Open
Close

Писатель Владимир Короленко: биография, творчество и интересные факты. Жуковский

Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак , Е. Благинина, А. Барто , С. Михалков , Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Другие варианты биографии

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.
  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.
  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.

Тест по биографии

Пройдите итоговый тест по краткой биографии Носова Николая Николаевича.

Василий Андреевич Жуковский
1783 – 1852

В. А. Жуковский родился и вырос недалеко от города Тулы, в имении своего отца. Когда ему пошёл четырнадцатый год, его привезли в Москву и отдали в Благородный пансион при Московском университете. Там он жил и учился около трёх лет. Учился он хорошо, много читал, изучал русскую и иностранную литературу. Имя Жуковского «лучшего из лучших» учеников было написано золотыми буквами на мраморной доске в зале пансиона. Вернувшись домой, Жуковский продолжал заниматься литературой, писал стихи. Ему было 18 лет, когда впервые напечатали его стихи. Наступил 1812 год. «В это время всякому должно стать военным»,- решил Жуковский и ушёл в ополчение. В августе он был под Бородином, а через несколько месяцев вся Россия с восторгом читала его стихи о героях Бородинской битвы. В этих стихах он выразил самые задушевные чувства русских людей, которые во время войны отдавали свою жизнь за Родину, защищая её от врага. Написал Жуковский и несколько сказок в стихах: «Иван – царевич и серый волк», «Спящая царевна», «Кот в сапогах».
Жуковский очень много занимался переводами, и по его прекрасным переводам в России впервые знакомились со многими произведениями иностранной литературы. Жуковский был самым знаменитым поэтом России того времени. Молодые поэты учились у него писать стихи, подражали ему. Учился у него и Пушкин. Заботливо и бережно относился к нему Жуковский. Он следил за успехами молодого Пушкина, радовался его славе. Когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Александру Сергеевичу Пушкину.

Дрожжин Спиридон Димитриевич

Дрожжин, Спиридон Димитриевич - поэт-крестьянин. Родился в 1848 г. в бедной крестьянской семье Тверского уезда; учился у сельского дьячка; в 1860 г. привезен в Петербург, где несколько лет служил мальчиком в трактирах, но улучал время на пополнение своего образования; с 1896 г. живет в родной деревне, ничем не отделяя себя от крестьянства. Свои стихотворения Дрожжин начал печатать с 1873 г., преимущественно в журналах ("Грамотей", "Родник", "Семейные Вечера", "Игрушечка", "Задушевное Слово" и др.), изредка в "Деле", "Слове" и "Русском Богатстве". В своих произведениях, особенно в более ранних и посвященных деревенской жизни, Дрожжин обнаруживает талант и теплоту чувства. Бодрость, вера в "мир идеала" и искание его - характерные черты его поэзии. Его "Стихотворения, 1866 - 1888", с автобиографией поэта, изданы в 1889 г. (СПб., 2 издание, 1894; 3 издание, Москва, 1907). Затем идут: "Поэзия труда и горя", 1889 - 1898, с указанием статей о произведениях Дрожжина (Москва, 1901); "Новые стихотворения", 1898 - 1903 годов, с приложением песен из "Старой тетради" (Москва, 1904); "Заветные песни", стихотворения 1904 - 1906 годов (Москва, 1907); "Родная деревня", стихотворения для детей и юношества (Москва, 1905); "Песни крестьянина" (Москва, 1898); "Год крестьянина", стихотворения для детей и для юношества (Москва, 1899); "Песни рабочих" (ib., 1906); "Жизнь поэта-крестьянина С.Д. Дрожжина" (1848 - 1900), описанная им самим (СПб., 1900); "Избранные стихотворения" (СПб., 1900); "Баян" (Москва, 1910); "Новые русские песни" (Москва, 1909). Многие стихотворения и песни Дрожжина переложены на музыку.

Кондратий Федорович Рылеев
1795 – 1826

Рылеев хотел, чтобы все русские люди знали о своих героях, гордились их подвигами, больше любили своё отечество. Он рассказывал о Вещем Олеге, о Дмитрии Донском, об Иване Сусанине. Много, много лет назад, когда на Руси шла война, Сусанин завёл врагов в лес далеко от дороги. Враги догадались, что Сусанин обманул их.
«Злодей! - закричали враги, закипев:-
Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!»
Так отвечал, умирая, Сусанин. За правое дело, за счастье и свободу своей родины погиб и Рылеев. Он был не только поэтом – он был руководителем революцион -ного тайного Северного общества. 14 декабря 1825 года, когда на Сенатскую площадь в Петербурге вышли революционные войска, во главе восставших были Рылеев и его друзья. Это были первые русские революционеры-декабристы, которые с оружием в руках восстали против царского правительства.
Восстание было подавлено. Рылеева арестовали и заключили в крепость. Его обвиняли в том, что он «помышлял на цареубийство», сочинял и распространял «возмутительные», то есть революционные стихи, поднимавшие народ против царя. В тюрьме Рылеев просидел почти 7 месяцев.
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за отчизну? – писал он в заточении.
13 июля 1826 года Рылеев был казнён. На казнь он шёл спокойно. «Положите мне руку на сердце», - сказал он,- и посмотрите, бьётся ли оно сильнее.
Так мужественно погиб за свободу русского народа «великий гражданин» и поэт Рылеев.

Александр Сергеевич Пушкин
1799 – 1837

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и младшим братом Лёвушкой. За детьми ходила крепостная няня Арина Родионовна, которую Пушкин очень любил. Она была добрая, ласковая. Укладывая детей спать, она всегда рассказывала сказки. Когда Пушкин стал старше, няню сменили французские гувернёры и гувернантки. К семи годам он уже хорошо говорил, читал и писал по-французски и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке. У отца была большая библиотека французской литературы. Пушкин потихоньку забирался в библиотеку и читал всё, что попадалось под руку. А русской грамоте учился он у бабушки. Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. Маленький Пушкин в это время смирно сидел тогда где–нибудь в уголке и внимательно слушал.
В 11 лет Пушкина увезли в Петербург и отдали в новое, только что открытое учебное заведение – лицей, который находился недалеко от Петербурга, в Царском Селе. Пушкин полюбил лицей, подружился с товарищами, нашёл там друзей на всю жизнь – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. В лицее воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали сами писать. У Пушкина, как говорили о нём преподаватели, была особая страсть к поэзии. Он, казалось, и думал стихами. Однажды в лицей на экзамен приехал известный поэт Державин.
Державин был уже очень стар, и экзамен его утомил, но вот вызвали Пушкина. «Я прочёл мои «воспоминания в Царском Селе» - стоя в двух шагах от Державина, - писал позднее Пушкин. – Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли. В 1817 году Пушкин окончил лицей. Он поселился в Петербурге, куда к этому времени переехали его родители. Как и все лучшие русские люди того времени, Пушкин хотел, чтобы в России не было крепостного права и верил, что придёт время, когда народ восстанет против царя. Об этом он писал в своих стихах. Такие стихи не могли разрешить к печатанию. Но они становились известны друзьям поэта, их переписывали, и стихи быстро расходились по всей стране. «Пушкина надобно сослать в Сибирь – он наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодёжь наизусть их читает» - сказал царь Александр 1. и Пушкин был сослан, но не в Сибирь, а на юг России, а потом в село Михайловское, небольшое имение матери в псковской губернии, где прожил два года. Долгие зимние вечера проводил он вдвоём со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, снова слушал её сказки.
14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. Среди восставших было много друзей Пушкина. Узнав о восстании, а потом о казни и ссылке друзей, Пушкин был потрясён. Осенью 1826 года ему разрешили вернуться из ссылки. Он жил в Москве, в Петербурге, иногда уезжал в деревню,
Ездил по России и, как всегда, много работал. Но жить ему становилось всё труднее. Царское правительство продолжало преследовать его. 27 января 1837 года Пушкин был тяжело ранен на дуэли. Через два дня он умер. Его убил французский офицер Дантес. Дантес оскорбил Пушкина, и Пушкин вынужден был вызвать его на дуэль. О дуэли знали царские жандармы. Они могли не допустить её, но этого не сделали, так как были уверены, что убийство поэта угодно царю. О смерти Пушкина царь приказал молчать. 3 февраля в полночь гроб с телом, тайком от народа под конвоем жандарма увезли из Петербурга в Михайловское и похоронили на кладбище Святогорского монастыря.
Великий русский поэт Пушкин, которого знает и любит весь мир, прожил всего 27 лет. Пушкин оставил нам более тысячи стихотворений, поэмы, сказки, драмы, повести, рассказы, статьи. С самого раннего детства читали вы его сказки «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне»

Евгений Абрамович Баратынский
1800 – 1844

Е. А. Баратынский родился в имении своих родителей, недалеко от города Тамбова и там провёл своё детство. Родители очень заботились о его образовании. В 5 лет мальчик выучился русской грамоте, а в 6 лет хорошо говорил по-французски и по-итальянски. В 12 лет Баратынского отправляют в Петербург в военное учебное заведение – пажеский корпус.
Он долго не мог привыкнуть к петербургской жизни. В корпусе у него не было товарищей, которые любили бы книгу, литературу. Он много читал, рано начал писать стихи.
Восемнадцати лет Баратынский поступил на военную службу в Петербурге. К этому времени у него было написано уже много стихов. Стихи его стали появляться в печати, их хвалили, о них хорошо отзывались его друзья, среди которых были Пушкин, Дельвиг и многие другие поэты. Пушкин любил стихи Баратынского и говорил, что он «принадлежит к числу отличных наших поэтов». Вот пишет он о весне, и вы вместе с ним видите лёгкие облака в высоком небе, слушаете пение жаворонка, шум ручья… но проходят весна и лето, наступает осень…
И вот сентябрь! Замедляя свой восход
Сияньем хладным солнце блещет
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Баратынскому долго пришлось жить в Финляндии, куда перевели его по службе. Он полюбил финский народ, природу этой страны и часть своих стихов посвятил ей.

Николай Михайлович Языков
18093 - 1846
Н. М. Языков родился в симбирской губернии. Всё своё детство он провёл на Волге, видел на её берегу остатки древних городищ, курганов, пещер. Любил слушать рассказы волжских рыбаков о русской старине, о Пугачеве, о Стеньке Разине. В 19 лет Языков поступил в университет. Много занимался историей и особенно древнерусской. Он изучал жизнь русских людей, их войны, славные победы. Об этом он писал в своих первых стихах. Стихи его любил Пушкин. Языков бывал в Михайловском, когда Пушкин жил там в ссылке. Пушкин и Языков читали друг другу свои стихи, много говорили о самом дорогом для них – о русской литературе, иногда спорили. Няня Пушкина, Арина Родионовна всегда ласково встречала Языкова. «Свет Родионовна, забуду ли тебя?» - так начал языков одно из своих стихотворений, посвящённых няне Пушкина. Много стихов написал Языков о природе, о великой русской реке Волге, о необозримых просторах родного края. Он любил народные песни, сказки, пословицы; собирал их, записывал, использовал в своём творчестве.

Алексей Васильевич Кольцов
1809 - 1842

А. В. Кольцов родился в Воронеже. Отец его был прасол – торговал скотом. Учиться в школе Кольцову в школе почти не пришлось. Отец взял его из второго класса – решил приучать к торговле. Алексей Кольцов очень хотел учиться; он любил читать, но и книг для чтения в доме Кольцовых не было. В школе подружился Кольцов с мальчиком, у которого был целый сундук с книгами. Мальчики читали и мечтали поскорей вырасти и стать такими же славными могучими богатырями, как Илья Муромец. С десяти лет Кольцов стал помогать отцу: вёл счётные книги, ездил по степным сёлам покупать и продавать скот. Очень полюбил он степь: горячие летние дни, тёмные ночи с яркими звёздами, ковыль-траву, вечерний костёр. У костра собирались погонщики скота, подходил какой-нибудь прохожий и начинались разговоры, рассказывались сказки и пелись старинные русские песни. Любовь к чтению, к книгам росла у Кольцова с годами. Он всеми силами всю жизнь старался пополнить свои знания. Но больше всего он полюбил поэзию. В 16 лет им были написаны первые стихи. Писал он очень много. В них описывал Кольцов родную природу, тяжёлую долю крестьянина, его труд в поле – ведь сам он был из народа и писал о том, что было близко и дорого ему. Стихи Кольцов стал печатать в газетах и журналах. В 1835 году вышла первая книга стихов Кольцова, а в следующем году он был в Петербурге и познакомился с Пушкиным, читал ему свои новые стихи. Жить Кольцову в Воронеже было очень тяжело. Родные не понимали его. Отец – человек невежественный и грубый считал, что надо «дело делать – торговать, а не стихи писать, которые никаких доходов не приносят». Кольцов хотел уйти из дому, бросить торговлю, зажить по-новому. «Торгаш»- мерзкое слово, - писал он в одном письме. Тяжёлая болезнь и ранняя смерть помешали осуществиться его мечтам.

Михаил Юрьевич Лермонтов
1814 – 1841

М.Ю. Лермонтов родился в Москве. Очень рано умерла у него мать и его воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детство поэта прошло в имении бабушки – Тарханы, недалеко от города Пензы. Дом в Тарханах был просторный, с большим садом. Едва начав ходить, он уже подбирал рифмы: прибежит к бабушке и твердит: «пол –стол, кошка - окошко», а сам радостно смеётся. Бабушка очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей, а чтобы ему не было одному скучно, взяла в дом нескольких мальчиков его возраста. Подрастая, Мишель, как его называли в семье, любил слушать рассказы крепостных слуг о старине: об Иване Грозном, о Разине, о Пугачеве, о пожаре Москвы 1812 года, о волжских разбойниках.
В детстве он часто болел, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ лечиться. Ему нравились снежные вершины гор, бурные горные речки, тёмные ночи с ярки звёздами, песни, сказки, предания горцев – жителей Кавказа.
Учился Лермонтов охотно, много читал, говорил по-французски и по-немецки, играл в шахматы, рисовал, лепил, играл на фортепиано, на скрипке – и во всём проявлял необычайное упорство и настойчивость.
Литературу он знал прекрасно и больше всех русских поэтов любил Пушкина. Когда Лермонтову пошёл 14 год, бабушка решила отдать его в Благородный пансион при московском университете. Она переехала с ним в Москву, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Часто, окончив занятия, Лермонтов бродил по Москве со своим учителем. Осенью 1828 года он поступил в пансион. В пансионе воспитанники много занимались литературой, много читали, обсуждали произведения разных писателей, спорили, пробовали писать сами. Учился Лермонтов очень хорошо – был одним из первых учеников.
В 1830 году поступил в Московский университет, но не окончил его: начальству не нравился мятежный дух студента Лермонтова. Ему пришлось оставить университет. Он переехал в Петербург и поступил в военную школу. Двадцати лет, окончив военную школу, Лермонтов стал офицером гвардейского полка. В начале 1837 года Лермонтов написал поэму «Бородино». В этом стихотворении старый русский солдат рассказывает молодому солдату о бородинском бое, о настроении солдат перед боем, говорит о великой любви русского народа к родине. Это было первое стихотворение, которое хотелось показать Пушкину, хотелось напечатать в журнале «Современник», редактором которого был Пушкин. Но он не успел этого сделать. Пушкин погиб на дуэли. Горе Лермонтова было безгранично: Пушкина он ставил выше всех поэтов мира. Он написал стихотворение «Смерть поэта», полное горя из-за утраты любимого поэта, ненависти, возмущения и презрения к высшему обществу, которое Лермонтов обвинял в смерти Пушкина. Стихи быстро разошлись. За это стихотворение Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ.
В начале 1838 года Лермонтов был возвращён из ссылки. Всё чаще он думал теперь о том, чтобы оставить военную службу и посвятить себя целиком литературе. Он познакомился с Жуковским, Крыловым. Все они высоко ценили поэта, считали его преемником Пушкина. К этому времени у него было уже написано более трёхсот стихотворений, много поэм, несколько драм.
Снова царское правительство позаботилось о том, чтобы убрать неугодного поэта. Была подстроена ссора его с сыном французского посла Баранта. Тот вызвал поэта на дуэль, и хотя она закончилась без крови, Лермонтова арестовали, и в апреле 1840 года он был сослан на Кавказ. В последний вечер перед отъездом, друзья собрались, чтобы проститься с ним. Все были взволнованы и опечалены. Через год с небольшим Лермонтова вызвал на дуэль бывший товарищ по юнкерской школе Мартынов. Мартынов прицелился, выстрелил – Лермонтов был убит. Это произошло 15 июня 1841 года
Николай Платонович Огарев 1813 -1877

Герцен и Огарёв

В один из летних дней 1827 года, в Москве, на Воробьевых горах, стояли два мальчика – Саша Герцен и Николай Огарев. Герцену было 14, Огареву – 13лет. Со смелыми мечтами – бороться за свободу и счастье родного народа. Они поступили потом в московский университет. Вместе они организовали студенческий кружок, членами которого были революционно настроенные студенты. Но университет окончить Огареву не удалось. За ним был установлен секретный полицейский надзор, и летом 1834 года он был арестован. Его обвинили в вольнодумстве, в пении «дерзких песен», в революционном направлении мыслей. через 9 месяцев после ареста Огарев был выслан в небольшой город под надзор полиции. В ссылке он ближе узнал жизнь русского народа, увидел, как трудно живётся крепостным людям. В своих стихах автор стремился правдиво и просто рассказать о русской деревне, о крепостных крестьянах.
Как и всем передовым людям, Огареву становилось всё труднее и труднее жить в царской России.
В 1856 году он навсегда уехал за границу и поселился вместе с Герценом в Англии. Вместе они издавали и тайно переправляли в Россию газету «Колокол». В газете они писали правду о русской жизни, призывали к борьбе с самодержавием, печатали запрещённые стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов. До конца жизни Огарев был верен клятве, которую дал в юности.

Иван Саввич Никитин
1824- 1861

Родился он в Воронеже, на окраине города, в маленьком доме над рекой. Отец его- небогатый торговец – мечтал о том, что будет учёным лекарем. Шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Восьми лет отец отдал его в училище. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться ему не пришлось: отец разорился, надо было ему помогать.
Никитин работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавали на базаре свечи, посуду, разную мелочь. Тяжело ему было, но он не падал духом4 всё свободное время читал, стал писать стихи.
В 1853 году в воронежской газете было напечатано стихотворение «Русь»
Под большим шатром голубых небес
Вижу – даль степей зеленеется…
Так начиналась эта песня о просторах великой русской земли, о её богатствах, о её героическом прошлом и славном будущем. Стихотворение имело большой успех: его переписывали, заучивали наизусть. Успех его ободрил. Никитин стал писать увереннее, смелее, свободнее. Просто, правдиво писал он о нужде, о горе народа. Стихи были невесёлые – такие же как его жизнь и жизнь народа. В 1856 году вышел первый сборник его стихов. К этому времени у него уже было много друзей среди образованных людей Воронежа. Они помогли открыть ему книжную лавку, о которой он давно мечтал. Лавка у него была особенная: при ней была библиотека, и он сам выдавал книги.4 выписывал новые, старался, чтобы книги были хорошие и полезные. В лавку приходили не только для того, чтобы купить или поменять книгу, Нои поговорить о литературе, послушать стихи хозяина-поэта. Теперь Никитин мог уже заниматься любимым дело – литературой. Но здоровье его было подорвано тяжёлой жизнью, и в 1861 году Никитин умер.

Николай Алексеевич Некрасов
1821 – 1877

На берегу волги, недалеко от города Ярославля, возле села Грешнево, стоял серый, скучный дом, окруженный большим тенистым садом. В этом доме провёл своё детство Н. А. Некрасов. Детство было невесёлое6 отец – помещик, грубый человек жестоко обращался с крестьянами, притеснял домашних, обижал жену. Маленький Некрасов не любил отца, боялся его.
Он видел, как часто плакала мать от обиды на отца, и очень любил и жалел её. Мальчик часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам, хотя отец и запрещал ему играть с ними. А мать радовалась, что мальчик живёт в дружбе с деревенскими ребятами, узнаёт их простую, трудовую жизнь, их печали, радости. Вместе со своими товарищами зимой катался он с гор, играл в снежки, летом ходил в лес по грибы и по ягоды. Ему весело, вольно было в лесу, в поле, на берегу волги. На берегу волги Некрасов испытал и первое большое горе. В это время вдоль волжских берегов бурлаки тянули баржи с товарами. Это была тяжелая, изнурительная работа. И вот однажды услышал мальчик, как один бурлак, больной и усталый, говорил, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика поразили эти слова. на одиннадцатом году Некрасова отдали в ярославскую гимназию. Коренастый, небольшого роста, живой, общительный мальчик быстро подружился с товарищами. Много читал, и особенно любил стихи Пушкина. Очень рано сам начал писать стихи. Гимназии Некрасов не окончил. В 5 классе он заболел и пролежал несколько месяцев. Ему пошёл 17 год и отец отправил его в Петербург, в военную школу. В военную школу Некрасов решил не поступать. Ему хотелось учиться в университете, писать стихи, быть поэтом. Когда отец узнал, что сын не поступил в военную школу, то отказался посылать ему деньги. Некрасов очутился один, в чужом городе, без друзей, без всякой помощи. Он брался за всякую работу: переписывал актёрам роли, писал для газет и журналов стихи, статейки. За работу платили мало. Но характер у него был упорный, настойчивый; он учился, продолжал писать стихи, познакомился со многими писателями. Очень много произведений посвятил Некрасов тяжёлой жизни людей в царской России. Он стремился писать просто, понятно, потому что хотел писать не только о народе, но и для народа. Стихи его доходили до каждого сердца людей, будили в них ненависть к угнетателям, любовь к родине, к её простым и хорошим людям, к её природе. Природу Некрасов любил глубокой, нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское. Какие замечательные стихи писал он о русской зиме с её глубокими сугробами, о весне, о золотых колосьях в поле, о пчёлах, птицах, животных. Охотник он был неутомимый. Летом в деревне он часто с утра до ночи бродил с ружьём и собакой по лесам и болотам, ночевал в первой попавшейся избе, шалаше, ночной сторожке. Много было у него друзей среди крестьян. Так, например, историю с зайцами рассказал ему старый Мазай из деревни Малые Вежи. Очень любил Некрасов крестьянских ребятишек.

Федор Иванович Тютчев
1803 -1873

Тютчев родился и вырос в имении своего отца в орловской губернии. Рано научился он любить природу. Когда мальчику пошёл 10 год, к нему пригласили учителя – семёна Григорьевича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич – человек хорошо образованный, поэт, переводчик – первый пробудил в своём ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желание писать стихи. В 15 лет Тютчев уже был студентом. Московского университета. На 18 году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство – немного больше 300 стихотворений, но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

Алексей Николаевич Плещеев
1825 – 1893

Впервые выступил в печати в 1844 году, а в 1846 году вышла первая книга его стихов. В 1849 году Плещеев был арестован за принадлежность к революционному кружку Петрашевского и сослан в Оренбургский край. Восемь лет провёл в ссылке. Он очень тосковал, мало писал и только книги, которые ему разрешали выписывать, помогли преодолеть тяжесть и скуку ссыльных лет.
В 1858 году Плещеев вернулся из ссылки. Он жил то в Москве, то в Петербурге. Познакомился и подружился со многими писателями, сам стал печататься. Кроме стихов, он писал рассказы, повести, переводил на русский язык стихи украинского поэта Шевченко. Много стихов написал Плещеев специально для детей.

Афанасий Афанасьевич Фет
1820-1892

С самого раннего детства Фет, как он сам о себе рассказывал, «был жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам. Детство он провёл в губернии отца, в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятами по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. Зимними вечерами, когда дворовые девушки при тусклом свете сальных свечей пряли пряжу, он слушал их песни, сказки о жар-птице, о водяном, о бабе –яге.
В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену. Он усердно учился, и через три года, сдав экзамен, поступил в московский университет. Он увлёкся литературой, театром, познакомился с писателями, поэтами, продолжал писать стихи. Когда у него набралось много стихов, он решил показать их Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголю стихи Фета понравились, он нашёл в них «несомненное дарование». Эта похвала знаменитого писателя ободрила молодого поэта, он стал больше писать, стал увереннее в своих силах.
В 1840 году была напечатана первая книжка стихов Фета, через 10 лет после первой вышла вторая, а потом ещё несколько сборников.
Почти половина стихотворений посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Аполлон Николаевич Майков
(1821-1897)

Аполлон Николаевич Майков родился недалеко от Москвы в селе Никольском. Мать у него была писательница, отец – художник. Мать его учила грамоте, отец – рисованию, т.к. у мальчика были способности к рисованию. Детей в семье было трое. Детство у них было вольное, радостное: летом они ходили с отцом на рыбную ловлю, смотрели, как убирают на лугу душистое сено. Осенью бегали по золотым листьям. Зимой слушали нянины сказки и ждали весны, когда снова можно будет бежать в лес, в поле. На 12 году Майкова увезли в Петербург готовиться к поступлению в университет. Трудно было ему привыкать к городской жизни. Он грустил, чувствовал себя одиноким, но знал, что учиться нужно. В три года он прошёл весь гимназический курс и прекрасно выдержал экзамен в университет. К этому времени в Петербург переехала и вся семья Майковых. У родителей было много друзей среди писателей и художников, музыкантов. Вечером они собирались у Майковых: пели, читали свои стихи, рассказы. Майковы издавали домашний рукописный журнал «Подснежник» в этом журнале помещал свои первые стихи и сам Майков. Ему было 22 года, когда вышла первая книга его стихов. Он продолжал учиться, изучал русскую историю и написал несколько стихотворений о войне 1812 года. Майков много путешествовал, много видел и в своих стихах часто рассказывал он разных странах и народах. Хорошие стихи он писало русской природе. Писал Майков и стихи о детях, о их жизни.

Алексей Константинович Толстой
1817-1875
Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге. Детство он провёл на Украине, в имении дяди- писателя Антония Погорельского. Толстой никогда не учился в школе, рос один, без товарищей. Учили маленького Толстого мать – очень умная и образованная женщина, русские учителя и иностранные гувернёры. Очень рано – шести лет он выучился читать, полюбил стихи, заучивал их наизусть и уже сам пробовал писать. «с шестилетнего возраста я начал марать бумагу». 10 лет вместе с родными он был в германии, Италии и много путешествовал: ездил по России, бывал и заграницей. Он всегда потом говорил, что эти поездки были для него хорошей школой. Толстой вёл дневник, где много интересного рассказывал о природе, о городах, музеях, картинных галереях, о людях, с которыми приходилось ему встречаться. Все эти годы он не переставал писать стихи. Дядя хвалил его за них, помогал ему своими советами, показал его стихи Пушкину и Жуковскому, с которыми был хорошо знаком. Пушкин и Жуковский одобрили первые стихи юного поэта, и он был счастлив, когда узнал об этом. Во всех произведениях Толстого, всегда ярких, выразительный, чувствуется его любовь к родной земле, к её великому прошлому, её богатому народному творчеству.

Иван Захарович Суриков
1841 – 1880

Иван Захарович Суриков родился и провел раннее детство в деревне Новосёлово ярославской губернии. Отец его был крепостным крестьянтином. Помещик, которому он принадлежал, отпустил его в Москву на заработки. За это отец Сурикова должен был ежегодно платить ему оброк – большую часть своего заработка.суриков – отец занялся торговлей. Когда сыну пошёлдевятый год, он перевёз его с атерью к себе. Отец хотел, чтобы сын тоже стал торговцем. Для Сурикова началась тяжёлая жизнь. С утра до вечера он работал в лавке, убирал её, разносил покупателям товар, приучался к торговле. Живой, талантливый мальчик, он как – то незаметно выучился грамоте, полюбил чтение, узнал стихи Пушкина, Лермонтова и других русских писателей, стал и сам понемногу сочинять. Над ним смеялись, отец сердился. Но суриков не сдавался: урывками, часто ночью, потихоньку от всех, он продолжал писать стихи, и всё больше убеждался в том, что его призвание быть поэтом. Чем старше он становился, тем больше думал о том, как бы бросить ненавистную торговлю, серьёзно учиться, писать стихи. Но найти какой – нибудь другой заработок он не мог и всю жизнь ему пришлось заниматься мелкой торговлей. Он скупал и продавал железный лом, всякое тряпьё, угли. Когда Сурикову был 21год, он познакомился с поэтом Плещеевым и показал ему свои стихи. Стихи Плещееву понравились и он помог Сурикову напечатать одно из стихотворений в журнале. В 1871 году вышел первый сборник стихов Сурикова. С этого времени стихи его стали появляться в печати, их часто перекладывали на музыку и пели. Много стихотворений суриков написал для детей и, вероятно, когда писал их, вспоминал своё детство в деревне: и весёлое катание с гор, и поездки в ночное, и милые, всегда родные и любимые картины русской природы.

Сергей Александрович Есенин
1895-1925

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. (теперь это село называется «Есенино») родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Сыновья деда были гораздо старше Есенина. Целые дни летом проводил мальчик на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы и животных. Забравшись на лежанку любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Учился в сельской школе, которую окончил с похвальной грамотой. После окончания школы его отправили в другое село, в закрытую церковно-учительскую школу. Родные хотели, чтобы он стал учителем, но Есенин не хотел им быть и уехал в Москву. Ему шёл тогда 17 год. В Москве он познакомился с писателями литературно-музыкального кружка имени поэта Сурикова. Они помогли ему устроиться на работув типографию и в народный университет, где он слушал лекции по литературе. Первое напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось в 1914 году. В 1916 году вышла первая книга его стихов.её приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами. В одном из своих стихов он писал: я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек!
И нежной, тревожной любовью к человеку пронизано всё его творчество.


Сведения о писателях и поэтах, чьи произведения вошли в учебник "«Литературное чтение». 1 класс."

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. Для стихов характерна музыкальность, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданного «солнечного» начала (сборники «Горящие здания», 1900; «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 г. эмигрировал.

БАРТО Агния Львовна (1906-1981), русская писательница. Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970). Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детьми, потерявшимися во время Великой Отечественной войны. Книга «Записки детского поэта» (1976). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1950).

БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (1928-1998), русский поэт, писатель. По образованию археолог. Стихи для детей (сборники «Про машину», 1957; «Картинки в лужах», 1962; «Читалочка», 1966; «Идя из школы», 1983; «Птичья зарядка», 1995, и др.). Сказки («Катя в игрушечном городе», 1963, совместно с Т.И. Александровой). Лирика (в том числе пейзажная), развивающая традиции классической русской поэзии (сборники «Семейная фотография», 1973; «Три дороги», 1980; «Определение счастья», 1987). Повести «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964) и др. Историко-литературные статьи. Воспоминания об Ахматовой, Чуковском, Маршаке. Переводы.

БИССЕТ Дональд (1911-1995), английский детский писатель. Актер - работал в театре, с 1953 г. вел передачу для детей на ВВС, для которой и начал писать короткие рассказы. Первая книга «Короткие рассказы» (1954), позже «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в джунгли». Художник - сам иллюстрировал свои книги. На русский язык книги впервые переведены в 1963 году.

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 г. эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары.

Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, драматург, общественный деятель, активный участник революционного движения. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий, оказал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы.

ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович (1913-1972), русский писатель. Работал в театре, в цирке. Создал пародийный «театр в театре» (1948-1958), писал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» (1966). Необыкновенная точность в передаче психологии ребенка: свежее восприятие мира. Произведения для взрослых «Он упал на траву» (1961) о первых днях войны, «Сегодня и ежедневно» о жизни клоуна (1964).

ДРУСКИН Лев Савельевич (1921-1990), русский поэт. С 1980 г. жил в Германии. В поэзии - философские размышления, тема природы, религиозные мотивы. Сборники стихов: «Ледоход» (1961), «Стихотворения» (1970), «Прикосновение» (1974), «У неба на виду» (1985), «Свет в окне» (1990) и др. Воспоминания «Спасенная книга» (1984).

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Поэмы «Баллада о двадцати шести» (1924), «Русь Советская» (1925), «Черный человек» (1925), «Анна Снегина» (1925). Дрматическая поэма «Пугачев» (1921).

ЗАХОДЕР Борис Владимирович (1918-2000), русский поэт, автор стихов, сказок, пьес для детей. Первые публикации в начале 40-х годов. Известен пересказами классических произведений зарубежной детской литературы («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни Пух...» Алана Милна). Перевел произведения П. Тревес, Д. Барри, Я. Бжехвы, Ю. Тувима. Книга остроумных прозаических и стихотворных миниатюр «Заходерзости» (1997). Государственная премия Российской Федерации за книгу «Избранное» (2000).

КОВАЛЬ Юрий Иосифович (1938-1995), русский писатель. По окончании Московского государственного педагогического института (1960) с дипломом учителя русского языка и литературы, истории и рисования работал в сельской школе в Татарии. Первая книга для детей «Алый» вышла в 1969 г., «Чистый Дор» (1970), «Листобой» (1972), «Приключения Васи Куролесова» (1974), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Самая легкая лодка в мире» (1984), «Полынные сказки» (1987). Чистота и непосредственность во взгляде на мир, увлекательные сюжеты. Награжден дипломом А. Гайдара (1983), стал

лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1987), премия им. Андерсена в 1995 г. После смерти Коваля был опубликован роман «Суер-Выер» (1996), над которым он работал в последние годы жизни (премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов).

ЛАММ Николай Викторович (1955-1998), русский поэт, прозаик, переводчик, критик, член Союза писателей.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков (1834). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» (посвященное гибели А.С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Тонкий лирик, автор стихотворений, поэм. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством. Поэма «Демон» (1839) - воплощение идеи бунта личности, трагедия одиночества. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова.

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов. Философские стихи («Избранная лирика», 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная критика (книга «Воспитание словом», 1961). Книга воспоминаний «В начале жизни» (1960). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1949, 1951).

МИЛН Алан Александер (1882-1956), английский писатель. Взрослые юмористические, детективные произведения, антивоенный роман после Первой мировой войны. Детские стихи начал писать для сына Кристофера Робина (родился в 1920). Сборник стихов для детей (1924). В нем есть баллада «Плюшевый медвежонок». Образ Винни Пуха появился на свет в 1925 г. (на Рождество, 25 декабря 1925 года опубликована в газете и прозвучала по радио 1-я глава из будущей книги). Книга «Винни Пух и все-все-все» была полностью опубликована в 1926 году. Переведена на русский язык в 1960 году.

МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р. 1913), русский писатель, поэт, драматург. Детские стихи начал писать в 30-х годах, в 1936-м - родился его знаменитый персонаж - дядя Степа. Член Союза писателей СССР с 1937 г. Драматургия и сатира во взрослой литературе. Пьесы и басни для детей. Переводы (Ю. Тувим и др.). Трижды лауреат Сталинской премии. Пишет просто о сложном. Стихи очень сценичны, легко читаются по ролям, представляются в виде сценок. Строчки легко запоминаются и становятся знаками своего времени. Автор текста Государственного гимна СССР (совместно с Г.А. Эль-Регистаном, 1943), Государственного гимна РФ (2001).

МОРИЦ Юнна Петровна (р. 1937), русская поэтесса. Напряженность внутреннего мира, изысканность слога, рационалистичность в сборниках лирики «Лоза» (1970), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990). Детская поэзия с 80-х годов (сборник «Букет котов»), многие стихи стали песнями (музыка Сергея Никитина).

НЕРУДА Пабло (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто) (1904-1973), чилийский поэт. Лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-1943). Эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950), лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-1957), автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова» (1964), книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована в 1974). Международная Ленинская премия (1953), Нобелевская премия (1971).

НОСОВ Николай Николаевич (1908-1976), русский писатель. Повести для детей «Витя Малеев в школе и дома» (1951), Государственная премия СССР (1952), «Повесть о моем друге Игоре» (1972), сказка «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и ее продолжения, рассказы, пьесы.

ОРЛОВ Владимир Натанович (1930-1999), поэт, писатель, драматург, переводчик, классик детской литературы. Автор более 100 книг. Первая книга для детей «Тимошкина гармошка» вышла в 1958 г. Множество стихотворных сборников: «Когда на планете хозяева - дети» (1986), «Где бывал самолет» (1989), «Хрюшка обижается» (1993).

ОРЛОВА Нина Густавовна (1954), современный поэт. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Основные публикации в газетах, журналах, антологиях, коллективных сборниках. Сборник рассказов для подростков «Несерьезные дети». Книги стихотворений: «Утешение», «Царь-сердце»; «Дерево-жираф», «Домой на ослике» (стихи для малышей); «Азбука православных детей», «Православный букварь», детская энциклопедия «Иконопись», детские исторические книги: «Северная столица», «Золотое кольцо России», «Герои русских былин», «Крестоносцы». Энциклопедия «История вещей».

ОСТЕР Григорий Бенционович (р. 1947), русский детский писатель. Сказки «Как хорошо дарить подарки» (1975), «Котенок по имени Гав», «38 попугаев» (обе 1978), «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста» (обе 1993), «Остров Эскадо» (1994) и др., многие из которых легли в основу мультфильмов. В стихотворном сборнике «Вредные советы» (1990), тематически нетрадиционных задачниках (по математике и физике) - пародийное «перевертывание» расхожих стереотипов, в том числе постулатов педагогической морали, парадоксы, алогизмы. Пьесы для кукольных театров.

ПАНОВА Вера Федоровна (1905-1973), русская писательница. Социально-нравственные конфликты, психологический анализ современных характеров и отношений: повести «Спутники» (1946), «Сережа» (1955), романы «Кружилиха» (1947), «Времена года» (1953), рассказы, пьесы, сценарии. «Сентиментальный роман» (1958) - выразительный портрет поколения 1920-х гг. Исторические повести. Государственная премия СССР (1947, 1948, 1950).

ПИВОВАРОВА Ирина Михайловна (1939-1986), поэт, прозаик, автор книги воспоминаний о детстве. Сборники стихов «Тихое и звонкое» (1967), «Жила-была собака» (1973), «Два очень смелых кролика» (1975), «Хочу летать» (1983), «Потерялась в небе птица» (1984).

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873-1954), русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893-1897). Окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета (1902). Во время Первой мировой войны военный корреспондент, в 1917-1918 публицист, в 1918-1922 гг. сельский учитель. Начал печататься в 1898 г. Первый рассказ опубликован в 1906 г. Работал агрономом. Поэтичность, исключительная наблюдательность, достоверность в описании природы. «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1909), «Черный араб» (1910), «Славны
бубны» (1913). Очерки, рассказы, фенологические новеллы. «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925-1926). Лирическая проза. «Женьшень» (1933), цикл миниатюр «Лесная капель» (1943). Философский призыв к «творческому поведению относительно жизни». Роман-сказка «Осударева дорога» (1957), сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954), роман «Кащеева цепь» (1960) и др. Пришвин - певец русской природы, поэт-философ, тонкий и своеобразный стилист.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т.ч. прозаические и драматургические произведения), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности. Пушкин поднял ее на уровень мировой.

ПШЕНИЧНЫХ Светлана Григорьевна (р. 1954), поэт, автор многих книг для детей: «Жил-был тигр», «Кто построил круглый дом», «Подрасту и я немножко» и др.

РОДАРИ Джанни (1920-1980), итальянский детский писатель. Сын пекаря, Джанни Родари с 20 лет принял участие в движении Сопротивления, был членом Итальянской коммунистической партии. Работал учителем, затем журналистом в газете «Унита». Автор произведений для детей: стихи (сборник «Поезд стихов», 1952), сказки («Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов»). Книга «Грамматика фантазии» (1973).

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-1971), русский поэт. Проникновенная поэзия природы, сельской жизни. Сборники «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Подорожники» (1976), «Стихотворения. 1953-1971» (опубликованы в 1977). Произведениям поэта присущи тонкий лиризм, напевные интонации, «трепет» простых слов.

СЕРОВА Екатерина Васильевна (р. 1919), русский детский поэт. Лирические миниатюры, добрые и светлые по звучанию. Наиболее известные сборники: «Наши цветы», «Мамин день», «Славная семейка», «Подскажи словечко», «У Егорки отговорки», «Отчего ты, рожь, золотая?» и «Невероятный случай».

СЕФ Роман (наст. имя Роальд Семенович) (1931-2009), русский писатель. Стихи для детей (сборники «Необычайный пешеход», 1965; «Речной трамвай», 1971; «Ключ от сказки», 1984). Государственная премия Российской Федерации (1991). Рассказы. Пьесы. Переводы.

СЛАДКОВ Николай Иванович (1920-1996), писатель, автор повестей и рассказов о природе: «Планета чудес», «Смелый фотоохотник», «Подводная газета», «Капли солнца», «Лесные сказки», «Кто как спит». Показывает детям прелесть природы, ее мудрость и тайны, неисчерпаемую сложность.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-1875), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Крупный поэт-лирик. Совместно с бр. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945), русский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1959). Трилогия «Хождение по мукам» (1922-1941), исторический роман «Петр I» (1929-1945). Научно-фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», рассказы, пьесы. Автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1922), произведения для детей. Антифашистская публицистика. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), русский писатель, почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Л. Толстого. Его творчество оказало огромное влияние на мировую литературу.

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966) (продолжения в разных жанрах: «Чебурашка и его друзья» (1970), «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др.), «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пес и кот» (1974). Сборник стихов «Все в порядке» (1976), сценарии мультфильмов.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870/71), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-1849 гг. профессор ярославского Демидовского лицея, в 1854-1859 гг. преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-1862 гг. инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Главным условием всестороннего развития личности считал труд. Центральное место в образовании отводил родному языку. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т., 1868-1869) и других педагогических работах.

ХАРМС Даниил Иванович (наст. фам. Ювачев) (1905-1942), русский писатель. В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933-1939, опубликован посмертно) показывал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965), русский писатель, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Проникнутые юмором и любовью к животным и природе познавательный рассказы для детей с собственными иллюстрациями (сборники «Про больших и маленьких», 1960, «Никитка и его друзья», 1968). Иллюстрации к детским книгам (других авторов), эстампы. «Избранное» (1950).

ЧЕПОВЕЦКИЙ Ефим Петрович (р. 1919), детский писатель, автор сказок «Крылатая звезда», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и многих других. Живет в Америке. Там написал и издал сборник стихов «Шут с вами!».

ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Классические произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова» (1952; Ленинская премия, 1962), о А.П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

В подборе справочного материала о писателях, составлении словаря литературоведческих терминов принимала участие С.В. Самыкина.