Open
Close

М. Горький: своеобразие романтических произведений

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Ход урока

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели - наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

II. Беседа

В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе (приведем примеры). Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.)

Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев?

(В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. «Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как черт в праздник», «увидал ее и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем». Образ не просто романтический - сказочный, с фольклорными формулировками.)

В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих - покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка - восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал - доведенный до крайности. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко - она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами». Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, ее рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня - тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру (вспомним, что Ларра тоже обратился в тень). Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой - единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия - порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам - орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

(В третьей части, диалоге Челкаша и Гаврила окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус!.. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».

Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и человеком-то Горький не называет - он находит ему определение «гнус».)

II. Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького

Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ.

Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?

Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?

Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?

Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?

В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького - Челкаша и Гаврилы?

В чем вы видите особенности романтизма Горького?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа-гимназия № 9

Творчество А. М. Горького в выпускном 11 классе начинается с изучения ранних романтических произведений писателя. Целесообразнее начать учебный процесс с проверки знания текста рассказов, входящих в этот цикл. В этом поможет данный тест.

Тест

Ранние романтические произведения А. М. Горького

    Указать произведение, которое начинается так

А. «Старуха Изергиль»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня О соколе»

Д. «Песня о Буревестнике» -

1. «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны… »

2. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

3. «Море – огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны»

4. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает».

II . Распределить героев по произведениям

    Гаврила

    Данко

    Радда

    Лойко Зобар

    Ларра

    Глупый пингвин

А. «Челкаш»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

III . Узнать героя по его портрету

1. «Глаза его были холодны и горды… он отвечал, если хотел, или молчал…»

2. «Удалой был малый! Эге! Разве он кого боялся?»

3. «Гордо реет… чёрной молнии подобный»

4. «Один из тех людей, молодой красавец»

5. «Он – этот человек с ясными глазами ребёнка…»

6. «… старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый солнцем, сухой и мудрый …»

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. «Старуха Изергиль»

Е. «Песня о Буревестнике»

IV . Определить, какому герою принадлежат слова

1. «Идёшь ты, ну и иди своим путём, не сворачивая в сторону. Прямо и иди».

2. «Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас»

3. «Брат! Прости!.. дьявол это меня…»

4. «Каждый человек сам себе хозяин, и никто в этом не повинен, ежели я подлец»

5. «Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землёй…»

6. «Я не была никогда рабой, ничьей»

7. «Чего тебе ещё? Сделал своё дело… иди!»

8. «А ещё я люблю волю! Волю-то … я люблю… больше…»

А. Радда

В. Данко

С. Челкаш

Д. Макар Чудра

Е. Гаврила

И. Коновалов

К. Старуха Изергиль

Н. Ларра

V . Указать героя, который в «Песне о Буревестнике» произносит эти слова: «Пусть сильнее грянет буря!»

А. Чайки

В. Гагары

С. Пророк победы

Д. Пингвин

VI . Указать, героем какого произведения является Надыр – Рагим – оглы

А. «Песня о Буревестнике»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Песня о Соколе».

VII . Распределить цитаты, характеризующие жизненную философию

А. Ужа

В. Сокола

1. «Рождённый ползать – летать не можент!..»

2. «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!...»

3. «О счастье битвы!..»

4. «Земли творенье – землёй живу я»

5. «… в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером»

6. «Летай иль ползай, конец известен: всё в землю лягут, всё прахом будет…»

VIII . Указать, какого героя нет в «Песне о Буревестнике»

А. Глупый пингвин

В. Гордая ласточка

С. Мечущиеся чайки

Д. Гордый Буревестник

IX . Указать произведение, которое заканчивается так.

А. «И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминании о маленькой драме, разыгравшейся между людьми»

В. «… и увлекут собой душу высоко в тёмно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звёзд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…»

С. «А они оба кружились во тьме ночной плавно и безмолвно, никак не мог красавец… поравняться с гордой…»

Д. «Пусть сильнее грянет буря!»

Е. «Но мы оба расстались с уверенностью, что встретимся. Не пришлось…»

К. «В степи было тихо и темно. По небу всё ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально».

1 . «Макар Чудра»

2 . «Песня о Соколе»

3 . «Старуха Изергиль»

4 . «Песня о Буревестнике»

5 . «Челкаш»

6 . «Коновалов»

X . Соотнести героев по принципу антитезы

А. Челкаш 1. Уж

В. Данко 2. Пингвин

С. Сокол 3. Ларра

Д. Буревестник 4. Гаврила

XI . Указать, какого героя в «Песне о Буревестнике» А. Горький называет «чёрным демоном»

А. Чайки

В. Гагары

С. Буревестник

XII . Назвать героя, который был «сыном орла и женщины»

А. Челкаш

В. Гаврила

С. Данко

Д. Ларра

XIII . Назвать произведение, в котором герои читают «Бунт Стеньки»

А. «Супруги Орловы»

В. «Челкаш»

С. «Коновалов»

Д. «Дед Архип и Лёнька»

XIV . Указать героя, о котором сказано: «Вот как был поражён человек за гордость!»

А. Коновалов

В. Челкаш

С. Лойко Зобар

Д. Ларра

Е. Данко

XV . Указать произведение, корое А. М. Горький отнёс к жанру поэмы

А. «Коновалов»

В. «Макар Чудра»

С. «Песня о Соколе»

Д. « Двадцать шесть и одна»

Е. «Старуха Изергиль».

Ключи

    А – 2

В - 1

С – 3

Д - 4

    1 - А

2 - Д

3 - В

4 - В

5 - Д

6 - С

7 - Е

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – Д

5 – А

6 - В

    1 – Д

2 – В

3 – Е

4 – И

5 – Н

6 – К

7 – С

8 - А

    А – 1 4 6

В – 2 3 5

    А – 5

В – 2

С – 1

Д – 4

Е – 6

К - 3

    А – 4

В – 3

С – 1

Д - 2

Список использованной литературы

  1. Горький М. Рассказы. Москва: «Художественная литература». 1983 – 448с.

Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и др. Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой » (Гёте).

Романтические рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.

Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала. Трагическую легенду о Радде и Лойко рассказывает Макар Чудра, который противопоставляет их современному человеку: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».

От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость! ». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям ». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.

Примечательно, что в своих рассказах Горький выводит частное на уровень глобального. Так, в «Макаре Чудра» гордые фигуры Радды и Лойко обратились в облака, где второе пытается, но никак не может настигнуть первое. В «Старухе Изергиль» искры сердца Данко превратились в «голубые искры степи, что появляются перед грозой».

«Песня о Соколе» рисует столкновение двух правд – правды Сокола, «счастье битвы », и правды Ужа: «Летай или ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет ». Несмотря на размеренность и продуманность позиции Ужа, автор на стороне «борющегося» Сокола: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни ».

Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Творчество раннего Горького не следует сводить только к романтизму: в 1890-е гг. он создавал одновременно и романтические, и реалистические по стилю произведения (среди последних, например, рассказы «Нищенка», «Челкаш», «Коновалов» и многие другие). Тем не менее именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников.

Новым был прежде всего тип героя. Многое в горьковских героях заставляло вспомнить о романтической литературной традиции. Это и яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество, отверженность, загадочность для других. Горьковские романтики предъявляют миру и людскому окружению слишком жесткие требования, а в своем поведении руководствуются «безумными» с точки зрения «нормальных» людей принципами.

Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя.

Таковы рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Сама по себе поэтизация вольнолюбия — вполне традиционная для литературы романтизма черта. Не являлось принципиально новым для отечественной литературы и обращение к условным формам легенд. В чем же смысл конфликта в ранних романтических рассказах Горького, каковы специфически горьковские приметы его художественного воплощения? Своеобразие названных рассказов уже в том, что источником конфликта в них становится не традиционное противостояние «добра» и «зла», а столкновение двух позитивных ценностей. Таков конфликт свободы и любви в «Макаре Чудре» — конфликт, который может разрешиться только трагически. Любящие друг друга Радда и Лойко Зобар настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку.

Каждый из героев ни за что не согласится быть ведомым: единственная достойная этих героев роль — главенствовать, даже если речь идет о взаимном чувстве. «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», — говорит Радда. Исключительность конфликта — в полном равенстве одинаково «гордых» героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может и отступиться от нее. Поэтому он решается на убийство — дикий, «безумный» поступок, хотя знает, что тем самым приносит в жертву гордости и собственную жизнь.

Подобным образом ведет себя в сфере любви и героиня рассказа «Старуха Изергиль»: чувства жалости или даже сожаления отступают перед стремлением остаться независимой. «Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила, — говорит она собеседнику. — Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Впрочем, герои этого рассказа включены не только и не столько в любовные конфликты: речь в нем идет о цене, смысле и разнообразных вариантах свободы.

Первый вариант представлен судьбой Ларры. Это еще один «гордый» человек (такая характеристика в устах рассказчицы — скорее похвала, чем негативная оценка). История его «преступления и наказания» получает неоднозначную трактовку: Изергиль воздерживается от прямой оценки, тон ее рассказа эпически спокоен. Приговор доверено вынести безымянному «мудрому человеку»:

«— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»

Итак, индивидуалистическая, не просветленная разумом свобода Ларры — это свобода отторженности, превращающаяся в свою противоположность — в наказание вечным одиночеством. Противоположный «модус» свободы явлен легендой о Данко. Своей позицией «над толпой», своей гордой исключительностью, наконец, жаждой свободы он, на первый взгляд, напоминает Ларру. Однако элементы сходства лишь подчеркивают принципиальную разнонаправленность двух «свобод». Свобода Данко — это свобода взять на себя ответственность за коллектив, свобода бескорыстного служения людям, способность преодолеть инстинкты самосохранения и подчинить жизнь сознательно определенной цели. Формула «в жизни всегда есть место подвигу» и есть афористическое определение этой свободы. Правда, финал рассказа о судьбе Данко лишен однозначности: спасенные героем люди аттестуются Изергиль отнюдь не комплиментарно. Любование смельчаком Данко осложняется здесь нотой трагизма.

Центральное место в рассказе занимает история самой Изергиль. Обрамляющие легенды о Ларре и Данко заведомо условны: их действие лишено конкретных хронологических или пространственных примет, отнесено к неопределенной глубокой древности. Напротив, история Изергиль разворачивается на более или менее конкретном историческом фоне (по ходу рассказа упоминаются известные исторические эпизоды, используются реальные топонимы). Однако эта доза реальности не меняет принципов раскрытия характера — они остаются романтическими. История жизни старухи Изергиль — история встреч и расставаний. Ни один из героев ее рассказа не удостаивается подробного описания — в характеристике персонажей доминирует метонимический принцип («часть вместо целого», одна выразительная деталь — вместо подробного портрета). Изергиль наделена чертами характера, сближающими ее с героями легенд: гордостью, мятежностью, непокорностью.

Подобно Данко, она живет среди людей, ради любви способна на героический поступок. Однако в ее образе нет той цельности, которая присутствует в образе Данко. Ведь череда ее любовных увлечений и легкость, с которой она расстается с ними, вызывает ассоциации с антиподом Данко — Ларрой. Для самой Изергиль (а именно она является рассказчицей) эти противоречия незаметны, она склонна сближать свою жизнь с той моделью поведения, которая составляет существо финальной легенды. Неслучайно, начавшись с повествования о Ларре, ее рассказ устремляется к «полюсу» Данко.

Однако помимо точки зрения Изергиль в рассказе выражена и иная точка зрения, принадлежащая тому молодому русскому, который слушает Изергиль, изредка задавая ей вопросы. Этот устойчивый в ранней прозе Горького персонаж, иногда называемый «проходящим», наделен некоторыми автобиографическими приметами. Возраст, круг интересов, странничество по Руси сближают его с биографическим Алексеем Пешковым, поэтому в литературоведении по отношению к нему часто используется термин «автобиографический герой». Встречается и иной вариант терминологического обозначения — «автор-повествователь». Можно пользоваться любым из этих обозначений, хотя с точки зрения терминологической строгости предпочтительнее понятие «образ повествователя».

Нередко анализ романтических рассказов Горького сводится к разговору об условных романтических героях. Действительно, фигуры Радды и Лойко Зобара, Ларры и Данко важны для понимания горьковской позиции. Однако содержание его рассказов шире: сами романтические сюжеты несамостоятельны, включены в более объемную повествовательную конструкцию. И в «Макаре Чудре», и в «Старухе Изергиль» легенды подаются как рассказы повидавших жизнь стариков. Слушателем этих рассказов является повествователь. С точки зрения количественной этот образ занимает немного места в текстах рассказов. Но для понимания авторской позиции его значимость очень велика.

Вернемся к анализу центрального сюжета рассказа «Старуха Изергиль». Этот отрезок повествования — история жизни героини — находится в двойном обрамлении. Внутреннюю рамку составляют легенды о Ларре и Данко, рассказанные самой Изергиль. Внешнюю — пейзажные фрагменты и портретная характеристика героини, сообщаемые читателю собственно повествователем, и его короткие реплики. Внешняя рамка определяет пространственно-временные координаты самого «события речи» и проявляет реакцию повествователя на существо услышанного им. Внутренняя — дает представление об этических нормах того мира, в котором живет Изергиль. В то время как рассказ Изергиль устремлен к полюсу Данко, — скупые высказывания повествователя вносят в восприятие читателя важные коррективы.

Те короткие реплики, которыми он изредка прерывает речь старухи, на первый взгляд, носят сугубо служебный, формальный характер: они либо заполняют паузы, либо содержат безобидные «уточняющие» вопросы. Но сама направленность вопросов показательна. Повествователь спрашивает о судьбе «других», жизненных попутчиков героини: « А рыбак куда девался?» или «Погоди!.. А где маленький турок?». Изергиль же склонна рассказывать прежде всего о себе. Ее спровоцированные повествователем дополнения свидетельствуют об отсутствии интереса, даже равнодушии к другим людям («Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви...»).

Еще важнее, что в даваемой повествователем портретной характеристике героини постоянно фиксируются черты, ассоциативно сближающие ее не только с Данко, но и с Ларрой. К слову, о портретах. Заметим, что «портретистами» в рассказе выступают и Изергиль, и повествователь. Последний будто намеренно использует в своих описаниях старухи отдельные приметы, которыми она наделяла легендарных героев, как бы «цитирует» ее.

Портрет Изергиль дается в рассказе довольно подробно («время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились», «кожа на шее и руках вся изрезана морщинами» и т.д.). Внешний облик легендарных героев представлен через выхваченные по отдельности характеристики: Данко — «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня», Ларра — «юноша красивый и сильный», «только глаза его были холодны и горды».

Антитетичность легендарных героев задана уже портретом; однако облик старухи соединяет в себе отдельные черты того и другого. «Я, как солнечный луч, живая была» — явная параллель с Данко; «сухие, потрескавшиеся губы», «сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы», «сухая... кожа» — детали, перекликающиеся с чертами облика Ларры («солнце высушило его тело, кровь и кости»). Особенно важен общий в описании Ларры и старухи Изергиль мотив «тени»: Ларра, став тенью, «живет тысячи лет»; старуха — «живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень». Одиночество оказывается общей судьбой Ларры и старухи Изергиль.

Таким образом, повествователь отнюдь не идеализирует свою собеседницу (или в другом рассказе — собеседника Макара Чудру). Он показывает, что сознание «гордого» человека анархично, не просветлено ясным представлением о цене свободы, а само его вольнолюбие может принимать индивидуалистический характер, Вот почему финальная пейзажная зарисовка настраивает читателя на сосредоточенное размышление, на встречную активность его сознания. Здесь нет прямолинейного оптимизма, приглушена героика — господствовавший в финальной легенде пафос: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Ведущим началом горьковского стиля оказывается не эффектная внешняя изобразительность, как могло бы показаться, если в поле зрения читателя попали бы только «легенды». Внутренняя доминанта его творчества — концептуальность, напряжение мысли, хотя это качество стиля в раннем творчестве несколько «разбавлено» стилизованной фольклорной образностью и тяготением к внешним эффектам.

Облик персонажей и подробности пейзажного фона в ранних рассказах Горького созданы средствами романтической гиперболизации: эффектность, необычность, «чрезмерность» — качества любого горьковского образа. Сама внешность героев изображается крупными, экспрессивными мазками. Горький не заботится об изобразительной конкретности образа. Ему важно украсить, выделить, укрупнить героя, привлечь к нему внимание читателя. Сходным образом создается и горьковский пейзаж, наполненный традиционной символикой, пронизанный лиризмом.

Его устойчивые атрибуты — море, облака, луна, ветер. Пейзаж предельно условен, он выполняет роль романтической декорации, своего рода заставки: «...ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд». Поэтому, кстати, в пределах одного описания одному и тому же объекту могут даваться разноречивые, но одинаково броские характеристики. Так, например, начальное описание лунной ночи в «Старухе Изергиль» содержит в одном абзаце противоречащие друг другу цветовые характеристики. Сначала «диск луны» называется «кроваво-красным», но вскоре повествователь замечает, что плывущие облака пропитаны «голубым сиянием луны».

Степь и море — образные знаки бесконечного пространства, открывающегося повествователю в его странствиях по Руси. Художественное пространство конкретного рассказа организуется соотнесением беспредельного мира и выделенного в нем «места встречи» повествователя с будущим рассказчиком (виноградник в «Старухе Изергиль», место у костра в рассказе «Макар Чудра»). В пейзажной картине многократно повторяются слова «странный», «фантастический» («фантазия».), «сказочный» («сказка»). Изобразительная точность уступает место субъективным экспрессивным характеристикам. Их функция — представить «другой», «нездешний», романтический мир, противопоставить его унылой реальности. Вместо четких очертаний даются силуэты или «кружевная тень»; освещение строится на игре света и тени.

Ощутима в рассказах и внешняя музыкальность речи: течение фразы неторопливо и торжественно, изобилует разнообразными ритмическими повторами. Романтическая «чрезмерность» стиля проявляется и в том, что существительные и глаголы обвиты в рассказах «гирляндами» прилагательных, наречий, причастий — целыми сериями определений. Эта стилевая манера, кстати, осуждалась А.П.Чеховым, который по-дружески советовал молодому писателю: «...Вычеркивайте, где можно, определения существительных и глаголов. У Вас так много определений, что читателю трудно разобраться, и он утомляется».

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую — жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М.Горького эволюционировал в сторону большей сжатости описаний, аскетизма и точности портретных характеристик, синтаксического равновесия фразы.