Open
Close

Кружок композитора балакирева который руководил могучей кучкой. «Могучая кучка

Тематические подборки раздела Музыка

К ружок Милия Балакирева «Новая русская музыкальная школа» появился в 1862 году. Его второе название родилось из критической статьи Владимира Стасова: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Вспоминаем биографии кучкистов и их произведения.

Милий Балакирев

Николай Мещанинов. Портрет Милия Балакирева (фрагмент). Год неизвестен

Первыми музыкальными произведениями, которые создал Милий Балакирев, стали романсы и пьесы для фортепиано. По совету Михаила Глинки юный композитор начал писать музыку с народными мотивами, он искал новые темы в путешествиях по России. В «Могучей кучке» Балакирева считали руководителем. Он слушал черновые сочинения своих товарищей и давал рекомендации - никто из кучкистов консерваторского образования не имел. Одновременно композитор руководил Бесплатной музыкальной школой, в которой всех желающих из Москвы и Петербурга учили нотной грамоте, сольфеджио, пению.

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга, но из-за материальных трудностей ему пришлось на несколько лет оставить творчество. В 1880-х годах он вернулся в Бесплатную школу и стал снова писать музыку. Балакирева пригласили управлять Придворной певческой капеллой, он выступал с сольными программами в «Веймарском кружке». Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна всей России и Европе.

Цезарь Кюи

Илья Репин. Портрет композитора Цезаря Кюи (фрагмент). 1890

Цезарь Кюи начал писать музыку в 14 лет. По желанию отца он стал военным, но продолжал создавать музыкальные произведения. Премьера первой оперы молодого композитора «Вильям Ратклиф» прошла в 1869 году в Мариинском театре . «Кавказский пленник» Кюи стал первой русской оперой в Бельгии, за музыку к «Флибустьеру» после парижской премьеры композитора наградили Командорским крестом ордена Почетного легиона Франции. Через несколько лет после этого в Европе вышла его книга «Музыка в России» - первое сочинение о русской музыке.

Кюи был известен в России и Европе и как композитор, и как специалист по фортификации. Он читал лекции Николаю II и писал учебники, по которым учились многие офицеры русской армии. За одинаково страстное увлечение музыкой и военным делом Цезаря Кюи прозвали «генералом от музыки».

Николай Римский-Корсаков

Валентин Серов. Портрет Николая Римского-Корсакова (фрагмент). 1898

Николай Римский-Корсаков с детства любил церковную музыку и русские народные песни, а в 10 лет подбирал свои первые мелодии на фортепиано. Он мечтал путешествовать и поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. В столице он впервые услышал оперы Россини и Доницетти, произведения Михаила Глинки и музыку Бетховена и Моцарта. После знакомства с Милием Балакиревым Римский-Корсаков начал писать Первую симфонию.

После окончания Морского корпуса начинающий композитор отправился в кругосветное плавание, стал офицером. Он вернулся через три года и под влиянием руководителя «Могучей кучки» начал писать музыку с национальным славянским колоритом. В сказочной опере «Садко» композитор описал с помощью музыкальных приемов и фантастический мир, и морскую стихию. В 1870-х годах Римский-Корсаков стал профессором Санкт-Петербургской консерватории , потом директором Бесплатной музыкальной школы. Он был дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.

Модест Мусоргский

Илья Репин. Портрет Модеста Мусоргского (фрагмент). 1881

Модест Мусоргский окончил Школу гвардейских прапорщиков. Во время учебы он увлекался греческой католической и протестантской церковной музыкой. После школы Мусоргский служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, а потом - в нескольких государственных учреждениях. Когда он вступил в «Могучую кучку», то в первую очередь начал заниматься теорией музыки - читал партитуры русских и европейских композиторов, учился анализировать гармонию и контрапункт.

Его первая полька для фортепиано «Прапорщик» вышла в 1852 году. Потом Мусоргский работал над музыкой к трагедии Софокла «Эдип» (но не окончил ее) и писал оперы «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». В 1879 году Модест Мусоргский ездил на гастроли с певицей Дарьей Леоновой по Югу России. Мусоргский аккомпанировал ей на фортепиано, играл собственные сочинения - в эти годы он считался непревзойденным мастером импровизации.

Александр Бородин

Илья Репин. Портрет композитора и ученого-химика Александра Бородина (фрагмент). 1888

Александр Бородин получал домашнее образование. Он учился играть на флейте, фортепиано и виолончели. В 10 лет Бородин написал польку «Hélène», а в 13 - концерт для флейты с фортепиано. Однако мальчик серьезно увлекался химией, что повлияло на выбор профессии: он окончил Медико-хирургическую академию. В 1858 году Александр Бородин получил степень доктора медицины, через год написал научный труд по бальнеологии, а потом уехал в Германию - изучать химию. Все эти годы он писал музыку. Бородин первым ввел в романсы сюжеты русского богатырского эпоса.

В 1861 году Александр Бородин познакомился со своей будущей женой - пианисткой Екатериной Протопоповой. Вернувшись в Петербург, композитор вступил в кружок Балакирева. В 1879–1881 годах прошли премьеры Первого и Второго квартета Бородина, он писал Третий. Свою самую известную оперу «Князь Игорь» композитор писал 18 лет, но так и не закончил. Уже после смерти Бородина оперу дописали по его материалам Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.



«Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. В «Могучую кучку» входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Временно примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Источником образного наименования послужила статья В. В. Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (по поводу концерта под управлением Балакирева в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке в 1867), которая заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Понятие «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими членами «Могучей кучки», считавшими себя последователями и продолжателями дела старших мастеров русской музыки — М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Во Франции принято название «Пятёрка» или «Группа пяти» («Groupe des Cinq») по числу основных представителей «Могучей кучки».

«Могучая кучка» — одно из вольных содружеств, которые возникали в пору демократического подъёма 60-х гг. 19 в. в различных областях русской художественной культуры с целью взаимной поддержки и борьбы за прогрессивные общественные и эстетические идеалы (литературный кружок журнала «Современник», «Артель художников», «Товарищество передвижных художественных выставок»). Подобно «Артели художников» в изобразительном искусстве, противопоставившей себя официальному курсу Академии художеств, «Могучая кучка» решительно выступала против косной академической рутины, отрыва от жизни и пренебрежения современным требованиями, возглавив передовое национальное направление в русской музыке. «Могучая кучка» объединила наиболее талантливых композиторов молодого поколения, выдвинувшихся в конце 50 — начале 60-х гг., за исключением П. И. Чайковского, который не входил ни в какие группы. Руководящее положение в «Могучей кучке» принадлежало Балакиреву (отсюда — Балакиревский кружок). Тесно связан с ней был Стасов, сыгравший важную роль в выработке общих идейно-эстетических позиций «Могучей кучки», в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов. С 1864 систематически выступал в печати Кюи, музыкально-критическая деятельность которого во многом отражала взгляды и тенденции, присущие всей «Могучей кучке». Её позиции находят отражение и в печатных выступлениях Бородина, Римского-Корсакова. Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась Бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов «Могучей кучки» и близких ей по направлению русских и зарубежных композиторов.

Основополагающими принципами для композиторов-«кучкистов» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов «Могучей кучки» по своим художественным убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произведения отличаются открыто выраженной социально-критической направленностью. Народно-освободительные идеи 60-х гг. получили отражение в творчестве и др. композиторов этой группы (увертюра «1000 лет» Балакирева, написанная под впечатлением статьи А. И. Герцена «Исполин просыпается»; «Песня тёмного леса» Бородина; сцена веча в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова). Вместе с тем у них проявлялась тенденция к известной романтизации национального прошлого. В древних, исконных началах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетического идеала.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления. Характерные для «кучкистов» принципы обработки народных песенных мелодий нашли отражение в сборнике Балакирева «40 русских народных песен» (составлен Балакиревым на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860). Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Народная песня получила разнообразное преломление в оперном и симфоническом творчестве композиторов «Могучей кучки». Они проявляли также интерес к фольклору других народов, особенно восточных. Вслед за Глинкой «кучкисты» широко разрабатывали в своих произведениях интонации и ритмы народов Востока и тем самым способствовали возникновению у этих народов собственных национальных композиторских школ.

В поисках правдивой интонационной выразительности «кучкисты» опирались на достижения Даргомыжского в области реалистической вокальной декламации. Особенно высоко оценивалась ими опера «Каменный гость», в которой наиболее полно и последовательно осуществлено стремление композитора к воплощению слова в музыке («Хочу, чтобы звук прямо выражал слово»). Они считали это произведение, наряду с операми Глинки, основой русской оперной классики.

Творческая деятельность «Могучей кучки» — важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-«кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты — национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями руссокого национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

В своей новаторской устремлённости «Могучая кучка» сближалась с передовыми представителями западно-европейского музыкального романтизма — Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы-«кучкисты» творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки. Вместе с тем в их отношении к музыкальному наследию добетховенского периода, а также к ряду явлений современного им зарубежного исккусства (итальянская опера, Р. Вагнер и др.) проявились черты одностороннего негативизма и предвзятости. В пылу полемики и борьбы за утверждение своих идей ими высказывались иногда слишком категорические и недостаточно обоснованные отрицательные суждения.

В русской музыкальной жизни 60-х гг. «Могучей кучке» противостояло академическое направление, центрами которого были РМО и Петербургская консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном. Этот антагонизм был до известной степени аналогичен борьбе веймарской школы и лейпцигской школы в немецкой музыке середины 19 в. Справедливо критикуя «консерваторов» за чрезмерный традиционализм и проявлявшееся ими порой непонимание национально-своеобразных путей развития русской музыки, деятели «Могучей кучки» недооценивали значения систематического профессионального музыкального образования. С течением времени острота противоречий между этими двумя группировками смягчалась, они сближались по ряду вопросов. Так, Римский-Корсаков в 1871 вошёл в состав профессоров Петербургской консерватории.

К середине 70-х гг. «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Отчасти это было вызвано тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» — во внутренних творческих расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогической деятельности Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций. С ещё большей остротой проявились назревшие в «Могучей кучке» расхождения в связи с поставленной в 1874 в Мариинском театре оперы «Борис Годунов», оценка которой членами кружка оказалась не единодушной. Бородин видел в распаде «Могучей кучки» проявление естественного процесса творческого самоопределения и нахождения своего индивидуального пути каждым из входивших в её состав композиторов. «...Так всегда бывает во всех отраслях человеческой деятельности, — писал он в 1876 певице Л. И. Кармалиной. — По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школою, над тем, что человек унаследовал от других». Одновременно он подчёркивал, что «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались». «Кучкизм» как направление продолжал развиваться и далее. Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали влияние на многих русских композиторов более молодого поколения. С «Могучей кучкой» преемственно связан Беляевский кружок, который, однако, не обладал присущим ей боевым новаторским запалом и не имел определённой идейно-художественной платформы.

«Могучая кучка» - содружество российских композиторов, которое образовалось в 50-60 годах 19 столетия. Некоторые называют его как «Новая русская музыкальная школа». В кучку входило несколько чрезвычайно талантливых музыкантов того времени: Бородин, Римский-Корсаков, Римский-Корсаков, Мусоргский и Мусоргский. Некоторый период к ним примыкали Лодыженский, Гуссаковский и Щербачёв. Название для общества было придумано не просто так. На это сподвигла их статья, обозревавшая одно из произведений Балакирева. Она заканчивалась следующими словами:

Навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов.


В результате работы «Могучей кучки» было выдвинуто понятие новой русской музыкальной школы. Его создали сами члены сообщества, которые считали себя продолжателями идей Михаила Глинки и Александра Даргомыжского. Во Франции, к примеру, «Могучую кучку» так не называли. Их именовали более тривиально – Группа пяти.

«Могучая кучка» - содружество российских композиторов, которое образовалось в 50-60 годах 19 столетия // Фото: mr-fact.ru

Цель создания

Деятели культуры создавали свою группу для взаимной поддержки в борьбе за эстетические прогрессивные идеалы. «Могучая кучка» выступала против академической стабильности. Они хотели сделать музыкальные произведения более жизненными. При этом они желали, что все работы четко соответствовали современным музыкальным требованиям. Таким образом несколько человек возглавило передовое направление в национальной музыке.

Руководителем сообщества композиторов был избран Балакирев. Именно поэтому «Могучую кучку» еще называют Балакиревский кружок. Иногда с ними сотрудничал Стасов. Более того, он сыграл одну из главных ролей в разработке идейно-эстетических особенностей кучки. Он активно пропагандировал творчество отдельных ее участников.


Руководителем сообщества композиторов был избран Балакирев // Фото: ria.ru


Начиная с 1864 года Кюи систематически печатался. Он был воплощением тенденций и взглядов «Могучей кучки» в целом. Некоторые мысли выражали и иные представители: Римский-Корсаков и Бородин. В основе работы сообщества лежало создание бесплатной музыкальной школы. Ее основы были заложены в 1862 году Балакиревым и Ломакиным. На ее основе создавалось множество произведений, большинство из которых принадлежали именно кучке. Также над ней работали и иные близкие по духу отечественные и зарубежные композиторы.

Особенности творчества

Все пять композиторов, которые входили в сообщество, предпочитали в своих произведениях использовать сказочные или народные мотивы. Иногда также и встречались российские исторические сюжеты. Гении музыки не переставали вести поиск нравственных идеалов в исконных началах. В связи с этим в они основной упор делали на народную песню. Каждый вел свой собственный поиск старинных крестьянских напевов. По их мнению, именно в такой музыке было заключено уникальное мышление русского народа. Собранные мотивы подвергались обработке и по-новому представали в произведении перед слушателем. Римский-Корсаков вместе с Балакиревым даже выпустили целый сборник народной песни в 1860 году.


Все пять композиторов, которые входили в сообщество, предпочитали в своих произведениях использовать сказочные или народные мотивы // Фото: wikipedia.org


Если говорить об интонационной выразительности, то здесь авторитетом был Александр Даргомыжский. В своих операх «Русалка» и «Каменный гость» композитор наиболее точно выразил идею «слова». Этого композитора по сей день, как и Глинку считают отцом российской музыкальной культуры. В камерном творчестве прекрасно себя проявил Бородин. В фортепианном – Мусоргский и Балакирев.

Основным противником «Могучей кучки» стала академическая школа. Особенно композиторов недолюбливали в Петербургской консерватории. Ее в те времена возглавлял Рубинштейн. Содружество в свою очередь нелестно отзывались и о консерваторах, говоря, что те следуют шаблонам и не позволяют идти музыке по собственному пути, в том числе и по национально-народном. С временем этот конфликт сошел на нет. Более того в 871 году Римского-Корсакова даже пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию.

Значение пятерки композиторов в русской музыке

Очень сложно переоценить огромнейший вклад музыкантов в отечественную и мировую музыку. В их операх впервые начала ярко отображаться национальная характерность. Появились народно-массовые сцены и размах русской души. Каждый из композиторов стремился к яркости и желал донести до слушателя определенные образы, для этого они делали крайне эффектные картины. Произведения «Великой пятерки» по праву можно считать гениальными составляющими мировой музыкальной сокровищницы.

Публикации раздела Музыка

10 фактов из истории «Могучей кучки»

«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок. Сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. Название закрепилось с легкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова - это в России. В Европе содружество музыкантов именовали просто - «Группой пяти». Интересные факты из изстории музыкального сообщества собирала Наталья Летникова.

Милий Балакирев.

Цезарь Кюи.

Модест Мусоргский.

Николай Римский-Корсаков.

Александр Бородин.

1. Первый шаг к появлению «Могучей кучки» - приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушенной публики, но и самого известного музыкального критика того времени - Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения композиторов.

2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. В 1857 году - с выпускником военного училища Модестом Мусоргским , в 1862-м - с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым , в то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным . Так сложился музыкальный кружок.

3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского , вместе выступали против академической рутины, искали новые формы - под общей идеей народности как главного направления развития музыки.

4. «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» . Фраза стала крылатой - и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития - исключительно силой искусства.

6. Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника - «40 русских народных песен».

7. От песенного жанра к крупным формам. Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».

8. Коллеги и друзья. Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями -

Изначально, композиторы, объединившиеся в творческий союз, называли себя «Балакиревский кружок» или «Новая русская музыкальная школа» . Название же «Могучая кучка» возникло благодаря статье Владимира Стасова «Славянский концерт г. Балакирева». Статья посвящалась концерту, проходившему на Всероссийской этнографической выставке в 1867 году. Музыканты, выступавшие на этом концерте под управлением Милия Балакирева, представляли славянскую делегацию на выставке. Статья заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Еще одно название этого содружества композиторов и музыкантов - «Пятерка» («Groupe des Cinq») по числу основных представителей «Могучей кучки».

60-е годы 19-го века, отличавшиеся демократичными веяниями во всех сферах общественной жизни России, принесли с и новые формы создания содружеств в различных областях русской культуры (литература, живопись, музыка). Они воспевали новые, демократические идеалы, проповедовали прогрессивные эстетические взгляды и идеи. Примерами могут быть литературный кружок журнала «Современник», «Артель художников», «Товарищество передвижных художественных выставок». «Могучая кучка» была таким «альтернативным» содружеством в области музыки. Этот коллектив музыкантов отметал академическую рутину, оторванную от современных тенденций в музыке и жизни как таковой. Члены «Могучей кучки» были проводниками передовых идей в музыке, да и в русской культуре второй половины 19-го века в целом.

Состав: В «Могучую кучку» входили Милий Балакирев, Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков. Временно примыкали к ней Аполлон Гуссаковский, Hиколай Лодыженский, Николай Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Первые пятеро - наиболее талантливые композиторы молодого поколения, проявившего себя в конце 50-х - начале 60-х годов 19 века. Современником членов «Могучей кучки» был и Петр Чайковский, но он предпочитал самостоятельное творчество и не входил ни в какие группы. Руководителем, идеологом «Могучей кучки» был Балакирев (отсюда и первое название - «Балакиревский кружок» ).

Важную роль в жизни «Могучей кучки» сыграл все тот же Владимир Стасов, он вырабатывал идейно-эстетические позиции «Могучей кучки», активно участвовал в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов, по нынешним меркам был промоутером данного содружества композиторов. С 1864 систематически выступал в печати и Кюи, который был не только композитором, но и музыкальным критиком. Материалы, выходившие из-под его пера и публиковавшиеся в прессе, во многом отражали взгляды всех членов «Могучей кучки». В 1862 году по инициативе Милия Балакирева была создана Бесплатная музыкальная школа.

В основе произведений композиторов-«кучкистов» - народность музыки, ее близость к корням. Аналогично, и в тематике их творчества преобладают образы, взятые из народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки и даже древних языческих верований и обрядов. Модест Мусоргский, наиболее радикальный из членов «Могучей кучки», наиболее ярко воплощал в своей музыке народные образы. Народно-освободительные идеи того времени нашли отражение в творчестве и других композиторов «Пятерки». К примеру, Балакирев писал свою увертюру «1000 лет» под впечатлением статьи Александра Герцена «Исполин просыпается». «Песня тёмного леса» Бородина или сцена вече в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова также пропитаны революционным духом и стремлением к демократическим изменениям. Вместе с тем, в творчестве композиторов «Могучей кучки» романтизировано национальное прошлое, происходит поиск позитивного нравственного и эстетического идеала в древних, исконных началах народной жизни.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня . Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня как основа национального музыкального мышления. Балакирев вместе с поэтом Николаем Щербиной в 1860 отправился в путешествие по Волге, в ходе которого записывал народное крестьянские песни, затем, сделав их обработку, издал сборник «40 русских народных песен». Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Народная песня получила разнообразное преломление в оперном и симфоническом творчестве композиторов. Они проявляли также интерес к фольклору других народов. Вслед за Глинкой «кучкисты» широко разрабатывали в своих произведениях интонации и ритмы народов Востока и тем самым способствовали возникновению у этих народов собственных национальных композиторских школ.

Творчество таких композиторов, как Михаил Глинка и Александр Даргомыжский , «кучкисты» считали своей основой, именно этих композиторов балакиревцы считали родоначальниками русской классической оперы. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы «Могучей кучки» обогатили русскую классическую музыку новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Эти произведения глубоко индивидуальны по композиторскому почерку, но у них есть и много общего - национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народных сцен. Большинство произведений композиторов-членов – это живопись, воплощенная в музыке. Симфонические произведения способны передавать яркие образы. Бородин и Балакирев - создатели такого жанра, как русский национально-эпический симфонизм. В их произведениях буквально оживают герои легенд и эпосов. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Уникальное место среди произведений для фортепиано по оригинальности замысла и колориту занимают «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Новаторство композиторов «Могучей кучки» сближало их творчество работами западно-европейской музыкальной школы, школы романтизма - Робертом Шуманом, Гектором Берлиозом, Ференцом Листом. А Людвига ван Бетховена «кучкисты» вообще считали родоначальником всей новой музыки, отметая все созданное в «добетховенский» период. К слову, итальянскую оперу в среде композиторов и музыкантов, разделявших взгляды членов «Могучей кучки», также отрицали как вид музыкального искусства, хотя многие из итальянских композиторов – «оперников» были современниками «Пятерки».

Однако постепенно, радикализм суждений членов «Могучей кучки» начал смягчаться и к середине 70-х годов 19-го века содружество, как сплочённая группа единомышленников, перестало существовать. Отчасти это было вызвано с тяжёлым душевным кризисом Балакирева и его отходом от активного участия в музыкальной жизни. Но главная причина распада «Могучей кучки» - во внутренних творческих расхождениях. Балакирев и Мусоргский неодобрительно отнеслись к педагогической деятельности Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и рассматривали это как сдачу принципиальных позиций.

«Кучкизм», как направление продолжал развиваться и далее. Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали влияние на многих русских композиторов более молодого поколения, как например Беляевский кружок, но ни одно из последующих объединений не имело такой единой идейной базы, как «Могучая кучка» .


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.