Open
Close

Содержание доктора живаго суть романа. Анализ «Доктор Живаго» Пастернак

Борис Пастернак и Евгения Лурье с сыном. 1920-е годы Mondadori / Getty Images

Антонина Громеко / Евгения Лурье

Среди возможных прототипов жены главного героя исследователи чаще всего называют Евгению Владимировну Пастернак (Лурье) — художницу и первую жену Пастернака. Ее внешность описала Елизавета Черняк, жена литературоведа Якова Черняка, дружившего с писателем: «Гордое лицо с довольно крупными смелыми чертами, тонкий нос со своеобразным вырезом ноздрей, огромный, открытый, умный лоб». По мнению Евгения Пастернака, литературоведа и старшего сына писателя, ее сходство с женскими портретами раннего Возрождения было перенесено на Тоню Громеко из «Доктора Живаго», которую Лариса Антипова называет «боттичеллиевской».

Анна Громеко / Александра Лурье

Летом 1924 года Александра Николаевна Лурье, мама Евгении Лурье, полезла на платяной шкаф, чтобы достать для внука игрушку. Потеряв равновесие, она упала и ушибла позвоночник. С этого началась длительная болезнь, в результате которой Александра Лурье скончалась. Эта история получила косвенное отражение в «Докторе Живаго»: падение с гардероба послужило причиной смерти матери Антонины Громеко — Анны Ивановны. А реакцию Евгении Лурье на смерть матери Пастернак вспоминает, описывая неутешное горе Тони.

«Ты, верно, уже слышала о смерти Жениной мамы. Характер ее смерти, ее последние слова и прочее выдвинули и укрепили в последний момент то сходство, которое всегда было между ней и Женей, а долгодневные слезы последней, особенно в первые сутки, подхватили и еще усилили эту неуловимую связь. Она плакала, гладила и обнимала тело, оправляла под ним подушку и украдкой, сквозь слезы и между разговорами с посетителями, ее рисовала. Все это было бегло, изменчиво, по-детски — полно и непосредственно, все это было сплавлено в одно — смерть и горе, конец и продолжение, рок и заложенная возможность, все это было по ускользающему благородству невыразимо словом».

В «Докторе Живаго»: «Они уже не застали Анну Ивановну в живых, когда с подъезда в Сивцевом сломя голову вбежали в дом. <...> Первые часы Тоня кричала благим матом, билась в судорогах и никого не узнавала. На другой день она притихла, терпеливо выслушивая, что ей говорили отец и Юра, но могла отвечать только кивками, потому что, едва она открывала рот, горе овладевало ею с прежнею силой и крики сами собой начинали вырываться из нее как из одержимой. Она часами распластывалась на коленях возле покойницы, в промежутках между панихидами обнимая большими красивыми руками угол гроба вместе с краем помоста, на котором он стоял, и венками, которые его покрывали. Она никого кругом не замечала» (часть III, глава 15).


Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Тамизи Найто, Арсений Вознесенский, Ольга Третьякова, Сергей Эйзенштейн, Лиля Брик. 1924 год Государственный музей В. В. Маяковского

Павел Антипов / Владимир Маяковский

В образе Павла Антипова Пастернак использовал некоторые черты хорошо знакомого ему Владимира Маяковского.

«Сразу угадывалось, что, если он и красив, и остроумен, и талантлив,
и, может быть, архиталантлив, — это не главное в нем, а главное — железная внутренняя выправка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга, по которому он не позволял себе быть другим, менее красивым, менее остроумным, менее талантливым».

Борис Пастернак. «Люди и положения», глава 9

Антипов — Стрельников в «Докторе Живаго» также оказывается наделен «железной внутренней выправкой» и особым даром: «Неизвестно почему, сразу становилось ясно, что этот человек представляет законченное явление воли. Он до такой степени был тем, чем хотел быть, что и все на нем и в нем неизбежно казалось образцовым. И его соразмерно построенная и красиво поставленная голова, и стремительность его шага, и его длинные ноги в высоких сапогах. <...> Так действовало присутствие одаренности, не знающей натянутости, чувствующей себя как в седле в любом положении земного существования и тем покоряющей».

Литературный критик Виктор Франк обращает внимание еще на одну параллель — общую черту в отношении Юрия Живаго к Антипову, с одной стороны, и Пастернака к Маяковскому, с другой. В «Людях и положениях» Пастернак писал о близости своего раннего творчества поэтическому стилю Маяковского: «Чтобы не повторять его и не казаться подражателем, я стал подавлять в себе задатки, с ним перекликавшиеся, героический тон, который в моем случае был бы фальшив, и стремление к эффектам. Это сузило мою манеру и ее очистило» (глава 11).

О готовности «отказаться от своих поисков» и «подавить в себе задатки, с ним перекликавшиеся», говорит и Живаго в разговоре с Ларой: «Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных с моими работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня» (часть XIII, глава 12).

Кроме того, в словах Лары о ее муже можно найти описание метаморфозы, которая произошла с Маяковским после 1918 года.

«Точно что-то отвлеченное вошло в этот облик и обесцветило его. Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи. <...> Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его когда-нибудь не пощадят».

«Доктор Живаго», часть XIII, глава 13

Эти «возвышенные, но мертвящие и беспощадные силы» не пощадили ни Антипова — Стрельникова, ни Маяковского. Самоубийство Антипова — еще один довод в пользу его сходства с Маяковским.

Борис Пастернак и Ольга Ивинская с дочерью Ириной. 1958 год © Ullstein Bild / Getty Images

Борис Пастернак с Зинаидой Нейгауз-Пастернак в Переделкино. 1958 год © Bridgeman Images / Fotodom

Лара / Ольга Ивинская / Зинаида Нейгауз-Пастернак

Главная героиня «Доктора Живаго» сочетает в себе черты по меньшей мере двух женщин, сыгравших важную роль в биографии Пастернака: его второй жены Зинаиды Нейгауз и Ольги Ивинской, его возлюбленной последних лет.

У Лары горит в руках любая работа, она аккуратна, трудолюбива. Так же в письме своей подруге, поэту Ренате Швейцер, Пастернак описывает «стройную, яркую брюнетку» Зинаиду Нейгауз:

«Страстное трудолюбие моей жены, ее горячая ловкость во всем, в стирке, варке, уборке, воспитании детей создали домашний уют, сад, образ жизни и распорядок дня, необходимые для работы тишину и покой» (7 мая 1958 года).

В конце января 1959 года Пастернак дал интервью Энтони Брауну, корреспонденту газеты The Daily Mail, в котором так отозвался об Ольге Ивинской:

«Она — мой большой, большой друг. Она помогла мне при писании книги, в моей жизни... Она получила пять лет за дружбу со мной. В моей молодости не было одной, единственной Лары, не было женщины, напоминавшей Марию Магдалину. Лара моей молодости — это общий опыт. Но Лара моей старости вписана в мое сердце ее кровью и ее тюрьмой...»

Во второй половине 1951 года Ивинская была приговорена к пяти годам заключения в лагерях исправительного труда в качестве «социально неблагонадежного элемента». Лара находится в постоянном смятении, ничего о себе не знает, притягивает катастрофы, появляется ниоткуда и исчезает в никуда:

«Однажды Лариса Федоровна ушла из дому и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким-либо безымянным номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

«Доктор Живаго», часть XV, глава 17

В отличие от Лары Ивинская была освобождена по первой послесталинской амнистии весной 1953 года и вернулась в Москву.

Марина Цветаева. 1926 год ТАСС

Марина Щапова / Марина Цветаева

Константин Поливанов отмечает, что на роман повлияли личные и творческие отношения Пастернака с Цветаевой. Последняя возлюбленная Юрия Живаго, дочь дворника Маркела из бывшего дома Громеко в Сивцевом Вражке, носит имя Марина.

Интенсивная переписка, в которой Пастернак и Цветаева состояли на протяжении нескольких лет, находит отражение не только в стихотворениях из цикла «Провода» Цветаевой («Телеграфное: лю — ю — блю... <...> / Телеграфное: про — о — щай... <...> / Гудят моей высокой тяги / Лирические провода»), но и, возможно, в профессии Марины: она работает на телеграфе.

Особое место в представлении Цветаевой о поэзии Пастернака занимал дождь («Но страстнее трав, зорь, вьюг — возлюбил Пастернака: дождь»). Образ дождя-послания не раз привлекал внимание исследователей. Это проясняет определение, которое Живаго дает своим отношениям с Мариной, — «роман в двадцати ведрах».

Виктор Ипполитович Комаровский / Николай Милитинский

По свидетельству Зинаиды Нейгауз-Пастернак, прототипом Виктора Ипполитовича Комаровского стал ее первый возлюбленный, Николай Милитинский. Когда ему было 45 лет, он влюбился в свою двоюродную сестру, 15-летнюю Зинаиду. Много лет спустя она рассказала об этом Пастернаку.

«Знаешь, — говорил он [Борис Пастернак], — это мой долг перед Зиной — я должен о ней написать. Я хочу написать роман... Роман об этой девушке. Прекрасной, совращенной с пути истинного... Красавица под вуалью в отдельных кабинетах ночных ресторанов. Кузен ее, гвардейский офицер, водит ее туда. Она, конечно, не в силах противиться. Она так юна, так несказанно притягательна...»

Жозефина Пастернак, сестра поэта

Зинаида Нейгауз-Пастернак позднее вспоминала: «Комаровский же — моя первая любовь. Боря очень зло описал Комаровского, Н. Милитинский был значительно выше и благороднее, не обладая такими животными качествами. Я не раз говорила Боре об этом. Но он не собирался ничего переделывать в этой личности, раз он так себе его представлял, и не желал расставаться с этим образом».


Леонид Сабанеев, Татьяна Шлёцер, Александр Скрябин на берегу Оки. 1912 год Wikimedia Commons

Николай Веденяпин / Александр Скрябин / Андрей Белый

Виктор Франк указывает на то, что образ Николая Веденяпина связан с композитором Александром Скрябиным. В «Охранной грамоте» Пастернак называл Скрябина «своим кумиром». Веденяпин так же владеет мыслями Юры Живаго, как Скрябин — мечтами молодого Пастернака.

Веденяпин, как и Скрябин, уезжает на шесть лет в Швейцарию. В 1917 году герой романа возвращается в Россию: «Это было поразительное, незабываемое, знаменательное свидание! Кумир его детства, властитель его юношеских дум, живой во плоти опять стоял перед ним» (часть VI, глава 4). В романе, как и в жизни, возвращение «кумира» совпадает с освобождением от его влияния.

Андрей Белый Wikimedia Commons

Американский славист Рональд Петерсен обращает внимание на сходство биографий Веденяпина и Андрея Белого. Прожив длительное время в Швейцарии, Веденяпин возвращается в Россию после Февральской революции: «Кружным путем на Лондон. Через Финляндию» (часть VI, глава 2). Белый в 1916 году ехал в Россию из Швейцарии через Францию, Англию, Норвегию и Швецию.

В революционной России Веденяпин «был за большевиков» и сблизился с левоэсеровскими публицистами. Андрей Белый также поначалу приветствовал Октябрьский переворот и активно сотрудничал в левоэсеровских изданиях.

Литературовед Александр Лавров говорит о том, что фамилию Веденяпин Пастернак позаимствовал у Андрея Белого — ее носит один из персонажей в романе «Москва». 

Год: 1955 Жанр: роман

Сначала кратко, потом по главам

У малолетнего Юры Живаго умерла мама. Отец, некогда состоятельный человек, уже давно ушел от них, спустив все своё состояние. Сначала он воспитывался у дяди, бывшего священника, а потом стал жить в семье Громеко. Интеллигентная семья оставила отпечаток в душе мальчика. Он сдружился с дочерью Громеко – Антониной.

Вскоре Юра увидел 17-летнюю Ларису. Лара уступила настойчивым ухаживаниям адвоката Комаровского и тяготилась отношениями со взрослым покровителем. Спустя некоторое время Юрий вновь встретил Ларису на рождественском приёме у Свентицких. Их встреча произошла при странных обстоятельствах. Герой был уже с Тоней, на отношения их благословила перед смертью Анна Ивановна, мать Антонины. Ночью Лара выстрелила в Комаровского, но случайно убила другого человека. Адвокат помог девушке избежать наказания и снял для нее комнатку. Лара решила выйти замуж за давно и горячо любившего его Павла Антипина, и новобрачные уехали в Юрятино. Вскоре родилась дочь Катенька.

Тем временем Живаго тоже женился на Антонине. У супругов родились 2 дочери. Планам молодой семьи помешала начавшаяся война. Доктор уехал воевать. Павел был пленён. Лариса стала военной медсестрой и поехала искать мужа на фронт.

Живаго переехали в имение рядом с Юрятино. Здесь начался его тайный роман с Ларисой. Герой мучила совесть за неверность жене. Позже его насильно забрали в отряд партизан под командованием Микулицына, где ему пришлось пробыть вдали от дома 2 года. Антонина с детьми уехала в Москву. Сбежав наконец из отряда, доктор вернулся в Юрятино, в дом, где жили Лариса с дочерью. Влюбленные подолгу беседовали друг с другом, но неожиданно к ним приехал Комаровский. Выяснилось, что отца Павла сослали на каторжные работы, будущая судьба самого революционера была неизвестна, и женщине грозил расстрел. Адвокат предложил им уехать вместе с ним на поезде. Живаго, поняв, что это единственный шанс спасти любимую и ее дочь, отправляет их с адвокатом, а сам остаётся в их доме. Через какое-то время возвращается Павел. Мужчины долго разговаривают друг с другом, и революционер объясняет, почему надолго покинул семью. Наутро Павел покончил с собой во дворе дома.

Юрий жил один долгое время, скучая по любимой, и посвящал ей стихи. Позже он решил дойти пешком до Москвы. Здесь он вновь женился на дочери своего бывшего дворника, у него родились дети. Живаго писал письма Антонине. Бывшая жена знала про его новую семью, но не держала на него зла и не обижалась.

Спустя почти 10 лет Живаго умер от сердечного приступа. На похороны пришли Марина, Антонина и даже Лариса. Лара призналась брату Юрия Евграфу, что родила от доктора дочь. Спустя несколько лет Евграф, ставший генералом, нашёл Таню, дочь Ларисы от Живаго, и взял её под свою опеку.

Роман стал одним из знаковых произведений, в полной степени сумевших раскрыть судьбы людей в непростой для России XX век. Темы любви, семьи, духовной целостности личности тесно сплетаются с революционными и военными событиями той разрушительной эпохи.

Краткое содержание Доктор Живаго по частям (главам) Пастернак

Книга 1

Часть 1. ПЯТИЧАСОВОЙ СКОРЫЙ

Хоронили Марию Живаго. Её супруг давно разорился и бросил её с малолетним сыном Юрой. Маленький Юра сначала воспитывался у своего дяди Николая Николаевича. Николай – бывший священнослужитель, ставший расстригой по своему желанию. Племянник любил его, так как видел в нём черты своей матери. Дяде не были присущи какие-либо предубеждения и предрассудки, он не боялся ничего нового, не стоял на месте и имел свою точку зрения на историю и искусство.

Далее автор показывает нам следующего персонажа – Миша Гордон, еврейский мальчик 11 лет. Он никогда не мог понять, от чего существует неравенство в обществе и что означает «быть евреем». Мальчик начал даже презирать всех взрослых, которые были не в состоянии объяснить ему всё это.

Миша со своим отцом едет в поезде. Неожиданно состав останавливается: мужчина, часто наведывающийся к Гордонам в купе, покончил с собой. Он много рассказывал им про своего сына от первой, уже умершей, жены, и про свою вторую семью, из которой он, впрочем, тоже ушёл. Во время разговора он часто резко замирал и белел словно от страха. Отец говорил, что это был когда-то богатый, но спустивший своё состояние человек, и он явно не в себе и болен. К Мише странный собеседник испытывал странную, вполне вероятно, вовсе и не ему предназначенную симпатию и нежность. Становится понятно, что это Андрей Живаго, отец Юры. В поезде с ним ехал адвокат Виктор Ипполитович Комаровский.

Читателя знакомят с еще одним ребёнком: Иннокентий, сын Дементия Дудорова, осуждённого за терроризм каторжника, и юной красивой девушки, увлекающейся всякими бунтарями, крайними идеями, артистами и неудачниками. Иннокентий старался подражать матери парадоксальным и вызывающим поведением, чем часто удивлял окружающих. Ника задумывал даже бросить учёбу и уехать к отцу в Сибирь, чтобы вместе поднять восстание.

Часть 2. ДЕВОЧКА ИЗ ДРУГОГО КРУГА

У Нади Кологривовой новая одноклассница – Лара Гришар, чья мать, немка Амалия Карловна испытывала такой сильный страх перед мужчинами, что от испуга кидалась в их объятия. Амалия Карловна последовала совету своего покровителя Комаровского и выкупила швейную фабрику. Адвокат же давно положил взгляд на Лару, называя ее чистейшим человеком на земле. Юной девушке явно льстило его внимание, но она понимала, что его намерения несерьёзны. Её друг Дудоров же был, как и она сама, не слишком разговорчив и горд.

Тиверзин берёт на воспитание Патулю – сына Павла Антипова, ушедшего в армию. Юноша без ума от Лары Гришар.

Швеи с фабрики поднимают восстание, отказавшись работать и объясняя, что это только на пользу Амалии Карловны.

Спустя полгода с начала связи между Ларой и Комаровским, девушка принимает решение стать воспитательницей Липы, сестры Нади. Заработанные деньги она тайком отправляет Антиповым, надеясь после окончания учёбы в университете выйти замуж за их сына Патулю. Она тайно переводит деньги родителям Патули и мечтает после окончания университета обвенчаться с «любящим её до безумия» молодым человеком. Вскоре Лара попросила денег у Комаровского, так как не хотела более жить в семье Кологривовых, и начала жить одна.

Николай Николаевич отправляет Юру на воспитание к братьям Громеко. Здесь он подружился с Антониной, дочерью Александра Громеко, и Мишей Гордоном.

Часть 3. ЕЛКА У СВЕНТИЦКИХ

Тоня отучилась на юриста, Миша на филолога, а Юра – на доктора. После долгой болезни, умерла мать Антонины, перед смертью завещав им пожениться. Юра начал испытывать теплые чувства к Тоне. На рождественской ёлке у Свентицких Лара впервые встретила Юру. Ночью она выстрелила в Комаровского, но случайно попала в другого человека.

Часть 4. НАЗРЕВШИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ

Адвокат снял комнатку для Лары и помог снять с неё все обвинения в убийстве. Лара вышла замуж за Павла, и новобрачные покинули город. Вскоре у них родилась дочь Катя. Молодая жена устроилась преподавателем в местной гимназии. Лара окружила супруга заботой, а он никогда не упрекал её за добрачный роман с Комаровским.

Началась война, и Павел отправился на войну, откуда часто ей писал, но позже письма резко прекратились. Лара стала военной медицинской сестрой и поехала искать супруга на фронт. Оказалось, он попал в плен.

В молодой семье Живаго тем временем также родилась девочка, но вскоре Юрия призвали военным врачом. На фронте они с Ларисой снова встретились.

Часть 5. ПРОЩАНЬЕ СО СТАРЫМ

Лара и Юрий влюбились друг в друга. Рядом с Юрятино, где жила Лара, началось восстание. Лара покинула Юрятино, позже уехал оттуда и Живаго. В пути произошло его знакомство с Погоревших, сторонником анархизма.

Часть 6. МОСКОВСКОЕ СТАНОВИЩЕ

Доктор вернулся домой. Антонина отдала часть комнат госпиталю. Юрий чувствовал одиночество. Вскоре приехал Николай Николаевич. Живаго верил в то, что социализм в конце концов одержит верх. Внезапно появился единокровный брат Юрия, Евграф. Он предложил всей семье уехать подальше от голода и разрушений. Весной Живаго переехали на Урал, в имение рядом с Юрятино.

Часть 7. В ДОРОГЕ

В пути Живаго узнал, что войсками под Юрятино командует Галлиулин.

Книга 2

Часть 8. ПРИЕЗД

Город отказался принять поезд из-за взрыва. От попутчика доктор узнал о Павле Антипине, работавшем у них, и его жене - местной учительнице.

Часть 9. ВАРЫКИНО

Живаго размышлял об изменениях во внешности женщины во время беременности: лицо тускнеет, иначе блестят глаза, будущее больше не принадлежит ей одной. Далее герой думает об искусстве и истории.

В библиотеке Варыкино он увидел Лару. На следующий же день, отбросив все дела, он спешно отправился на её поиски. Лариса познакомила доктора со своей дочерью Катенькой. Они беседовали о Павле Антипове, сменившем фамилию на Стрельников. Лара считала, что большевики откажутся от него, как только он перестанет быть полезным для них, а пока они его лишь терпят. Павел воевал в Сибири с Галлиулиным.

Совесть терзала доктора, он не мог больше обманывать супругу и решил больше не навещать Лару. Она тяжело восприняла его решение, хоть и старалась держаться. По дороге Живаго схватили партизаны, нуждающиеся в враче.

Часть 10. НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ

Партийное собрание. Казалось, что революция не оставила в людях ничего живого. Предводителем партизан был Ливерий Микулицын.

Часть 11. ЛЕСНОЕ ВОИНСТВО

Со дня пленения Живаго партизанами прошло почти 2 года. В одном из боев доктору пришлось выстрелить, и он ранил человека. Потерявший память раненый не скрывал, что хочет вернуться в армию Колчака, но, несмотря на это, его выходили. Перед глазами доктора происходят пугающие изменения в душах окружающих.

Часть 12. РЯБИНА В САХАРЕ

Красный партизан, боявшийся за свою семью, сам привёл жену и детей в лагерь. Сначала он самозабвенно заботился о супруге, играл с детишками, а позже собственноручно всех их убил, считая, что лучше быстрая смерть от его рук, чем мучения от белых. После этого Палых сбежал. Живаго, сказав, что хочет собрать рябину, бежал.

Часть 13. ПРОТИВ ДОМА С ФИГУРАМИ

Волосы доктора уже стали покрываться сединой. В поношенной чужой одежде, замерзший он направился в дом, где жила Лара. Тут он нашёл от нее послание, в котором она просила его оставаться в доме. Юрия как и прежде мучила совесть из-за своей неверности. Он уснул, и, проснувшись, увидел перед собой улыбающуюся Ларису. Влюбленных охватила страсть.

Антипова-старшего сослали на каторжные работы. Антонина в своем письме бывшему супругу призналась, что знала об его связи с Ларисой, но не злилась. То

Часть 14. ОПЯТЬ В ВАРЫКИНЕ

Юрий и Лара жили в Варыкино. Доктор посвящал свободное время поэзии. Вскоре приехал Комаровский и принёс весть о скором расстреле Павла. Ларе нельзя было более оставаться на месте, за ней в любую минуту могли прийти, и адвокат предложил влюбленным ехать вместе с ним на Дальний Восток. Доктор отказался от предложения, но адвокат, оставшись с ним наедине, убедил претвориться перед Ларисой, что он поедет за ними чуть позже. Живаго понял, что главное сейчас – спасти любимую. Таким образом Комаровский уехал вместе с Ларисой, а Живаго остался один. Он везде слышал её голос, везде видел её лицо и посвящал любимой стихотворения.

Вскоре вернулся Павел. Они долго разговаривали о Ларисе, доктор повторял, что она очень любила супруга. Павел объяснил свой уход на войну на долгие 6 лет тем, что хотел завоевать побольше свободы. Утром он покончил с собой.

Часть 15. ОКОНЧАНИЕ

Доктор знал о своей болезни сердца, правда, ещё не понимал, насколько она серьёзна. Он решил пешком дойти до Москвы. По пути к нему присоединился крестьянин Василий Брыкин. Доктор был жалким, истощённым и обросшим, в город он вошёл в грязных рваных обносках, выменяв в пути свою шубу и пиджак на хлеб. В Москве он жил сначала с Васей, который работал в типографии и начал рисовать. Брыкин часто укорял Юрия, что тот не уезжает к своей семье за границу. Вскоре доктор съехал в одну из комнат, которую ему выделил его бывший дворник. Тут он и познакомился с дочерью дворника Мариной. Голос девушки пленил доктора, и в один день она просто переехала в его комнату, став третьей незаконной супругой. Марина родила ему 2 дочерей. За это время Юрий восстановил связь с Антониной и бывшим тестем. Бывшая супруга, судя по всему, знала про его новую семью, но не держала зла. Доктор, наоборот, чувствовал какое-то потепление с той стороны.

В один день Живаго пропал, а на имя Марины от него пришла очень крупная сумма денег. Юрий встретил брата Евграфа, снявшего ему квартиру и хлопотавшего о воссоединении доктора с семьей. Юрий устроился на работу доктором. Как-то утром Живаго ехал в переполненном трамвае, было душно, и кое-как выйдя из транспорта, он мертвый упал на землю.

На похороны пришла Марина, Лариса, сбежавшая от Комаровского, и Антонина. Лара призналась Евграфу, что родила от Живаго дочку, и бесследно исчезла.

Часть 16. ЭПИЛОГ

Евграф стал генералом, и в 1943 году сумел найти Таню – дочь Лары от Живаго. Лариса, убегая от красных, была вынуждена оставить девочку на воспитание сторожихе, попавшей позже в дом сумасшедших. Девочка вела какое-то время беспризорную жизнь, скиталась и позже стала бельевщицей. Евграф собрал все сочинения брата, взял под свою опеку племянницу и пообещал устроить её в университет.

О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин

  • Краткое содержание Бондарев Горячий снег

    Действия произведения разворачиваются в военное время. Дивизию полковника Деева отправляют под Сталинград для отпора вражеской группы. Много дней и ночей идет бой. Во время битвы погибают много немецких и советских солдат.

  • Краткое содержание Тэффи Жизнь и воротник

    Олечка Розова замужем за человеком чести. Она была тихой, любящей и скромной женой. Но все поменялось в один миг, после того, как она купила женский беленький накрахмаленный воротник с желтой лентой, продетой сквозь него

  • Толстой А.Н.

    Детство Толстого прошло, тем, что мама часто меняла мнение о том, на чьей фамилии оставить сына, так как развелась она от богатого мужа и ушла от А.Бострома.

  • Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых - доктор Живаго.

    О роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.

    Творческая история

    Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м - роман впервые увидел свет на родине.

    Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» - название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла - «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.

    Доктор Живаго - Пастернак внимательно относился к выбору имени - так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий - скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.

    Образ Живаго

    В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго - Пастернак изображает всю его жизнь - в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии - он начинает писать стихи - и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.

    Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо - к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.

    Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может - это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное - провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.

    Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.

    Смерть героя

    Задыхающийся в новых условиях, которых не принимает его сущность, Живаго постепенно теряет интерес к жизни и душевные силы, по-мнению многих, даже деградирует. Смерть застигает его неожиданно: в душном трамвае, выбраться из которого почувствовавшему недомогание Юрию нет никакой возможности. Но герой не исчезает со страниц романа: он продолжает жить в своих стихах, о чем свидетельствует их анализ. Доктор Живаго и его душа обретают бессмертие благодаря великой силе искусства.

    Символы в романе

    Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.

    Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» - потерпевшего в поединке с всадником змея - олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.

    Поэтический сборник

    «Стихотворения Юрия Живаго» - всего 25 - были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.

    Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго - анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира - обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх - герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным и о жестокой участи Иисуса. Но главное - это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.

    Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.

    Значение романа

    Однажды «… очнувшись, мы … не вернем утраченной памяти» - эта мысль Б. Пастернака, высказанная на страницах романа, звучит как предупреждение и пророчество. Случившийся переворот, сопровождавшийся кровопролитием и жестокостью, стал причиной утраты и заповедей гуманизма. Это подтверждают последующие в стране события и их анализ. «Доктор Живаго» же отличается тем, что Борис Пастернак дает свое понимание истории, не навязывая его читателю. В итоге каждый получает возможность увидеть события по-своему и как бы становится его соавтором.

    Смысл эпилога

    Описание смерти главного героя - это еще не финал. Действие романа на короткое время переносится в начало сороковых, когда сводный брат Живаго встречает на войне Татьяну, дочь Юрия и Лары, работающую медсестрой. Она, к сожалению, не обладает не одним из тех духовных качеств, что были свойственны ее родителям, что показывает анализ эпизода. «Доктор Живаго», таким образом, обозначает проблему духовного и нравственного оскудения общества как результата произошедших в стране изменений, которому противостоит бессмертие героя в его поэтическом дневнике - завершающей части произведения.

    В 1957 году итальянским издательством Фельтринелли были выпущены в свет первые экземпляры «Доктора Живаго». В 1958 году за этот роман Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии, от которой его вынудили публично отказаться. В России произведение было опубликовано лишь в 1988 году (в журнале «Новый мир») более чем за тридцать лет со дня первого выхода «Доктора Живаго» в свет. Действие романа происходит в то непростое время, когда на долю России разом выпали все испытания: Первая мировая и Гражданские войны, отречение царя, революция. Роман Бориса Пастернака о судьбе его поколения, ставшего свидетелем, участником и жертвой этого безумия. Отзывы в прессе Знаменитый роман нобелевского лауреата неоднократно переиздан и давно стал программным произведением русской литературы. Вашему вниманию – аудиопостановка произведения в исполнении заслуженного артиста России Алексея Борзунова. Текст воспроизводится без сокращений: обе части шедевра и стихотворения Юрия Живаго. Ваш досуг Слушать роман в исполнении артиста не так легко, как может показаться на первый взгляд, потому что от слушателя потребуется полное участие, и на этом сказывается специфика романа в целом и интонационные особенности Борзунова: он читает так, будто рассказывает историю про себя самого, очень доверительно и очень искренне, так что начинаешь вслушиваться, сопереживать, следить за ходом истории и в конце концов становишься ее частью. Тем, кому сюжет романа знаком, следует прослушать аудиоверсию хотя бы для сравнения собственного отношения к тем или иным событиям, происходящими в романе, с акцентами, которые расставил Алексей Борзунов. АИФ «Я хочу все узнать» © Б. Пастернак (наследники) ©&? ИП Воробьев В.А. ©&? ИД СОЮЗ

    «Доктор Живаго» - сюжет

    Главный герой романа, Юрий Живаго, предстаёт перед читателем маленьким мальчиком на первых страницах произведения, описывающих похороны его матери: «Шли и шли и пели „Вечную память“ …». Юра - потомок богатой семьи, сделавшей себе состояние на промышленных, торговых и банковских операциях. Брак родителей не был счастливым: отец бросил семью ещё до смерти матери.

    Осиротевшего Юру на некоторое время приютит дядя, живущий на юге России. Затем многочисленные родственники и друзья отправят его в Москву, где он как родной будет принят в семью Александра и Анны Громеко.

    Исключительность Юрия становится очевидной довольно рано - ещё юношей он проявляет себя как талантливый поэт. Но при этом решает идти по стопам своего приёмного отца Александра Громеко и поступает на медицинское отделение университета, где также проявляет себя как талантливый врач. Первой любовью, а впоследствии и женой Юрия Живаго становится дочка его благодетелей - Тоня Громеко.

    У Юрия и Тони было двое детей, однако затем судьба разлучила их навсегда, и свою младшую дочь, родившуюся после расставания, доктор никогда не видел.

    В начале романа перед читателем постоянно возникают новые лица. Всех их свяжет в единый клубок дальнейший ход повествования. Одна из них - Лариса, невольница престарелого адвоката Комаровского, которая всеми силами пытается и не может вырваться из плена его «покровительства». У Лары есть друг детства - Павел Антипов, который впоследствии станет её мужем, и Лара увидит в нём своё спасение. Поженившись, они с Антиповым не могут найти своего счастья, Павел бросит семью и отправится на фронт Первой мировой. Впоследствии он станет грозным революционным комиссаром, сменив фамилию на Стрельников. По окончании Гражданской войны он планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.

    Юрия Живаго и Лару судьба разными путями сводит в период Первой мировой войны в прифронтовом населённом пункте Мелюзеево, куда главный герой произведения призван на войну в качестве военного врача, а Антипова - добровольно сестрой-милосердия, пытаясь отыскать без вести пропавшего мужа Павла. Впоследствии жизни Живаго и Лары опять пересекаются в провинциальном Юрятине-на-Рыньве (вымышленном уральском городе, прообразом которого послужила Пермь), где они тщетно ищут убежища от уничтожающей всё и вся революции. Юрий и Лариса встретятся и полюбят друг друга. Но вскорости нищета, голод и репрессии разлучат и семью доктора Живаго, и Ларину семью. Полтора года Живаго будет пропадать в Сибири, служа военным доктором в плену у красных партизан. Совершив побег, он пешком вернётся обратно на Урал - в Юрятин, где снова встретится с Ларой. Его супруга Тоня, вместе с детьми и тестем Юрия, находясь в Москве, пишет о скорой принудительной высылке за границу. В надежде переждать зиму и ужасы Юрятинского реввоенсовета, Юрий и Лара укрываются в заброшенной усадьбе Варыкино. Вскоре к ним приезжает нежданный гость - Комаровский, получивший приглашение возглавить Министерство юстиции в Дальневосточной республике, провозглашённой на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Он уговаривает Юрия Андреевича отпустить Лару и её дочь с ним - на восток, обещая переправить их затем за границу. Юрий Андреевич соглашается, понимая, что никогда больше их не увидит.

    Постепенно он начинает сходить с ума от одиночества. Вскоре в Варыкино приходит супруг Лары - Павел Антипов (Стрельников). Разжалованный и скитающийся по просторам Сибири, он рассказывает Юрию Андреевичу о своём участии в революции, о Ленине, об идеалах советской власти, но, узнав от Юрия Андреевича, что Лара всё это время любила и любит его, понимает, как горько он заблуждался. Стрельников кончает с собой выстрелом из винтовки. После самоубийства Стрельникова доктор возвращается в Москву в надежде бороться за свою дальнейшую жизнь. Там он встречает свою последнюю женщину - Марину, дочь бывшего (ещё при царской России) живаговского дворника Маркела. В гражданском браке с Мариной у них рождаются две девочки. Юрий постепенно опускается, забрасывает научную и литературную деятельность и, даже осознавая своё падение, ничего не может с этим поделать. Однажды утром, по дороге на работу, ему становится плохо в трамвае, и он умирает от сердечного приступа в центре Москвы. Проститься с ним к его гробу приходят единокровный брат Евграф и Лара, которая вскоре после этого пропадёт без вести.

    Впереди будут и Вторая мировая, и Курская дуга, и прачка Таня, которая поведает убелённым сединами друзьям детства Юрия Андреевича - Иннокентию Дудорову и Михаилу Гордону, пережившим ГУЛАГ, аресты и репрессии конца 30-х, историю своей жизни; окажется, что это внебрачная дочь Юрия и Лары, и брат Юрия генерал-майор Евграф Живаго возьмёт её под свою опеку. Он же составит сборник сочинений Юрия - тетрадь, которую читают Дудоров и Гордон в последней сцене романа. Роман завершается 25-ю стихотворениями Юрия Живаго.

    История

    В ноябре 1957 года роман был впервые издан на итальянском языке в Милане в издательстве Фельтринелли, «вопреки всем усилиям Кремля и итальянской компартии»(за это Фельтринелли был позднее исключён из компартии).

    24 августа 1958 года в Голландии тиражом 500 экземпляров было выпущено «пиратское» (без согласования с Фельтринелли) издание на русском языке

    Издание на русском языке по рукописи, не выправленной автором, вышло в свет в Милане в январе 1959 года.

    Награды

    23 октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Власти СССР во главе с Н. С. Хрущёвым восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским. Из-за развернувшейся в СССР травли Пастернак вынужден был отказаться от получения премии. Лишь 9 декабря 1989 года Нобелевский диплом и медаль были вручены в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

    Критика

    Отрицательную оценку роману, потеснившему в перечне бестселлеров «Лолиту», дал В. В. Набоков: «„Доктор Живаго“ - жалкая вещь, неуклюжая, банальная и мелодраматическая, с избитыми положениями, сладострастными адвокатами, неправдоподобными девушками, романтическими разбойниками и банальными совпадениями»

    Иван Толстой, автор книги «Отмытый роман»:Потому что этот человек преодолел то, что все остальные писатели в Советском Союзе преодолеть не смогли. Например, Андрей Синявский посылал свои рукописи на Запад под псевдонимом Абрам Терц. В СССР в 1958 году был лишь один человек, который, подняв забрало, сказал: «Я Борис Пастернак, я автор романа „Доктор Живаго“. И я хочу, чтобы он вышел в том виде, в котором он был создан». И этому человеку присудили Нобелевскую премию. Я считаю, что эта высшая награда присуждена самому правильному человеку в то время на Земле.

    Рецензии

    Рецензии на книгу «Доктор Живаго»

    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

    Юлия Олегина

    Великий русский эпический роман

    Мне очень понравился этот роман! Более того, "Доктор Живаго" стал моим любимым русским романом!

    Всем известно, что именно за это произведение Пастернаку дали Нобелевскую премию с формулировкой "...за подолжение традиций великого русского эпического романа". И это правда. "Доктор Живаго" - это новая "Война и мир", только на столетие позже. Здесь показаны разные судьбы, влияние первой мировой войны на жизнь людей из разных социальных слоев. Здесь есть и любовь, пробивающая стены и любовь, запертая на замок.

    По началу мне не очень понравилось. Описание жини Юры Живаго, Гордона, Лары в детстве не очень интересно и даже немного "навязчиво". Сюжет скачет с одного героя на другого, ты даже не успеваешь всех запомнить, кто, кому и кем приходится. Но с момента обещания Юры и Тони умирающей Тониной маме любить друг друга у романа словно открывается "второе дыхание". Теперь действие разворачивается стремительно, увлекательно и главное - сильно. Читаешь взахлёб и не можешь остановиться. Пастернак очень постарался над манерой повествования, каждое его слово точно, нельзя ни выкинуть, ни добавить. Так, как надо.

    1. Всем, кто любит классические русские романы, типа "Войны и мира", "Анны Карениной", "Капитанской дочки" и т.д.

    романа Пастернака показывают проблемы жизни того времени.

    «Доктор Живаго» главные герои

    • Юрий Андреевич Живаго - доктор, главный герой романа
    • Антонина Александровна Живаго (Громеко) - жена Юрия
    • Лариса Фёдоровна Антипова (Гишар) - жена Антипова
    • Павел Павлович Антипов (Стрельников) - муж Лары, революционный комиссар
    • Александр Александрович и Анна Ивановна Громеко - родители Антонины
    • Евграф Андреевич Живаго - генерал-майор, единокровный брат Юрия
    • Николай Николаевич Веденяпин - дядя Юрия Андреевича
    • Виктор Ипполитович Комаровский - московский адвокат
    • Катенька Антипова - дочь Ларисы
    • Михаил Гордон и Иннокентий Дудоров - одноклассники Юрия по гимназии
    • Осип Гимазетдинович Галиуллин - белый генерал
    • Анфим Ефимович Самдевятов - юрист, большевик
    • Ливерий Аверкиевич Микулицын (Товарищ Лесных) - предводитель «Лесных братьев»
    • Марина - третья гражданская жена Юрия
    • Киприян Савельевич Тиверзин и Павел Ферапонтович Антипов - работники Брестской железной дороги, политкаторжане
    • Мария Николаевна Живаго (Веденяпина) - мать Юрия
    • Пров Афанасьевич Соколов - псаломщик
    • Шура Шлезингер - подруга Антонины Александровны
    • Марфа Гавриловна Тиверзина - мать Киприяна Савельевича Тиверзина
    • Софья Малахова - подруга Савелия
    • Маркел - дворник в старом дома семьи Живаго, отец Марины

    Юрий Живаго — маленький мальчик, который переживает смерть матери: «Шли и шли и пели „Вечную память“ …». Юра - потомок богатой семьи, сделавшей себе состояние на промышленных, торговых и банковских операциях. Брак родителей не был счастливым: отец бросил семью ещё до смерти матери.

    Осиротевшего Юру на некоторое время приютит дядя, живущий на юге России. Затем многочисленные родственники и друзья отправят его в Москву, где он как родной будет принят в семью Александра и Анны Громеко.

    Исключительность Юрия становится очевидной довольно рано - ещё юношей он проявляет себя как талантливый поэт. Но при этом решает идти по стопам своего приёмного отца Александра Громеко и поступает на медицинское отделение университета, где также проявляет себя как талантливый врач. Первой любовью, а впоследствии и женой Юрия Живаго становится дочка его благодетелей - Тоня Громеко.

    У Юрия и Тони было двое детей, однако затем судьба разлучила их навсегда, и свою младшую дочь, родившуюся после расставания, доктор никогда не видел.

    В начале романа перед читателем постоянно возникают новые лица. Всех их свяжет в единый клубок дальнейший ход повествования. Одна из них - Лариса, невольница престарелого адвоката Комаровского, которая всеми силами пытается и не может вырваться из плена его «покровительства». У Лары есть друг детства - Павел Антипов, который впоследствии станет её мужем, и Лара увидит в нём своё спасение. Поженившись, они с Антиповым не могут найти своего счастья, Павел бросит семью и отправится на фронт Первой мировой. Впоследствии он станет грозным революционным комиссаром, сменив фамилию на Стрельников. По окончании Гражданской войны он планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.

    Юрия Живаго и Лару судьба разными путями сводит в период Первой мировой войны в прифронтовом населённом пункте Мелюзеево, куда главный герой произведения призван на войну в качестве военного врача, а Антипова - добровольно сестрой-милосердия, пытаясь отыскать без вести пропавшего мужа Павла. Впоследствии жизни Живаго и Лары опять пересекаются в провинциальном Юрятине-на-Рыньве (вымышленном уральском городе, прообразом которого послужила Пермь), где они тщетно ищут убежища от уничтожающей всё и вся революции. Юрий и Лариса встретятся и полюбят друг друга. Но вскорости нищета, голод и репрессии разлучат и семью доктора Живаго, и Ларину семью. Полтора года Живаго будет пропадать в Сибири, служа военным доктором в плену у красных партизан. Совершив побег, он пешком вернётся обратно на Урал - в Юрятин, где снова встретится с Ларой. Его супруга Тоня, вместе с детьми и тестем Юрия, находясь в Москве, пишет о скорой принудительной высылке за границу. В надежде переждать зиму и ужасы Юрятинского реввоенсовета, Юрий и Лара укрываются в заброшенной усадьбе Варыкино. Вскоре к ним приезжает нежданный гость - Комаровский, получивший приглашение возглавить Министерство юстиции в Дальневосточной республике, провозглашённой на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Он уговаривает Юрия Андреевича отпустить Лару и её дочь с ним - на восток, обещая переправить их затем за границу. Юрий Андреевич соглашается, понимая, что никогда больше их не увидит.

    Постепенно он начинает сходить с ума от одиночества. Вскоре в Варыкино приходит супруг Лары - Павел Антипов (Стрельников). Разжалованный и скитающийся по просторам Сибири, он рассказывает Юрию Андреевичу о своём участии в революции, о Ленине, об идеалах советской власти, но, узнав от Юрия Андреевича, что Лара всё это время любила и любит его, понимает, как горько он заблуждался. Стрельников кончает с собой выстрелом из винтовки. После самоубийства Стрельникова доктор возвращается в Москву в надежде бороться за свою дальнейшую жизнь. Там он встречает свою последнюю женщину - Марину, дочь бывшего (ещё при царской России) живаговского дворника Маркела. В гражданском браке с Мариной у них рождаются две девочки. Юрий постепенно опускается, забрасывает научную и литературную деятельность и, даже осознавая своё падение, ничего не может с этим поделать. Однажды утром, по дороге на работу, ему становится плохо в трамвае, и он умирает от сердечного приступа в центре Москвы. Проститься с ним к его гробу приходят единокровный брат Евграф и Лара, которая вскоре после этого пропадёт без вести.

    Впереди будут и Вторая мировая, и Курская дуга, и прачка Таня, которая поведает убелённым сединами друзьям детства Юрия Андреевича - Иннокентию Дудорову и Михаилу Гордону, пережившим ГУЛАГ, аресты и репрессии конца 30-х, историю своей жизни; окажется, что это внебрачная дочь Юрия и Лары, и брат Юрия генерал-майор Евграф Живаго возьмёт её под свою опеку. Он же составит сборник сочинений Юрия - тетрадь, которую читают Дудоров и Гордон в последней сцене романа. Роман завершается 25-ю стихотворениями Юрия Живаго.