Open
Close

Жанр думы в русской литературе. Смотреть что такое "дума" в других словарях

Специальная (коррекционная) школа VIII вида
Г Липецка.

Город мастеров
(Выставка-шоу)

Сценарий Митиной Л.Н.

Оборудование: Выставка книг «Для умелых рук»
Выставка работ кружков: 1.Умелые руки
2.Мягкая игрушка
3.Оригами
4. «Мастерицы»

Плакат: Внимание! Внимание!
Торопись честной народ
Город мастеров зовет!
Все хорошее покажем
Всяку всячину расскажем.
Звучит песня: сл. И. Резника, муз. Р. Паулса
« Город песен»

Вед.: Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Рады вас видеть на нашем празднике.
Лица открытые, глаза блестящие, улыбки в наличии!
Мы вас приглашаем в веселый «город мастеров». Здесь вы увидите работы народных умельцев нашей школы. Особенности нашего «города мастеров» - разнообразие занятий населения. «Голь на выдумки хитра»- говорилось прежде. И смышленый народ жил зажиточно. Занимается наш народ ручным вязанием, деревообработкой, мягкой игрушкой, рисованием, Оригами, пением. И сегодня на нашей экскурсии по «городу мастеров» вы познакомитесь с умельцами и их работами. А сопровождать экскурсию по городу будет вокальный ансамбль «Доброе утро», который своими песнями покорил не только жителей нашего города, но и конкурсную комиссию на фестивале «Радуга творчества.
Муз. Баневича, сл. Калининой Г.
«Дорога без конца»

Муз и сл. И. Корнелюка
«Город, которого нет»
Вед. Много добрых слов сказано об умельцах, мастерах, о труде. Много пословиц придумано народом. Давайте их вспомним.

«Ремеслу везде почет-мастерство везде в почете»
«Не красна изба углами, - красна порогами»
«Каково на дому – таково и самому»
«Красна птица перьями, - а человек уменьем»
«Чему учился, тому и пригодился»
Вед.: Молодцы. Много знаете пословиц. Пока мы будем продолжать нашу экскурсию, вы еще вспомните пословицы.
Мастеров в работе всегда сопровождало хорошее настроение.

Муз. Лепина, сл. Дербенева
«О хорошем настроении»

Вед.: Живут в нашем городе мастера резьбы по дереву. Они покажут вам свои изделия и расскажут о своем промысле.
«Умелые руки»
Мастер: Столярное искусство совершенствовалось веками. Многие поколения столяров сохранили разные способы обработки древесины. На все художественные работы по дереву есть своя сноровка, свои способы, установленные и проверенные опытом: как пилить, как строгать, как соединить отдельные детали, чтобы было прочно, чисто, красиво. Резьба по дереву является одним из интереснейших видов русского декоративного искусства. В ней нашли свое яркое проявление большая художественная одаренность русского народа, его любовь к украшению жилища, высокое техническое мастерство. Большое распространение получили изделия, сделанные способом сквозного выпиливания.

Вед.: Еще вчера они были неловкие, неумелые, а сегодня, словно по волшебству рождается красивая и нужная в доме вещь. Всего этого вы будете лишены, если не увлечетесь столярным делом - старинным народным промыслом, если не уделите ему часть своего времени, своего досуга. И будет вознагражден тот, кто приложит старание и станет терпеливо учиться работе по дереву.

Муз. Зацепина А., сл. Л. Дербенева
«Есть только миг»
Вед.: Не только из дерева можно создавать удивительные вещи, а еще золотые руки могут создать шедевр из обыкновенной бумаги. Посетим улицу художников и мастеров бумажных дел
Мастера Оригами: Оригами – древнее искусство складывания фигур из бумажного квадрата без помощи ножниц и клея. Впервые оно зародилось в Японии. Люди дарили друг другу бумажные фигурки с пожеланиями удачи, счастья, здоровья и долголетия. В Древней Японии секреты складывания фигурок передавались от отца к сыну, и были семейной тайной. Сейчас искусство «Оригами» необычайно популярно во всем мире.
Вед.: Здесь же живут мастера кукольного театра.
Мастера кукольного театра: Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр. Потому что актеры там куклы, и куклы необычные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться. Над созданием каждой куклы художники-мастера работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют бумажную куклу. На бумаге пытаются представить ее в действии, определяют ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из бумаги платье. Художник-кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, ткань, пуговицы, перышки в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет, но каждый мастер кукол старается сделать свой персонаж красивым, чтобы зрителям представление обязательно понравилось.

Вед.: Наверно вы уже вспомнили еще пословицы об умельцах, мастерах, о труде.

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Учись доброму, так худое на ум не пойдет»
«Дело мастера боится»
«Всякая работа мастера хвалит»
«Ремесло пить, есть не просит, а само кормит»
Труд человека кормит, а лень портит»
«Где хотенье, там и уменье»
«Каков мастер, таково и дело»
«Терпенье и труд все перетрут»
«Не учи безделью, а учи рукоделью»

Вед.: И так можно продолжать долго, так как мастерство и труд издавна прославляли во всех книгах. А мы продолжаем путешествие по городу, и прославлять наших мастеров. В «городе мастеров» есть удивительный зоопарк. Почему удивительный? Да потому, что звери в этом зоопарке игрушечные.

Мягкая игрушка
Мастера: Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она - один из самых давних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушки любят все, дети и взрослые. Взрослые вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления, в сказку. А наши умельцы по мягкой игрушке создали сказочный зоопарк. А какие звери живут в сказочном зоопарке, расскажут ребята, и покажут:
Рыбка - Золотая рыбка-чудо
Любоваться ее буду

Тигр - Вы не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не киска.

Ежик - Мною сшитый, толстый еж,
На колючий шар похож.

Зайка - Ну-ка маленький наш зайка,
попляши под балалайку.
Подходи к нам не грусти
мы морковкой угостим!

Собачка – У моей собачке в будке
нет свободной ни минутки.
То она ворон пугает,
то из миски щи лакает.
Вед.: Мягкая игрушка - не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым материалом, не просто забава, приятное развлечение. Это настоящее мастерство сродни искусству.

Вед.: «Нет в мире ничего более радостного, чем любоваться результатами своего труда». Уж «Мастерицы» это хорошо знают. Вязание крючком имеет древние традиции. Первые образцы ручного плетения были найдены при раскопках древних захоронений в Египте. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие, и стала в ряд любимейших занятий рукодельниц. В наши дни мода на вязаные изделия претерпела несколько взлетов и падений. При каждом новом витке возрастания интереса к вязаным вещам происходило обогащение существующего опыта. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Наши «Мастерицы» продемонстрируют свои изделия (показ моделей). Они освоили технику филейного вязания.

Мастерица 1: Филейное вязание- это имитация кружевного филе. Клетки узора вяжут сразу, вместе с сеткой. Эффект филейного вязания заключается в чередовании света и тени в пустых и заполненных клетках.

Мастерица 2:Картины, представленные на выставке выполнены в стиле ирландского кружева. Цветы, листья и стебли для этих восхитительных букетов связаны из хлопчатобумажных и шерстяных ниток. В букетах есть множество разнообразных цветов: многослойные, изящные цветы с узкими лепестками. Листья причудливой формы.
Все это разнообразие закреплено на холсте, натянутом на картон. Рамка сделана из шнура.

Вед.: Вязание крючком доступно всем, кто терпелив, любит рукоделие. Клубок ниток и небольшой инструмент –крючок таят в себе неограниченные возможности
.
Вед.: И снова нас порадует своими песнями вокальный ансамбль «Города мастеров»

Муз. А. Можукова, сл. М. Пляцковского
«Девчонка из квартиры 45»
М.Дунаевский
Непогода
Вед.: Дружба объединяет всех наших жителей.
Муз. И сл. В. Высоцкого
«О друге»
Муз.С. Намина, сл. Шеферана
«Мы желаем счастья вам»

Вед.: Одна русская пословица гласит: «Делу время –потехе час!»Наш час подошел к кончу. Мы закрываем представленье. Пусть будет настроение всегда у вас как разноцветье нашего представления, а мы еще пригласим вас и не заставим долго ждать.

Слово гостей: Отдохнули все по праву!
Мастерам воздали славу
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем.
Долго-долго помнить будем!

Формы героического эпоса, который раньше исполнялся странниками: лирниками, бандуристами, кобзарями в Левобережной и Центральной Украине.

Какова структура думы?

Дума в литературе - это немного больше по объему, чем исторические баллады, однако она тесно связана с героическим эпосом. В структуре данного типа произведения можно выделить три структурных элемента: запев-заплачка, основная часть и окончание. Стихотворная форма думы - это астрофические, то есть без деления на куплеты, фразы, которые начинаются с восклицаний «ой» и заканчиваются на «гей-гей».

Дума как жанр литературного произведения выступает как высшая стадия речитатива, который был раньше развит в причитаниях. Поэтические образы и мотивы дум тоже частично заимствованы из причитаний. Думы чаще всего имели характерные импровизации, то есть певцы имели истории, которые они доносили до народа с помощью дум, но никогда не имели заученного текста. Кобзари - это слепые старцы, умеющие виртуозно играть на кобзе, они ходили от села к селу, пели думы селянам и за это получали в благодарность крышу на ночь и немного еды. Кобзарей, как и лирников, и бандуристов, любили и ждали, лишь бы послушать новых историй о казаках.

Кто пел думы?

Дума в литературе - это тот вид народного творчества, в котором нет абсолютной точности. Певцы, а именно кобзари, лирники и бандуристы, перенимали от своего учителя мотивы и варианты пения и игры мелодии. Для того чтобы исполнять этот вид творчества, необходимо было иметь особый талант - как к музыке, так и к слову. Певческая техника исполнителей также должна быть на уровне. Именно по этой причине настоящие думы смогли сохраниться только у профессиональных исполнителей.

В думах доминирует словесная составляющая, при этом мелодия идет как дополнение. Текст и рифмы чаще всего риторические, красиво оформленные, насыщенные эпитетами, тавтологиями, однокоренными словами. Например, часто использовались такие выражения, как: «земля христианская», «зори ясные», «неволя тяжкая», «бусурмане проклятые», «хлеб-соль», «турки-янычаре». Довольно часто в думах случались риторические вопросы, анафоры, повторы, обращения, инверсии и прочие речевые украшения. Дума в литературе - это действительно самый насыщенный вид искусства, который пока не удалось ничем затмить.

Тематика дум

Думы прославились тем, что они эпичные и торжественные. Главные темы дум ходили вокруг той эпохи, во время которой они и появились: казачество. Певцы рассказывали о битвах казаков с врагами, о подвигах гетманов и полководцев. Больше всего этот вид творчества развился в период борьбы с поляками, турками и татарами. В научной терминологии такой термин, как «дума» появился благодаря М. Максимовичу, который, последовав за П. Лукашевичем, П. Кулишом и еще несколькими литераторами, опубликовал первые думы. Наиболее обоснованным научным изданием дум до сих пор является издание «Украинские народные думы» под руководством Екатерины Грушевской, однако за это литератор была репрессирована, а ее книга была изъята изо всех библиотек.

дума про козака голоту, дума эпос манас
Ду́ма - лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI-XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине.

Думы - это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы с турками, татарами, поляками и др.

  • 1 Характерные признаки дум
  • 2 Музыкально-стилистические признаки дум
  • 3 Главные темы дум
  • 4 Литература
  • 5 Аудио
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Характерные признаки дум

По объему дума больше исторических балладных песен, которые, как и с давним дружинным эпосом («Слово о полку Игореве», старинные колядки, былины), имеет генетическую связь. структуре думы является более или менее выраженные три части: запев («заплачка», как называли кобзари), основной рассказ, окончание. Стихосложение думы неравносложное, астрофичное (без разделения на строфы-куплеты через изменчивость порядка рифмовки), с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, в пении начинается криками «ой», а завершается «гей-гей».

Своей стихотворной и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях, из которых думы переняли некоторые мотивы и поэтические образы. С причитаниями думы роднит и характер импровизации. Длинные рецитации дум переходят в плавные, меняющиеся формы. Каждый кобзарь перенимал от своего учителя образец исполнения в общих чертах и создавал свой отдельный вариант мелодии, под которую исполнял все думы своего репертуара.

Пение дум требует особого таланта и певческой техники (поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов). Доминантный элемент думы - словесный, а не музыкальный, и формируется он в определенной мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические. Рифмы в думах преимущественно глагольные. поэтике характерны развернутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля християнська, тихі води, ясні зорі, мир хрещений, тяжка неволя), тавтологичные высказывания (хліб-сіль, мед-вино, орли-чорнокрильці, дуки-срібляники, вовки-сіроманці, турки-яничари, п"є-гуляє), коренословные (піший-піхотинець, жити-проживати, кляне-проклинає, п"є-підпиває, квилить-проквиляє), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора и т. д.), традиционные эпические числа (3, 7, 40 и др.). Стиль дум торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов, старославянизмов и полонизмов (златоглавий, глас, іспадати, розношати, соглядати, перст, глава). Эпичность и торжественность дум усиливается ретардациями - замедлением рассказа через повторение фраз-формул.

У думы, в отличие от баллад и эпоса других народов, нет ничего фантастического. Древнейшее упоминание о думах есть в хронике («Анналы», 1587) польского историка С. Сарницкого, древнейший текст думы, найденный в краковском архиве М. Возняком в 1920-х годах в сборнике Кондрацкого (1684) «Козак Голота». научную терминологию название думы ввел М. Максимович.

Музыкально-стилистические признаки дум

Напевы дум состоят из:

  • речитатива на одном звуке в пределах кварты;
  • мелодичного речитатива или семантично-однозначных речитативных напевов;
  • различной длительности мелодичных каденций в конце тирады или её отрезков, т. н. формул окончаний;
  • вступительной мелодичной формулы со слова «гей!», т. н. «заплачки».

Речитативные напевы, начальные и финальные мелодичные формулы обычно украшены мелизмами. Ладовую основу большинства дум составляет дорийский лад с повышенной IV ступенью, с нижним вступительным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вступительного тона в доминанте, вследствие чего V ступень выполняет функцию временной тоники. Увеличенная секунда, которое образовалось между ІІІ и IV ступенями, образует специфично «восточный» колорит или передает чувства страданий (по мнению кобзарей, «придаёт жалости»).

Главные темы дум

Основными темами дум являлись:

  • турецкая неволя («Невольники», «Плач невольника», «Маруся Богуславка», «Иван Богуславець», «Сокол», «Бегство трех братьев из Азова»)
  • рыцарская смерть казака («Иван Коновченко», «Хведир Безродный», «Самарские братья», «Смерть казака на Кодымский долине», «Вдова Сера Ивана»)
  • освобождение из неволи и счастливое возвращение к родному краю («Самойло Кошка», «Алексей Попович», «Атаман Матяш старый», «Разговор Днепра с Дунаем»)
  • казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачей-сребреников» («Козак Голота», «Казацкая жизнь», «Ганжа Андыбере»)
  • освободительная война Хмельницкого («Хмельницкий и Барабаш», «Корсунська битва», «Поход на Молдавию», «Восстание после Белоцерковского мира», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого»)
  • семейная жизнь («Вдова и три сына», «Сестра и брат», «Прощание казака с семьей»).

Литература

  • Думы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Літературознавчий словник-довідник / Р. Т. Гром’як, Ю.І. Ковалів та ін. - К.: ВЦ «Академія», 1997. - с. 218-219
  • Дума / В. Л. Гошовский // Гондольера - Корсов. - М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - Стб. 329-330. - (Музыкальная энциклопедия: / гл. ред. Ю. В. Келдыш; 1973-1982, т. 2).
  • Колесса Ф., Мелодії українських народних дум, серія 1-2, Львів, 1910-13 («Матеріали до української етнології НТШ», т. 13-14),2 Київ, 1969;
  • Колесса Ф., Варіанти мелодії українських народних дум, їх характеристика і групування, "Записки Наукового товариства ім. Шевченка, т. 116, Львів, 1913;
  • Колесса Ф., Про генезу українських народних дум, там же, т. 130-132, Львів, 1920-22 (вид. окремо, Львів, 1922);
  • Колесса Ф., Формули закінчення в українських народних думах, «Записки Наукового товариства ім. Шевченка», т. 154, Львів, 1935;
  • Колесса Ф., Речитативні форми в українській народній поезії, гл. II. Думи, в його кн.: Музикознавчі праці, Київ, 1970, с. 311-51;
  • Українські народні думи, т. 1-2, тексти 1-33, вступ. К. Грушевської, Київ, 1927-31;
  • Грінченко М. О., Українські народні думи, в його кн.: Вибране, Кшв, 1959;
  • Кирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), М., 1962;
  • Украинские народные думы, М., 1972.

Аудио

  • Микола Будник: дума про Марусю Богуславку, Бранку, Попівну. на YouTube (укр.)

Примечания

Ссылки

  • Думы украинские и «Слово»
  • Украинские «Думы»

дума лермонтов, дума о ковпаке, дума про козака голоту, дума эпос манас

эпический и лироэпический песенный жанр украинского фольклора, запечатлевший борьбу украинского народа с иноземными захватчиками, социальные конфликты, семейно-бытовые отношения. От других песен, в том числе исторических, дума отличаются способом передачи и формой. Песни поются, думы исполняются мелодийным речитативом, импровизируются. Стих думы-свободный, деления на строфы нет; подмечается лишь членение на неравностишные периоды (уступы), замыкающие определенный образ или законченную мысль. Думы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов: кобзы, бандуры или лиры. От их названий получили наименование и народные музыканты-исполнители: кобзари, бандуристы, лирники (наиболее известны А.Шут, О.Вересай, Н.Ригоренко, М.Кравченко). Первое значительное собрание дум и украинских песен дошло от начала 19 века: рукописный сборник «Повести малороссийские числом 16. Списаны из уст слепца Ивана, лучшего рапсодия, которого застал я в Малороссии в начале ХIХ века» (опубликовано в 1892-93 в журнале «Киевская старина»). В 1819 Н.А.Цертелев выпустил сборник «Опыт собрания старинных малороссийских песней». В 1825 К.Ф.Рылеев назвал сборник своих стихотворений и поэм «Думы». Впервые в науке употребил термин «Дума» для обозначения жанра украинской народной поэзии М.Максимович, издавший в 1827 сборник «Малороссийские песни». После этого термин вошел в употребление ученых и писателей, однако некоторые исполнители даже в конце 19 - начале 20 века продолжали пользоваться старыми названиями: «козацью пiснi», «пiснi про старовину», «поважш пiснi», «псальми». Интерес к думам, их исполнителям возрос в эпоху романтизма. Собиратели народной поэзии все большее внимание уделяли поиску новых эпических произведений, изучали репертуар их носителей, региональные традиции.

Думы разделяются на три цикла : о борьбе с турецко-татарскими набегами в 15-начале 17 века; о народно-освободительной войне 1648-54 и воссоединении Украины с Россией (к ним примыкают Думы о смерти Богдана Хмельницкого и избрании нового гетмана); на социальные и семейно-бытовые темы. Первые два цикла, объединяющие исторические и героические Думы, представляют собой два различных этапа в развитии украинского народного эпоса. Третий цикл, вероятно, создавался и бытовал одновременно с первыми двумя и позже, включая 19 век. Украинские и русские поэты и прозаики довольно часто (особенно в 1840-50х) создавали образы бандуристов, кобзарей и лирников, обращаясь к темам, художественно-изобразительным средствам и приемам Дум. Их широко использовали Н.В.Гоголь в «Тарасе Бульбе» (1835), Е.П.Гребёнка в историческом романе «Чайковский» (1843), Т.Г.Шевченко, И.А.Бунин («Лирник Родион, 1913), Э.Г.Багрицкий («Дума про Опанаса», 1926), Петро Панч («Клокотала Украина», 1954), Иван Ле («Наливайко», 1940; «Хмельницкий», 1959-65).