Open
Close

Матренин двор смерть матрены анализ. Матренин двор – анализ произведения

А) полностью достоверен и автобиографичен;

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

    Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

    Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

событиям.

    Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

    Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

    Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни ?

    Кем хотел работать рассказчик в деревне?

    Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

А) главной героини – Матрёны

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

1. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

    Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна ?

    Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?

    Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

    Чем кормила Матрёна своего жильца ?

    Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»

а) «Село Торфопродукт»

б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне,

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

    Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку ?

    Кто такая Кира?

    В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

    Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

    Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского?

    Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?

    Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

    Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

    Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

    Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

    Назовите полное имя Матрёны.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

    Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире ?

    О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

в) 1953 год

г) 1956 год

    Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне ?

    Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

    «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

    О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил?

    Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

    Продолжи : «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
    Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»

    Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

    В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор - символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

    Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены ?

    Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

    Напишите, какой была судьба Матрены.

    Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

    Почему у Матрены не было детей?

    О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

    Что завещала Матрена ?

    Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

д) внутренние монологи героини

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

    Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой» , «к ужоткому», «горница» называются:

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село - город - вся земля наша ), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

2- градация

3 - О русской печке.

Вариант 3

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

Вариант 4

    Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

    Праведниками

Вариант 5

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

    Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

    Воспитанница

    Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу ». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника » и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

    «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

    Именно он дал ему такое название.

    Не стоит село без праведника».

    Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

    Козе.

    Об электричестве.

    Работа.

    Пропал котелок со святой водой.

    Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

    Горницу.

2. г) 1956 год

    Романсы Глинки.

    Метель.

    «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

    «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

    д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

    нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу »

Вариант 12

  1. Умирали

    спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    Истинный смысл жизни, скромной

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.

1. Введение . А. И. Солженицын - всемирно известный русский писатель-диссидент. Провел восемь лет в сталинских лагерях, а в 1970 г. был выслан на Запад.

Произведения писателя содержат резкую критику тоталитарной системы Советского союза.

Солженицын считал, что коммунизм самым губительным образом повлиял на национальный русский характер. Разрушению вековых укладов при советском строе посвящен известный рассказ писателя - "Матренин двор ".

2. История создания. Солженицын был освобожден из лагеря в 1953 г., но еще три года провел в ссылке. Ссылка была отменена в 1956 г. Писателю было нелегко устроиться на работу в крупных городах, к тому же его тянуло "в самую нутряную Россию".

Солженицын поселился в небольшом селе Мальцево Владимирской области у Матрены Васильевны Захаровой. Судьбе простой русской крестьянки он посвятил автобиографический рассказ "Матренин двор" (1959 г.). Произведение было опубликовано в 1964 г.

3. Смысл названия . Изначально Солженицын планировал назвать рассказ "Не стоит село без праведника", что точнее передавало главную мысль автора. Но из цензурных соображений (религиозная тема) писатель изменил его на "Матренин двор".

"Матренин двор" - не просто название ветхой избушки одинокой женщины. Он символизирует собой многовековой уклад народной жизни. Разрушение дома Матрены аналогично общей ситуации в стране. В патриархальную крестьянскую жизнь грубо вторгается бездушная технократическая цивилизация.

4. Жанр - рассказ. Многие литературоведы считают, что "Матренин двор" - одно из первых произведений т. н. "деревенской прозы".

5. Тема . Основная тема произведения - очень тяжелая судьба простой деревенской женщины. Образ Матрены символизирует собой все самое доброе и отзывчивое, что еще сохранилось в русском человеке. Матрена - настоящий праведник, благодаря которому до сих пор стоит село, да и "вся земля наша".

6. Проблематика . "Праведная" жизнь Матрены не приносит ей счастья. Отзывчивость женщины, ее готовность помочь в любой работе, доброта к ближним вызывает насмешки у односельчан. Ее услугами стремятся воспользоваться все, кому ни лень. Образ жизни Матрены резко отличается от остальных.

Стремление к накоплению "добра" - главная отличительная черта жителей деревни. В этом заключается их представление о счастье. Еще при жизни женщины начинается раздел ее имущества. Хищные устремления сестер и родни по мужу даже не встречают сопротивления. Матрена на все согласна, лишь бы отделаться от назойливых требований. Показателен в этом отношении образ старика Фаддея. После страшной катастрофы, ставшей причиной смерти родного сына, его главной заботой является сохранение "добра" - уцелевшего воза с бревнами.

Даже самая близкая подруга Матрены тетя Маша не забывает вовремя забрать "вязаночку", которая была ей обещана умершей. Солженицын не осуждает такое поведение, считая его естественным. Даже советская власть с мощным аппаратом наказания не смогла искоренить тягу к стяжательству. Социализм и колхозы только усилили эту тягу.

Проблема отрицательных сторон советской действительности из цензурных соображений ставится автором с помощью намеков. Солженицына очень беспокоила проблема сохранения чистоты национального языка. После революции в стране появилось огромное количество неологизмов, представляющих собой самые нелепые сокращения. Главный герой поражен тем, как могло возникнуть название станции "Торфопродукт". Разительный контраст с этим составляет мягкий певучий говор торговки молоком. Рассказчик почувствовал, что наконец-то добрался до исконной "кондовой" Руси.

В судьбе Матрены одной из главных проблем является казенное бездушное отношение к человеку. Женщина не получает пенсии, потому что не имеет никаких сведений о пропавшем на войне муже. Сбор нужных документов занимает огромное количество сил и времени. Матрена все-таки "выбивает" себе пенсию, но происходит это уже незадолго до ее гибели. Поэтому результат многолетних "хождений" выглядит издевкой над измученным больным человеком.

В советскую эпоху значительно усилилась проблема воровства, актуальная до сих пор. В массовом сознании укоренилось мнение, что воровство у государства - не преступление, а справедливое возмещение убытков. Жители села, поставленные в безвыходное положение, воруют торф. Даже "праведница" Матрена вынуждена это делать. Людей для охраны торфа не хватает, поэтому потери списываются на погоду. Отсюда вытекает еще одна проблема советского общества - оторванность показателей от реальных данных ради выполнения плана

Внук Фаддея Антошка совершенно не хочет учиться. Но ради высоких показателей по успеваемости его неизменно переводят в следующий класс. Ребенок понял это и просто смеется над учителями. Свое настоящее призвание он видит в помощи деду накапливать "добро".

7. Герои . Рассказчик Игнатич, Матрена, Фаддей.

8. Сюжет и композиция . Рассказчик устраивается работать учителем в небольшом селе. Он живет у одинокой крестьянки Матрены. Односельчане относятся к ней с пренебрежением. Во время перевоза половины избушки Матрены происходит катастрофа: женщина и еще два человека погибают под колесами паровоза. Только после смерти Матрены рассказчик понимает, что она, несмотря на бедность и "неумение жить", являлась настоящим ангелом-хранителем всего села.

9. Чему учит автор? Солженицын считал, что главное преступление коммунистов - отрыв от национальных корней. Величие России может быть достигнуто только путем духовного возрождения. Образ Матрены - образец праведной жизни согласно высшим идеалам добра и справедливости. Чем больше в России будет таких праведников, тем выше шансы достигнуть когда-нибудь счастливого будущего.

А. Н. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в мильцевской школе учителем. Жил на квартире у Матрены Васильевны Захаровой. Все события, описанные автором, были реальными. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелегкая доля колхозной русской деревеньки. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану, данные сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

История создания – Работу над своим произведением, посвященном проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Остерегаясь цензуры, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского, рассказ писателя назвали «Матренин двор».

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, проблематика отношений простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идет от имени рассказчика, как бы глазами стороннего наблюдателя. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, где герои придут к осознанию того, что смысл жизни не только (и не столько) в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных, и эта проблема является общечеловеческой, а не отдельно взятой деревни.

Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.

Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.

Тема

Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.

Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.

Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает свое повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства глухую деревушку. По воле судьбы, попал он в деревню, где жила Матрена, и определился к ней на постой.

Во второй части , рассказчик описывает нелегкую судьбу Матрены, с самой юности не видевший счастья. Тяжелой была ее жизнь, в повседневных трудах и заботах. Всех своих родившихся шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрена, но не озлобилась, и не очерствела ее душа. Она все так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по – прежнему, трудится на своем подворье. Погибла, стараясь помочь своим родственникам перевести свою же часть дома.

В третьей части , рассказчик описывает события после смерти Матрены, все то же бездушие людей, близких и родных женщины, которые после смерти женщины, налетели, как вороны, на остатки ее двора, стараясь побыстрее все растащить и разграбить, осуждая Матрену за ее праведную жизнь.

Главные герои

Жанр

Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.

Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу» , настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1601.

Тема: «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"»

Цели:

обучающая: чтение и анализ художественного текста, выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини рассказа.

развивающая: пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями).

воспитательная: расширение представлений учащихся о А.Солженицыне – писателе, публицисте, историке; развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания, уважения к людям труда и правды.

Оборудование: медиопрезентация, портрет А.Солженицына, картины художников о русской деревне, эпиграфы, определения, рисунки.

Литература :

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин двор».– Литература в школе, № 3, 1994 г., стр. 33-37

    А. Солженицын «Жить не по лжи!» – Литература в школе № 3, 1994г., стр. 38-41.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

1) Запись числа, темы. Мы продолжаем работу по изучению творчества А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын – писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

II. Изучение нового материала:

Сегодня в центре нашего внимания рассказ «Матренин двор». Написанный в 1959 году, в начальном периоде творчества писателя, этот рассказ дает яркое представление о Солженицыне – художнике слова и о послевоенном периоде жизни в деревне. (Слайд 1)

2) Выберите и запишите эпиграф урока из числа предложенных ( . Слайд 2):

3) Сегодня мы знакомимся с героями рассказа А. Солженицына. Рассказ А.Солженицына «Матренин двор» находится у истоков русской деревенской прозы второй половины ХХ века. Попробуем в ходе анализа данного рассказа раскрыть его смысл и попытаемся ответить на вопрос: «В чем же состоит «тайный внутренний свет» прочитанного рассказа?» (Слайд 3)

1) Дома вы прочитали рассказ и размышляли о прочитанном по предложенным вопросам и заданиям.
Обратимся к определению жанра.
Рассказ – это…(Слайд 4. )

2) В своих рассказах А. Солженицын в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой размышляет над вечными вопросами: судьба русской деревни, положение простого человека-труженика, взаимоотношения людей и др. В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». Итак, в основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Трагической судьбе Матрены и будет посвящена основная часть нашей работы. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанном рассказе. (Приложение3).

III. Беседа на выявление восприятия:

Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь Российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось?
(
Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить одиночество. Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

Какие проблемы легли в основу данного рассказа?
( Безрадостныйуклад деревенской жизни, судьба деревенской русской женщины, послевоенные трудности, бесправное положение колхозника, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др .) (Слайд 5)

IV. Анализ рассказа:

1) Нарисуйте словесный портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Смысловое богатство «неправильностей» Матрениной речи.(Слайд 5)

2) Опишите окружающую обстановку, в которой живет Матрена, ее мир?
Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…
Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.
( Слайд 6)

3) Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?
«Колотнаяжитенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.
Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. (слайд 8)

4) Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе расположение духа?
Автор пишет: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее, пенсии ей не полагалось, потому что работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». (слайд 9)

5) Как же относились к Матрене соседи по деревне, родственники?
Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом?
Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением». Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа.
Матрена и Игнатьич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу. Их сближает неустроенность и сложность жизненных судеб. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит и драматизм их судьбы и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (
цельно-обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспрритульная и пр.) Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены. (слайд 10)

6) Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система? Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
Об этом нам рассказывает герой-рассказчик, которого судьба забросила в это странное место под названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, над чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, получив звание Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается воедино целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Гжет трест, показывающий с сводках обильную добычу торфа. Лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны. Лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, которое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

7) Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился всвоего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. (слайд 11)

8) Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?


Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. (слайд 12)

9) В чем заключается смысл этого рассказа, его основная идея?
Первоначальное название (авторское) рассказа –
«Не стоит село без праведника» . А Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ более нейтральное название – «Матренин двор». Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия. Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке». Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». (слайд13)

10) Какова позиция автора, если рассматривать шире, в контексте всего его творчества?
Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын едет в среднюю Россию работать учителем, где и встречается с Матреной. Судьба его нелегка. Рассказчик – человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Об этом свидетельствуют художественные детали (упоминание о том, что «ел я дважды в сутки, как на фронте», о лагерной телогрейке, о неприятных воспоминаниях, «когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях» и др.) Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни и который, по его мнению, сохранился в народной среде. В избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. Нередко автор прибегает к прямым оценкам и комментариям. Все это придает рассказу особую доверительность и художественную проникновенность. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее ее так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Солженицын становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение. Рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.

(слайд 14)

11) В чем же заключается «тайный внутренний свет» этого рассказа?
Есть у З. Гиппиус стихотворение, которое написано раньше изображаемых в нашем рассказе событий, и написано оно по другому поводу, но попробуйте соотнести его содержание с нашим рассказом, надеюсь, это поможет вам сформулировать собственные рассуждения при писании небольшой творческой работы. (слайд 15, приложение 7)

V. Закрепление нового материала.

Творческая работа учащихся: «Тайный внутренний свет» рассказа «А.Солженицына «Матренин двор» и мои впечатления от прочитанного. (приложение4)

VI. Итог урока : Давайте послушаем друг друга (выдержки из творческих работ учащихся)

VII. Домашнее задание : Прочитать рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и подумать, какая мысль объединяет эти два произведения.