Open
Close

История гарема. Маленькие тайны большого гарема османской империи


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

Перевод небольшого куска из книги известного турецкого профессора-османиста Ильбера Ортайлы «Жизнь во дворце ».

Известно, что с тех пор, как Султан Орхан Гази женился на Халофере (Нилюфер), дочери Византийского Императора, практически все невестки Династии были иностранками. Да и существуют ли в мире династии, находившиеся при власти, но при этом не смешивающие кровь с иностранными принцессами? И это только в последнее время стала подниматься тема о культурных проблемах самоидентификации при матери-иностранке, в Османской Империи ничего подобного не было. Обращённые в ислам мальчики и девочки во дворце и в корпусах обучались турецкому языку и исламской культуре. Украинка Роксолана стала Хюррем и выучила за несколько лет турецкий так хорошо, что могла писать на нём стихи. История говорит о том, что Османская династия как раз делала очень многое для сохранения турецкой культуры. С 1924 года растущие и учащиеся за границей в изгнании потомки рода не имеют возможности въехать на родину, но при этом до недавнего времени они великолепно владели турецким и знали все турецкие традиции и обычаи. Это – отличный пример и яркое наследие прекрасного дворцового образования.

Значение Гарема

Гарем на арабском обзначает «запрещённый и тайный». Напротив тому, что считает большинство, гарем не является понятием, характерным исключительно для восточных мусульман, оно универсально, т.е. было в ходу в разных местах и в разный период. При этом нельзя сказать, что нации или правители, у которых гарем отсутствовал, были более уважительны по отношению к женщинам.

Гарем – самое известное место дворца Топкапы, о котором говорят больше всего. Но это и место, представление о котором очень далеко от истины. Гарем занимал первое место в дворцовом и государственном протоколе, потому что это обитель Падишаха; а во главе обители стояла Султан.

Гарем означает «самая тайная и скрытая часть человеческой жизни, самая неприкасаемая часть дома». Вопреки общепринятому мнению, гаремы были не только у ближневосточных мусульман, закрытые для внешнего доступа части были во дворцах Китая, Индии, Византии, древнего Ирана и даже ренессансной Италии, в Тоскане и при дворе патрициев Флоренции. Тут были и наложницы, и женщины и девушки высшего сословия, которые жили вдали от чужих взглядов. В Османском дворце же гарем был институтом.

Образование в гареме

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.

В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.

Валиде Султанши и хасеки

Во главе гарема стояла мать Падишаха — Валиде Султан. По свидетельствам историков, Хатидже Турхан Султан (мать Мехмеда IV) в своё время очень любил народ. А вот Кёсем Султан, напротив, была злополучной Валиде, но в день её убийства большое количество людей в Стамбуле остались голодными, а много бедных невест остались без приданого (прим.пер — Кёсем Султан организовывала бесплатные кухни для бедняков и обеспечивала приданным бесприданиц).

Эметуллах Рабиа Гюльнуш Султан (1642-1715)

Среди были такие, как Гюльнуш Султан, которые прожили долгую и счастливую жизнь. Гульнуш – любимая хасеки Мехмеда IV, неразлучная с ним до конца жизни. Она долгое время была Валиде Султан, поскольку являлась матерью Мусафы II и Ахмеда III. Народ её любил, она построила мечеть в Ускюдаре, которую можно назвать примером Османского барокко, её могила находится там же. Из-за её имени, которое означает «подобная розе», в её открытом тюрбе всегда высаживают розовые кусты. Но её муж, как и два сына были сброшены с престола. Есть и такие хасеки, которым пришлось пережить несчастную судьбу своих мужей и сыновей-правителей, как и Гюльнуш Султан. Например, вспомним мать Султана Абдульазиза — Пертевнияль Валиде Султан. Хасеки и Валиде, мужья и сыновья которых умерли, были вынуждены переезжать в старый дворец, как бы печально это ни было.

Были и те, кто попадал в гарем, получал образование и покидал его, удачно выйдя замуж. Были и те, кого выдавали замуж за обычных, ничем не примечательных мужчин. Некоторые из них, как, например, Кетхюда Деф-и Гам Хатун, возвышались до довольно высоких позиций (хазнедар уста – управитель-казначей), а некоторые работали на простых позициях и занимались даже уборкой. Сначала девушек учили турецкому, потом – Корану и грамоте. Девушки также получали уроки восточных танцев, музыки, изящных искусств и т.д. Помимо этого они обязательно изучали дворцовый протокол, этикет и правила хорошего тона. Благодаря знанию религии и главное – традиций и правил поведения там, где они жили, их все называли «дворцовыми дамами» и крайне уважали за их воспитание. Если в каком-то районе проживала женщина, получившая образование во дворце, этого было достаточно для того, чтобы весь район выучил дворцовый турецкий и дворцовый этикет. А те, кто жил рядом с этими образованными женщинами, передавали полученные знания на протяжение нескольких поколений.

Политика и интриги в гареме – это лишь короткий период долгой истории. После того, как Кёсем Султан была убита в результате заговора гарем снова вернулся на круги своя к спокойной и размеренной жизни. Венецианка Бафо (Нурбану или Сафие Султан), Хюррем Султан, Кёсем Султан – это те имена, которые обычно вспоминают в контексте политических интриг. Турхан Султан и её невестка Гюльнуш Эметуллах в политику не вмешивались.

Кызлар-аги, чёрные евнухи, несомненно, самые печальные персонажи гарема. Их руководителем был Дарюссааде-ага, главный Кызлар-ага, пост которого был очень высоким в гаремной иерархии. От традиции брать в гарем чёрных евнухов отказались в 19 веке, несмотря на это на протяжении Республиканских лет в некоторых районах Стамбула часто встречались чёрные евнухи, как остаток от былых традиций.

Писать что-то о гареме – дело неблагодарное, потому что все предпочитают видеть только эротические сказания, описанные ранее. Все знают, как колотило в своё время Англию: все помнят королей, которым рубили головы, и их дворцовые интриги. Или же Францию. Османский гарем даже близко не стоял с тем развратом, который царил во дворцах этих двух стран. Книги о гареме и второсортные романы на тему гаремной жизни всегда вызывали вопросы. Гарем – одна из тех тем, о которой все горазды поговорить, но никто на самом деле ей не владеет. И это очевидно, что все слишком поверхностно оценивают сложность жизни в гареме, тех умных и талантливых женщин, которые в нём жили, культурный контекст и государственный институт, которым был гарем.

Гарем не был свободным местом исключительно для развлечений, прежде всего это был дом. И к нему надо относиться с уважением, как и к любому дому любой семьи.

До конца 15 века Османские Падишахи хоть и были многоженцами, но предпочитали дочерей соседних правителей. Орхан Гази женился на дочери Кантакузина принцессе Феодоре, Мурад I – на дочери императора Эммануила. Йылдырым Баезид Хан женился на дочери гермиянского правителя Кютахьи Сулейман Хана, потом на византийской принцессе, потом на одной из дочерей сербского деспота и, наконец, на дочери Айдыноглу Исы Бея Хафсе Хатун. Некоторые браки Баезида II имели определённые стратегические цели, это очевидно.

Хотя в последнее время её происхождение поддают сомнению, но последней принцессой голубой крови в династии была жена Султана Явуза Селима и Валиде Кануни Султана Сулеймана – дочь крымского хана Менгли Гирея Хафса Хатун.

Бабушка рода Османов Хюррем Султан была умной и красивой украинкой, которую европейцы назвали Роксолана, а Кануни Султан Сулейман даровал ей титул «Султанша», несмотря на том, что она умерла до того, как её дети взошли на престол. Другая бабушка Османской династии Хатидже Турхан Султан, жена Ибрагима I и мать Мехмеда IV тоже была Украинкой. Так что ясно, что наша династия Османов – это смешение турецкой и украинской крови. Те, кто был покрасивее и посообразительнее, смогли возвыситься до Валиде Султан.

Наложницы, поступавшие в гарем, — это или девушки, которых брали в плен воины Крымского Ханства в степях Украины и Польши, или же девушки, купленные на невольничьих рынках специальными поверенными, такими как Азовский или Каффский (Феодосийский) Бей, или же красавицы, захваченные пиратами, курсировавшими между островами в Средиземном море. Например, представительница роди Бафо Нурбану или Сафие Султан, по происхождению Венецианки, как раз из последних. Помимо этого в гарем попадали также девочки из крайне бедных семей, которых их же семьи отдавали в гарем или торговцам рабами, чтобы спасти от нужды.

В 19 веке ситуация кардинально изменилась. В гарем своих дочерей отправляли лояльные к династии и халифату знатные черкесские и абхазские роды, они считали, что отправляют невест для династии. Например, четвёртая жена Абдульхамида II и мать Айше Султан – дочь одного из абхазских беев Агыр Мустафы Бея.

Старый Дворец Баезид, сейчас это здание Стамбульского университета

Как и в любом обществе, в гареме тоже были свои недостатки. Те, кто был красив и умён, ставали любимицами и одалисками Султана, потом хасеки – матерями , или же, возможно, когда-то становились Валиде Султан. И тут не угадаешь. Кто знает, может, хасеки, которую отправили в Старый Дворец, потому что её муж Падишах умер, однажды вернётся в Топкапы в статусе Валиде Султан, приветствуемая с большими почестями загонами янычар на протяжении всего пути из Баезида, а потом во дворце ей поцелует руки сам Султан, потому что это её сын стал Падишахом.

По типу того, как ученики Эндеруна переходили в Бирун и получали государственные должности, точно так же жительниц гарема выдавали замуж за служащих дворца или других гос. служащих. Уровень грамотности во дворце был очень высок. Некоторые наложницы писали даже грамотнее некоторых Шехзаде.

Дворцовый протокол неизбежно имел сходства с дворцовым протоколом европейских государств. В 19 веке Османский дворец посещали некоторые европейские монархи и наследные принцы балканских государств (например, Болгарии). Система международной дипломатии дворца – это центральный государственный аппарат, признававший венское дипломатическое представительное право. Согласно этим протоколам место Гарем-и Хюмаюна изменилось, изменилась жизнь и образование Султанских жён и женщин. Причиной этих изменений было, в том числе, и внешнее давление. В период Второго Мешрутиета иностранные послы и даже гости Египетского принца и некоторые государственные деятели принимали участие в приёмах и баллах в сопровождении своих дам, чего нельзя сказать о жителях Османского дворца.

Внутреннее убранство дворца Бейлербейи

В последние 50 лет Империи Императрица Франции Евгения единолично совершила ответный визит от имени Наполеона III, немецкий кайзер Вильгельм приезжал трижды (один раз вместе с Императрицей), несмотря на то, что Император Австро-Венгрии Карл приезжал с Императрицей Зитой, на всех приёмах, приветствиях и встречах он был только с Падишахом. На официальных приёмах женщин не было. Но приезжие императрицы посещали Валиде Султан и других дам в гареме, те же, в свою очередь, совершили ответный визит во дворец Бейлербейи, в котором проживали гости. Это изменения, благодаря которому женщины династии смогли участвовать в государственном протоколе. Благодаря этому среди женской части гарема значительно возросло число девушек, владеющих европейскими языками.

© Ильбер Ортайлы, 2008

Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.

“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.

Зачем в гаремах евнухи

Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.

В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) — это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.

На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц — фавориток. Большинство же обитательниц гарема — отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.

Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.

Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.

Откуда брались евнухи

Надзор за гаремом и связь наложниц с внешним миром поддерживается с помощью рабов-евнухов — представителей особой придворной касты. Дословно “евнух” переводится как “охраняющий ложе”, хотя круг их обязанностей был значительно шире.

Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.

Обычно их покупали у работорговцев в возрасте восьми-двенадцати лет и совершали над ними процедуру оскопления — полное или частичное удаление половых органов с целью устранить возможные сексуальные связи с наложницами. После оскопления мальчику останавливали кровь, стерилизовали рану, а в мочеточник вставляли гусиное перо, чтобы отверстие не заросло.

Евнух османского султана, 1870-е

Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.

Евнухи бывали “черными” и “белыми”. “Черных” евнухов привозили из Судана и Эфиопии, а “белых” — с Балканского полуострова. Считалось, что чернокожие мальчики более выносливы и лучше переносят болезненное оскопение.

Как отбирали наложниц

Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.

Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.

Из девочек “лепили” идеальных собеседниц и любовниц: обучали турецкому языку, музыке, танцам, сочинению изысканных любовных посланий — в зависимости от способностей.

Но каждую из них обязательно учили главному — искусству доставлять мужчине удовольствие.

Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.

Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.

Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).

Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.

Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.

Сестры и жены последнего правителя Османской империи Абдула-Хамида II

Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.

Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.

Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.

Как проходили ночи любви

Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.

Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.

Ее мыли, одевали, делали макияж, эпиляцию, массаж и, конечно, тестировали на знание материала — где и как ублажать султана.

Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.

Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.

Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.

Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.

Конец султанского гарема

В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.

Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.

Законы о наследовании трона устанавливали, что власть от умершего султана переходит не его сыну, а старшему мужчине из живущих членов семьи. Мехмед Завоеватель, хорошо поднаторевший в дворцовых интригах, сформулировал положения, которыми жила Османская империя на протяжении веков. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своей родни, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по наущению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.


«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок... Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов»,пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).
В 1666 году Селим II своим указом смягчил суровые уложения законов Завоевателя. По новому указу имперским принцам даровалась жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.
С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.
Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Мооришь. Гарем.

В гареме многие женщины умирали молодыми. Существует масса историй о жестоких убийствах и отравлениях. Английский посол в Стамбуле сообщал в 1600 году,
что таких случаев в гареме бессчетное множество. Многих женщин топили. Главный черный евнух хватал несчастных, заталкивал их в мешок и перетягивал шею. Такие мешки грузили в лодку, отвозили недалеко от берега и бросали в воду.
В 1665 году нескольких женщин двора Мехмеда IV обвинили в том, что они якобы украли из колыбели царского отпрыска бриллианты и, чтобы скрыть кражу, устроили пожар, который нанес значительный ущерб гарему и другим частям дворца. Султан распорядился немедленно удушить этих женщин.
Мехмед Завоеватель убил ятаганом свою жену Ирину. Позднее она была объявлена мученицей и, как все мученики, провозглашена святой, что отводило ей место в раю.
«Благословенна доставившая удовольствие своему повелителю, да предстанет она пред ним в Раю, - говорится в одном исламском тексте. - Как молодая луна, сохранит она свою юность и красоту, а муж ее будет всегда не старше и не младше тридцати одного года». Возможно, Мехмеду вспомнились эти слова, когда он поднял на нее ятаган.
Большой сераль, Золотая клетка и гарем - это было царство страстей и изощренных мучений, где запуганные женщины вместе с мужчинами, которых трудно было считать мужчинами в полном смысле слова, плели интриги против абсолютного монарха, десятилетиями державшего их всех вместе с детьми в роскошном узилище. Это был клубок бесконечных конфликтов и трагедий, где страдали и правые, и виноватые. А султан, Царь царей, Высший судия всего сущего, Владыка двух континентов и двух морей, Суверен Востока и Запада, сам в свою очередь был плодом союза монарха и невольницы. Его сыновья и вся династия османов разделяли ту же судьбу - это были цари, рожденные рабынями и воспроизводившие своих отпрысков с новыми рабынями.
Крутые повороты судьбы, причудливая игра добра и зла в жизни человека на Востоке рассматривается как проявление кисмета (рок, судьба). Там верят, что судьба каждого смертного заранее предопределена Провидением. Суждено ли человеку в жизни счастье или его ждет трагический конец - это кисмет. Верой в кисмет как рабов, так и властителей объясняется безропотное смирение тех и других перед лишениями, пытками, несчастьем и неожиданными неприятностями, которые обрушивались на обитателей гарема каждый день.
Общие горести порой порождали у обитательниц этого неспокойного дома удивительное по силе и глубине чувство сострадания. С ревностью и завистью в гареме уживалась глубокая привязанность женщин, горячо и преданно любивших друг друга. Крепкая и долговечная дружба помогала им выжить в житейских бурях и интригах. Ее примеры - самая трогательная тайна гарема.

Shopping for the Harem, Giulio Rosati

В 1346 году состоялась невиданная по своей пышности церемония бракосочетания султана Орхана и византийской принцессы Феодоры. Константинополь тогда еще не принадлежал туркам, и лагерь Орхана стоял на азиатском берегу Босфора. За
царственной невестой султан снарядил тридцать кораблей и большой эскорт из конницы. «По сигналу упал занавес, - пишет британский историк античности Эдуард Гиббон в своем труде «Упадок и крушение Римской империи», - и взорам предстала невеста, жертва сговора; ее окружали коленопреклоненные евнухи с брачными факелами; раздались звуки флейт и барабанов, возвещавшие о начале торжества; ее предполагаемое счастье воспевали в брачных песнопениях лучшие поэты века. Безо всякого церковного обряда Феодору отдали владыке-варвару; но было оговорено, что в гареме Бурсы ей будет позволено сохранить свою веру».
Первые правители Османской империи женились на дочерях византийских императоров и балканских королей, а также на анатолийских принцессах. Эти браки представляли собой исключительно дипломатические мероприятия. После завоевания Константинополя гарем султана стал заселяться в основном девушками из дальних стран. Эта традиция продолжалась до последнего дня империи. Поскольку девушки гарема согласно законам ислама считались собственностью султана, его рабынями, он не был обязан жениться на них. Но время от времени повелитель настолько попадал под очарование какой-нибудь девушки, что играл свадьбу, как это сделал Сулейман Великолепный.
Наложницы султана, в отличие от одалисок, считались его женами, их могло быть от четырех до восьми. Первая жена называлась баш кадин (главная женщина), за ней -- икинчи кадин (вторая), за ней -- ухунчу кадин (третья) и так далее. Если одна из жен умирала, следующая за ней по рангу могла возвыситься и стать на ее место, но не ранее чем старший евнух передаст разрешение на то султана.
Существует мнение, что султан действительно жил с сотнями женщин своего гарема.Но так было далеко не всегда. Например, когда умер Мурад III, в гареме качали около сотни колыбелей. Но некоторые султаны, как, например, Селим I, Мехмед III, Мурад IV, Ахмед II, ограничивались одной женой и, насколько можно сейчас судить, сохраняли ей верность.

Morelli La sultana e le schiave

Большинство султанов спали со своими любимыми наложницами по очереди, и во избежание столкновений между ними для этого устанавливалось определенное расписание. Для выявления легитимности появления на свет царских отпрысков главный казначей в специальный дневник заносил каждое «восшествие на ложе». Эта удивительная летопись помимо самых интимных постельных подробностей сохранила до наших дней такие сведения, как казнь одной из жен Сулеймана за то, что она продала свою очередь «восшествия на ложе» другой женщине. К большому разочарованию европейцев, никаких оргий султаны со своим гаремом не устраивали. Можно лишь предполагать, что сексуальные утехи кого-то из самых сумасбродных правителей, вроде Ибрагима, могли иметь экстравагантный характер.
Жерар де Нерваль как-то разговаривал о гареме шейха с самим шейхом:
Устроен гарем, как обычно... несколько маленьких комнатушек вокруг больших залов. Всюду диваны и единственный предмет мебели - это низкие столики с черепаховым покрытием. Маленькие ниши в закрытых панелями стенах уставлены курительными приборами, вазами с цветами и кофейной посудой. Единственное, чего в гареме не хватает, даже в самом богатом, это кровати.
- А где все эти женщины и их рабыни спят?
- На диванах.
- Но там же нет одеял.
~ Они спят одетыми. И на зиму тут есть еще шерстяные и шелковые покрывала.
- Прекрасно, а где же место мужа?
- О, муж спит в своей комнате, женщины в своих, а одалиски на диванах в больших комнатах. Если на диване с подушками спать неудобно, посреди комнаты кладут матрасы и спят на них.
- Прямо в одежде?
- Всегда в одежде, правда в самой легкой: шаровары, жилет и халат. Закон запрещает как мужчине, так и женщине обнажать друг перед другом что-либо ниже шеи.
- Могу понять, - сказал я, - что муж может не захотеть провести ночь в комнате, где вокруг него спят одетые женщины, и он готов спать в другом помещении. Но если он пару-тройку этих дам берет с собой в постель...
- Пару-тройку! - возмутился шейх. - Только скоты могут позволить себе такое! Боже праведный! Да разве есть в целом свете хоть одна женщина, пусть даже неверная, которая согласится разделить с кем-то свое ложе чести? Неужели такое творят в Европе?
- Нет, в Европе такого не увидишь; но у христиан одна жена, и там полагают, что турки, имея нескольких жен, живут с ними, как с одной.
- Если бы мусульмане были так развращены, как представляют себе христиане, жены тут же потребовали бы развод, даже рабыни были бы вправе уйти от них.

Когда благосклонность султана к своим женщинам была неодинаковой, это вызывало бурю страстей, недоброжелательности и ненависти. Султанша по имени Ма-хидерван, например, изуродовала лицо Роксалены, Гюльнуш столкнула со скалы в море одалиску Гюльбеяз, Хюррем удавили, Безмялем загадочно исчезла. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным. В гареме заключались союзы, плелись заговоры и велись бесшумные войны. Обстановка в нем сказывалась не только на моральном климате дворца, но и на государственной политике. «Жесткая дисциплина, превращавшая гарем в настоящую тюрьму, объяснялась бурным поведением женщин, способным привести их к такому умопомешательству, что не приведи Господь», - пишет по этому поводу историк Алэн Гросрихард в книге «Структура гарема» (1979).
Если одалиска попадала в постель принца, она могла стать его женой, когда принц занимал трон султана. Жены султана не могли сесть в его присутствии без разрешения и обладали подобающими манерами, говорили и двигались, соблюдая особые церемонии. Султанша мать встречала сына обязательно стоя и обращалась к нему «мой лев». Взаимоотношения между женами подчинялись определенному этикету. Если одной хотелось поговорить с другой, то это желание передавалось через секретаря гарема. Правила гарема требовали относиться к старшим почтительно и вежливо. Все женщины гарема в знак уважения целовали юбку жене султана, а та I вежливо просила этого не делать. Принцы целовали жене отца руку.
Глубокая тайна окружает могилу возле гробницы Мехмеда Завоевателя, в которой покоится безымянная женщина. Мусульманские богословы утверждают, что это могила Ирины, которую безумно любил султан и которую сам убил. Как писал Уильям Пойнтер в своей аллегории «Дворец наслаждений», «султан проводил с ней все дни и ночи, и все же ревность его съедала».
Он обещал ей все, но Ирина не желала отказаться от христианской веры. Муллы упрекали султана в потворстве неверной. Трагическую развязку описывает Ричард Дэви в книге «Султан и его подданные» (1897). Однажды Мехмед собрал всех мулл в саду своего дворца. Посредине стояла Ирина под сверкающим покрывалом. Султан медленно поднял чадру, открыв лицо сказочной красоты. «Смотрите, такой прелестной женщины вы еще никогда не видели, - сказал он, - она прекраснее гурий вашей мечты. Я люблю ее больше моей жизни. Но моя жизнь ничего не стоит в сравнении с моей любовью к исламу». С этими словами он взял Ирину за длинные светлые косы и одним ударом ятагана отсек ей голову. В поэме «Ирина» Чарльза Горинга читаем:
Ревнуя к империи и тщетной славе,
Сразил я мечом любовь ради трона
. Но ответь красавица на пламя той любви,
Я царство бы бросил к ее ногам.
Сулейман Великолепный казнил свою Гюльфему, когда та не пришла к нему на ночь. Султан Ибрагим во время одного из своих кутежей приказал ночью схватить всех своих женщин, завязать в мешки и утопить в Босфоре. Об этом рассказала одна из несчастных, которую спасли французские моряки и привезли с собой в Париж.
Среди самых знаменитых и могущественных султанш, живших, любивших и правивших в Серале, три заслуживают особого внимания. Каждая несет на себе особые черты столетия, в котором она жила. Роксолана (1526 - 1558) была первой женщиной, ставшей официальной женой султана, въехавшей в сераль со своим царским двором, и обрела нераздельное влияние на самого великого из султанов - Сулеймана Великого. Дольше всех правила султанша Кёсем. Легендарную жизнь прожила султанша Накшедиль, француженка Эмэ де Ривери.
Зарешеченные окна, извилистые коридоры, мраморные бани и пыльные диваны - это все, что осталось от обитательниц гарема. Но истории о женщинах под чадрой, этот отзвук страсти и неги «Тысячи и одной ночи», продолжает очаровывать и притягивать.