Open
Close

Кому на руси жить хорошо тема. Темы сочинений по поэме "кому на руси жить хорошо"

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" самим Некрасовым с самого начала оценивалась как вершина творческого пути. В этом монументальном произведении звучат практически все мотивы лирики поэта, можно сказать, что оно явилось его завещанием последующим поколениям русских людей. Однако Некрасов не только дает описание всей великой Руси и размышляет о ее будущем. Как и Гоголь в своей поэме "Мертвые души", Некрасов в "Кому на Руси жить хорошо?" уделяет особое внимание настоящему положению народа, замечает и обращает внимание читателей на пороки и недостатки, жалеет многострадальных людей. Главная цель автора – понять жизнь простого человека, заглянуть в его душу. Поэтому "Кому на Руси жить хорошо?" – действительно народная поэма-эпопея. Но в чем же еще это проявляется?

О многом говорит сам замысел произведения, который становится понятным уже из названия. Автор ставит цель найти счастливого человека во всей необъятной Руси, но в этих поисках перед читателем появляется картина будничной жизни всего русского народа. Поэтому замысел произведения можно назвать глобальным.


Некрасов решил, что для воплощения этого замысла больше всего подходит жанр путешествия. Но, в отличие от автора "Мертвых душ", Некрасов сделал главными героями, глазами которых мы видим всю Россию, не чиновника, а целую группу истинно народных героев – крестьян "из временнообязанных", которые живут в "Пустопорожней волости, Терпигоревом уезде". Главным героям нельзя дать однозначную оценку: с одной стороны, это вполне реальные персонажи, что подчеркивается указанием на их социальный статус, действительно существовавший в пореформенной России. С другой стороны, названия волости и уезда, очевидно, являются не только вымышленными, но и обобщающими, то есть перед нами уже полусказочные, полубылинные персонажи. Былинные мотивы особенно заметны в начале поэмы: герои "сошлись на перекрестье дорог и заспорили", потом "положили домой не ворочаться", пока не найдут счастливого человека. Завязка, видимо, взята из фольклора.

Воплотить свой замысел до конца Некрасову не удалось, он умер, не успев закончить поэму. Но, хотя произведение осталось незавершенным, в нем действительно предстала вся Русь, весь ее народ. Конечно, автор хотел показать жизнь буквально всех сословий России, от крестьян до царя. Удалось же осветить, помимо быта крестьян, быт духовенства и помещиков. Казалось бы, эти два сословия всегда угнетали трудовой народ, но автор справедлив; он не идеализирует попа и помещика, однако и не ругает их. Описания жизни этих героев гармонично вписываются в общую структуру произведения, благодаря им читатель видит Россию глазами других представителей ее народа, ведь, например, у помещика своя трагедия: он понимает, что люди мельчают, патриархальная Русь рушится на глазах, погребая под собой и плохое, и хорошее. Вдобавок, с помощью образа помещика автор вводит тему крепостного права, высказывает идею, что "порвалась цепь великая: одним концом по барину, другим – по мужику".

Особое место в произведении занимает обобщенный образ женщины-крестьянки – Матрены Тимофеевны. Некрасова всегда волновала горькая участь русской женщины, и в своей поэме он уделяет много внимания описанию жизни "губернаторши". Матрена умет находить радость в своей нелегкой жизни, но автор не раз подчеркивает ужасы и лишения, которые терпят русские крестьянки. Описание судьбы Матрены заканчивается утверждением, что мужички "не дело затеяли" – искать счастливых среди женщин.

Об отдельных типичных представителях народа идет речь и в рассказе "о Якове верном, холопе примерном", и в описаниях "сельской ярмонки". Снова и снова звучит мотив лишений, которым подвергается простой народ; жестокая месть Якова своему господину, рассказ солдатика о войне – все это вызывает у читателя не просто сочувствие и сострадание, а откровенную боль за ни в чем не повинных людей. Интересны и образы Власа и Клима, хотя они, в общем, противопоставлены друг другу, у них одна беда – произвол, творящийся в России, это беда всего народа.

Наряду с обобщенными образами Некрасов описывает и группы людей. В первую очередь, это, конечно, вахлаки.

Их игра с Последышем на самом деле не что иное, как модель отношений крестьян с помещиком в эпоху крепостного права. С едкой иронией и гневом автор описывает самодурство Утятина. Эта тема получает и продолжение. Автор специально описывает жизнь крестьян до смерти и после не. Сыновья покойного не желают отдавать обещанные луга, подчеркивается, что и после отмены крепостного права помещики обманывают крестьян, и, к сожалению, это тоже соответствовало реалиям жизни народа.

Удручающее впечатление производит описание жизни дворовых без барина в части "Крестьянка". Здесь простой народ критикуется, Некрасов дает понять, что народ все-таки сам кузнец своего счастья и во многих своих бедах виноват сам.

Новое звучание приобретает былинная тема при описании уже не совсем реальных народных характеров. Это, конечно, Савелий и Гриша Добросклонов. Савелий – представитель патриархальной Руси, истинный "богатырь святорусский", что подчеркивается при его портрете. Гриша же – богатырь нового типа. Некрасов неспроста упоминает в связи с Савелием Ивана Сусанина. Время могучих богатырей прошло, теперь черед умных и самоотверженных борцов, готовых спасать народ не только от захватчиков, но и от угнетателей.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – новый народный герой. В его уста Некрасов вкладывает собственные идеи, он становится носителем правды.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Матушка Русь!

Гриша – один из немногих, кто смотрит в будущее с надеждой, он готов бороться за него, он верит в свою родину.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо?" Некрасов показал всю жизнь русского народа без прикрас. Но это произведение нельзя было бы назвать народной поэмой-эпопеей, если бы в нем не звучал голос самого автора.

Кушай тюрю, Яша,

Молочка-то нет, –

Где ж коровка наша? –

Увели, мой свет.

Барин для приплоду

Взял ее домой.

Славно жить народу

На Руси святой!

Здесь выражена основная идея всего произведения: нет во всей России счастливого человека, везде царит горе.

"Кому на Руси жить хорошо?" – это зеркало души России, Н.А. Некрасов продолжил традиции Радищева и Гоголя в изображении жизни простых людей, вывел несколько интересных образов, ставших символами русского народа.

Некрасов всегда мечтал о том, чтобы русский мужик сделал хотя бы первый шаг к освобождению: осмыслил свою судьбу, понял причины несчастий, обдумал пути освобождения.

В этой поэме поэт совершает невозможное, сам претворяя свою мечту в реальность. Именно поэтому поэма получилась сказочной, очень близкой к фольклору.

Сюжет поэмы-сказки заключается в том, что семь мужиков – временно обязанных крестьян – бросают свои хозяйственные заботы и дела и, сговорившись и вдоволь наспорившись друг с другом, отправляются по Руси искать счастливого, или, как они сами говорят, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первое, отправное их понимание счастья наивно и примитивно: они в начале поэмы понимают счастье исключительно как богатство и довольство. Поэтому первыми «подозреваемыми» становятся помещик, поп, даже царь. На своём пути они узнают множество судеб, знакомятся с жизненными историями людей самых разных сословий и достатка, от социальных низов до самых верхов. Постепенно корректируется их представление о счастье, да и сами путешественники получают не только необходимый жизненный опыт, но и удовольствие от своего поиска.

По сути это поэма-сказка, по форме – поэма-путешествие. Путешествие не только в пространстве (по Руси), но и по сферам жизни, снизу доверху.

Основные группы персонажей

    Крестьяне-правдоискатели, странники, задумывающиеся над своей судьбой и ищущие счастливого на Руси.

    Крестьяне-холопы, добровольные рабы, вызывающие презрение или жалость. Среди них «холоп примерный – Яков верный», дворовый слуга Ипат, Глеб-староста.

    Хозяева жизни, угнетатели народа, изображённые зло, а порой с сочувствием. Среди них помещик, поп и др.

    Народные заступники, сделавшие первые шаги на пути борьбы за народное счастье. Это разбойник Кудеяр, Савелий – богатырь святорусский, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Григорий Добросклонов.

Замысел и композиция поэмы

Эта поэма стала главной некрасовской книгой. Он задумал и начал её в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права, и писал до самой смерти, почти 15 лет, но так и не закончил.

Из четырёх больших фрагментов только «часть первая» мыслилась Некрасовым как законченная, завершённая. Главы «Последыш» и «Пир на весь мир», связанные между собой и сюжетно, и по времени действия, имеют авторские пометки «из второй части», а «Крестьянка» имеет подзаголовок «из третьей части». Более почти ничего неясно. Вглядываясь в части, мы должны догадываться о возможном целом.

Сегодня главы обычно располагают в порядке авторской работы над ними: «Часть первая» - «Последыш» - «Крестьянка» - «Пир на весь мир». Именно такую композицию подсказывает логика изменения представлений крестьян-правдоискателей о счастливом человеке, хотя Некрасов так и не успел выстроить части и главы в нужном ему порядке.

Идея поэмы

Главная идея поэмы в том, что реформа 1861 года не принесла облегчения и счастья ни «барину», ни «мужику»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику!..

Для попа счастье – в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков, а разорение помещиков привело к обнищанию крестьян и упадку духовного сословия.

Два помещика Оболт-Оболдуев (глава V1-й части) и Утятин-князь (глава «Последыш») тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси, когда дворянское счастье заключалось в праздности, роскоши, чревоугодии, своеволии и самовластье. Богатство «прогрессивного» помещика основано на поборах с оброчных крестьян, а покой помещика – это вера в идиллию единой семьи крепостника-помещика (отца) и крестьян (детей), где отец может по-отечески наказать, а может и великодушно помиловать. Счастье Утятина-князя из главы «Последыш» заключается в удовлетворении властолюбия и в самодурстве, тщеславной гордости своим происхождением. А теперь – потеряно богатство, утерян покой (кругом крестьяне-разбойники), никто не жалует дворянскую честь (странники называют помещиков «прохвостами»), да и сам помещик получил говорящую фамилию, в которой сочетаются оболтус, оболдуй и балда.

Что же такое счастье в глазах народа? В главе «Счастливые» любители выпить дармовую чарочку говорят о своём счастье как об отсутствии несчастья («Сельская ярмонка»). Солдат счастлив тем, что в двадцати сраженьях «был, а не убит», «нещадно бит я палками», - а жив остался. Старуха радуется, что не умрёт с голоду, так как родилось много реп «на небольшой гряде». Каменщик, надорвавшийся на работе, рад тому, что добрался-таки до родной деревни:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

Народ в понятии счастья довольствуется малым, принимая за него даже мелкую удачу. Галерея счастливых из народа завершается ироническим парадоксом: парад «счастливцев» завершают нищие, для которых счастье – в получении милостыни.

Но вот крестьянин Федосей из деревни Дымоглотова называет странникам счастливого – Ермила Гирина. Вначале он писарь, затем его выбирают бурмистром. Он лишь раз отступил от правды, спасая от рекрутчины «меньшого брата Митрия», но затем кается всенародно, получает прощение, успешно борется за мельницу с купцом Алтынниковым, собрав со всех деньги, а затем честно их возвращает пожертвовавшим. Конец истории Гирина окутан тайною: его призвали помочь в усмирении крестьян «помещика Обрубкова», а затем сообщается, что «в остроге он сидит» (очевидно, оказался на стороне бунтарей).

В главе «Крестьянка» Некрасов создаёт замечательный образ Матрёны Тимофеевны, прошедшей все возможные для русской женщины испытания: семейный «ад» в доме мужа, страшную гибель ребёнка, публичное наказание по прихоти самодура-помещика, солдатчину мужа. Но она продолжает править домом, растить детей. Счастье русской крестьянки автор глазами странников увидел в несгибаемой стойкости и великом терпении.

Другой «счастливец» - Савелий, богатырь святорусский: «клеймёный, да не раб!» - терпел, терпел, но его терпению пришёл конец, правда, через 18 лет унижений. За ругань управляющего-немца девять мужиков во главе с Савелием живьём закапывают его в землю, за что и получает годы каторги. Отбыв наказание, Савелий становится невольным виновником гибели внука, уходит странствовать, кается и умирает, дожив до «ста семи годов».

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга…

Лишь в эпилоге появляется по-настоящему счастливый персонаж – Григорий Добросклонов. Выросший в семье дьячка, он живёт обычной трудной крестьянской жизнью, но с помощью односельчан поступает в семинарию и выбирает свой путь, в котором главным оружием оказывается слово. Это путь поэта – народного заступника.

Самым счастливым человеком у Некрасова оказывается не царь, не пьяный, не раб, не помещик, а – поэт, поющий лучезарные гимны о народном счастье. Песни, сочинённые Гришей, - одно из самых сильных мест в поэме.

Таким образом, вслед за вопросами Гоголя «Русь, куда несёшься ты?», Герцена «Кто виноват?», Чернышевского «Что делать?» Некрасов ставит ещё один вечный российский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

«Мысль народная» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая матери­ал буквально по капле для нее всю жизнь. Он хотел показать в ней все социальные слои современной ему России, и поэтому мы видим такой длинный ряд персонажей - от царя до самого нищего крестьянина.

Тематика произведения, как видно, обозначена уже в самом его названии - это проблема поиска счастья. Но в том и состоит специфи­ка творчества Некрасова - он показывал, что, по сути, ни один соци­альный класс на Руси нельзя назвать полностью безмятежно счастливым.

Тема «народных страданий» развивалась автором во всем его твор­честве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как «Тройка», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

А кульминацией развития этой темы - как в творчестве Некрасо­ва, так и в русской литературе вообще - считается поэма «Кому на Руси жить хорошо?». К сожалению, Некрасову не удалось ее закончить - он умер, оставив недорисованной картину Руси. Однако, невзирая на это, часто поэму называют эпопеей народной жизни, и недаром: она, не­смотря на незавершенность, все же отражает различные стороны рус­ского национального характера довольно полно. Русский мужик, как заявляется в ней, - богатырь (каменщик Трофим, Савелий - «богатырь святорусский»), но сила его не находит нужного, полезного примене­ния, ведет часто к несчастьям (так, Трофим надорвался, решив поднять слишком большой груз; по вине Савелия погиб ребенок). Жизненно­го кредо любого работяги - терпение и труд. Пример этого - Матрена Тимофеевна, олицетворение тяжелой женской доли; даже сам бог, по выражению Некрасова, потерял «ключи от счастья женского».

Но терпеть русский мужик может только своего, русского. Само­управство какого-нибудь Фогеля («немчуры») или пана Глуховского ведет к преступлению против закона, хотя и оправданному с точки зрения человеческой справедливости.

Несмотря на наличие в поэме таких героев, как богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, Матрена Тимофеевна, а так­же семеро «правдоискателей» - героев, сохранивших подлинную чело­вечность, душевное благородство, - понятно, что ни один из них не из­менит ничего в положении русской деревни. Никто из них не действует в этом направлении, каждый трудится и терпит, достигает успехов - но изменений к лучшему как лично для них, так и для крестьянства в це­лом не происходит.

Зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена до­статочно четко. Некрасовский крестьянин может внятно и толково объяснить, за что же он не любит барина. Зато все другие социальные симпатии и антипатии крестьянина менее определенны. Чем, например, мужикам не угодили попы, за что их зовут «породой жеребячьего»? Бра­тья Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос: «Не сами…По родителям Мы так-то…». Вот она - правда крестьянская. Дети наследуют ее от родителей, дедов, прадедов и так далее. Так и про­является одна из черт русского народного характера. Это не личный опыт семейства Губиных, а общенациональная черта, исконная, восхо­дящая к глубокой древности. Личность в деревне не должна выделять­ся, а, наоборот, руководствоваться общими правилами, мнением массы. То есть в русском народе сильно общее начало, лучше всего получается то, что делается «всем миром»; так, не зная сути дела, гоняют из дерев­ни в деревню Егорку Шутова. За что бить? Неизвестно, но «так наказа­но». Единодушны они и по вопросу о «холопах примерных» - всеобщее презрение Якову Верному и «страдающему» подагрой «верному рабу» князя Переметьева.

Народный характер нельзя охватить целиком в одном произведении, да и несколько не вместят всей его ширины. Некрасову удалось отразить значительную часть народного сознания, но сумел он это сделать толь­ко за весь период своей литературной деятельности. Русский нацио­нальный характер претерпевает постоянные изменения, рождаются но­вые и умирают старые типы, и поэтому народная жизнь в изображении Некрасова - лишь небольшой (хотя, отдавая должное мастерству поэта, - весьма ярко нарисованный) период развития народного характера.

Гениальность Некрасова в изображении «мысли народной» неред­ко заставляла критиков говорить о народности творчества поэта вообще и конкретно о народности поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». И дей­ствительно, трудно поспорить с тем, что присутствие в произведении «мысли народной» неизбежно гарантирует наличие у него этого каче­ства. Обычно народность того или иного произведения обусловлена со­отношением индивидуального творчества автора и коллективного, сте­пенью творческого заимствования мотивов, образов, поэтики народно­го поэтического творчества - иными словами, фольклора.

Также понятие народного искусства обозначает глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития об­щественного самосознания, для познания жизни всей нации. Как уже не раз было отмечено, Некрасов в своем произведении затронул очень глу­бокие вопросы, социальные и общественные, нравственные и философ­ские. Он как бы суммировал все сказанное предыдущими авторами, а также привнес некоторые свои, новые идеи, рассуждения о настоящей сущности и перспективе будущего для России. Он сумел ярко и нагляд­но обнажить перед читателем язвы современного ему общества, показал правы и дворянские, и крестьянские, и церковные. Ведь понятие «мысль народная», на мой взгляд, включает в себя не только смысл «народного духа», «народной души», так достоверно нарисованной Некрасовым в образах русских богатырей. «Мысль народная» - это еще и размышления автора над будущим России, выражение его «мысли» о судьбе своего на­рода, его сожаление о его неудачах и восхищение его достоинствами.

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так:

Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. («Помещик»)

Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси.

Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.

Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы:

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с жёнами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми.
Покуда делу спорному
Решенья не найдут —
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси? (пролог)

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю. (пролог)

Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина (глава «Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения.

Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному — «Пир — на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью — вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь. («Пир — на весь мир»)

Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир — на весь мир»)

Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого.

Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве«Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет:

Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них смотреть.

Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному.

О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир — на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости

Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.

Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова — племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро — Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание:

Висит
Яков над барином, мерно качается,
Мечется барин, рыдает, кричит,
Эхо одно откликается!

Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться:

Барин вернулся домой,причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!».
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного
Помнить до судного дня!

В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь — все, кроме крестьянина.

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.