Open
Close

Митяев гвардии медвежонок читать рассказ. Анатолий митяев "шестой - неполный"

Бывают такие книги и такие авторы, что прочитаешь - и душа мается, не может успокоиться, какого-то продолжения просит. Так у меня получилось, например, с Юрием Третьяковым, вот и с Анатолием Митяевым тоже. Началось все с "Землянки". Там и всего-то три рассказика, но такие они оказались теплые, душевные, так просто и безыскусно описывались нелегкие фронтовые будни - без смакования кровавых подробностей, особой жестокости и вместе с тем без лишнего пафоса, идеологии и политических лозунгов, что захотелось почитать что-нибудь еще. Собственно, я не правильно говорю: без идеологии, идеология там есть, но она весьма просто, она совершенно в духе толстовского Платона Караваева: на войне главное - выжить и не потерять себя, не позволить сломить тот нравственный стержень, который есть в душе каждого человека. Потом был "Подвиг солдата". И это было уже удовольствие вдвойне, потому что проиллюстрирована эта книга одним из любимейших моих художников - Владимиром Леонидовичем Гальдяевым, во-первых, и издана одним из любимейших издательств - "Речью" :) Что интересно, книги абсолютно не пересекаются в части содержания. И вот совершенно случайно набрела я на сборник рассказов Митяева, к которому был всего один-единственный, но зато толковый отзыв. Я убедилась, что по содержанию ему нет равных, он включает в себя очень много: полностью "Землянку" и "Подвиг солдата", а кроме того еще все рассказы из сборника, изданного "Белым городом", - "Письмо с фронта".

Землянка

Куриная слепота

Иван и фрицы

Шестой-неполный

Длинное ружьё

Тёплый "язык"

Мешок овсянки

Ракетные снаряды

Треугольное письмо

Серьги для ослика

Пехотинцы и танкист

Тимофей Беспраздничный

Отпуск на четыре часа

Носов и Назе

Гвардии медвежонок

Опасный суп

Бескозырка

Кто брал Берлин

Порадовало и само издание. Книга небольшого формата, ладная, как солдат в форме с иголочки, с крепким корешком, капталом. Отличное качество печати, шрифт достаточно крупный, на белом офсете средней плотности, комфортный межстрочный интервал - словом, читать одно удовольствие. Иллюстрации в целом неплохие, хотя, конечно, совсем, совсем не Гальдяев:) Проиллюстрирован не каждый разворот, но примерно каждый второй-третий.

Шестой - неполный

Иллюстратор: В.В. Юдин

Издательство: Детская литература, 2015

Серия: Поклон победителям



















Матери издали смотрели на мучение детишек. Герр Назе провёл на снегу черту, за которую они не смели переступить: нарушение приказа каралось расстрелом.

На другое утро приказано было тащить жнейку женщинам. С помощью ломов и верёвок они с трудом вытянули машину к кузнице.

Всю зиму просидели ребята в домах. Весной осмелели, на улицу стали выходить, на солнышко. И всё ждали и ждали, когда Красная Армия прогонит врага…

Вдоль деревни, сторонясь отдыхавших пехотинцев, брела вереница пленных. Поравнявшись с солдатом, мальчиком и женщиной, немцы ещё ниже опускали глаза.

Из-за того что дорогу заняли пленные, привал у пехотинцев получился больше, чем полагалось. И как только проехал на коне наш боец, замыкавший колонну немцев, солдаты мигом вскинули за плечи вещевые мешки, надели скатки, поправили на груди автоматы, подтянули ремни, построились повзводно и зашагали широким шагом. Петя с матерью и все ребятишки на прощание махали им руками.

Гвардии медвежонок

Однажды к лётчикам в истребительный полк приехали гости – колхозники с Севера. Они привезли подарки и стали одаривать своих защитников. Кому досталось полотенце с кружевом, кому бочоночек брусники, кому глиняный расписной олень. А Петру Алексееву достался медвежонок. Зверь был ручной. Он сразу же забрался к лётчику на колени, обнюхал по очереди пряжку на ремне, ордена, погоны и потянулся к пилотке с красной звёздочкой.

Алексеев погладил медвежонка, ссадил на землю. Лётчик немного растерялся: медвежонку нужен уход, присмотр, а когда этим заниматься, если с утра до вечера приходится летать? Может быть, вернуть его деликатно колхозникам?

Медвежонок будто чувствовал, что решается его судьба. Вёл он себя примерно. Во время разговоров лётчиков с колхозниками никуда не лез, никому не мешал. Под конец уснул, прижавшись к унтам Алексеева: унты меховые, тёплые.

"Пусть уж остаётся", – подумал Алексеев.

Гости уехали. Тогда Алексеев решил познакомить Мишку с округой. Лётчик потянул за ремешок, привязанный к ошейнику, сказал: "Пошли, Миша!" – и медвежонок послушно потопал рядом с меховыми унтами. Сначала Мишка побывал в бараке, посмотрел, где живёт его новый друг. Потом вместе с лётчиком спустился в земляную щель, выкопанную на случай бомбёжки. Они там посидели минуты три, поглядывая на синее спокойное небо. К самолёту Мишка отнёсся равнодушно, будто уже сто раз видел его. Наверное, самолёт показался ему автомобилем особой марки. Автомобиль-то медвежонок знал хорошо, на нём он и к лётчикам ехал. Но вот когда заработал мотор истребителя и пропеллер погнал ураганный ветер, Мишка ужасно испугался. В одно мгновение он вскарабкался к лётчику на шею; лез по нему, как по сосне, запуская глубоко острые когти. Маленькие глазки медвежонка были полны страха, хвостик, похожий на лоскут, дрожал мелкой дрожью.

Уже далеко от самолёта, около куста бузины, Алексеев попытался спустить Мишку на траву. Не тут-то было! Медвежонок словно приклеился к лётчику. Пришлось отдирать по очереди все четыре лапы от гимнастёрки. Оказавшись на земле, Мишка неожиданно набрался храбрости и, привстав на задних лапах, оглянулся на самолёт. Самолёт стоял на месте. Не гнался за медвежонком. Мишка успокоился. И куст этот стал для Мишки границей, за которую он впоследствии никогда не заходил. Пространство за кустом принадлежало самолётам – там они гремели, ревели, оттуда прыгали в воздух, а земля перед кустом была Мишкина. Так, видимо, рассудил медвежонок.

Пока Алексеев и Мишка ходили по аэродрому, другие лётчики занялись устройством медвежьих дел. На вещевом складе достали ватное одеяло, постелили его в бараке недалеко от кровати Алексеева. Добыли большой солдатский котелок. Главное же, уговорили командира полка зачислить Мишку на пищевое довольствие. Хоть и маленький был Мишка, но медведь; еда ему требовалась хорошая.

– Как же его внести в продуктовую ведомость? – спросил писарь, когда лётчики пришли к нему с медвежонком. – Какое звание писать? Какую фамилию?

– Полк у нас гвардейский, – сказал самый находчивый лётчик, – и ваше звание, товарищ писарь, гвардии старшина, моё – гвардии капитан. А Мишкино будет – гвардии медвежонок. Так и писать надо… Что же касается фамилии, имени, тут совсем просто. Они у всех медведей одинаковые – Михаил Топтыгин.

Стал служить в истребительном полку гвардии медвежонок Михаил Топтыгин. Скоро он перезнакомился со всеми летчиками, техниками, с охраной аэродрома. И, как оказалось, был всем очень нужен, просто необходим. На войне человеку бывает тяжело. Гибнут товарищи, в голову приходят печальные мысли. А тут прибежит медвежонок, неуклюжий, круглоухий, с любопытным носом-рыльцем – и все веселеют.

Кто-то приучил Мишку встречать лётчиков после боя. Возвращения самолёта ждут все оставшиеся на земле. Когда подходит время возвращаться истребителю на аэродром, все глядят в небо и радуются, заметив там чёрную точку.

Мишка встречал самолёты около своего куста. Он стоял на задних лапах, столбиком. Правую переднюю лапу держал возле уха – отдавал честь. Лётчики, направляясь в штаб для доклада командиру, проходили как раз около Мишки и за такое усердие награждали его сладостями: кто сахаром, кто печеньем, кто кусочком шоколада. В дни, когда истребители часто вступали в бой, Мишка так наедался сладостями, что на котелок с пшённой кашей и не глядел.

Других лётчиков Мишка только встречал, Алексеева он ещё и провожал в полёт. Они вместе доходили до медвежьей границы. Алексеев чесал медвежонка за ушами и улетал, а Мишка оставался ждать. Словно человек, он смотрел в небо, вздыхал и, не зная, как скоротать время, кружился на одном месте, нюхал траву, копал в сухой земле корешки.

Видел и слышал Мишка лучше людей. Завидев, заслышав истребитель, Мишка от нетерпения и волнения садился на землю и через каждую минуту хлопал себя передними лапами по коленкам. Его блестящий чёрный нос был направлен точно в приближающийся самолёт – Мишка будто вынюхивал истребитель на расстоянии. Не было предела медвежьей радости, когда Пётр Алексеев подходил к Мишке, давал гостинец и тормошил его и катал по траве…

Хорошо жилось медвежонку и лётчику!

Только на войне хорошо не бывает долго. Обязательно случится какая-нибудь неприятность, а то и беда.

Как-то раз перед вылетом на задание Алексеев попрощался с медвежонком. Он приласкал зверёныша и сказал:

– Не скучай без меня, если что…

И улетел.

Пётр Алексеев получил особое задание: высыпать на взлётную полосу немецкого аэродрома металлические шипы. С большой высоты шипы нельзя сбросить, они разлетятся далеко по сторонам. Надо сбрасывать, опустив самолёт почти до самой земли.

Не прячась от немецких наблюдателей, наш лётчик повёл самолёт прямо на вражеский аэродром. На подходе к зенитным батареям, охранявшим аэродром, Пётр Алексеев сбавил скорость, снизился и выпустил колёса. Зенитчики удивились, что советский истребитель – целый, не подбитый – идёт на посадку, и не стали стрелять.

Самолёт с красными звёздами тихо летел над вражеским аэродромом. Но вдруг мотор взревел, и самолёт устремился ввысь. Фашисты ударили вдогонку истребителю из пушек и пулемётов. Они поняли, что наш лётчик обманул их, что он вовсе и не собирался садиться. Не могли немцы понять только, зачем понадобился советскому истребителю такой странный, рискованный полёт.

Скоро, однако, они разгадали загадку. На бомбёжку вылетели наши бомбардировщики. Их было много, десятков пять. Немецкие истребители покатились по взлётной полосе, чтобы взлететь в небо и напасть на тяжёлые, полные бомб машины. Но их резиновые колёса наезжали на железные шипы и лопались. Истребители падали набок, ломали крылья, перекувыркивались, загорались. Наши бомбардировщики без помехи разбомбили вражеские поезда на железнодорожной станции и благополучно вернулись домой.

Все знают, что животные — друзья человека, но не каждый ответит, как помогали животные нашим бойцам во время Великой Отечественной войны.

С таким необычным запросом обратились в библиотеку семейного чтения им. Володи Дубинина воспитатели детского сада №165, разработавшие педагогический проект «Животные – помощники на войне».

Благодаря этому проекту, дошкольники узнали, что рядом с солдатами на фронте воевали и наши меньшие братья – животные и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий, а совершали подвиги, не зная этого, просто делали то, чему их научили люди – и гибли как люди. Но, погибая они спасали тысячи человеческих жизней.

В фонде библиотеки нашлись рассказы

А. Митяева «Мешок овсянки»,

«Серьги для ослика», «Лошади»,

«Гвардии медвежонок»,

С. Алексеева «Гнедой».

Собаки, лошади, ослик и даже медвежонок – все эти животные находились рядом с бойцами и не только приносили большую пользу, но и просто поднимали настроение. «На войне человеку бывает тяжело. Гибнут товарищи, в голову приходят печальные мысли. А тут прибегает медвежонок, неуклюжий, круглоухий, с любопытным носом-рыльцем – и все веселеют» (А. Митяев «Гвардии медвежонок»).

Рассказы А. Митяева и С. Алексеева написаны специально для детей и вполне доступны для совместного чтения с дошкольниками.

Малыши из детского сада пришли к нам вместе с воспитателями, познакомились с книгами, которые приготовили для них библиотекари, послушали рассказ С. Алексеева «Гнедой», а ещё рассказали библиотекарю младшего абонемента Пашковой С. А. много интересного.

Оказывается, дельфины помогали обезвреживать мины, верблюды – перевозили медикаменты и воду для раненых, голуби – доставляли записки, а в Ленинград, после прорыва блокады, специально привезли целый вагон кошек для борьбы с крысами.

И всё это дети узнали, благодаря педагогическому проекту, разработанному воспитателями. Откликнувшись на просьбу воспитателей, мы не только помогли им подобрать книги для чтения с детьми, но и сами узнали много интересного.

Заведующая библиотекой Зацепина Н. Г.


4 мая в 11.00 библиотеки МАУК «ЦБС» г. Пскова приcоединились к Международной Акции «Читаем детям о войне».

Одновременно в библиотеках детям были прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения о Великой Отечественной войне.



Погибшим и живым

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы к подножьям обелисков!

4 мая 2016 в 11.00 в Библиотеке –Центре детского чтения состоялась акция «Читаем детям о войне». У ребят школ № 23 и №19 была уникальная возможность услышать значимое произведение о военной поре из уст юнги северного флота, участника Великой Отечественной войны Вершинина Геннадия Георгиевича. Он прочел отрывок из повести Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками» .

«От автора
Юность… Она была тревожной, как порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса.
Эта книга и посвящается юности - нелегкой юности поколения, к которому я имею честь принадлежать…»
(В. Пикуль «Мальчики с бантиками»)

Ребята были очень увлечены. А после прочтения отрывка из книги задавали Геннадию Георгиевичу самые различные вопросы: как он решился воевать, как учился в школе, как первый раз был в бою и многое другое. Учащимся хотелось хоть на минуту стать таким же юнгой, каким когда-то был наш ветеран. Каждый хотел примерить бескозырку и почувствовать себя на палубе торпедного катера.


4 мая Библиотека «Родник» им. С. А. Золотцева присоединилась к Международной акции «Читаем детям о войне-2016», приуроченной ко Дню Победы.
На встречу со школьниками была приглашена Никонорова Л. А., детство которой пришлось на лихие военные годы.

В начале мероприятия состоялся коллективный разговор, в котором ведущая обратила внимание ребят на то, что годы войны были наполнены не только болью, страданиями, страхом, отчаянием, но, в первую очередь, это было время мужества, доблести и славы. Затем гостья библиотеки поделилась воспоминаниями о своем военном детстве. Ларетта Алексеевна рассказывала как голодали, как страшно было всем во время бомбежек, как чудом удалось избежать смерти от рук фашистов. Свое выступление она закончила строками стихотворения С.А. Золотцева «И сорок лет пройдут еще, и шестьдесят…» .

Далее вниманию детей был предложен рассказ Петраса Цвирки «Соловушка» . А после чтения, по традиции, прошло обсуждение книги. Дети размышляли над вопросами: почему рассказ назван «Соловушка», как мальчик передавал сведения партизанам, почему его поведение с фашистами можно назвать не только смелым, но и дерзким. Ребята отметили смелость, находчивость юного героя.


4 мая Библиотека семейного чтения приняла участие в VII Международной Акции «Читаем детям о войне».
На встречу с книгой пришли учащиеся начальных классов СОШ №3 г. Пскова. Во вступительной беседе ведущая напомнила ребятам о том, когда и как началась война, почему её называют Великая Отечественная, какой высокой ценой была завоёвана победа. Минутой молчания участники Акции почтили память всех тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину.

Для чтения школьникам был выбран рассказ Георгия Скребицкого «Проступок Тролля» . Это рассказ о двух разведчиках и служебной собаке по кличке Тролль. По окончании чтения состоялось обсуждение прочитанного. Ребята рассуждали о том, кто такие разведчики и какие задания им приходилось выполнять на войне, какими качествами должен обладать разведчик, как четвероногие друзья помогали нашим бойцам во время войны и продолжают помогать в мирное время, какой «проступок» совершил Тролль в разведке. И абсолютно правильно заметили, что это был вовсе не «проступок», а самый настоящий героический поступок, ведь Тролль проявил себя как самый настоящий разведчик. Не обнаружив себя, смог не только выследить вражеского связиста, которым оказалась белая собачонка породы фокстерьер, «искусно наряженная в серую заячью шкуру», но и уничтожил его.

Во второй части мероприятия состоялась встреча школьников с жительницей микрорайона Овсище, читательницей библиотеки Аллой Петровной Джафаровой. «Дети войны» - так называют тех, чьё детство совпало с войной. И Алла Петровна из их числа. Ведь в победном, 1945-м, ей было всего 10 лет. Алла Петровна поделилась с ребятами воспоминаниями о своём детстве, которое прошло в городе Баку, об отце, который воевал и дошёл до Берлина, о том, как в ночь с 8 на 9 мая 1945 года узнала, что закончилась война, и все люди обнимались друг с другом, плакали от счастья, радовались, ликовали. Есть у Аллы Петровны и любимые книги о войне, среди них «Зелёные цепочки» Г. Матвеева, «Четвёртая высота» Е. Ильиной, «Молодая гвардия» А. Фадеева. В преддверии Дня Победы, ребята поздравили Аллу Петровну с праздником, пожелали ей крепкого здоровья и долголетия.

Завершилось мероприятие чтением стихотворения Ольги Климчук «Пусть люди этот День не позабудут!» , в котором есть замечательные строки:

Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, «война»…
Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим… Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, - ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!


4 мая вместе с сотрудниками библиотеки "Диалог" дошкольники из подготовительных групп «Гномик», «Кроха» и «Светлячок» МДОУ № 46 стали участниками Международной акции «Читаем детям о войне».
Сначала дети просмотрели музыкальный клип «О той весне», после им была показана мультимедийная презентация «9 Мая – День победы», из которой они узнали о той великой освободительной войне, о том, как все жители нашей страны, и старые и молодые взяли оружие в руки и встали на защиту Родины. Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, так как в каждой семье, в каждом доме кто-то погиб на этой страшной войне.

Ребята познакомились со стихами и рассказами для детей про войну, узнали о юных героях того времени, посмотрели презентацию о самом юном герое Советского Союза Вале Котике.

Затем дети сами почитали стихи о войне и великой Победе, некоторые ребята выучили и рассказали стихи наизусть. Библиотекари прочли детям произведение К. Паустовского «Похождения Жука-Носорога» или «Солдатская сказка» , после чтения с детьми была проведена литературная викторина. Закончилась встреча прочтением стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы»" .


В преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Библиотеке - общественном центре микрорайона Псковкирпич прошла Акция «Читаем детям о войне».

Учащимся вторых классов «Средней школы №16 им. Героя России Алексея Воробьева» были прочитаны рассказы из книги Сергея Алексеева «Ни шагу назад», «Тридцать три богатыря» . Дети с удовольствием читали отрывки из книги «Сталинградское сражение». Их вниманию была представлена книжная выставка «Подвигу солдата поклонимся».

В конце мероприятия дети приняли участие в акции «Я голосую за мир»: выразили на «ладошках» свои пожелания «Мир – всему миру» и «Нет войне».


Четвертый год юные читатели библиотеки микрорайона Любятово «БиблиоЛюб» участвуют в Международной акции, организатор которой - Самарская областная детская библиотека. Для всех нас, взрослых и детей, это всегда волнующее событие.

Для громкого чтения были выбраны:
- дошкольникам - сборник рассказов Ирины Петровны Токмаковой «Сосны шумят» . Это автобиографическое повествование. Токмакова в годы войны находилась в эвакуации в детском доме. В 2015 году мы получили новое издание книги, именно с ним и познакомили ребят.
- семиклассникам – книгу Елены Ильиной «Четвертая высота» . История Гули Королёвой, рассказанная Ильиной, отмечает в этом году 70 лет (написана в 1946 году). Гуле (Марионелле) в момент гибели было всего 20 лет. В нашей библиотеке есть книга «Четвертая высота» - издание 1954 года, с ней мы познакомили школьников. Кстати, в 1954 году Владимир Королёв, отец Гули, передал её письма в музей Сталинградской битвы.

В патриотической книжной акции приняли участие:
- Василюк Геннадий Иванович, участник Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда. Воспитанник батальона связи, а с 1942 года телеграфист-связист, за оборону Пулковских высот награжден медалью «За отвагу».
- Гаврилов Виктор Владимирович – Председатель Городского Совета ветеранов войны и труда.

Все библиотеки "Централизованной библиотечной системы" г.Пскова, принявшие участие в Акции (Детская экологическая библиотека «Радуга», Библиотека - Центр общения и информации, Детская библиотека «ЛиК», Библиотека - Центр детского чтения, Библиотека "Родник" им. С.А. Золотцева, Библиотека семейного чтения, Библиотека "Диалог", Библиотека - общественный центр микрорайона Псковкирпич, Библиотека микрорайона Любятово «БиблиоЛюб»), получили вот такие дипломы участников.