Open
Close

Подвижные игры. Тема "Насекомые". Музыкальные игры с дошкольниками дома и в детском саду.

Гномы и феи – не единственные маленькие существа, сказки про которых охотно читают дети. Жучки, червячки и паучки тоже становятся объектами пристального внимания и интереса. В то время как многим взрослым неприятна мысль посадить на руку гусеницу или долго изучать огромную муху на стекле, дети смотрят на мир насекомых без предубеждений.

Желание разглядывать макросъемку пугающе глазастых стрекоз или покрытых мельчайшими ворсинками паучьих лапок приходит в более старшем возрасте. А малыши с удовольствием слушают "Муху-Цокотуху" или читают о приключениях муравьишки, и внимание их сосредоточено вовсе не на внешнем облике героев. Тем более что иллюстраторы сглаживают углы: изображают насекомых похожими на сказочный маленький народец.

Так почему насекомые оказываются героями, интересными наравне со львами или одушевленными игрушками?

Во-первых, они невероятно маленькие. Самый большой шмель все равно поместится в спичечный коробок! Мир насекомых – совершенно иной, его не так легко увидеть своими глазами. Прелесть приключений Карика и Вали, как и невероятных превращений Баранкина и Малинина, в том, что они воочию видят окружающий мир таким, как видит его паук или бабочка. Невероятно огромным и полным причудливых маленьких деталей.

Маленькие живые существа, насекомые становятся благодатным фоном для разговора об уважении к природе, как в рассказе Эдуарда Шима "Жук на ниточке". Для героя Виктора Драгунского светлячок в коробочке оказывается ценнее любимой игрушки, потому что он похож на чудо, маленькую звездочку. А еще – потому что, в отличие от пластикового самосвала, он живой и светится.

Роальд Даль переворачивает привычный ход истории о взаимопроникновении мира людей и мира насекомых. Обычно люди становятся крошечными и узнают насекомых получше, но в книге "Джеймс и чудо-персик" это насекомые вырастают до огромных размеров. Дружить с ними оказывается весело: главный герой может поселить многоножку на диване или побеседовать с огромным кузнечиком... Главное, его жизнь уж точно больше нельзя назвать скучной!


Во-вторых, они загадочные. Муравейник или пчелиный улей устроен по строгой схеме, и со своими задачами каждый член насекомьего общества справляется легко и уверенно. Авторы играют на присущих тем или иным насекомым чертах и рассказывают сюжеты о спортивных соревнованиях ("Репортаж со стадиона "Жукамо" В. Бианки) или о трудолюбивых муравьях, постоянно занятых каким-нибудь активным делом (Муравьи не сдаются" О. Секора). Прожорливость гусеницы Эрик Карл делает поводом для рассказа о цветах, разных овощах и фруктах, о цикле жизни бабочки, а заодно о том, что переедать вредно.

В сказках Юрия Дмитриева любознательный юный Мушонок знакомится со многими представителями мира насекомых, изучая, у кого какие ноги, крылья и глаза. Ему на пути встречаются водомерки, паучишки, бабочки и жуки. Все они выглядят по-разному, по-разному себя ведут, а строение их тел напрямую связано со средой обитания и основными занятиями.


В-третьих, как ни крути, пауки и насекомые – весьма жутковатые создания, и эта их черта тоже оказывается привлекательной для тех, кто постепенно изучает мир. Зловещий паук разрушает идиллический праздник Мухи-Цокотухи (и оказывается повержен храбрым Комариком), этот же восьминогий злодей похищает Бибигона из другой сказки Чуковского (и тоже остается с носом). Сохраняет свой резкий, жалящий характер пчелиная царица из одноименной сказки Григория Дикова . Диковинная встреча произошла с Кузьмой: так получилось, что он, сам не зная, пообещал жениться на царице пчел, а любит-то на самом деле другую. Но Кузьма, как настоящий герой русской сказки, победил ее хитростью и знанием пчелиных особенностей и повадок.

Конечно, герои не остаются в одном амплуа. Паучиха Шарлотта из книги Элвина Брукса Уайта заботится о своих друзьях и старается всячески помочь им. Да и рыжий и усатый Таракан, которого боялись все звери, теперь не обязательно – отрицательный герой. В книге Арбенина "Тараканьими тропами" Таракашка – один из главных персонажей, наравне с Клоп-Клопычем. Насекомые, которых мы справедливо недолюбливаем в обычной жизни, вызывают у читателя сопереживание, ведь их путешествие по квартире грозит множеством опасностей! И наделены эти персонажи самыми человеческими качествами и чертами характера.


Как бы то ни было, мир насекомых умеет завораживать. В иллюстрациях Татьяны Мавриной к рассказам Юрия Коваля золотистые с синим махаоны и нежно-нежно-голубые крапивницы своей красотой напоминают цветы. Но они все равно легче, воздушней, потому и порхают над полем, не привязанные к земле. А вот ползет по песчаной тропинке гусеница медведицы-кайя. Совсем скоро она станет прекрасной ночной бабочкой, но сейчас – наслаждается тишиной леса. Рисунки Мавриной невероятно живописны, а крупные цветные мазки передают особенности рисунка на крыльях так точно, что ни один инсектолог не найдет, к чему придраться.

Классические детские истории о насекомых – как и многие сказки, на самом деле, о людях и взаимоотношениях между ними. О том, как важно быть честным, добрым, отзывчивым. Современные сюжеты тоже находят маленьких героев, и моральная сторона остается в новых историях такой же важной.


Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Насекомые самые известные? Какие 20 штук самых известных и интересных насекомых стоит включить в набор карточек, с вашей точки зрения?

Обсуждение

жук,бабочка,стрекоза,клоп,моль,комар,пчела,гусеница,жук-рогач,божая коровка,кузнечик - это то что мой сын сразу вспомнил

майский жук, колорадский жук:) червяк, гусеница, пчела, оса, шмель, бабочка, божья коровка, улитка, муха, комар

Решилось просто - купили ребенку обычную мухобойку, объяснили, что это специальное Там про это есть рассказ "Черви и другие". Конечно, это не план действий, просто чтоб по-иному Книги (энциклопедии) про насекомых. Анька помешана на насекомых, гусеницах и пауках...

Обсуждение

У нас кошмар закончился походом в магазин за самой прикольной мухобойкой и торжественной самостоятельной ее покупкой:)дитю ок.2лет было. А так все перепробовали,ничегошеньки не помогало...

У моего тоже был страх перед мухами - только видел или слышал, сразу с воплем из комнаты выбегал и истерил. Решилось просто - купили ребенку обычную мухобойку, объяснили, что это специальное оружие против муж, что мухи его боятся и что оно для мух смертельно. Показали, как действует. Отдали ребенку. Все. Страха как не бывало. Причем это не значит, что Еогор убивал мух этим "оружием". Он просто клал мухобойку рядом с собой или размахивал ею, когда видел муху. Через какое-то время забыл вообще о проблеме.

Книги (энциклопедии) про насекомых. Естественные науки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми.

Обсуждение

Офф. У моего сына это увлечение только что прошло -такая радость у всей семьи! А то эти разговоры о постельных клещиках и формах размножения у наездников за обедами и ужинами порядком изматывало:-)))

Имхо, у некоторых ребятишек -это один из этапов развития, имхо. А то мы уж боялись - специалист по жукам растет:-)))

Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота
И не надо…
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту…
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та…
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.

Л. Миронова
- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.

С.В. Михалков Котята.
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать

Петь, здорово! Б.Заходер
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» - «Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика дыра?
-Один ворот остался.

Я медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Hе идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!

Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
-Еду сено косить,
-а на что тебе сено?
-Коровок кормить.
-а что тебе коровы?
-Молоко доить.
-А зачем молоко?
-Ребяток кормить.

Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

В.Орлов
Кража.
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

Кто первый.

Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох, и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
- Встретил Мишку и Сережку.
- А потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?
- Какая соль?

С.Я. Маршак

Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

Ничего идут дела.
Голова еще цела.

Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
С помощью
http://images.google.com/
можно искать любые картинки и экспериментировать. Название желаемого можно вводить на любом языке (русский, немецкий, английский, французский работают точно)

10.04.2002 10:35:52, ООН

Голубая змейка. 12. Ишимова. История России в рассказах для детей. 13. Головин. Моя первая русская история. Маленькие живые существа, насекомые становятся благодатным фоном для разговора об уважении к природе, как в рассказе Эдуарда Шима "Жук на ниточке".

Обсуждение

Спасибо всем за обсуждение.
Мы не правильно поступили,я это поняла.
Будем исправлять ошибки.
Еще раз спасибо.

Простите, а где Вы здесь непослушание увидели? Если меня мои глаза не подводят, то я прочитала, что сам мальчуган объяснил своё поведение страхом перед муравьями.. В Вашей ситуации я бы не стала заострять внимание на подобном препятствии, тем более отчитывать за, скажем, нерешительность и пугать укусами, а вернулась бы и помогла перешагнуть через “живую” дорожку, а заодно бы рассказала кое-что из серии “А знаешь ли ты, что муравьи..?" А ещё, знаете, книжка такая есть “Приключения муравья Ферды”?.. Так кажется.. Ужжжжасно интересная и познавательная! Я, помнится, зачитывалась вплоть до тинейджерства:)) Чем подробнее изучите предмет недавнего страха, тем быстрее от этого самого страха избавитесь:))

Насчёт всепозволения.., не знаю, как понимать. Это работа пытливого ума. Может стоит только обговорить границы, в которых муравьи могут обитать, например детская. Всё что пересекает границу, может быть уничтожено. Объяснения: не должны попадать в пищу, могут разносить вредные микробы, могут кусать и вызывать аллергию. На самом деле можно найти несколько причин, по которым муравьям лучше оставаться в домике. Хорошо объяснить, как живут муравьи, что им необходима семья, оставленные одни они могут погибнуть с голоду, у них небудут рождаться маленькие муравьишки и т.д. и т.п. Перевести увлечение из простого ковыряния в исследование.
Удачи!

По моим, наблюдениям, ребенок, очень концентрирующий внимание на жизни животных (их сообществ, семей), обладает более выраженной степенью интроверсии, менее общителен, возможно, испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Здесь важно проанализировать, переживает ребенок из-за своего одиночества или наоборот стремится к отделению себя, своей индивидуальности.
Во втором случае это не уход, не вытеснение своих трудностей в общении, а, возможно, одаренность именно к этому виду исследовательской деятельности.
Видите, ей же не нужно создать "тюрьму" для животных, к чему стремятся некоторые дети, испытывающие сложности в общении.
Ей нравится наблюдать их жизнь в естественных условиях.
Изводить муравьев при ней я бы не рекомендовала. Если их не очень много и базируются они в одном и том же месте, то пусть будут в доме соседи-муравьи:)

Марина Усова
Копилка хороводных игр для детей дошкольного возраста

Хороводные игры (копилка ) .

Подготовила музыкальный руководитель Усова Марина Станиславовна

МКДОУ БГО Детский сад № 12 общеразвивающего вида

Немного истории.

Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.

Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода .

Для чего нужны игры с пением?

Что бы развивать у детей чувство ритма , выразительность движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр- народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования.

Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки : прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия.

Главное – это выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность.

Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у детей . Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей : в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть) . Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют :

«К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

Ребенок пропевает «Ку-ку» .

2.«Заинька –горностаинька»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»

Дети идут по кругу пропевая слова :

Заинька- горностаинька Некуда заиньки выскочить Кругом заборы высокие А у заиньки ножки коротенькие Ну-ка зайка скоком-скоком, Повернись-ка боком-боком, Ну-ка зайка повернись Кому хочешь, поклонись.

С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

3.«Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.

В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют :

Как то вечерком на грядке Репа свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки Но сначала встали в круг.

Останавливаются, считают загибая пальцы. Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же Раз, два, три, четыре, пять, Прячься лучше, прячься глубже. Ну, а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

4.«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бодай, С нами поиграй, Скорее догоняй.

С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

5.«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет :

Аист : Я над речкою гулял, Здесь я шапку потерял, Новенькую шапку, Тепленькую шапку, Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.

Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет :

Ребенок : Я на реку пришел, Здесь я шапочку нашел, Новенькую шапку Тепленькую шапку, Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок : Ну, попробуй, догони, Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком» .

Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет :

С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

7. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют :

В небе звездочки мигают, Звездам хочется играть, Звездочет считает звезды Раз, два, три, четыре, пять!

Припев : (идут в круг, отходят назад.) Звездочет, звездочет, Поиграй- ка с нами! Что покажешь ты нам, Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

2 вариант :

Мы позвли Звездочета, Пусть считает нас подряд, В нашем садике, как в небе, Много звездочек –ребят.

Звездочет : Отгадает кто из вас, Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.

8. «Аист и лягушки»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками-«крыльями» . Дети : Аист вышел на охоту, Ходит, ходит по болоту. Аист : Очень хочется лягушкой закусить, Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки прыгают, Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют : Кваки, кваки, ква ква. ква. С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.

9.«Горелки»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай, Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть!

10.«Весёлые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают :

Мы, весёлые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано , выбирают нового водящего и игра продолжается.

11. «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют :

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет : Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

12. «Заря –зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит :

Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

13. «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны) . Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами :

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом кругом-кругом, Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите! Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

14. «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Внешний круг - обезьянки поют :

Мы смешные обезьянки, Мы прыгучки, кувыркалки. Мы на месте не сидим И бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют :

А мы тигры –не смешные, Мы голодные и злые, Спойте песню еще раз, Мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

15. «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют :

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

16. «Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют :

Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

17.«Курица и цыплята»

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова :

Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица : ко-ко, Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

18. «Снежный ком»

Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу ) . Я иду за ним шажком. Ком все больше становился и быстрее покатился. Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях) Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся) Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем) Из сугроба вылезаем (встаем) И одежду отряхаем.

19. «Яша»

Яша садится посреди луга.

Вокруг него водят хоровод , припевая :

«Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту, Грызи, грызи, Яша, спелые орехи. Лови себе, Яша, кого тебе надо»

Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.

20 «Растим мак»

Посредине круга сидит «мак» . Хоровод поет :

Ай на горе мак, мак, Под горою бел бел! Ах вы маки-маковочки, Золотые головочки! Станьте вы в ряд, Спросим-те про мак.

Игроки останавливаются и спрашивают у «мака» :

Сеяли ли мак? -Только землю вспахали.

Повторяется припев. Игроки спрашивают последовательно : - «Сеяли ли мак?» - «Сеяли»

- «Зацвел ли мак?» - «Зацвел» - «Поспел ли мак?» - «Поспел» - «Отряхивайте!»

Все бросаются к хороводнику и трясут его , если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником .

21. «Овес»

Все становятся в круг и поют :

«Кто хочет знать, как сеют овёс! Мой батюшка сеял так…» (Показывают движениями рук вперёд) «Потом отдыхал вот так…» (Становятся сложив руки крест – накрест) Потом кружатся в хороводе , припевая : -Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

Новый куплет : - Кто хочет знать, как жнут овёс? - Отец мой жинал его так (показывают) - Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа) .

22. «Капустка»

Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют :

Вейся, вейся капустка моя, Вейся, вейся белая, Как мне, капустке, виться Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» - поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

Когда все играющие проходят через «ворота» , то самый последний поворачивается и «завивает капустку» , т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты» .

Затем капустка уже начинает «развиваться» , пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

Игра все время сопровождается пением.

23. «Заинька»

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют :

Заинька, выйди в круг, Серенький, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг, Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой» , выходит на середину круга. Играющие продолжают петь :

Заинька, ты пройдись, Серенький, ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись, Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, То в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши :

Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Леву, праву, умой ручки, Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие :

Заинька, умой личико, Серенький, умой личико. Сверху донизу умой личико, Сверху донизу умой личико!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку, Серенький, пригладь шерстку. Сзади, спереди пригладь шерстку, Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют :

Заинька, причешись, Серенький, причешись. Да получше причешись, Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют :

Заинька, под бочка, Серенький, под бочка. Пляшет, пляшет казачка, Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой» .

24. «Паучок»

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют :

Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют :

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют :

Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Список литературы :

1. Детский фольклорный праздник. Учебно-методическое пособие. Кемерово, 1997

2. Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240 с.

3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : - М.: Просвещение, 1987.

5. Конкевич С. В. Пособие для занятий с детьми «Музыкальные праздники в

детском саду и в начальной школе»/ С. В. Конкевич. – Санкт-Петербург.:

Литера, 2005. – 31 с.

6. Бекина С. И. Сельский хоровод . –/М. Бекина С. И. - Советский композитор, 1987.- 54 с

7. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. Старшая группа. / Ветлугина Н. М. - «Музыка» 1989

8. Улашенко Н. Б. Музыка. Разработки занятий. / Улашенко Н. Б. -Волгоград, Издательско –торговй дом «Корифей» 2007.

У нас в доме на чердачке.
В самом темном уголке.
Жил трудился Паучок.
Сам он ростом с ноготок.

Ловил мошек, тем питался.
За работу снова брался.
И узоры плел красиво.
Как художник всем на диво.

Паучок был аккуратный.
Всем на диво.
Вежливый приятный.
Он был добрый и красивый.
Командир был не ленивый.

Утром строил на зарядку.
Малышей.
И команду им давал.

Крылья в сторону, в присядку.
Становись в шеренгу Комары.
И шагаем.
Раз, два, три.

Вся команда встала в ряд.
Крылышками машут и гудят.
Ноги к верху, крылья вниз.

Вздох, и выдох.
И летите быстро в высь.

Подравняйся, смирно стой.
Говорит паук ночной.

А теперь все в душ.
Быстрее отправляйтесь.
Холодною водою обливайтесь.

Не шалите, не шумите.
Если здоровыми быть хотите.
После душа отдыхайте.

Тихий час.
Все отдыхайте.

Потом беритесь за уроки.
Распределяйте время в срок.

Учитесь только на отлично.
Одевайтесь модно и прилично.

Я урок вам задаю.
Чтоб дружили как в строю.

Дружно вместе все играйте.
Про футбол не забывайте.

Родители трудятся за вас.
И вы должны трудиться.

Делать вовремя уроки.
Вечером в срок спать ложиться.

Дома маме помогайте.
Не ленитесь, цветы поливайте.

В школе саженцы сажайте.
Как зеленый патруль.
Зелень охраняйте.

Это чистый кислород.
Всем нам дерево дает.

Вежливость, культуру.
Соблюдайте.

В трамваях и метро место
Старшим уступайте.

К старшим обращайтесь на Вы.
Все жители наши комары.

Чистота залог здоровья.
Всем веселье и приволье.

Кто аккуратно себя ведет.
Тот в отличники попадет.

Кто дисциплину нарушает.
Тот в школе двойки получает.

Когда все чисто, всем приятно.
Волосы убирайте аккуратно.

Руки мойте перед едой.
Говорит комарам Паук ночной.

И вот случилась беда.

Пришла она нежданно как всегда.
Тучи хмурятся, гром гремит.

Шмель намок от дождя.
И весь мокрый летит.

И залетел прямо на чердачок.
Где жил и трудился Паучок.

На небе потемнели небеса.
И разразилась сильная гроза.

Дождь полил как из ведра.
Стал стучать тара, та, та.

Шмель нарушил мой покой.
И испортил паутины узор.

Ведь паутинка не простая.
Шелковистая, белая, золотая.

А по прочности она.
Должна выдержать и Шмеля и Слона.

А теперь душа ты Шмель.
Уходи да поскорей.

А то я быстро наскачу.
В паутину закручу.

Ведь я труженик бывалый.
Хоть и ростом очень малый.

И добра тебе желаю Шмель.
Уходи, да поскорей.

Ты по свету все летаешь.
И животных ты кусаешь.

Ты не трудишься Шмель никогда.
Это есть твоя беда.

Бедные коровы, задрав хвосты.
Летит от них пыль не три версты.

Бегут быстро и ревут.
Шмеля боятся. Говорят.

Что будешь ты кусаться.

Из под ног, у них искры летят.
И как ветер они несутся.

От злого жужжания Шмеля.
Страху больше чем.

От грома, молнии и дождя.

А ты летишь, и будь здоров.
В глазах стоит испуг у коров.

И гудишь. И гудишь.
И жужжишь, и жужжишь.

За коровами зря ты летишь.

А мой тебе совет Шмель.
Трудись честно да поскорей.

Труд это счастье для всех.
И тогда только в жизни.
Будет успех.

Хоть ты шмель и великан.
Ну а я то ростом мал.

Налетел Паук, Шмеля кусает.
Паутиной его вокруг, его мотает.

Шмель побитый вылетает.
И с обидой говорит.

Молвит русским языком.
Полечу я за Слоном.

Слон тот в Африке живет.
Он мне победу принесет.

Африканский Слон идет.
Ии такую речь ведет.

Я сила, ростом я гигантский.
Я Слон большой.

Я Африканский. .
И я пришел издалека.

Чтоб посмотреть
И с ним сразится.

На грозного такого Паука.

Что победил Шмеля великана.
Как извержение вулкана.

В боевую стойку встал Слон.

А Паук тут как стрела.
Смело нападает на Слона.

Слон трубит как паровоз.
Паук влетел ему прямо в нос.

От страшной боли великан.
На колени вдруг упал.

А паук в носу все вьется.
Над Слоном он все смеется.

И крутясь, все приговаривает.
Вот тебе Слон наука.

Чтобы впредь ты знал меня.
Что самый сильный это Я!.

Злых Шмелей не защищай.
А добром гордись.

И других не обижай.

И пощады просит Слон.
Теперь я знаю, ты Паук силен.

Дай Паук мне только срок.
Это будет мне урок.

Теперь Паук я буду знать.
И злых Шмелей не буду защищать.

Слон бежит, трубит.
Трясется.

А за ним лишь пыль несется.

И деревья он ломает.
Паука он вспоминает.

Вот это сила чудеса.
Шмель взвился снова в небеса.

Молвит Шмель там в небесах.
Ну и Паук ну и хитрец.

Побил Слона он молодец.

Но я обиды не спущу.
Я позову Царя зверей.

Он всех сильнее,и мудрей.

Пусть рев его услышит лес.
Он царь зверей могучий весь.

А наш труженик Паучок.
Уже заполз на чердачок.

Паучок сидит, бодрится.
Никого он не боится.

И приходит Царь зверей.
Самый грозный из всех царей.

Где же грозный Паучок.
Тот, что ростом с ноготок.

Тот, что победил.
Слона великана.

Смел его, как огненная лава вулкана.

Я не вижу его нигде.
Тихо шепчет Шмель.

Он сидит там на чердачке.
А Паук ему в ответ.

Ты Лев сильнее.
Спору нет.

Сила есть ума не надо.
Встань поближе.

Пропою тебе я серенаду.
Паук стрелою в ухо залетел Царю.

И Лев от боли заревел.

Лев стал кружиться и кататься.
И в пыли он стал валяться.

И как мячик прыгать стал.
Сделал вдох и вдруг упал.

Вот это сила у тебя.
Ты победил Паук меня.

Паук все ползал.
И паутину свою мотал.

И всех зверей предупреждал.

Чтоб жили в мире и трудились
И чтоб трудом своим гордились.

Жить надо в мире.
И дружить.

И не забыть про братство.
В этом самое главное.

Наше богатство.

Ты силен Паук как Зевс.
Отпусти меня ты в лес

Иди, иди, лесной ты царь.
Ведь всех зверей ты государь.

Свежий ветер Шмель, так дышит.
Деревья ветерок колышет.

Листья падают и вьются.
За ветерком они несутся.

Гром гремит, земля трясется.
Шмель как ласточка несется.

Ему на встречу Человек.

Эй, охотник подожди постой.
Расскажу тебе я случай не простой.

Та в доме на чердачке.
В самом темном уголке.

Живет там страшный и крутой.
Но сам он ростом не большой.

Слона и Льва он укротил.
Двух великанов победил.

И на бой они честный выходили.
И о пощаде все молили.

Они дрались так долго и жестоко.
Вон там, на горе недалеко.

Пойдем, посмотрим силача.
Что побеждает всех с плеча.

Охотник подходит к чердачку.
А сам все время начеку.

Я охотник молодой.
Выходи, сразись со мной.

Ведь ты охотник Человек.
Ты самый умный в этот век.

Рассуди ты сам меня.
Виновник драки Шмель, а не я.

Ведь я труженик бывалый.
Хоть и ростом очень малый.

Весь день тружусь.
Вью паутинку.

Как красавицу картинку.
И желаю всем добра.

А Шмель не трудится.
Жужжит, везде летает.

Он бездельник всех кусает.
В труде нам слава и почет.

Твой ум и труд сильней зверей.
Ты очень добрый, всех милей.

Доброта не всем дана.
Сила у зверюшек, есть.
А нет ума.

Мир это счастье в труде.
Мир нужен нам везде.

Мирно жить, мирно трудиться.
Мирно дружить и этим гордиться.

Это заповедь моя.
В счастье мирного труда.

Охотник Паука послушал.
И его покой, и паутину не нарушил.

И сказал ему пока.
И ушел из чердака.

Шмель летал, летал, летал.
Больше защитников себе не достал.

Полетел в свое дупло.
Думать, как ему сделать добро.

Сказка кончается про добро.
Шмелю теперь не все равно.

Сила и зло до добра не доведут.

Добро свою правду.
И доблестный труд.

Всегда и везде защиту найдет.

1991 год
И.Г Никонов.

27
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил!
(комар)
Н.Пикулёва

Про бабочку
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
Николай Грахов другие стихи этого автора


23
Дом для муравьёв
Мальчик Вася Муравьёв
строит
дом для муравьёв.
Стены будут
из песка,
крыша будет
высока.
Но ползти в песочницу
муравьям не хочется!

Муравьишек
под сосной
муравейник
ждёт лесной.
Тим Собакин

Жук-жучок
Отвечал урок.
Вместо слов "ручей журчит"
Написал "жучей жужжит".
Г.Виеру

14


Песенка жука
Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;
Вот как громко я жужжу!
Тут же пчёлка зажужжала,
На жука направив жало:
Ты смотри меня не трожь,
Уколю больней, чем ёж.
Я жужжать умею тоже
На жука чуть-чуть похоже
З-З-З

13
ПАУЧОК

Сплел однажды паутинку паучок
И повесил паутинку на сучок.
- Ква! – воскликнул Лягушонок.
- Ну и сеть!
Просто любо, просто дорого смотреть!
Я хотел бы, паучок, смастерить себе сачок.

Щёлкнул Аист длинным клювом:
- Щёлк! да щёлк!
Фй да мастер!
Паутинка – чистый шёлк!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Всем известно – я рыбак.
Без сетей нельзя никак.

Шла Ежиха тихо листьями шурша,
И сказала: - Паутинка хороша!
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Я грибы нашла в лесу,
Как домой их донесу?

Паучка хвалила Совушка-Сова:
- О тебе повсюду добрая молва.
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Нужен мне гамак для сна:
Ведь моя кровать – сосна.

Оглянулся Паучок, а в уголке
только ниточка осталась на сучке.
Стал жучков он, разных бабочек скликать
Через ниточку-веревочку скакать!
Пригодилась паутинка для добра.
тут и сказочку кончать пришла пора.
Ю. Любимцева


12
Два жука
Жили-были два жука
Два жука.
Жизнь была у них легка:
Пляшут, взявшись за бока,
Полевого трепака,
Дразнят ос и паука.
Ничегошеньки не боятся,
Всё жужжат и веселятся -
Два жука.
Два жука весёлых,
В зелёных камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
М.Л.Моравская

11
Жук
Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко.
Потом уселся на ухо кошки.
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки
Возле оставленной кем-то лепёшки,
Потом наелся варёной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи
И улетел.
В.Лунин

Жук-дровосек

На улице в утренние часы
Я часто встречал человека,
У которого
Были
Большие
Усы,
Как
У жука-
Дровосека.
А может быть, это
Был жук-дровосек
И лишь притворялся,
Что он - человек?

Г.Сапгир


8

Паучок
Паучок приехал
На базар:
Мухам паучок
Привёз товар.
Он его развесил
На осинке:
- Кто желает
Свежей паутинки?
В.Орлов

Первая дорожка
Идёт паучок
по воздушной тропинке.
Идёт паучок
По чужой паутинке.
Идёт боязливо,
Идёт осторожно.
Наверное, страшно ему
И тревожно.
Как видно, впервые
Он вышел из дома,
И всё, что он слышит,
Ему незнакомо,
И всё, что он видит,
Ему неизвестно,
Но так интересно!
Но так интересно!
Идёт паучок
По воздушной тропинке.
Идёт паучок
По чужой паутинке.
Тропинку оставил
Другой паучок -
О видел, что следом
Идёт новичок.
В.Орлов

По тонким паутинкам
Четыре паучка
Спешат, надев ботинки
на тонких каблучках.
Четыре паучонка
Cпешат за паучками
По тонким паутинкам
в ботинках с каблучками.

Муха ахнула сперва:
"Ах! Какие кружева!"
А попала в кружева -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в...(паутине)



4

Счастливый жук
- Ты откуда,
Милый жук,
голубые ножки?
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!
- Я по свету кочевал,
Плёлся по дорожке,
А потом заночевал
На кусте картошки.
-Ешь, пожалуйста, цветок,
Пей свою росинку.
Если б ты увидеть мог
Собственную спинку!
Ты- блестящий, голубой,
Ты - такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.
Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
Будем вместе ночевать
На кусте картошки.
Замечательно вдвоём
Кочевать по свету!
Мы в кино с тобой пойдём,
Каждый - по билету.
И увидят все вокруг,
Что живёт на свете
голубой красивый жук,
Голубой счастливый жук
И счастливый Петя.
Ю.Мориц


Жук
Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!
(А. Барто)





2

Разговор Лютика и Жучка


-Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!
И.Токмакова




1

Фонарик
Мне не скучно без огня -
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком -
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
А.Барто

Одним из неотъемлемых элементов формирования личности ребенка дошкольного возраста является музыкальное воспитание. Оно должно осуществляться и в детском саду, и дома. Сама музыка, выполняемые согласованно с нею движения развивают музыкальный слух ребенка, учат его чувствовать ритм и в совершенстве управлять своим телом.

Польза музыкальных игр для детей

Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он:

  • наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);
  • имеет возможность выражать свои эмоции;
  • имеет возможность двигаться;
  • общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.

Одновременно с этим музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника:

  1. Так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.
  2. Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.
  3. В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.
  4. Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным.
  5. У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними.

Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.

Особенности организации музыкальных игр для детей

Разнообразие мультимедийных средств сегодня существенно упрощают организацию музыкальных игр в условиях дошкольного учреждения или дома. Подобрать игру также легко. Если это делают родители дома, им необходимо учесть следующее:

  • прежде чем приступить к самой игре, нужно выучить текст песни вместе с ребенком;
  • тема игры и ее содержание должны быть близкими малышу, соответствовать его представлению об окружающем мире, а также иметь воспитывающий момент;
  • маленькому ребенку будет сложно совмещать пение с движениями, поэтому для дошкольников следует подбирать игры, в которых они будут медленными или чередующимися с пением.

Виды музыкальных игр

Организуемые для детей 4-6 лет, музыкальные игры бывают:

  1. Под музыкальный инструмент (к ним можно отнести некоторые подвижные и сюжетные игры).
  2. С пением (считалки, хороводы, народные игры).
  3. Музыкально-дидактические (такие организовываются специалистом непосредственно для всестороннего музыкального развития).
  4. Ритмические со словами (развивают ритмику речи и движений).
  5. Спектакли (для дошкольников такие игры могут быть обрядовыми, например, колядки, или по мотивам детских сказок).
  6. Мультимедийные игры (в XXI веке вполне разумно выделить их в отдельную категорию).

Примеры музыкальных игр

Стоит упомянуть еще раз, что компьютер и Интернет могут стать помощниками родителей в организации музыкальных игр дома. Во-первых, компьютер может заменить музыкальные инструменты, если никто в семье ими не владеет. Во-вторых, Интернет – это источник дидактической информации и идей.

Организовать музыкальный игровой процесс в домашних условиях можно как для одного ребенка, так и для группы дошкольников.

1. Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз»

Цель: тренировать мелкую и крупную моторику, развивать речь, память, внимание и музыкальный слух ребенка.

Ход игры:
Родитель и ребенок садятся на пол друг напротив друга. В процессе запоминания слова песенки произносить сначала взрослый, потом – взрослый и ребенок одновременно, далее – сам ребенок.
Слова песенки сопровождаются движениями.
«Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут» по противоположной ручке от кисти до плечика.
«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.
«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые движения и как будто скатываются вниз.
Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.



Цель: развитие координации движений, общее оздоровление организма ребенка, тренировка памяти и навыков устной речи.

Ход игры:
Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет определенную последовательность действий.
«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.
«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над головой, формируя треугольник.
«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и разводит их в стороны.
«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.
«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.
«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.

3. Групповая игра с пением «Паучок»



Цель игры: развитие музыкальных способностей дошкольников, их социализация.

Ход игры:
Из группы дошкольников выбирают ведущего-паучка, для этого можно использовать считалочку. Дети становятся в круг и берутся за ручки. «Паучок» стоит в центре круга. Дети водят хоровод и напевают известную песенку:
Жучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь!

«Паучок» танцует в кругу детей, а в конце песенки выбирает того, кто станет новым «паучком».
Игра может продолжаться, пока дети не потеряют к ней интерес.

4. Народная музыкально-подвижная игра «Ручеек»

Цель игры: приобщение к народным традициям, обучение ритмики, тренировка координации движений.

Ход игры:
В «Ручеек» играют не только дошкольники, но также дети старшего возраста и даже взрослые. Эта народная игра не имеет ограничений по времени и количеству участников.
Дети разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Сцепленный руки поднимают вверх, формируя коридор.

Под народную плясовую мелодию первая пара пробегает по коридору до самого его конца и становится последней. Следом за ней бежит вторая пара. Игра продолжается, пока последняя пара не пробежит по коридору. После этого дети берутся за руки и водят хоровод. Потом вновь разбиваются на пары, ручеек бежит снова.

Играя в «Ручеек» дети должны действовать согласованно, не толкаться, ждать своей очереди. В старшем дошкольном возрасте им можно предложить более сложный вариант, в котором через коридор пробегает только один участник, среди детей в ручейке выбирает себе пару и забирает ее в конец. Оставшийся участник разбитой пары, в свою очередь, должен пробежать под сцепленными руками, забрать с собой другого ребенка. Игра продолжается в таком же духе.



Цель игры: развитие музыкального слуха и памяти ребенка дошкольного возраста, тренировка устной речи.

Ход игры:
Для того, чтобы игровой процесс был разнообразным, нужны как минимум трое участников. Если родители не умеют играть на музыкальных инструментах, они могут заранее найти фрагменты или фонограммы без слов к любимым детским песенкам малышей.

Дети сидят на ковре или стульчиках. Им выдают флажки. Родители наигрывают мелодию из песенки или включают ее фрагмент. Дети должны отгадать ее название или суметь продолжить. Тот малыш, который угадал мелодию и первым поднял флажок, напевает ее под музыку, остальные ему помогают. В награду ребенок получает фишку. Игра продолжается. Побеждает тот, у кого окажется больше фишек.