Open
Close

Простой проект библиотека по краеведению. Проект - "нити нашей памяти" (двуреченская сельская библиотека)

Название проекта

Историко-краеведческий проект, ориентированный на издательскую и просветительскую деятельность

«Даль былого рядом с нами»

Сорокина Лариса Леонардовна

Какую проблему решает проект

Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Забайкальского края.

Цель проекта

Издание краеведческого сборника «Заветы доброй старины»

Организатор

Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» Забайкальского края

Целевая аудитория проекта (для кого предназначен)

Население Сретенского района с 14 лет и старше.

Основные мероприятия

  1. Подготовка методико-библиографических материалов по краеведению.
  2. Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок.
  3. Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д.
  4. Набор текста сборника
  5. Издательская деятельность
  6. Издание сборника «Заветы доброй старины».
  7. Массовая работа
  8. Презентация сборника «Заветы доброй старины».
  9. Информация о сборнике в г. «Советское Забайкалье»
  10. Награждение сборником активных участников массовых мероприятий, посвященных юбилею г.Сретенска
  11. Использование Сборника для широкого круга читателей

Период реализации

Итог (ожидаемый итог)

  1. Совершенствование работы библиотеки по краеведению (увеличение документовыдачи и массовых мероприятий на 20%)
  2. Повышение имиджа библиотеки.

Даль былого рядом с нами: историко-краеведческий проект

Название проекта: Историко-краеведческий проект, ориентированный на просветительскую деятельность «Даль былого рядом с нами».

Цель проекта

Издание краеведческого сборника «Заветы доброй старины»

Задачи проекта

  • Пробуждение у населения Сретенского района интереса к своему краю, его культуре и традициям.
  • Ознакомление с историей своего края.
  • Активизация исследовательской краеведческой деятельности.
  • Формирование понимания взаимосвязи местных традиций и событий, опознавания важности их содержания и поддержания.
  • Воспитание любви к малой родине, чувства ответственности за её судьбу.

Адресат программной деятельности

Население Сретенского района с 14 лет и старше.

Сохранение, развитие и популяризация нематериального культурного наследия народов Забайкальского края играет важную роль в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии края. Нематериальное окружало и продолжает окружать нас всегда, это обычаи и обряды, сказки и народные песни, географические названия и местный языковой диалект. Ведь сила памяти - это и есть , благородства и высокой гражданственности. Все передается от поколения к поколению, формируя в нас чувство самобытности и преемственности, содействую тем самым развитию каждого человека.

С давних времен все это несло в себе большую смысловую и языковую нагрузку, в настоящее же время в большинстве случаев это потеряно. Следовательно, современный человек вынужден «раскапывать», изучать своего края. Все это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий и исследований. МУК МЦБ накоплен и собран богатый и этнографический материал, требующий обобщения и издания в едином тематическом сборнике, приуроченном к 325-летию г. Сретенска.

В сборнике «Заветы доброй старины» будут представлены фольклорно-этнографические материалы, опубликованные в различных источниках, а также собранные и записанные у нас в районе, (например сказки Н. Пушмина, песни о Сретенске, написанные местными авторами И. Чистяковой, С. Глазовым и Ю. Карасевым). Впервые будет сделана попытка представить и сгруппировать материал в тематических разделах: таких как, сказки, топонимический словарь названий сел и деревень, «Слова страны Гурании», песни о г. Сретенске и др. Сборник не будет повторять изданные книги по истории Сретенска.

Данный сборник внесет определенный вклад в историческое и литературное наследие края. Сборник будет способствовать пробуждению чувства гордости, уважения и бережного отношения к своей Малой Родине, привлечет интерес жителей Забайкальского края к Сретенскому району, расширит круг пользователей библиотеки и хочется надеяться, станет подарочным изданием для гостей района.

Ожидаемые результаты

  1. Издание сборника «Заветы доброй старины» .
  2. Совершенствование работы библиотеки по краеведению (увеличение документовыдачи и массовых мероприятий на 20%)
  3. Привлечение новых читателей в библиотеку (на 20%)
  4. Повышение имиджа библиотеки.

Авторы проекта

Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района»

Почтовый адрес

673500 Забайкальский край, город Сретенск, ул. Луначарского, 226 В

Телефон, факс, электронный адрес:

Телефон/факс 8-30-246-215-64, с/т 8 914 449 54 35

Электронный адрес: [email protected]

География участников

Население Сретенского района от 14 лет и старше.

Количество участников проекта

Предполагаемый охват населения 1000 чел.

Сроки проведения проекта

Этапы проведения проекта

  • 1 этап: Сбор и группировка материала сборника «Заветы доброй старины» по темам, разделам, главам (сентябрь-октябрь 2013 г.)
  • 2 этап: Набор текста, редактирование сборника «Заветы доброй старины» (ноябрь 2013 г. - январь 2014 г.)
  • 3 этап: Издание сборника «Заветы доброй старины» (февраль 2014 г.)

Информация о проектной команде и организациях-исполнителях

  • сотрудники МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» (директор Л.Л.Сорокина, зав. отделом обслуживания О.М.Лоншакова, библиограф О.В.Дарьина, библиотекарь ЦПИ Т.А.Касьянова, библиотекарь читального зала А.А.Касьянова, библиотекарь -зав. секцией краеведения Л.А.Гусевская);
  • МУК «Межпоселенческий Социально-культурный центр Сретенского района» (директор Л.В.Прокошева, методист А.А.Григорьева);
  • МУК «Сретенский районный краеведческий музей» (директор Е.С.Ворсина и зав. фондами Т.В.Зимина);
  • местные краеведы (кандидат исторических наук О.Ю.Черенщиков, преподаватель истории СПК Н.Я.Колодина, краевед-коллекционер А.И.Чащин)

Партнеры по проекту

Имеющийся опыт реализации проекта

  1. Краеведческий семинар для работников культуры «Родословная моей земли» (2006 г.)
  2. Краеведческие чтения «Мой город и я: чем больше узнаю, тем больше берегу», посвященные 320-летию Сретенска (были отражены темы: «Топонимика родных мест», «Историко-культурное наследие города», «Традиции, обряды, местный фольклор» 2009 г.)
  3. Краеведческие чтения «Что может быть милей бесценного родного края» (в рамках мероприятий к 85-летию Сретенского района» 2011 г.)
  4. Научно-практическая конференция «Многообразие языков и культур народов России» (были отражены темы: «Культурные традиции народов, проживающих в Забайкалье», «Слово толковое, стоит целкового» (местные диалекты), «Загадки забайкальской топонимики» и «Жили-были забайкальцы» (сказы, сказки, легенды) 2012 г.)
  5. Тематический семинар для работников культуры «Вступая, с трепетом священным под кров радушной старины» (сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Забайкальского края 2012 г.).
  6. Массовые мероприятия: литературный праздник «И долговечно царство слова…» (2010 г.), информационное путешествие «Энциклопедия сел» (2011 г.), литературный вечер «Пою мой край - край великих вдохновений» (2012 г.) и др.

Источники финансового обеспечение проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Финансирование

всего

Районный бюджет

Краевой бюджет

Пополнение документного фонда краеведческими материалами

10,0

10,0

Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок (бумага «Снегурочка», бумага цветная, краска, заправка картриджа, папка файловая, файлы и др.)

Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д. (сканирование, работа на ПК, скоросшиватели и др.)

100,0

100,0

Итого:

133,0

33,0

100,0

Особая информация и примечания

МУК «Межпоселенческая центральная библиотека Сретенского района» является культурным и информационным центром по обеспечению информации и организации досуга населения различных возрастных категорий Сретенского района. По итогам 2012 года библиотекой обслужено 4904 пользователя, в т.ч. до 15 лет 1356, в т.ч. 1169 человек от 15-24 лет. Книговыдача составляет 96376 экземпляров. Посещения библиотеки составляет 38 936 в т.ч. на массовых мероприятиях 10 932 человек. Проведено 248 массовых мероприятий в т.ч. по краеведению 31. Библиотека принимает активное участие в международных, краевых и районных конкурсах по различным направлениям.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятий

Дата проведения

Ответственный

Организационные мероприятия

Подготовка методико-библиографических материалов по краеведению.

Весь период

МУК МЦБ

Оформление информационных стендов, краеведческих уголков, книжных выставок.

Весь период

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания, ЦДБ)

Подбор материала для сборника, группирование по разделам, по темам и т.д.

МУК МЦБ

(Инновационно-методический отдел)

Набор текста сборника

МУК МЦБ

(Информационно-библиографический отдел)

Издательская деятельность

Издание сборника «Заветы доброй старины».

февраль 2014 г.

МУК МЦБ

(Информационно-библиографический отдел)

Массовая работа

Презентация сборника «Заветы доброй старины».

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания)

Информация о сборнике в г. «Советское Забайкалье»

Март

2014 г.

Редакция газеты

Награждение сборником активных участников массовых мероприятий, посвященных юбилею г.Сретенска

в теч. 2014 г.

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания)

Использование Сборника для широкого круга читателей

МУК МЦБ

(Отдел обслуживания)

«Сохраним историю родного поселения»

Информационно-исследовательский проект

Актуальность проекта: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего «малой родины». Малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его историю. Чем дальше время уходит вперед, тем меньше мы знаем о событиях прошлого.

Проблема изучения и сохранения истории своего населённого пункта актуальна для каждого из нас, ведь знание его истории даёт неоценимую возможность использовать полученные знания при воспитании новых поколений, формировании гражданина-патриота, сохранении историко-культурного наследия малой родины; увековечивает имена и дела известных земляков.

Краеведческий фонд библиотек Изобильненского городского округа представлен интересными и познавательными изданиями: «История городов и сёл Ставрополья», «Станицы Ставрополья», «Ставропольеведение», особую ценность представляют книги по истории Изобильненского района краеведа А.Е. Богачковой: «История Изобильненского района», «Сказы седого Егорлыка», «Мои земляки - Изобильненцы», бесценны рукописные и машинописные материалы краеведа В.А. Бочарникова по истории села Московского.

Сотрудники библиотек активно ведут поисково-исследовательскую и летописную работу собирают и бережно хранят статьи из местных газет, воспоминания старожилов, фотодокументы по истории населённых пунктов, видеоматериалы (видео-интервью с ветеранами войны). На сегодняшний день ими накоплены значительные материалы: летописи сёл, папки-досье о земляках, биографии выдающихся личностей разных поколений, героев Великой Отечественной войны, фотографии, а также тематические папки по истории, природно‐климатических особенностях местности, экологии населённых пунктов, о предприятиях и учреждениях, традициях и культуре казачества.

Итоги многолетнего сбора информации по истории поселений были отражены библиотеками в рефератах и представлены на библиотечных семинарах и конференциях. Библиотеки работают в тесном контакте с музеями истории, архивами, в библиотеке №20 ст. Баклановской действует мини-музей «Истории казачества».

Пока краеведческие материалы раздроблены и не дают возможности объёмного, целостного восприятия истории всех поселений. Поэтому возникла необходимость подвести некоторые итоги многолетнего сбора информации и создать единую электронную базу по истории населённых пунктов, с последующим изданием летописи. Проект «Сохраним историю родного поселения» ориентирован на более глубокое и подробное изучение истории населённых пунктов, мы постараемся постепенно воссоздать славную летопись нашей малой родины.

Содержательные линии проекта:

Образовательная линия - знакомить пользователей с историей, интересными фактами из истории населённых пунктов Изобильненского городского округа, знаменитыми земляками.

Ценностная линия - предполагает формирование, изучение и сохранение истории населённых пунктов Изобильненского городского округа.

Деятельная линия - способствует профессиональному обучению библиотекарей: создание медиа-презентаций, видео-коллажей об истории населённого пункта, летописей сёл, ретроспективных списков литературы.

Творческая линия - предусматривает развитие творческих способностей библиотекарей, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента, поиск инновационных форм работы с краеведческими материалами, овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской, учетно-хранительной, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Цель проекта: создание единой электронной базы по истории населённых пунктов Изобильненского городского округа, изучение и популяризация историко-культурного наследия Изобильненской земли.

Задачи:

Активно развивать сотрудничество с музеем истории Изобильненского района, школьными и краеведческими музеями при СДК, архивами, Советом ветеранов;

Установить тесную связь с краеведами, старожилами, творческими людьми;

Проводить поисково-исследовательскую работу совместно с учащимися, активом библиотеки, волонтёрами по всестороннему изучению истории населённых пунктов, активно использовать компьютерные технологий в поисковой деятельности;

Проводить познавательные видео-экскурсии по родному краю, населённому пункту;

Организовывать встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, вести запись, обработку и хранение их воспоминаний, проводить сбор документальных и предметных свидетельств по истории населённых пунктов, видео и фото фиксацию сохранившихся объектов истории, культуры, природы;

Периодически обновлять и пополнять краеведческие книжные и документальные экспозиции, разрабатывать и оформлять новые тематические выставки;

Организовывать и проводить мероприятия, посвященные истории края, района, села, землякам;

Углублять исторические знания жителей Изобильненского городского округа по истории населённых пунктов, повышать интерес подрастающего поколения к истории и культуре малой родины;

Проанализировать результаты поисково-исследовательской работы библиотек в области сохранения истории населённых пунктов, популяризировать имеющиеся краеведческие материалы.

Участники проекта - сотрудники библиотек МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный

Ожидаемые результаты : постоянное развитие и совершенствование краеведческой работы библиотек, активизация поисково-исследовательской деятельности, пополнение фонда библиотек новыми краеведческими материалами, создание единой электронной базы по истории населённых пунктов, представление особо значимых и интересных материалов в рубрике «Открывайте район с нами» библиотечного блога «МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный, издание «Летописи населённых пунктов Изобильненского городского округа.

Средства реализации проекта : фонд архивных материалов: тематические папки, папки-досье, воспоминания старожилов, издательская продукция библиотек по истории населённых пунктов, видео и фотоматериалы, медиа-презентации.

В рамках реализации проекта будет проведена:

1.Поисково-исследовательская деятельность. На данном этапе осуществляется реализация краеведческих проектов, сбор документальных свидетельств по истории населённых пунктов, видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы, организация и проведение встреч со старожилами, ветеранами войны и труда, тружениками тыла, творческими людьми, запись, обработка и хранение их воспоминаний, установление тесных связей с архивами, музеями.

Данное направление реализуется на основе активного сбора и изучения краеведческого материала. Проведение бесед, опросов, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

2.Информационно-просветительская деятельность:

Информационная : создание единой электронной базы краеведческих материалов по истории населённых пунктов Изобильненского городского округа. Библиотекам предстоит провести инвентаризацию краеведческих материалов (тематические папки, паки-досье, издательская продукция: буклеты, ретроспективные библиографические пособия, летописи), составить библиографическое описание имеющихся краеведческих материалов и их сканирование.

Просветительская: проведение на основе краеведческих материалов встреч, видео-экскурсий, краеведческих викторин, создание книжных и документальных экспозиций, участие в конкурсах, районных краеведческих конференциях, семинарах, сотрудничество с СМИ, представление краеведческих материалов по истории населённых пунктов на библиотечном блоге «МКУК ЦБС ИМР СК» г. Изобильный.

Издательская деятельность: издание ретроспективных библиографических пособий «Летопись села».

Этапы реализации проекта:

1 этап Июнь 2018 г.- декабрь 2019 г. На первом этапе будет проведена систематизация поступивших в ИМО краеведческих материалов в электронном формате.

2 этап Декабрь 2019 г. - ноябрь 2020 г. На данном этапе будут отобраны интересные материалы по истории населённых пунктов и представлены в рубрике «Открывайте район с нами» библиотечного блога МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный. В преддверии 125-летия г. Изобильного и 96-летия Изобильненского района, на основе имеющихся источников, будет издана летопись «Изобильненский городской округ: история населённых пунктов».

Поисково-краеведческая деятельность школьного музея «Память»

в МКОУ «Павловская СОШ» Новичихинского района.

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Наш школьный музей начал создаваться с 1987 года. Хранитель и создатель краеведческого музея «Память» - учитель русского языка и литературы Гончарова Нина Максимовна.

Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории: годам Великой Отечественной войны и коллективизации, истории малых сёл, гражданской войне на Алтае. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают жители нашего села, выпускники школы. историки-краеведы, выпускники школы.

Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления:

1.История родного края.

3.Предметы быта

5.Годы коллективизации, образование колхозов.

6.История школы.

7.Великая Отечественная война.

8.Наши земляки-защитники Отечества.

9.Воины – интернационалисты.

Данное направление деятельности музея позволяет организовать внеклассную краеведческую работу учащихся

Целью работы музея является создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Главными задачами являются :

1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

3. Формирование познавательных интересов и способностей.

4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

расширение кругозора.

5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Для успешной работы по данному направлению используется:

1.Работа детского общественного объединения.

2. Школьная сельская библиотека, в которой собрана литература по краеведению.

3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Тесная связь с местным советом ветеранов.

Для решения поставленных задач учитывается:

1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.

4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы.

6. Работа с архивными документами.

7.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьного музея, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.

9. Ежегодное участие в районном краеведческом конкурсе.

10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков, боевым традициям армии и флота.

Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.

8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, края..

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.

3. Учет и хранение фондов школьного музея.

4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.

5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

Школьники разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят экскурсии по экспозиции музея, выступают с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают не только на районном, но и краевом уровнях.

Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.

« Родина – место, где мы родились,

Отечество Родина, мною осознанная».

М.Пришвин

Школьный краеведческий проект

«Сохрани историю своего села».

Актуальность и цели проекта :

- формирование основ патриотизма

воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи проекта:

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

- приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.

- воспитание уважения к памяти погибших .

Принципы реализации проекта:

    личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;

    деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создание видеофильма;

    оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание истории своих сёл.

Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная способствует обучению создания презентаций, фильмов в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 4-11 классов, классные руководители , родители, жители села, совет ветеранов.

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов. Школьная краеведческая конференция. Районная краеведческая конференция, посвященная 70-летию Великой Победы, краевой конкурс «Будущее Алтая».

Средства реализации проекта: документы в Word , Интернет, воспоминания жителей села, документы музея.

1

План проекта .

Введение Актуальность.

Патриотическое воспитание молодого поколения - важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Куда мы идем, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом - эти вопросы волнуют сегодня многих. А ведь любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Долг настоящего учителя - бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодежи - твердое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определенной культуре, традициям, народности. Любовь к Родине - это не только интерес к ее историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за ее судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание « разумного, доброго, вечного». Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно осуществляющегося на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего. ^ Программа разработана в рамках образовательного процесса школы

Цели программы: - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности; - формирование духовно-нравственной культуры для решения проблем личностного развития в рамках образовательного процесса; - сохранение памяти о прошлом через изучение людей и событий своей малой родины.

^

Задачи программы:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; - развить способности и сформировать на основе уроков-экскурсий и музейной среды навыки межличностного общения; - экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей; - интегрироваться в систему музейной сети муниципального образования «Солоновский сельский совет» в части организации совместной поисковой деятельности; - использование компьютерных технологий в поисковой деятельности музея; - воспитать визуальную и музейную культуру среди обучающихся; - прививать навыки образованного посетителя музейной экспозиции; - уделять большее внимание пропаганде семейных традиций; - развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики (создание кружка, секции).

^ Содержание программы: - включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий; - создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе; - разработке новых условий для творческого развития детей; - расширение воспитательной среды школы. Программа, реализуемая на базе музея, включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомительный (информационный)

Данный этап посвящен изучению истории образовательного учреждения. Участниками этого этапа являются обучающиеся 5-6 классов по собственной инициативе. Основными качествами являются интерес к истории, развитая речь, хорошая память, желание выступать самому. Информация о музее дается в доступной форме.

2. Экскурсионная деятельность обучающихся

Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Участниками этого этапа являются обучающиеся 8-11 классов. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются; обновление информации (новые факты, воспоминания, архивные материалы); разработка новых тем, создание презентаций.

    Исследовательская и поисковая деятельность

На данном этапе осуществляется создание музейных проектов, подготовка и написание докладов и рефератов по темам, связанным с событиями малой родины, публикации в СМИ. Встречи с жителями села, ветеранами войны, тружениками тыла, первыми пионерами и комсомольцами села. Архивная работа (районный архив). Связь с районным краеведческим музеем.

Историческая справка. Краеведческий музей МКОУ «Павловская СОШ» был создан в 1987 году. Выделенная комната составляла 30 кв.м. Краеведческий музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу направляет совет музея. Руководитель музея Гончарова Нина Максимовна.
Направление, связанное с историей села наилучшим образом реализуется на основе активного сбора и изучения обучающимися краеведческого материала. Такую возможность дает создание обучающимися документов в результате бесед, опроса, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Школа построена в 1914 году, перестраивалась в 1924 году, новая школа – 1928-1932 году, средняя школа – 1987 год. Школа была участницей исторических событий, происходивших в стране: революций, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Под краеведческую комнату было выделено помещение размером 32 кв.м. Собрано около 250 экспонатов, рассказывающих о жизни и занятиях населения, о Великой Отечественной войне. Действуют сменные экспозиции и тематические выставки. Здесь проводятся экскурсии, выставочные работы, встречи с выпускниками прошлых лет.

Образовательное пространство краеведческого музея

сельская

библиотека


районный музей

школьная

библиотека

районный


дом культуры


интернет

Солоновский с/совет

совет ветеранов


Среди экспонатов краеведческой комнаты есть много интересных предметов старины: монеты, одежда, церковная утварь, рушники, самовары и др. В своей работе мы сотрудничаем со структурами, обеспечивающими нас необходимой информацией, которая способствует формированию умения поисковой деятельности. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции. Одним из примеров внедрения музейной педагогики в образовательный процесс являются музейные экскурсии. Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В настоящее время музейные экскурсии, являющиеся средством музейной педагогики, активно внедряются в образовательный процесс. Растет число проводимых экскурсий, в том числе и уроков- экскурсий, мини- экскурсий. В качестве апробации внедрения данного средства музейной педагогики являются проведенные уроки-экскурсии по истории Великой Отечественной войны (музейный проект). Интерес вызывает и тема повседневности. Крестьянский быт, одежда, народное творчество, ремесла не оставляют пассивных слушателей. По итогам экскурсий обучающиеся составляют творческие отчеты о посещении музея. Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность наполняется новым содержанием.

1. Поисковая деятельность: Школьные краеведческие конференции:

1. «Святая Память» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).

*«Я родом не из детства – из войны»,

*«Военное детство моё»,

*«Мир русской деревни в годы Великой Отечественной войны»,

*«Награды наших земляков»,

*Фронтовая география наших земляков»,

*«Маликов Иван Александрович – участник Великой Отечественной войны».

2.»Вехи века. История сёл Павловка и Красноярка».

Темы поисковой работы учащихся:

*«Я и мой посёлок»,

* «Усадьбы нашего села»,

*«Целина и труженики села»,

*«История села Павловка: события и люди»,

*«Откроем памяти страницы» (к 90-летию села Красноярка).

* «Демографическая ситуация в сёлах Павловка и Красноярка».

. 3. «От начальной школы до средней» (история школы сёл Павловка и Красноярка).

Темы поисковой работы уч ащихся:

*. История выпуска. (Альбомы)

*. Известные выпускники нашей школы.

*. Старые книги и журналы в семье.

*Они работали директорами и завучами школы.

*Учителя – выпускники школы.

*«Участники конкурсов»

*«Выпускники школы и учителя на дорогах войны».

*«Семейные династии выпускников»

*Экспонаты музея (аттестаты разных лет, медали, пионерская форма, ручки, прописи и.т.д.)

*Презентации на школьные темы.

2. Оформить поисковые материалы к сельским праздникам

по темам проектной работы, разместить их в сельском

доме культуры.

3. Провести в школе конкурсы фотографий (о жизни школы),

«Лучшая презентация », лучший проект,

наши таланты «Я талантлив!».

4. Проводить в музее планомерный систематический сбор

документов, памятников материальной и духовной культуры;

прием даров и случайных поступлений;

* проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников

по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

*обобщать изученный материал в рефератах, творческих

исследованиях учащихся;

* участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

* создавать фонд мультимедийных презентаций.

2. Просветительская деятельность:
*проведение на материалах музея встреч, экскурсий, уроков-экскурсий,
*мини- экскурсий,
* создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера;
-*использование экспонатов музея в урочной и внеурочной деятельности;
* участие в конкурсных викторинах, посвященных памятным датам;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях;
- сотрудничество с районной газетой « Сельчанка».


3. Оформительская работа:


*оформление экскурсий, плакатов, альбомов – раскладушек, выставок;
*создание папок - воспоминаний участников Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, участников военных действий XX
века (Афганистан, Чечня).

За время работы нас неоднократно поощряли грамотами отдела образования

Заключение

Ожидаемый результат предполагается в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково- собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России. Мир сегодня совсем иной! Изменился и человек. Он более рассудительный, прагматичный и, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за ее судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет. История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы не пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой.

« СЕРДЦЕ РАЗУМНОГО ИЩЕТ ЗНАНИЯ»

В конце 2017 года было решено объединить усилия библиотеки, пресс-службы Выксунской епархии, Выксунского духовного училища в вопросах формирования исторических знаний и исследовательских умений, нравственного отношения к традициям и обычаям своей малой родины у молодёжи. Внимание в области сотрудничества фокусируется на основных элементах: проведение совместных краеведческих мероприятий, информационный взаимообмен, обобщения опыта работы в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного просвещения.

Краеведение сегодня считается одним из основных направлений в работе нашей библиотеки. Это связано с тем, что краеведческое образование и воспитание приобретает ведущую роль в решении задач патриотического и нравственного становления личности.

Проект направлен на формирование системы краеведческих знаний среди студентов духовного училища и членов организации «Православные витязи».

В рамках проекта реализуется цикл мероприятий, способствующих формированию устойчивого интереса к истории малой родины.

Планируется приобщить молодых пользователей библиотеки к чтению краеведческой литературы; организовать комплекс совместных культурно-просветительских мероприятий для стимулирования развития интереса молодёжи к истории Выксы; сформировать навыки исследовательской деятельности; осуществить обмен информационными ресурсами краеведческого содержания; обобщить опыт совместной работы в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного просвещения.

Подобного рода сотрудничество всегда приносит положительные результаты, поскольку направлено на всестороннее развитие формирующейся личности.

« МОЙ ГОРОД С ВЕЖЛИВЫМ НАЗВАНИЕМ»

Цель проекта: показать привлекательность города, привлечь внимание населения к задачам сохранения историко-культурного наследия.

В рамках проекта планируется создать виртуальные экскурсии, рассказывающие о Выксе, её достопримечательностях, а также видеосюжеты о земляках; разместить видеоролики в YouTube (канал «Библиотека «Отчий край»), в соцсетях и на порталах партнёров; привлечь к участию в проекте молодых экскурсоводов, журналистов, видеографов; привлечь к проекту внимание интернет-пользователей.

Первые видеоролики созданы совместно с Молодежным информационным центром и городским порталом «Виртуальная Выкса».

« ЗАГАДКИ ВЫКСУНСКОЙ ИСТОРИИ»

В рамках целевой комплексной программе «Краеведческая библиотека - центр изучения истории Выксы и сохранения её культурного и индустриального наследия» в конце 2017 года стартовал проект «Загадки выксунской истории». Поскольку миссия библиотеки заключается в сохранении и возрождении историко-культурного наследия городского округа, воспитании патриотического сознания населения.

В архиве библиотеки накопилось много фотографий, которые нуждаются в идентификации. Утрачены многие памятники, изменились улицы и дворы, трудно установить фамилии людей, изображённых на снимках. Фотографии не удалось атрибутировать с помощью краеведов. Библиотекари решили обратиться к выксунцам, с этой целью совместно с крупнейшими городскими порталами- информационным агентством «Выкса.РФ» и сайтом «Виртуальная Выкса» открыли интернет - проект «Загадки выксунской истории».

В результате проекта планируется атрибутировать редкие архивные фотографии. Кроме того, жители городского округа будут вовлечены в исследовательскую деятельность, а у молодёжи появится дополнительный стимул к изучению истории родного края.


В рамках целевой комплексной программы «На перекрёстке взаимных интересов: библиотека, краеведы, сообщество» в 2013- 2014гг. были реализованы долгосрочные социально - культурные проекты: «Знатные люди Выксы», "Памятники и памятные места Выксунской земли", "Навстречу друг другу", "Комфортная среда как фактор привлечения читателей", "Имена выксунских улиц". В 2016 году библиотека продолжает работу по реализации следующих проектов: «Забытые деревни», " Здесь русский дух", "Цифровая летопись войны", "История Выксы - в свободном доступе."


ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ»
В боевых операциях на всех фронтах Великой Отечественной войны приняли участие 20300 выксунцев, 6,5


тысяч

- не вернулись с полей сражений. Имена многих выксунцев, проявивших в годы войны доблесть и отвагу, остаются неизвестными жителям городского округа. Ни в одном из доступных источников, кроме «Книги памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. том 5 (Выксунский район)», 1994 г. издания, мы не найдём сведений о тысячах наших земляков - участников Великой Отечественной войны. Ограничен доступ различными фондодержателями и к имеющимся в округе ресурсам.В течение десяти лет сотрудники городской библиотеки «Отчий край» занимались поиском и систематизацией информации об участниках войны и тружениках тыла - выксунцах. Одним из путей увековечения имён защитников Родины является создание цифрового ресурса «Летопись подвига» на базе архива, собранного библиотекой и её партнёрами, в рамках проекта «Цифровая летопись


войны». Ресурс будет содержать электронную библиотеку, архив фото - и видеодокументов,

воспоминания ветеранов войны. Размещение ресурса на сайте библиотеки позволит существенно расширить читательскую аудиторию и сделать имена защитников Отечества достоянием общественности.

Финансовую поддержку данного проекта обеспечивает администрация МБУК
«Централизованная библиотечная система городского округа город Выкса» и АО «ВМЗ», входящий в состав Объединённой металлургической компании. В 2015 году библиотека, представившая на конкурс проект «Цифровая летопись войны», стала лауреатом конкурса социальных и благотворительных проектов «ОМК - Партнёрство». К публикации были подготовлены четыре выпуска мультимедийного издания «Летопись подвига». Работа по поиску и систематизации материала продолжается. Большую помощь в сборе информации об участниках Великой Отечественной войны оказывает Совет ветеранов городского округа, первичные ветеранские организации.
Проект «Здесь русский дух»
Традиционная культура русского народа - это основа формирования национального
самосознания. К сожалению, снижается интерес к народной культуре, обычаям, обрядам, фольклору, декоративно-прикладному творчеству наших предков у подрастающего поколения. Необходимо остановить этот процесс. Библиотека «Отчий край» активно участвует в решении данной проблемы. На протяжении ряда лет сотрудники занимались поиском и сбором предметов крестьянского быта, что позволило создать этнографическую экспозицию «Уголок быта начала XX века». В 2016 году на его основе создан этнографический мини - музея, а точнее - музейная комната «Русский дом». Здесь размещены две постоянные экспозиции: «Фрагмент интерьера крестьянской избы конца XIX - начала XX века», «Фрагмент интерьера дома первой половины XX века» (круглый стол и венские стулья для экспозиции искали через соцсети, откликнулись через три дня). Подлинные экспонаты - свидетели прошлого - воссоздают картину традиционного быта и национальной самобытности русского народа. Используя природные материалы, человек создавал удобные и необходимые в быту предметы - утварь и посуду, орудия сельскохозяйственного труда и др.


Одним из почётных дарителей, настоящим хранителем старины В.И. Ситковым, было подарено около 30 предметов. Василий Иванович не просто собирает и дарит музеям предметы крестьянского быта, но и тщательно восстанавливает их.

Предметы народного быта из экспозиции избы используются при оформлении предметных выставок в зале отраслевой литературы и проведении массовых мероприятий . Центральное место в экспозиции избы занял деревянный ткацкий стан, подаренный и собранный недавно. Надеемся, что удастся заправить его и в будущем демонстрировать экскурсантам в действии. Обзорные и тематические экскурсии из цикла «Русский мир», мастер-классы по изготовлению кукол - оберегов проводятся в зале регулярно для самых разных аудиторий, здесь же проходят камерные посиделки в дни народных праздников, таких, как Масленица, Троица, Яблочный спас, Святки.


Проект «Под покровительством Варнавы Гефсиманского»

Библиотека «Отчий край» ведёт активную поисковую работу,

Направленную на изучение и сохранение краеведческого материала духовно-нравственного содержания. В фонде библиотеки хранятся и пользуются постоянным спросом документы, собранные из разных источников по данному направлению. История Выксы неразрывно связана с именем преподобного Варнавы Гефсиманского, основателя Выксунского Иверского женского монастыря, духовного покровителя Выксунской земли. Все в Выксе знают имя преподобного Варнавы, но мало кто знает о его трудах и подвигах

на ниве старчества и реальном вкладе в устроение монастыря «на Выксе». Подвижническое служение святителя людям - выдающийся пример для воспитания духовно-нравственных качеств у жителей округа. Чтобы полнее и целостнее представить информацию о святом старце-утешителе Варнаве Гефсиманском, решено было создать в рамках данного проекта мультимедийное информационное издание, которое будет доступно всем категориям населения округа и станет важным элементом местной культурной памяти. Цель проекта: формирование духовно-нравственных ценностей у населения округа через просвещение на примере жизни и служения старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Варнавы Гефсиманского. Среди поставленных задач: приобщение пользователей библиотек к чтению духовно-нравственной литературы, в том числе к созданному ресурсу; организация комплекса культурно-просветительских мероприятий для стимулирования развития интереса горожан к имени преподобного Варнавы Гефсиманского.



В рамках данного проекта был организован цикл мероприятий:

 Встреча с благочинным о. Димитрием (Колоколовым)
 час православия «Небесный покровитель Варнава»
 час истории «Обитель Иверская»
 час православия «Сын утешения»
 час истории «Настоятельницы и священнослужители Иверского монастыря»
 книжно-иллюстративная выставка «Здесь мой и Афон, и Иверия».
В мультимедийном издании авторы-составители стремились аккумулировать информацию о высокочтимом старце, чьё имя было широко известно во всей России в 19 веке и канонизированном в 1995 году. В издание включены статьи из периодических изданий, видеофильмы, посвящённые святому Варнаве

Гефсиманскому. Интерес вызовет его духовное наследие - письма старца к насельницам Иверской Выксунской обители и его духовные поучения. Особое внимание уделено периоду, связанному с устроением монастыря «на Выксе», что было одним из важнейших дел жизни выдающегося подвижника в течение 40 лет. В данном ресурсе кратко изложены основные события истории Иверского Выксунского женского монастыря, включены фрагменты видеофильмов, посвящённых современным событиям из жизни монастыря. Достоинством издания является его иллюстративный ряд, включающий подбор архивных фотоматериалов из коллекции библиотеки «Отчий край» и открытых источников сети Интернет.
Пользователи с проблемами зрения могут прослушать беседу архимандрита Георгия Тертышникова «Врачевание старцем Варнавой телесных немощей».
Электронная книга содержит информацию о лучших изданиях, посвящённых Варнаве Гефсиманскому и Иверскому Выксунскому женскому монастырю в формате списка изданий, публикаций, имеющихся в фонде городской библиотеки «Отчий край» и размещённых в сети Интернет.

Проект «История Выксы - в свободном доступе»
Миссия краеведческой библиотеки заключается в том, чтобы обеспечить свободный доступ к краеведческой информации в любой форме. Краеведческий фонд библиотеки, имея историческую, культурную ценность, уникален, он представляет собой фонд изданий, имеющихся зачастую в единственном экземпляре, потеря которых будет невосполнима. Изучение потребностей пользователей библиотеки показывает, что сегодня
они нуждаются и в печатных, и электронных
документах, поэтому библиотеке необходимо формировать фонд качественных электронных краеведческих ресурсов. Это достигается путем создания собственных электронных ресурсов. Современные технологии делают возможным исключительно быстрый доступ к богатейшим источникам знания независимо от места их хранения, а также обеспечивают оперативный обмен информацией. К сожалению, сегодня уникальный краеведческий фонд библиотеки доступен пользователям локально, в определённые часы (в соответствии с графиком работы библиотеки) и не доступен удалённым пользователям. В таких условиях решать

задачу приобщения населения к ценностям культуры края достаточно проблематично. Размещение на сайте библиотеки не только информации об имеющихся краеведческих ресурсах, но и полнотекстовых краеведческих ресурсов, послужило бы решению не только данной проблемы, но и решению не менее важной задачи сохранности ценных краеведческих документов. Цель проекта:
Расширение возможностей доступа населения к краеведческой информации и обеспечение
сохранности краеведческого фонда на основе новых информационных технологий.
Задачи проекта: -наполнение сайта библиотеки краеведческим контентом, совершенствование структуры сайта краеведческой библиотеки с целью формирования интереса к истории края,
- создание и обеспечение удалённого доступа к электронной библиографической базе данных «Выкса»,
- создание электронной справочной базы данных «Выдающиеся выксунцы»,
-оцифровка ценных краеведческих изданий на оборудовании партнёров и размещение их в сети Интернет,
-создание и размещение в сети электронного многотомного ресурса «Летопись подвига» в рамках проекта «Цифровая летопись войны»;
- оцифровка и размещение в сети Интернет газеты «Выксунский рабочий» за 60-е и 70-е годы XX века;
-подготовка и публикация краеведческих исследований, библиографических указателей, тематических краеведческих ресурсов собственной генерации.
- создание «Хроники важнейших событий городского округа».

Целевая аудитория:
- Учащиеся, молодёжь.
Содержание проекта:
Основу проекта составляют мероприятия по созданию, оцифровке и обеспечению неограниченного доступа к краеведческим библиографическим и полнотекстовым источникам информации.
Ожидаемые результаты:
- Будет обеспечен свободный доступ к культурному наследию края на основе новых информационных технологий не только жителям городского округа, но и за его пределами, каждому пользователю сети Интернет.
- Более оперативно, качественно, на новом информационном уровне осуществляться краеведческая информационно - библиографическая деятельность краеведческой библиотеки.

Проект "Родина в сердце"

Краеведческая деятельность библиотек многогранна, современные учреждения успешно позиционируют себя как центры исследовательской, издательской и просветительской деятельности по краеведению. Среди направлений библиотечного краеведения в последние годы в самостоятельную структуру оформилась издательская деятельность. Каждая библиотека строит свою стратегию издательской деятельности, целью которой является сохранение историко-культурного наследия городского округа. Просветительско-краеведческое направление издательской деятельности - это и заполнение лакун в краеведческой литературе, и введение в оборот и популяризация краеведческих знаний, издание результатов собственных исследований.

Городская библиотека «Отчий край» активно использует издательские возможности для продвижения краеведческих ресурсов. Первые справочники по теме «Улицы Выксы», «Достопримечательности Выксы» были подготовлены к публикации коллективом библиотеки. Издания просветительско - краеведческой направленности ежегодно создаются силами библиотекарей и краеведов Выксы. Это справочное издание «Календарь знаменательных дат Выксы», краеведческий альманах «Приокская глубинка», краеведческие очерки.

Подготовка новых изданий в значительной мере связана с историко-библиографическими исследованиями, поисковой работой. Результатом исследований ста новятся ресурсы, которые имеют непреходящую ценность.

Историко-краеведческий проект «Родина в сердце»- следующий шаг в создании уникальных краеведческих ресурсов, которые могут использоваться в практической, научной, образовательной, общественной деятельности.
Результатом реализации проекта «Родина в сердце» будет подготовка к публикации краеведческих альбомов: «Мемориалы Выксы», «Достопримечательности Выксы».
В ресурсе «Мемориалы Выксы» будет систематизирована информация о памятниках Великой Отечественной войны, в которой будут приведены подробные описания и необходимые сведения о мемориалах, размещённых на территории городского округа.
В ресурсе «Достопримечательности Выксы» будет аккумулирована информация о лицах и исторических событиях, память о которых хранят памятники и памятные места Выксы.
Знания горожан о культурно-историческом наследии нашего округа ограничиваются узким перечнем общеизвестных объектов, в то время как на Выксунской земле расположено 129 объектов культурного наследия, более 300 достопримечательностей. История многих из них требует изучения, раскрытия и популяризации среди горожан. Остро стоит вопрос сохранения историко-культурного наследия Выксы. Именно поэтому библиотека считает своим долгом внести свою лепту в дело привлечения населения в процесс изучения и сохранения историко-культурного наследия округа. С этой целью в рамках проекта «Родина в сердце» будут проведены архивные и библиографические изыскания, организован конкурс исследовательских работ «Памятники - это неумолкаемый лекторий». Результатом данных мероприятий станет качественный ресурс «Достопримечательности Выксы».
Созданные издания будут представлять большой интерес, и не только единовременный, они будут учитываться всеми исследователями данной темы.
Под социальной полезностью проекта следует понимать ориентированность работы библиотеки на повышение качества жизни пользователей посредством продвижения краеведческих знаний.
Реализация историко-краеведческого проекта «Родина в сердце» станет важным шагом в сохранении историко-культурного наследия, популяризации краеведческих знаний, оптимизации научно-исследовательской работы.


Проект «Имена выксунских улиц»


Названия улиц и переулков произошли не случайно. В этих названиях заключается большею частью указание на историческое событие, на известное в свое время лицо, на бытовую черту, в них хранится память прошедшего. Некоторые улицы нашего города были переименованы. Когда и почему? Слободская ремесленная Выкса оставила по себе память в названиях, которые создают своеобразие Выксы. И хотя топонимы более живучи, чем многие памятники материальные, об их сохранении тоже нужно позаботиться. Возродить к жизни первоимена - значит связать нити, идущие к нам из прошлого. Наследниками названий по ремесленным слободам стали улицы и переулки. Их история мало известна выксунцам ввиду отсутствия документальных источников, и данный проект направлен на то, чтобы сохранить то, что дорого людям. Школьнику, студенту, учителю, любителю истории часто не хватает справочной информации о том или ином интересном историческом объекте, событии родной земли, о ее выдающихся деятелях. Библиотека ставит целью обеспечение равных возможностей широкого доступа для всего населения округа и всех посетителей глобальной информационной сети к справочной краеведческой информации, касающейся родного округа.
Цель данного проекта: Создание качественных краеведческих информа


Проект «На книжную полку-книгу о крае»

К сожалению, надо признать, что молодёжь не просто привлечь к чтению книг, в том числе по истории родного края, поэтому
библиотеки ищут новые
формы предоставления краеведческой
информации. Сегодня библиотекари берут
на вооружение все доступные им технические достижения. Одним из эффективных вариантов донесения информации о краеведческих ресурсах, имеющихся в фондах муниципальных библиотек городского округа, является использование виртуального пространства. Для продвижения книги и чтения в социальных сетях «Вконтакте», «Фейсбук» созданы

группы «Городская библиотека «Отчий край», где оперативно размещается информация о новинках литературы, проводимых библиотекой мероприятиях, акциях и проектах, ресурсах и услугах библиотеки, о лучших книгах и краеведческих изданиях. Создан также канал на ютубе «Библиотека «Отчий край», где мы размещаем ролики, буктрейлеры. Интересной формой пропаганды краеведческой книги может быть хорошая рекомендательная видеоаннотация. Цикл видеоаннотаций к краеведческим книгам создается в рамках проекта «На книжную полку-книгу о крае». Проект «Памятники и памятные места Выксунской земли»

Памятники истории и культуры — своеобразная летопись жизни отдельного народа, местности. Памятники играют важную роль в воспитании подрастающих поколений. Важной задачей в данном контексте является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства. Определённая часть памятников городского округа выявлена и взята под охрану. К сожалению, некоторые ценные памятники,

особенно местного значения, остались неизвестными. Знания горожан о культурно-историческом наследии нашего округа ограничиваются узким перечнем общеизвестных объектов, в то время как на Выксунской земле расположено более 300 объектов культурного н аследия федерального и регионального значения. История многих из них требует

изучения, раскрытия и популяризации среди горожан. Не менее важной задачей является выявление памятников для внесения в список памятников, охраняемых государством. Остро стоит вопрос сохранения историко-культурного наследия Выксы. Именно поэтому библиотека считает своим долгом внести свою лепту в дело привлечения населения в процесс изучения и сохранения историко-культурного наследия округа.

Цель: изучение культурного наследия Выксы; выявление памятников истории и культуры, привлечение внимания широкой общественности к проблеме сохранения памятников истории и культуры Выксы.
Задачи:
. Провести архивные и библиографические изыскания информации об объектах культурного наследия городского округа город Выкса
. Совместно с краеведами округа изучить и выявить памятники, не поставленные на государственный учёт
. Осуществить фотофиксацию памятников и памятных мест городского округа

.
Подготовить «Перечень объектов культурно-исторического наследия городского округа город Выкса» для рассмотрения его субъектами деятельности по государственному учету и охране памятников. Внести предложения о постановке на учёт выявленных объектов культурного наследия.
. Подготовить к выпуску диск «История города в памятниках»
. Разместить новый ресурс на сайте библиотеки
. С целью популяризации знаний о культурном наследии Выксы проводить Дни исторического и культурного наследия, экскурсии по городу, тематические виртуальные экскурсии, слайд-лекции, конкурсы и викторины.
. Целевая аудитория:
Молодежь, учащиеся
Партнеры проекта:
. Отдел архитектуры
. Архив администрации городского округа
. Музей ОАО «ВМЗ»
. Совет по сохранению культурного наследия городского округа город Выкса
Содержание проекта:
Основу проекта составляют мероприятия по архивным и библиографическим изысканиям, сбором соответствующей информации у населения, выявлению, осуществлению фотофиксации и описания объектов культурного наследия округа, внесение предложений о постановке на государственный учёт объектов культурного наследия округа, а также мероприятия, направленные на поддержание интереса к историко-культурному наследию округа у населения.
Библиотекарями предпринята попытка создания полного перечня объектов культурного наследия округа г. Выкса. Так как библиотека

располагала лишь небольшим количеством официальных документов, пришлось провести настоящее исследование. Труд был высоко оценен общественностью, но считать завершенным его мы пока не можем - работа продолжается по уточнению, фотофиксации объектов и пр. аспектам. Памятники природы, археологии, топонимы, гидронимы также включены в «Перечень объектов культурного наследия городского округа город Выкса». Описано 328 объектов. «Перечень объектов культурного наследия городского округа город Выкса» является ценнейшим источником краеведческой информации, с помощью которого библиотека выполняет многочисленные библиографические справки.
В рамках проекта «Памятники и памятные места Выксунской земли» продолжается работа по уточнению информации о памятниках истории, культуры, архитектуры городского округа. В созданный библиотекой реестр «Достопримечательности Выксы» вносятся изменения и дополнения: заносится информация о новых достопримечательностях, обнаруживаются ошибки, сделанные много лет назад краеведами (история с местонахождением памятников «Волостное правление» и «Дом купца Деева»: оба имели один адрес). По просьбе библиотеки фотофиксацию памятников, расположенных за чертой города, осуществил Н. Малютин. Выявлен ряд материальных объектов, имеющих историческую и культурную ценность. Совет по сохранению культурного наследия городского округа рекомендовал рассмотреть вопрос о включении данных объектов в Единый реестр ОКН.
СОВЕТ ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА

По инициативе главы города И.Л. Раева в 2010 году был создан Совет по сохранению культурного

наследия городского округа город Выкса (далее - Совет) с целью
объединения усилий единомышленников в деле сохранения историко-культурного наследия края, воспитания любви и уважения к землякам. В состав Совета входят представители администрации округа, Совета ветеранов округа, сотрудники музеев города, педагоги, краеведы, библиотекари.. Председатель Совета - Г.К. Никулина, заместитель председателя - Е.А. Баикина, ответственный секретарь - заведующая библиотекой «Отчий край» С.Л. Ермакова.
Большое внимание уделяется краеведческому просвещению. Под патронатом Совета проводятся краеведческие чтения: «Парк вчера, сегодня, завтра», «И дольше века длится род», «Шепелевское чугунное литье в Триумфальной арке Москвы» и другие.
В рамках проекта «Имена выксунских улиц» был выпущен диск «Улицы Выксы».
Решён вопрос обозначения места захоронения Ивана Родионовича БаташеваТоржественное открытие
памятного знака состоялось 25 октября на территории храма Иоанна Богослова (Малая церковь).
Члены Совета принимали активное участие в реализации других проектов: «Победители», «Знатные люди
Выксы», «Памятники и памятные места Выксунской земли». Созданный в 2012 г. «Перечень объектов культурного наследия городского округа город Выкса» не является завершенным, работа над ним продолжается - вносятся дополнения, уточнения. Создана справочная база данных «Выдающиеся выксунцы».
Плодом совместной деятельности является и краеведческий «Календарь г. Выкса,
библиотеки "Отчий край". знаменательных дат Выксы» на 2013, 2014, 2015 гг.
Деятельность Совета освещается на страницах газет «Металлург», «Выксунский рабочий», «Выкса.RU», «Провинциальная хроника», на сайтах у правления культуры городского округа, ЦБС, администрации городского округа.
В 2014 году членами Совета по сохранению культурного наследия городского округа был подготовлен к печати сборник статей краеведа Князевой «Страницы прошлого Выксы». Сборник работ Л.В. Шестерова «Под сенью липовых
аллей» был подготовлен к публикации Г.К. Никулиной и Е.А. Баикиной. Финансирование взял на себя Выксунский металлургический завод.
Представители Совета являются членами редакционной коллегии альманаха "Приокская глубинка", ими были подготовлены к печати 13-й,14-й и 15-й выпуски издания, посвящённые 80-летию присвоения Выксе статуса города и 70-летию Победы.
В рабочем порядке решались различные вопросы, касающиеся сохранения культурного наследия городского округа.
Первое заседание Совета по сохранению культурного наследия городского округа город Выкса в 2015 году состоялось в музее истории ОАО «ВМЗ». Вновь обсуждался вопрос о необходимости пересмотра концепции зала «Великой Победе посвящается», где доминирует глобальный контекст. С инициативой об увековечении памяти Героя Советского Союза Николая Васильевича Будюка, жившего до войны в селе Мотмос, выступила руководитель краеведческого музея села Мотмос Петрова Наталья Владимировна. Говорили и о необходимости уточнения ряда памятных дат городского округа, дат жизни выдающихся выксунцев.
На следующих заседаниях обсуждали разные вопросы. Владимир Владимирович Королёв представил своё исследование о предполагаемом местонахождении первого театра заводчиков Баташевых. Рассматривались вопросы издательской деятельности: о подготовке к публикации очередного выпуска краеведческого альманаха, Календаря знаменательных дат, об издании книг молодых авторов. Обсуждался вопрос о включении в законопроект "О памятных датах и праздниках Нижегородской области" информации о следующих исторических датах: основание Выксунского металлургического завода, Выксунского Иверского женского монастыря, присвоение Выксе статуса города, даты рождения академиков А.М. Горностаева и В.П. Горячкина. Был обозначен ряд проблем в области сохранения ОКН в округе, в том числе о поиске действенных мер поддержки хранителей и популяризаторов культурного наследия округа таких, как П.М. Романов, В. Кадулин. Этот вопрос взят под контроль. Одно из заседаний Совета по сохранению культурного наследия было проведено в Доме музее ремёсел П.М. Романова.
В 2016 г. члены Совета выступили с инициативой о создании на базе коллекции предметов быта, собранной В. Кадулиным, музея быта 20 века. Было подготовлено письмо на имя главы гор. округа В.В. Кочеткова с предложением о рассмотрении вопроса о создании муниципального музея, куда вошли бы музей 20 века, дом-музей ремесел, музей под открытым небом (Виля).

Основная работа Совета в 2017 году была сконцентрирована в нескольких направлениях. Самым успешным было издательское. Это и Календарь знаменательных дат, и юбилейный выпуск альманаха «Приокская глубинка», и помощь в подготовке материалов к изданию второго тома краеведческого наследия Надежды Князевой, а также большого сборника краеведческих материалов, который увидит свет в начале следующего года.

Не все инициативы были успешны. Так, ходатайство о сохранении объекта, обладающего признаками ОКН по адресу Красная площадь, 28, увы, результатов не принесло. Объект был снесён. Зато поддержку получила инициатива Совета по увековечению памяти нашего земляка Георгия Карзова — сейчас этот вопрос на рассмотрении в администрации. Совет принимал участие в обсуждении судьбы зданий, расположенных в районе исторической застройки.

Не так активно, как хотелось бы, но начинает работать краеведческий лекторий при Совете. Оказывается методическая помощь музейному сообществу. Совет прирастает новыми участниками. На итоговом заседании 2017 ода в Совет были приняты Георгий Татарских, Сергей и Александра Наумовы, Татьяна Снегирева и Елена Столярова.

В основе деятельности данных учреждений культуры лежит сохранение и передача культурного наследия страны от одного поколения к другому. Эта функция сама по себе способствует формированию исторического сознания детей

Краеведческая работа является одним из направлений, которое способствует формированию интеллектуальных и творческих особенностей ребенка, расширению его кругозора, а также развитию патриотических чувств.

Благодаря такой работе, осуществляется реализация очень важной образовательной проблемы, которая непосредственно касается соединения обучения с жизнью.

Главное в статье:

О роли библиотеки в воспитании подрастающего поколения

В последнее время вопрос, касающийся изучения родного края, является одним из наиболее актуальных вопросов современного общества.

Такой интерес объясняется с одной стороны, как дань моде, а с другой, как необходимость и потребность каждого гражданина-патриота своей страны.

Немаловажная роль в решении данной проблемы принадлежит библиотекам, которые во все времена считались центром интеллектуальной жизни общества.

В основе деятельности данных учреждений культуры лежит сохранение и передача культурного наследия страны от одного поколения к другому. Эта функция сама по себе способствует , а также воспитанию у них духовно-нравственных ценностей.

Воспитание краеведением связано с такими процессами, как:

  • обучение знаниям о прошлом и настоящем родного края, его , традициям и так далее;
  • сохранение культурного и природного наследия;
  • привитие потребности в заботе о будущем родной земли и прочее.
  • вводное – «Я знаю город будет!»;
  • «По следам великого мужества»;
  • «Магнитогорск литературный»;
  • «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную…»;
  • заключительное – подведение итогов фотоконкурса.

В ходе первого мероприятия дети получают знания об историческом прошлом территории, на которой сегодня расположен город, а также о жителях станицы Магнитной, скульптурных и архитектурных памятниках и многом другом.

Следующее мероприятие направлено на отражение проведенной работы по изучению имен тех улиц родного город, которые названы в честь революционеров, партийных деятелей, героев войн.

Проведение третей встречи посвящено улицам, названным именами литературных деятелей разных культурных эпох. Необычное название четвертого мероприятия связано с тем материалом, который представлен на встрече и посвящен необычным названиям города Магнитогорска.

В ходе заключительного мероприятия подводятся итоги конкурса фотоматериалов, стартовавшего на вводном мероприятии. На фотографиях, представленных участниками, запечатлены любимые уголки улиц родного города.

Ресурсы для организации краеведческого проекта

В реализации библиотечного проекта по краеведению были задействованы различные ресурсы:

  • базовые, к которым относятся помещение для проведения мероприятия, а также необходимые предметы мебели;
  • административные - это городские органы управления;
  • финансовые, в качестве которых выступают целевое бюджетное финансирование и спонсорские средства;
  • человеческие, включающие в себя сотрудников библиотеки, журналистов, приглашенных гостей и других представителей;
  • информационные – средства массовой информации, периодическая печать, телевидение и так далее;
  • технические, в том числе проектор, компьютерные устройства, музыкальное оборудование и многое другое.

О привлечении партнеров к реализации краеведческого проекта в библиотеке

В рамках данного проектаналаживается сотрудничество с архивным фондом города, городскими органами управления, местными средствами массовой информации, депутатами Городского собрания и другими.

Каждый из партнеров отвечает за выполнение определенной части проектной деятельности. Например, городской архив должен предоставить материалы, касающиеся происхождения названий улиц Магнитогорска, а Администрация города провести консультацию по вопросу переименований улиц.

Проект создания краеведческого клуба в библиотеке реализуется на протяжении 2016 года и состоит из нескольких этапов. На первом из них разрабатывается план мероприятий на календарный год. После этого осуществляется разработка сценариев запланированных мероприятий.

Третий этап включает в себя работу по приготовлению подарков. И на заключительном этапе выполняется подготовка статей в средства массовой информации, в которых представлен материал о проведенных мероприятиях. Также в это же время ведется работа по изготовлению аудио- и видеороликов.

По свидетельству организаторов данным проектом заинтересовалось огромное количество жителей города. Не остались равнодушными и средства массовой информации. Посетители библиотеки неоднократно предлагали свою безвозмездную помощь, направленную на установление исторических фактов, связанных с названием переулков и отдаленных улиц Магнитогорска.

Материал проверен экспертами Актион Культура