Open
Close

Где родился моцарт город и страна. Краткая биография моцарта

Лев Гунин

ЖИЗНЬ МОЦАРТА И ЕЕ ТАЙНЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

БИОГРАФИЯ

Рождение: 27 января 1756. Место рождения: Зальцбург (Австрия). При крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт (Joannes Chrisostomus Wolfgang Gottlieb Mozart ). Мать - Мария Анна Пертль. Отец - Леопольд Моцарт (1719-1787), выдающийся композитор, педагог и теоретик. Ещё до рождения Вольфганга, в 1743 году, Леопольд получил место скрипача в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. У Марии Анны и Леопольда родились семеро детей. Возможно, все они отличались ярко выраженными музыкальными способностями. Чудовищная детская смертность того времени унесла пятерых. В живых остались лишь двое: Мария Анна (Наннерль) и её младший брат Вольфганг. Оба - наделённые неординарным музыкальным талантом. Как Иоганн Себастьян Бах своих выдающихся сыновей, Леопольд Моцарт стал обучать музыке сына и дочь с самого раннего возраста. Как и Бах, он сам сочинил в 1759 Нотную тетрадь клавесинных пьес с детским репертуаром. Педагогический талант Леопольда и блестящие данные его детей творили чудеса. Пятилетний Вольфганг уже сочиняет несложные менуэты.



Леопольд Моцарт, отец Вольфганга, мать,
и семья Моцартов (справа)

Однако, Моцарт-отец был не только сильным педагогом, но и предприимчивым человеком. Сын и дочь стали его ремесленными инструментами. Отец решил сделать на них состояние. Январь, 1762. Первая "обкатка" двух вундеркиндов (чудо-детей): поездка в Мюнхен, крупный, блестящий культурный центр, где втроём играли в присутствии баварского курфюрста. В то время Германия была раздроблена на множество мелких государств - королевств или княжеств, - в каждом из которых правил отдельный монарх. Решение первое заграничное турне начать с неё отражает антрепренерское чутьё Леопольда Моцарта. Публика в Германии не была так избалована и капризна, как австрийская, и не отворачивалась от своих, немецких, исполнителей. В Австрии, надо заметить, доминировала итальянская школа. Италия в течение веков была частью Австрийской (Священной Римской) империи, так же, как Венгрия, Богемия (Чехия), Словакия, и другие страны. Поэтому пристрастие к итальянской музыке ни в коем случае не шло вразрез с австрийским патриотизмом. Более того, предпочтение итальянских мастеров немецким отражало не подавление немецкого национального музыкального искусства, но стремление знати отдалиться от народа, поставить между собой - и музицирующей на улицах Вены чернью - непроницаемую перегородку. Лишь после Германии, собрав отзывы и рекомендации, Леопольд Моцарт с детьми совершает турне по родной Австрии: в сентябре 1762 г. посещает Линц и Пассау, откуда по Дунаю прибывает в Вену.




Зальцбургский дворец



Зальцбургская церковь


Сестра Моцарта, Наннерль

Благосклонный прием в Германии и рекомендации сделали своё дело: Моцарты обласканы при дворе, их допустили в Шёнбруннский дворец, и дважды их принимает сама императрица Мария Терезия. В Прессбург (так переименовали австрийские завоеватели словацкую Братиславу) добираются опять по Дунаю, где остаются до Рождества, а к рождественскому сочельнику они опять в Вене.




Во дворце

С июня 1763 года по ноябрь 1766 Моцарты гастролируют в течение трёх долгих лет, объездив практически всю Европу: Мюнхен, Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста), Людвигсбург, Аугсбург, Франкфурт, Брюссель, Берн, Цюрих, Женева, Лион, Париж, Лондон. Таков далеко не полный маршрут их путешествий. Во Франкфурте Вольфганг исполнил собственный скрипичный концерт, и среди слушателей был 14-летний Гёте. Приём при дворе Людовика XV. Выступления в роскошном Версале в период рождественских праздников, и - после них - умиление и восторженный визг французской аристократии. В Париже впервые изданы сочинения семилетнего Моцарта (четыре скрипичные сонаты). Затем Лондон (апрель 1764 года): на год с лишком. Всего несколько дней, как приехали, и уже приняты королем Георгом III.


Концерт

Только принцы королевских кровей удостаивались чести общения с монархами ведущих стран Европы, да и то не лишь бы какие принцы, а принадлежащие (как практически все европейские самодержцы, включая российских) к роду Габсбургов (ещё один элемент мирового порядка, установленного австрийским императорским домом). При большом скоплении публики дети демонстрировали свои феноменальные музыкальные способности, примерно так же, как цирковые ребятишки, ходящие по канату - свои. Живший в Лондоне Иоганн Христиан Бах, один из сыновей великого И. С. Баха, - увидел в Вольфганге великого гения, а не живую игрушку. Ценимый лондонским обществом не менее Генделя, Иоганн Христиан был действительно выдающимся композитором.



Моцарт в Лондоне (ему 11 лет), портрет, выполненный
Дж. Вандером Смиссеном (J Vander Smissen)

В своём широко известном труде, советский музыковед Б. Левик описывает, как, посадив Вольфганга на колени, знаменитый композитор играл с ним в четыре руки, или по очереди, исполняя клавесинные сонаты. Ребёнок и умудрённый опытом муж столь тонко уловили стиль друг друга, что даже когда они играли - каждый по очереди, по 4-8 тактов, казалось, что это играет один и тот же музыкант. Не случайно именно в Лондоне юный композитор написал свои первые симфонии. Они появились под влиянием личности и музыки, да и уроков Иоганна Христиана Баха.

После Лондона, в Гааге (сентябрь 1765), Вольфганг и Наннерль едва выжили, перенеся тяжелейшее воспаление лёгких. Мальчик пошёл на поправку только в феврале 1766-го. Несмотря на это, турне продолжается. Названия городов мелькали, как придорожные столбы. И, как будто специально по законам классической драматургии, точку снова ставит Мюнхен, где баварский курфюрст опять слушает вундеркинда, поражаясь сделанными им за такое короткое время успехами. В Зальцбурге не засиживались. В сентябре 1767 года вся семья уже прибыла в Вену. Страшная эпидемия оспы, свирепствовавшая там, своей костлявой рукой успела коснуться детей в Чехии, где отпустила их лишь к декабрю. И, уже в январе 1768-го, не теряя времени даром, они снова появляются в Вене, удостоившись приёма при дворе. Именно тогда бетховенским лейтмотивом судьбы простучали судьбоносные интриги венских музыкантов, из-за которых постановка первой оперы, написанной вундеркиндом, "La finta semplice " ("Мнимая простушка"), была сорвана.



Моцарт в 1789. Рисунок Дорис Сток

Знаменательно, что именно в тот период, в конце 1760-х годов, юный Моцарт наметил основные направления своих композиторских интересов: опробовал себя в жанрах оперы, мессы (его большая месса для хора с оркестром исполнена на открытии церкви), концерта (для трубы), симфонии (К. 45а; исполнена в Ламбахе, в монастыре бенедиктинцев), сонаты, квартета. Этот период моцартовского творчества уже вошел в классификацию Людвига фон Кёхеля (буква К перед порядковым номером сочинения), который периодизировал и разбил по опусам всё творчество великого композитора; эта классификация, дополненная и переосмысленная (самый крупный пересмотр - 1964), сохранилась до наших дней.

Музыкальным сердцем Австрийской империи, несомненно, являлась Италия: где тонкий вкус, школа, каноны и требовательность превосходили всё, что тогда можно было найти в Европе. Не случайно Моцарт-отец оставил турне по Италии "на закуску", предварительно упрочив своё положение в других странах. И всё-таки ещё не был уверен в том, что сможет покорить Италию; потому усиленные занятия и подготовка к поездке продолжались 11 (!) месяцев (Зальцбург). Всего Вольфганг переезжал с отцом через Альпы 3 раза, суммарно пробыв в Италии более года (1769 - 1771). Несмотря на все опасения и скептицизм, турне по Италию оказалось блестящим триумфом. Удалось покорить всех: высшие элитарные круги, верховные власти, аристократию в общем смысле, широкую публику, и даже притязательных музыкантов. Моцарты приняты и обласканы папой Климентом XIV (8 июля 1770 он пожаловал Вольфгангу орден Золотой шпоры) и кардиналом, (эрц-) герцогом Миланским и Неополитанским Фердинандом IV Неаполитанским, и другими властителями. Не менее тёплый приём оказали им местные музыканты. В Милане с Вольфгангом встречаются Н. Пиччини и Джузеппе Саммартини, в Неаполе глава местной оперной школы Н. Иоммелли, композиторы Джузеппе Паизиелло и Майо. В Риме Моцарт слушал знаменитое "Miserere " Аллегри, ноты которого запрещено было переписывать и выносить под страхом наказания. Всё произведение, целиком, Вольфганг, выйдя из церкви, записал по памяти. Такой феноменальной музыкальной ("пространственной"!) памяти не было ни у кого.


Дом в Зальцбурге, где родился Моцарт

Венцом успеха стали заказы на сочинения. В Милане Моцарту-сыну заказали оперу-сериа на карнавальный сезон. В Болонье он занимается контрапунктом под руководством легендарного педагога - падре Мартини, и приступает к выполнению заказа: оперы "Mitridate, re di Ponto " ("Митридат, царь Понтийский"). Мартини настоял, чтобы Моцарт прошёл через испытание знаменитой Болонской филармонической академии. После экзамена академия приняла его свои в члены. На Рождество новая опера с успехом прошла в Милане. Последовал новый заказ - "Ascanio in Alba ". В августе 1771 года отец и сын появляются в Милане для его подготовки. Опера, премьера которой состоялась 17 октября, имела большой успех.


1770. Моцарт в Вероне, в Италии (близ Вероны родился Сальери)

В Италии юного Моцарта ждало светлое будущее. Эта страна, её ментальность, её атмосфера - лучше всего соответствовали характеру моцартовского гения, его солнечной жизнерадостности, гедонизму, открытому и доброжелательному характеру. Не вызывает удивления то, что лучше всего это понимал его отец. Леопольд Моцарт всеми способами добивается получения места для сына в Италии, стремясь закрепить его там. Перед предстоящей свадьбой эрцгерцога Фердинанда - и празднеств по этому поводу в Милане, - Леопольд настойчиво просит эрцгерцога взять Вольфганга к себе на службу. По существующему преданию, Фердинанд удовлетворяет эту просьбу.

И вот тут начинается нечто совершенно фантастическое; как минимум - малообъяснимое.

Когда стало ясно, что - после монаршего письма - работы, места, средств к существованию Вольфгангу не получить, отец и сын нехотя возвращаются в Зальцбург, в свою милую, но опостылевшую клетку. Тут же последовало ещё одно странное, макабрическое совпадение, мрачной канонадой "приветствовавшее" их в родном городе. 16 декабря 1771, именно в день их возвращения, умирает их горячий поклонник и добрый покровитель, князь-архиепископ Сигизмунд. Его преемник, граф Иероним Коллоредо, вряд ли был чудовищем, каким изображён в тысячах биографических очерков. Во-первых, Коллоредо принимает юного композитора к себе на службу, обеспечив его существование годовым жалованьем в 150 гульденов, что для Зальцбурга того времени вполне достаточно. Во-вторых, он заказывает ему "драматическую серенаду" "Il sogno di Scipione " ("Сон Сципиона"), по поводу своих инаугурационных торжеств (апрель 1772); в-третьих, дает разрешение на поездку Вольфганга в Милан, для подготовки новой оперы "Lucio Silla " (с поздней осени 1772 по весну 1773) .

Разрушительное для его карьеры письмо императрицы и кончина архиепископа Сигизмунда не могли не нанести психической травмы, и опера получилась не такой удачной, как предыдущие, не вызвав привычного отклика публики; однако, даже этим нельзя объяснить полное отсутствие новых заказов и странно-враждебное отношение. Нет, это явный заговор, организованный против Моцартов на очень высоком уровне. Отец Вольфганга прозондировал ситуацию обращением за покровительством к великому герцогу флорентийскому Леопольду, меценату и опекуну искусства. Реакция герцога оказалась прохладной, что означало только одно: кто-то мешал карьере молодого гения в Италии. После ещё нескольких попыток получить поддержку высших кругов, Леопольд вынужден был покинуть эту страну навсегда. Б. Левик называет третье пребывание Моцарта в Италии последней относительно светлой полосой его жизни.

В столице империи, Вене, всё то, что имело место в Италии, повторилось. Глухая настороженность власть имущих и прочих влиятельных лиц, переходящая иногда в открытую вражду, интриги в музыкальных кругах, жёсткий прессинг. В Зальцбурге Моцарт оказывается в таком положении, которое можно без большой натяжки назвать домашним арестом. Лишённый всякой надежды, отрезанный от дальнейшей карьеры, он ищет спасения и утешения в творчестве, неистово сочиняя. Квартеты, симфонии (К. 183, 200, 201), духовные сочинения, дивертисменты: жанровая "всеядность" - это самые ранние симптомы графомании. Как видим, виноваты в развитии этого творческого "недуга" у Моцарта те, кто его затравил. Послабление зальцбургского "домашнего ареста" пришло в связи с сочинением и постановкой новой мюнхенской оперы (для карнавала 1775 года), "La finta giardiniera " ("Мнимая садовница"), одной из важнейших вех в его творчестве.

Провинциальная жизнь Зальцбурга и невыносимость зависимого положения переполнили чашу терпения Моцарта. Он порывает с новым архиепископом (окончательный разрыв произошел в период мюнхенской постановки оперы "Идомнея", в 1781 году), став первым в истории музыкантом, отвергнувшим зависимое положение. Об архиепископе он отзывается в самых резких выражениях, называя последнего канальей, и прочими бранными словами, что для того времени, когда классовые перегородки и социальная иерархия казались нерушимыми, совершенно необычно. Примечательно, что разрыв с архиепископом положил начало попыткам "порвать с Австрией" вообще, т.е. уехать насовсем. Это намерение бегства за границу, в эмиграцию, поддерживал и Леопольд. Однако, руки австрийской монархии были очень длинными, достаточно длинными для того, чтобы не допустить закрепления Вольфганга ни в одной другой столице. Степень решимости австрийской императорской династии к расширению своей "опеки" над Моцартом на зарубежные страны недооценил даже такой очень прозорливый и трезвый человек, как его отец.

В сентябре 1777 Вольфганг отправился с матерью в Париж, с твёрдым намерением там остаться. Путь туда лежал через германские государства, где оказалось, что Моцарт в опале, чуть ли не persona non grata . Мюнхенский курфюрст почти демонстративно отказал ему. По пути мать и сын остановились в Маннгейме, важном оперном центре Германии. И тут, при дворе Карла Теодора, Моцарт получил фактически демонстративный отказ. Вопреки установке высших кругов, местные инструменталисты и вокалисты тепло и дружески встретили Моцарта. Но не это заставило его задержаться. Он безумно влюбился в певицу Алоизию Вебер. Её великолепный голос (шикарное колоратурное сопрано) и яркая сценическая внешность сыграли не последнюю роль. Однако, надеждам на совместное с ней большое концертное турне не суждено сбыться. Вначале она симпатизирует Вольфгангу, и в январе 1778 они вдвоём отправляются (инкогнито) ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской. Очевидно, жизнерадостная натура молодого гения отказывается принимать сценарий заговора и подотчетности (в "деле Моцарта") всех этих мелких князей, принцев и принцесс австрийской короне. Надо думать, отказ принцессы Нассау-Вайльбургской отрезвляюще подействовал на прагматичную Алоизию, и она потеряла к Моцарту интерес. Надеясь его оживить, Вольфганг отпускает мать в Зальцбург, а сам остаётся. Однако, отец, который дознался, что его чадо не отправилось в Париж в сопровождении мангеймских музыкантов (как сообщалось), но бесцельно бродит по Мангейму в пароксизмах безответной любви, всем своим отцовским авторитетом понудил сына безотлагательно ехать в Париж вместе с матерью.

В 1778 году ему было предложено место придворного органиста в Версале, по прямой протекции сестры австрийского Императора Иосифа, Марии Антуанетты. Однако, во Франции всё большее влияние приобретает британский король Георг III, по необъяснимому обстоятельству, как и Императрица Мария Терезия, антагонист Моцарта. Французский двор только-только официально отказался от своей поддержки восстания американских колоний против британского короля.

Моцарт же, находясь во Франции, преимущественно посещает круги, поддерживавшие Американскую Революцию. Десять дней он сотрудничал с прибывшим из Лондона Иоганом Христианом Бахом в резиденции аристократической семьи де Ноай (de Noaille), связанной родством с Маркизом де Лафайетом, который отправился в Америку сражаться против британских войск. Тем не менее, все эти обстоятельства сами по себе не могут объяснить присутствия совершенно непробиваемой стены на пути профессионального устройства такого выдающегося музыканта, как Моцарт, в таком городе, как Париж.

Интересно, что Моцарт предчувствует будущую парижскую трагедию, что видно по его письмам. Глухая стена, которой его окружили в Италии и Германии, непробиваемая и безжалостная, обнаружилась и в Париже. Везде, куда бы Моцарт ни обращался, уже были предупреждены о его появлении, и проинструктированы соответствующим образом. Сразу по приезду, ещё в марте 1778, выяснилось, что придворные круги настроены враждебно. Ни громкий успех двух новых симфоний Моцарта, ни приезд из Лондона Кристиана Баха, сделавшего для Моцарта всё, что в его силах, и задействовавшего все свои связи, ни участие других знаменитых и влиятельных личностей не переломили вражды. И это говорит лишь об одном: архитектура этой непреодолимой стены зародилась на высшем политическом Олимпе. Однако, пребывание в Париже, помимо "земной", физической травли, было окрашено некой зловещей, сатанинской вакханалией эзотерических сил, слетевшихся сюда для противостояния светлому гению. Цепочка внешне не связанных между собой мрачных событий расставляет свои чёрные вехи. 3 июля умирает мать композитора, что совпадает с общим апофеозом разгула тёмных сил. Зло, смерть, тайна, всё непознаваемое и непостижимое гипнотизируют нас, и, словно в трансе, Моцарт не спешит с отъездом из Парижа, откуда его вырывает суровый наказ отца.

Подавленный, убитый, Моцарт заезжает в Маннгейм, всё ещё надеясь на ответную любовь Алоизии Вебер, как на последнюю жизненную отраду. Полное осознание того, что его любовницей она никогда не станет, нанесло ему последний жестокий удар, повергнув в состояние беспробудной подавленности. Ужасные мольбы, проклятия и даже угрозы отца, возможно, спасли его от неминуемой гибели, вырвав из Мангейма и приведя домой, в Зальцбург. Таких драматических переживаний для другого было бы достаточно, чтобы психически обесточить и прервать музыкальное вдохновение. Однако, для Моцарта именно творчество становится одной из последних связей с жизнью. Его талант углубляется настолько, перерастая в непревзойденный гений, что ни одного композитора его эпохи уже нельзя сопоставить с ним. Любой жанр, к которому прикасается волшебное моцартовское перо, расцветает всеми красками, начиная жить высшей духовной, эзотерической жизнью. Замечательно сказал о нём Пушкин в своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери": "Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!" Именно смелость мысли больше всего отличает письмо Моцарта. По сопоставлению эмоциональных состояний, психологизму, философии музыки, по ярким образным средствам он превзошел кого бы то ни было. Не говоря уже о том, что он был величайшим мелодистом. Эти годы приносят ряд глубочайших церковных произведений, таких, как "Missa solemnis " до мажор и "Коронационная месса" (К. 337), оперы ("Idomeneo, re di Creta " ("Идоменей, царь Критский"), и другие сочинения. В апреле 1781 года конфликт между Моцартом и архиепископом Коллоредо перерастает в скандальную личную склоку, после чего подано прошение об отставке, а 8 июня Моцарта унизительно выставили за дверь.

Вслед за этими бурными событиями состоялась женитьба Моцарта, и не на ком ином, как на сестре Алоизии Вебер. Он женится на ней против воли отца, который в десятках гневных писем умоляет его порвать с Констанцей. Церемония венчания состоялась 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе св. Стефана. Супруги с одинаковой брезгливостью относятся к ведению финансовых дел, что не может не сказаться на трагическом жизненном финале; однако, в личной жизни Моцарт по-видимому, счастлив с Констанцей, и это стимулирует его творчество.


Констанца Вебер, жена Моцарта

Когда Моцарт оказался под боком у своих преследователей, в их собственном доме (Вене), правила игры изменились. Определённые установки не позволяли им гадить в личных покоях, и до какого-то момента Моцарта если и не оставляют в покое, то внешне терпят его, не вмешиваясь (до поры - до времени) в ход его профессиональной карьеры. Кроме того, Марию Терезию сменил на троне её сын Иосиф II, личность неординарная, и Вена ожила, надеясь на светлое будущее. В июле 1782 года новая опера на немецком языке "Die Entfhrung aus dem Serail " ("Похищение из Сераля"), поставленная в "Бургтеатре", произвела фурор. Моцарт становится народным любимцем и кумиром. Его мелодии звучат повсюду: в домах, в кофейнях и на улицах. Даже придворные аристократические круги относятся с деланной благосклонностью. Исполнительство, преподавательская деятельность и сочинение музыки приносят неплохой доход.

Любопытно отметить, что билеты на его концерты (называвшиеся академиями), распространяемые по подписке, не только полностью распродавались, но и нередко дополнялись за счет экстра-мест. В 1784 году Моцарт только за полгода дал 22 концерта. Всё это можно считать в условиях Вены, где не было недостатка в представлениях, премьерах, концертах, композиторах и музыкантах, явлением феноменального порядка. Необыкновенный успех его инструментальной музыки стимулировал сочинение целой серии фортепианных концертов. Супруга Моцарта, Констанца, хотя, по-видимому, и не была такой великолепной певицей, как Алоизия, тем не менее, вполне могла выступать на профессиональной сцене. Например, в октябре 1783 года она исполнила одну из сольных партий в лучшей (пожалуй) мессе своего мужа - g-moll (К. 427), написанной по случаю приезда в гости (в Зальцбург) к отцу Леопольду и сестре Наннерль. По дороге в Вену супруги заезжают в Линц, где Моцарт пишет блестящую Линцкую симфонию (К. 425).




Неизвестный портрет Моцарта, найденный в России


С 1784 года начинается искренняя и тесная дружба между двумя величайшими композиторами Австрии: Моцартом и Йозефом Гайдном. Позже молодой Бетховен встречается и с тем, и с другим. На представлении квартетов молодого гения Гайдн обратился к отцу Моцарта, Леопольду, с такими словами: "Ваш сын - величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком я слышал". Цикл из шести квартетов, в которых чувствуется влияние Гайдна, Моцарт посвятил ему же. Однако, влияние не было односторонним. Надо говорить о взаимовлиянии. Гайдн в своих поздних сочинениях повторил находки и особенности письма своего младшего современника. Так же, как Кристиан Бах, Гайдн был одним из ангелов-хранителей Моцарта, светлым и добрым покровителем. Однако, вероятно именно он втянул молодого Вольфганга в масонство, сразу же в год их сближения. В масонах состояло немало венских знаменитостей - поэтов, художников, литераторов, учёных, общественных деятелей, врачей, музыкантов. Масонство проложило себе широкую дорогу и в аристократических придворных кругах. Однако, для Моцарта вступление в масоны стало ещё одним фаталистическим, фатумно-трагическим обстоятельством, возможно, приблизившим его безвременную кончину.

Моцарт принимал масонские символы и девизы за чистую монету не потому, что был так наивен, а потому, что, обладая цельной личностью, хотел принимать. (Масонство к тому времени активно подминали под себя иллюминаты и те силы, что за ними стоят). В масонской среде таких доброхотов пытаются остановить любыми средствами, чтобы не допустить отделения внешней антуражной формы бытования от тайных целей и планов руководителей. Тем более опасна для наиболее влиятельных масонских лож пропаганда этой внешней атрибутики ("свобода, равенство, братство") через выдающиеся произведения искусства. Заказать обречённому реквием на свою собственную кончину: это очень в стиле масонских расправ.

Совпадение это или нет, но именно после вступления Моцарта в масоны возобновилась прежняя травля. Его гениальная опера "Le nozze di Figaro " ("Свадьба Фигаро") - наряду с "Дон Жуаном" и "Волшебной флейтой" - вершина его оперного творчества - несмотря на явный успех, была вскоре после премьеры (1 мая 1786) снята, заменённая в "Бургтеатре" новой оперой В. Мартина-и-Солера "Una cosa rara " ("Редкая вещь"). Зато в Праге успех этой оперы оказался просто ошеломляющим, что совпало с политическими чаяниями и предчувствиями пражан. Стремившиеся к независимости от Австрийской империи, чехи почувствовали в опере Моцарта, написанной на сюжет запрещённой цензурой комедии Бомарше, глоток свежего воздуха. Она стала почти что национальной чешской оперой. Под её мелодии танцевали в залах и кофейнях, они звучали на улице, на рынке - везде. Сам композитор продирижировал несколькими спектаклями. В январе 1787 он провёл в Праге более месяца вместе с Констанцей, признаваясь потом, что, после Италии, это было самое счастливое время в его жизни. Зато можно легко представить себе, какое неудовольствие вызвало при австрийском дворе оживление сепаратистских настроений в Чехии, и какой монарший гнев в связи с этим должна была навлечь на себя виновница: моцартовская опера.

Именно Бондини, директор оперной труппы пражского театра, заказал новую оперу, "Дон Жуан". Имеются предположения, что Моцарт сам выбрал сюжет. Под именем "Don Giovanni " она начала своё триумфальное шествие по оперным театрам мира (премьера - в Праге 29 октября 1787). Тем не менее, никакие успехи в Праге не могли исправить "венский облом", тон которому задало снятие "Свадьбы Фигаро" и намеренный (искусственный) провал "Дон Жуана" в той же Вене (на рауте после спектакля на защиту оперы встал один Гайдн). Одно за другим, блокируются или проваливаются другие сочинения Моцарта, а наиболее денежные его ученики переходят к другим педагогам (по нашим данным - Barbara PLOYER, Josepha AUERNHAMMER, и другие). 1786 и 1787 годы стали фатальными, переломными в судьбе композитора. Он полностью раздавлен и обречён, растерзан интригами, преследованиями и просто мрачными обстоятельствами. Как и в Париже, не только жестокие недруги Моцарта, коварные и безжалостные, собрались для расправы с ним, но и "потусторонние" тёмные силы, слетевшиеся на кровавый пир казни светлого гения, ради утверждения зла и несправедливости на земле. В мае 1787 умирает отец композитора, после кончины которого подавленность и уныние стали постоянными спутниками Моцарта. Сарказм, ирония и мрачный пессимизм устанавливаются в его мыслях уже до самого конца его короткой жизни.

Получение должности придворного композитора и капельмейстера Императора Иосифа II уже ничего не решало, тем более, что размер жалованья подчеркивал тонкий яд унижения (всего 800 гульденов ежегодно). Загнанный в угол, Моцарт одалживает деньги у Михаэля Пухберга, члена той же масонской ложи, куда входит и сам. Не в состоянии вернуть крупную сумму денег князю Лихновскому, он сталкивается с судебным иском, который позже проигрывает. Поездка в Берлин, с целью поправить финансовые дела, принесла только новые долги. Как и другие царствующие особы, прусский король Фридрих Вильгельм II не дал Моцарту места при дворе. С 1789 года ухудшилось здоровье Констанцы, а потом и самого Вольфганга, был заложен дом и остальное имущество, готовое пойти с молотка. Год спустя, после кончины Иосифа II, Моцарт не уверен даже в том, что должность придворного композитора, с её небольшим, но всё же постоянным доходом, останется за ним. Он отправляется во Франкфурт - где проходила коронация императора Леопольда - за свой счёт, надеясь быть на виду, не упустить момента. Однако, исполнение его "Коронационного" клавирного концерта (К. 537) не принесло денег даже для покрытия расходов на поездку. Не поправила положения и новая опера "Cosi fan tutte " ("Так поступают все").

В Вене, прощаясь, Моцарт сказал Гайдну, отбывавшему в Лондон, и его лондонскому импресарио Залмону, что больше они не увидятся никогда. Провожая обоих, Моцарт плакал, как ребёнок, и все повторял: "Мы больше не увидимся, нет". До смерти ему оставалось написать свои лучшие произведения: "Die Zauberflöte" ("Волшебную флейту"), Реквием, и несколько симфонических партитур.

Оперу ему заказал для своего "Фрай-хауз-театра" его давний друг Э. Шиканедер, музыкант, литератор, импресарио и актер. (Одновременно пражская опера заказала ему "La clemenza di Tito " ("Милосердие Тита"), над созданием и постановкой которой он работал вместе с женой Констанцей и учеником Францем Ксавьером Зюсмайром (Franz Xaver Süßmayer); для её подготовки они втроем отправляются в Прагу. Премьера "Волшебной флейты" состоялась в Вене 30 сентября 1791 года. Его последним инструментальным сочинением стал концерт для кларнета с оркестром a-moll (К. 622).

Отсчёт дней жизни Моцарта теперь шёл по работе над Реквиемом, который - так вышло - Моцарт писал фактически на свою кончину. К больному композитору пришел гость, неизвестный, одетый во всё серое, и анонимно заказал Реквием. Этот эпизод оказал сильное впечатление на воображение больного. Моцарт был уверен, что сочиняет Реквием для себя. Он, изнемогая, работал над партитурой, лихорадочно пытаясь собственноручно закончить её. Лечившаяся в Бадене Констанца поспешно вернулась домой, как только осознала, насколько серьёзно болен её муж. С 20 ноября 1791 года Моцарт больше не вставал с постели, и писал музыку лёжа. В ночь с 4 на 5 декабря он стал бредить; ему мерещилось, что он играет на литаврах в Dies irae своего незаконченного Реквиема. Примерно в пять минут первого ночи он пытался привстать, звукоподражая губами партии литавр, но упал назад, головой к стене, и застыл, бездыханный.

Моцарта отпевали, как нищего из нищих, в часовне собора св. Стефана . В последний путь на кладбище св. Марка тело Моцарта отправилось в одиночестве, и было похоронено без почестей, без свидетелей, в общей могиле для бедняков . Позже само местоположение этой могилы начисто забыли. Ни креста, ни памятника, ни даже скромного надгробия никогда не устанавливалось. Надгробие, не материальное, но духовное - возвёл для своего великого учителя Зюсмайр, который закончил Реквием, положив на музыку и оркестровав те отнюдь не малые фрагменты текста, что сам Моцарт пропустил (часть аранжировок выполнил protégé Моцарта, Йозеф Эйблер (Joseph Eybler). Точно так же другие композиторы оканчивали величайшие композиции Шуберта, Мусоргского, Скрябина, и других гениев, наделённых похожей судьбой. Ни один из гениальных фортепианных концертов Моцарта, ни одна из его зрелых симфоний не были изданы во время его жизни.

Чудовищная несправедливость, преследования, интриги и зависть: удел самых крылатых, самых светлых людей на грешной земле, и в судьбе великого Моцарта, как в зеркале, отразилась участь тысяч и миллионов других талантливых и чистых созидателей духа.

Похоже, что легенда об отравлении Моцарта была порождена в среде австрийской политико-аристократической верхушки как стремление отвести вину за непризнание и гибель великого композитора от находящегося в перманентном кризисе и попадающего под молот ещё более реакционных сил политического режима, переложив её на плечи частного лица (Сальери). И подлинный мотив-причина гибели Моцарта (политический деспотизм (от свирепой цензуры, до насаждения "разрешённой" эстетики) искусственно подменяется сведением личных счётов. Даже если бы Сальери и в самом деле отравил Моцарта, он сделал бы это по приказу императора Леопольда или кого-то другого. Однако, и не убивая физически своего соперника и друга, Сальери - своим бюрократизмом и тонкими интригами - сильно отравил ему жизнь. Сальери был придворной игрушкой и орудием двора против Моцарта. О степени его вины перед мировым музыкальным гением поговорим в дальнейшем.

Автограф "Свадьбы Фигаро"

=============================================


Лев Гунин

ЖИЗНЬ МОЦАРТА И ЕЕ ТАЙНЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(ОКОНЧАНИЕ)

3. ВЛИЯНИЯ

Музыка Леопольда Моцарта, отца великого композитора, не так редко звучит на волнах монреальских музыкальных радиостанций. Она есть в библиотеках и фонотеках. Уху неискушенного слушателя нетрудно её спутать с музыкой его прославленного сына. Профессиональный же музыкант сразу понимает, что это не Вольфганг Амадеус, хотя трудно с ходу сказать, чего же в музыке Моцарта-отца "не хватает". Наверное, яркого мелодизма, устремленности, блеска и смелости мысли, равных "моцартовским". Произведения Леопольда Моцарта "слишком" академичны и "правильны", хотя и в них тоже есть свежее, разностороннее чувство. Бросается в глаза сильное влияние Гайдна. Ясно одно: зрелый Моцарт-сын - это тот же Леопольд Моцарт-отец, только углубленный, расширенный, облагороженный и целеустремленный.

Влияние Петцольда и Телемана, Букстехуде, Шютца и Бюргмюллера прослеживается по волевым и жизнеутверждающим мотивам, часто следующим звуками тонического трезвучия. Излюбленные Моцартом варианты каденций иногда "дополняются" типично телемановскими интонациями.

Драматизм минорных симфоний (например, двух g-moll"ных) вызывает в памяти особенности симфонизма Я. Ваньхаля. В Зальцбурге Моцарт находился под влиянием Михаэля Гайдна, брата Йозефа, во многом разделявшим стиль последнего. Однако, у Моцарта никогда не проявляется "usus tyrannus" ("кандалов обычая"; выражение Серова); он нарушает любой канон, если что-то становится на пути его самовыражения. Как любит говорить известный в Монреале музыкант Юлий Туровский, гении всё делают "не так, как надо". Отметим, что помпезность, триумфальные интонации и тяжеловесность не только Генделя, но и раннего представителя Венской Школы - Глюка - отталкивает Моцарта. Во время пребывания в Париже он почти ничего не сообщает о глюковских операх, хотя о вражде между пиччинистами и глюкинистами гудел весь Париж, и творения венского классика неизменно вызывали страшный ажиотаж. Нет сомнения в том, что на Моцарта повлияла не австрийская, а, скорее, итальянская и немецкая школа оперного искусства, и что ему были известны шедевры Монтеверди, Беллини, Доницетти, Скарлатти, Пиччини, и т.д. Однако, главными образцами для изучения и подражания стали для него итальянские оперы Паизиелло (неаполитанский композитор, в числе других встречавшийся с юным Вольфгангом по время пребывания его в Неаполе (1770); позже - придворный капельмейстер в Санкт-Петербурге при Екатерине Великой: 1776 - 1784), Доменико Чимароза (придворный композитор в Санкт-Петербурге - с 1787 по 1791 год), и Антонио Сальери (старший друг и соперник, консультант и наставник Моцарта). Интересно, что Мартин-и-Солер, музыкант испанского происхождения, сочинявший итальянские оперы, ещё один опасный соперник Моцарта, тоже был придворным композитором в Санкт-Петербурге. Джованни Батиста Касти, основной либреттист Сальери и соперник основного либреттиста Моцарта, Да Понте, тоже какое-то время жил и работал в России, в Санкт-Петербурге. В Мангейме на Моцарта произвела большое впечатление опера И. Гольденбауэра "Гюнтер фон Шварцбург". Влияние Глюка всё же имело место, особенно оперно-хоровая манера последнего.

Насыщение сочинений Моцарта немецким народным фольклором произошло в немалой степени благодаря Эммануэлю Шиканедеру (Emanuel Schikaneder), с которым Вольфганг познакомился в конце 1770-х годов. "Скоморошные", странствующие труппы народных театров посещали Зальцбург, и одним из таких театров руководил Шиканедер - импресарио, актер, режиссер, музыкант, литератор и драматург. Шиканедер во всю силу своих легких провозглашал свободу от деспотии, народность, любовь к отечественной культуре, свободомыслие и преодоление пут ортодоксального мышления. Именно он был партнером Моцарта по созданию вершины моцартовского оперного творчества: "Волшебной флейты". Шиканедер не только заказал эту оперу, но и создал гениальное либретто, высоко ценимое Гете. Эстетика Моцарта и Шиканедера предвосхитила Вебера и Вагнера, и была самой передовой для того времени. Шиканедер стал ещё одним светлым ангелом-хранителем Моцарта в сонме его "оруженосцев".

Элегантный, лёгкий стиль Кристиана Баха называется в числе самых сильных влияний. Его "умная", затейливая музыка, искренность и задушевность, итальянская ясность и пластичность не только мелодий cantabile , но и гармоний, стройная красота и кристальная чистота формы: всё это получило продолжение и развитие в композициях Моцарта. Творчество отца Иоганна Кристиана - великого И. С. Баха - Моцарт стал серьёзно изучать сравнительно поздно (как и Генделя). Вершина духовной музыки Вольфганга Амадеуса, его Реквием - отражает несомненное влияние И. С. Баха. Не надо забывать и о том, что у Моцарта были великолепные учителя, самые лучшие в ту эпоху: его собственный отец, падре Мартини, Кристиан Бах, Йозеф Гайдн, и другие. Именно благодаря им Вольфганг виртуозно овладел контрапунктом, гармонией, аранжировкой, и другими элементами композиторской техники. О воздействии Сальери поговорим в соответствующей главе.

В камерной и симфонической музыке чувствуется большее влияние венских композиторов старшего поколения, таких, как Вагензейль и Монн. Не меньшее значение имело влияние итальянских мастеров - Фрескобальди, Аллегри, Альбиони, Беллини, А. Корелли, Л. Боккерини, А. Вивальди, Дж. Батиста Витали, Марчелло Бенедетто, Доменико и Алесандро Скарлатти, Джовани Агрелл, Доменико Зиполи, Аттилио Ариости, Джузеппе Тартини, Г. Перголези, Доминико Габриэлли, и других. Итальянская музыка, этот безбрежный океан сотен (или тысяч?) своеобразных, часто весьма ярких талантов, - оказала несомненное влияние на Моцарта. Близость её типичным особенностям, итальянским предшественникам, современникам и даже последователям (парадокс, но это так) особенно ощущается в клавирной музыке гения. Муцио Клементи, Доминико Скарлатти, Чимароза, и другие выдающиеся клавирные композиторы имели много общего с клавирной манерой Моцарта. Проникновение в интонационную сферу Моцарта интонаций славянского типа также улавливается чутким ухом.

С итальянской музыкой Моцарта роднит жизнелюбие, непосредственность, задушевная теплота, искристое или очень лирическое изложение основных тем, их яркость, простота и вокальная напевность, комплексное отношение к гармониям. Возможно, на Моцарта оказали влияние также французские клавесинисты: Рамо, Люлли и Куперен. Несомненно влияние английского композитора Пёрселла в некоторых интермедиях. Отдельные места в камерных произведениях Моцарта "напоминают" о Леклере.

Моцарт - это явление общеевропейское, живое, всестороннее, непосредственное и бесконечное. Поэтому любая европейская культура может считать его своим.

(конец первой части )


===============================================


– гениальный австрийский оперный композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, органист, обладавший феноменальным музыкальным слухом и способностью к импровизации. Признан одним из величайших композиторов.

Родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург (нынешняя территория Австрии) в музыкальной семье. Отец Моцарта, Леопольд, работал музыкальным педагогом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Он же и обучал маленького Моцарта основам игры на , скрипке и органе. Уже в три года Моцарт подбирал терции на клавесине, а в возрасте пяти лет сочинял несложные менуэты.

В 1762 году юный композитор с семьёй переезжает в Вену, а затем в Мюнхен, где даёт концерты вместе со своей сестрой. Далее всё семейство путешествует по городам Германии, Голландии, Швейцарии, заезжает в Париж и Лондон, где их встречает восторг и удивление слушателей, пораженных красотой и поэтичностью музыки.

Еще в 17 лет у Моцарта насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты

В 1763 году (в возрасте 7 лет) в Париже изданы первые сонаты Вольфганга для клавесина и скрипки. В 1770 году Моцарт отправляется в Италию, где знакомится с популярным на то время итальянским композитором Йозефом Мысливечеком. В этом же году в Милане ставится первая опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский», которая была принята публикой с большим успехом. Уже через год, с таким же успехом, выходит в свет вторая опера – «Луций Сулла». Еще в семнадцатилетнем возрасте у него насчитывалось 4 оперы, 13 симфоний, 24 сонаты, а также огромное количество мелких композиций.

В одном из своих путешествий юный композитор первый раз в жизни влюбляется по-настоящему в 16-летнюю Алоизию Уэбер и проводит с ней большое количество времени. Но вскоре об этих встречах узнаёт отец Моцарта и приказывает сыну немедленно вернуться домой, так как социальное положение семьи Уэбер ниже Моцартов.

Супруга Моцарта Констанца

Вернувшись в Зальцбург в 1779 году, Моцарт получает должность придворного органиста. Но уже в 1781 году он окончательно переезжает в Вену, где в возрасте 26 лет женится на Констанце Вебер.

Здесь, в Вене, он приобретает широкую известность. Однако с оперой у него не складывается, и лишь в 1786 году была поставлена «Свадьба Фигаро». Но после некоторых представлений она была снята и не ставилась длительное время. Зато в Праге опера получает большой успех, благодаря которому композитор получает новые заказы из Праги.

И уже в 1787 году выходит опера «Дон Жуан». В том же году Моцарт получает должность «императорского и королевского камерного музыканта». Жалование композитора состоит из 800 флоринов, но это не может полностью обеспечить Моцарта, и у него накапливаются долги. Пытаясь как-то исправить финансовое положение, Моцарт набирает учеников, но этого оказывается недостаточно, чтобы расплатиться с долгами. Долгое время композитор пользуется покровительством императора Йосифа, но в 1790 году тот умирает, и на престол восходит Леопольд II, который оказывается безразличным к музыке Моцарта. Материальное положение композитора становится таким безвыходным, что он вынужден выехать из Вены, дабы избежать преследования кредиторов.

В 1790 – 1791 годах издаются последние оперы Моцарта: «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

20 ноября, почувствовав сильную слабость, Моцарт слёг, а уже 5 декабря тридцатишестилетнего музыкального гения не стало.

Причина его смерти является спорной, большинство исследователей считают, что умер он от ревматической лихорадки. Однако есть легенды об отравлении Моцарта композитором Сальери. Местом погребения великого композитора стала могила для бедняков в пригороде Вены, на кладбище Святого Марка. Его предполагаемые останки были затем перенесены на венское Центральное кладбище Zentralfriedhof.

Знаменитые произведения:

Оперы:

  • «Долг первой заповеди», 1767 – театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт», 1767 – ученическая музыкальная драма
  • «Бастьен и Бастьенна», 1768
  • «Притворная простушка», 1768
  • «Митридат, царь Понтийский», 1770 – в традициях итальянской оперы
  • «Асканий в Альбе»,1771 – опера-серенада
  • «Луций Сулла», 1772 – опера-сериа
  • «Мнимая садовница», 1774
  • «Свадьба Фигаро», 1786

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
  • «Большая месса», 1782
  • «Реквием», 1791
  • 41 симфония, в том числе:
  • «Парижская», 1778
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром.


Имя: Вольфганг Моцарт (Wolfgang Mozart)

Возраст: 35 лет

Место рождения: Зальцбург, Австрия

Место смерти: Вена, Австрия

Деятельность: композитор, органист, пианист

Семейное положение: был женат

Вольфганг Амадей Моцарт - биография

Моцарт рано познал успех и славу, сочинил более шести сотен гениальных произведений. Концерты, оперы, симфонии и сонаты исполняются оркестрами многих стран, изучают во всех музыкальных школах мира. Великий виртуоз, которому подвластны были несколько инструментов, способных извлекать музыкальные звуки. Композитор обладал абсолютным слухом и изумительной памятью.

Детство, семья Моцарта

Родился Вольфганг в семье скрипача, служащего у графа Штраттенбаха в его капелле при дворе. Не все многочисленные дети, рождавшиеся у четы Моцартов, смогли выжить. Будущий композитор родился чрезвычайно слабым младенцем, левое ухо имело дефект при рождении. Но всё это не помешало мальчику выжить и прославить род и фамилию своего отца. Мария Анна и Вольфганг родились с разницей в возрасте в четыре года. Дети уже в самом начале своей биографии познавали азы музыки.


Отец учил игре на клавесине дочь, а трёхлетний малыш уже внимал чарующим звукам, подходил к инструменту, пробуя постепенно проиграть некоторые услышанные им мелодии. Видя, как тянется к музыке сын, Леопольд Моцарт уже с четырёх лет начал обучать мальчика играть на инструменте. Уже через год ребёнок сам сочинял небольшие пьесы. С шести лет самостоятельно освоил игру на скрипке. Юный музыкант, как и его сестра, получили прекрасное домашнее образование. Вольфганг был очень способным мальчиком, который постигал любой предмет с увлечением.

Талант Моцарта

С шести лет сын радовал отца музыканта своими способностями: Наннерль (так звали девочку в семье) пела, а Вольфганг Амадей вдохновенно играл свои и чужие пьесы. Глава семьи решает отправиться с детьми с гастролями по Европе. Больше всего зрителей собирали концерты вслепую. Моцарт-старший завязывал ребёнку глаза, на клавесин клали платок. Мальчику не нужно было видеть, он чувствовал музыку, каждый звук он предугадывал, знал расположение каждой клавиши на инструменте.


На таких выступлениях ребёнок никогда не ошибался и не фальшивил. Это очень удивляло и восхищало публику. Успех и материальное благополучие пришли в семью Моцартов, но поездка по городам затянулась на годы. Попутно во Франции четыре сонаты юного композитора были изданы в печатном виде, в Англии младший сын великого композитора Баха дал несколько уроков мальчику и предсказал великое будущее. Все члены семьи устали от напряжённого графика концертов и возвратились в свой родной город.

Взросление юного композитора

Когда юному Моцарту исполнилось 14 лет, отец отправил его в Италию. В то время в одном из городов Италии проходили соревнования музыкантов, среди которых большинство были такого же возраста, как и отец подростка-виртуоза. В Академии Вольфганг был признан гением и избран самым молодым академиком. Все остальные успешные композиторы начинали свою биографию со звания академика только с двадцати лет.

Когда Моцарт вернулся в свой Зальцбург, он полностью погрузился в сочинительство. Но насколько бы смелыми не становились год от года его произведения, юному композитору нужен был учитель. Таковым стал для музыканта Йозеф Гайдн . Вольфганг легко находил друзей, так как и во взрослом состоянии был жизнерадостен и по-детски наивен. Многие отмечали, что Моцарт мог весёлой шуткой поддержать беседу.

Первые трудности

Молодой Моцарт стал работать архиепископом двора, посещал иногда Париж и Германию. Финансовые трудности не позволяли ездить всей семье. Теперь концерты не казались публике гениальными, а мать композитора, которая одна вызвалась сопровождать сына, умерла в столице Франции. Вольфгангу надоело быть в положении слуги при дворе, и он переехал в столицу Австрии Вену. Там он создал знаменитые оперы о Фигаро, волшебной флейте и Дон Жуане.

Гонорары выросли, пришёл невероятный успех и востребованность музыки композитора. Но вскоре скончался отец Моцарта, заболела супруга, и на её лечение нужны были огромные средства. Произошла смена власти в королевской семье, и новый король музыканту не стал благоволить.

Вольфганг Моцарт - биография личной жизни

В Вене Вольфганг впервые и на всю жизнь повстречал свою единственную жену Констанцию Вебер. Он жил у её родителей на квартире по приезде в столицу Австрии. Против воли отца композитора свадьба молодых людей состоялась. Из детей Моцарта выжили только Карл и Франц.


Биография прославленного музыканта оборвалась внезапно. Трудное финансовое положение, подкравшаяся болезнь в виде лихорадки отрицательно подействовали на здоровье композитора.

Смерть Моцарта


Причина смерти, о которой говорил в своём произведении А.С.Пушкин, не нашла официального подтверждения. Композитор Антонио Сальери , на самом деле, был не так одарён, как Вольфганг Амадей Моцарт. Но почти нищенское существование великого гения в последние годы его жизни отравляли его состояние больше, чем яд из рук Сальери.


Похороны композитора не были пышными, он был погребён в общей могиле. Его останки так и не найдены. Больная супруга Моцарта, ставшая внезапно вдовой, не простилась с мужем. Многочисленной процессии не шло за гробом музыканта. Ярко жил и быстро угас гений музыки, ему было всего лишь тридцать пять лет.

Вольфганг Амадей Моцарт — один из мэтров классической музыки. Он появился на свет более 260 лет назад — 27 января 1756 года. Его родителями были австрийцы Леопольд и Анна-Мария. Отец служил скрипачом и композитором в придворной капелле, а мать была дочерью комиссара-попечителя богадельни. Их семья была многодетной, потому что в ней родилось семеро детей. Однако многие малыши покинули свет в очень раннем возрасте. Выжили только Вольфганг и его сестра.

Детство прославленного композитора — череда ярких и увлекательных событий. Это история, полная музыки. Уже в три года юный вундеркинд наигрывал незатейливые мелодии на крошечной скрипке. В возрасте четырех лет он пытался сам сочинять произведения. В шесть лет маленький музыкант виртуозно исполнял сложнейшие композиции.

Самым главным в истории музыки было то, что в семь лет он мог без ошибок назвать тона и аккорды, взятые на разных музыкальных инструментах. Маленький Амадей также прославился своей импровизацией на органе и клавесине.

Юный музыкант вызывал бурю восторга везде, где бы ни появлялся. Особым успехом у признательной публики пользовались его концерты с сестрой Марией-Анной.

Жизнь и творчество Моцарта

Создатель великих классических произведений прожил совсем недолгую, но очень насыщенную жизнь: всего 35 лет (годы жизни Моцарта — 1756-1971). Однако он спешил жить и наслаждаться жизнью. Поэтому за столь короткий срок известный композитор стал бессмертной легендой.

В четырнадцать лет он покорил Италию. В Болонье Вольфганг Амадей выиграл музыкальное соревнование у опытных музыкантов, которые годились ему в отцы. Боденская академия даже приняла молодого гения в свои ряды.

После возвращения из Италии юный Амадей головой ушел в сочинение. Сколько написал вундеркинд интересных творений за этот период, сосчитать сложно. С его легкой руки на свет появилось немало сонат, симфоний и квартетов. Его самые популярные произведения:

  • «Ночная серенада»;
  • «Рондо в турецком стиле»;
  • «Ария Дон Жуана»;
  • увертюра к Опере «Свадьба Фигаро»;
  • обе симфонии соль минор №25 и № 40 и другие.

Личная жизнь композитора

Музыка и женщины составляли всю взрослую жизнь композитора. Прекрасные дамы всегда сопровождали Амадея. Сначала была первая любовь Моцарта — известная певица Элоиза Вебер. Она умело играла на чувствах молодого человека. А в итоге просто отказалась от его общества.

Разочарованный композитор сразу же заметил ее сестру. Спокойная и уравновешенная Констанция Вебер — чем не замена вспыльчивой и ветреной особе Элоизе? Эта прелестная барышня в итоге завладела сердцем Амадея. А немного позже — и его кошельком. Она стала единственной женой Моцарта. Констанция боготворила своего супруга. Поэтому и закрывала глаза на все похождения честолюбца.

При жизни Амадей не был известен, хотя и пользовался успехом у богатой публики. Поэтому его семья жила на грани бедности. Им едва хватало денег, чтобы не умереть с голоду. При этом в 1790 году, оставив жену дома, композитор отправился в путешествие.

Мангейм, Мюнхен и Франкфурт стали местами его паломничества. Здесь музыкант окунулся в феерию чувственных наслаждений. На долгое время забыл о жене и детях. В какой-то момент ему стало стыдно. Он написал любимой Констанции чувственное письмо с извинениями. Обещал вернуться в родное гнездо.

Однако преградой для исполнения обещаний стал тиф. Он свалил композитора навсегда в один момент. Смерть любимого стала для госпожи Моцарт настоящим ударом. Она хотела уйти вслед за ним. Однако этому не суждено было сбыться. Последние годы тихая женщина провела с другим человеком. Она удачно вышла замуж и пережила Амадея на полвека.

Из множества хронологических таблиц жизни Моцарта, составленными историками, мы отобрали список самых значительных дат в жизни композитора:

  • 1769-1771 годы — вояж по Италии;
  • 1782 год — женитьба на Констанции Вебер;
  • 1786 год — презентация оперы «Свадьба Фигаро»;
  • 1787 год — назначение Моцарта камерным музыкантом и композитором при Иосифе II;
  • 1791 год — написание оперы «Волшебная флейта».

5 интересных фактов жизни Моцарта, о которых вы не знали

Интересные события из жизни музыканта и композитора можно перечислять очень долго. Поэтому стоит остановиться на самых интересных из них.

Вольфганг Амадей с раннего детства гастролировал с отцом. Чудо-малыш развлекал публику так: юному композитору завязывали глаза, и он начинал играть на клавесине. Тканью накрывалась и клавиатура. Однако эти уловки не мешали виртуозу извлекать приятный чистый звук из музыкального инструмента.

К списку 5 фактов относится и необычный случай с кошкой. На одном из представлений на сцену к маленькому музыканту выбежала кошка. Животное настолько понравилось малышу, что он сразу же позабыл о публике. Амадей сбежал со сцены вслед за злополучной кошкой, и в результате получил нагоняй от отца. На что ответил, что кошка может сбежать, а вот клавесин никуда не денется.

Даже церковь считала Амадея вундеркиндом. Хотя на тот момент в Голландии музыка испытывала гонения. Духовенство же увидело в таланте малыша божий перст.

Моцарт получил Орден Рыцаря золотой шпоры от самого Папы Римского. Эту награду вручили музыканту за безупречное переписывание сложнейшего музыкального произведения. Слуга божий был невероятно удивлен безупречностью нотной записи.

Немногие знают, что сын великого композитора около 30 лет прожил в украинском городе Львове. Здесь он учил детей игре на фортепиано. Франц Ксавер Моцарт также выступал в городе с концертами и дирижировал оркестром. Сын великого композитора даже написал несколько пьес по украинским мотивам.

Главное фото: musement.com

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.