Open
Close

Музей архитектуры: фото и отзывы туристо Государственный музей архитектуры имени А. В

Русские музеи отражают историю и современность нашей страны. Делают они это не только экспонатами, но и своим состоянием. В этом смысле особенно интересен находящийся на Воздвиженке в архитектуры - сюрреалистическое для обычного посетителя место. Специалисты (либо просто люди, имеющие к архитектурной "тусовке" некоторое отношение) скажут вам, что он является одним из лучших в городе, поскольку здесь собрано множество артефактов, имеется богатейший архив по советской и русской архитектуре.

История музея

Существует этот музей с 1934 года, хотя еще в конце 19 века назрела необходимость в его создании. В нем работали (и отдали ему свои архивы) крупнейшие специалисты по теории, практике и истории архитектуры. "Покоятся" здесь материалы идеологических соперников прошлого - имеется архив по архитектуре Древней Руси, собранный Петром Барановским, великим реставратором, а также эскизы, выполненные Иваном Леонидовым, знаменитого проекта Наркомата на Красной площади. Когда-то отечественная школа являлась одной из самых интересных во всем мире.

А. В. Щусев

А. В. Щусев, имя которого носит музей архитектуры, является титаном в этой области искусства. Им был создан а также десяток знаковых строений СССР. Щусев является инициатором открытия профильного музея в 1934 году, расположенного при Академии архитектуры. Алексей Викторович, когда в 1946 году при его активной поддержке появился музей на Воздвиженке, стал также первым его директором (в период с 1946 по 1949 годы). Музей архитектуры уже при Щусеве стал единственным в то время центром градостроительства и архитектуры со статусом научно-исследовательского.

Формирование фондов

Формирование фондов началось в 1934 году. Под них были переданы следующие экспонаты и площади Антирелигиозного музея искусств (в период с 1929 по 1934 годы): строения и территория Донского монастыря, различные собрания иконостасов, облачений,

Фонды в 1930-40-е годы существенно пополнились. Были собраны фрагменты исторических и архитектурных памятников. 1930-е годы - период уничтожения и разорения исторических построек. В музей, кроме того, были переданы различные предметы интерьера древних зданий.

В 1946 году в собственность были переданы старинные здания усадьбы (конца 18 века) Талызиных-Устиновых. Расположение их на Воздвиженке, в близости от Кремля, говорит о родовитости прежних владельцев. Вошла в усадебный комплекс также "палата для кормления" - редкий памятник архитектуры 17 века, представляющий собой трапезную Аптекарского двора. В начале 20 века вторым этажом было надстроено каменное здание, сооруженное в 1676 году.

Человек, близкий к музейным кругам, отметит, что этот исторический музей, архитектура которого весьма любопытна, в течение примерно последних 20 лет испытывает большие сложности, поскольку когда-то собрание его находилось на территории переданного РПЦ в 1991 году Донского монастыря. Все эти годы он оставался просто выставочным пространством, так как практически все коллекции хранились в запасниках.

Открытие постоянной экспозиции

Символическое событие случилось совсем недавно, 19 июня 2012 года. -Это открытие в данном музее постоянной экспозиции. Для того чтобы увидеть представленный в ней уникальный объект, граждане со всех концов города потянулись в здание выставки. Вот здесь и начинается для обычного посетителя сюрреализм.

Расположен музей архитектуры в самом центре города, в большом дворце Талызиных, здании, относящемся к 18 веку. В него входит также усадебный флигель под названием "Руина", и здание 17 века, где находился Аптекарский приказ. Между тремя этими сооружениями находится небольшой дворик, также приспособленный под выставку.

Описание музея

Первое, что вы увидите, попав сюда - одинокую стойку кассы и центральный пустой вестибюль. Весьма любопытное зрелище представляют порой русские музеи. Посетитель, в надежде на интересные архитектурные откровения, резко поднимается на второй этаж по дворцовой лестнице - и попадает в Зазеркалье. Уходит в бесконечность целая анфилада пустых залов, как будто отраженная в гигантском зеркале.

Не преувеличение эти пустые залы, в которых находится государственный музей архитектуры: здесь действительно ничего нет, кроме развешенных изысканно по стенам экспонатов выставки, например, фотографий римских воображаемых театров. По мнению обыкновенного посетителя, так может выглядеть сегодня модная арт-галерея, которых в Москве и так существует огромное множество, но отнюдь не главный в стране исследовательский центр и архитектурный музей. С интересом, впрочем, можно рассматривать скульптурные медальоны, роспись плафонов на потолке, лепные карнизы, горельефы, стены, выполненные из искусственного мрамора. Но ведь эти дворцовые интерьеры музей получил вместе со зданием. Они еще в середине 20 века были отреставрированы и не считаются, вроде бы, экспонатами.

Уникальный экспонат

Под постоянную экспозицию были отданы два больших зала 19 июня 2012 года. Она призвана символизировать собой возрождение этого музея. Мы говорим сейчас об одном удивительном экспонате - это модель (деревянная) Большого являющаяся на сегодняшний день самым большим в мире макетом. Она была создана в начале 1770 годов по заказу Екатерины II Василием Баженовым. Длина макета составляет 17 метров. Он настолько огромный, что, в идеале, требует отдельного павильона: в двух вышеупомянутых музейных залах находятся лишь его фрагменты, хотя и весьма впечатляющие.

Критика

Сегодня в специализированных сообществах не утихают споры вокруг нынешнего состояния музея, но акции, лекции и выставки его в профессиональной среде ценятся по-прежнему. Мы не станем высказывать мнение обыкновенного, непрофессионального посетителя о том, что ему не хватает сотрудников, площадей и средств. Данные проблемы всем и так понятны, они вызывают лишь искреннее сочувствие. Но внимательный посетитель сможет заметить несколько необъяснимых, с "финансовой" точки зрения, неприятных деталей.

Например, запрещено фотографировать макет Баженова. Запрет категорический - ни за какую плату, даже на телефон. Сотрудники не могут объяснить, почему, говорят, что так заведено. Хотя выложенная в блог любая фотография может привести сюда несколько посетителей, а плата за нее - добавить в небогатую кассу музея немного денег.

Нельзя объяснить экономическими сложностями, почему устроена в здании старого Аптекарского приказа "столовая архитекторов", являющаяся, по сути, суши-рестораном; почему кондиционеры "украшают" фасад здания, а перед древними скульптурами изображающими львов, расположена парковка на внутреннем дворике. Барельефы, наваленные на его территории довольно беспорядочно - свидетельство нехватки финансирования, пространства.

Д. С. Хмельницкий, исследователь архитектуры, критикует данный музей за отсутствие какой бы то ни было систематизированной информации о фондах и коллекциях (в 1991 году был опубликован последний его тематический каталог), а также весьма сложную процедуру доступа исследователей и историков к архивам. Музей Мельниковых является филиалом МУАР. Большой резонанс летом 2014 года вызвала ситуация с проникновением туда его сотрудников в отсутствие наследницы Мельникова, живущей там.

Фонд музея

Музей специализировался сначала лишь на русской архитектуре. Но служащие собирали материалы по современным проектам и истории, фотографировали, делали обмеры, анализировали трансформацию и развитие градостроительной политики. В результате этот музей архитектуры Москвы собрал огромный фонд, где сегодня представлено практически все: от современных фотографий до плинфы Софии Киевской, от проектных документов различной типовой застройки до шедевров строительной техники.

Пополнение фонда

Фонд музея в середине 1980 годов пополнился бесценной коллекцией. Она представляет собой архив Барановского Петра Дмитриевича, выдающегося реставратора и архитектора советского времени. С 1984 года этот архив почти не исследовался - для этого не хватает времени, специалистов. Музейные фонды представляют собой малоизведанный мир, который предстоит изучать еще многим поколениям ученых.

В начале 1990-х годов наступило бедственное время, которое переживает до сих пор этот музей архитектуры Москвы. Сегодня основная задача - решить насущную проблему экспонирования. Посетитель пока может лишь догадываться о том величии, которое таит в себе собрание музея, перелистывая рассказывающие о его истории буклеты.

Музей архитектуры и быта

Знакомство с культурой весьма увлекательно. Если вы интересуетесь архитектурой, можем посоветовать вам также посетить Музей народной архитектуры и быта, расположенный в деревне Озерцо в Беларуси. Экспозиция его очень интересна. Музей народной архитектуры и быта познакомит вас с жилыми и хозяйственными зданиями, культовыми сооружениями, общественными постройками. Воссоздает он крестьянский быт конца 19 - начала 20 века.

Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.

Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.

После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.

Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.

В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.

Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.

17 мая в Музее архитектуры имени Щусева начнет работу флигель «Руина». Новое пространство, которое откроется выставкой шорт-листа премии «Инновация», стало большим событием для архитекторов и реставраторов. Проект реконструкции бывшего каретного сарая усадьбы Талызиных с 200-летней историей утверждает новый тренд в реставрации и отказ от практики евроремонта. Бюро «Рождественка», работавшее над проектом, сохранило всю подлинную фактуру здания со всеми наслоениями эпох, новые материалы внедрялись только по необходимости, при тщательном разграничении старого и нового.

Здание перешло к музею в 1991 году, когда ему пришлось экстренно перевозить фонды из Донского монастыря, который тогда был основным пространством для МУАР: с приходом новой власти монастырь вернули Русской православной церкви. Изначально флигель рассматривали как фондохранилище, но во время ремонта он сгорел, а денег на восстановление в тот момент не нашлось.

Для привлечения внимания к этой проблеме директор музея Давид Саркисян (руководивший им вплоть до смерти в 2009 году) в начале нулевых решил провести в разрушенном здании выставку. Внимание привлечь действительно удалось, но не так, как предполагалось: флигель очаровал посетителей именно тем, что был разрушен. Искусствовед Елизавета Плавинская сравнивала здание с «Арсеналом» в Венеции и Музеем прикладного искусства в Вене, противопоставляя подлинность его фактуры облику города с «уродливыми евроремонтами и гадкими новыми зданиями, только со знаком плюс». С тех пор там начали регулярно проводить временные выставки и лекции, руина стала «Руиной», а Москва получила одно из самых самобытных музейных пространств.

21 апреля флигель открыли для экспертов архитектуры : обновленное здание сравнили с проектом реставрации-консервации уже другого «Арсенала» - нижегородского, разработанного Евгением Ассом. В «Руине» сохранили максимальное количество аутентичных материалов, открытых сводов и наслоений краски на стенах, необходимые же элементы выставочного пространства отделили от подлинного здания - при необходимости их можно демонтировать.

На обоих этажах здания появились дорожки для посетителей: на втором они находятся между открытыми кирпичными сводами нижнего яруса и позволяют рассматривать эти своды как один из постоянных экспонатов выставочного пространства. Такие же дорожки разместились на первом этаже, сводчатые залы которого предназначены для выставок. В здании появился законсервированный кабинет Давида Саркисяна, созданный на основе 3D-модели стола бывшего директора музея, выполненного учениками архитекторов Юрия Григоряна и Александра Бродского. На место вернулся и лекторий музея, которому теперь предоставлены два зала.

The Village побывал в новом пространстве, а также поговорил с автором проекта и основателем бюро «Рождественка» Наринэ Тютчевой и новым директором музея Елизаветой Лихачёвой об истории здания, его будущем и состоянии реставрационного дела в России.

ЕЛИЗАВЕТА ЛИХАЧёВА

директор Музея архитектуры имени Щусева

В «Руине» мы будем представлять проекты, которые либо совсем не связаны с архитектурой, либо связаны в меньшей степени, либо представляют ее в каких-то совершенно новых аспектах. Осенью мы планируем подготовить большой выставочный проект, посвященный творчеству Константина Мельникова, и показать на нем в том числе кое-какие вещи, которые мы раньше не имели возможности показывать в «Руине», поскольку там не было совсем никаких условий.

Открывая его выставкой «Инновация», мы решили показать, что пространство инновационное, и увязать это с тем, что в этом году проходит Биеннале современного искусства. Нам бы хотелось, чтобы «Руина» стала площадкой для экспериментов.

Открытие флигеля переносили несколько раз в силу разных обстоятельств. Главным образом из-за оборудования. Плюс были некоторые сложности, связанные с документальным оформлением работ. Общая стоимость проекта составила около 75 миллионов рублей.

Особенность этого пространства в том, что оно показывает три века русской архитектуры. Своды первого этажа - это своды XVIII века, каретного сарая усадьбы Талызиных. В первую половину XIX века здание было надстроено вторым этажом, и там была людская, где жила прислуга усадьбы. Потом, когда уже во второй половине XIX века в здании поселилось Московское казначейство, сделали третий этаж. И все периоды застройки здания удалось сохранить. Это очень редкий для Москвы случай. Обычно мы оставляем оконные своды изнутри, а тут у вас есть возможность увидеть их с лицевой стороны. Помимо всего прочего, там прекрасной, потрясающей красоты стропила - это чистая геометрия архитектуры. Стропильные конструкции на самом деле не менее красивы, чем сводчатые, но обычно их закрывают потолком, а здесь они открыты.

Здание сгорело в середине 1990-х годов, и Давид Саркисян вместе с Александром Бродским придумали гениальное пространство. По сути, это была руина, которая медленно разрушалась, и Давид вернул ей жизнь. Я очень рада, что Наринэ сохранила этот замысел, сделав его таким венецианским по духу. Может быть, со временем мы скорректируем его. Но пока я не готова давать прогнозы по этому поводу.

Архитектурный музей имени Щусева в Москве – один во всем мире, при том, что многие самые разные хранилища располагаются в творениях зодчих. Здесь проводятся разнообразные по тематике выставки, связанные с архитектурой и смежными областями. Уникальна постоянная экспозиция архитектурного музея, представляющая фрагменты масштабного макета Большого Кремлевского дворца, проект которого остался не воплощенным. Основное здание представлено дворянской усадьбой Талызиных, которая сама является памятником русского зодчества.

Образование архитектурного музея связано с личностью знаменитого зодчего А.В.Щусева, инициатора и первого директора нового музея. Среди множества его работ выделяются проект здания Казанского вокзала и усыпальница пролетарского вождя – мавзолей Ленина.

Главный вестибюль усадьбы украшен парными скульптурами древнего происхождения. Напротив мраморных фигур сфинксов и старинных бронзовых подсвечников, возле зеркала и входа в залы стоят два древнеегипетских воина. Здесь же размещены билетные кассы и стенды с информацией о работе музея, демонстрируемым и планируемым тематическим выставкам.

В вестибюле приходящие посетители встречаются со своими гидами, если была заказана экскурсия в сопровождении сотрудника музея. Несмотря на поясняющие надписи возле экспонатов, живой и квалифицированный комментарий гораздо доходчивее.

Возле парадной лестницы на второй этаж выставлен стенд с архитектурным толкованием термина анфилада, чтобы отличить от военного термина вида построения кораблей. Над мраморными ступенями на стене – гипсовые копии барельефов Парфенона и афиша проходящей в данное время выставки.

Залы тематических выставок архитектурного музея

Продольное расположение залов архитектурного музея наглядно иллюстрирует понятие анфилады в зодчестве, когда двери нескольких помещений размещены на одной оси. Габариты выставочных помещений позволяют не перегружать пространство экспонатами. Информация подается дозированно.

Используется и другое построение экспозиции, когда она организована из параллельных стендовых панелей, расположенных под углом к стенам помещения. На черном фоне выставочных щитов графические и живописные экспонаты хорошо различимы и удобны для восприятия посетителей. Использование интерактивных способов демонстрации расширяет наглядность и повышают доходчивость информации.

Сами залы бывшей дворянской усадьбы отличаются разнообразием архитектурного и живописного оформления. Оживляет и разнообразит интерьер мраморная колоннада из белоснежных колонн, заканчивающихся лепными капителями. Центральный участок двухуровневого потолка расписан красочным орнаментом, в середине перекрытия зала размещена хрустальная люстра.

В залах тематических выставок достаточно редки сопутствующие экспонаты других форм, кроме графики и живописи. В одном из помещений можно видеть шикарное кресло, однако инородным предметом оно здесь не выглядит. Да и тема текущей выставки – театральные декорации, и такой элемент сценического оформления вполне допускает. Основная же масса экспонатов представляет построение сценического пространства различных театров и их художественное оформление.

Причудливая планировка усадьбы Талызиных сохранена и даже способствует более удачному размещению экспонатов. Некоторые элементы воссозданы чисто символически, например – неприметны печи с белым кафельным покрытием, которые в старину обычно покрывали узорными цветными изразцами. Зато сразу бросаются в глаза рыцарские доспехи в одном из залов архитектурного музея.

Посетителям подобные контрастные по тематике экспонаты отнюдь не мешают, позволяя перевести дух от тематической выставки.

Постоянная экспозиция – жемчужина архитектурного музея

Большой Кремлевский дворец, как явствует из музейного объявления, постоянно сохраняется в доступной экспозиции для посетителей и специалистов – археологов, историков и художников. Два зала, отведенные под наиболее значимые фрагменты модели здания, снабжены запретительными объявлениями на фотографирование уникального экспоната.

Есть разные точки зрения на то, кто был главным инициатором создания грандиозного проекта, амбициозная императрица Екатерина Великая или молодой, но образованный и уже известный архитектор Василий Баженов. Да это и не важно, ведь побудительный мотив ясен – заменить чисто оборонительные стены и сторожевые башни Кремля выразительным и величественным сооружением, подчеркивающим мировое значение Российской империи.

Дворец был задуман превосходящим все известные дворцовые комплексы, в том числе папский собор Святого Петра в Риме и бывший византийский храм Святой Софии, затем мечеть в Стамбуле. И властительница, и архитектор были едины в стремлении упрочить славу Москвы как Третьего Рима, создав грандиозный символ могущества государства.

Узкий темной облицовки зал, похожий больше на коридор, содержит серию мониторов для демонстрации истории и предполагаемого облика огромного сооружения. Рассказывается и о масштабной модели, составляющей в собранном виде 17 метров в длину, при ширине 4 и высоте 2 метра. Таких макетов не делал еще никто и никогда, для его сооружения было построено отдельное здание. Желающие могли посетить модельный дом и лицезреть диковинное строение в процессе его создания.

Для выполнения макета использовалась липовая древесина, наиболее податливая для обработки резанием. Лепные детали выполнялись из гипса, самые миниатюрные украшения отливались из сплава свинца и олова. Модель создавали лучшие мастера резьбы по дереву, скульпторы и литейщики того времени, как русские, так и европейские.

Проект был одобрен императрицей, принявшей решение о начале строительства. Была снесена часть кремлевской стены и несколько сторожевых башен, проведены объемные земляные работы, сооружались фундаменты. Однако осадка и угроза разрушения ряда исторических зданий, а также возросшие военные расходы государства привели к прекращению строительства. Разрушенные конструкции Кремля были постепенно восстановлены, не без изъянов и ухудшений.

Очередное чудо света осталось в проекте и деревянной модели, сменившей несколько мест, где она выставлялась или хранилась разобранной.

Только на мониторе можно видеть общий вид Большого Кремлевского дворца, каким его спроектировал Василий Баженов. Сохранив внутренние кремлевские строения, проект предполагал практически полную ликвидацию крепостных стен и сторожевых башен, неузнаваемым становился весь облик исторического центра Москвы.

Новый дворец безусловно оригинален и красив, однако при взгляде на изображение не сразу понимаешь, что это Москва. Допустимо ли уничтожать столь объемное историческое наследие, как Московский Кремль, ради реализации даже самого гениального проекта – большой вопрос, и мало кто ответит на него согласием.

Другие помещения архитектурного музея

После посещения тематической выставки и постоянной экспозиции можно пройти во внутренний двор, посетить реставрационные мастерские и продолжение экспозиции в здании Аптекарского приказа. При переходе встретятся реконструируемые конструктивные части зданий, типа храмового купола, и завершаемый макет многоэтажного дома – башни. Здесь же макет опорного сооружения под куполом цирка для выступления гимнастов. Можно реально оценить разнообразие проявлений архитектуры как вида искусства, красоту отдельных элементов зданий.

Под открытым небом, на специальных стеллажах с укрытием от осадков расположены отдельные элементы архитектуры, образцы материалов и изделий. Значительную часть составляют пластины с рельефными изображениями, предназначенными для декоративного оформления архитектурных объектов. Это запасники реставрационных мастерских, которые работают при хранилище с момента его основания как необходимое и крайне важное подразделение.

В штате реставраторов мастера работы с различными материалами, владеющие всеми изобразительными методами и средствами. Они осуществляют как текущее обслуживание экспонатов, так и восстановление поврежденных или утраченных фрагментов и деталей.

Одно из зданий, отнесенных к ведению архитектурного музея – палаты Аптекарского приказа, учреждения со своей интересной историей. Говоря современными терминами, это был орган управления и регулирования медицинской деятельности со времен Ивана Грозного.

В ведении Аптекарского приказа было признание трав и корней лекарственными, организация сбора лечебного сырья и искусственное выращивание. Также учреждение проверяло уровень знаний дипломированных докторов и аптекарей, обследования в целях судебной медицины и другие функции.

Конструкция трапезной Аптекарского приказа, сохранившейся до наших дней, базируется на белокаменных подвалах с мощными сводами крестового строения, Над перекрытием были возведены массивные палаты трапезной, используемые архитектурным музеем для организации выставочной деятельности.

Даже посещение во время демонтажа одной из выставок дает возможность увидеть и оценить уникальность конструктивных элементов старинного здания. Однако после сооружения подземного тоннеля новой ветки метрополитена необходим повышенный надзор за состоянием даже столь мощного сооружения.

Вид на основное здание архитектурного музея из внутреннего двора почти не отличается от парадного фасада. Единственным значимым отличием являются верхние чердачные окна под коньком, тогда как с лицевой стороны фронтон украшен лепными орнаментами. Одинаковы размеры и оформление оконных проемов, имитации квадратных колонн на фасадах с обеих сторон усадебного здания.

При всей исторической ценности основная привлекательность архитектурного музея имени Щусева заключается в его экспонатах, иллюстрирующих историю зодчества за длительный исторический период. Жемчужина коллекции – модель Большого Кремлевского дворца, не осуществленная, но гениальная задумка великого российского зодчего Баженова.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан в 1934 году и стал первым специализированным музеем архитектуры в Европе. Его главная задача - коллекционирование и представление широкой публике образцов архитектуры всего мира от древнейших времен до современности. В собраны чертежи, фотографии и модели не только архитектурных сооружений, расположенных на территории России, но и старинных византийских храмов, ближневосточных культовых сооружений, образцов европейского зодчества и даже полинезийских хижин.

Особой популярностью музей стал пользоваться в послевоенные годы. Значительная часть зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, оказалась разрушенной во время боевых действий, и нередко оказывалось, что документы, которые помогут восстановить строение в первозданном облике, можно найти только в архитектурном музее. Именно благодаря этому учреждению многие уникальные здания и храмы, являющиеся частью русского культурного наследия, удалось воссоздать практически из руин.

Обширность и богатство фондов Музея архитектуры впечатляют, в их каталогах более миллиона единиц хранения. В собраны уникальные документы, имеющие отношение к памятникам зодчества – чертежи, замеры зданий, негативы, фотографии... Кроме того, в залах музея представлены многочисленные коллекции произведений искусства: гравюры, скульптуры, архитектурные модели, гобелены, предметы мебели, фрагменты зданий, старинные надгробия и даже строительные материалы.

Сами здания музея, находящиеся в центре Москвы, также являются историческими и архитектурными памятниками. Музей располагается в старинной усадьбе Талызиных, на территории которой находится палата Аптекарского приказа, сохранившаяся с XVII века. Анфилада бывшего господского дома и флигель во дворе усадьбы используются как выставочное пространство и лекционный зал.

Музей проводит многочисленные выездные выставки. В экскурсионную программу входит не только осмотр экспозиции музея, но и прогулки по столичным улицам. Во время экскурсий по городу особенности архитектурного направления, доминировавшего при застройке городского района, можно изучить на примере реальных зданий. Кроме лекционного зала, в музее есть библиотека и фототека, в которых хранятся тематическая литература и богатейшая коллекция материалов по градостроительной тематике. Посетить их можно по предварительной записи.

Стоимость посещения музея: 250 рублей (взрослые), 100 рублей (льготный). Дети до 18 лет могут посетить музей бесплатно.

Расписание и стоимость экскурсий и лекций необходимо уточнять отдельно.