Open
Close

Храм в честь успения божией матери. Успения Пресвятой Богородицы – храм в Гончарах: история создания

Воистину богата на святые древние обители и храмы златоглавая столица Москва. Один из таких украшающих ее исторических памятников - храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Адрес указывает именно на этот исторический район Таганки, а точнее на улицу Гончарную, д. 29. Этот православный храм Московской городской епархии Покровского благочиния относится к Подворью Болгарской Православной Церкви. Престол церкви создан и освящен в честь великого праздника Успения Богородицы, а придел -в память святителя Тихона Амафунтского.

Храм успения Пресвятой Богородицы в Гончарах: фото, история района

Большой Таганский холм - один из самых старых московских районов, который стал заселяться примерно в XV-XVI веках, и все благодаря ремесленникам, которых выселили из города из-за их огнеопасного ремесла (в большинстве своем это были гончары и кузнецы). Сначала в XVII веке в слободе гончаров был построен деревянный Успенский храм, который расположился за рекой Яузой.

Так называемое Заяузье с востока было укреплено Земляным Валом. Первые и единственные ворота находились на поэтому это место стало одним из самых людных в Москве. Очень удобно и компактно здесь расположились дворцовые ремесленные слободы, каждая из которых строила свой храм. По той же самой причине рядом с Успенским храмом находилась и Никольская обитель, датированная 1632 годом.

Время строительства храма

Местные гончары в 1654 году решили отстроить святыню Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах был каменный, но пока однопрестольный. Затем в 1702 году он опять был перестроен, тогда появилась трапезная с приделом Тихона - епископа Амафутинского. Строительство храма не прекращалось и в период с 1764 по 1774 годы. В это время к архитектурному ансамблю добавилась трехъярусная колокольня, выполненная в стиле послепетровского барокко. Храм получился небольшой, однако очень красивый и уютный. Знаменательным было еще и то, что его декораторским оформлением занимался Полубес Степан - редких изразцовых дел мастер. Он жил в это время в той самой Гончарной слободе недалеко от храма. Там же была расположена и его мастерская, именно в ней он изготавливал панно и фризы.

Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве и сейчас сохранил всю эту уникальную красоту. Особенный интерес вызывает глава придела в честь святителя Тихона Амафунтского. Именно здесь размещен один из полюбившихся сюжетов Полубеса - панно, на котором изображены четыре евангелиста.

Главные святыни храма

Что еще интересного можно сказать об обители Успения Пресвятой Богородицы? Храм в Гончарах имеет самую главную святыню - чудотворную икону Божьей Матери, которая названа Троеручницей. Такое название она получила в честь памяти одного удивительного события - исцеления Богородицей святого Иоанна Дамаскина, которому отсекли руку. В России эту икону почитают очень давно, и списков первоявленного образа тоже немало, но некоторые из них также являются чудотворными.

В 1661 году из Хилендарского Афонского монастыря в священный дар русскому Патриарху Никону был прислан один из таких списков, который был поставлен в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре в 1963 году на Истре в Московской области.

В 1716 году с этой иконы Божьей Матери Троеручницы опять был снят список, который уже с самого момента появления был помещен в Успенском храме. До сих пор существует мнение, что именно благодаря заступничеству великой святыни Успенский храм никогда не закрывали, даже в переломные времена русской истории. До сих пор сохранились и все его колокола.

Сегодня для того, чтобы люди имели свободный доступ к иконе, на наружной стене с западной стороны храма помещен еще один список святыни в изразцовом киоте.

Еще немного истории о церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм в Гончарах: интересные факты

Как бы то ни было, но войска Наполеона в 1812 году все же прошлись по храму Успения и вынесли из него все, что можно было, а дворы прихода сожгли. Только уже к 1836 году удалось его частично восстановить и перестроить, появились новые сооружения, главы и кресты, к колокольне был пристоен южный портал. До настоящего времени сохранилась ограда, датируемая началом XIX века. Однако в 1898 году перестройкой храма занимался архитектор Л. О. Васильев. Уникальный иконостас, оформленный в стиле XVII века, состоит из очень древних икон XVII-XVIII веков. При советской власти каким-то удивительным образом храм сохранился.

В 1948 году по договору православных Русской и Болгарской Церквей, как живая связь между двумя родными церквями, в храме было создано Подворье Болгарской ПЦ.

Вот такую историю имеет обитель Успения Пресвятой Богородицы - храм в Гончарах. Можно добавить, что в 2015 году настоятель храма архимандрит Феоктист сказал, что московских прихожан-болгар тут осталось немного, основная часть их в основном живет в р-не ул. Красный Мак, где стала строиться новая церковь в честь св. Киприана. Поэтому основная масса посетителей этого храма - русские.

История Верховажских церквей уходит в глубокую древность. В Верховажском посаде строили церкви деревянные, но с определённой регулярностью их уничтожали пожары. Поэтому и возникла мысль у верховажан о их недолговечности и о необходимости построить храм каменный в честь Успения Божией Матери.

Свою историю Храм Успения Божией Матери с. Верховажья начинает с 1755 года. В этом году по благословению архиепископа Архенгологородского и Холмогорского Варсонофия совершается закладка каменного храма. Постройка его продолжалась в течение 10 лет, и в 1765 году 24 сентября летний храм в честь Успения Божией Матери был освящён.

Но так как для многолюдного Верховажского прихода эта церковь была не очень вместительна, то в 1773 году было испрошено жителями Верховажского посада благословение на строительство тёплой церкви с двумя пределами и с каменной колокольней. 15 июля 1773 года был получен указ преосвященного Антония, епископа Архенгологородского и Холмогорского, следующего содержания: «К каменной холодной церкви Успения Пресвятыя Богородицы с западной стороны пристроить трапезу с папертью, над папертью же колокольню каменную, а для отправления в зимния времена Божественного священнослужения в трапезе учинить два предела: первый на правой стороне во имя Владимирской иконы Божией Матери, а второй на левой стороне во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. А сверх тех в колоколенной стопе придел же во имя Трёх святителей. Но как близ показанной Успенской церкви с западную сторону имеется деревянная церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца весьма ветхая и к постройке вышеписанной трапезы имеется препятствием, сломав употребить её куда правила повелевают». В сентябре 1773 года храм был заложен. Постройка продолжалась до 1785 года. 13 января 1779 года преосвященным Вениамином, епископом Архангелогородским и Холмогорским было совершено освящение предела в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 6 февраля 1781 года по грамоте того же архипастыря было совершено освящение придела во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.

1798 год является годом окончания строительства храма Успения Божия Матери. В этот год тщанием Верховажского купца Максима Михайлова Бурцева были приделаны фронтоны, четыре восмерика и главы к холодной церкви. В колокольне вместо предела в честь Трёх святителей был устроен предел во имя святого пророка Илии, освящение которого было совершено 16 сентября 1813 года. Внутреннее убранство храма постоянно совершенствовалось и благоукрашалось. Протоиерей Алексей Беляев, бывший настоятель Успенского собора, в своей статье, посвящённой 150-летию с начала строительства каменного храма о внутреннем убранстве писал следующее: «Высокохудожественная живопись, обилие и блеск позолоты, прекрасно исполненные нежными красками с позолотою орнаменты - всё это приковывает взоры и оставляет сильное впечатление». И внешний видсобора поражал своим величием и своей красотой.

Когда начались гонения на церковь, советская власть не пожалела красоты и благолепия Успенского собора. Было уничтожено внутреннее убранство храма, обрушена колокольня, и храм был превращён в дом советской культуры. В 1991 году был воссоздан приход в с. Верховажье, и в поруганном и полуразрушенном храме возобновились богослужения. Заботой первого настоятеля воссозданного прихода протоиерея Георгия Осипова и прихожан внутреннее убранство тёплого храма и внешний облик храма приведён в порядок. Но до прежнего величия и прежней красоты ещё далеко. Нет колокольни. Холодный храм по-прежнему находится в запустении. Много ещё надлежит потрудиться для того, чтобы Верховажский храм Успения Божией Матери принял свой первозданный вид.

Разрушенная Благовещенская церковь в селе Верховажье.

В конце XVIII века в Верховажье уже был достроен огромный каменный Успенский собор. И сразу же на пожертвования прихожан, в основном купцов и крестьян окрестных деревень, начинается возведение новой церкви. В 1813 году строительство было окончено, и вот уже на холме над селом возвышается каменный храм с величественными колоннами и колокольней. Первый этаж отапливался, там располагался престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором, холодном этаже находился престол в честь Преображения Господня.

Утварь новому храма была передана из Успенского собора и числилась в его ведомости. Вокруг храма располагалось кладбище, на котором было похоронено немало известных людей села, к примеру, протоиерей Александр Шайтанов, почивший в мае 1879-го года. Это был по-настоящему талантливый человек: настоятель собора, законоучитель приходского училища, представитель попечительного совета, сотрудник Русского Географического общества. Он родился в семье священника Вельского уезда Вологодской губернии в 1811-ом году, получил блестящее образование в Вологодской Духовной Семинарии, был рукоположен в 1834 году и отправлен священником в Верховажье, где и служил до самой смерти. Так же на кладбище были похоронены исследователь Верховажского края Матвей Николаевич Мясников, последние священники Успенского собора: протоиереи Александр Якубов, скончавшийся в 1922-ом году и Алексий Беляев, отошедший ко Господу в 1937-ом. Он писал в Совет крестьянских депутатов и пытался объяснить, что Успенский собор Верховажья не только культовое здание, но и уникальный памятник архитектуры, богатейшая коллекция старинных церковных рукописных книг, утвари и икон достойна любого музея. Но его доводам не вняли, и было принято решение о разрушении собора и устройстве в его здании киноклуба. Все произошло в 1937-ом году. Чтобы снести колокольню активисты накинули на нее множество канатов, привязанных к упряжке лошадей, которых было около десяти. По команде лошадей стегали кнутами, но вопреки предположению, что колокольня упадет на дорогу, она упала в другую сторону - канатами перетерлись кирпичи, и колокольня рухнула на крышу храма, пробив ее насквозь. После этого из храмовой утвари и икон был разведен костер. Сердце священника не выдержало подобного кощунства, и у него случился инфаркт, от которого он уже не смог оправиться и вскоре скончался. Захоронения на кладбище закончились перед Великой Отечественной Войной.

По воспоминаниям старожилов была в храме особенная достопримечательность. Главные железные ворота кладбища, когда их отворяли издавали красивый, приятный звук, как будто «пели».

Сохранилось имя последнего настоятеля Благовещенской церкви. Николай Константинович Земляницын родился в 1891-ом году. А в 1937-ом году репрессирован и приговорен к ссылке на 10 лет, из которой уже не вернулся.

Долго храм простоял нетронутым, в нем не было клуба, как в Успенском соборе. И в конце шестидесятых годов XX века начались прошения верующих жителей села о восстановлении храма и церковной жизни. И тогда в райисполкоме было принято решение церковь разобрать. Ее камень пошел на фундаменты некоторых строившихся в то время зданий, туда же пошел и гранит надгробий.

В середине семидесятых годов на территории кладбища был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной Войне, но он простоял недолго. В последствии на месте разрушенного храма был установлен сначала деревянный, а затем железный поклонный крест.

Диакон Евгений Коротин, клирик храма Успения Божией Матери, село Верховажье

Храм Благовещания Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Божией Матери

Церковь Спаса на Сенной площади – одно из самых значительных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Долгое время она была первой церковью в черте города, попадавшей в поле зрения путешественника, подъезжавшего к столице со стороны Москвы. Церковь была видна уже от Московской заставы, вначале появлялась ее островерхая колокольня.

Древнерусские звонницы и колокольни играли важную роль на бескрайних русских просторах. Они служили ориентирами и фактически обеспечивали безопасность поселений. Это были в современном понимании средства связи и передачи информации – с помощью церковного колокола подавали сигналы о пожарах, приближении неприятеля, вспышках опасных заболеваний, праздниках. Поэтому деревни строились на расстоянии «колокольного звона» друг от друга. В обязанность звонарей входило бить в колокола во время грозы, что приводило к их частой гибели. Эта традиция связана, вероятно, с какими-то языческими верованиями. Праздничные звоны были своего рода концертными программами тех времен.

Торговля на Сенной площади приносила стабильный хороший доход, поэтому в 1743 году сенновские купцы Гроздов, Краснощеков, Соломяков, Кокушкин, Рогов, Попов, Важин, проживавшие вблизи площади, обратились в кабинет «Ея Величества» императрицы Анны Иоанновны за разрешением поставить на ней храм. Но получили они желаемое разрешение только восемь лет спустя, после того как был составлен и утвержден штат петербургских священников. Специальным именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 8 декабря 1751 года им было дозволено на выбранном месте построить церковь.

На «Плане Столичного Города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов изданный трудами Императорской Академии Наук и Художеств в Санктпетербурге 1753 г.» изображено церковное здание в стиле петровского барокко удлиненной формы, в один свет, с фасадом на семь осей, абсидой, покрытой полукони-ческой кровлей и двухъярусной главкой. Фасады окрашены в два цвета – темный фон, на котором белым выделены широкие обрамления окон.

Для церкви было определено место приблизительно там, где сейчас находится дом № 40 по Садовой улице, в «красных линиях» Сенной площади и Садовой улицы. Алтарь был ориентирован на северо-восток, видимо, для того чтобы не нарушать фронт застройки. Рядом с рисунком надпись – «Сретения Господня» и название площади – «Конная». Как записал И. Я. Образцов, «сбор денег и материалов на постройку церкви не обещал скорого ее построения», поэтому на Выборгской стороне купили предназначенную к разборке деревянную церковь.

Здесь надо отвлечься и выяснить, почему церковь именовалась Успение, или Спас на Сенной.

Сенная, или Сенновская, площадь получила свое имя по основному продаваемому товару – сену, хотя иногда бывала и «дровяной», и «конной». Торговля лошадьми возле устья переулка, получившего по этой причине название «Конный» (позднее Демидов переулок, теперь переулок Гривцова. – Прим. авт.), дала и площади название «Конная». Его можно встретить как в литературе, так и в документах (план 1753 г.). Наименование «Дровяная» имеет соответствующее происхождение, поскольку на площади происходила также и продажа дров. Как известно, ни одно из этих названий не прижилось.

По имени площади стали называть и церковь Успения Божией Матери, выстроенную на ней в 1753–1765 годах, – Сенновская, Спасосенновская церковь. Настоятель церкви протоиерей И. Я. Образцов писал: «Церковь Успения Божией Матери, что на Сенной, вообще известная под названием Спасосенновской церкви. <…> Словами: „что на Сенной“, которые постоянно прибавляются к названию церкви, определяется уже и местоположение ее. <…> название „Сенная“ осталось за площадью навсегда, <…> Последнее замечание о Сенной площади может быть вполне отнесено и к церкви на площади находящейся. Уже более 100 лет тут стоит церковь Успения Божией Матери, но нигде, и ни от кого в столице не услышишь такого названия церкви. „Спас на Сенной“, „у Спаса на Сенной“, „к Спасу на Сенной“: вот как обыкновенно выражаются о нашей церкви; даже когда пишут что-либо, кроме официальных бумаг, обыкновенно называют ее Спасосенновскою церквив».

В последние десятилетия в употребление вошло наименование этой церкви как «Успения Пресвятой Богородицы». Это название в просмотренных и изученных документах и источниках не встречается, за исключением плана Санкт-Петербурга Шуберта 1828 года. Дважды оно обнаружено в литературе: в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона и на плане Петербурга, опубликованном в одном из справочников «Весь Петербург». Уместно напомнить, что по плану «столичнаго города» за 1753 год предполагалось строительство церкви у Сенной площади во имя Сретения Господня. Каменная ее преемница должна была принять и ее имя. И. Я. Образцов рассказал, что церкви даже была пожертвована серебряная дарохранительница с надписью «в церковь Сретения Господня». Но так как главный престол был освящен во имя Успения, то строитель церкви С. Я. Яковлев «устроил свой ковчег, тоже серебряный, густо через огонь вызолоченный». На его задней стенке было написано: «сия дарохранительница церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что у Спаса на Сенной, сделана тщанием коллежскаго асессора Саввы Яковлева сентября 20-го дня 1770 г. весу 1 п., 21 ф. и 6 золоти.». Из этой надписи можно сделать следующий вывод: в 1770 году, возможно, еще действовала временная деревянная церковь во имя Спаса, а также и то, что «здатель» церкви по-своему истолковал ее наименование. Официальное же имя церкви было Успения Божией Матери.

Именем «Спас» церковь наделила народная память и одновременное существование двух церквей рядом (об этом говорит и надпись на яковлевском ковчеге) – по первой деревянной церкви, поставленной сенновскими купцами и освященной 18 июля 1753 года во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных древ и Животворящего Креста Христова, или в просторечии Спас, что празднуется Православной церковью 1 августа, в день памяти мученика Маккавея. Поэтому иногда можно было услышать название «Спас Маккавей».

Петербургские газеты по этому поводу писали в 1864 году: «Церковь на площади зовется в народе Спас-на-Сенной, между тем престольный праздник там – Успения Богородицы. Прежде, лет 100 назад, была деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного». Народ привык к этому имени и называет ее так до сих пор.

Встречаются названия: Успенская церковь, Успения, Спас-на-Сенной, Спасосенновская, Спасо-Сенновская или просто Сенновская.

В 1952 г. площадь «по просьбам трудящихся» была переименована в площадь Мира, но горожане упорно продолжали называть ее «Сенная». И только безнадежный провинциал выдавал себя, говоря о Сенной – «площадь Мира». Историческое имя вернулось к ней в 1996 году.

Обратим внимание на то, что даже настоятель церкви протоиерей И. Я. Образцов в тексте дал название «Спасосенновская», а на обложку вынесено наименование «Спасо-Сенновская». Очевидно, трудно придерживаться какого-либо одного написания, поэтому в настоящей книге будут использованы практически все встречающиеся имена церкви. В цитатах – в соответствии с авторским текстом.

В последние годы XX века Московский патриархат принял постановление о приведении наименований церквей к единообразной канонической форме. В соответствии с этим постановлением церковь на Сенной стала именоваться «Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной)».

Через два дня, 20 июля 1753 года, рядом с только что поставленной деревянной церковью на Сенной площади был заложен новый каменный храм, алтарем точно на восток и под углом в 45 градусов к Садовой улице.

М. И. Пыляев считает, что позволение на постройку последовало, «когда в этой местности появился богатейший домовладелец, коллежский асессор Савва Яковлев», в те времена еще Собакин, который мог быть гарантом строительства церкви и ее содержания. Он и произвел закладку новой церкви, а службы пока осуществлялись во временной деревянной церкви.

Храм освятили во имя Успения Божией Матери. Он был пятипрестольный, высота до креста главного купола 23 сажени 2 аршина, высота колокольни до креста 24 сажени 12 вершков. «Внутреннее расположение отличалось стройным соотношением всех частей, удобовместимостью (до 5000 человек)». Первоначально церковь имела три престола. Она по образцу русских православных храмов делилась на теплую (часть помещения от западного входа, так называемая «трапеза») с двумя приделами: Трехсвятительским и во имя преподобного Саввы, где служили только зимой, и холодную, «настоящую», для служения летом, с главным престолом во имя Успения Божией Матери. Колокольня от второго яруса была выстроена в дереве. Бытует мнение, что Яковлев сэкономил на кирпиче и именно поэтому получил медаль «За скупость». Однако, как писал И. Я. Образцов, при обследовании колокольни перед реконструкцией церкви для предполагаемой замены деревянных ярусов каменными выяснилось – толщина стен нижнего четверика колокольни не давала «основания сомневаться, чтобы каменной кладки она не выдержала», и «строитель церкви, ведший работу с 1753 г. медленно, вдруг поспешил докончить, по крайней мере, наружную постройку ея ко дню коронования императрицы Екатерины II». Следы спешки при строительстве обнаружились и в других частях здания при архитектурно-археологическом обследовании церкви перед ее сносом в 1961 году.

Сенная площадь с акварели конца XVIII

Церковь окружали «красивая ограда» со встроенной в нее часовней и «прекрасный сад, носивший название „Настоятельский“».

автора

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке) Тихвинская – одна из самых знаменитых и, можно сказать, легендарных икон. Её порой именуют Небосошественной, то есть «сошедшей с небес». Святая Тихвинская икона не раз являла чудеса.Для наших

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

Казанская икона Божией Матери обновилась. …Батюшка и Олечка пели акафист Казанской Божией Матери. Потом ты умчался куда-то, а мы еще долго обедали и разговаривали. О книгах православных, которые и я теперь читала, говорили. Потом о масонстве, о Новикове. Батюшка знал об

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В каждом храме, в каждой православной семье можно

автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Козельщанская икона Божией Матери, Козельщанский женский монастырь автора РПЦ

Чудотворная Козельщинская икона Божией Матери Козельщинская икона принадлежит к числу сравнительно поздних по времени прославления чудотворных икон Богоматери и вместе к числу наиболее почитаемых. Событие, прославившее эту икону получило самую широкую огласку,

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Непобежденная крепость автора Коняев Николай Михайлович

IV ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ СЛЕД КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Рассказывая о Шлиссельбурге, о героической истории крепости, невольно снова и снова вспоминали мы о Казанской иконе Божией Матери, явившейся на Руси еще в царствование Иоанна Васильевича Грозного…После страшного

автора Ионина Надежда

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда Адрес: Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, д. 20
Направо от южного входа в расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю.
В храме располагаются музейные экспозиции :
- В Купеческой лавке ;
- Царская квасная ;
- Выставочный зал "Зал православного искусства" ;
- Выставка "Последняя тайна Ивана Грозного" .

Фототипия В. Штейна. Кон. XIX века.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В конце XV или в начале XVI века от старой Александровой слободы отделился другой посел, основавшийся на той жe речке Сере, с именем «Новой Александровой слободы». Об этом поселе первое известие относится к началу XVI века, а именно к 1513 г. «Лета 7022 декабря 11(1513 г.)», как читаем в одном рукописном сборнике Троице-Сергиевой Лавры «Князь Василий Иванович» (Василия III, 1505-1533 гг.)... «священа бысть церковь Покров Св. Богородицы в новом селе Олександровском, тогда же князь великий и во двор вшел».
Близость слободы к Москве, Троице-Сергиевой лавре и Переславлю-Залесскому сделало её в XV веке местом отдыха московских князей во время поездок на богомолье.
В 1509-1515 гг. был выстроен большой комплекс из нескольких дворцовых, четырёх храмовых и целого ряда хозяйственных сооружений - одна из дальних резиденций князя (вероятно, зодчим был Алевиз Новый).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы относят предположительно к первой четверти XVI века и считают домовой церковью князя Василия III (Великий князь всея Руси с 27 октября 1505 года по 3 декабря 1533 года). Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный - Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя.
Место двора Государева Вел. Кн. Василия Ивановича и царя Иоанна Васильевича определяется тем, что в писцовой книге 1625 г. сказано: «место двора Государева придел Св. Николая Чудотворца», а известно, что придел Николая Чудотворца находился там, где ныне придел Марии Египетской следовательно к нему и примыкало здание Государева дворца, а придел этот имел тоже значение, что ныне придворная церковь.
Уцелевшее при Успенской церкви каменное здание (двуэтажный флигель из трех келлий со сводами) есть часть дворца Иоанна Грозного.
Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 пол. XVI в. были заложены кирпичом.

Был основан в 1651 году преподобным Лукианом Александровским на месте загородного государева двора по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.
«В лето 7158 (1650) году во обители Рождества Пресвятыя Богородицы, иже на болоте от Александровой Слободы имея разстояние в десяти поприщах, строитель Лукиан, жилище имея в созданней от него обители, из тоя Слободы Александровой той строитель Лукиан постриг прежде всех в начале у себя в Лукиановой пустыни из Александровой Слободы Троицкого священника Феодора вдовую попадью Анну, и нарече имя ей Анисия. И в мале времени из тоя же Слободы постриг вдовицу Феклу и нарече имя ей Феодора, и начата жити те инокини у приходской , в Слободе. И начаша мирстии людие блазнитися, и на них роптати: почто си постригаются, не имущи монастыря? И они о сем зело оскорбишася, и пришедши ко отцу Лукиану, и начата его молити: умилосердися, отче святый, изыщи нам место тихое и безмолвное, идеже от мира удалитися, и отец Лукиан нача ими пещися, идеже бы тем монахиням жилище имети, и обрете место Успения Пресвятыя Богородицы в буграх.
И той отец Лукиан поехал к Москве бить челом Великому Государю Благоверному Царю Алексию Михайловичу. И пожалова Великий Государь Царь свою царскую грамоту на две церкви к Успению Пресвятыя Богородицы или к Живоначальной Троице. И умысли отец, яко прилично быти им у Успения Пресвятыя Богородицы в буграх. И тая церковь от разорения была пуста и запорошена и не освящена. И те старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили. Месяца апреллия в 15 день поселилися старицы у Успения Пресвятыя Богородицы, и жилище имели в палатке под приделом Чудотворца Николая, идеже ныне Марии Египетской. И отец Лукиан испроси благословения у святителя и постави часовню близ монастыря, при пути, старицам на потребу. И та старица Анисия приводе на жертву Богу дщерь свою Марфу седми лет сущу. В то же лето постриже ю во ангельский образ иеромонах Лукиан и нарече имя ей Мавра; в той неосвященной церкви, тоя же слободы, постриже вдовицу Екатерину и нарече имя ей Евпраксия, и бысть первая начальница во обители сей. А к церковному пению ходили к , а пищу имели от своего рукоделия и от мирского подаяния… И избранья едину от инокинь и послаша к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице Марии Ильиничне, и пожаловала им Благоверная Царевна Ирина Михайловна 30 рублей денег на строение монастырское ходатайством Александра Феодоровича, а снесла сверху те деньги княжна Марфа Андреевна Шаховская и приказала тем старицам Бога молити за Благоверную Царицу Марию Ильиничну, понеже в то время во чреве имела Благоверного Царевича Алексия Алексиевича (родился 5 февраля 1654 г.), и сказала им, что «обещается де, Благоверная Царица, ваш монастырь строить, аще Бог даст Царевича, и вы того не ведаете чем вас станет Царица Государыня жаловать». И привезши те деньги, и построили ограду круг Успения Божией Матери и две келлии поставили. Егда же услышаша радость велию, яко дарова им Бог Благоверного Царевича Алексия Алексиевича, и паки послаша двух стариц, Феодору и Марфу, к Москве бить челом Благоверному Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу и Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, чтобы им пожаловали ради всемирныя радости на церковное строение. И пожаловала Государыня Царица 40 рублей денег на церковное строение, и теми деньгами иконы починили и церковь украсили.
По малеже времени прилучися святейшему патриарху Никону путешествовати; егда ста против обители Успения Пресвятыя Богородицы, тогда к нему изыдоша старицы на благословение, он же подаде им благословение и зря на святую обитель, осенением благословляше и пророчески трижды возгласи: «да будет сие место свято, и благословенно и прославленно», и даде им милостыню: хлеб и три осетра рыбы, и икры и масла. Отец же Лукиан испроси благословение у святителя, и освяти церковь Успения Пресвятыя Богородицы на самый праздник, в моровой год (1654-й)».
В 159 (1651) году была послана его же царская грамота в Александрову слободу прикащику Афанасию Тихонову, по челобитью сей слободы безместных стариц Марьи с сестрами, об «основании при старой церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря и построения ограды вокруг нее своим коштом». Все это делалось по ходатайству препод. Лукиана, сперва лично отправлявшегося для сего в Москву к царю и патриарху, а в 1654 г. лично же просившего о сем патриарха.
К 1654 году относится и грамота святейшего патриарха Никона (бывшего в 1654 г. в Александровой слободе, проездом через нее в Переславль-Залесский с царским семейством) Успенского монастыря старице Клеопатре с сестрами (июня 30 дня 1654 г.) о позволении освятить старую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую они возобновили и при ней «монастырь строили собою» (т. е. своим коштом), по вышепомянутой Государевой грамоте (1651 г.), и выдать бы им антиминс. По этой челобитной дано позволение: церковь освятить и антиминс дать, а о житье и о строении, прибавил патриарх, быть так, как указано в Государевой грамоте.
Вследствие чего Успенская церковь и была освящена препод. Лукианом на самый праздник Успения (15 августа), как сказано в Летописи: «в тот же моровой год» (1654 г.). При сем в освящение для новоучреждаемой обители была принесена в нее из Лукьяновой пустыни чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы и, по преданию, препод. Лукианом был завещан ежегодный с сею иконою крестный ход исполняемый в Успенской обители.
Ко времени поселения монахинь в подклете церковь была сильно разрушена и в течение сорока лет (1610-1650 гг.) стояла «запорошенной». Называлась у слобожан «Успения в буграх» от бугров-развалин дворцов XVI века.
Первую переделку храма - закладку открытых галерей кирпичом - сделали в царствование Ивана Грозного, при новом духовнике обители, старце Корнилии. В 1663-1666 гг. к четверику пристроили с запада была пристроена трапезная с хлебной и поварней под ней, к которой вскоре была приделана колокольня.
11 марта 1664 года последовала от царя грамота к Переславским прикащикам: «били нам челом игуменья Анисья с сестрами, в Успенском девичьем монастыре белаго попа нет (До этого службы отправлял иеромонах Ефрем и потом сам отец Корнилий), а позвать нам того попа не к чему, потому что де нашего жалованья годовыя руги денег и хлеба в тот монастырь попу и дьякону с причетники нет, а церковною де землею владеет Александровой слободы протопоп и платит де оброк в патриаршу казну. И нам бы в. г. пожаловать их, велетя в тот монастырь попу с причетники учинить наше в. г. жалованье годовую денежную и хлебную ругу, и дать под дворы их места и на дворовое строенье. И мы, в. г., Успенского девичьяго монастыря игуменье Анисье с сестрами пожаловали, велели учинить ругу двем попом денег по 5 рублев, хлеба по 12 четей ржи, овса потому же человеку, дьякону 2 рубли, хлеба 10 четвертей ржи, овса тоже, дьячку 1 ½ рубли, хлеба 8 четвертей ржи, овса тож, пономарю и сторожу по 1 рублю, хлеба по 4 четверти ржи, овса тож, потомуж человеку, и то их жалованье давать в Александровой слободе с тамошних доходов, без Московския волокиты, ежегодно с роспискою». Всей дачи 15 рублей с полтиною денег, 50 четвертей ржи, овса тож.
В 1667 году в четверике переделали свод, сделали пятиглавие, – необычное сооружение, в котором четырехугольный столп колокольни завершается восьмигранным шатром.
Пристроили «впритык» северную двухэтажную сводчатую палату на месте разобранного при Корнилии «двора великого князя Василия Третьего».
Во времена Ивана Грозного храм соединялся с государевым дворцом галереями и переходами; остатки арочного перехода сохранились в северном подклете храма. Поэтому версия о том, что миниатюрная изящная церковь служила домовым храмом при дворце, вполне вероятна.
В 1667 году в четверике переделали свод, сделали пятиглавие, разобрали два западных столба. На старом основании северного придела Николая Чудотворца устроили новый - Марии Египетской - в честь царицы Марии Ильиничны, первой жены Алексея Михайловича и благотворительницы монастыря. Производили все эти работы «государевы мастера», присланные Царем Алексеем Михайловичем и Царицей Марией Ильиничной по ходатайству благодетелей монастыря боярина Ф. М. Ртищева и его сестры А.М. Вельяминовой.
Грамотой святейшего патриарха Иоасафа 1667 года игуменье Анисии с сестрами, по их челобитью, дозволено старую каменную церковь Успенскую, по переделках в ней (жертвенник и мост переделаны заново) и по устроении на старом основании (на основании придела Николая Чудотворца) новой придельной церкви во имя преподобной Марии Египетской (в честь царицы Марии Ильиничны), - церковь эту (настоящую и придельную) освятить и дать антиминсы. Успенский храм в 1667 г., после переделок был освящен вторично, о чём свидетельствовала надпись на кресте: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славного ея Успения в девиче монастыре, что в Александровой слободе, лета 7175 (1667) августа в 14-й день при Благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси, при Патриархе Иоасафе втором, при Духовнике Строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии».
Монастырская опись 1675 - 1676 гг. гласила: “Церковь каменная, старая, во имя Успения Пречистые Богородицы починена, своды в олтаре и в церкви сделаны новые, престол и жертвенник, и мост переделаны на ново, да по стороне де тое церкви зделана у них другая церковь предельная, каменная, во имя Марии Египетские, на старом основании вся новая.”
В 1675 году к храму добавилась шатровая колокольня с часами , «колокольня каменная, на ней восемь колоколов да часы железные проведены к тем же колоколам».
5 января 1682 года в грамоте от Царя стольнику и воеводе О. Я. Тухачевскому, написано: «в расходной книге прошлаго 189 (1681) году написано нашего великого Государя жалованья годовые хлебные руги по окладу Успенского девичьяго монастыря, что в новой Александровой слободе, церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что на нашем великого Государя дворе, игуменье с сестрами, всего двум стам человекам: 136 четей с осьминою и с четвериком ржи, овса тож, двум попом по 7 чети и по 1 ½ четверика ржи, овса потому ж человеку, дьякону- 6 четий ржи, овса потому ж, дьячку - 5 чет. без 1 ½ четверика ржи, овса потому ж, пономарю да сторожу по 2 чети с осьминою без четверика ржи, овса потому ж человеку…».
Хозяйственное состояние этой обители с 1727 г. до вступления на престол царственной хозяйки Александровой слободы - цесаревны Елизаветы Петровны видно из описи этого монастыря (составленной в 1727 году 30 мая), в ней значится: монастырь, обнесенный высокою каменной оградой, мерою 100 сажен в длину и поперек, с 4-мя по углам каменными башнями, из коих три с деревянными ветхими кровлями, а одна не покрыта вовсе, вмещал в себе 6-ть каменных церквей, поддержание которых требовало значительных издержек, на каковые у монастыря средств не было. Под церквами, в обширных каменных подвалах, помещались хозяйственные потребности обители; так, под Успенской была квасная, под Покровской трапеза, хлебенная и поваренная, а под Сретенской больница для сестер.

За последние сто лет высказывались догадки о происхождении нацарапанных в подклете на стенах надписей (граффити) «Яков», «мужи» и рисунка храма с винтящейся главой. Некоторые склонны отнести эти надписи ко временам Грозного, связывая с ними знаменитого зодчего Посника Яковлева. Не достовернее ли будет отнести их к Якову Буеву (1731 г.) или Якову Алексееву (1754 г.), работавшим в указанные годы над этим памятником?..»
В 1743 году на деньги, выданные из Коллегии Экономии, заменили обветшавшие тесовые крыши, заново опаяли жестью главы церкви.
В монастырский период подвалы под церковью, превращенные в погреба, набивались льдом. Это привело к осадкам и трещинам в стенах. В 1753-1755 гг. московская гофинтендантская контора выполнила большие ремонтные работы слободскими людьми и крестьянами. Средства отпущены по кабинетной записке императрицы Елизаветы Петровны и присланы две тысячи рублей (16 мая 1754 года). Для укрепления сводов арки в подвалах заложили камнем. Не тогда ли заложили и «погреб с выходом» под Успенской церковью? О нем упоминала «сказка» Корнилия еще в 1675 г. и под которым допустимо понимать подземный ход.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

В 1869 году Успенская церковь была обновлена на средства московского купца А.М. Полежаева и его зятя александровского купца В.П. Зубова в память о рано умершей дочери Полежаева Анне († 22.07.1866 г.).

«Иконостас трех-ярусный. Местная древняя икона в этой церкви, Успения Пресвятой Богородицы, почитается чудотворною, равно как и икона Страстныя Богородицы, находящаяся на столпе в трапезе этой церкви. Из прочих икон в Успенской церкви замечательны:
1) Образ Страстей Господних с мощами разных святых; в него вделан створчатый золотой ковчежец и на нем вырезана следующая подпись: «Сей святый ковчег с страстьми Христовыми и со святыми мощьми, строение и вклад в Распятский девичь монастырь, что в граде Серпухове, монахини Варсанофии Ефимовны Козинския». Вероятно, этот ковчежец перенесен сюда по упразднении Распятского монастыря в 1764 году.
2) Образ св. Апостола Андрея Первозванного; на нем на задней стороне дски находится надпись: «писан сей образ святаго и славного и всехвального Апостола Христова Андрея Первозванного в пречестней и велицей лавре преподобных отцев и великих чудотворцев Зосимы и Савватия Соловецких, в обители их, богорадным трудником Иулианом иконописцем в лето от сотворения мира 7210, а от Рождества по плоти Бога Слова 1702 лета, месяца июлия».
В Успенской церкви была замечательная большая изразчатая печь, т. е. обложенная кафелями, на которых выпукло изображены двуглавые орлы с коронами над головами, покрытые желтою поливою. Печь эта, по необходимости, уничтожена во время отделки храма в 1869 году. Сохранились кафельные изразцы по карнизу в верхнем ряду троечастного алтаря с изображением узоров, а в нижнем ряду с изображением четвероконечного креста в кругу.
Рядом с церковью, с северной ее стороны, указывают молитвенную келью, в которой, по монастырскому преданию, жил и молился строитель этого храма царь Иван Васильевич. Рядом с этой кельей есть три другие также со сводами вместо потолков и коридор с окнами в сад. Все эти келлии со сводами, но древнего ничего в них уже нет. Старожилы рассказывают, что будто бы из под этой келлии был проведен тайник к реке Серой. Такой тайник из монастыря к реке действительно значится в описи 1677 г. под именем «трубы Государевой», но из этого ли именно здания он начинался-этого утвердительно сказать нельзя: так как Александрова слобода до основания в ней монастыря (с 1650 г.), как известно, во время так называемого «Литовского нашествия» двукратно было разорена Сапегой и Лисовским, все подобные рассказы о прошлом, не утверждаемые на подлинных документах, должно принимать осмотрительно. Одно лишь достоверно, что на месте Успенского монастыря был «двор Государев», построенный Вел. Кн. Василием Ивановичем, двор, в котором в период опричнины (с 1573 по 1582 г. 19 ноября) жил царь Иван Васильевич Грозный, пока не построил себе (близ Троицкого собора) нового «более обширного» (около 1570 г.), потому что, как известно, он жил в Александровой слободе с семейством: женой и двумя сыновьями.
Под Успенской церковью, также как и под Покровской, находятся два этажа подвалов из белого камня с темными узкими каморами, в которые и днем нельзя пройти иначе, как с фонарем. Пугливое воображение населяет эти подвалы также жертвами жестокостей Иоанновых, но только во всем этом более воображения, чем правды.
Описывая эту церковь во время посещения Александрова Успенского монастыря в 1847 году (Поездка в Кириллов Белоезерский монастырь С. Шевырева в 1847 году, стр. 41 - 42), Шевырев говорит: «все это здание всеми подробностями своими показывает, что первоначально назначено было не для церкви. Окна и двери не на тех местах, где бы следовало им быть; углубления в стенах без всякой причины. Подобные я видел после в Твери, в церкви Отроча монастыря, переделанной из келлии св. митрополита Филиппа. В трапезе большой церкви с правого краю и во всем приделе Марии Египетской вы видите остатки деревянного пола, составленного из сосновых квадратов. Это, конечно, пол прежнего здания. Внешние части здания при церкви, под одною с ней кровлею, показывают также, что оно все вместе когда-то составляло одно целое: при переделке же его в церковь с двумя приделами некоторые части не взошли в новый план - и теперь в них жилые комнаты. Конечно, опытный в храмовом нашем зодчестве архитектор мог бы окончательно решить вопрос о первоначальном назначении этого здания. Не здесь ли был монастырь (дворец) Грозного? Не тут-ли кельи его опричников? Священник сказывал мне, что, по преданиям и догадкам, тут и полагают покои Иоанновы».
«Еще более убеждают в вероятности этого предположения подземные ходы или подвалы, которые находятся под этим зданием и занимают огромное пространство. Тут теперь монастырские погреба; своды сложены из белого тесаного камня, точеного в больших размеров. Кладка, по признакам, очень древняя. В одном месте стены как бы впадина, нарочно сделанная, и выдаются какие-то два бруса с обеих сторон: трудно решить, для какой цели это устроено? Те, которые предполагают что в этом месте была обитель Иоаннова, спрашивают, не для пытки ли какой? В самые нижние подвалы спускаться довольно трудно по обвалившимся ступеням в глубокой темноте, при свете лучины. Здесь чуть-чуть просвет в самые узкие отверстия, которые сделаны над землею. Местами на камнях сводов, я замечал следы букв м. р.» Я согласен с г. Шевыревым, что это здание первоначально имело другое назначение, то есть, что тут и был первоначальный дворец, построенный при Вел. Кн. Василии Ивановиче, одновременно с Покровской церковью, в 1513 г., что он мог быть местопребыванием царя Иоанна Васильевича Грозного, в первое время опричнины, с 1563 по 1570 год, разумеется с добавлением иных зданий деревянных для его дружины или опричников. В церковь же здание это обращено или по случаю построения нового дворца (после 1570 г.) на северной стороне, против Троицкого собора, или после отъезда Иоаннова из Александровой слободы в 1582 году, по случаю несчастной здесь кончины царевича Иоанна Иоанновича (19 ноября). Первое предположение вероятнее. Для сего к главному зданию (нынешней трапезе) пристроено с востока то, что называется собственно церковью, а к западной - входные крытые двери с колокольницей.
В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи заметим местную икону Никитской Божией Матери (на правой стороне лежащий крест); не названа-ли эта икона так потому, что она была «молением» боярина и дворецкого Никиты Ивановича Романова, последнего из бояр Романовых, двоюродного дяди царя Алексея Михайловича (ум. 11 декабря 1655 г.). В приделе Марии Египетской, построенном в память царицы Марии Ильиничны, благодетельницы монастыря, замечателен своей иконописью иконостас, может быть работы «царских иконописцев» (Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в городе Александрове. Составил А.Л. 1884 г.).
В конце XIX - начале XIX в. слюдяные окна церкви были заменены «российскими стеклами», тесовые крыши покрыты «сибирским железом», а ветхие штучные шахматные дубовые полы заменены «гжельской лешадью» - плиткой.
На пожертвование жены купца В.П. Зубова в 1900 году была окрашена крыша храма и главы, которые распестрили разными красками, как было прежде.

Когда в феврале 1923 года монастырь был закрыт, прихожане, зарегистрировав религиозную общину, отстояли Успенскую церковь, и в ней продолжались богослужения, но не долго: после Пасхи, в мае, храм отобрали у верующих и передали Александровскому историко-бытовому музею.
Посетивший в 1927 году г. Александров В.П. Зубов с горечью описывал, что Успенский храм «имеет заброшенный, покинутый вид. Для осмотров он закрыт, здесь хранятся неразобранные музейные вещи, помещены реставрируемые, еще не окончательно расчищенные иконы».
В 30-е годы ХХ века архитектор-реставратор П.Д. Барановский разобрал несколько поздних перегородок в подвалах, отрыл цоколь. В 60-е годы реставрационные работы возобновились. В северной палате удалили поздние пристройки с востока, искажавшие памятник. С наружных стен сбили штукатурку, затруднявшую естественную вентиляцию кирпичных стен. Восстановили первоначальные проемы окон. Отремонтировали крышу, главы, вызолотили кресты.

С середины 1980-х по начало 1990-х гг. проводились ремонтно–реставрационные работы по церкви. Смысл этих, довольно сложных работ, предотвратить активную стадию разрушения церкви и содержать её в техническом порядке. Следует отметить, Успенская церковь за весь период своего существования весьма активно эксплуатировалась на хозяйственный износ, в то время как при строительстве зодчие никак не рассчитывали на это. Они аккуратнейшим образом выложили облицовку стен из белого камня и по строительным традициям того времени набили «малозначительную» забутку между лицевыми сторонами стен строительным мусором. Такого рода решения никак не могут быть прочными. Тем не менее, ещё в древности в подвалах постоянно готовили квас, набивали их снегом зимой и даже имели приточный деревянный водовод (археолог В.П. Глазов) Такой натиск техногенной и атмосферной влаги никак не способствовал прочности и сохранности конструкций. Серьезные деформации от безудержной и малограмотной хозяйственной деятельности, особенно на северном приделе, заметны и по сей день.
Приспособление церкви под нужды современной музейной экспозиции затребовало устройства отопления. В последние десятилетия система водяного отопления с запиткой от внешней магистрали так-же добавила просадочных трещин на западном крыльце.
Современная перегрузка северной палатки печами и весом складируемых экспонатов привела к прогибу и трещинам сводов. Инженерные расчеты подтвердили срочную необходимость восстановления железных связей. Кровли церкви к началу последней реставрации находились в неудовлетворительном состоянии и были заменены на медные. Таким образом памятник нуждался в помощи и необходимые работы были выполнены. Тем не менее проблема излишней влаги в белокаменных подвалах не потеряла актуальности.
Интереснейший вопрос о смысле графитти на стенах подвала как был актуален 70, 40 лет назад, так и актуален по сей день, не решены научные вопросы существования восточной галереи у церкви. Эти и другие тайны Успенской церкви ещё ждут своих исследователей.
Даже терминология наименования храма путается. Некоторые полагают его собором, не меньшая часть называет храм церковью. Оба наименования фактически по частоте использования равнозначны. Однозначного толкования нет.
Из книги: Куницын М. Александрова Слобода. Верхнее-Волжское книжное издательство (с) 1968, 1975 стр.86-88



Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Колокольня церкви Успения Пресвятой Богородицы


Фрагменты обходной галереи Успенской церкви государева двора XVI в., выявленные выдающимся исследователем памятников Александровской Слободы В.В. Кавельмахером.

В настоящее время Успенская церковь находится в ведении музея-заповедника «Александровская слобода».

Выставка «В купеческой лавке»

Выставка «В купеческой лавке» посвящена торгово-коммерческой деятельности уездного Александрова второй половины XIX - начала ХХ веков.

Торговые заведения провинциального Александрова того времени в подавляющем большинстве составляли всевозможные лавки оптовой и розничной торговли, питейные заведения. Чаще всего они размещались в собственных домах торговцев на первом этаже. Нижний этаж которых был каменный, а верхний – деревянный.

На этой выставке представлен торговый зал александровского купца «средней руки» с различным товаром, выставленным на продажу.

Среди многочисленных экспонатов выделяются знаменитые «барановские ситцы», изготовленные на ткацко-александровской и соколовской мануфактурах братьев Барановых. Они были отменного качества и заслужили славу во многих уголках страны и за её пределами. Были отмечены золотыми медалями на различных международных выставках в Париже, Антверпене, Амстердаме.
Кроме знаменитых ситцев здесь представлены изделия александровских кузнецов, использовавшихся горожанами в быту.
Для пополнения ассортимента товаров, лавочники зачастую скупали оптом изделия александровских ремесленников: бондарей и гончаров.
Интерес представляет «бытовая техника» того времени: различной модификации швейные машинки компании «зингер», прачечные и портняжные утюги, прялки и угольные самовары, изготовленные на предприятиях Тулы и Москвы.
Для чайной церемонии в лавке всегда имелась чайная фарфоровая посуда заводов Попова, Гарднера, Кузнецова. Чайницы из цветного стекла, щипцы для колки сахара – эти предметы широко представлены на выставке.

Для любителей сладкого отводилась особая небольшая витрина, где покупателям предлагался шоколад и конфеты «паровых фабрик» Эйнем, Абрикосова, Тиде (Москва), Конради, Жорж Борман (Санкт-Петербург), леденцы от Ландрина.




Торговые сделки обычно заключали купец и покупатель во время чаепития непосредственно у хозяина дома, где находилась лавка, либо в ближайшем трактире.

Интерьер выставки «в купеческой лавке» позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшего времени.















1. .
2.
3. .
4.
5.

Copyright © 2017 Любовь безусловная

Время работы

Храм открыт ежедневно с 10:00 до 19:00, в дни богослужений — с 8:30.

Схема проезда

Станция метро «Охотный Ряд».

Богослужения

Богослужения свершаются в среду, пятницу, субботу и воскресение. В обычные дни утреня и литургия в 8:30. В воскресные и праздничные дни литургия в 9:00, накануне всенощное бдение в 18:00.

Престолы

1. Успения пресвятой Богородицы;
2. Прп. Сергия Радонежского;
3. Усекновения главы Иоанна Крестителя;
4. Свт. Николая Чудотворца.

Престольные праздники

28 августа – Успение пресвятой Богородицы (главный престол);
18 июля, 8 октября – день памяти святого преподобного Сергия Радонежского;
11 сентября – день памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя;
22 мая, 19 декабря – дни памяти святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.

История

Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви, и в период 1991-1992 гг. большинство из них наполнились верующими. Возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.

Успенский Вражек - древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицами, в летописях упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов - Литовский двор и «цесаревых послов двор», т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового - знаменитого архитектора.

1601 - первое письменное упоминание о храме.

1629 - в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.

1634 - вновь выстроена.

1647 - выстроена первая каменная церковь на средства Г.И.Горихвостова

1707 - деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.

История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.

1735 - Д. И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.

1781 - Никольский придельный храм заново построен «за ветхостью».

1812 - церковь обгорела.

Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.

В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С. А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу Живаго академик архитектуры А. С. Никитин составил проект обширного трехпрестольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.

1860 - завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского - небесного покровителя храмоздателя.

Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С. А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.

1910 - торжественно праздновалось 50-летие храма.

1920 - заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование «богослужебных зданий».

1924 - постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут. Храм передан Государственному историческому архиву Моск. области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.

1979 - в храме открыт междугородний телефонный узел.

1992 - постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.

1996 - общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия.

В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.

1998 - возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.

1999 - в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Святыни

Икона преподобномученицы Великой княгини Елизаветы с частицами мощей прп. мцц. Елизаветы и инокини Варвары