Open
Close

Ребенок инвалид в общеобразовательных группах доу. Дети с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Сады для инвалидов - это такое дошкольные заведения, где оказывают специальную помощь. Случается такое, что некоторые детки требуют особого внимания. Это может быть связано с серьёзными проблемами со здоровьем. Каждый ребенок должен полноценно развиваться. Поэтому посещение дошкольного учреждения – это необходимость.

Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов?

Существуют отдельные виды заведений. Их еще называют детскими садами компенсирующего вида. Другими словами – это то место, где могут помочь развиваться детям–инвалидам. Посещая такой детсад, они будут приспосабливаться к жизни, получать необходимые умения, знания и навыки.

Но прежде, нужно разобраться с тем, кто может посещать детский сад для детей инвалидов:

  • малыши, которые часто болеют;
  • ортопедические сады предназначены для деток, имеющие деформация грудной клетки;
  • дети с нарушением зрения и слуха;
  • малыши с задержкой развития речи или другие серьезные речевые нарушения;
  • ребята с задержкой психического развития. К этой категории можно отнести малышей с разными степенями олигофрении, с синдромом Дауна, аутизма;
  • дети с ДЦП. Если остальных малышей еще могут принять в обычный сад, то эту категорию инвалидов – не примут.



Особенности детских садиков для инвалидов

В стране действует много специализированных дошкольных заведений. Общее количество их в России составляет более 3969 детсадов. В самой только Москве действует 177 таких учреждений. Работают они по специальным государственным или авторским программам, имеющие лицензию.

Решив отправить свое чадо туда, нужно узнать о нем все. Каждый сад для инвалидов имеет свои особенности. Мы назовем ключевые:



Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка. Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников; центр развития ребенка — детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется Уставом. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы. На основании заявления родителей и экспертного заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно, занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие. В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями. В маленьких городах, поселках городского типа и иных небольших населенных пунктах специализированные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов, как правило, не создаются. Детям-инвалидам приходится посещать детские сады общего типа или ездить в областной центр. В детских садах создаются особые условия для обучения и воспитания детей-инвалидов: спортивные и тренажерные залы, бассейны, изостудии, театральные студии, музыкальные залы, фитобары и т. п. При необходимости дети получают усиленное питание и массаж, а также находятся под постоянным контролем логопеда или дефектолога. Образовательный процесс для детей-инвалидов может осуществляться по специальным программам. Например, в московском Дошкольном образовательном учреждении № 1790 с целью оздоровления детей с патологиями двигательного аппарата проводятся закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла), массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж, фитотерапия, кислородный коктейль, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, сеансы с использованием люстры Чижевского, сеансы «Маремед». Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М. Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам. Педагоги и родители неоднозначно относятся к идее обучать всех детей-инвалидов в одном учреждении. С одной стороны, многие говорят о том, что их ребенок чувствует себя некомфортно в одной группе со здоровыми детьми. С другой стороны, есть примеры, доказывающие, что не всегда уместно проводить черту между здоровым ребенком и инвалидом.20 Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от состояния здоровья малыша. Ведь дети, которые имеЮт серьезные проблемы со здоровьем, например, дети с пороками сердца, сахарным диабетом или бронхиальной астмой, несомненно, нуждаются в особом уходе, а педагоги, работающие с такими детьми, должны ооладать специальными знаниями. Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено федеральными законами Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Остальной перечень льгот устанавливается на уровне субъектов РФ. Во многих субъектах РФ льготная плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях или бесплатное содержание детей предусмотрена в том случае, если оба родителя инвалиды I или II группы, если семья ребенка-инвалида является многодетной, если семья ребенка относится к категории семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей. Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.

Вопрос: Здравствуйте! Проживаю в МО. Моя дочь, по мнению официальной медицины, психически нездорова — аутизм. Да, она не такая как все. Однако, она не умственно отсталая, аутичных черт в ней очень-очень мало. Она прекрасно общается с младшей и старшей сестрой, взрослыми, сверстниками. Ей почти 6 лет, скоро в школу, а она еще и в детском саду не была.

По специфике заболевания, для социальной адаптации нам нужен какой-то особый детский сад. В МО, г. … (отредактировано) есть сад № … компенсирующего 7-го вида. Но мне отказали сразу, как только я упомянула в телефонном разговоре, что ребенок-инвалид. Такое решение вытекает из Устава учреждения.

Выходит, водить ребенка придется по совету районного психиатра в один из московских садов — Митино или Строгино (20-25 км по пробкам).

Ладно бы одно это. В московские детские сады ребенка тоже не берут, ссылаясь на отсутствие мест, предлагают только лекотеку.

Сейчас у меня есть машина, но завтра я могу пересесть на общественный транспорт, и тогда три-четыре часа в дороге, начиная, например, с 7-ми утра, «положительно» скажутся на ребенке в драгоценный час общения с педагогом.

Вопрос в следующем: правомерен ли отказ администрации детского сада № … принять моего ребенка, насколько мне известно, отдавать или не отдавать ребенка в коррекционное учреждение — мое право.

P.S. Я все равно записалась на ПМПК, работающую в этом саду. На какие нормативно-правовые акты могу ссылаться в разговоре с администрацией учреждения?

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Здравствуйте, вопрос о правомерности отказа ДОУ некорректен, так как этот отказ был устным по телефону, да и решение о выдаче путевки в ДОУ принимает как правило учредитель, а не ДОУ. Социальный статус ребенка-инвалида не отражен в действующем законодательстве как признак воспитанника ДОУ, поэтому этот правовой критерий по закону не влияет на его зачисление в ДОУ.

Однако по-простому говоря, почти все зависит от ПМПК (см. Приказ Минобра РФ от 24 марта 2009 г. № 95), которая согласно пп. «б» п. 7 этого Приказа готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций, а также оказывает содействие ФГУ МСЭк в разработке ИПР ребенка-инвалида. То есть, ПМПК может рекомендовать (с учетом Вашего мнения) зачислить Вашу дочь в ДОУ № …. С этой рекомендацией нужно напрямую обращаться к учредителю ДОУ (муниципалитет), который обязан будет выдать Вам путевку.

Также следует добавить, что наличие в Уставе ДОУ компенсирующего вида каких-либо ограничений для детей-инвалидов нарушает права ребенка-инвалида и таковое можно смело обжаловать (на практике лучше всего написать заявление о нарушении прав в прокуратуру).

Подытоживая, – согласно пунктам 4 и 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666):

  • ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
  • дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

То есть ДОУ может и не проводить реабилитацию детей-инвалидов (осуществлять обычный процесс воспитания и образования) в отношении отдельного ребенка-инвалида при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК, путевки учредителя и Вашего заявления.