Open
Close

Второй обитатель планеты короля маленький принц. «Маленький принц» планеты и их жители

Открытый урок по по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

5 класс

Цель урока:

  • Способствовать умению сопоставлять, анализировать прочитанное, аргументировать ответ;
  • Развивать коммуникативных свойств речи (точности, выразительности);
  • Воспитывать чувства дружбы, ответственности.

Ход урока:

УЧИТЕЛЬ: - Ведь если звёзды зажигают,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И М.п. задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся».

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек - французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный М.п.

Ученик Рассказ о писателе (вставка). Ист. справка.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)

Экзюпери - французский писатель, отважный лётчик. Чего только не случалось с ним во время полётов! Его извлекали из дымящихся обломков самолёта после катастрофы в Гватемале, он падал со скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его товарищи) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-лётчика рассказывается о лётных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжёлой аварии, он написал в 1939 году “Планету людей”.

В начале 40-х гг. Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”. О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности .

Но так ли всё благополучно в мире взрослых?

Учитель. Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет работа аналитиков-исследователей путешествия Маленького принца. А эксперты помогут оценить проделанную работу и сделать выводы.

Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?

Ответы детей

Учитель . На какой планете жил М.П. как онами выглядела давайте пофантазируем

Эксперт . Принц получает свою планету и Розу, но при этом говорит, что он ещё не научился любить.

Вопрос . Не это ли стало причиной того, что Маленький принц отправляется в странствие. Каким предстаёт принц в этот момент?

Аналитик . Грустный, одинокий, потому что у него не было друга.

Роза доставляет много хлопот принцу, а ещё это происходит потому, что он не умел любить, ценить друга. Много ещё его ждёт разочарований, прежде чем он поймёт, кого оставил.

Учитель . Вместе с перелётными птицами Маленький принц отправляется на ближайшие от него планеты-астероиды, на которых встречается с их обитателями - взрослыми людьми.

Ученик (Планета 325)

На первой планете, на которой побывал Маленький принц, он встретил короля , который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет этот мир упрощённо, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение-предел его мечтаний. Маленький принц был вначале восхищён: “Вот бы мне такое могущество!” И когда король предлагает ему быть Министром правосудия, он отказывается. Судить некого, а самого себя можно где угодно, не обязательно на этой планете.

Главная черта короля - властолюбие, высокомерие.

Выходит к доске и после рассказа прикрепляет листочек с надписью “ высокомерный”.

Ученик2 (Планета 326). Встреча с честолюбцем.

Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя.

“Похлопай-ка в ладоши”, - говорит он Маленькому принцу.

“Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами,- но какая тебе от этого радость?”

И он сбежал от честолюбца.

“Право же, взрослые - очень странные люди”, - только и подумал он, пускаясь в путь.

Главная отрицательная черта, я считаю, - честолюбие.

На листочке - честолюбивый, самовлюблённый.

Ученик 3. (Планета 327)

Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно”, - признался пьяница и повесил голову. “Почему же тебе совестно?” - спросил принц. Ему очень хотелось помочь бедному человеку.

Совестно жить!

Да, право же, взрослые очень странный народ,- думал он, продолжая свой путь.

Главная черта - слабоволие.

На листочке - слабовольный.

Ученик 4 . (Планета 328)

Обитатель планеты занят бессмысленным подсчётом звёзд. Красоту звёзд он хочет превратить в собственность, упрятать её в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчётом звёзд, не может быть человеком. Он погиб, ибо за свою жизнь ни разу не нюхал цветка, никогда никого не любил, никогда ничего не делал.

А для чего тебе владеть звёздами?

Чтобы быть богатым.

А для чего быть богатым?

Чтобы покупать ещё новые звёзды.

Я считаю их, пересчитываю.

На что Маленький принц отвечает: “Но звёздам от тебя нет никакой пользы”.

Главная черта обитателя планеты - алчность, жадность.

Ученик 5. (Планета 329)

На этой планете происходит встреча Маленького принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у Маленького принца.

“Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время Маленький принц недоумевает:

Зачем ты опять зажёг фонарь?

Такой уговор.

Не понимаю,- признался Маленький принц.

И понимать нечего, - сказал фонарщик.- Уговор есть уговор.

И в конце Маленький принц говорит:

Я бы остался, но у него планета крохотная. Нет места для двоих.

Главная черта, я считаю, неблагоразумие.

Ученик 6. (Планета 400)

Обитатель той планеты - географ. Сначала она малышу кажется настоящей, но очень скоро принц разочаровался в нём, потому что тот никогда не выходил из кабинета и обо всём интересном узнаёт понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его Розе, задуматься и пожалеть её. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, - сказал себе принц, - и ей нечем защищаться от мира: у неё только и есть что четыре шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна”

Географ же советует принцу посетить планету Земля, “у которой неплохая репутация”.

Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-учёный.

Учитель. С какими же чувствами покидал планеты Маленький принц?

Почему ему было там так одиноко? Неуютно?

Учитель. А какие чувства испытывает Маленький принц, оказавшись на планете Земля?

Учащиеся . Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко.

Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.

Учитель. А кто же приходит на помощь принцу на Земле?

Учащиеся . Лис.

Учитель. Почему Лис?

Учащиеся . Сказочный образ-народная мудрость.

Учитель . Эта встреча очень важна в сказке. Сейчас мы посмотрим инсценировку этого момента. А вы в это время будьте очень внимательны. И в тетрадочках по ходу просмотра запишите те два важных секрета, которые открывает Лис Маленькому принцу.

Итак:

  • “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
  • “ Зорко одно лишь сердце”.

Как вы поняли эти секреты?

Эксперт . Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что “любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна”, и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.

Учитель. А сейчас он возвращается на свою планету. Почему? Там его Роза. И он за неё в ответе.

Итог : Моя Роза единственная, потому что я её приручил.

Учитель

Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу всё равно больно и страшно.

Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней.

Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу.

Домашнее задание: написать письмо маленькому принцу


Литературная игра по философской сказке «Маленький принц»

Цель: осознать и осмыслить идейное содержание сказки.

Задачи:

научить анализировать произведение;

развивать устную и письменную речь, эмоционально-образное и аналитическое мышление;

воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Оборудование: проектор, компьютер, художественное произведение, иллюстрации.

Ход мероприятия. Разделить учащихся на команды (3 или 4, в зависимости от количества человек). За правильные ответы в викторине и выполненные задания команды получают звездочки. Каждая команда придумывает свое оригинальное название, связанное с темой.

    Слово о писателе (рассказ учащегося)

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в (Франция). Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

    История создания.

Экзюпери написал повесть, живя в ( ). По этой причине, выпущенная 1943 году самая первая публикация книги издательством «Рэйнал-энд-Хичкок» была сделана на английском языке в переводе Катерины Вудс. Во Франции повесть была издана только после войны в 1946 году издательством «Эдисьон Гаймар» (хотя на языке оригинала повесть была издана впервые ещё в США, сразу после публикации на английском языке). К 2011 году «Маленький принц» был переведен на 180 языков мира , в том числе на основные европейские, азиатские, африканские и американские языки. В русском переводе ( ) «Маленький принц» был впервые опубликован в в восьмом номере за . Перевод Г. А. Велле целиком, хотя и в разбитом на отрывки виде, вошёл в состав выполненного им перевода биографии Сент-Экзюпери, написанной (1963). В 2000 году московским издательством «Бамбук» был издан перевод Андрея Шарова.

Образ Маленького принца глубоко автобиографичен и как бы отстранён от взрослого автора-летчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королём-Солнце», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается ещё в , другом известном произведении Экзюпери. часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет Б-612.

Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это жена Консуэло - импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким вулканом».

Насчет Лиса споров о прообразах и вариантах перевода было побольше. Главное, в сказке Лис - прежде всего друг. Лис - , и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых».

Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» становятся частью универсального визуального языка, понятного каждому.

    Интересные факты.

9 кинофильмов и мультипликаций (последний – мультфильм 2015 года), балет Евгения Глебова, мюзикл, спектакли. В музыке: песни, названия групп, музыкальных альбомов.

В Японии есть музей Маленького принца.

20 ноября 2002 года , открытому в 1993 году в Японии, присвоено наименование B612 . Таким образом, астероид B612 действительно есть на .

13 сентября 2007 года на 13-ой международной издательством было представлено гигантское издание «Маленького принца» на португальском языке, самая большая книга в мире на тот момент, размером 2,01 метра в высоту и 3,08 метра в ширину в открытом виде.

    Викторина.

    Где жил Маленький принц? (астероид Б-612)

    Сколько раз в день МП однажды увидел заход солнца? (Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза. )

    Что символизируют баобабы? (Зло).

    Зерно какого цветка однажды занесло на планету МП? (Розы).

    Маленький принц посещает планеты.

- Давайте отправимся вслед за Маленьким принцем и посетим все те планеты, на которых он был. Каждую планету населяет один человек. Но сначала вы должны отгадать, о какой планете идет речь. Я называю только ключевые слова. Вы отгадываете планету и рассказываете о ней.

1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.

3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга пристрастия.

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)

Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд.

5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.

Расположите планеты в правильном порядке.

-Что ценно для обитателей астероидов?

Для короля - власть

Для честолюбца - тщеславие

Для пьяницы - употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика - верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т. д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

Принимает или отвергает Маленький принц ценности обитателей астероидов?

Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.

Творческое задание . На какую планету, астероид еще мог попасть маленький принц, кто бы был жителем этой планеты? (Придумать героя, описать его, его «ценности», нарисовать планету).

    Маленький принц отправляется на планету Земля, у которой, по мнению географа, «неплохая репутация».

Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). В тяжелую минуту разочарования появляется Лис.

- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное? ( Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире).

-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе).

7. Афоризмы.

Какой афоризм вам запомнился больше всего? О чем он заставляет задуматься7

Сент – Экзюпери заставляет читателя как бы изменить угол зрения на привычные явления. Оказывается, по - настоящему ценным является желанный глоток воды, одна –единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу.

Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия - это наука об общих законах развития человека и мира. Часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.

«На второй планете жил честолюбец » (глава XI).

Луна!

2 планете «птолемеевского ряда» соответствует Луна .

Основное свойство земного спутника, известное даже школьникам - отражение солнечного света: своим, собственным светом Луна не обладает, но является прекрасным ночным светилом, отражая свет Солнца.

Классическая астрология относит «лунных» людей, то есть подверженных влиянию Рака или Луны, к людям, чрезвычайно зависимым от чужого мнения.

Мужчины и женщины…

Неслучайно основной «водораздел» между мужчинами и женщинами в астрологии проводится по Солнцу и Луне. Среднестатическому мужчине (Солнце) чужое мнение - соблазн слабый, ничтожный.

Для среднестатистической женщины (Луна) наоборот, чужое мнение - основной критерий успешности и состоятельности. Конечно, бывают гендерные исключения, но и они в своей основе, как правило, обусловлены гороскопической констелляцией.

Честолюбец!

Посему нахождение на 2 планете Маленького принца именно честолюбца - человека, сфокусированного, а потому зависимого от чужого мнения - предельно символично.

Применимо к заявленному гороскопу Луна расположена в знаке собственной экзальтации, Тельце. Оценим достоинства / слабости последней.


Не соперник…

Именно расположение Луны в XI доме - сфера друзей и символического Водолея - лишает диалог Маленького принца и честолюбца каких бы то ни было соревновательных, сопернических тенденций.

Мнимое превосходство честолюбца перед Маленьким принцем будто бы априори презюмируется первым.

Чем гордимся?

Показательны и сферы «гордости» честолюбца:

«- Ты и правда мой восторженный почитатель? - спросил он Маленького принца.

- Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

- Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

- Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но какая тебе от этого радость?» (глава XI).

Единственный обитатель

«Да ведь на твоей планете больше и нет никого» - опять, как и в случае короля на первой планете , указание на честолюбца, как единственного обитателя 2 планеты Маленького принца, ибо Телец, место расположения Луны в гороскопе - не множественный, как и Овен, знак.

«Красивее, наряднее, богаче»

Но главное, предметы «гордости» честолюбца: «красивее», «наряднее» и «богаче» - суть чистая энергетика Тельца, ибо Телец, кроме своего внешнего вида (Венера), шмоток (Венера), денег (Венера), как правило, больше ничем не хвастается…

Не должностью же или карьерой хвастаться Тельцу, не научными же изысканиями, не супругой, детьми или друзьями и так далее. Да, только тем, что делает его «красивее», «наряднее» и «богаче».

Бытовой ум

Особняком стоит критерий «умнее», что, конечно же, гордости Тельца несвойственно.

Но и тут «недоразумения сглаживаются», если рассматривать «умнее» не как степень эрудированности и начитанности (Меркурий), не как степень погружения в глубину исследуемого предмета (Юпитер), но как степень развития т.н. «бытового ума», характеризующегося в своей основе расчётливостью и стремлением к удобствам (Луна).

А ведь она, Луна, в гороскопе - в Тельце, знаке собственной экзальтации. В этом ключе термин «умнее» из уст честолюбца более чем прозрачен…


- Начинаем наше занятие. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям и мне.

Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению.

Слайд.

Бывает так, что взрослые совершенно не понимают своих детей, а дети делают

безуспешную попытку достучаться до сердец взрослых. Как же так? Неужели

родители сами никогда не были детьми? Или детство так быстро забывается?

Почему папе совсем не интересно, как зовут дворового пса, а мама и слышать

не хочет о том, что у вашей соседки по парте новая причёска?

Как только в ребенке пробуждается способность мыслить, он сразу начинает

задавать вопросы… «Почему?» - любимый вопрос малыша. Но родители чаще

всего отмахиваются от сына или дочери.

«Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем

повторяет земной ребенок. Так же, как любой земной ребенок, Маленький принц

очень любил задавать вопросы.

Примерно два года назад мы впервые познакомились с Маленьким принцем,

попытались раскрыть суть изречения «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»,

посадили ростки в сад нашей души. Прошло время. Я со своей стороны могу

сказать, что заметила развитие посаженных вами ростков.

Скажите, а вы почувствовали какие-то изменения после встречи с Маленьким

принцем? Какие?

Вам симпатичен Маленький принц? Вы бы хотели с ним подружиться?

Раз он вам нравится, попытаемся взглянуть на мир его глазами.

Я предлагаю на нашем занятии выяснить, на какие вопросы искал ответы

Маленький принц, постараться разобраться, в чём мудрость этих вопросов и

понять, близки ли они вам.
II. Взрослая мудрость детских вопросов Маленького принца

Слайд.

Мы с детства верим в добрые сказки. Тем более если они написаны рукой

талантливого, искреннего романтика. Мало какому писателю досталась

читательская любовь, подобная той, какая выпала на долю автора «Маленького

принца». Любовь такого рода можно испытывать к ветру, облакам, летнему вечеру,

первому снегу, ночной бабочке, внезапно опустившейся на кисть вашей руки.

1.Маленький принц и ангел

Свое лучшее произведение Сент-Экзюпери написал в дни войны, в 1942 году,

пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках.

Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после

аварии.

Слайд.

После этого он нередко рисовал мальчика с крыльями, удивленно смотрящего из-за облаков на Землю.

Слайд.

Никого он вам не напоминает? Вскоре крылья превратились в длинный золотистый шарф (кстати, сам автор тоже любил носить светлый шарф).

Слайд.
- Что объединяет портрет Маленького принца и представленную на слайде иллюстрацию?

Слайд. Ангел-хранитель (Слово «ангел» означает «вестник»)

Мы знаем, что по христианским представлениям ангел-хранитель приставляется к каждому человеку при крещении и сопровождает его всю жизнь. Он радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он отходит от нас, скорбит, плачет и ждет

нашего возвращения на пути праведные. Он говорит с нами голосом нашей совести.

2.Церковный календарь

Слайд

Обратимся к церковному календарю. Недавно православные христиане отмечали праздник. Какой? (21ноября – Собор Архистратига Михаила и всех ангелов) Что вам известно об этом празднике?

Из истории (Собор - соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. В просторечии он именуется Михайловым днем, и очень чтим верующими людьми. Архангел Михаил - ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил главный архангел , являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей. Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), полководец воевода верных Богу ангелов, победоносный враг Сатаны, победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. На иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке - меч или копье. Под ногами - пораженный им дракон.

Само имя Михаил означает по-древнееврейски "кто как Бог" И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Наш храм в хуторе Алексиковском носит его имя (храм Архангела Михаила). Кто написал иконы для храма? Заслуженный художник и священник отец Стефан пишет иконы по-особенному. Лики святых, ангелов полны теплого мягкого свечения, чистоты.
Такое небольшое отступление. Обратимся к теме нашего занятия.

3. Маленький принц

Вспомните, что вы узнали о Маленьком принце и его планете.

(Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик

с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б – 612. Маленький

принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение –

любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова

и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он

видел заход солнца 43 раза. Маленький принц - это ребёнок, который всё видит не так,

как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он

не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше

о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый,

ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень

несчастным.)

Почему Маленький принц покидает свою планету? ( Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от нее.)

4. Взрослые герои сказки.
а) Маленький принц и обитатели астероидов.

Слайд

В поисках друга Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых поодиночке живут разные взрослые люди.

Как вы думаете, почему у астероидов вместо названий номера? Почему астероиды не заслуживают названия? (Каждый астероид имеет свой номер - от 325 до 330, - как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира -разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах.)

Викторина: «Угадайте по описанию героев астероидов».
Угадайте планеты по описанию и ответьте, что ценно для обитателей астероидов?

План ответа: кто обитал, чем занимался, что ценно, дать название (по возможности)

Что такое ценности? (Ценности – то, что важно, что имеет значение.)

На доске выписываются поочерёдно ценности жителей астероидов.

1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)

Слайд. Планета Короля

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один

на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить

минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции –

а судить некого. Для короля ценна власть. Властолюбие

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца).


Слайд. Планета Честолюбца

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.


Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть

признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете

всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца.

Очень глупо выглядит тщеславный человек. Для честолюбца ценность – слава, почитание.

Тщеславие

3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Слайд. Планета Пьяницы

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль

горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга

болезненного пристрастия. Для пьяницы ценность - спиртные напитки. Пьянство

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)

Слайд. Планета Делового человека

Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд. Его душа настолько

омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звёзды не глазами

художника, глазами дельца. Для делового человека ценность – богатство. Жадность

5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)

Слайд. Планета Фонарщика

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой

уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Для фонарщика

ценность - верность своему слову, работа. Но верность обычаю бедного фонарщика, который обречён на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, также нелепа и грустна. Фатализм (Бесслысленность)

Какую библейскую притчу напомнила встреча с Фонарщиком? (притча «сизифов камень»)

6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

Слайд. Планета Географа

Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро

принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета».

Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема– эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца. Для географа ценность – накопление знаний, которые, кроме него, никому не нужны.

Невежество

Итак, зачитаем ценности, которые мы выписали. Нужно сказать, что ценности бывают истинные и мнимые. Какие ценности нужно считать истинными, а какие мнимыми? (Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека и мир – мнимые.)

Можно ли считать эти ценности обитателей астероидов настоящими?
(Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание. Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они мнимые.)
- Услышал ли Маленький принц рассказ обитателей астероидов об их добрых делах или слова раскаяния в плохих? Почему?

Сделали ли ценности своих почитателей счастливыми?


- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

(Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления.

Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.)

Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Слайд. Зачем власть, если нет подчиненных;

Зачем слава, если нет поклонников;

Зачем жить, если стремишься к забвению;

Зачем богатство, если его некуда деть;

Зачем работа, если она бессмысленна;

Зачем наука, если она не основана на фактах?

Зачем? Зачем? Зачем?)

Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие ? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, честолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).

Жизнь можно сравнить со школой. Каждый человек учит свой урок. Кто-то в поте лица добывает хлеб насущный. Кто-то усмиряет свою гордыню. Кто-то рисует картины. Кто-то воспитывает детей. Обитатели астероидов не вспоминают ни об одном добром деле, не раскаиваются в плохом. Понять, плох или хорош твой поступок, можно только через общение с другими людьми. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя. Им невозможно понять, что значит вместе, с другими людьми и для других. Они не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть еще и душа.


- Что такое душа? (Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. Уобитателей

астероидов душа омертвела. Душа излучает Божественный свет... Это некий таинственный свет, ощущаемый внутри себя. Солнечный свет есть подобие этого внутреннего света.)
- А как увидеть этот свет в человеке? (По лучистому взгляду, доброжелательному лицу, улыбке, открытости, по добрым поступкам.)

Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы. Маленький принц продолжает своё путешествие.

Слайд. Слайд.

б) Маленький принц на планете Земля

На какую планету он попадает?


Это планета Земля, планета №7, посещенная Маленьким принцем. «У нее неплохая репутация», - утверждает географ. Думается, неспроста автор дает ей теплое, домашнее имя Земля. Случаен порядковый номер посещенной планеты Земля? Существует такая древняя наука – нумерология. Нумерология – наука о числах. Пифагор и его последователи считали цифры неким кодом, несущим определенную информацию. Число 7 символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого.

С кем встречается Маленький принц на Земле? Вспомним произведение и начнём по порядку.

Я предлагаю вам выписать на листок блокнота мудрые мысли, которые получает Маленький принц на планете Земля.

Слайд. Знакомство со Змеёй

(Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел». Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже одиноко». На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было, она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.)

Змея: «Среди людей тоже одиноко»

Слайд. Мудрости Лиса

Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются, утраченные было ясность и чистота сознания.

(Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Не даром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». И автору очень горько говорить о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать – значит создать узы любви, единения душ.)

Что ценно для Лиса?


Свой самый важный секрет Лис заключил в формулу "зорко одно лишь сердце". (Только сердцем можно почувствовать любовь, грусть, нежность."Зоркое сердце" означает способность к духовному зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на всё, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретёт способность видеть сердцем - не только золотые волосы друга, но и золото пшеницы. Любовь к кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит и "шелест колосьев на ветру". Лис учит истинному пониманию дружбы. В бешеных скоростях современной жизни, в спешке, при нашем нежелании осмыслить прожитые дни гибнут любовь и дружба. Некогда поговорить по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Дружба, любовь тоже становится испытанием… И теперь Маленький принц знает, что его роза - единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете. Лис напоминает Маленькому принцу истину, забытую людьми: « Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил , ты в ответе за свою розу».)

С кем из взрослых знакомится Маленький принц на планете Земля?

Слайд.
- Что мы знаем о Летчике?

(Вначале автор – только летчик, потерпевший в пустыне аварию, который способен снисходительно отнестись к неизвестно откуда появившемуся ребенку. Снисходительно, но не более того. К концу сказки автор практически переходит в позицию ученичества по отношению к Маленькому Принцу, уже не только речь не идет о какой бы то ни было снисходительности, но есть четкое разграничение: мудрец – Маленький Принц, ученик – автор.

Летчик общителен, участлив, бескорыстен и заботлив. В душе его сохранены доброта, отзывчивость, человечность, милосердие.)
- Что ценно для летчика? (записать в блокнот)
(Летчика можно назвать человеком, ищущим ответы на важные вопросы жизни, сумевшим сохранить чистоту, восхищение, непосредственность ребенка, у которого духовные интересы выше материальных, который поступает искренне, не по расчету. Для Летчика важны дружба, мечта, фантазия, красота, природа. А, значит, у Земли есть будущее.)
- Почему подружились Маленький принц и летчик?
(Взрослые и дети - это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства... Летчик и Маленький принц подружились, потому что видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько кому лет, сколько зарабатывают родители. Летчик - человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: "Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше". Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым сердцем. Летчик и Маленький принц – люди с открытым и чистым сердцем. Маленький принц обретает друга в лице Летчика, потому что они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души. (Если есть время, зачитать отрывки из произведения: о родниках, бубенцах) с.

Что ценно для Маленького принца? (его планета, его роза, восход солнца, дружба.)

А что ценно для вас?

Анализ анкет учащихся.

Вопросы анкеты:


1 1. Что я чувствую, когда смотрю в звездное небо?
2 2. Что я сделаю в первую очередь, если стану всемогущим волшебником?
3 3. Кем и каким я мечтаю стать, когда вырасту, чтобы в будущем людям на Земле жилось лучше?

  1. Чувствую радость, восторг, восхищение; нежность, океан необыкновенной красоты; интерес;
чувствую, что там есть жизнь на других планетах; вижу красоту на ночном небе; безграничную свободу звёздного неба, а ещё, когда смотришь на одну звезду пристально, то, кажется, что остальные звёзды падают на тебя; вечернюю романтику.

  1. Я сделаю так, чтобы в нашей стране не было богатых и бедных; уничтожила бы наркотики, сигареты, алкоголь; прекращу все войны, чтобы люди не гибли и не голодали; чтобы люди стали добрыми и счастливыми; чтобы люди любили природу, уважали зверей, не мусорили, если человеку плохо, то всегда приходили бы на помощь, чтобы были вежливыми;
распутаю людей из всех споров, и тогда они будут жить дружно;

  1. Стать адвокатом, чтобы в нашей стране была справедливость; режиссёром, учителем начальных классов, чтобы дети росли умными, юристом – чтобы наша страна жила спокойно; учёным, чтобы изобрести такое лекарство, чтобы люди жили очень долго; дизайнером для того, чтобы жизнь у людей была красивая и удобная; изобрести машину времени, так как хочу знать, как жили мои предки;

- Что оказывается по- настоящему ценным на Земле?

Наша жизнь ориентирована на вещи, называемые благоустройством жизни человека. И вот, обустроив свой быт, и тратя все свои силы на поддержание этого устройства или, как мы говорим, «достойного уровня жизни», люди все чаще стали понимать, что этот путь не делает их счастливыми. Мы стали расстроенными, агрессивными и недоброжелательными друг к другу и окружающему миру. Все время жалуемся на жизнь, ходим, все время озабоченными, расстроенными, и пытаемся в своих бедах и неудачах кого-то винить. Кто начальника, кто отсутствие денег, кто соседей, кто мировую политику, кто что. При этом мы забываем, что наша жизнь - это следствие наших поступков. Поэтому не стоит поддаваться обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им. Тогда жизнь станет радостной, интересной, насыщенной. Нас учит Маленький принц «встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Начинать надо с ежедневного осмотра своей души и вырывать ростки баобабов. Иначе - прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. Мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» - свою душу.


Начать можно с ежедневного домашнего задания:
1. Начинать каждый день с улыбки.
2. Следить за речью, исключать негатив.
3. Наблюдать ежедневно что-нибудь интересное, необычное, красивое вокруг себя (улыбка мамы, смех ребенка, игры любимого кота или собаки, цветы, плывущие по небу облака, шум ветра, музыку дождя, гомон птиц и т.д.)
4. Перед сном давать себе отчет о прожитом дне: похвалить за добрые дела, поругать за плохие, с условием никогда больше этого не делать.
При неудаче честно ответить себе на такие вопросы:
Что случилось?
Как я на это реагировал?
Что я чувствовал?
Это очень трудная и сложная работа
- Какая мысль Сент-Экзюпери подтверждает сложность работы над собой?

Себя судить труднее, чем других.

Скажите, близки ли вам вопросы, задаваемые Маленьким принцем?

Слайд.

III . В чём мудрость детских вопросов Маленького принца?

– Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? Какие мысли? (Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.)

Слайд.

У каждого человека, как и у Маленького принца, есть свой мир, который настолько большой, что может быть сравним только с планетой. За всё своё существование человек сталкивается со всеми сферами жизни и именно Маленький принц, существующий в душе каждого, помогает оставаться человеком, а, значит ребёнком. Именно в детском сознании так явственно сосуществуют вопросы настоящей дружбы, любви, ответственности.

– Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Сейчас мы с вами увидели, что она заставляет нас задуматься над очень серьезными жизненными вопросами, мимо которых не пройдет ни один человек. Если вы прочитаете ее через некоторое время, когда станете старше, эта книга откроется вам по-другому.
IV. Рефлексия. Инсценировка. Притча о счастье

Учитель: Я желаю, чтобы вы делились своим счастьем

Спасибо вам за искренность.

Слайд (звучит песня «Маленький принц»)
Приложение 1
Вопросы анкеты:
1. Что я чувствую, когда смотрю в звездное небо?
2. Что я сделаю в первую очередь, если стану всемогущим волшебником?
3. Кем и каким я мечтаю стать, когда вырасту, чтобы в будущем людям на Земле жилось лучше?

Приложение 2

Мудрые мысли

Среди людей тоже одиноко.


Их носит ветром. У них нет корней.
Они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую… И всё напрасно.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…Люди забыли эту истину.

Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.
Вода бывает нужна и сердцу.
Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
Глаза слепы. Искать надо сердцем.
С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной.
У каждого человека свои звезды.
Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Приложение 3
Притча

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.