Open
Close

Урок окружающего мира тема народы россии.doc - урок окружающего мира. тема: народы россии

§ 1 Многонациональная Россия

Главное богатство каждой страны - это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия - многонациональная страна».

Давайте порассуждаем и разберемся. Что обозначают эти слова? Какие народы проживают в нашей стране?

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.

§ 2 Народы России

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.

Предками народов Центральной России являются славяне. К славянам относятся такие народы, как русские, белорусы, украинцы. Изначально эти территории привлекали людей своими лесами с грибами, ягодами, зверями; реками, полными рыбой. В Центральной России также проживают татары, мордва, марийцы, чуваши.

Сибирь - самая большая территория России. Ее населяет много разных народов, которые хорошо сохранили свои традиции, обычаи и языки. Живут они единой семьей, помогая друг другу. Самые многочисленные коренные народы Сибири - буряты, якуты, тувинцы. В тайге расположились эвенки. Шорты и алтайцы обитают в горах. Манси и ханты селятся между реками Енисей и Обь. А вот секульпы, ненцы приспособились к суровым условиям Тундры. На Севере дальневосточной земли живут такие народы, как чукчи, эскимосы, коряки. Они ловят рыбу и других морских обитателей.

Многонационален и Северный Кавказ. На Кавказе проживают дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие народы. Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские, удмурты, алтайцы, ненцы, осетины и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России».

§ 3 Дружба народов

Невозможно представить русскую культуру без таких имен, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев и других известных деятелей, которые воспевали в своих произведениях русскую землю. Они были разных национальностей, но отдавали всю свою душу и жизнь служению России.

Владимир Иванович Даль, отец которого был датчанин, а мать - немкой, создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он всегда утверждал: «Я русский по духу».

Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традиции. С большим удовольствием провожают Масленицу блинами и пирогами. Очень нравится этот праздник русскому народу. Татары отмечают свой праздник - Сабантуй. Летом, когда на полях закончены все работы, народ выходит отметить его танцами, играми, состязаниями в доблести. Похожий праздник есть и у бурят - Сурхарбан.

В нашей стране исповедуют разные религии. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину.

Образовательный ресурс (конспект, презентация, интерактивный тест по изучаемой теме) может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в 3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Название УМК: образовательный ресурс может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Цель: знакомство с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину.

Задачи
Предметные: познакомить учащихся с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину; продолжить работу по формированию таких понятий, как: страна, край (регион), административный центр - город; учить находить на физической карте России Уральский регион; учить находить на карте Челябинской области родной город (Кыштым) и областной центр -город (Челябинск).

Метапредметные: развивать способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; развивать способность к саморегуляции поведения; развивать умение самостоятельно искать средства решения поставленной задачи; развивать умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Личностные: воспитывать интерес к профессиям (в частности, к профессии «археолог»);воспитывать интерес к образу жизни народов, населяющих родной край; воспитывать уважение к культуре народов разных национальностей; формировать осознание своей этнической принадлежности.

Раздаточный материал: для проведения организационного момента - карточки с написанными буквами («Р», «О», «С», «И», «Я»; карточки раздаются вразброс, общее количество карточек равняется количеству учащихся в классе); распечатка географической карты Челябинской области (для работы в парах); распечатка итогового теста (по количеству учащихся).

Техническое и программное обеспечение
При индивидуальной и групповой работе требуется техническое обеспечение: компьютер (ноутбук), компьютерная мышь.При фронтальной работе рекомендуется использовать к вышеперечисленному оборудованию мультимедиа проектор, звуковые колонкии экран. Рекомендуемые программы: PowerPoint 2007 / 2010 / 2013.

Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
. Игра на развитие внимания «Облака»
- Посмотрите, ребята, на свою парту. У каждого из вас лежит карточка, на которой написана буква. Перед тем, как сесть на своё рабочее место, мы поиграем с вами в игру «Облака». Послушайте правило игры: на экране будет проплывать облако с написанной буквой; тихо должны сесть те ребята, у которых совпадёт буква с вашей карточкой на парте. (На облаках написаны буквы «Р», «О», «С», «И», «Я»)
Слайд № 2

Ученики слушают инструкцию к игре; соотносят свою букву, написанную на карточке, с буквой на экране; в соответствии с требованием должны ТИХО сесть на своё рабочее место.

II. Сообщение темы классного часа
-Давайте, ребята, вспомним, какие буквы встретились нам в игре. (Учитель выслушивает ответы детей.)

Игра «Составьте слово»
- В хоровод наших букв я добавлю ещё одно облако с буквой «С». Переставьте буквы местами, и у вас получится слово.
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «Россия»).
-Что обозначает это слово? (Это название страны, в которой мы живём).
Слайд № 3

Сегодня, ребята, на классном часе мы побываем в гостях у маленького Егорки. Егор - любознательный мальчик, и каждую минуту он задает дедушке Матвею разные вопросы. И вот однажды внук спросил дедушку: какие народы живут в нашем крае? Этот вопрос и будет темой нашего классного часа.
Слайд № 4

Ученики слушают инструкцию к игре; выполняют задание в соответствии с требованиями; закрепляют название нашей страны.

III. Работа по формированию понятий «страна», «край», «административный город»
. Знакомство с названием края (региона) «Урал»
-Чтобы ответить на вопрос Егорки, дедушка Матвей сначала предлагает вам посмотреть на карту нашей Родины. Наша страна - Россия занимает огромную территорию. (Учитель показывает указкой границы России). Наш край, где мы живём, находится возле Уральских гор. (Учитель показывает на карте протяженность Уральских гор). Название гор подсказывает вам название нашего края, региона.
-Как называется наш край? (Наш край называется -Урал.)

Слайд № 5
. Знакомство с административными центрами -городами Урала
-В Уральском округе находится 140 городов; давайте прочитаем названия административных центров, которые являются наиболее крупными городами Урала.
-Какой из этих городов является нашим областным центром? (Наш областной центр - это город Челябинск.)

Слайд № 6
. Работа с картами Челябинской области
-У вас на парте лежит карта Челябинской области. Помогите Егорке найти на карте название своего города и города Челябинска. (Работа в парах.)
Слайд № 7

Проверка (фронтальная)
Вывод: наш город, как и город Челябинск, расположен в южной части Урала, поэтому в разговоре взрослых можно часто услышать, что мы живем на Южном Урале.
. Акцентуация внимания на главном вопросе классного часа
- Вот мы и подошли к главному вопросу, который задал Егорка дедушке: какие народы живут в нашем крае. Ученики знакомятся с географической картой России, соотносят название Уральских гор с названием края (региона), в котором живут;учатся находить на физической карте России Уральский регион.

Ученики читают названия административных городов Урала.
IV. Знакомство с национальным составом Уральского региона,
с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину
. Знакомство с понятием «археолог»
-Когда Дедушка Матвей был молодым, то он работал археологом.
-Кто из вас знает, что обозначает слово «археолог»? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Слайд № 8

Археолог - это учёный, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К вещественным источникам относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком. Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями, которые помогают сделать великие открытия и по крупицам воссоздать все этапы жизни людей от момента зарождения человечества.
Когда дедушка Матвей работал археологом, он побывал во многих местах Урала.

Рассказ о первом человеке на Урале
-Очень интересное исследование проводил дедушка Матвей в республике Башкортостан. Вместе с другими учёными - археологами он обнаружил в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово, древнейшую стоянку первобытного человека. Там же был найден целый скелет древнего человека. По останкам скелета ученые воссоздали его облик.
А в пещере Шульган-таш, на берегу Белая (Агидель), учёные обнаружили наскальные рисунки первобытного человека. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что древние люди, населявшие когда-то наш край, видели этих животных в непосредственной близости.
Слайд № 9

Физминутка «Наскальные рисунки»
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наскальные рисунки». Выполняем упражнения в соответствии с рисунком.
Слайд № 10

Общие сведения о национальном составе Урала
-Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, здесь проживают не только русские, но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
-В Челябинской области больше всего проживает русских, башкир и татар. О людях этой национальности нам расскажет дедушка Матвей.
Слайд № 11

Рассказ о башкирских народах
-В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.
Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы - это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.

Долго шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.

Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.

С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Урале живут, их башкирами зовут.

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта - это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре - очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.
Слайд № 12

Рассказ о татарском народе
-Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на землях Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад избы украшался многоцветной росписью.
Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, переночевать предлагают.

Слайд № 13

Рассказ о русском народе
Русские люди Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.Военные строили крепости. Купцы торговали.
Слайд № 14

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.
Слайд № 15

V. Закрепление
. Заключение
- В нашем крае, как и во всей России, живут разные народы.
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий. Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием. Разберем подробнее национальный состав России, рассмотрев отдельно каждый этнос.

Крупные народности России

Русские - самый многочисленный коренной этнос, проживающий на территории России. Численность русских людей в мире приравнивается к 133 миллионам человек, однако некоторые источники указывают цифру до 150 миллионов. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 79% от всего населения страны) миллионов русских, большая часть русских также обитает в Украине, Казахстане и Белоруссии. Если рассматривать карту России, то русский народ в многочисленности распределен по всей территории государства, проживая в каждом регионе страны...

Татары, по сравнению с русскими, составляют всего 3,7% от всего населения страны. Татарский народ имеет численность в 5,3 миллиона человек. Данный этнос проживает по всей стране, самый густонаселенный татарами город является Татарстан, там обитает более 2 миллионов человек, а самый малонаселенный регион - Ингушетия, где не наберется и тысячи человек из татарского народа...

Башкиры являются коренным народом республики Башкортостан. Численность башкир составляет около 1,5 миллиона человек - это 1,1% от общего числа всех жителей Российской Федерации. Из полуторамиллионного народа большая часть (примерно 1 млн) проживает на территории Башкортостана. Остальные башкиры живут на всей территории России, а также в странах СНГ...

Чуваши являются коренными жителями Чувашской республики. Их численность 1,4 миллиона человек, что составляет 1,01% от общего национального состава россиян. Если верить переписи населения, то около 880 тысяч чувашей проживают на территории республики, остальные обитают во всех регионах России, а также в Казахстане и Украине...

Чеченцы являются народом, обосновавшимся на Северном Кавказе, их родиной считается Чечня. В России численность чеченского народа равнялась 1,3 миллиона человек, но по статистике с 2015 года количество чеченцев на территории РФ увеличилось до 1,4 миллиона. Данный народ составляет 1,01% от всего населения России...

Мордовский народ имеет численность около 800 тысяч человек (примерно 750 тысяч), это 0,54% от общего числа населения. Большая часть народа проживает в Мордовии - около 350 тысяч человек, далее идут области: Самарская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская. Меньше всего данный этнос обитает в Ивановской и Омской области, там не соберется и 5 тысяч, принадлежащих к мордовскому народу...

Удмуртский народ имеет численность 550 тысяч человек - это 0,40% от всего населения нашей необъятной Родины. Большая часть этноса проживает в Удмуртской республике, а оставшаяся рассредоточилась по соседним регионам - Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, Пермский край, Кировская область, Ханты-Мансийский автономный округ. Небольшая часть удмуртского народа перекочевала в Казахстан и Украину...

Якуты представляют коренное население Якутии. Их численность равняется 480 тысячам человек - это около 0,35% от общего национального состава в Российской Федерации. Якуты составляют большую часть жителей Якутии и Сибири. Также они проживают в других регионах России, самые густонаселенные якутами регионы - это Иркутская и Магаданская области, Красноярский край, Хабаровск и Приморский округ...

По статистике, доступной после переписи населения, в России проживает 460 тысяч бурятов. Это составляет 0,32% от общего количества россиян. Большая часть (около 280 тысяч человек) бурят обитает в Бурятии, являясь коренным населением этой республики. Остальной народ Бурятии проживает в других регионах России. Самая густонаселенная бурятами территория - Иркутская область (77 тысяч) и Забайкальский край (73 тысячи), а менее населенная - Камчатский край и Кемеровская область, там не отыскать и 2000 тысяч бурят...

Численность народа Коми, проживающего на территории Российской Федерации, составляет 230 тысяч человек. Эта цифра составляет 0,16% от всего населения в России. Для проживания этот народ облюбовал не только республику Коми, которая является для них непосредственной Родиной, но и другие регионы нашей необъятной страны. Народ Коми встречается в Свердловской, Тюменской, Архангельской, Мурманской и Омской областях, а также в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах...

Народ Калмыкии является коренным для республики Калмыкии. Их численность составляет 190 тысяч человек, если сравнивать в процентах, то 0,13% от всего населения, проживающего в России. Больше всего этого народа, не считая Калмыкию, проживает в Астраханской и Волгоградской областях - около 7 тысяч человек. А менее всего калмыков обитает в Чукотском автономном округе и Ставропольском крае - менее тысячи человек...

Алтайцы являются коренным народом Алтая, поэтому проживают главным образом в этой республике. Хотя некоторая часть населения покинула историческую территорию обитания, теперь они проживают в Кемеровской и Новосибирской областях. Общая численность Алтайского народа составляет 79 тысяч человек, в процентах - 0,06 от общего числа россиян...

Чукчи относятся к малочисленному народу из северо-восточной части Азии. В России народ чукчи имеет небольшую численность - около 16 тысяч человек, их народ составляет 0,01% от всего населения нашей многонациональной страны. Этот народ разбросан по всей России, однако большая часть осела в Чукотском автономном округе, Якутии, Камчатском крае и Магаданской области...

Это самые распространенные народы, которые могут встретиться вам на просторах России-матушки. Однако список далеко неполный, ведь в нашем государстве есть и иностранцы. Например, немцы, вьетнамцы, арабы, сербы, румыны, чехи, американцы, казахи, украинцы, французы, итальянцы, словаки, хорваты, тувинцы, узбеки, испанцы, британцы, японцы, пакистанцы и т.д. Большинство из перечисленных этносов составляет по 0,01% от общей численности, но есть народы, имеющие больше 0,5%.

Продолжать можно бесконечно, ведь огромная территория РФ способна вместить под одной крышей множество народов, как коренных, так и прибывающих из других стран и даже материков.

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Вот уж и зима настала,

Небо хмурится с утра.

Предстоит нам дел немало

За работу всем пора.

Вы и я - мы следопыты

Дверь в познание открыта,

Не пора ли заглянуть?

Ну, друзья, смелее в путь!

2.Актуализация знаний.

Звучит песня о Родине «Я ты он, она, вместе дружная семья»

  • Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(символы России)
  • Что обозначает слово Федерация?(объединение, союз)

Стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

  • Рассмотрим карту России
  • Как называются люди, которые живут в нашей стране?
  • Почему карта раскрашена в разные цвета?
  • Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна, это не только леса, поля, реки и города. Страна-это, прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих.
  • Люди, каких наций живут в нашей стране?
  • Как думаете о чем будем говорить на уроке? (про народы России, их традиции, на каких языках говорят, какую одежду носят, о праздниках)
  • Объединим все наши высказывания и сформулируем цель нашего урока (узнать какие народы живут в России)

4.Работа по теме урока (поиск решения проблемы)

Стихотворение В.Степанова «Российская семья»(презентация- картинки народов России)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

  • Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
  • А как народы понимают друг друга если они говорят на разных языках? (Мы живем в одной стране, русский язык является государственным языком, его должны знать все народы живущие в Российской Федерации)

Физкультминутка «Танец «Блины - блиночки»»

1.Праздники

  • А что такое народные традиции? (То, что передается из поколения в поколение, например: народные праздники, обряды)
  • Какие русский народные праздники вы знаете?(Масленица, Рождество, Пасха)

Дидактический материал «Пазлы» + описание праздников (Масленица(русский),Сабантуй(татарский),

«Праздник молодого оленя»(ненецкий))

  • Соберите пазлы, найдите, какой иллюстрации праздника соответствует описание, и приготовьтесь рассказать одноклассникам.

Вывод:

  • У каждого народа свои традиции, но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

2.Костюмы.

  • Рассмотрите иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах. (Русские, Ненцы, Мордва, Татары, Башкиры, Чуваши)
  • Посмотри на русский национальный костюм. Как одеты женщины, мужчины? (народный сарафан, рубаха, кокошник, кафтан)
  • Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди-ненцы. Рассмотрите их одежду. Одежда очень теплая. Как вы считаете почему? (На севере очень холодно)
  • Как вы думаете из чего ненцы шьют свою одежду?(из оленьих шкур, ведь одежда должна быть теплой и удобной)
  • Ненцы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется малица. Она украшена мехом и нашивкой.
  • А посмотрите, какой красивый Мордовский национальный костюм.
  • Обязательным атрибутом женского костюма является красный пояс-пулай.
  • Посмотрите. Что особенного в национальном костюме? (на голове у мужчин-тюбитейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент)
  • Одежда башкир отличается большим разнообразием. Но основу башкирского костюма составляет у женщин – туника, а у мужчин – халат. Мужские шапки- с меховой строчкой, а у женщин украшенные налобные повязки.
  • Рассмотрим народный костюм чувашей.
  • В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм (штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой).

Дидактический материал «Часть-целое»

Вывод: Каждый народ, создавая нац. костюм, стремится сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали по праздникам.

3.Народные промыслы

  • Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
  • Какие народные промыслы вы знаете? (Дымковская игрушка, хохлома, матрешки, гжель)
  • Другие народы России тоже занимаются народными промыслами.
  • На Севере России – резьбой по кости и шитьем одежды из меха.
  • На юге России (осетины и ингуши) делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры.
  • В Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Творческое задание «Народные промыслы»

Вывод: У каждого народа есть чем удивить, поразить. Предметы быта сделанные руками народных мастеров становятся настоящими художественными произведениями, они отражают характер народа и неисчерпаемую фантазию.

4.Музыка.

Послушайте как звучат инструменты разных народов нашей страны. С давних пор любимыми инструментами русских является балалайка.(мелодия балалайки, татарская мелодия, лезгинка, мелодия народов севера)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

5.Первичное осмысление и закрепление

  • Что объединяет эти народы? нации?
  • Какие отличительные признаки у этих народов, наций?
  • Теперь мы знаем, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

6.Рефлексия.

Звучит музыка «Это ты-родина моя Россия»

  • Ребята выходите в круг.
  • Передайте по кругу сердечко, тот у кого в руках сердечко говорит:

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно…»

«Мое настроение…»

«Мне понравилось выполнять…»

Домашнее задание Р.т.стр.7-8 задание 5.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру

(музыка, ИЗО, технология) ФГОС ООО во 2 классе по теме «Россия как многонациональная страна» (программа «Школа России» по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Цели педагогической деятельности:

расширить представления учащихся о России как о многонациональной стране.

Задачи

Образовательные - усвоение учащимися понятий «народ», «нация», «многонациональный народ», «народности».

дать представления о национальной музыке, национальном костюме, традициях.

Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций, стимулирование проявлений любознательности.

Воспитательные – воспитание эстетического восприятия учащихся через музыку, национальные традиции, воспитание любви к родине, к своему краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: понимать, что в России живет более 100 народностей;

Получат возможность познакомиться с некоторыми обычаями и традициями народов Севера.

Регулятивные: учащиеся действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Познавательные : учащиеся контролируют, оценивают процесс и результат деятельности;

Учащиеся углубляют представления о многонациональном составе РФ.

Коммуникативные: учащиеся работают в сотрудничестве (пары, группы);

Договариваются о распределении работы в совместной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: учащиеся проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях;

Учащиеся учатся находить выход из проблемной и спорной ситуации;

Учащиеся учатся уважению, культуре и искусству народов нашей страны и края;

Учащиеся учатся уважительно относиться к мнению товарищей, умению отстаивать свои позиции и соблюдать правила общения.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковый, здоровьесберегающие; групповая, фронтальная, индивидуальная,

Средства

Электронный ресурс «Презентация», дидактический материал (пазлы, «Часть-целое», творческое задание «Народные промыслы»), демонстрационный материал (костюмы народов России, тексты о народных праздниках), музыкальные фрагменты.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.

Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

Личностные:

проявляют положительный настрой на работу

2.Актуализация знаний

Звучит музыка «Я, ты, он, она…»

Читает стихотворение,

задает вопросы:

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Полное название нашей страны?

Что обозначает слово Федерация?(

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Коммуникативные:

Строят высказывание;

Участвуют в учебном диалоге;

Проявляют интерес и уважение к высказываниям ребят;

3.Мотивация к учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками и фиксирует на доске.

Дети пытаются сформулировать тему урока, обсуждают цель.

Фронтальная

Регулятивные:

Самостоятельно формируют цель урока после обсуждения;

Умеют организовать рабочее место;

Личностные:

Стремятся включиться в работу на уроке, и сориентированы на участие в коллективную деятельность

Устные ответы

Физкультминутка

4.Поиск решения проблемы

Беседа на тему «Россия - многонациональная страна»(презентация, стихотворение В.Степановой «Российская семья», Выявление детей разных национальностей среди одноклассников (спросить этих детей о их народности). Работа с учебником.

Отвечают на вопросы, рассказывают о своей национальности, знакомятся с народностями и национальностями по тексту (учебник, заранее заготовленные тексты)

Фронтальная

Познавательные:

Перерабатывают полученную информацию и делают вывод на основе полученных знаний;

Коммуникативные:

Доносят свою позицию до других учащихся, оформляют свои мысли в устной форме с учетом своего жизненного опыта

Устные ответы

4.Поиск решения проблемы (открытие нового)

1.Знакомят со слайдами презентации (праздники)

«Пазлы»

2.Организует работу по ознакомлению учащихся с костюмами народов России.

Поясняет задания и проводит групповой контроль:

«Часть-целое».

3. Организует работу по ознакомлению учащихся с народными промыслами.

Творческое задание «Народные промыслы».

4.Организует работу по ознакомлению учащихся музыкой народов России и инструментами.

1.Знакомятся с новой информацией. Обсуждают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы, высказывают свое мнение.

Самостоятельное выполнение заданий в группе.

Принимают участие в игре

Раскрашивают нац. посуду, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Знакомятся с новой информацией о народных праздниках, музыкой народов России.

Фронтальная,

групповая.

Личностные:

Понимают особые роли культуры в жизни общества, формируют эстетические чувства наблюдательности и фантазии;

Определяют и высказывают простые общечеловеческие правила.

Регулятивные:

В диалоге учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы других;

Формируют умения рационально строить свою деятельность.

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний;

Обобщают, систематизируют и перерабатывают полученные знания;

Игра (дидактический материал для закрепления знаний). Ответы на вопросы

Контроль выполнения упражнений и устные ответы.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Задает вопросы: что объединяет эти народы, нации? Какие отличительные признаки у этих народов, наций?

Почему люди должны жить в мире, дружить?

Отвечают на вопросы, делают выводы,

обсуждают.

Самостоятельное выполнение заданий в группах.

Фронтальная,

групповая

Познавательные:

Систематизируют полученные знания путем поиска информации (в учебнике, рассказе учителя и воспроизведению в памяти)

Регулятивные:

Ориентируются в полученной информации.

Правильность выполнения игровых и практических заданий.

Физкультминутка: музыкальная под музыку народов - выполнение движений.

5.Итоги урока.

Рефлексия

Задает вопрос: почему наше государство называют многонациональным.

Включает музыку «Это ты- Родина моя», предлагает детям выйти в круг и передать по кругу сердечко.

«Тот у кого в руках сердечко, говорит:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мое настроение…

Мне нравилось выполнять…»

Дети отвечают на вопрос (Предполагаемый ответ: потому что, в нашей стране живут люди разных национальностей и относятся друг к другу как братья, по доброму, с уважением.) Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке передавая сердечко по кругу.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные:

Понимают значение добрых, толерантных отношений в многонациональной стране и принимают его

Регулятивные:

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

Оценивание работы учащихся на уроке в группах

6.Домашнее задание

Д/з по теме в рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

МБОУ «Рембуевская СШ» Самойленко Ю.О., Лукина М.А.,

Максимова А.А.,Жигули А.А., Юдинцева О.В.

МБОУ «Луковецкая СШ» Корельская Л.С.


Конспект урока по окружающему миру.

Тема: "Традиции народов нашей страны".

Методическая проблема: «Реализация потребности в обучении и саморазвитии младших школьников через использование инновационных технологий».

Форма урока: устный журнал.

Цели урока: 1) приобщать к культурному наследию России посредством знакомства с народными традициями; расширять знания учащихся о России: ее истории, традициях, культуре;

2) развивать исследовательские навыки, формировать речевые умения и активную жизненную позицию;

3) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, воспитание патриотизма.

Тип урока: третий (урок обобщения)

Вид урока: урок практических работ исследовательского типа.

Методы и приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, творческая работа; итог усвоения материала домашнего задания был подведен с помощью тестовой формы контроля;

были использованы методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, модельный, исследовательский, проектный, деятельностный.

Ход урока.

1. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Наша Родина». Мы познакомимся с важными понятиями: традиции, духовные ценности, культурное наследие. Будем развивать речевые умения, формировать активную жизненную позицию; расширять представление об окружающем мире. При подготовке к уроку мы вместе с вами предположили, что изучение и сохранение народных традиций формирует нравственные ценности младшего школьника. Поможет нам в этом устный журнал «Самоцветы России».

2. Учитель. (слайд №1) Сначала человек появляется на свет. Но не все в своей жизни он может выбрать сам. Он не может выбрать своих родителей, язык, на котором мама пела колыбельные песни. Не может выбрать Родину. Но человек может узнать историю своей Родины, своего народа, сохранить и преумножить ее духовные и материальные ценности.

3. Учитель. Следующая страница позволит вам вспомнить изученный материал (слайд №1)

а) географическое положение России (карта).

Учитель: где располагается наша страна?

Ученик. Россия располагается на самом большом материке, который называется Евразия.

На севере ее берега омывают воды Северного Ледовитого океана. На востоке – воды Тихого океана.

б) население России (слайд №3)

Учитель: какие народы населяют нашу страну?

Ученик. Россия страна многонациональная. На ее территории проживает более 100 национальностей. Это русские, татары буряты, башкиры, якуты, аварцы, ингуши и др. У каждого народа свои традиции и обычаи: народные песни, танцы, одежда, еда, т. е. своя культура. У каждого народа свой язык. У русских – это русский, у татар – татарский и т. д. Каждый народ селился в определенной местности, и окружающая среда оказывала влияние на жизненный уклад людей. Однако представители разных народов селятся и в других регионах страны. Русские составляют большинство населения Российской Федерации. Русский язык объединяет всех жителей нашей страны. На нем написаны все государственные документы и законы.

в) (слайд №4)

Учитель: Как называется столица нашего государства?

Учитель: Как называется областной центр? Наш город?

4. Следующая страница (слайд №5). Что в имени твоем, славный город Елец?

Ученик. Елец - это русское диалектное слово, которое означало «дубовый или еловый лесок, заросль, роща». Что же такое важное скрыто в этих дубово-еловых зарослях? Чтобы ответить на этот вопрос нужно оглянуться далеко назад. Оттуда и пошла история города с интересным названием Елец.

5. Видео. (Историческая роль Ельца)

6. Защита проекта. (Плакат с видами Ельца и письменными сообщениями).

Ученик. Сейчас это 2-й по величине город в нашей Липецкой области. Это крупный административный и культурный центр. Население около 108-ми тысяч человек. На протяжении многих веков в нашем городе сохраняются и развиваются духовные традиции.

(Слайд №6) Духовные традиции – это ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения к другому. Это, прежде всего, русское православие и другие вероисповедания.

7. Следующая страница (слайд №7). Славяне и их соседи.

а) Учитель: Откуда берут свое начало славянские народы?

Ученик (звучит музыка). Много веков назад древние племена – варяги расселились на огромной территории.

Карта.

Часть осели по берегам реки Дунай – стали предками сербов и болгар, другая часть пошла на север – от них произошли чехи, словаки и поляки. Третья часть двинулась по Днепру на северо-восток – они предки русского, украинского и белорусского народов.

б) Учитель: Ответить на вопросы теста – самостоятельная работа.

1. Воды каких океанов омывают берега России?

а) Индийского;

б) Северного Ледовитого и Тихого;

в) Северного Ледовитого и Атлантического.

2. Сколько народов проживает на территории России?

а) один;

б) более 100.

3. Какой город является столицей России?

а) Липецк;

б) Елец;

в) Москва.

4. В каком году впервые упоминается Елец?

а) 1146г.

б) 1147г.

в) Проверка (взаимопроверка).

8. Физкультурная минутка. (Слайд).

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз – присесть, а два – привстать.

И плечами покачать.

Всем достать до пятки,

А потом, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели.

9. Изучение новой темы (слайд №8) Природа и человек.

а) Учитель: Работа с учебником - работа по картинкам.

б) Чтение статьи учебника на стр. 53.

в) вопрос №1. – Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны? (Охота, бортничество, рыболовство, скотоводство.)

Учитель: Как вы думаете, каким образом люди приобретали необходимые вещи, продукты, инструменты?

Ответы детей: меняли, покупали, дарили, сами производили…

10. Традиции. (Слайд №9) – Ярмарка. (Выходит коробейник с лотком. На нем лежат работы детей: куклы, проекты.)

а) Учитель: «Ярмарка» - так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! ...И в наше время эта традиция жива.

(Слайд №10)--

Коробейник.

Внимание! Внимание!

Открываем веселое гуляние!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

У дядюшки у Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары растабары

Расторговываем товары!

(Группа обучающихся проводит защиту проекта «Народный костюм».

Слайд (народный костюм)

Ученик. Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду. Готовя праздничную женскую или мужскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.

Ученик. Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок, лента, кокошник. Девушки плели веночки, надевали на голову и устраивали гуляния с песнями и хороводами. В каждой местности был свой костюм, который нес на себе отпечаток природных условий и бытовых особенностей. Выделим основные элементы костюма: головной убор, рубашка, сарафан, пояс. (Работа в тетради на печатной основе).

Ученик. Особенность русского народного костюма в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. Многие при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

б) Коробейник.

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Песню русскую споем, да не одну!

Ученик. Народная песня.

Больше всего нас удивляет в этих песнях простые слова, яркие образы, иногда юмор.

Народные песни всегда поются охотно и с удовольствием, ведь в них мы можем выразить свои чувства и переживания! (Обучающиеся исполняют отрывок народной песни)

Учитель. Россия – многонациональная страна. Предоставим слово представителю гордых и славных народов Северного Кавказа. (Слайд №11)

Ученик. Я - даргинец. Моя историческая Родина – Дагестан. Народный костюм удобен и красив. Он хорошо приспособлен к верховой езде, так как это был основной способ передвижения по горным дорогам. Состоит костюм из бешмета, черкески, бурки башлыка, папахи. Неотъемлемая часть костюма – кинжал. На Кавказе строго соблюдаются обычаи гостеприимства. У нас говорят: «Гость от Бога». Самый знаменитый танец – лезгинка. Он такой же горячий как кавказское солнце.

(Ученик исполняется фрагмент танца лезгинка).

в) Коробейник.

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Зазываю вас, друзья, на базар сегодня я!

На славянский базар показать лицом товар.

Ученик берет с лотка свою работу о традиционных праздниках. В России много традиционных праздников. Это Рождество, Крещение, Пасха и др. Я расскажу о Масленице. (Слайд №12)-масленица. Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. В его честь пекут блины, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий. Люди верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Ученицы поют песню «Блины».

г) Коробейник.

Подходите к самовару. Да отведайте чаю.

Я воды не жалею. До краев наливаю

Ученик берет работу о национальных блюдах.

В русском быту есть поговорка - «Щи да каша - пища наша». Сейчас в эту поговорку вкладывают другой смысл, но это проблема тех, кто не знает историю своей страны. Щи да Каша - это традиционные блюда русского стола. Традиции русской кулинарии обусловлены именно этими двумя блюдами и не только спецификой их исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.

Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фатлан в своих очерках во время путешествия по Руси в десятом веке писал, что у славян есть обычай при заключении мирного договора совместно с бывшими врагами готовить кашу и есть её вместе в знак примирения. Есть и такое выражение, пришедшее с той поры "с ним кашу не сваришь". Это значит - не достигнешь согласия. Эти блюда настолько популярны в России, что занимают особое место в народном фольклоре.

Частушки про кашу.

На столе дымится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

*******************

В каше сила,

В каше смелость.

В каше русская душа!

Каша молодость и честность,

Каша очень хороша!

*******************

Нам ответил дед столетний,

Почему не постарел:

«Потому что я, ребятки,

В детстве только кашу ел».

Ученик. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют пословицы и поговорки.

1.Каша – матушка наша

2.Щи да каша – пища наша

3.Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит

4.Если про кашу не забудешь, здоровым будешь

5.Кашу маслом не испортишь

6.Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай

7.Разговорами каши не сваришь

8.Где щи – тут и нас ищи;

9.Где щи да каша, там и место наше;

10.Щи – всему обеду голова;

11.Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

12.Где щи да каша – там место наше.

Как вы понимаете смысл пословицы? (По выбору).

Учитель. В традиции нашего народа заложено не только гостеприимство, но и хлебосольный стол.

д) Коробейник.

Проходящим мимо

Всем необходима

Детская игрушка –

Веселый Петрушка!

Веселый Бим-Бом.

Веселит весь дом.

Ученик берет свою работу. Выставка кукол.

В нашей стране много народных игрушек. Самые знаменитые из них это: матрешки, богородская игрушка, филимоновская, дымковская, ненецкая и другие. Я расскажу о самых первых игрушках.

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, береста). Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Сейчас мы попробуем сделать куклу из салфетки. Дети выполняют работу и поднимают куклы вверх.

Учитель. Незатейливые куколки, сделанные вашими руками, получились добрыми и трогательными. Мы обязательно расширим выставку с вашими работами.

е) Коробейник.

(Слайд)

На Руси играют Ложки, На Руси поёт рожок,

Без Елецкой, без гармошки, ни один праздник не пройдет!

Ученик. Изготовлена в с. Волчье Елецкого р-на в 1928 г. От других гармоней Елецкая рояльная отличается звуком и клавиатурой. Это прародитель современного аккордеона. Раньше искусство игры на гармошке передавалось от отца к сыну. Сейчас игре на этом инструменте можно научиться в музыкальной школе. Я учусь играть на аккордеоне. Таким образом, мы – дети сохраняем и продолжаем народные традиции.

ж) Коробейник. А какая ярмарка без игр?

Ученик берет работу. Маленькие дети учатся говорить, общаться, жить. В этом ему помогает игра. Есть игры для самых маленьких «сорока», «ку-ку». Есть для младшего и среднего возраста: «кошки-мышки», «салки». Есть девичьи игры, игры для мальчиков, общие игры. У каждого народа есть свои традиционные игры, на которые накладывают отпечаток условия жизни. Но любая игра помогает ребенку познать себя и окружающий мир, формирует личные качества, знакомит с народными традициями. Я хочу поиграть с вами в игру «колечко». У кого в руках окажется колечко, должен ответить на вопрос « Что нас объединяет?», «Почему важны народные традиции», «Что собой представляют общие ценности?»

Предполагаемые ответы: Единая Родина, общая земля, язык, история, законы.

Ученик. Традиции – это то, что мы получили от наших предков и должны передать младшим товарищам. Общие ценности – это любовь, семья, забота, патриотизм.

Итог. Учитель: Что нас объединяет?

Учитель обобщает: Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Скажите, что изменилось в вашем сознании, мироощущении после этого урока?

Ответы обучающихся.

Значит мы доказали выдвинутую ранее гипотезу.

Рефлексия. (Слайд) - дерево.

Учитель: на экране дерево. Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева? (Дети пишут на стикерах в виде листочков свои традиции, объясняя, почему выбрали именно их и прикрепляют на дерево). Все это и составляет культурное наследие.

Учитель: А я выбираю – надежду, ведь именно вы наша надежда на будущее. Все это и составляет культурное наследие.

Домашнее задание. Рассказать о традициях своей семьи.

Оценка работы учащихся.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 11»

г. Ельца Липецкой области