Open
Close

Как можно пообщаться с батюшкой. Как здороваться с батюшкой в церкви и вне её

Здороваться с батюшкой нужно так: «Батюшка, благословите»

Люди, которые идут в храм, должны понимать, что в Церкви существуют свои особенные правила этикета. Их следует соблюдать как в храме, так и в монастыре. Церковная среда тесно связана с благочестием, очищением и преображением сердца Божией благодатью, дарующейся труждающимся и подвизающимся. Поэтому соблюдение церковного этикета - это не только правила поведения, принятые для сохранения церковных устоев, но и путь восхождения к Богу.

Духовные люди соблюдают этикет для привлечения благодати Божией, поэтому в храм не принято входить в вызывающих одеждах: женщинам нельзя надевать брюки, короткие юбки, красить помадой губы и быть с непокрытой головой. Мужчинам нельзя носить шорты, тенниски, рубашки с короткими рукавами и источать запах табака. Эти правила не следует нарушать, посещая церковь, поскольку несоблюдение их может привести к справедливой отрицательной реакции окружающих.

Первое, что должен сделать человек, вошедший в Храм - поздороваться со священником. Если вы готовитесь к исповеди или причастию , обязательно узнайте, как правильно здороваться с батюшкой, и как правильно к нему обратиться в зависимости от занимаемого им сана.

Как здороваются со священниками?

Церковная этика не предполагает употребления слов «здравствуйте» или «добрый день» для приветствия священника. Обычно священникам говорят: «Отец Павел, Благословите», или «Батюшка, благословите».

В период празднования Пасхи (с первого её дня и последующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами: «Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»

Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можно легко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то что следует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретив священника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равно можете подойти и попросить у него благословения.

Следует знать, что благословение может иметь несколько значений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, даже диаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословения верующему нужно поцеловать руку батюшки.

Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому, к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление на расстоянии.

Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, а снова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите, батюшка, и благословите».

Обращение к духовенству по степени священства

В православном мире различают три степени священства:

  • Диаконы.
  • Священники.
  • Епископы.

Именно от того, кто стоит перед вами, и с кем вам предстоит поздороваться, зависит то, как вы к нему обратитесь.

Как обращаться к диакону?

Диаконы являются помощниками священников, они не обладают такой благодатной силой, какая есть у священников. Поэтому диаконы не служат литургии, не крестят, не исповедуют, не соборуют, не венчают, не отпевают и не освящают дома. Но, тем не менее, диакон также может давать советы и принимать молитвы. Диакона принято называть «Отец диакон», также допускается обращение к нему по имени. При упоминании диакона в третьем лице можно сказать: «Отец диакон» или «Отец Александр».

Как обращаться к священнику?

Обращение к священнику должно быть почтительным и уважительным, поскольку он - носитель особенной благодати, которую получает, совершая таинство рукоположения на священство.

К священникам можно обращаться несколькими способами. К примеру, русские православные часто, согласно давнему обычаю, называют их батюшками. Обычно обращение в такой форме выглядит следующим образом: «Батюшка, разрешите Вас попросить?».

Однако обращение «Батюшка» - это разговорная форма, а согласно другой, более строгой и официальной, миряне должны обращаться к священнику, называя его «Отец»: «Отец Павел, можно обратиться к вам с вопросом?».

Если же священник упоминается в третьем лице, то можно сказать: «Отец Иоанн благословил» или «Отец настоятель посоветовал». Нежелательно сочетание имени и чина священника: «иерей Павел» или «протоиерей Иоанн». Допускается в обращении сочетание фамилии священника с формой «отец», к примеру: «отец Иванов».

Обращаться православным к священнику со словами «Святой отец» не принято.

И, конечно же, в церкви обращение к священнику должно быть только на «Вы». Если даже священник для вас - близкий или хороший знакомый, при посторонних излишняя фамильярность будет выглядеть неуместно.

Как обращаться к архиерею?

Архиерея принято называть «Владыкой». Чаще всего распространена форма обращения в звательном падеже: «Владыко, разрешите», «Владыко, благословите». Если же архиерей упоминается в третьем лице, то применяется именительный падеж: «Владыка Иоанн благословил».

Официальная же речь, в том числе и письменная, имеет следующие формы: «Преосвященнейший Владыко» или «Ваше преосвященство».

Как обращаются к архиепископу и митрополиту?

Архиепископ - это старший епископ, митрополит - высшее звание православного епископа. К священниках в таких чинах принято обращаться «Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше высокопреосвященство».

Обращение к патриарху

К патриархам следует обращаться: «Святейший Владыко» или «Ваше Святейшество». Если нужно обратиться в письменном виде, тогда пишут: «Ваше Преосвященство, благословите» или «Владыко, благословите».

Видео о том, как здороваться с православными

Правила этикета в монастыре?

В монастыре существуют свои, особенные правила. Чтобы ознакомиться с монашеским общежитием, необходимо затратить немало времени. Основные правила, соблюдаемые в монастырях при паломничестве:

  • Паломники или трудники, пришедшие в монастырь впервые, должны помнить, что в монастыре на всё следует испрашивать благословения и неукоснительно его выполнять.
  • Пока вы не получите благословения, из монастыря выходить нельзя.
  • В монастырь следует входить без своих греховных привычек и пристрастий: спиртное, сквернословие, курение - всё это оставляется за его вратами.
  • Разговаривать принято только на духовные темы, а мирская жизнь не вспоминается. Также непозволительно друг друга поучать. Среди наиболее употребляемых слов чаще всего произносятся «благослови» и «прости».
  • Пища, одежда, условия сна должны приниматься безропотно. Приём пищи возможен лишь во время общей трапезы.
  • Нельзя заходить в чужие кельи, если только вас не пошлёт настоятель кому-либо что-то передать или сказать.
  • Каждый раз, входя в келью, необходимо произнести вслух молитву. При этом входить нельзя до тех пор, пока после прочтения молитвы вы не услышите из-за двери «Аминь».
  • Встречаясь, обитатели монастыря кланяются друг другу, произнося: «Спасайся, сестра (брат)», на что тот, кого повстречали, должен ответить: «Спаси, Господи». При этом рукопожатия при приветствии не приняты.
  • Люди, живущие в монастырях, называются насельниками. Все они имеют саны послушников, рясофорных монахов, мантийных монахов, схимонахов. В мужских монастырях некоторые монахи имеют священный сан дьяков или священников. К каждому сану обращаются по-разному.
Как обращаться к обитателям мужского монастыря?
  • К наместникам можно обращаться разнообразными способами: «Отец наместник», «Отец Павел», или просто «Батюшка». При официальном обращении, если наместник является архимандритом или игуменом - «Ваше Высокопреподобие», если иеромонахом - то «Ваше Преподобие».
  • К благочинным можно обращаться: «Отец Благочинный», «Отец Павел», или просто «Батюшка».
  • К духовникам, как правило, обращаются: «Батюшка» или «Отец Павел». Если о духовнике говорится в третьем лице, то говорят: «Я посоветуюсь с духовником».
  • К экономам, ризничим, казначеям, келарям, имеющим духовный сан, обращаются «Батюшка». К не рукоположенным, но имеющим постриг, можно обратиться: «Отец эконом», «Отец казначей». Иеромонаха, игумена, архимандрита можно назвать «отцом Павлом» или «Батюшкой».
  • Если же монах имеет постриг, то его называют «Отец», послушник - «Брат», а если послушник - человек преклонного возраста, то его называют «Отцом». Обращаясь к схимнику, обычно употребляют его сан с приставкой «схи»: «схиархимандрит».


Как обращаться к обитателям женского монастыря?

Игуменьи отличаются от монахинь наличием золотого наперсного креста и правом благословлять. Если необходимо попросить у неё благословления, то обращаться следует так: «Мать игуменья», также можно назвать и по имени: «Мать Анастасия», «Матушка Анастасия» или просто «Матушка».

В женских монастырях «Матушками» называют только игумений, поэтому если вы услышали, как кто-то сказал: «Матушка», то следует знать, что имеется в виду именно игуменья.

Если же обращаются к монахине, то её также называют «Мать». Послушниц же называют «сёстрами», а если послушница - женщина преклонного возраста, то при обращении к ней употребляют «матушка».

А как Вы здороваетесь со священнослужителями? Соблюдаете ли церковный этикет? Расскажите об этом в

Инструкция

Встретив священника без облачения на улице, поприветствуйте его кивком головы или поздоровайтесь как обычно, пожелав доброго дня. В пасхальный день можно сказать «Христос Воскрес!». Подавайте руку священнику, только если лично и давно знакомы с ним. В противном случае это будет восприниматься слишком фамильярно.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

В ответ священник наложит на вас крестное знамение и может даже положить свою руку в ваши сложенные ладони – ее нужно поцеловать как десницу самого Бога, который невидимым образом благословляет вас через священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с Архиереем (управляющим всей епархией), за благословлением подходите только к нему. Если священников много и Архиерея среди них нет, подойдите и у попросите благословения у старшего по званию. Узнать это можно по кресту, который носит священник на груди.

Протоиерей носит крест с украшением, иерей носит позолоченный или серебряный крест. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем по старшинству идут женщины, последними подходят дети (по старшинству). Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети.

При прощании повторно попросите у священника благословления словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

Телефонный разговор со священником должен начинаться словами «Благословите, батюшка». Далее сообщайте суть дела, по которому звоните. Разговор закончите просьбой о повторном благословении.

Говоря о священнике в третьем лице или ссылаясь на него, скажите: «Отец настоятель благословил». Сочетание «отец» и фамилия священника употребляется в сугубо официальных случаях.

Обратите внимание

Помните, относиться к священнику нужно с большим почтением и уважением. Следите за пристойностью своих взглядов, жестов и даже мимики. Жаргон и грубые слова недопустимы. Жесты минимальны. Не прикасайтесь в разговоре к священнику, соблюдайте определенную дистанцию. Если служитель церкви стоит, стоять должны и вы. Взгляд ваш должен быть кротким и смиренным.

Полезный совет

Помните, в православии не принято обращаться к священнику «святой отец». Говорите «честный отче», например, «Помолитесь за меня, честный отче».

Связанная статья

Источники:

  • Как приветствовать священника

Званые обеды, даже не слишком официальные, требуют соблюдения общепринятого этикета. Как должны вести себя хозяева примерно ясно. А как сами гости должны приветствовать друг друга? Особенно, если общество неоднородное, а пришедшие мало знакомы между собой или же совсем не знают друг друга.

Инструкция

Рукопожатие должно быть энергичным, но достаточно коротким. Затягивать его не следует. И уж тем более не допускается трясти руку партнера, да еще и разговаривать при этом. Неэтичным признается также вялое пожатие, и наоборот – нельзя чересчур крепко сжимать руку партнера. Самым теплым считается приветствие обеими . Во время рукопожатия не допускается держать вторую руку в кармане. Это, в какой-то степени, возможно в кругу очень близко знакомых людей, но и только.

Если вы мужчина, то, приветствуя , можете поцеловать ей руку. Но не поднимайте ее к себе, а наклонитесь к руке сами. Не целуйте внутреннюю сторону женской ладони и не забывайте, что поцелуй должен быть лишь легким прикосновением губ.

17-09-2008, 17:10

17-09-2008, 17:23

Придите в любую церковь,спросите батюшку.Вам наверняка скажут где он или когда будет.
Записываться предварительно не нужно..да и платить тоже:))
Как "поймаете", у него и спросите когда можно прийти "поговорить"...может у него окажется "минутка" для Вас.

17-09-2008, 17:37

17-09-2008, 17:52

Только постарайтесь найти церковь поспокойней (я про количество народа). Мне удалось нормально поговорить с батюшкой только в провинции. Где очереди на разговор нет.

17-09-2008, 17:55

Хочу поговорить с батюшкой, Кто знает как это делается? Надо предварительно записаться, сколько это стоит, порекомендуйте церковь?Куда катится мир:001:

17-09-2008, 17:56

Я видела, как в Казанском люди просто подходили и беседовали. Ничего не платили.
Батюшка стоял за специальным столиком (в это время шла служба, кстати, пел хор), к нему подходили и начинали беседу.

Скорее всего Вы наблюдали исповедь:)))

Беседы священники ведут в свободное от служб и треб время. Лучше всего в воскресенье после службы подойти к батюшке и спросить, когда можно придти поговорить.

17-09-2008, 17:58

Не отрицаю, могу и ошибаться. Но то, что ничего не платили - это точно!

17-09-2008, 18:11

Зимняя Вишня

17-09-2008, 18:13

Зимняя Вишня

17-09-2008, 18:15

главное, говорите с ним без мата и руки об рясу не вытирайте

И вам желаем не сморкаться дома в занавеску...

17-09-2008, 18:18

Еще почти в каждой церкви есть дежурный(не служащий в этот день)священник,в определенное время он всегда в храме.Для начала лучше прийти и просто узнать,в какое время подойти.А может,у вас разу получится побеседовать.

А мне кажется, сейчас это редкость. Не хватает в городе священников - перегружены они, как правило. Как уже писали, от прихода многое зависит.

17-09-2008, 18:28

главное, говорите с ним без мата и руки об рясу не вытирайте

Лишь бы все опошлить.... ничего умного вы сейчас не сказали!

17-09-2008, 18:34

Лишь бы все опошлить.... ничего умного вы сейчас не сказали!

Ну почему опошлить. и то и другое наблюдал лично

17-09-2008, 18:54

я просто звонила в церковь, и мне говорили время, когда удобней подойти и когда у священослужителя будет время.
все просто;)

Иришечка

17-09-2008, 19:00

Мне очень нравится церковь (хотя это сложно назвать церковью т.к. находится в подвале жилого дома) в доме 32 на 5 Советской и Батюшка очень хороший:love: Главное найти время и решиться на это...ну и конечно,чтобы у Батюшки было время....разговор сам пойдет.....;)

Зимняя Вишня

17-09-2008, 19:05

А мне кажется, сейчас это редкость. Не хватает в городе священников - перегружены они, как правило. Как уже писали, от прихода многое зависит.

Если маленький приход-тогда,конечно,вряд ли.На больших, как правило,деж.священник бывает.Я сама таким образом приходила на беседу, и не раз,зная,что батюшка в этот день дежурит и сможет уделить мне достаточно времени.Прошу прощения за офф!Маруся,я очень хочу пожелать вам с доченькой успехов,чтобы всегда с ней оказывались рядом добрые,понимающие люди!

17-09-2008, 20:25

Хочу поговорить с батюшкой, Кто знает как это делается? Надо предварительно записаться, сколько это стоит, порекомендуйте церковь?

Если Вам удобно, приезжайте в Шувалово (от метро Озерки, 3-4 остановки в сторону Парголово).
Спасо-Парголовский Храм.

Там служит добрый, умный, понимающий отец Анатолий...
У него есть дни, когда он дежурит в Храме.
А еще приходите в любую субботу, к 17 часам...

Еще знаю отца Елисея из церкви в Мурино (Девяткино)...Молодой совсем, но удивительно чистый и честный человек.:love:

17-09-2008, 21:39

Куда катится мир:001:

17-09-2008, 23:15

Да уж, мне бы и в голову не пришло, что священник плату берет за беседу...

Показалось Мирре, показалось. Разобрались уже, что не берёт.

18-09-2008, 14:15

Да уж, мне бы и в голову не пришло, что священник плату берет за беседу...

Даже не представляю, что кому-то нужен такой духовник, который деньги за душеспасительную беседу возьмет.

Наверное, люди путают их с психоаналитиками!

Я бы наверно не сильно удивилась. Зайдите в Казанский- самые дешевые свечки которые в Никольсвом 5 рэ, там 15. И все остальное- требы, молебны и тд..Есть какой-то элемент коммерцализации. такие времена.

18-09-2008, 14:17

главное, говорите с ним без мата и руки об рясу не вытирайте

Интресно, что вас в моем сообщении навело на мысль что я слова без мата сказать не могу и сморкаюсь в чужую одежду???

18-09-2008, 15:11

Интресно, что вас в моем сообщении навело на мысль что я слова без мата сказать не могу и сморкаюсь в чужую одежду???

Видимо человек поделился собственным опытом общения со священником. :)

18-09-2008, 15:21

Мне очень нравится церковь (хотя это сложно назвать церковью т.к. находится в подвале жилого дома) в доме 32 на 5 Советской и Батюшка очень хороший:love:

18-09-2008, 15:24

Храм пр. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Маленький уютный храм.
Отец Вячеслав - потрясающий человек. Молодой. Отец пятерых деток. А улыбка... А взгляд.... Словами не объяснить. Это надо видеть. По субботам в 15 как правило он ведет эти самые беседы. Ну и так "ловить" можно.

18-09-2008, 15:25

Наверное, Вы говорите не о Православном храме. Похоже по описанию ("подвал дома"), что это Молебный дом (протестанты, сектанты).
Я тоже так думаю. Будьте осторожны.

18-09-2008, 15:41

Я видела, как в Казанском люди просто подходили и беседовали. Ничего не платили.
Батюшка стоял за специальным столиком (в это время шла служба, кстати, пел хор), к нему подходили и начинали беседу.

Нет-нет! Вот в такой (описанной здесь) ситуации к батюшке подходить для беседы НЕЛЬЗЯ!!!
Здесь речь идет о литургии (или "обедне", как раньше говорили). Идет служба, люди готовятся к причастию, а для этого они сначала исповедуются батюшке. В некоторых храмах исповедуются вечером, а литургия идет с утра. К исповеди, как и причастию следует готовиться (в том числе и поститься).

Где-то после 10-11 часов служба заканчивается, но батюшка еще в храме. И это самый удобный момент к нему обратиться, потому что потом, часов до 5 (до вечерней службы и исповеди) батюшка может отъехать из храма.
Если намерения Ваши серьезы, то лучше иметь на себе платок и юбку. Многие батюшки с этим не церемонятся - сталкивалась ("имеют право" - уж, если мы действительно обращаемся в Храм, то "со своим уставом в чужой монастырь не ходят").

Можно узнать у продавщицы киоска, имя батюшки. Можно обращаться и просто "батюшка", но обращение Отец Александр (или др. имя) это, как бы, обращение по имени-отчеству.

На всякий случай: квадратная подставка под свечи - канон - это для поминания умерших. А круглые - за здравие в честь разных Святых.

Не кручиньтесь, если столкнетесь с некоторой бесцеремонность или резкостью в храме - значит это испытание Вам на этом пути.

С уважением

Иришечка

18-09-2008, 15:56

Наверное, Вы говорите не о Православном храме. Похоже по описанию ("подвал дома"), что это Молебный дом (протестанты, сектанты).

Я тоже так думаю. Будьте осторожны.
Ну что Вы такое говорите.... :001: раньше на 5 советской стояла церквушка маленькая,но их оттуда выгнали:(т.к. она стояла на территории архива. ....пока они находятся в подвальчике...т.к. очень много прихожан....и батюшка не может все вот так вот оставить...пока идут "войны" с архивом.

18-09-2008, 16:06

Ну что Вы такое говорите.... :001: раньше на 5 советской стояла церквушка маленькая,но их оттуда выгнали:(т.к. она стояла на территории архива. ....пока они находятся в подвальчике...т.к. очень много прихожан....и батюшка не может все вот так вот оставить...пока идут "войны" с архивом.

Я ничего не утверждаю. Просто предположила, так как сама никогда не видела чтобы првославный храм располагался в подвале. Лишь написала о предостержении. Никого не хотела обидеть.

18-09-2008, 16:18

18-09-2008, 16:35

Ну он стоял не у Алтаря, а ближе к выходу. Он саму службу не вел. Может в Храме просто не один батюшка, или я что-то не знаю.

Всё так.
Служба идет в центральной части храма, а если «параллельно» идет исповедь, то она проходит в приделе, чтобы не мешать другим. Люди стоят в очереди к исповеди, но и присутствуют (и участвуют) при службе. Исповедавшись, если они допущены к причастию, они присоединяются к тем, кто стоит в центре зала.
После исповедования все желающих, батюшка, который исповедует, присоединяется к тому батюшке («основному»), который ведёт службу, но и во время исповеди он может периодически прерываться и присоединяться с ведению службы.

Если хотите, почитайте здесь об устройстве храма http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb261.htm (http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb261.htm)
А вообще у Гоголя написано про Литургию.

18-09-2008, 16:36

Ну он стоял не у Алтаря, а ближе к выходу. Он саму службу не вел. Может в Храме просто не один батюшка, или я что-то не знаю.

Бывает так, что служба уже идет. И параллельно кто-то из священников продолжает исповедовать прихожан. Кроме исповеди во время службы вряд ли возможны друние беседы.

Иришечка

18-09-2008, 16:47

Я ничего не утверждаю. Просто предположила, так как сама никогда не видела чтобы првославный храм располагался в подвале. Лишь написала о предостержении. Никого не хотела обидеть.И я не видела,но в сложившейся ситуации...пришлось поступить так:(Это не секта:005: :)

Мама Сладкой Малины

18-09-2008, 17:05

И снова посоветую пообщаться с отцом Димитрием, к которому сама "прибилась". Вот сайт храма http://www.derzhavnaya.spb.ru

18-09-2008, 17:14

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО (http://ricolor.org/about/3/pamiat/4/)

19-09-2008, 00:23

19-09-2008, 16:43

Автор,а где Вы территориально.
Мне кажется,что зависит от вопроса,который Вы обсудить хотите.Есть батюшки хорошие,но молодые,как о. Вечаслав с Серафимовского,не во всех жизненных вопросах они могут совет дать.Жаль,нет в живых о. Василия Ермакова,првда остались священники его"школы".

Террироально в Рыбацком, там нет пока церкви, так что мне все равно в центр ехать
А что за "школа"?

19-09-2008, 16:50

Жаль,нет в живых о. Василия Ермакова

19-09-2008, 17:31

Ну,школа-это образно.Не пугайтесь.Серьезное отношение к вере,без сюси-пуси,простите,суровое.Это я утрирую,конечно.
А вообще,помолитесь,попросите,и обязательно найдете батюшку,который ответит на Ваши вопросы.Главное,не смущайтесь,не бойтесь.

19-09-2008, 17:59

Автор,а где Вы территориально.
Мне кажется,что зависит от вопроса,который Вы обсудить хотите.Есть батюшки хорошие,но молодые,как о. Вечаслав с Серафимовского,не во всех жизненных вопросах они могут совет дать.Жаль,нет в живых о. Василия Ермакова,првда остались священники его"школы".

Это да
а вы у него были?

19-09-2008, 18:12

а вы у него были?
мне так и не удалось к нему сходить-жутко его боялась судя по отзывам моих знакомых, какой он строгий и как люди "топчат друг друга" лишь бы к нему подойти...
а о.Вячеслав когда службы ведет, например, ближайшие?

Да, я была несколько раз у о. Василия. Он был действительно очень строгий. Боялась его жутко. Но правильно он все говорил. Ругал. Запросто мог не допустить до причастия. Обижаешься, даже злишься. Потом понимаешь, правильно. Как бы я хотела, чтоб он меня сейчас поругал. И толпы были. Люди приходили задолго до исповеди, чтоб попасть к нему. Сейчас на комоде его фотография. Взгляд у него даже на фото, точно рентген. Царстие ему небесное. Хотя понятно, что он то уж в лучшем месте.


Узнать можно по телефону 430-15-50.

20-09-2008, 18:59

Да, я была несколько раз у о. Василия. Он был действительно очень строгий. Боялась его жутко. Но правильно он все говорил. Ругал. Запросто мог не допустить до причастия. Обижаешься, даже злишься. Потом понимаешь, правильно. Как бы я хотела, чтоб он меня сейчас поругал. И толпы были. Люди приходили задолго до исповеди, чтоб попасть к нему. Сейчас на комоде его фотография. Взгляд у него даже на фото, точно рентген. Царстие ему небесное. Хотя понятно, что он то уж в лучшем месте.

Графика о. Вячеслава не знаю. Он вроде плаваюший. Но по субботам он всегда. Если поговорить, то всегда к 15 часам приглашает.
Узнать можно по телефону 430-15-50.спасибо за телефон.о.Вячеслав службы по субботам ведет,так?

21-09-2008, 00:33

Насколько я знаю,о. Василий к о. Вечаславу не направлял.Простите,коли ошибаюсь.Есть священники в других храмах,к кому направлял.Меня вот,когда сын мелкий был,тоже отправил на исповедь в другой храм,чтоб в 6 утра не приходить,не ждать.

22-09-2008, 11:34

спасибо за телефон.о.Вячеслав службы по субботам ведет,так?
а о.Василий вас "направил" ходить к о.Вячеславу?знаю,он до своей кончины благословлял прихожан к другим священникам после своей смерти ходить.

Насколько я знаю,о. Василий к о. Вечаславу не направлял.Простите,коли ошибаюсь.Есть священники в других храмах,к кому направлял.Меня вот,когда сын мелкий был,тоже отправил на исповедь в другой храм,чтоб в 6 утра не приходить,не ждать.

Отец Вячеслав по субботам всегда в храме, участвует в утренней службе, потом "принимает" прихожан и исполняет другие требы.

Мариванна

22-09-2008, 13:46

Я ничего не утверждаю. Просто предположила, так как сама никогда не видела чтобы првославный храм располагался в подвале. Лишь написала о предостержении. Никого не хотела обидеть.

А в помещении торгового центра? У нас на Гражданке такой есть - пока собственный храм строится, службы идут там, где удалось "вписаться":)

24-09-2008, 17:42

Отец Вячеслав по субботам всегда в храме, участвует в утренней службе, потом "принимает" прихожан и исполняет другие требы.
Изначально наш духовник - О. Вячеслав. Но иногда мы ходили к О. Василию как к страрцу.
по субботам в 10, правильно?
скажите, а у него на службах много народу?
и еще, не знаете, случайно, по будням он ведет службы?
я, конечно, в храм позвоню, как в город перееду, но если вы знаете, очень была бы благодарна за ответ.

Вопрос еще, а о чем вы разговариваете со священником.

24-09-2008, 17:57

вопрос еще, а о чем вы разговариваете со священником.
ну, там сны, кошмары всякие, кто-то умер, родился, горько на душе -понятно, а о чем еще?

Если позволите.

Если Вы хотите в чем-то покаяться (повиниться) не слеудет "грузить батюшку" подробным перессказом (к примеру) ваших склок(я не имею ввиду вас конкретно) с соседкой или свекровью [что вы сказали - что вам в ответ сказали куда вы друг дурга послали]- достаточно сказать - Я ГНЕВЛИВА.
Если Вам снятся скабрезные сны (я опять не про Вас) не следует батюшку мучить порнографическим перессказом, достаточно сказать - МЕНЯ МУЧАЕТ ПОХОТЬ.

А вот если Вы хотите именно посоветоваться, как найти выход из конкретной ситуации, вот тут можно более подробно изложить ситуацию... Но помните батюшка тучи руками не разводит... и индульгенций не раздает!

25-09-2008, 00:26

)
Купите книжку про правила исповеди, там написано подробно, как одним словом можно передать (гортанобессие, рукоблудие, гнев, гордыня...) о своих проблемах.

25-09-2008, 00:31

Простите, пока книжку не купила, а очень любопытство мучает (надеюсь, что это небольшой грех:)) Скажите, пожалуйста, в чем заключается грех гортанобесия?

«Есть два вида чревоугодия. первый. когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это называется по-гречески лемаргия – гортанобесие. Иного борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, но, хороши ли они или нет, он хочет только есть их и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое; это называется гастримаргия, то есть чревобесие». (св. авва Дорофей)

25-09-2008, 10:02

Простите, пока книжку не купила, а очень любопытство мучает (надеюсь, что это небольшой грех:)) Скажите, пожалуйста, в чем заключается грех гортанобесия?

Свв. отцы (Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование египетских отцов) различали гортанобесие и чревобесие, первое состояло в удерживании пищи во рту с целью услаждения вкусом, второе в неумеренном поядании пресыщения чрева.

25-09-2008, 10:11

Простите, пока книжку не купила, а очень любопытство мучает надеюсь, что это небольшой грех:))

«Грехи» не классифицируются по принципу «небольшие» и «большие»
Посмотрите (хоть и не самый лучший источник) в Википедии о классификации грехов:

1 Грехи против Господа Бога (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D 1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D0.93.D0.BE.D1.81.D0 .BF.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.D0.91.D0.BE.D0.B3.D0.B0#.D0 .93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1. 82.D0.B8.D0.B2_.D0.93.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.B 4.D0.B0_.D0.91.D)
2 Грехи против ближнего (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D 1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0 .B6.D0.BD.D0.B5.D0.B3.D0.BE#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1. 85.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D0. B1.D0.BB.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.B5.D0.B3.D0.BE)
3 Грехи против самого себя (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D 1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0 .BE.D0.B3.D0.BE_.D1.81.D0.B5.D0.B1.D1.8F#.D0.93.D1 .80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0. B8.D0.B2_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1. 81.D0.B5.D0.B1.D) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5



29-09-2008, 18:12

на исповедь и причастие стараюсь регулярно ходить, а вот почему некоторые еще и беседуют с батюшкой не понимаю, мож мне тоже надо?
кстати, про подробности. некторые сельские батюшки наоборот просят подробностей и иногда сам удивляешься, сколько из тебя интересного выпытали-очень полезно, кстати.
просто городским батюшкам некогда это делать-неправильно это, на мой взгляд.
Во время исповеди на службе долго не поговоришь - и у батюшек нет времени выспрашивать, когда очередь большая стоит, и Вам с ним по душам не поговорить. Так что все вопросы, обсуждения - во внеслужбенное время.:)

Говорить можно обо всем, что Вас волнует. О воспитании детей, об отношениях с супругом, другом или матерью, о работе...
на исповедь и причастие стараюсь регулярно ходить, а вот почему некоторые еще и беседуют с батюшкой не понимаю, мож мне тоже надо?
кстати, про подробности. некторые сельские батюшки наоборот просят подробностей и иногда сам удивляешься, сколько из тебя интересного выпытали-очень полезно, кстати.
просто городским батюшкам некогда это делать-неправильно это, на мой взгляд.
А на исповеди говорить нужно так как Вы чувствуете. Если о чем то Вы считаете нужным только упомянуть - значит так надо. А если о чем то Вам хочется поговорить подробно - значит так и говорите. Главное чтоб за желанием сказать о чем то вскользь не стояло желание скрыть что-то потому что Вам, например, стыдно, а на самом деле эта тема Вам не дает покоя.
У меня бывало так: я говорю о чем то, чему искренне не придала очень большого значения, а батюшка говорит, смотри, это очень плохо. А было как-то я говорю, так мол и так. А батюшка говорит, что я слишком большое значение придала этой мелочи.
А О. Василий вообще исповедовал только по бумажке. Ему не нужно было рассказывать о себе. Он и так все видел. Да и времени на всех просто не хватило бы.
Я сама 100 лет не была на исповеди. Грехов набрала:010:. А чтоб исповедовать их надо идти с намерением не повторять эти грехи. А я не чувствую в себе это. Есть проблемы в отношениях с мужем. Надо идти. А я все не иду. И чем дальше, тем хуже. Господи, как же мне плохо от сознания собственной ничтожности...
Батюшки некоторые и на исповеди могут очень помочь, вроде два слова сказал - а у тебя глаза открылись, на все посмотрел иначе, и на себя в первую очередь.
Но поговорить иногда хочется, психоаналитик такого как батюшка не скажет, нет у психоаналитиков такой мудрости.
+1

30-09-2008, 18:32

А чтоб исповедовать их надо идти с намерением не повторять эти грехи. А я не чувствую в себе это. Есть проблемы в отношениях с мужем. Надо идти. А я все не иду. И чем дальше, тем хуже. Господи, как же мне плохо от сознания собственной ничтожности...

01-10-2008, 11:14

О.Вячеслав в отпуске- будет не скоро. А мне надо сейчас поговорить, Посоветуйте еще кого-нибудь?

В отпуске? Видимо только ушел. Мы были на Рождество Богородицы 20 сентября на вечерней - он был.

Посоветовать другого не могу. Не в том смысле, что не надо ходить к другому, а в том,что я хожу только к нему и опыта "разговора" с другими не имею. Вернее, раньше в этом Храме еще служил О. Сергий, с ним общалась, но где он сейчас я не знаю.

Придя в первый раз в храм, мы не знаем, как обращаться к священнику. Церковь обязывает прихожан к определенному этикету и правилам. Ведь это не клуб и не дискотека, а место довольно официальное.

Кто такой и зачем нужен священник?

Официально признанное значение священника - служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:

  • Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
  • По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
  • После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
  • Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
  • Получить профессию может сын от отца.

Священничество - это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.

Как лучше обращаться к священнику в храме?

Не бойтесь - главная задача священника, общение с людьми от имени Божьего.

  1. Для того, чтобы выказать свое почтение, конечно, необходимо говорить ему: «Вы». К любому незнакомому человеку, при первой встрече мы обратимся на «Вы». И здесь - то же самое.
  2. Отвлекать во время службы - бестактно. Дождитесь, пока человек освободится. И это правило этикета характерно для каждодневной жизненной ситуации: в трамвае, в офисе или поликлинике.
  3. У священников не принято рукопожатие. Имейте это ввиду.
  4. Можно немного поклониться, перед началом беседы.
  5. У него есть имя, называйте «Отец Алексей ». Если вы не знаете его - «Батюшка ».
  6. Встретив Батюшку на улице, без официальной одежды, облачения, просто слегка кивните.

Как обращаться к священнику во время исповеди?

Исповедь - признание в своих грехах, сожаление о них и раскаяние. Покаяние является неотъемлемой частью жизни христианина. Именно священникам доверена участь отпускать людям грехи.

  • Не нужно ждать, когда Батюшка сам начнет вас спрашивать и выпытывать, что же вы сделали не праведного, с чем пришли покаяться.
  • Начинайте первым, ведь исповедь - это подвиг, самопринуждение .
  • Рассказывая о своих проступках, вы, конечно, будете обращаться к Святому Отцу. Поэтому лучше узнать его имя, если стесняетесь спросить самого священнослужителя, поинтересуйтесь у людей, работающих в храме.
  • Исповедь - это искреннее, без утайки и самооправдания открывание сердца. В связи с этим признавайтесь Батюшке честно: «Грешна или грешен во всем! »
  • В конце вставайте на колени и слушайте заключительную молитву.
  • Не надо благодарить Батюшку, просто поцелуйте его руку на прощание. Так принято.

Как обращаться к священнику по телефону?

Современные технологии диктуют свои правила. Святому Отцу можно позвонить и по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.

  • Телефонный разговор может начинаться со слов: «Батюшка, прошу вашего благословения…» и дальше расскажите по какому поводу звоните.
  • Не забудьте представиться, назвать свое имя.
  • Общение со служителем церкви по телефону - не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз.
  • По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Алексей?» и после получения положительного ответа: «Отче, благословите!»

При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.

Обращение в зависимости от сана священнослужителя

Существует три основных ранга священнослужителей, которые нельзя не учитывать при обращении:

  1. Патриарх, митрополит, епископ: «Ваше святейшество, Святейший Владыко, Ваше высокопреосвященство, Блаженнейший» - это официальные правила обращения. Существуют и более народные: «Владыко Кирилл». Величественное слово: Владыко» возвышает служителя церкви данного чина над всеми остальными степенями и званиями.
  2. Иерейский ранг: «Ваше высокопреподобие (имя), Ваше преподобие (имя)», опять же - это официальные слова. В народе такому чину принято говорить: «Батюшка».
  3. Дьякон, протодиакон, архидиакон: «Отец, архи- (имя)».

Сами же священники всегда говорят о себе в третьем лице: «я диакон (свое имя)». Женам священнослужителей принято говорить: «Матушка (имя). Если вы пришли к Батюшке во время какого-либо праздника, не забудьте поприветствовать его и обозначить великий день церковного календаря: «Христос Воскрес!», «С великим понедельником!»

Теперь, вы будете знать, как обращаться к священнику в зависимости от ситуации, сана, и даже сможете позвонить ему по телефону.

Видео об обращении к священникам

Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.

В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.

Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…

А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.

Проблема доступа

Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.

Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!

Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.

Время и темы

Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.

Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.

Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.

Терпение вкупе с милосердием

По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.

И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:

— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать?..

Исповедь и беседа — разные вещи

Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.

То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:

— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?

Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).

Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.

…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.

Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)