Open
Close

Обязанности крестной мамы. Что должна делать крестная мама? Кто не может быть в числе крестных родителей? Кто может быть крестным

Если кто не родится от воды и Духа,

не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5 )

За рождением ребенка в православной семье следует его крещение. К сожалению, не все православные христиане являются воцерковленными, поэтому возникает много вопросов: каковы сроки крещения ребенка, как проходит сама процедура, кто такие крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек духовными учителями?

Православная Церковь не устанавливает возраст крещения детей. В каждой семье этот вопрос решается самостоятельно, исходя из особенностей уклада жизни, здоровья ребенка и так далее.

Веками установилась традиция крестить младенцев не ранее 40 дней со дня рождения. Этому есть объяснение. Иисуса Христа родители принесли в Храм для посвящения Богу в сороковой день, согласно обычаю древних иудеев.

За этот же срок женщина после родов проходит период очищения. После чтения особой молитвы она может посещать храм и полноценно участвовать в жизни Церкви и ее Таинствах, в том числе присутствовать при крещении своего ребенка.

Если малыш слаб и болен, можно подождать пока подрастет и окрепнет. Церковь молится о «матери со чадом», поэтому Божья помощь не оставит их обоих, но полноценное участие ребенка в церковной жизни будет возможно только после крещения.

Если жизни новорожденного угрожает смерть, тогда лучше окрестить его как можно раньше, чтобы иметь возможность молиться о здравии или поминать во время Литургии. Регулярное причащение, которое возможно только для христианина, будет укреплять физические и духовные силы ребенка.

Когда крестить своего ребенка решает семья, но все-таки не стоит надолго откладывать важнейшее событие в его жизни. Есть еще один аргумент в пользу такого решения: малыш в возрасте 1-2 месяца еще не привязан к матери и домашним, его не пугают чужие люди и посторонние звуки. На протяжении всего Таинства держать младенца на руках будут крестные родители, ребенок постарше может этому сопротивляться.

Особенности крестин мальчиков и девочек

Таинство Крещения можно совершать над человеком, осознанно верующим в христианские истины. Взрослый сам свидетельствует о своей готовности соединиться с Христом и воспринять дары Святого Духа. От младенцев невозможно ждать осознанной веры. Во время совершения Таинства Крещения они должны давать обет верности Богу, отрекаться от сил зла и греха.

Возможно ли их крестить? «Да, возможно», – отвечает Православная Церковь. Восприемники от купели или крестные родители даются младенцу при крещении, чтобы отвечать за него перед Господом не только во время самого таинства, но и в последующей земной и вечной жизни. По их вере и вере родителей крестят младенцев.

У крестных особая роль в духовном воспитании ребенка. Они дают обещание Богу вести крестника по жизни христианским путем, воспитывать его в духе православной веры. Жизнь самих восприемников должна быть достойным примером благочестия и любви к Богу, к окружающим. По сложившейся традиции ребенку выбирают крестного отца и крестную мать, по аналогии с родителями.

Однако, по церковным канонам достаточно одного:

  • мужчины – для мальчика;
  • женщины – для девочки.

Возможно даже несовпадение полов. Однако каждый такой случай рассматривается индивидуально, решение принимает священник. Главное, чтобы будущие крестные родители являлись полноценными членами православной Церкви, знали основы православной веры и были готовы духовно воспитывать ребенка.

Кто не может быть в числе крестных родителей по церковным правилам?

Для новорожденных мальчиков и девочек, прежде чем выбирать восприемников, необходимо узнать, кто может, а кто не может ими стать.

Священник откажет в проведении Таинства Крещения, если на роль восприемников выбраны:


Могут ли крестные родители быть мужем и женой или стать ими в будущем? Запрещающих канонов на это в православии нет. В 2017 году Архиерейский собор актуализировал разрешение на браки восприемников по благословению епархиального архиерея. Такое разрешение было и раньше, но сложилась традиция на запрет подобных браков.

Кто может быть крестным родителем для мальчика, девочки?

Главным критерием при выборе восприемников является их принадлежность к Православию, а также воцерковленность — стремление жить в соответствии с христианскими истинами, бороться с грехом, исправляться.

Миссия восприемников состоит в свидетельствовании перед Богом за своего подопечного о вере, об отречении от сатаны, в обещании строить свою жизнь по заповедям Божьим, в помощи своему крестнику или крестнице выполнять все эти обещания в будущей жизни.

Духовный труд продолжается в течение жизни крестных и их крестников. Молитва за крестников, должна подкрепляться реальными делами: отвести ребенка на причастие, почитать с ним духовную литературу, выучить молитву, объяснить основы православной веры.

Церковь допускает, чтобы один из крестных родителей был другого христианского вероисповедания — католиком или протестантом, если в окружении семьи нет никакой возможности найти православного христианина.

Восприемником может стать священнослужитель, но как правило, у них много обязанностей и свободного времени на полноценное общение с крестником будет немного.

Совершеннолетие – необязательное, но желательное условие. Ответственность, которую берут на себя крестные родители перед лицом Бога, предполагает осмысление важности роли восприемника и понимания, что такое духовное наставничество.

Могут ли крестные быть родственниками ребенка?

Родственники ребенка, в том числе самые близкие, могут выбираться на роль восприемника. За исключением родителей.

Прежде чем выбрать одного из родственников в качестве восприемника своего ребенка, нужно подумать вот о чем: пройдет несколько лет, и ребенок вырастет. Подростки не готовы обсуждать свои проблемы с ближайшими родственниками, такова психология этого возраста.

Они ищут авторитетного взрослого вне семьи. Крестный мог бы стать таким человеком, помочь и направить подростка в верном направлении по христианскому пути развития. Конечно при условии, что все предыдущие годы он принимал активное участие в воспитании крестника, и у них сложились доверительные отношения.

С этой точки зрения выбор близких родственников на роль восприемников не всегда лучшее решение.

Верно выбрать воцерковленных православных христиан, которые будут воспитать ребенка в вере и любви к Богу, уважении к людям.

Необходимо ответить на вопросы:

  • Кому можно доверить тело и душу ребенка?
  • Кто поможет воспитать его в вере?
  • С кем можно духовно породниться?

Крестные родители суть наставники в православной вере, а не редкие гости с подарками на днях рождения. Истинная христианская любовь — самый ценный подарок крестникам от восприемников, а важнейшая роль – быть примером в устроительстве христианской жизни.

Как выбрать крестных для ребенка, если родители неверующие?

Неверующие родители могут крестить своих детей. Строго говоря, присутствие родителей необязательно. В некоторых храмах священник вообще не допускает родителей на Таинство.

Атеисты могут быть крестными родителями для мальчиков и девочек

В советские времена бабушки приносили крестить детей без участия родителей-атеистов.

Они сохраняли и помнили Православную веру и надеялись на милость Божью. Повзрослев, эти дети приходили к Богу уже осознанно.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек духовными воспитателями, берут на себя всю ответственность за воспитание ребенка в Евангельских истинах.

Их роль многократно возрастает: только они смогут привить веточку к Древу Жизни, взращивать семена православной веры в душе крестника.

Можно крестить ребенка и в том случае, если родители другой веры.

В подобных ситуациях в первую очередь нужно думать о пользе для ребенка: согласие родителей на крещение должно быть, чтобы избежать конфликтов.

Можно ли крестить ребенка без крестных?

Иногда возникают такие жизненные ситуации, когда ребенка нужно крестить безотлагательно, например, если ему угрожает смерть. Священник может совершить Таинство крещения без восприемников, чтобы была возможность помогать ребенку в борьбе за жизнь с помощью Святых Даров и общей молитвы всей православной Церкви.

В дальнейшем, когда малыш поправится, можно найти людей, которые станут для ребенка крестными и помогут родителям духовно взращивать мальчика или девочку. Воцерковленные родители могут делать это самостоятельно.

В экстренных ситуациях крестить младенца могут миряне, произнеся Крещальную молитву. При первой возможности священник завершит начатое, так как процесс Крещения состоит из нескольких этапов и завершается Таинством Миропомазания.

Обязанности крестных родителей

У крестных родителей по отношению к своим крестникам серьезные обязанности по воспитанию их в традициях православной Церкви:


Крестные родители отрекаются от греха за ребенка и берут на себя обязательства по духовному воспитанию крестника перед Богом. Церковь учит, что на последнем суде Он спросит за воспитание крестников так же, как за воспитание собственных детей.

Теперь становится понятно, почему выбор крестных родителей — ответственное и непростое решение. Связь с ними может стать крепче, чем с кровными родственниками, так как она освящена Господом и основана на христианской любви.

Как подготовиться крестным к Великому Таинству?

Для человека воцерковленного ничего особенного в подготовке нет. Молитва, пост, исповедь, причастие, чтение Евангелия – обычная жизнь христианина. В каждом приходе могут существовать свои традиции, поэтому стоит узнать в храме, где будет проходить крещение, есть ли какие-то особенные требования к восприемникам.

Во многих приходах проводятся, так называемые, огласительные встречи для тех будущих крестных родителей, которые пока мало знакомы с жизнью Церкви. Священник подробно разъясняет основные положения православной веры, рассказывает о Таинстве Крещения, а также тех традициях прихода, которые касаются крещения.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек восприемниками от купели, чтобы не подходить к святым обязанностям формально, должны подготовить себя к участию в предстоящем Таинстве:

  • прочитать хотя бы одно Евангелие;
  • внимательно изучить Символ веры — его произносят вслух во время крещения;
  • по возможности, выучить «Отче наш» — одну из основных христианских молитв;
  • исповедоваться и причаститься.

Даже если священник не требует, желательно осуществить такие шаги. Обязанности крестных родителей требуют приобщения к Церкви. Поэтому с этого момента может начаться избавление самих восприемников от греховного рабства, положено начало их новой жизни во Христе и со Христом. Тогда только возможно полноценно выполнять обязанности духовного наставника.

В православном храме женщина должна быть в юбке, прикрывающей колени, и с покрытой головой. Мужчина должен быть в брюках, и без головного убора.

Что должно быть у крестных во время крестин?

Священнику для проведения Таинства Крещения нужны только нательные крест и рубашка, все остальное – дань традиции.

Чаще всего крестные родители готовят:


Эти предметы хранят всю жизнь как святыню. Крыжму не надо стирать: если ребенок заболеет, ею можно укрывать малыша, чтобы она помогла скорее выздороветь.

Не существует строгих правил, кто и что готовит для крещения. В разных местностях и приходах существуют свои традиции, и они могут отличаться друг от друга. Заранее нужно договориться кто за что отвечает.

Родители ребенка сами могут приготовить все необходимое. Вещи, сшитые или связанные, будут сохранять тепло рук и любовь того, кто их создал.

Что еще учесть перед Крещением:

  1. Немаловажный вопрос касается стоимости крещения. Таинство Крещения, как и все другие Таинства и обряды Церкви, проводятся бесплатно. В знак благодарности можно пожертвовать храму определенную сумму. Ее размер можно узнать на приходе или определить самим.
  2. Обычно ребенку выдают свидетельство о Крещении, в него записывают имена ребенка и восприемников, поэтому могут понадобиться их документы.
  3. Нужно узнать, можно ли фотографировать процесс Крещения, не все священники разрешают это делать.
  4. Таинство длится достаточно долго, младенцу понадобятся обычные средства по уходу.

Процедура крещения

Крещение проходит в самом храме или специальном крестильном помещении, которое может быть отдельно стоящим зданием. По сути это два отдельных Таинства, следующие друг за другом: Крещения и Миропомазания.

Длится вся процедура около 40 минут. Все это время младенец находится на руках восприемников, они передают его священнику, когда этого требует обряд.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков или девочек духовными родителями, могут ознакомиться со схемой Крещения, чтобы представлять, как все будет происходить:

Этапы процедуры Крещения Действия, происходящие в храме
Чин оглашения:
  • Три запрещения на нечистых духов

Над крещаемым читаются особые молитвы «запрещений».

  • Отречение от сатаны
Восприемник от имени младенца вслух отрекается от сатаны три раза.
  • Сочетание Христу
Один из крестных читает Символ Веры за младенца.
Таинство Крещения:
  • Освящение воды и елея

Священник читает специальные молитвы на освящение сначала вода, а затем елея (масла)

  • Погружение в купель
Восприемник принимает ребенка после купели в крыжму. Священник одевает на ребенка крест.
  • Облачение новокрещенного
Крестильную рубашку восприемники одевают на малыша
Таинство Миропомазания: Части тела помазываются миром, таким образом подаются дары Святого Духа.
  • Шествие вокруг купели
Крестные родители со свечами и младенцем на руках три раза обходят купель.
  • Чтение Евангелия
Слушают Евангелие со свечами в руках.
  • Смывание Святого Мира
Священник смывает остатки мира.
  • Пострижение волос
С головы младенца священник крестообразно состригает немного волос, которые заворачивает в воск и опускает в купель. Это первая жертва Богу и знак покорности Ему.
  • Воцерковление
Священник обходит храм с младенцем на руках, а мальчиков еще заносят в алтарь.

На следующий день ребенка желательно первый раз причастить.

Таинство Крещения – первое таинство, которое принимает христианин. Без него невозможно начало новой жизни со Христом и во Христе, а, значит, невозможно спасение. Новорожденный ребенок еще не совершил ничего плохого, но он наследует греховную природу прародителей. Он уже на пути к смерти.

Во время Крещения непостижимым образом человек очищается от греха, умирает для него и рождается заново в чистоте, получает надежду на спасение и вечную жизнь. Возможно это только в соединении с Господом. Телом Христовым называют Церковь.

По мудрому ее устроению Таинство Миропомазания следует сразу за Крещением. Человек получает таинственные дары Святого Духа, которые будут действовать в нем невидимо и укреплять в стремлении жить по Христу.

Крестные родители, кто может быть для мальчиков и девочек проводниками на пути в вечную жизнь, берут на себя ответственность за то, пойдут ли они вперед или останутся на месте. Таинство Крещения пока только ставить ребенка в начале этой дороги.

Возможно ли магическое, волшебное действие Крещения без веры? Ответ на это вопрос дает Евангелие: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Где есть истинная вера, нет нужды в суеверии.

Что подарить крестнику или крестнице?

Подарок на крестины должен нести духовный смысл, быть полезным для дальнейшего воспитания ребенка в православных традициях и напоминать о дне духовного рождения.

Это могут быть:


Множество интересных подарков продается в церковных лавках. Дело не в стоимости, а в духовной ценности предмета.

Может ли крестной матерью быть беременная женщина?

Никаких препятствий женщине в положении стать крестной матерью нет.

Нужно оценить хватит ли у нее любви, доброты и возможностей на двоих детей: еще не родившегося своего и воспринятого. От крестных родителей требуется не только духовная и молитвенная помощь, но и действенная, требующая сил и времени.

Можно ли отказаться от крестных родителей?

Отказаться от таких крестных родителей ребенок не может. Крестные могут измениться в худшую сторону и перестать выполнять свои обязанности по отношению к крестнику или крестнице. В таких случаях нужно научить ребенка молиться об их исправлении. Это станет для него уроком христианской любви и милосердия.

Если родителям все-таки нужна помощь в духовном воспитании ребенка, можно найти благочестивого воцерковленного человека и попросить его взять на себя обязанности восприемника, но крестным родителем он все равно считаться не будет. На такое соглашение необходимо получить благословение священника или духовника, если он есть.

Можно ли перекрестить ребенка для нормального воспитания в вере?

Такого понятия, как перекрещивание в Православной Церкви нет. Человек не рождается дважды ни физически, ни духовно, а Крещение – это духовное рождение во Христе.

Чтобы ребенок воспитывался в православной вере, окружающие взрослые должны жить по канонам этой веры и быть примером в благочестивой христианской жизни.

Ответственность, которая ложится на крестных родителей, велика. Их миссия выходит за рамки ограниченной временем земной жизни. Крестные родители – это те, кто может быть для мальчиков и девочек проводниками в Царство Божье.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о крещении детей

Что нужно знать перед крещением ребенка:

Вас пригласили в крестные. Это большая честь и большая ответственность. Каковы обязанности крестного отца и крестной матери, что нужно делать во время крещения и после него?

Крещение младенца. Фото с сайта https://dveri.bg/uap64

Главные обязанности крестных

Во время таинства крещения на крестных родителей ложится обязанность поручиться за веру младенца и в дальнейшем воспитывать его в православной вере. Сам ребенок еще ничего не знает и не может исповедовать веру, поэтому за него обеты крещения приносят крестные родители. Если ваша вера недостаточно крепка, стоит серьезно подумать, прежде чем соглашаться взять на себя обязанности крестного. Ведь в дальнейшем вам придется отвечать перед Богом не только за себя, но и за своего крестника.

Крестные родители всю жизнь молятся за крестника. Пока ребенок маленький, они учат его православной вере, стараются, чтобы он чаще посещал храм, причащался, объясняют смысл богослужения, рассказывают о святых, об иконах, о православных праздниках. Когда ребенок становится подростком, именно крестные должны особенно позаботиться о его нравственном состоянии. Этим объясняется выбор крестных - мальчику непременно нужен крестный отец, а девочке - крестная мать, наличие второго крестного не является обязательным. С крестным своего пола подростку легче обсудить какие-то личные вопросы, проблемы, о которых он, быть может, не решается говорить с родителями.

Что должны сделать крестные перед таинством крещения

Будущие крестные вместе с родителями младенца договариваются о месте и времени крещения. Перед таинством нужно будет пройти огласительную беседу, или «собеседование» в том храме, где будет совершаться крещение. Таких бесед может быть несколько. На них излагают основы православной веры, которые необходимо знать каждому христианину.

Кто именно будет покупать крестильный набор, нательный крестик и икону - не имеет принципиальной разницы. Если крестные хотят сделать подарок крестнику, они могут взять часть расходов на себя.

Некоторые состоятельные люди заказывают мерную икону - это икона, написанная на заказ, на доске, соответствующей росту младенца при рождении. На ней изображается святой, имя которого дано ребенку.

Чаще покупают икону в церковной лавке: для мальчика - Спасителя, для девочки - Божией Матери. Икону можно выбрать любую, исходя из ваших желаний, вкусов и средств. Но следует учитывать, что эта икона будет с крестником всю жизнь. В старину было принято именно этой иконой благословлять выросшее чадо на брак. Вступая в семейную жизнь, жених и невеста приносили с собой каждый свою икону, и они образовывали так называемую «венчальную пару» икон. Исходя из этого, лучше покупать не самую маленькую иконку (на которой едва можно разглядеть изображение), а несколько больше размером (обычно выбирают приблизительно габарита книги) и в окладе. Но, повторяю, каких-либо жестких правил тут нет, и если вы очень скованы в средствах, дорогая икона вовсе не является самоцелью.

Выбирая крестик для ребенка, не стоит покупать самый крошечный. Он кажется очень подходящим к такому малышу, но ведь малыш вырастет, и крошечный крест, особенно на мужчине, будет смотреться уже совсем иначе. Лучше купить крест среднего размера.

Крестильный комплект, как правило, можно купить в церковной лавке при храме. В него входит пеленка с вышитым крестом, сорочка и косынка для девочки.

Таинство крещения. Фото с сайта фотографа Надежды Смирновой http://www.fotosmirnova.com/kreschenie

Обязанности крестных во время крещения

Крестные родители должны знать наизусть Символ Веры , в котором заключены все главные истины Православия. Его нужно будет прочитать во время таинства крещения:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Во время совершения таинства крестные родители держат младенца на руках (если ребенок беспокоится и плачет, допускается его держать родной матери, в этом нет нарушения). Наиболее важен момент, когда крестный принимает крестника от купели из рук священника. Поэтому крестные иначе называются восприемниками. Принимать мальчика от купели должен крестный отец, девочку - крестная мать.

Быть крестным настолько почетно, что отказаться от такого приглашения никому и в голову не придет. Но когда таинство совершилось, традиции соблюдены, крестик и серебряная ложечка подарены – что дальше? Зачастую все расходятся жить каждый своей жизнью, забывая о том, что восприемник взял на себя ответственность перед Богом за вечную жизнь другого человека.

Почему быть крестным опасно и почему иногда лучше вообще им не быть – рассуждает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

  • Как и для чего становятся крестными? (+видео)
  • Что значит быть крестным?
  • Крестные родители: кому можно, кому нельзя быть крестным, обязанности крестных
  • Крестные и крестники: как выбирать крестного, как воспитывать крестника

– Если человек не помнит, крестили ли его в детстве, и никто не может точно сказать, что в таком случае делать?

– Если есть хоть малейшие сомнения, крещен или нет, конечно же, нужно креститься. И воспринимать это не как второе крещение, а как первое и последнее.

Некоторые священники в данном случае крестят с прибавлением фразы: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но, на мой взгляд, Господу не нужно, чтобы Его оповещали, почему мы крестим. Он всё видит и Сам всё знает.

Кстати, такая ситуация как раз была в моей жизни. Я воцерковлялся в школьные годы. И только когда воцерковился, узнал, что меня в детстве крестила прабабушка. Причем не в церкви, а сама. В советское время встречалась такая практика – в тех местах, где не было церквей, или когда отсутствовала возможность отнести ребенка в храм, крещение совершали верующие родственники. Сейчас такая практика тоже есть, но только в случае смертельной опасности. Когда существует реальная угроза жизни, крещение может совершить любой православный христианин, но впоследствии оно обязательно должно быть дополнено миропомазанием.

Прабабушка была очень благочестивым воцерковленным человеком, брат ее, иеромонах, принял смерть как новомученик. В ее вере сомнений не было, но относительно того, как было совершено крещение, оставались вопросы – миропомазали потом или нет.

В то время я уже помогал в Киево-Печерской Лавре и тесно общался с лаврскими монахами. И они сказали, что если есть хоть малейшие сомнения, обязательно нужно креститься.

И меня крестили, в Днепре. Это было 1 марта 1991 года. Совершал крещение нынешний наместник Киевской Голосеевской пустыни отец Исаакий – он единственный согласился в такую пору года идти крестить на Днепр.

Я хотел, чтобы всё было правильно – с троекратным полным погружением. А в Киеве баптистериев на то время еще не было, и единственная такая возможность креститься – в реке. Откладывать я тоже не хотел: как это так, не участвовать в таинствах? До этого я исповедовался и причащался, но с тех пор, как узнал о сомнениях относительно моего крещения, приступать к причастию уже не смел.

Помню, дул сильнейший ледяной ветер – фелонь отца Исаакия завернулась наверх и как флаг трепетала. По реке мимо нас проплывали льдины. Меня троекратным погружением крестили, сразу после этого я пошел на Литургию и причастился.

Что интересно – хотя вода была ледяная, ни у меня, ни у крестившего монаха никаких проблем со здоровьем не было: благодать таинства защитила…

– Владыка, а теперь про восприемников… Приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.

– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.

Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.

– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.

– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».

Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.

Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.

Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.

Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.

– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?

– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.

Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.

Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.

Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.

Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.

– Можете пояснить, почему?

– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.

Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»

Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.

Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.

– Что делать, если крестник растет вне Церкви, не причащается?

– Стараться говорить с родителями, объяснять, прилагать все усилия для того, чтобы они дали возможность общаться с ребенком на эту тему.

Относительно причастия детей мне близко мнение протоиерея Алексия Уминского, который считает, что ребенок должен причащаться вместе с родителями. Это и я говорю всем, кто подносит младенца под благословение.

Если родителей спросить, для чего они причащают детей, большинство ответит – «чтобы Господь дал благодать, чтобы ребенок соединился с Господом, принимая Его Тело и Кровь». Но, простите, а вам самим что, благодать не нужна? Вы не нуждаетесь в приобщении к Телу и Крови Христовым?

Дети воспринимают только личный пример, и, как показывает многолетний опыт, сколько бы верующие бабушки ни носили младенцев на причастие, если папа с мамой от веры далеки, практически в 100% случаев ребенок, как только становится самостоятельным, абсолютно о храме забывает.

Лишь благодатью Божьей уже в сознательном возрасте он может прийти в храм. Не вернуться – потому что он тут, по сути, никогда и не был: его дома не воспитывали в вере, он не просыпался и не засыпал с молитвой, не жил в христианской атмосфере. Поэтому и сказать, что он вернется в храм, нельзя. Он туда придет.

Конечно, причастие младенцу нужно. И если крестный возьмет на себя труд и будет носить ребенка к Чаше, это лучше, чем если бы крестник жил вообще вне таинств. Но насколько это скажется на его христианском воспитании, большой вопрос.

Поэтому важно приложить все силы для того, чтобы была возможность с ребенком общаться. Не так, как это сейчас принято, – когда крестный приходит раз в год на день рождения, или на день Ангела, или на Новый год, дарит какую-то ерунду, обменивается с крестником двумя-тремя умильными фразами, отбывая таким образом повинность, и с чистым сердцем удаляется.

Не обольщайтесь, это не восприемничество. Такое поведение вообще ничего общего с христианством не имеет, наоборот, происходит профанация взаимоотношений восприемника и крестника, и за это придется давать ответ перед Богом.

С ребенком нужно общаться, в том числе на христианские темы, читать с ним христианские книжки, посещать вместе храм. Если же это встречает категорический отказ со стороны родителей, тогда возьмите на себя подвиг молитвы за крестника. Это важно, потому что задача крестного – не подарки дарить, а ко Христу вести.

– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…

– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.

Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.

– Вопрос о другой ситуации. Многих из нас крестили в советское время, когда родители часто были против, и бабушка с тетей или подружкой несли детей в церковь на крещение тайком. Ребенок вырос, воцерковился, а крестные в храм так и не пришли. Есть ли обязанности у верующего крестника по отношению к своему нецерковному крестному?

– Как это сделать? Люди в возрасте воспринимают, как правило, «в штыки», когда «яйцо начинает учить курицу». Тем более в духовных вопросах.

– Опять же, приступать к делу нужно, помолившись. Попросить у Господа помощи, осознав свое недостоинство, свою недалекость, никчемность и бестолковость. Когда Господь даст благодать? Когда поймем, что обращаемся к Нему, потому что сами немощны.

Если человек хочет научиться кататься на горных лыжах, но приходит к инструктору и начинает рассказывать, как он всё хорошо умеет, и инструктор ему нужен только, чтобы показать пару приемчиков, понятно, что при спуске с горы такой умник наломает дров и наполучает травм. А когда есть понимание, что всё, что я умею, – это по прямой лыжне ходить да скатываться с горки возле дома, тогда инструктор начинает как следует учить, и всё это приводит к конкретному результату.

Так же и мы – если смиримся, если осознаем, что ни на что не способны – без Господа «не можем творити ничесоже», тогда Господь Сам приходит на помощь.

Обязательно помолившись, подумайте, чем можно заинтересовать взрослого, пожилого человека в этом отношении. Пригласите его на экскурсию в храм или подарите какую-то книжку, брошюрку. Бывает, если прямо предложить что-то почитать, человек откажется: «Как это? Я жизнь прожил, а тут какая-то сопля зеленая вздумала меня учить…» В таких случаях может сработать «обходной маневр» – когда где-то на видном месте оставляется или забывается какая-то книга, которая может заинтересовать.

Зачастую пожилые люди имеют больше времени, и они привычны к чтению. Поэтому есть вероятность, что «забытая» книга будет прочитана, и какое-то зерно упадет на сердце. Вариантов – масса, главное – подумать.

На кого-то, наоборот, может подействовать удар, что называется, в лоб, и человек встряхнется.

У нас в Ионинском был один дедушка – хороший человек, отличный слесарь, приходил, помогал. Как-то заметили, что он стал реже появляться. Оказалось, болел, лежал в больнице. И вообще было видно, что человек потихоньку сдает (по многим пожилым людям видно, что они клонятся к закату). Мы были с ним на дружеской, короткой ноге, и я прямо его спросил: «Леня, а ты вообще в Бога веруешь?» – «Ну да, верую». – «Когда же ты последний раз причащался?» – «Ой, я и не знаю, когда». – «Если не будешь причащаться, в ад попадешь». – «Точно?» – «100 процентов…» – «А как сделать, чтобы причаститься?..»

Человеку уже под 80 было, долгие разговоры некогда вести. Я объяснил ему самые простые вещи, то, что он мог воспринять. Понятно, какой с него пост и длительные богослужения, но к причастию он подготовился и стал причащаться регулярно. Через полгода он мирно отошел ко Господу, и я верю, что Господь его принял. Потому что человек в чистоте сердца откликнулся на зов: «Примите, ядите». Просто встал и пришел.

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Является одним из наиболее важных в дни, предшествующие совершению этого великого таинства. От того, насколько удачен будет выбор родителей ребёнка, во многом зависит тот путь духовного возрастания, который ему предстоит пройти. Поэтому постараемся со всей полнотой разобраться в этом вопросе, и по возможности избежать ошибок.

Когда следует крестить младенца?

Первым и важнейшим событием в жизни новорожденного является обряд святого крещения. По поводу того, через сколько дней после появления младенца на свет следует его совершать, нет строго установленного правила. Но с учётом духовной значимости таинства, рекомендуется не откладывать его надолго без серьёзных на то причин, и стараться, чтобы таинство было совершено в первый год жизни ребёнка.

Как в процессе совершения обряда, так и в дальнейшей духовной жизни новокрещенного важную роль играют назначаемые ему крестные родители, которые берут на себя обязанность воспитывать его в духе православия. Именно поэтому важное значение приобретает вопрос о том, как выбрать крестных для ребенка, чтобы в дальнейшем они в полной мере смогли выполнить возложенную на них миссию.

Кто не может быть в числе крестных родителей?

Следует учесть, что при назначении крестных родителей существуют определённые ограничения. В этой роли не могут выступать прежде всего сами родители ребёнка и, кроме того, лица, состоящие в родстве. Также церковные правила запрещают поручать это людям, состоящим между собой в браке или предполагающим вступить в него через какое-то время. Причина тут вполне очевидна. - это люди, находящиеся в духовном родстве, и физическая близость между ними недопустима.

Продолжая разговор о том, как выбирают крестных для ребенка, необходимо подчеркнуть, что ими не могут быть разного рода иноверцы, включая даже христиан иных конфессий (католиков, протестантов, лютеран и т. д.). И уж, конечно, не следует доверять это людям вообще неверующим или заявляющим о своей вере, но некрещёным и не посещающим церковь.

Что касается возрастных ограничений, налагаемых на возможных кандидатов, то девочки могут быть крестными с тринадцати лет, а мальчики - с пятнадцати. Считается, что при условии правильного и должного религиозного воспитания в этом возрасте они уже в состоянии осознать возложенную на них ответственность и со временем стать своего крестника.

И наконец, из числа возможных кандидатов должны быть исключены лица, страдающие душевными заболеваниями, так как они не могут нести ответственность за свои действия, и те, кто ведёт безнравственный (с церковной и общечеловеческой точки зрения) образ жизни. Крестными родителями также не могут быть монахи и монахини.

На ком же остановить свой выбор?

Однако вопрос о том, как выбирают крестных для ребенка, не ограничивается лишь перечнем тех, кто не подходит на эту роль. Гораздо важнее другое. Следует знать, кого можно выбрать крестными для ребенка, и в этом плане нет чётко очерченных границ, а есть лишь рекомендации, исходящие из жизненного опыта предыдущих поколений православных христиан.

Перед тем как остановить на ком-то свой выбор, следует прежде всего подумать, будут ли они всю жизнь молиться о своём крестнике или крестнице, ведь именно в этом заключается одна из их главных обязанностей. Это особенно важно в первые годы после крещения, так как ребёнок ещё мал и сам не может обращаться в молитвах к Создателю. Кроме того, принято считать, что молитва тех, кто принимал младенца от святой купели, имеет особую благодатную силу и бывает услышана.

Крестником может стать любой родственник ребёнка, независимо от друг его родителей или просто тот, кого они знают и уважают. Но при этом необходимо в первую очередь руководствоваться тем, будет ли избранник добрым советчиком и хорошим духовным воспитателем ребёнка.

Чтобы полнее разобраться в том, как выбирают крестных для ребенка, следует очертить тот круг обязанностей, который возлагается на каждого из них. Это поможет избежать в дальнейшем многих огорчений и разочарований, связанных с поспешностью и непродуманностью принятого решения.

Согласно существующей традиции, крестные родители должны за день-два до совершения таинства сходить в церковь и там исповедаться и причаститься, чтобы снять с себя груз земных грехов, способный помешать установлению духовного единства с крестником. Непосредственно в день крещения они накладывают на себя добровольный пост, исключающий как приём пищи, так и исполнение супружеских обязанностей.

Во время совершения таинства читают «Символ веры», причём, если обряд совершается над девочкой, то читает молитву крестная мать, а если над мальчиком, то крестный отец. В связи с этим важно тщательно подготовиться, выучить текст и заранее узнать у священника, когда следует читать молитву и как.

Правильно выбрать крестных для ребёнка необычайно важно и в отношении той помощи, которая от них ожидается во время совершения самого обряда. И в первую очередь это относится к крестной матери. Она, кроме всего прочего, должна позаботиться и о подарке ребёнку, и о различных вещах, необходимых для совершения таинства, таких как крестильная рубашка, полотенце и, разумеется, нательный крестик, который будет на него надет. Кстати, следует отметить, что во время совершения таинства её присутствие необходимо, тогда как крестный отец может участвовать в нём лишь заочно.

Психологический аспект выбора крестной матери

Очень важно учесть и то, что после омовения в купели ребёнка принимает на руки его крестная мать, и здесь необходимо позаботиться о том, чтобы это не явилось причиной стресса для малыша. Весьма желательно, чтобы кандидатка на эту роль и прежде держала его на руках, и ему были знакомы её черты. То же можно сказать и в отношении крестного отца. Во всём спектре вопросов, связанных с тем, как выбирают крестных для ребёнка, этот занимает одно из главных мест.

Ответственность за последующую духовную жизнь ребёнка

Согласно церковному учению, связь ребёнка с теми, кто принимал его от святой купели, считается даже более тесной, чем с настоящими родителями, подарившими ему жизнь. Им предстоит держать за него ответ на Страшном суде, и потому их долгом является неуклонная забота о духовном возрастании своего крестника.

Эта сторона их обязанностей перед ним и перед церковью включает в себя не только беседы на религиозные темы, способные расширить познания крестника в области православия, но также приобщение ребёнка к посещению церкви и участию в богослужениях. Причём для того чтобы добиться наилучшего результата, крестные родители должны неуклонно повышать собственную духовность и являться для ребёнка живым и убедительным примером.

Подмена веры обрядоверием

Весьма прискорбно, что сегодня истинная христианская вера зачастую подменяется так называемым обрядоверием. Оставляя в стороне основы учения Иисуса Христа, проповедовавшего гуманизм, жертвенность во имя ближнего и покаяние как стяжания Царства Божия, люди надеются получить сиюминутные земные блага путём исполнения тех или иных обрядовых действий.

Если древним язычникам подобная наивность была простительна по их неведению, то теперь, когда Господь даровал нам святое Евангелие, остаётся лишь сожалеть о тех, кто на вопрос о том, зачем они крестят ребёнка, не задумываясь, отвечают: «Чтобы не болел». И это всё! Ни слова о том, что они желают его единения в Духе Божьем с Творцом Вселенной и возможности наследования им Жизни Вечной.

Как выбрать крестных для ребенка, если родители неверующие?

Кроме того, в последние годы стало модным, и ко святой купели их часто несут неверующие родители, делая это лишь для того, чтобы не отстать от других. Несмотря на это, церковь приветствует крещение новорожденного, независимо от тех причин, которые руководили его родителями, хотя и желает им более ответственно подходить к святому таинству, являющемуся духовным рождением их маленького человека.

Именно поэтому вопрос о том, как выбрать крестных родителей для ребенка, приобретает особое значение, ведь именно они своей религиозностью могут восполнить то, что не способны дать настоящие отец и мать. В его решении не может быть каких-либо общих советов, поскольку в каждом случае оно индивидуально и зависит от того окружения близких и друзей, в котором живут молодые родители. Именно среди этих людей следует искать тех, кто своей верой способен помочь ребёнку стать на путь духовного возрастания.

Вопрос, порождённый суеверием

Иногда приходится слышать довольно странный вопрос о том, как выбрать крестных для ребенка в и вообще, можно ли совершать это таинство в году, имеющим в своём календаре 29 февраля? Странным этот вопрос является прежде всего потому, что, по словам самих священнослужителей, в православной церкви нет такого понятия, как високосный год, а следовательно, и нет каких-либо ограничений, связанных с ним, будь то свадьбы, крестины или иные таинства. Бытующее же в народе поверье, что он приносит несчастья, является плодом суеверия и пустых домыслов. Верующие же люди должны иметь в себе лишь страх Божий да упование на Его милость, а не боязнь каких-то примет.

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса
Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.
Общины первых христиан собирались по домам. Иногда дома даже специально перестраивали - сносили внутренние перегородки, устраивали крестильню. На фото - такой перестроенный дом III века. Баптистерий в "Доме собраний". Дура-Европос (Сирия).

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.
Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.
В домах состоятельных римлян жили домашние рабы — прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.
При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».
В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.
Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины — женщина, мужчины — мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.
Церковные правила (и в полном согласии с ними — гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).
В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже — недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.
Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще — родственников.
Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных — 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки — ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.
Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Ярослав ЗВЕРЕВ

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник — это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели — поэтому «восприемник».
Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» — мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов — это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее — эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, — но ребенку этого было явно недостаточно.
Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все — кроме молитвы — зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома — долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.
Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей — из церковных и нецерковных семей — ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи — и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?
Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально... Летом надо на дачу, зимой — эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье — единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год — это хорошо.
Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?
Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.
Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней — к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю наша последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся — и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма — это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.
Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.
А она настаивала, говорила: “Вы же мне обещали”, предупреждала: “Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра”. Спрашивала: “Аня и Федя, а вы читали молитвы?” Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: “Ну как, Федя, ты читал молитвы?” Я говорю: “Да”. Она взяла молитвослов и сказала: “Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную”. Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.
А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие — это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. При том что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».
Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток
Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков — им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, — говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна ВОСПЕННИКОВА. — Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним — это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».
Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное — помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна КРЫЛОВА, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».
Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!



Крещение в детском доме
В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно
Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана ПОКРОВСКАЯ, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».
Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина НЕФЕДОВА (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».
Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Вероника БУЗЫНКИНА