлым жизненным испытанием для отрицавшего понятие «любовь» Базарова. Он пытается подавить в себе романтические чувства, взять себя в руки, но чувствует своё бессилие, «скуку да злость». Герою даже приходит на ум сравнения себя с муравьём, который тащит полумёртвую муху. Даже,казалось бы, отдушина Базарова- наука(«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и всё возился с ними»)не занимает его настолько, чтобы избавиться от меланхолических мыслей.

По мнению Пустовойта, хотя Тургенев и даёт возможность Одинцовой и Базарову встретиться в конце романа, но только для того чтобы подвести итог их взаимоотношениям. Оба героя понимают, что несостоявшуюся любовь нельзя вернуть, а следует дать ей возможность перерасти в примирение и дружбу, о чём и говорит Одинцова: «Кто старое помянет, тому глаз вон…Одно слово: будемте приятелями по-прежнему. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?»** П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 87.

Откровенно говоря, писатель не склонен верить словам своих героев. Для него понятна психология человеческих симпатий и поэтому совершенно ясно, что мысли людей не всегда совпадают с их высказываниями. Сам автор комментирует объяснение Анны Сергеевны и Базарова таким образом: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Несмотря на все старания Базарова преодолеть чувство злости, Базаров так и остаётся с чувством опустошённости, тоски, порождённых неудачей в любви, хотя сам герой и не хочет этого осознавать. Он старается спрятаться за маской того прежнего Базарова, желая Аркадию счастья, в то же время делает «усилие над собой, чтобы не выказать злорадного чувства», в беседе с Одинцовой на его лице улыбка, хотя в тот момент «ему вовсе не было весело и нисколько не хотелось смеяться».

В конце концов, Базаров приходит к мысли о пустом месте человека «в жизненном нашем чемодане», о том, что счастье невозможно для человека, ведущего «терпкую, горькую, бобыльную жизнь». Тургенев совершенно по-другому описывает состояние Базарова в двадцать седьмой главе: «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась».

Такое состояние героя стало следствием его несчастной любви, причину которому критик Писарев склонен искать в неспособности женщин «серьёзно ответить на серьёзное чувство»такого типажа как Базаров, «и пока женщина будет находиться в теперешнем зависимом положении, пока за каждым её шагом будут наблюдать и она сама, и нежные родители, и заботливые родственники, и то, что называется общественным мнением, до тех пор Базаровы будут жить и умирать бобылями, до тех пор согревающая нежная любовь умной и развитой женщины будет им известна только по слухам да по романам».

Пребывая в удручённом состоянии, герой всё же решается участвовать в медицинской практике своего отца, которая становится причиной его заражения, а впоследствии и смерти.

Как мы видим, Тургенев использовал приём развенчания героя-нигилиста, победителя и человека, увлекающего читателя своей силой, умением вести за собой людей, превосходством ума и прогрессивными взглядами в науке. Он заставляет его полюбить, а затем и отступить перед отрицаемой нигилистом романтикой, доказав, что любовный крах может сломить такого сильного человека.

Между тем, критик Пустовойт отмечает, что «то средство, к которому прибегает в данном случае Тургенев для развенчания нового героя, не только не казалось универсальным и достаточным, но вообще представлялось чем-то вроде картонного меча в поединке» для реальных разночинцев. Прежде всего, реальный разночинец тех времён был «человеком сильным духовно, умеющим быстро подавлять своё горе и во имя общественного дела поступаться личными радостями и удовольствиями. В своей статье о романе Пустовойт приводит пример о Н.А. Добролюбове, пережившем смерть родителей. «На иждивении молодого критика осталось семь младших братьев и сестёр. Но горе не сломило волевого и энергичного юношу. В своём дневнике 18 декабря 1855 года он записал: «Меня постигло страшное несчастье- смерть отца и матери,- но оно убедило меня окончательно в правоте моего дела…». Конечно, речь шла о революционных убеждениях критика** П. Г. Пустовойт. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. с. 89.

Увидев Одинцову, Базаров был смущен и потрясен сдержанной силой и властью этой аристократки. Одинцова в спорах с Базаровым разрушает его односторонний взгляд на людей. Она постоянно заводит его в тупик, он уязвлен, подавлен, смущен. Любовь, которую Базаров отрицал, стала ему понятна. Эта любовь изменила жизнь Базарова, изменила его самого. В душе у него совершается трагический раскол, и он начинает борьбу с самим собой. Жизнь заставляет пережить такие ощущения, которые подрывают основные его убеждения. Отныне в Базарове постоянно живут и борются два человека. Один из них- убежденный противник романтических чувств, тот Базаров, который одержал психологические победы в спорах с Павлом Петровичем; другой- романтик и мечтатель. Но он, влюбленный в Одинцову, всеми силами ума будет давить в себе живое чувство.
Евгений сердится на Одинцову за ее нерешительность в любви и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. Как романтик, он хочет любви Одинцовой; как нигилист, он призирает себя и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Эта неудача в любви повлекла за собой тяжелые последствия в судьбе Базарова. Она привела к кризису его односторонние взгляды на жизнь. Признание своей неправоты не по нутру Базарову, оно до глубины души возмущает его ученую гордость. Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и таинстве смерти, Базаров хочет заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих вопросов. Но как незаурядный человек герой не может с собой справиться: и любовь, и поэзия и сердечное воображение прочно живут в его душе! Сомневаясь в истине старых воззрений и не имея новых, Базаров в своих мыслях о жизни заходит в тупик. Слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценке их как романтизма, чепухи и гнили.
С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.Увидев Оденцову,базаров