Open
Close

Для мам, чьи мальчики не отличаются болтливостью. Задержка речевого развития

Обычно родители начинают беспокоиться о возможной задержке речевого развития своих детей, когда сравнивают их с другими детьми. Например, если ваш сын к двум годам научился произносить лишь несколько слов, а сын сестры в этом возрасте уже очень много и довольно внятно разговаривает, это может стать поводом для беспокойства. При этом многие мамы и папы все же надеются, что все образуется само собой, и ребенок перерастет свои проблемы. Как правило, родители обращаются к специалистам лишь в том случае, если замечают какие-либо другие признаки замедленного развития. Чтобы вовремя оказать помощь ребенку, у которого действительно произошла задержка речевого развития, полезно знать, как речь развивается в норме.

Нормальное речевое развитие

  • До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми они имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол, и так далее). Многие дети в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа», и так далее.
  • 12-15 месяцев. В этом возрасте дети начинают подражать звукам речи взрослых людей, и обычно произносят свои первые слова, как правило, состоящие не более, чем из двух слогов. Они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например: «Дай мне игрушку»).
  • 18-24 месяца. Большинство малышей этого возраста могут произносить 20-30 слов. К двум годам дети начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок обычно распознает привычные для него объекты (в том числе, на картинках), и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и так далее.
  • 2-3 года. Словарь ребенка значительно превышает сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например, большое и маленькое, светлое и темное, и так далее.

Признаки задержки речевого развития

Следующие признаки могут указывать на задержку речевого развития ребенка:

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков;
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты - не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее;
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки;
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы;
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе;
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей (например, он может попросить есть, но не в состоянии объяснить, что ему нравится какая-то игрушка);
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом);
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок. В норме взрослые люди, которые регулярно ухаживают за ребенком, должны понимать половину слов, которые он произносит в два года, и приблизительно три четверти слов - когда ему исполняется три года. К тому времени, когда ребенку исполнится четыре года, его речь должна быть достаточно понятной для всех, даже для людей, которые никогда раньше с ним не общались.

Причины задержки речевого развития

У ребенка, который в целом развивается нормально, задержка речевого развития может быть вызвана проблемами со структурой языка или нёба. Например, короткая уздечка языка может ограничивать его подвижность, и из-за этого ребенок недостаточно четко выговаривает слова.

Иногда у детей нарушены связи в участках головного мозга, которые отвечают за речь. В таком случае ребенку трудно координировать движения губ, языка и челюсти, чтобы нормально произносить звуки. Задержка речевого развития может быть не единственным результатом подобных нарушений; иногда у таких детей возникают проблемы с приемом пищи.

В некоторых случаях задержка речевого развития является частью общих проблем с развитием ребенка, результатом которых иногда становится отставание в умственном развитии.

Проблемы со слухом часто бывают связаны с задержкой речевого развития, поэтому в ходе диагностики детям обязательно проверяют слух. Слабый слух может стать причиной проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи.

Ушные инфекции, особенно - хронические, могут серьезно повредить слух ребенка. В большинстве случаев инфекции удается быстро вылечить, и они не оказывают влияния на речевое развитие. Так или иначе, если хотя бы одно ухо у ребенка слышит хорошо, его речь будет развиваться нормально.

Помощь при задержке речевого развития

При подозрении на какие-либо проблемы с речевым развитием ребенка следует как можно скорее обращаться к врачу. Если окажется, что ребенок развивается нормально, вы избавитесь от страхов, а если нет - ему будет оказана своевременная помощь. Специалисты говорят, что в любом случае лучше проявить необоснованную обеспокоенность, чем обратиться за медицинской помощью слишком поздно.

Если по результатам обследования врач решит, что ребенку нужно терапия, для успешного лечения потребуется активное участие родителей. Обычно им рекомендуется присутствовать на сеансах или учиться принимать участие в процессе. Врач покажет родителям, как работать с ребенком в домашних условиях, чтобы помогать ему постепенно развивать речь. Как именно будет проходить терапия, зависит от особенностей конкретного случая.

Задержка речевого развития — овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней — крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» — автомобиль, «куп-куп» — принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.


От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития : ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление «языковым взрывом».
  • — нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха .

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.


Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
    Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
    1 штуку – с 7 до 10 лет.
    2 штуки – с 10 до 18.
    3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
    Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.


Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.


Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.


Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.


Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.


Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.


Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.


Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики.


  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем


  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней — обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода . Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток - это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Задержка речевого развития у ребенка". Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.


  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи , уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.



  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: "Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый "

Скачайте чек-лист "Задержка речевого развития у ребенка"

А речь вашего малыша нормально развивается? Как узнать что ребенок отстает в речевом развитии, и что делать, если это подтвердилось? Скачайте чек-лист и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития :
- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.
- Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.
Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
Чем раньше, тем лучше.
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.
Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Немного о методах коррекционной работы.
В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

Иногда внимательные родители могут замечать, что у их малыша есть задержка речевого развития: 2 года исполнилось ребенку, а он еще не сказал ни слова.

Ведь как только их чадо появится на свет, они с нетерпением ждут момента, когда малыш заговорит. Часто они испытывают беспокойство: все ли в норме с развитием ребенка?

Задержкой речевого развития называют такое состояние, когда проблема только в речи, а не в умственном и эмоциональном развитии ребенка.

Такой диагноз ставится до 3 лет, если нет соответствия среднестатистическим нормам речевого развития. Это не является никакой патологией, а отражает особенности индивидуального развития крохи.

Лучше как можно раньше определить, есть ли проблемы с развитием речи, и принять необходимые меры. Поэтому стоит ознакомиться с нормами речевого развития:

  1. В 4 месяца ребенок должен активно реагировать на обращение, выражая свое состояние улыбкой, плачем, агуканием.
  2. В 9 месяцев малыш делает попытки произносить сочетания букв: «на-на-на», «ба-ба-ба» и т. д.
  3. В год дети должны освоить произношение 20 легких слов и различать по названиям 200 предметов, привычных для действий. В этом возрасте они понимают, что им говорят, и правильно реагируют на просьбы взять игрушку, подать руку и т. д.
  4. В два года в норме ребенок строит фразы, говорит небольшими предложениями с местоимениями и прилагательными. Знает не меньше 50 слов.
  5. В 2,5 года логопед требует от крохи правильного произношения звуков, кроме «л», «р» и шипящих, построения сложных предложений при наличии в словарном запасе более 200 слов. В этом возрасте дети обычно знают свое имя, различают близких им людей, умеют подражать голосом звукам, произносимым животными и птицами.
  6. Трехлетний малыш предложения объединяет по смыслу, свободно использует местоимения, прилагательные и наречия. Чтобы выявить: есть ли проблемы с речью у трехлетки, нужно, чтобы с ним поговорил незнакомец. Если во время активного диалога взрослый собеседник понял ваше чадо на 75 %, то повода для беспокойства нет.

Если есть задержка речевого развития у детей, то это повод обратиться к специалистам, которые могут подсказать дальнейшие действия, стоит ли беспокоиться или нет.

Каковы причины отставания в развитии речи? Ребенок 2 лет активно развивается. Что же он должен уметь говорить в это время?

Родителям надо забеспокоиться, если их ребенок не повторяет услышанные слова, не пытается выполнить просьбы, не может составить отдельные фразы, его словарный запас включает всего несколько слов.

Причины этого бывают разные, условно их можно разделить на 2 типа:

  1. Врожденные или приобретенные органические нарушения, такие как различные заболевания, оперативное вмешательство, перенесенные в младенчестве; травмы, полученные во время родов и т. д.
  2. Спровоцировать ЗРР могут нарушения, которые вызваны неправильным поведением родителей: отсутствие должного ухода; злоупотребление спиртными напитками; частые скандалы и ссоры, вызывающие стрессовые состояния ребенка.

Как выявить задержку речевого развития?

Часто родители надеются только на логопеда, когда есть проблемы с речью у их малыша. Но эти специалисты работают над произношением звуков, что дает эффект лишь в 5 лет.

Но тогда возможно, что время будет упущено. Что же делать в этом случае?

Потребуется обследование для выявления причины патологии. Для этого нужно:

  1. Показать ребенка сурдологу, чтобы убедиться, что со слухом все в порядке.
  2. Малыш должен пройти тестирование, которое оценит его развитие в соответствии с возрастом. Сюда относятся денверский тест, шкала речевого развития, шкала Бейли (для грудничков).
  3. Врач общается с родителями в присутствии ребенка, чтобы определить, на каком уровне развитие речи у малыша, как он дает знать о своих потребностях. Это поможет выявить, есть ли общая задержка развития.
  4. Врач определяет, как кроха работает языком при кормлении, нет ли моторной апраксии лицевых мышц; насколько он понимает обращенные к нему слова.
  5. Оцениваются условия, в которых живет ребенок, насколько окружение способствует развитию речи у младенца.
  6. Диагностировать нарушения помогут невропатолог, логопед, детский психолог и психиатр; возможно, будет назначено обследование мозга: МРТ, ЭХО-ЭГ. А затем назначается лечение медицинскими препаратами.

Каковы методы коррекции отклонения от нормы?

Если до двух лет выявить задержку речевого развития и начать лечение, то усилия родителей и врачей увенчаются успехом.

Возможно, понадобится комплексное лечение, а не только посещение логопеда, который лишь ставит произношение отдельных звуков.

Речь помогут восстановить следующие виды лечения:

  1. Лекарственные препараты, которые дают нейронам мозга «активное питание». Они назначаются специалистами: неврологом, психиатром.
  2. Физиотерапевтические процедуры. При этом надо учитывать противопоказания, например, электрорефлексотерапию не применяют при судорожном синдроме, эпилепсии, психических расстройствах.
  3. В качестве альтернативной терапии, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, могут быть назначены иппотерапия, дельфинотерапия.
  4. Медицинские препараты не дадут ожидаемых результатов без педагогической коррекции. Педагог-дефектолог, используя индивидуальный подход, проводит с ребенком занятия.
  5. Для коррекции отставания в развитии речи используют музтерапию, арт-терапию, предметно-сенсорную терапию.
  6. Эффективным будет лечение при помощи массажей, направленных на стимуляцию двигательной активности, а также логопедического массажа на точки, расположенные на языке, губах, щеках, руках, мочках ушей. Например, корректирует нарушение речи массаж зондами по Е. В. Новиковой.
  7. Помогут развить лицевые мышцы, подвижность языка, слухового аппарата специальные упражнения:
  • звукоподражание;
  • проговаривание скороговорок;
  • прослушивание и пересказ сказок;
  • деятельность, развивающая мелкую моторику рук;
  • артикуляционная гимнастика.

Тесно взаимосвязаны между собой отделы головного мозга, отвечающие за речевое развитие и мелкую моторику рук, то есть чем лучше развита рука ребенка, тем он раньше и лучше начинает говорить.

Поэтому нужно как можно чаще с детками дома делать что-то руками. Это несложно, просто нужно играть с детьми: складывать пазлы, мозаику, кубики, предлагать собрать конструктор.

Ребенок также с удовольствием примет участие в совместном рисовании, лепке фигурок из пластилина, глины, простейшем вышивании. Есть специальный тренажер, который обучает малышей правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Все эти занятия помогут развивать руку малыша, а соответственно, и речь.

Специалист поможет выбрать нужные упражнения для получения результатов, только нужно будет регулярно заниматься. Если активно заниматься с ребенком 3 лет дома, то показываться дефектологу можно в неделю раз. Если у четырехлетнего малыша наблюдается психическое и речевое отставание в развитии, занятия со специалистом проводятся 2 раза в день, возможно сочетание нескольких специалистов.

Таким детям нужно чаще играть в подвижные игры, особенно музыкальные, связанных с речью, которые развивают память, мышление, сообразительность, фантазию, умение ориентироваться в пространстве. Проводите игры, которые предполагают угадывание по голосу (кто говорит), по звуку (что звучит, какой музыкальный инструмент).

Важно чтобы занятия проходили регулярно и под контролем специалиста.

При значительном отставании в развитии речи дети должны посещать специализированное дошкольное заведение.

Если до семилетнего возраста не удалось справиться с проблемами в речи, то не нужно отдавать малыша в обычную школу, так как ему будет нужна адаптированная школьная программа и помощь узких специалистов.

Какие могут быть последствия?


Чтобы не было негативных последствий, лечить ребенка нужно как можно раньше. Врач-невропатолог при выявленной патологии назначит курс лечения с первого года жизни. Занятия с дефектологом по развитию речи могут быть начаты с двухлетним малышом, это важно для развития мышления, памяти, моторики рук. Логопед обычно исправляет дефекты речи, начиная с 4 лет, помогая малышу правильно произносить звуки, составлять словосочетания и предложения, оформляя их в рассказы.

Но мамам и папам не нужно надеяться только на врачей и педагогов, ведь ребенок с такими проблемами нуждается в ежеминутном внимании. Потребуется немало усилий и терпения.

Если вовремя не обратить внимание на отставание в речи малыша, не заняться его развитием, то в будущем проблемы только обострятся. Кроха будет отставать от своих сверстников по развитию, как интеллектуальному, так и психическому. И с годами еще больше будет заметна эта разница. Потом возникнут трудности с учебой, может встать вопрос о переводе в коррекционный класс или школу.

Чтобы не возникло таких последствий, нужно, уже начиная с внутриутробного развития, ласково общаться с будущим ребенком. Малыш должен расти в любви и внимании, слышать только добрые слова, спокойную музыку колыбельной, тогда больше вероятности, что у него не будет проблем с речью.

Скорее обращайтесь к врачу, если есть подозрение на то, что речь вашего малыша к двум годам не соответствует возрастным нормам. Если в младенческом возрасте будет оказана малышу необходимая помощь, то еще до поступления в школу проблемы будут решены, и ваш первоклассник будет радовать вас своими успехами в освоении школьной программы.