Open
Close

Открытый урок по специальности баян " работа над художественным образом произведения". Занятие по классу баяна на тему "работа с произведением"

Цель урока: формирование понятий об основных штрихах.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного, получение новых знаний, закрепление новых ЗУН).

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

  • Обучающие : формирование слуховых представлений о штрихах (легато, нон легато, стаккато); формирование и закрепление игровых навыков для исполнения основных штрихов.
  • Воспитательные : воспитание вдумчивого отношения к занятиям, культуры исполнения, эстетического вкуса.
  • Развивающие : развитие музыкального слуха, чувства ритма, образного мышления.

Наглядный материал к уроку.

1. Изображения сплошной линии, пунктирной, графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга), графическое стаккато (точки).

2. Репродукции картин Ж. Сёра, П. Синьяка, И. Шишкина.

3. Ассоциативный ряд в виде презентации.

4. Музыкальные примеры: Хор охотников из оперы К.М. Вебера “Волшебный стрелок”, бразильский народный танец “Самбалеле”, М. Качурбина “Мишка с куклой”, Л. Бекман “Ёлочка”.

План урока

1. Приветствие.- 30 с.

2. Настройка.- 30 с.

3. Разминка. (Гамма до мажор правой, левой рукой – нон легато; правой рукой “Я сижу, учу”- легато; правой рукой терции до мажор- нон легато).- 2 м.

4. Понятие штриха.- 2 м.

5. Игра в ансамбле. (Марш; творческое задание; показ преподавателя).- 5-7 м.

6. Закрепление штриха легато. (Пение; “Ходит кот по горе”- работа над качеством исполнения). 5-7 м.

7. Ассоциативный ряд.- 3 м.

8. Физ.минутка. (“Здрасте, здрасте”; “Мишка с куклой” - движение под музыку).-2 м.

9. Штрих стаккато – формирование игровых навыков. (Дождик; Лошадка).-10 м.

10. Закрепление навыка. (Ансамбль “Шесть утят”).-3 м.

11. Подведение итогов. (Штрихи, как средство художественной выразительности).- 3 м.

12. Домашнее задание -1 м

Ход урока

Здравствуй, Таня и уважаемые преподаватели! Таня, это наш первый открытый урок, желаю тебе быть активной и внимательной, чтобы работа стала интересной и плодотворной.

Тема урока - освоение основных штрихов на начальном этапе обучения. Начинаем мы традиционно с разминки, сыграем гамму ДО мажор в характере марша. (Правой и левой рукой отдельно); терции (правой рукой). Следующее упражнение - “Я сижу, учу” (правой рукой).

Ты играла двумя способами, ноты звучали то раздельно, то связно, напевно. Тебе уже знакомо понятие связной игры, это - (ответ ученицы), а играть раздельно, не связно называется - (ответ). Должна тебе сообщить, что легато и нон легато-это штрихи. Штрихи – это характер извлекаемого звука. Можно сказать, что штрих это и результат действия исполнителя. Таня, как ты думаешь, почему какую-то музыку мы играем напевно, на легато, а для другой лучше подходит штрих нон легато? Может всё играть одинаково? (ответ). Да, ты права. Музыка очень разнообразна, у каждой есть свой характер, как у каждого человека. А штрихи тесно связаны с этим характером, помогают его раскрыть, передают настроение музыки. Слово “штрих” в переводе с немецкого – черта. Какая черта (линия) на твой взгляд соответствует легато, какая нон легато? (наглядный материал). (Ответ). Верно, легато можно изобразить длинной линией, а пунктирной - нон легато. Для нас правильнее изобразить звуки вот так (наглядный материал): кружочки - графическое легато (кружки соприкасаются между собой, но не наплывают друг на друга), нон легато (кружки находятся на небольшом расстоянии друг от друга). Чем отличаются эти изображения? (Ответ). Так же происходит в музыке, звучание нон легато-это небольшие расстояния, цезуры между нотами. Знаешь, многие марши исполняются штрихом нон легато, под него удобно шагать. Предлагаю тебе сочинить небольшой марш на эти слова. (Подбор мелодии на заданный текст: “Раз, два, стройся в ряд. Раз, два, на парад!”). Пальчики активно берут ноты, как бы шагают по клавиатуре, мы передаём бодрый характер, солдаты поднимают ноги. Ещё нон легато может звучать так: (преподаватель исполняет отрывок хора Охотников из оперы “Волшебный стрелок” К.М. Вебера; эпизод бразильского танца “Самбалеле”). Подобная танцевальная музыка звучит на бразильских карнавалах, ты когда-нибудь видела карнавал? Это очень яркое шествие с весёлыми песнями и танцами. В Бразилии этот праздник длится несколько дней. А у тебя есть любимый праздник? (Ответ). Давай мы с тобой споём самую популярную новогоднюю песню, ты её узнаешь по звукам вступления. (Поём “В лесу родилась ёлочка”, аккомпанирует преподаватель).

Скажи, пожалуйста, что ты делала со звуками при пении? (Ответ), то есть ты исполняла на легато. В песенной (вокальной) музыке в основном применяется этот штрих. У нас с тобой есть песня, “Ходит кот по горе”, мы её сыграем, но сначала прочти к ней слова. (Ученица читает, выясняем, что это колыбельная). Таня, какое состояние, настроение ты должна передать? (Ответ). Играть нужно напевно, значит штрихом? (Ответ).

(Работаем над пьесой: штрих легато, смена меха, оттенки).

Как ты думаешь, что-то изменится, если ты сыграешь нон легато? Послушай что получится. (Играет нон легато; рассуждение). Да, исчезла напевность, плавность, кот из ласкового превратился в задиристого, он скорее разбудит, чем укачает. Изменился характер песни. Давай мы вернём её назначение колыбельной и сыграем выразительно. (Даём оценку исполнению).

Хочу показать тебе несколько иллюстраций, твоя задача определить какие образы, линии связаны со штрихом легато, раскрывают его смысл, по твоим ощущениям. (Ассоциативный ряд-просмотр, рассуждения, краткие выводы).

А сейчас предлагаю физ. минутку. Проведём ритмическую разминку “Здрасте, здрасте”. (Выполнятся в форме диалога, с движениями, иллюстрирующими текст по смыслу, каждому слогу соответствует своя длительность, интонационно окрашиваем):

Здрасте, здрасте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Где ж ваш зонтик?

Потеряли...

Где галоши?

Кот унёс...

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заходите в ворота, поднимайтесь на порог, к нам на праздничный пирог!

Разминка продолжается. Предлагаю тебе выполнить движения под самую известную польку “Мишка с куклой”, можно использовать бубен. (Движения под музыку, аккомпанирует преподаватель).

Спасибо, молодец! Скажи, какой характер прозвучавшей музыки? (Ответ). А ты обратила внимание, как звучали ноты, связно или раздельно? (Показать на инструменте). (Ответ). Да, звуки исполнялись коротко, чётко, передавая лёгкие подскоки, полька так и танцуется на небольших подскоках. Твои удары по бубну тоже были чёткие и лёгкие. Таня, а как бы ты изобразила капли дождя? Садись за инструмент, будешь фантазировать. (Ученица выполняет, преподаватель гармонизует). Капельки падают легко, между каждой капелькой есть момент паузы, слушай. Такое чёткое, лёгкое звучание называется – стаккато, этот штрих, в переводе с итальянского означает остро, отрывисто. Стаккато, как и другие штрихи, служит для передачи характера музыки. Давай мы поучимся извлекать ноты на стаккато. (Работа над детской песней “Лошадка” - правой рукой; левой рукой на аккордах; правой рукой в терцию - кистевое стаккато). Можешь отличить на слух, чем отличается стаккато от нон легато? (показ; ответ ученицы). Звуки короче, расстояние между ними больше, графически можно изобразить стаккато точками.

Сегодня ты познакомилась с новым штрихом, мы закрепим его, исполнив знакомую тебе песенку “Шесть утят”, посмотри, какие ноты ты будешь играть стаккато, приготовились (игра в ансамбле). Таня, назови известные тебе штрихи (ответ). Штрихи - это средство художественной выразительности, они используются не только в музыке, но и других видах искусства. Например, балерина исполняет плавные движения руками, это будет - (ответ), а прыжки на пуантах - (ответ). Ты помнишь, как переводится слово штрих? (Ответ), правильно, поэтому без штрихов точно не обойтись в изобразительном искусстве, там различных линий великое множество. В конце 19 века, во Франции жили художники, которые создавали свои картины одними точками, этих художников назвали пуантилистами. Предлагаю тебе познакомиться с таким образцом. (Просмотр иллюстраций, картины Сёра, Синьяка). Для передачи общего настроения картины, художник использует и густой мазок, и лёгкие штрихи. (Пейзажи Шишкина). Как ты думаешь, зачем мы знакомимся со штрихами и осваиваем их исполнение? (Ответ). Чтобы ты, как художник, могла звуками написать музыкальный образ, выразить настроение музыки.

Спасибо за работу на уроке; домашнее задание будет таким: при помощи известных тебе штрихов нарисовать цветок, бабочку, или дерево, а может тебе захочется изобразить целый пейзаж. Желаю успеха! Наш урок подошёл к концу, за хорошую работу тебе можно поставить отметку пять. До свидания!

Актуальность.

Неоднократное проигрывание пьес от начало до конца, без понимания художественной и технической сторон произведения и умелого использования, нужных для этого исполнительских средств не приводит к желаемым результатам. Нельзя заниматься одним лишь механическим заучиванием аппликатуры. Такая работа напрасна затраченное время и лишь утомляет учащегося. Всю работу по заучиванию музыкальных произведений следует разделить на три этапа.

Цель: музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей.

Мы предполагаем что,механическое заучивание аппликатуры является не эффективной работой, поэтому требуется разнообразить методы и приемы, применяемые в процессе занятия.

Задачи:

Учить играть, выразительно передавая характер произведения;

Развивать музыкальный слух, чувство ритма;

Формировать эстетический вкус и эмоциональное восприятие к музыке;

Создавать радостное настроение на занятии.

«Работа с произведением»

Предварительное ознакомление с произведением

Работа в этом этапе заключается в следующем:

  1. Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и высоту нот, и их место на клавиатуре.
  2. Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка или часть музыкального произведения.
  3. Уточнить аппликатуру-расстановку пальцев на клавиатуре. Проигрывание одного места то одним, то другим пальцем вредно для дальнейшего разучивания, т.к. следствием этого могут оказаться срыв и остановка.
  4. Проследить глазами путь движения пальцев и кисти с целью утончения места положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует отметить, что зрительное представление имеют при разучивании большое значение.

Работа над техникой исполнения

Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с точным соблюдением длительности. Разбор пьес без учета соотношения длительности вреден и не допустим.

Основные методы работы:

  1. Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом отдельно звуке или аккорде при безостановочной игре и точном соблюдении указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить каждый звук или аккорд четко по длительности и характеру звучания. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой.
  2. Все начальные проигрывания осуществлять без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для слухового освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются часто в связи с тем, что многие элементы текста, в особенности аккорды, в начале лежат в не слухового восприятия учащегося и только в дальнейшем усваиваются слухом. Можно рекомендовать, когда представляется возможность, прослушать пьесу в хорошем исполнении заранее зная, чего он должен добиваться при разучивании пьесы в медленном темпе, он сможет заниматься более осмысленнее и целеустремленнее.
  3. Произведение следует проигрывать по фразам или другим относительно заключенным фрагментам, добиваясь безошибочного исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее- обеими руками вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т.к. различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками.

Трудные места следует выделить и в работе обратить на них большое внимание. Соединение двух отрывков может начаться с того момента, когда два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Заканчивается этот этап работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что работа на данном этапе еще не закончена.

Дальнейшее внимание учащегося должно быть обращено на освоении скорости музыкального движения, т.е. темпа:

  • а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать ускорения и довести исполнения до нормального темпа с большой осторожностью, не нарушая правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и быть почти незаметными;
  • б) следует помнить, что в принципе быстрые темпы являются преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя;
  • в) каждый новый ускоренный темп следует закреплять повторными проигрываниями, прежде чем перейти к следующим.

Существуют два признака, определяющие границы ускорения:

  • а) появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие искажение звучности и другие внешние недочеты;
  • б) появление у учащегося ощущения трудности исполнения и некоторой не уверенности.

В подобных случаях учащиеся должен всякие ускорения прекратить, не пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Работа над ускорением вообще имеет предел, который учащийся на данном этапе должен переходить.

Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.

Художественная отделка исполнения

Основные элементы художественного исполнения следующие:

  • а) Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
  • б) точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления темпов, т.е. агогических оттенков;
  • в) выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на небольшие, осмысленные части (фразы), т.е. фразировка. Фразировка содействует ясной передачи содержания музыки.

Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие настоящего "пианиссимо" (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие настоящего "фортиссимо" (очень громко-ff)- с другой. Обычно в исполнении случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому учащийся должен старательно работать над выработкой "пианиссимо", не боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато. Все эти навыки должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.

Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на аккордеоне связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна быть целиком уложена в одно определенное движение меха -сжим или разжим.

Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сперва проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов, прибавлять партию аккомпанемента.

На практике работы над художественной отделкой произведение находится в тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым условием. Художественное исполнение невозможно без понимания данного произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста учащегося и от музыкальной культуры. Желающие приобрести хорошие навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.

Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений и всему тому, что создает техническое совершенство, приводит к неполноценным результатам работы учащегося.

Прежде всего, необходимо играть гаммы. Именно гаммы являются удобной, легкой и спокойной формой, которая облегчает в начальном периоде знаний работу, связанную с правильной посадкой, постановкой рук, владением меха, удобной аппликатурой и т.п.

Исполнение гамм в первом периоде занятий не следует рассматривать как техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой техники.

Проигрывание гамм имеет значение:

  • а) для развития певучего, красивого звука;
  • б) для выработки легато и стаккато;
  • в) для освоения тональностей.

Кроме того, гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму ровными восьмыми, триолями из восьмых шестнадцатыми; по мере выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности, следует увеличивать и скорость движения (темп) Для успешного овладения игры на аккордеоне и разучивание музыкальных произведений существенное значение имеет также количество времени уделяемое учащимися занятиям. здесь нужно учесть следующее.

Многочасовая беспрерывная игра на аккордеоне вредит здоровью, снижает качество работы и притупляет процесс освоения и разучивания музыкального материала. Лучше заниматься понемногу, с перерывами, ограничивая каждое занятие выполнением определенного задания продуктивнее работать утром или днем, чем вечером.

Учащимся музыкально-профессиональных школ следует уделять игре на аккордеоне в общей сложности не менее 3-4 часов ежедневно.

Примерное распределение времени по видам работы:

  • а) работа над техникой (гаммы, двойные ноты, аккорды)-15 минут.
  • б) работа над усвоением соотношения длительности (ритмом)-15 минут
  • в) работа над звуком-15 минут
  • г) работа над техническим разучиванием пьесы-45 минут
  • д) работа над художественным разучиванием пьесы-45 минут
  • е) повторение и закрепление ранее разученных пьес-45 минут

с учащейся 3 класса
Тема: Развитие навыков работы над полифоническим произведением
в классе аккордеона.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать навыки работы над полифоническим произведением,
развивать умение слышать полифоническую ткань.
Задачи:
Образовательные: формировать, углублять и обобщать знания учащейся о
жанре полифонии, ее типах на примерах пройденного и нового материала.
Развивающие: развивать навык исполнения двухголосной полифонической
ткани, умение слышать сочетание голосов, их выразительные особенности,
применять различные штрихи для выделения голосов в общем звучании.
Воспитательные: воспитывать интерес к полифонической музыке,
внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приемами и
навыками исполнения произведений многоголосного склада.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук учащейся,
установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Методы: игра на инструменте (индивидуальная и ансамблевая), беседа,
наблюдение, контроль, самоконтроль, накопление знаний, демонстрация
аудиоматериала.
Оборудование: 2 аккордеона, пюпитр, стол, стулья, нотная литература,
музыкальный центр.
Используемая литература:
1. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне», 1988г.
2. Б.Калмыков, Г.Фридкин «Сольфеджио» часть 2, двухголосие.
3. И.С.Бах ХТК, 2 том.
Репертуарный план урока:
1.
Гаммы ре мажор, си минор; игра в октаву, аккордов трех­ и
четырехзвучно.
2. Г.Перселл «Ария».
3. «Ивушка» р.н.п.
4. Б.Любарский «Песня».
5. И.С.Бах Фуга соль­диез минор, ХТК, 2 том.

6. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Структура урока:
1. Организационный этап:
­ приветствие, психологический настрой, сообщение темы урока, целей и
задач.
­ практический настрой: игра гамм, упражнений.
2. Теоретический этап:
­ беседа с учащейся о жанре полифонии, опираясь на приобретенные ранее
знания: понятия «полифония», «подголосочная полифония», «канон»,
«имитация», «фуга».
3. Практический этап:
­ исполнение полифонических пьес, разученных ранее;
­ работа над новым произведением: интонирование темы, выделение
голосов в общей полифонической ткани;
­ слушание в записи Фуги соль­диез минор из 2 тома ХТК Баха, следя по
нотному тексту.
4. Заключительный этап:
­ рефлексия;
­ домашнее задание;
­ оценка работы учащейся.

Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Примечания
Организационный
.
Постановка целей
и задач урока.
Активизация
внимания.
Полифония – это
1. Учитель: Здравствуй, Жумагуль!
Сегодня наш урок будет полностью
посвящен одному из сложных, но в то
же время красивому и интересному
жанру ПОЛИФОНИИ. Что такое
«полифония»?
Ученица:
«многоголосие».
Учитель:
Самое сложное в
полифонических
исполнении
произведений – это умение слышать
каждый голос, вести и развивать их
мелодическую линию в общем
многоголосии. Эти навыки мы и будем
развивать на различных примерах
полифонической музыки.

2. Учитель: Прежде чем приступить
к решению такой сложной задачи,
надо подготовить свой аппарат к
работе.
Работа с гаммами Ре мажор и Си
минор (игра в унисон, в октаву,
аккорды по 3 и 4 звука, арпеджио).
Учитель: Что ты знаешь о
полифонии? Когда этот жанр был
наиболее
Какие
композиторы сочиняли музыку в
полифоническом стиле?
Ответ ученицы.
популярным?
Проследить за
правильной
посадкой,
положением
инструмента,
рук.
В беседе
опираться на
знания
учащейся,
полученные на
уроках
Подготовка
рабочего аппарата.
Теоретический.
Получение и
углубление знаний
для выполнения
намеченной
работы.

музыкальной
литературы,
специальности.
Анализ голосов
попросить
сделать
ученицу.
каноны,
Учитель: Полифоническая музыка
проявляется в различных формах и
жанрах: это могут быть старинные
танцы (менуэт, сарабанда, аллеманда,
куранта, жига и др.), обработки
народных песен с подголосочной
полифонией,
инвенции,
фугетты и фуги с имитационным
способом развития. Фуга – это
наивысшая форма имитационной
полифонии.
1.Исполнение «Арии» Г.Перселла.
Обратить внимание: верхний голос
отличается мелодической гибкостью,
более разнообразным ритмом, нижний
исполняется нон легато, линия его
сдержанная, степенная.
2. «Ивушка» р.н.п.
Учитель: Полифония встречается не
только в творчестве композиторов, но
и в народной музыке. В народе
бытовала следующая традиция
исполнения песен: начинал песню
запевала, затем ее подхватывал хор,
исполняющий подголосок к основной
теме. Такая форма получила название
подголосочной полифонии.
Исполнение
«Ивушка»
ансамблем: ученик – «запевала»,
учитель – «хор». Для создания более
яркого музыкального
образа
используются различные регистры
аккордеона.
песни
3. Б.Любарский «Песня».
Учитель: «Песня» Любарского, над
которой мы работаем, по своему
складу близка народной. Сколько в
ней голосов? (два). В песне мы можем
выделить два куплета.
В каком
куплете ты видишь признаки
Практический.
Повторение ранее
изученного
материала,
выразительное
исполнение.
Развитие навыков
ансамблевой игры,
умения слушать
общее звучание.
Работа над новым
материалом,
развитие навыка
игры канонической
имитации.

полифонии? (во втором). Тема
проходит в двух голосах в форме
канона, т.е. второй голос ведет ту же
мелодию, но с запозданием на два
такта.
Работа над интонированием и
фразировкой темы в каждом голосе
отдельно,
выработка навыков
исполнения канона,
сохраняя
выразительность каждого голоса.

Умение
4. И.С.Бах «Фуга соль­диез минор»,
2 том ХТК (аудиозапись).
Учитель:

исполнять
полифонические
произведения
расширяет возможности исполнителя
в плане владения инструментом,
разнообразия репертуара. Но умение
слушать полифоническую музыку – не
менее ценное качество для музыканта.
Для этого обратимся к сложной
форме полифонии – фуге. Постарайся
услышать основную тему в каждом
голосе, попытайся проследить по
нотному тексту.
Слушание Фуги в записи (баян),
следя по нотному тексту.
Учитель: Сколько голосов ты
услышала? (три).
Формирование
навыка слушания
полифонии,
вычленяя на слух
проведения
основной темы,
умения
ориентироваться в
нотном тексте.
Закрепление
навыка игры
каноном.
Заключительны
й.
1. Рефлексия.
5. Л.Бетховен «Шуточный канон».
Исполнение в ансамбле с учителем:
каждый играет свой голос, при этом
слушая общую полифоническую
ткань.
Учитель: После такой насыщенной
работы над различными формами
полифонии, какие ощущения, чувства,
эмоции у тебя вызывает этот жанр?
Изменилось ли твое отношение к
нему? Как?
«Песня»
Любарского – умение

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Большецарынская детская школа искусств»

План - конспект урока по специальности «Баян»

Тема: «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности».

Преподаватель: Малыхина О.В.

п.Большой-Царын 2014г

Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических

навыков и творческих способностей на уроке специальности

План-конспект открытого урока в классе баяна

Учащаяся: Гуськова Настя возраст 9 лет, класс 1.

Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающие: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
2. Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»
4. С. Скворцов. «Этюд».
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму).
Структура урока:
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
Освоение основ меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.
3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».
4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.
5. Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

7. Домашнее задание.
8. Отметка.
Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».

Гуцул Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: город Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Начальный этап обучения в классе баяна"
Дата публикации: 13.10.2016
Раздел: дополнительное образование

Открытый урок преподавателя по классу баяна Гуцул Е.А.

(предмет: специальность)
Учащийся: Кирпиченко Кирилл, возраст 7 лет, класс 1 (7л.о.)
Тема урока:
Постановка и развитие исполнительского аппарата, формирование посадки, освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока:
комбинированный.
Цель урока:
Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить теоретические знания учащегося, сформировать навык свободного перемещения правой руки по правой клавиатуре. 2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей. 3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству. 4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока:
индивидуальная.
Технические средства:
Баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты.
Репертуарный план урока:
1. Пальчиковые упражнения: развитие независимости пальцев «Теремки», «Братцы»; развитие эластичности мышц «Тяни-толкай», «Заводные машинки» и т.д. 2. Гамма до мажор разными длительностями. 3. Д.п. «Василёк», Шплатова «Бобик», Д.п. «Барабанщик», Д.п. «Дождик» 4. Упражнения для игры двумя руками (аккомпанемент с мажорными аккордами) 5. Р.н.п. «Как под горкой, под горой», Р.н.п. «Барашечки» (отдельно каждой рукой)
Структура урока:
Формирование исполнительского игрового аппарата: преподаватель совместно с учащимся делает пальчиковые упражнения на развитие независимости пальцев, на развитие эластичности мышц, на развитие гибкости пальцев и кисти. Закрепление постановочных навыков. С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Для облегчения ориентации на правой клавиатуре делаются насечки на клавишах «До» (1ряд), «Фа» (3ряд), «Соль» (2ряд). Перед началом исполнения песенки учащемуся необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа
– четвертый. Используемая 4-х пальцевая аппликатура предполагает традиционную постановку, закрепляющую за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». Благодаря тому, что первый палец правой руки находится за грифом, постановка правой руки фиксированная и способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Но при этом необходимо помнить, что нужно держать открытым отверстие между внутренней частью кисти и грифом, так называемое «окошко». Для закрепления этого навыка проделываем упражнения без звука: вертикальное свободное скольжение всех пальцев по каждому ряду. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью. Освоение основ меховедения на примере гаммы до мажор. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха на сжим. Выработка чувства осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением правой руки. Ознакомление с новым произведением, используя определённый алгоритм разучивания: 1. Педагог проигрывает новую мелодию. 2. Ученик называет размер новой песни, длительности и прочитывает ноты. 3. Ученик поет (в случае, если песенка со словами) и одновременно прохлопывает ритмический рисунок. 4. Ученик проигрывает песенку со счётом вслух отдельно каждой рукой.
Ход урока:
(подготовительный этап) 1.Вступительное слово преподавателя: представление учащегося, освещение темы урока
.
2. Игра пальчиковых упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Учащийся совместно с преподавателем проделывает упражнения на развитие независимости пальцев:
«Теремки»
Ладони сомкнуты перед грудью. Прижав кончики указательных пальцев друг к другу, максимально согнуть эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах. Готов теремок для Михайлы Потапыча! Второй теремок строим для его жены Настасьи Ивановны – сгибаются прижатые друг к другу кончиками вредние пальцы.
Для маленького Мишутки теремок строят безымянные пальчики, а для Машеньки – мизинчики.
«Братцы»
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.(Засиделись в избушке братцы) Отводим вбок мизинец и задерживаем его в этой позиции 2-3 секунды. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходную позицию. (Захотел меньшой прогуляться. Да скучно ему гулять одному. Зовёт он братца вдвоём прогуляться) Вбок отвести два, прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию. (Да скучно им гулять двоим. Зовут братца втроём прогуляться) Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний, задержать на 2-3 секунды. (Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе.) Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется. Затем работает другая рука. Упражнения на развитие эластичности мышц
«Тяни-толкай»
Руки опущены вниз, тыльные стороны ладоней соединены. Указательные пальцы и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки; кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются вперёд-назад. При повторении игры сцепляются средние и безымянные пальцы. (Бежит Тяни-Толкай, торопится, а с места не сдвинется.)
«Заводные машинки»


Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машинки. Ключ - в руках ведущего. Ведущий «заводит» машинки тремя поворотами ключ. Вдох-и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее. Пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Такая гимнастика для рук является дополнительным средством для облегчения первичных постановочных навыков, а также помогает заинтересовать ребёнка, развить его творческое мышление, внимание, умение управлять своим телом.

3.Игра на инструменте. Преподаватель обращает внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента, т.к. правильная посадка, постановка баяна и
рук обеспечивает устойчивость инструмента, свободу движений кисти и пальцев.
(контроль в течение урока)
(основной этап) 1. Игра гаммы до мажор. Учащийся проигрывает гамму целыми, половинными и четвертными длительностями со счетом вслух. При игре целыми длительностями смена меха осуществляется через ноту, половинными – через две ноты, четвертями – через четыре ноты. Преподаватель осуществляет контроль за плавным и ровным меховедением, а также обращает внимание на недопустимость прогиба пальцев в первой фаланге. 2. Проигрывание выученных ранее пьес, делая совместный анализ с учащимся недостатков и достоинств: Д.п. «Василёк» (проигрывание с пением, характер спокойный, мягкий) О.Шплатова «Бобик» (проигрывание с пением, характер весёлый, радостный) Д.п. «Барабанщик» (проигрывание с пением, характер бодрый, маршеобразный) Д.п. «Дождик» (проигрывание с пением, характер весёлый, лёгкий) Обсуждение после проигрывания каждой песенки: удалось ли передать характер, соблюдена ли смена меха, аппликатура, пальцевой замах, соблюдена ли правильная посадка. 3. Освоение аккомпанемента с мажорными аккордами. Игра упражнений двумя руками с мажорными аккордами в аккомпанементе. 4. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай». «Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка. 5. Разучивание новых песенок: Р.н.п. «Как под горкой, под горой» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно); Р.н.п. «Барашечки» (проигрывание преподавателем со словами, определение характера, размер, чтение нот, проигрывание каждой рукой отдельно). (заключительный этап) 1.Отметка 2.Запись домашнего задания.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне
раскрыты: - четкость и ясность поставленных задач. - разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка. - создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации). - активизация слухового контроля. - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа. - самоанализ учащимся исполняемых произведений.  
Используемая литература:
1. О.Шплатова «Первая ступенька» 2. Д.Угринович «Баян, подготовительная группа» 3. В. Стативкин «Школа игры навыборно-готовом баяне». 4. Д. Самойлов. «Школа игры на баяне». 5.Е. Мушкин «Постановка и развитие исполнительского аппарата баяниста»