Open
Close

Танец кружащихся дервишей. Дервиши, танец дервишей Танец дервишей – молитва или представление

Сейчас танец дервишей можно увидеть в Турции на многих представлениях. Но что же это такое «танец дервишей»? Кто такие дервиши ? И как зародилось это искусство? А еще меня очень интересовал вопрос, у них не кружится голова? Они ведь точку не держат, вращаются без остановки по 20-40 минут. Как???

Начну с того, что расскажу, что я знаю о дервишах. Дервиш с персидского — «бедняк», «нищий». Это люди, привеженцы суфизма (мистическое направление в Исламе).

Нечто похожее на монашество в нашем понимании, но сами дервиши себя монахами не считали.

Также у них не было понятия «мое». То есть, дервиш никогда не скажет: «моя шапка». Нет ничего в этом мире, что бы принадлежало дервишу, все принадлежит Богу.

Были как странствующими, так и жившими в обителях. Они могли свободно жениться, иметь семью, жить со своей семьей. Но раз или два в неделю были обязаны собираться в обителях для совместных ритуалов.

Существовало несколько суфийских орденов. Самые известные из них Мевлеви (крутящиеся дервиши) и Бекташи.

Орден Мевлеви образовался в городе Конья в центральной Турции. Ежегодно там проводится фестиваль, посвященный памяти основателя этому ордену.

Танец дервишей

Музыка и танцы играют огромную роль. Дервиши считали, что только благодаря музыкальным обрядам человек может воссоединяться с Господом и найти просветление. Все движения танцев имеют определенный смысл.

Главным ритуальным обрядом называется семой. Семой проходит в определенное время, на нем могут присутствовать зрители.

Начинается он с долгой, примерно получасовой молитвы в полном молчании, затем начинается следующая часть, которая включает долгие вращения по залу всех членов ордена. Эти вращения могут продолжаться до двух часов с четырьмя небольшими остановками. Они означают воссоединение Вселенной с Богом. При вращениях дервиш направляет правую руку вверх, как бы принимая божественную энергию, а левую вниз, отдавая эту энергию людям. Голову наклоняет к правому плечу. (Кстати, вращаться с наклоненной головой проще, чем если держать ее прямо! Попробуйте!). Дервиши вращаются вокруг себя и одновременно по кругу. В конце ритуала они падают на колени, показывая этим, что их сознание прояснилось и они более чистыми и просветленными вернулись к людям.

Одежда дервишей отличалась в каждом ордене расцветкой, материалами. Но, в основном, все они носили так называемые хирки - верхняя одежда, на голове они носили тюрбаны различной формы, сделанные из сукна или свалянные из шерсти. Под хиркой носили нижнее платье. Каждая деталь костюма имела мистическое значение.

Чтобы стать дервишем, нужно было пройти ряд испытаний. Эти испытания длились 1001 день, и ежедневно будущему дервишу нужно было рассказывать шейху (главе ордена) об искушениях, которые он смог преодолеть.

Ордена дервишей существовали во многих исламских странах. В Турции вплоть до 1925 года, когда были запрещены Ататюрком. Но в 50-е годы эта культура вновь стала возрождаться.

Если Вы знаете что-то еще о дервишах, об Орденах дервишей, их обычаях и ритуалах, обязательно поделитесь в комментариях!

was last modified: Июнь 19th, 2016

Мистический танец дервишей.

Приди, давай усыпем все розами и наполним стаканы вином. Порушим свод небес и новый заложим фундамент. Если печаль направит рати проливать кровь любящих, я объединюсь с кравчим, и мы опрокинем их. Вот сладкие струны, играй сладкую песню, мой друг, чтобы мы хлопали и пели, теряя свои головы в танце. Хафиз

Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

Суфизм получил распространение с возникновением ислама. Его последователи дервиши - странники-вольнодумцы, ищущие успокоения души в аскетическом уединении, первоначально пропагандировали форму оппозиционного мистицизма. Единомышленники создавали братства объединяющие дервишей-аскетов (подвижников), анахоретов (отшельников) и еремитов (странствующих пустынников). Позже братства образовали ордена-тарикаты, среди которых и сегодня наибольшей известностью пользуются Кадири, Нурбаши, Бедеви (Бедуины), Бекташ, Накъшбанди и Мевлеви. Практически все суфийские ордена носят имя основателя тариката нашедшего свой путь познания Аллаха. Так случилось и с тарикатом Мевлеви. Он был основан около 1273 года в Конье сыном известнейшего суфия, наследственного шейха, мыслителя и гуманиста Джелял-ад-Дина Руми Мевляна. Руми был известен тем, что проповедовал равенство людей независимо от религии, цвета кожи и языка, воспел величие человеческого рода. После смерти он был признан «Святым чудотворцем». Его привычки, манера одеваться, пляски, стихи были канонизированы и превращены в часть религиозного обряда.

Ученики и последователи Руми относились к странствующим еремитам, они и принесли учения Мевляны на крымский полуостров, основав в конце XIII века на западном побережье близ средневекового города Гезлева свою первую обитель.Спустя столетия город превратился в крупный культурный, торгово-ремесленный и религиозный центр Крымского ханства.

Что касается Мевлеви, то это была самая богатая и привилегированная секта суфиев. Во главе ордена стоял шейх. Он был наделен полномочиями, опоясывать мечем вновь избранного крымского хана после того как тот совершал торжественную молитву в соборной ханской мечети Гезлева. Власть шейха была наследственной и не ограниченной. Дервиши обязаны были слепо повиноваться ему. Но выше шейха были еще и адепты, именуемые Деде, которые образовывали совещательный и административный Совет ордена. Эти люди обладали магическими способностями, умели впадать в транс и предсказывать будущее. Именно они хранили тайнами Мевлеви.

При вступлении в орден претендент в дервиши проходил испытания. Он жил в уединении, доносил шейху обо всех своих чувствах, переживаниях, мыслях, снах. Испытания длились 2-3 года или 1001 день, за это время послушник знакомился с обрядами, уставом, учился восклицаниям, произносимые много раз в день, обучался врачеванию и языческим обрядам. После посвящения дервиш выбирал свой путь - странствующего дервиша или дервиша проповедника. Немалое место в дервишеской общине занимали женщины. Они присутствовали в текие на религиозных обрядах в специально отведенном месте: галерее или балконе. История донесла нам их имена: поэтессы Рабийя (Софьян Тхаври), Омм Хайян Салмия, Амина Рамлия, Ом Али (Фатима) и другие. Кстати, именно суфизм дал толчок европейским христианским рыцарским орденам, традиции трубадуров, прославлению прекрасной Дамы, рыцарского служения образу Возлюбленной.

Для последователей суфизма пляска была не искусством, а средством освобождения духа, слияния с мировой душой. Традиционные пляски «Сэма», «Сэмахан», начинались пением «Илляхе». Они сопровождались обязательным музыкальным сопровождением. Дервиши, поджав под себя ноги, с опущенными головами садились в круг. На них были одеты конусообразные тюрбаны вишневого цвета, белые юбки - джалуны, черные накидки со шлейфом, на ногах были сыромятные чарыки, перетянутые грубой самодельной веревкой и посох в руке. Одежда шейха отличалась от остальных. Во всем зеленом он сидел посреди залы на овечьей шкуре. После окончания илляхе начинался ритуальный танец. Начинался он обычно с хлопка и с топанья, это обозначало, что именно этим хлопком дервиш отпугивал шайтана. Теперь он полностью был окружен оболочкой энергии и не допускал ошибок в танце, не нарушал этики дервишей. Он отбрасывал «Я» и оставался только единый бог, он растворялся в своем танце. Танцующие, поворачивались, друг к другу, отвешивали поклоны, почтительно приложив руки к груди, кланялись шейху. Затем сбрасывали накидки и под звуки мелодии начинали кружиться, изображая круговорот жизни и духа, отображая движение планет и небесных светил. И так всю ночь. Когда начинало светать, они останавливались и потихоньку выходили из транса. Так на протяжении четырех веков проходили радения при текие в Гезлеве. Мистический танец дервишей Мевляны впоследствии был заимствован коренным населением Крыма - крымскими татарами и трансформировался в народный танец хайтарма.

Танец «тануры» или юбки, если по-русски не зря имеет такое название. Конические шляпы, белые одежды, свободно развевающиеся в разные стороны, - все это присутствует, но главным атрибутом являются вовсе не они. Несколько тяжелых юбок, одетых одна на одну, - вот основная деталь так тщательного проработанного образа. Насчет тяжести было сказано не зря, поскольку ткань юбок тяжелая и плотная, а если их одето несколько штук, то весь костюм может весить около 12 кг.

Суфийский танец дервишей популярен не только Турции и Египте, но и во многих других странах Востока - все-таки культуры во многом схожи. При выступлении перед лицом самых высокопоставленных лиц государств - шейхов - танцоры проходят мимо него и получают от шейха тайные указания, которые потом начинают выполнять под бой барабанов и звуки флейты. Сейчас своим признанием суфизм обязан музыке и танцу, которые значительно ближе нашей массовой культуре, чем молитва и метафизика.

Сегодня суфийская практика в виде музыки и танца оценивается с позиции современных западных эстетических норм. Ритуал сема братства Маулави, получивший развитие в Турции при непосредственном воздействии этикета османского двора, теперь вынесен на эстрадные подмостки в виде танца вертящихся дервишей. Если разгневанный человек принимает участие в суфийском танце, в его танце будет гнев. Вы можете наблюдать за людьми и увидеть, что у каждого танец имеет отличия от других. В чьем-то танце — ярость, гнев просачивается через его танец, сквозит в его жестах.В чьем-то танце — красота, течет любовь, некая элегантность. Еще в чьем-то танце — сострадание; в чьем-то — экстаз; чей-то танец безвкусный и тупой, он лишь совершает простые жесты, за ними ничего нет, они — механичны. Наблюдайте. Откуда такая разница? Она оттого, что они несут в себе разные уровни подавления.

Когда вы танцуете, ваш гнев, если он будет присутствовать, тоже будет танцевать. Куда ему деться? Чем больше вы будете танцевать, тем больше будет танцевать и он. Если вы полны любви, то, когда вы начинаете танцевать, ваша любовь начинает изливаться наружу— она будет танцевать вокруг вас, заполнит все пространство вокруг. Ваш танец будет вашим танцем; в нем будет содержаться все, что есть в вас. Если вы подавлены сексуально, в вашем танце будет бурлить секс.

С широким распространением суфийских братств (турук), многие из которых включали музыку в свои ритуалы, усиливалось взаимодействие исламского музыкального профессионализма с мистической практикой, и прежде всего, с практикой медитативной. Прибегая к помощи музыки, шейхи понимали, что определенного рода музыка улучшает эффективность в освоении практик духовных, поскольку испытываемые в них психологические состояния-макамат (у суфиев макам - контролируемая человеком «станция пребывания духа») оказывались близки к процессу музыкального развития в свободных от метро-ритма формах, опирающихся на лады-макамат. Такого рода, импровизируемая на основе лада, музыка звучала часто во время специальных радений (ас-сама"), которые устраивались суфиями. Она могла быть высоко профессиональной, даже элитарной, как в орденах инструменты. Однако некоторые ордена (Бекташийа, Кадирийа, Каландарийа и др.) отдавали предпочтение полупрофессиональным или народным музыкальным традициям в своих ритуалах.

На Западе братство Маулавийа получило название «Вращающихся дервишей», поскольку в практике этого ордена утвердился экстатический танец, основанный на длительном вращении каждого участника вокруг своей оси во время коллективного движения по кругу. Особую выразительность этому мистическому действу придают ритуальные одеяния танцующих (высокие колпаки и развивающиеся широкие юбки) и их позы (поднятая ладонью к верху правая рука и опущенная ладонью к низу - левая), символизирующие связь мистика с движением планет, с космическим началом, проводником которого к началу земному является танцующий. Этот, по словам Руми, «танец планет и ангелов» сопровождается прекрасной музыкой, которая исполняется сегодня профессиональным инструментальным ансамблем, где неизменно лидирует флейта-най и небольшой котловидный барабанчик-кудюм.

Вы должны пройти через катарсис, вы не сможете идти прямо к цели. Только тогда, когда все яды уйдут и исчезнет туман, вы будете способны найти озарение или блаженство в методах, подобных суфийскому танцу. Вот качества, медитации — истинно медитативная личность игрива; жизнь для нее — забава, жизнь — игра, лила. Она ею наслаждается, она несерьезна, она расслаблена.

Суфии со всего мира и люди, практикующие суфийские кружения, съезжаются в город Конья, чтобы приобщиться к древней практике единения с Богом через священный ритуальный танец «Сема». Фестиваль Кружащихся (Вращающихся) Дервишей посвящен великому суфийскому поэту и философу - Джалаладдину Руми.

В середине 13-го века Мевляна Джалаладдин Руми основал суфийский орден «Мевлеви» - орден «Кружащихся Дервишей». Основной практикой Мевлеви является ритуал вращения или кружения, позволяющий практикующему соединиться с Богом, который, по мнению суфиев, находится в сердце каждого человека.

Долгое время танец "Сема" находился вне закона и исполнялся в тайне. В наши дни, наряду с красочными выступлениями на грандиозных шоу, для многих последователей ислама этот танец остается возможностью максимально сконцентрироваться на любви к Богу.

Танец «сема» танцуется в большом зале помещения дервишей (текке), называемом «семахане» (дом неба). Ритуалы поклонения небу происходят в священные для Ислама ночи, по пятницам и 17 декабря, в годовщину смерти Мевланы. В такие ночи совершаются молебны, проводятся ритуалы, а затем танцоры, «семазен», занимают свои места в зале и после разрешения шейха начинают кружиться. Всегда есть руководитель, который ведет танец «семазенов». Они начинают танцевать под особую музыку по сигналу руководителя.

Танцоры, одетые в белое всегда мужчины. Однако с недавнего времени женщины также стали танцевать этот танец, только в своих красочных одеждах. Танцоры начинают кружиться внезапно с того места, где стояли. Их головы всегда чуть-чуть повернуты к правому плечу. Правая рука поднята к небу, ладонью вверх. Левая рука направлена вниз, ладонью к земле. Танцоры кружатся под мистическую музыку, которая усиливается специальными инструментами, о которых мы упоминали ранее. Такая танцевальная позиция является символом представления Мевлеви о жизни и смерти: положение рук означает, что мы приходим от Бога и уходим в землю или мы мост между Богом и человеком. Шейх, танцующий в центре, символизирует солнце, которое освещает вселенную, танцоры, которые кружатся вокруг него, означают планеты, вращающиеся вокруг солнца, а их белые наряды символизируют праведный мир и мир духов. Анатолийский п-ов прибежище различных верований, в том числе направлений Алеви и Бекташи.

Течение Бекташи было основано Хаси Бекташ Вели (1210-1271), который приехал в Анатолию из Хорезма в 13 веке. Это гуманистическая секта, ставящая человека в центр мироздания и приписывающая ему все положительные качества. Можно так суммировать основную идею данного направления: «Будь хозяином своей руки, языка и живота», и «Моя Кааба — человек сам по себе». Секта Бекташи, которая приняла более человечное мировоззрение по сравнению с жесткими принципами Ислама, воспринимается как еретическая другими исламскими направлениями. Течение Бекташи ценит поэзию и музыку больше всего, декламируя поэзию под музыку и через нее прославляя гуманистическую позицию. В течение длительного времени в прошлом они практиковали свой религиозный танец «сема» тайно. «Сема» — это религиозный танец, который танцевали или только мужчины или совместно женщины и мужчины. Это часть музыкального обряда, который они проводили в помещении Бекташи, и который служил сопровождением дружественных разговоров.

Танцоры формируют круг и постоянно поворачиваются с ритмичными движениями ног; они двигают руками и кистями рук, но никогда не нарушают круг. Они произносят предложения, которые в этот момент важнее, чем музыка. Было открыто, что этот танец также существовал в центральной Азии и был привезен в Анатолию. Слова «сема» (у Бекташи) и «сема» (небо) (у Мевлеви) так похожи, что ясно, что эти танцы имеют общий источник.

Мистический танец кружащихся дервишей связан с возникновения суфийского ордена Мелвеви. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй - Богу, и третий совершенствовал свою душу.

Так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

В суфизме ум считается «убийцей реальности», так как он отделяет человека от духовного пути, который можно найти только в своем сердце. Вращения помогают Искателю достичь гармонии с внутренним миром, с мистической реальностью, и преобразить его с помощью этой реальности. Считается, как только в голове танцора возникает хоть одна мысль — юбка падает.

Технически танец дервиша может исполняться в двух вариациях. Например, одиночно, когда происходит исступленное вращение вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.

Есть коллективный вариант исполнения Танца дервиша в виде хоровода, с быстрым движением вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем всё увеличивая темп, живая карусель движется по кругу.

Окружающее теряет свои очертания, становится смазанным, нереальным. Но камень в центре неподвижен и сосед в живой цепи все время рядом. Люди находятся в круговороте, н6о вместе с тем есть чувство стабильности! Движение вызывает положительный стресс. Уходят страх, беспокойство. Появляется чувство эйфории, душевного подъема и ощущение бесшабашной радости. И вот резкий сигнал остановиться высвобождает сжатую пружину энергии, которая выбрасывает участников за круг. На автопилоте тело падает: животом, всем телом ощущаем надежность земной опоры. Но сознание еще находится в бешеной динамике карусели.

В танце дервиша зрительные и тактильные анализаторы дают взаимоисключающую информацию. С одной стороны - опора, земля, мир стабильны, реальны (камень в центре круга, опора на землю). С другой стороны - мир летит, он смазан, туманен, зыбок. Человек входит в транс, переходящий в расширенное состояние сознания. Мир внутри нас продолжает свое вращение и летит в необыкновенное путешествие, открывая неизведанное, скрытое от нас в обычном состоянии сознания.

Состояние транса с переходом в расширенное состояние сознания, в которые входят при выполнении Танца дервиша - это особые состояния измененного сознания, когда снимаются блоки памяти и зажимы стереотипов мышления, и человек может осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.



Танцы дервишей из Суфии известны в Египте, как танцы «тануры», что с арабского переводится, как «юбки». Раз в год настоящие пляски суфийских дервишей можно увидеть в турецком городе Конья, куда с 9 по 13 декабря съезжаются на могилу основателя ордена Джалалед-дина Руми дервиши. В учении Руми главным было то, что через ритуал танца, можно немного приблизиться к Богу.


Танец дервишей

Дервиши одеты в конические шляпы и развевающиеся белые одежды. Барабаны и флейты создают аккомпанемент для самозабвенного вращения танцоров, которые попеременно поднимают то правую руку (чтобы получить благословение неба), то левую (чтобы передать благословение земле). После нескольких часов вращения танцоры входят в транс, и им уже кажется, что весь мир вращается вокруг них, а не наоборот. Этот транс символизирует окончательное единение с Аллахом.

Одежда дервишей

Танец «тануры» или юбки, если по-русски не зря имеет такое название. Конические шляпы, белые одежды, свободно развевающиеся в разные стороны, – все это присутствует, но главным атрибутом являются вовсе не они. Несколько тяжелых юбок, одетых одна на одну, – вот основная деталь так тщательного проработанного образа. Насчет тяжести было сказано не зря, поскольку ткань юбок тяжелая и плотная, а если их одето несколько штук, то весь костюм может весить около 12 кг.

Суфийский танец дервишей популярен не только Турции и Египте, но и во многих других странах Востока – все-таки культуры во многом схожи. При выступлении перед лицом самых высокопоставленных лиц государств – шейхов – танцоры проходят мимо него и получают от шейха тайные указания, которые потом начинают выполнять под бой барабанов и звуки флейты.

Это очень древняя техника. Она легко могла бы кануть в вечность вместе с тысячей других , если бы не ислам, а точнее, если бы не суфии, которые сделали ее одним из основополагающих элементов своего образа жизни.

Знаменитый танец дервишей основан именно на этой технике, а потому мы будем называть ее «суфийское кружение». О данной технике очень хорошо отзывался Ошо и . Оба этих мастера использовали данную технику в своей практике и обучали ей всех желающих.

В психологическом смысле суфийское кружение это настолько мощная практика, что даже единоразовый опыт может преобразить вас и сделать совсем другим человеком.

Что делать?

Вы когда-нибудь видели, как кружатся на месте дети? Делайте точно так же. Кружитесь вокруг своей оси с открытыми глазами. Ваша внутренняя сущность должна стать осью, а тело колесом, которое крутится на этой оси. Постарайтесь делать эту практику максимально раскрепощено. Не думайте о ее мистическом эффекте и прочих серьезных вещах. Лучше всего, если вы будете кружиться так, как это делают дети - максимально радостно и искренне.

Желательно ничего не пить и не есть хотя бы за три часа до кружения по понятным причинам. Желательно, если на вас будет свободная одежда, и вы будете босиком. Весь процесс можно разделить на две стадии – само кружение и отдых. У этой нет четкой продолжительности – она может длиться и несколько часов, впрочем это не самое важное.

Кружиться нужно против часовой стрелки. Правая рука поднята вверх (беру от Бога), а локоть поднят, левая рука опущена вниз (отдаю Земле), локоть тоже опущен. Впрочем хранить все время одно и то же положение рук не обязательно. Вы можете варьировать положение рук в зависимости от своих ощущений. Вообще это довольно гибкая техника - самое главное в ней вращение, а остальное вариативно.

Если вы почувствуете неудобство от вращения против часовой стрелки, то вращайтесь по часовой. Тело не должно быть напряженным. Глаза не закрывайте, но и не фокусируйтесь. Картинка должна поплыть. Храните молчание в процессе кружения

Если допустить, что выполнение техники займет у вас час, то первые 15 минут вращайтесь медленно. Дальше постепенно увеличивайте скорость в течении 30-ти минут, пока не почувствуете как превращаетесь в водоворот . Вокруг вас должна быть буря движения, хотя вы, находясь в центре, остаетесь неподвижными. Такого психологического эффекта нужно достичь.

Продолжайте кружиться до тех пор, пока ваше тело больше не сможет находиться в вертикальном положении. Тело должно упасть само. Не нужно делать этого намеренно и не пытайтесь как-тосмягчать свое падение, если вы были расслабленны в процессе кружения и полностью отдались процессу, то тело само упадет максимально мягко, а земля поглотит вращения.

После того как вы упадете, начнется вторая стадия этой . Перевернитесь на живот так, чтобы пупок слегка соприкасался с землей. Если вам будет слишком уж неудобно лежать в такой позе, то можете лежать на спине. Почувствуйте как ваше тело слилось с землей, будто бы вы маленький ребенок, который прижался к материнской груди.

Лежите с закрытыми глазами. Храните молчание и ни о чем не думайте минут 15. После постарайтесь ничего не делать и хранить внутреннее молчание столько времени, сколько возможно. Некоторые люди ощущают тошноту во время кружения или после него. Пока это находится на терпимом уровне не обращайте на это внимание, если тошнота станет слишком уж сильной прервите .