Open
Close

Сочинение на тему: Кто прав в споре о правде в пьесе На дне, Горький. Споры о правде на дне Споры о правде в пьесе на дне

У каждого своя правда
Творение М. Горького «На дне» затрагивает многие социальные и философские проблемы, но наиболее остро в пьесе стал вопрос о месте правды в жизни человека.
Спор о человеке завязывается в самом начале произведения, задолго до появления в нем странника Луки. Герои рассуждают на тему свободы и жизни человека, но их разговоры практически не связаны между собой. Они обитают в своем маленьком, ограниченном мирке, не обращая внимания друг на друга. Так, Клещ мечтает о свободе, надеется, что вырвется «со дна» после смерти его жены Анны, а Квашня уже провозгласила себя свободной женщиной.
Как Лука повлиял на обитателей ночлежки?
Все переменилось с приходом Луки, для которого все были равны, в равной степени заслуживали и сострадания, и уважения. Именно это странник старался посеять в души обитателей ночлежки. Например, он с сочувствием выслушивает Настины мечты о светлой любви, Анне искренне желает обрести покой перед смертью, актеру советует обратиться в лечебницу, Ваське Пеплу - верить в спокойную жизнь в Сибири с его возлюбленной.
Однако сам М. Горький назвал Луку жуликом, ведь тот утешает людей, а сам ни во что не верит. Возможно, автор прав, и странник действительно лицемерил. Так или иначе, но после прихода Луки обитатели ночлежки разделились на два лагеря: на тех, кто борется за правду и уважение к человеку, и тех, кто согласен со странником.
Так, Бубнов называет Луку «шарлатаном», а Сатин говорит, что человека нужно не жалеть, унижая его жалостью, а уважать. Они уверены, что «правда - бог свободного человека, а ложь - религия рабов».
Я же считаю, что люди, оказавшиеся на дне общества, достойны только жалости и сочувствия, но никак не уважения. Пусть Лука и лгал, но это была ложь во благо, которая дарила людям надежду. Я согласна с мнением странника, что «человек все сможет, лишь бы захотел». Нужно давать людям поверить в свои силы, ведь смысл жизни не в поиске правды, а в том, чтобы продолжать жить, на каком бы дне общества ты не оказался.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » На дне — Горький » Сочинение на тему «Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

sochinenienatemu.com

Спор о правде в пьесе Максима Горького «На дне» Лука и Сатин.На чьей стороне горький? (Школьные сочинения)

В пьесе Максима Горького «На дне» встает главный философский вопрос о лжи и правде. Решается он при помощи сопоставления двух героев- Луки и Сотникова.

Первый герой предпочитал ложь. Из-за своего милосердия и сочувствия к людям, он пытался им помочь, говоря неправду, в которую верили. Но это всего лишь был миг, за котором следовала реальная правда. Лука утешает Настю: «Твоя правда, а не ихняя. коли ты веришь была у тебя настоящая любовь. значит - была она!». Девушка, послушав Луку, считает что так и есть- ее любовь настоящая. Из-за этого Барон и Бубнов потешалисьнад ней и говорили, что она врёт. Он пытается помочь Анне, говоря, что в загробном мире она отдохнёт,хотя сам не верит в Бога «Во что веришь- то и есть».

Если человек верит во что то, то это становится для него самой настоящей правдой. Таким образом у Луки не возникает проблем внушить эту «правду» другим. Актеру он даёт надежду, говоря, что его можно вылечить: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…».

Горький называет Луку жуликом, потому что ему важно не действительно оказать помощь человеку, а создать иллюзию, мечту. В итоге Актер и Анна теряют последний надежды на жизнь и судьбы других персонажей тоже ничем хорошим не заканчиваются.

Возможно, единственный герой, на которого действительно повлиял Лука- это Сатин. Он, будучи противополжным персонажем Луки,хоть и не принимает его позицию о лжи, но всё равно хвалит «Он – умница.

Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Лука сделал из Сатина человека, от чего сам Сатин восторгается.

В этой пьесе автор принимает позицию Сатина. Данный персонаж высказывается: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо». Он считает, что лучше всего говорить людям правду «Правда — Бог свободного человека».

Делая вывод, хочу сказать, что Лука, обманывая всех, никому не сделал лучше. Он сделал хуже, потому что люди поверили во что-то светлое, благодаря ему, но спустя время их затигла реальная жизнь. В этом споре побеждает реалистичная правда Сатина.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М.

Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди «с солнцем в крови» герои ранних произведений писателя.

II. Человека Горький ищет везде, даже «на дне» жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды. III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь? IV.

Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина - основной драматургический конфликт пьесы. V. Жизненная философия Луки: «Не всегда правдой душу вылечишь». Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди «странники» и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь «устроиться» в ней, «приспособиться».

Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о «праведной земле»). VI.

Позиция Сатина в споре о правде. Сатин - обличитель лжи как «религии рабов и Хозяев», прибежища нищих духом. Правда Сатина - «бог свободного человека», правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.

VII. Человек Луки - отдельная, конкретная личность («я всякого уважаю»), Человек-Сатина - это общность людей, человечество («Это не ты, не я, не они. нет! Это - ты, они, старик» Наполеон, Магомет. в одном»).

VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки - это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются. I.. Гуманизм Горького в пьесе «На дне», философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром).

Современные постановки и трактовки пьесы.

Если данное школьное сочинение на тему: СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» , вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Сочинения на Getsoch.ru

Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» вот уже более века вызывает вокруг себя споры. Пьеса «На дне» — это очень глубокое произведение, вскрывающее многочисленные социальные и философские проблемы человеческого общества, центральные из которых – проблема правды и человека.

В пьесе рассказывается не столько о человеческих судьбах, об отдельных личностях, сколько об идеях человеческого существования, смысла жизни, поиска правды.

С самого начала, еще даже до появления странника Луки, завязываются споры о человеке. Герои рассуждают о свободе и о том, какова жизнь человека. Квашня с первых страниц провозглашает себя свободной женщиной, а Клещ надеется на обретение свободы, на то, что он вырвется «со дна», как только его жена, Анна, умрет. Однако, все эти герои живут в своем собственном мирке, не обращая внимания ни на кого другого. Именно поэтому первые разговоры почти не связаны одной идеей.

Но все меняется, как только в мирную размеренную жизнь ночлежки вторгается странник Лука. С его появлением развивается идейная часть пьесы. Лука сразу провозглашает: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха». Для него – все равны, все заслуживают и сочувствия, и, главное, истинного, человеческого уважения. И именно Лука старается привнести изменения в сердца обитателей ночлежки.

Он с сочувствием относится к мечтам Насти об искренней и чистой любви, которую та обрела лишь в своих фантазиях, в своих мечтах. Он искренне пытается помочь Анне, жене Клеща, обрести покой перед своей смертью. Анна, которая за всю свою жизнь едва видела что-либо хорошее, верит обещаниям Луки о светлой загробной жизни. Актеру Лука говорит, что существует лечебница, где бесплатно могут вылечить от алкоголизма. Наконец, Ваське Пеплу он обещает спокойную вольную жизнь в Сибири со своей возлюбленной Наташей.

Но сразу становится ясно: Лука лицемерит. Он, как его называл сам М.Горький, «жулик». «Он, собственно ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова утешения», — так писал автор об им же созданном герое. Именно это и обусловливает причину разделения обитателей ночлежки на два лагеря: на тех, кто борются за правду, за уважение к человеку, и тех, кто благоволит философии Луки.

Первые обличают Луку. Бубнов называет его «шарлатаном». Сатин говорит, что «надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Уважение человеческого достоинства – вот их лозунг. Для них – лучше знать правду, ведь «правда – бог свободного человека!», а «ложь – религия рабов и хозяев».

Но, в то же время, глядя на судьбу этих людей, оказавшихся на самом дне общества, не имеющих никакой надежды, становится их искренне жаль. Поэтому, на мой взгляд, Лука не был «жуликом». Пусть он лгал, но это была ложь во блага. Он хотел, чтобы люди получили надежду. Он верил, что «человек все может, лишь бы захотел». И, я считаю, он был абсолютно прав. Смысл человеческой жизни не в поиске правде, а наоборот, правда заключается в том, что человек должен продолжать жить.

Спор о правде в пьесе «На дне» М. Горького

Жанр пьесы Максима Горького «На дне» можно определить как философскую драму. В этом произведении писателю удалось поднять множество проблемных вопросов о человеке и смысле его существования. Однако спор о правде в пьесе «На дне» стал ключевым.

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Спор о правде


В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.

Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Луку и Сатина. Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.

Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.

Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, не оглядываясь на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить. Пока верил человек - жил, а потерял веру - и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»

Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Это - великолепно! Это звучит - гордо!»

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.

Пьеса «На дне» была написана 15 июня 1902 года, на сцене её премьера состоялась 31 декабря того же года. Она сменила множество названий в процессе разработки и преодолела множество препятствий в связи с цензурой в русских театрах, однако осталась интересной по сей день, ведь в ней можно встретить правду о жизни «бывших людей», то есть социальных низов общества, отсюда и выходит её название, к которому мы так привыкли.

Можно много рассуждать по поводу того, почему Горький не оставил ей название, например, «Без солнца» или же «Ночлежка», но интереснее всего, на мой взгляд, поговорить о конфликте этой пьесы.

Хочу начать с того, что в пьесе мы можем заметить три «правды», каждая из которых по-своему верна, именно они составляют конфликт произведения.

«Правда» странника Луки в том, что если для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ему нужно лгать, ибо это будет являться ложью во благо. Без нее человек может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе, так как утешение нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть его жизненную позицию. Например, герой считает, что: «Во что веришь, то и есть».

Также есть вторая «правда», которая отображается в образе Сатина, который является шулером и алкоголиком. В прошлом он был телеграфистом, но осмелился убить человека и сел в тюрьму, так и оказался в ночлежке, неся свою «правду» о том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Сатин считает, что человека нужно именно уважать, а не унижать жалостью. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!».

Третья «правда» заключается в том, что нужно говорить всё прямо, как есть и это — правда Бубнова. Он считает, что нет смысла врать, так как всё-равно все рано или поздно умрут.

Каждый человек сам для себя решает какая «правда» ему ближе, но самое сложное — сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть жизнь человека, а то и сотни людей. Я считаю, что правда, предложенная Сатиным, ближе мне, так как я думаю, что человек всегда должен осознавать свою ценность и быть уважаемым. Ложь же будет существовать всегда, хотим мы того или нет, ведь без зла, как известно, не было бы и добра. Однако нельзя культивировать ее и превращать в идею, оправдывая иллюзорным благом. У каждого свое понимание «блага», и если мы начнем друг-друга обманывать ради достижения «высшей» цели, то посеем одно лишь зло. Спор, чья правда правдивее, решится силой, и будет уже не до уважения и ценности человеческой жизни и личности.

Лука уходит, как и абстрактные идеалы под давлением реальной жизни. Что он, бродяга и нищий, может посоветовать людям? Чем помочь? Только вселить губительную напрасную надежду, которая, уходя, разобьет человека вдребезги.

В заключении хочу написать о том, что честный человек гораздо сильнее и добрее лжеца: он неравнодушен, если пытается найти истину и показать ее вам, а не скрыть или «не заметить» из банального безразличия к вашей судьбе. Враль безответственно и хладнокровно пользуется доверчивостью и предает ее, а честному человеку приходится пробиваться сквозь броню недоверия и действовать напрямик ради вашего блага. Он не использует вас и не дурит, чтобы развлечься. Лука тоже не был ни расчетлив, ни смешлив, но был далек от реальной жизни и погружен в собственные иллюзии. Сатин – реалист, он повидал на своем веку больше. Эдакий блудный сын на своем опыте изведал, как человек нуждается в уважении и правде, которая, как знать, могла бы предостеречь его в свое время от фатальной ошибки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-фило- софскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается прежде всего в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.
Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает ве-
рить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их, часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто - неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова.
«А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему - вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» - говорит Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него - вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.
В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука - единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя... коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлежки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что- то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» - говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек - вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и мило-
сердия. Человека надо уважать, а не жалеть - вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека» - этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».
Таким образом, истинной в пьесе «На дне», с авторской точки зрения, становится правда Сатина, а правда Луки оказывается лишь промежуточной ступенью к настоящей правде. Горький отвергает жестокую правду Бубнова, но он и не принимает утеши- тельства Луки, основанного на жалости к людям. Человек должен поверить прежде всего в себя - вот основная идея пьесы «На дне».

Спор о правде и человеке в пьесе Горького "На дне"

Пьеса Горького "На дне" - драма, заставляющая читателя задуматься о смысле жизни и человеческой сущности. В произведении повествуется о людях из разных слоев общества, которые потеряли надежду на будущее, опустившись на самое дно. Столкновение мнений обитателей ночлежки о человеке является основой сюжета данной пьесы. Ядро же этого спора - проблема правды и лжи.

Обитатели дна очень разные, но всех их объединяет нищета и отсутствие веры в завтрашний день. Но внезапно в ночлежке появляется Лука, который каждому человеку говорит нужные слова, а также дает надежду. Старик был очень добрым, его высказывания всегда имели глубокий смысл. Он считал, что людям надо сострадать, жалеть их. Анне Лука попытался облегчить уход из жизни, Актеру рассказал о лечебнице для пьяниц, Ваське Пеплу говорил о вольной жизни в Сибири.

Он действовал из добрых побуждений, вселял людям веру в светлое будущее, но после его неожиданного ухода они самостоятельно приняли решение о своем дальнейшем жизненном пути. Кто-то захотел измениться, а кто-то совсем отчаялся. Философия Луки подразумевает обращение к состраданию, доброте в душе человека, которая поможет ему стать лучше, хотя это и может быть достигнуто благодаря лжи.

Другой же персонаж,Сатин, говорит: "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!". Он считает, что жалеть человека - значит унижать его. Только лишь от самих людей зависят их судьбы. Но несмотря на это, Сатин поддерживает Луку в его помощи окружающим. Странник помог ему очиститься, "подействовал как кислота на старую монету". Из этого можно сделать вывод, что он восстает против лжи со стороны общества, а не старика. Его обман можно оправдать, он помог людям получить надежду.

Бубнов же считал, что ложь неприемлема совсем. Он говорил, что человек не может изменить свою судьбу. «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» - говорит бывший дворянин. Он полностью отчаялся в жизни, именно поэтому безжалостен к окружающим так же, как и к себе.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе "На дне" Горький не говорит что лучше - правда или ложь. В споре с Лукой находится не Сатин или Барон, а сам автор. С одной стороны, обман никого не спас, а жить в мире иллюзий нельзя. Но неправда дала надежду на будущее, которая помогла пробудить в обитателях ночлежки веру в себя. Я считаю, что Лука поступал правильно, и если бы герои произведения действительно смогли поверить в себя и обрести внутренний стержень, то их могла ждать совсем другая жизнь.

Тема: «Спор о правде в пьесе «На дне» М. Горького»

google_protectAndRun("render_ads. js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Цель: установить значение споров о правде и утешительной лжи в пьесе.

Задачи:

Образовательная – определить философские проблемы, положенные в основу пьесы; выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина и Луки. продолжить работу по формированию навыков анализа литературного произведения; умений связной речи.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход; воспитывать "культуру спора".

Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся, развитие устной речи учащихся, закрепление правил устного выступления.

Оборудование : записи на доске, эпиграф, аудиозапись, раздаточный материал.

Методические приемы : учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Форма урока : урок-диспут

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вводно-мотивационный этап.


-Задание для группы . Обсудите смысл изображений.

Как вы определите тему и цель нашего урока, исходя из смысла рисунков?

Да, сегодня мы обратимся к философской стороне произведения Горького. Большинство людей считает правду абсолютным понятием, истину - тем, что правде соответствует, а ложь - чем-то не являющимся ни правдой, ни истиной. На первый взгляд, все очень просто. Но это лишь на первый взгляд…

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Я предлагаю и нам с вами подумать над вопросами, которые сам Горький поставил, когда писал о своем замысле.

Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что

лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно

ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться

ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а

общефилософский.

М. Горький

Работа с эпиграфом. Определите главную проблему и расположите остальные в порядке необходимости их решения.

1.Что есть ложь, а что правда? 1

2.Лгал ли Лука? 3

3.Что лучше: истина или сострадание? 4

4.Можно ли лгать из сострадания к человеку? 2

3.Словарно-аналитическая работа с основными понятиями урока.

Дайте определения понятиям: ПРАВДА ИСТИНА ЛОЖЬ

Правда- то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.

Истина- адекватное отображение в сознании воспринимающего того, то существует объективно.

Ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман.

Современный толковый словарь указывает на возможность замены понятия «правда» понятием «истина». Согласны ли вы с точностью такого определения? Из определений можно сделать вывод, что правда является лишь составной частью истины. А ложь может быть противоположна лишь правде, но никак не истине.

С именем какого героя из пьесы «На дне» мы говорим об этих философских категориях?

4.Работа над проблемным вопросом. Каждая группа обсуждает заявленный вопрос.

1. Лука – добрый человек, ему действительно жалко страдающих людей, и он хочет хоть чем-то облегчить их участь.

2.Лука умеет приласкать, готов утешить, но не потому, что сердцем откликается на чужую боль, а потому, что жизненный опыт подсказывает ему: «человека приласкать - никогда не вредно».

3.Лука-жулик, человек с холодным сердцем, он лжет людям.

(подготовка 5 мин, выступление группы-3 минуты)

-Что изменилось в ночлежке с уходом Луки?

(Именно после ухода Луки Сатин произносит монолог о том, что такое правда и кто такой человек)

-Видеоролик монолог Сатина .

-Чем отличается отношение к человеку Сатина и Луки?

-Перед вами 3 мнения о герое нашего урока:

1) Лука-вечный, неуемный странник, искатель истины (трактовка МХАТа)

2)Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время. Лука - приспособленец. (И. Анненский)

3)Лука-апостол (Мережковский)

4) другое мнение

На стикерах напишите свое имя и прикрепите к тому высказыванию, которое соответствует вашему пониманию образа Луки. Если выбираете другое мнение, надо объяснить почему.

Итог: Для Сатина и для Луки единственной целью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам преодолеть жизнь лишь собственными силами.

И в заключении нашего урока я предлагаю вам сыграть ролевую игру . Вам надо «примерить» правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами человек-это я, который только что уволен с работы, и я не знаю, что делать дальше. Помогите мне, исходя из образа Луки, Сатина или Бубнова пережить этот трудный момент. А я вам потом скажу, чьи слова утешения действительно помогают. (Сатин и Бубнов утешать людей не могут)

Вот мы и разобрались в образах главных героев пьесы Горького, поэтому домашним заданием вам будет эссе «Какой смысл, заключенный в образном содержании пьесы, обеспечивает ее успех на сценах театров и актуальна ли пьеса в наше время?»