Open
Close

Значение крепости в жизни гринева. Сочинение на тему: «Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва

Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи -
На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

Родился Кузька в 1972 году в баньке усадьбы художника Василия Поленова (после того как композитор Прокофьев в свое «поленовское время» написал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта», баньку окрестили «Прокофьевским домиком» ). То есть не прямо чтобы родился (кто знает, как домовые на свет появляются!), но был обнаружен в поленовской бане под веником супружеской четой - Валентином Берестовым и Татьяной Александровой , проживавшими там в один из самых счастливых годов своей семейной жизни. Тогда в Поленове Берестов и Татьяна явились как-то к обеду с новостью: «А у нас появился домовенок Кузька» . В результате этих событий на свет появились книжка и мультфильм о приключениях домовенка по имени Кузька , полюбившиеся многим-многим детям. С тех пор в музее-заповеднике В.Д. Поленова (усадьбе Поленово) празднуют День рождения домовенка Кузьки . Только не беспокойтесь, пожалуйста, Кузька не повзрослеет: как было озорнику-непоседе семь веков от роду, так и останется.

Семьдесят второй был для Татьяны Александровой самым плодотворным годом работы над сказкой. Она ее практически закончила. А затем и нарисовала домовенка со всеми подробностями (на рисунке справа), ведь она была и художницей, и писательницей. Кузька явился в рисунках Татьяны Ивановны Александровой смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях. «Нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся» . Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на «родословную». Ведь домовенок все-таки. То есть самый обычный домовой, только маленький.

И, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают» . Вы не знаете что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. Сначала, конечно, в баньке попарить, потом напоить, а потом напечь «олюлюшечек» , да побольше, чтоб на всех хватило. Ведь у Кузьки столько верных друзей – Афонька , Адонька , Вуколочка , Нафаня . В нем и следа не осталось от того пугающего образа домового - лохматого, капризного и мстительного духа,- который обитал в «преданьях старины». Собственно, и слова-то такого - «домовенок» - в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник - но никакого «домовенка». Домовой - это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Может, отсюда лохматая головенка Кузьки ? Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком . А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.

Впрочем, здесь Кузька не одинок. В европейской авторской сказке в середине прошлого века среди разномастной нечисти тоже появились малыши. Взять хотя бы Маленького Водяного и Маленькую Бабу Ягу немецкого писателя Отфрида Пройслера . (Конечно, Маленькая Баба Яга - никакая не Баба Яга , а Маленькая Ведьма , но для русского читателя имя героини сказки перевели так - наверное, из соображений благозвучности и понятности.)


Маленький Водяной, Маленькая Ведьма, домовенок Кузька - все они, конечно же, представители «иного» мира, но не враждебного, не противостоящего человеку, а готового с ним… играть. Играть в озорные и веселые игры. Правда, при этом требуется признать, что у всего есть душа: у дерева, у цветка, у воды… У детей это обычно получается само собой. Образы домовят , маленьких водяных и маленьких ведьмочек - еще и свидетельство того, что мы хотим научиться видеть мир с его «детской» стороны - беззащитным, нуждающимся в опеке и в бережном отношении. Как говорила Татьяна Александрова: «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу» .

А домовята, лешата, маленькие водяные и другие малыши держат в своих лапках тоненькие, но прочные ниточки, которыми они связывают всех нас с тем миром, из которого произошли, - с миром природы и культуры наших предков.

Но Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовенка говорить языком Даля. («Словарь» В.И. Даля был самой зачитанной книгой в доме В. Берестова и Татьяны.) Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька все удивляется: «Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая!» Кажется, будто Кузька не просто разговаривает - ласкает словечки, сыплет их вокруг блестящими драгоценными камушками - подбирай, не зевай! На таком языке говорить весело. И жить весело.

Особенно если у тебя есть волшебный сундучок . Кузькин сундучок , превращающий детские рисунки в волшебные сказки, не дающийся в руки «нечувственникам и ненавистникам» , - это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте! А сказка может получиться из любого детского рисунка. Рассказывая или читая свои сказки, Татьяна Ивановна всегда давала детям бумагу и краски, чтобы они рисовали то, о чем слышали. Сказочница хотела, чтобы они любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, беречь и умножать красоту Земли…

Книги про домовенка Кузьку

В 1975 году вышла маленькая книжечка «Кузька в новой квартире» - реально лишь введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме» , «Кузька в лесу» , «Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году . Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой , поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.

Так у Т.И. Александровой появились две картины из жизни домовых: на одной семья домовых ужинает, а рыженький домовёнок читает им книжку; на другой - девочка в древнерусском платье подметает, а под веником у нее седобородый домовой в красном колпаке. Она собирала народные сказки о всяких «запечных чудесах», разыскивала древние народные словечки и поговорочки в толстых старинных книгах. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовенка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!)

В. Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой: «Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» (Из предисловия В. Берестова к книге Т.Александровой «Кузька» , 1991 г.)


Татьяна Ивановна писать не торопилась, а все больше училась жить сразу в двух мирах - в нашем, обычном, и в том, невидимом, который шепотками, шорохами да скрипами посылает о себе весточки. Кроме того, она была художницей. А потому, прежде чем оформить, закончить сказку, изо всех сил старалась увидеть своего героя, разглядеть его во всех подробностях тем особым тайным зрением, которым только настоящие художники и обладают.

В настоящее время сказочная повесть "Кузька" ("Домовёнок Кузька" ) часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе Саяки Мацуя . Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой . Это точно!

С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью - пошел гулять по детским утренникам, обживаться в детских играх и рисунках. Так же, как Незнайка, Чебурашка или Винни-Пух. Такая самостоятельность - безусловное свидетельство писательской удачи: значит, герой состоялся, получился живым и ко времени. Сейчас продолжение приключений домовенка Кузьки п ишет Галина Владимировна Александрова , художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.

Аудиокнига "Домовенок Кузька"

Продюсерский центр "Вимбо" выпустил аудиокнигу по любимой сказке. Аудиоспектакль "Домовенок Кузька" порадует слушателей интересными поворотами сюжета, оригинальной музыкой, разнообразными звуковыми эффектами и прекрасной игрой актеров.

В работе над этим проектом приняла участие замечательная актриса Ольга Будина .

Дети играют в Кузьку на улице и дома, сказка с удовольствием разыгрывается на школьных сценах и в библиотеках. Во многих детских садах и библиотеках стали открываться мини-музеи народной культуры и комнаты-горенки для занятий фольклором, там и поселился Кузька: какая же изба без домового! Он и занятия вести помогает, и в праздниках участвует. Во многих библиотеках кукольный Кузька встречает малышей в комнате сказок, и дети совершенно серьезно дарят ему по самым разным случаям конфетки, рисунки, поделки.

Ребята, если хотите подружиться с Кузькой , зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним!

Мультипликационные фильмы про домовенка Кузьку

Возвращение домовенка . Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1987.

Дом для Кузьки. Режиссер А. Зябликова . Композитор И. Ефремов . СССР, 1984.

Приключения домовенка. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1985.

Сказка для Наташи. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1986.

Крылатые фразы из мультфильмов

- Ох беда, беда, огорчение! (Домовенок )

- Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! (Домовенок )

- Заходи, гостем будешь. (Домовенок )

- Это я не ем, я не козёл. (Домовенок )

- Мусор вынесла? Умница, дочка! (Мама Наташи )

- Ой, прямо дяденьке на шляпу… (Наташа )
- Ну и что! Отряхнулся - и пошел себе дальше! (Домовенок )

- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба Яга )

- Ой, дедушка, птицы летят!.. (Лешик )
- Это хорошо, это порядок. (Леший )
- Смотри, и домовёнок летит!.. (Лешик )
- А вот это непорядок. (Леший )

- Говорят, вам счастье привалило? (Ворона )
- Бессовестно врут! (Кот )

- Хочется чего-то, сам не знаю чего… (Домовенок )
- Ремняу-мяу! (Кот )

- Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! (Ворона )

- Я не жадный, я домовитый. (Домовенок )

- Я не могу быть понарошку, я девочка! (Наташа )

- Счастье - это когда у тебя все дома! (Ворона )

- Это что, сказка такая? (Наташа )
- Это жизня такая. (Баба Яга )

- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона )

- Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет. (Баба Яга )

- А я скажу: «Не пойдешь домой - поймаю и съем!» (Баба Яга )
- А он скажет: «Подавишься». (Домовенок )

- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама! (Домовенок )

- Залатай! (Домовенок )
- Вот ещё! Мне мама новую [шубу] купит! (Наташа )
-Ага? И в ней по миру пойдём? Залатай, тебе говорят! (Домовенок )

- Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Не досыпал в общем!!! (Домовенок )

- Да один, один да один - два; два, два и один - три; три и один четыре; ой м-м-м-м, четыре без четырёх один! (Домовенок )

- Сковородки не чищены! Скотина [кот] не кормлена! (Домовенок )

- Будет тебе настоящая сказка! (Баба Яга )
- Страшная? (Наташа )
- Других не знаем! (Кот )

Викторина по сказкам о домовенке Кузьке

1. Где была написана сказка про домовёнка Кузю? (В Поленово).

2. Каков возраст Кузьки? (7 веков).

3. Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». (Домовёнка Кузька).

4. Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? (Домовята играли с угольком, и их дом сгорел).

5. С помощью какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузи? (С помощью волшебного сундучка, в который положила нарисованный портрет домовенка).

6. Как называлась первая книга Т. И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году? ("Кузька в новом доме").

7. Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»).

8. Какие места в квартире Кузька отводил под свое жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник).

9. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни он бывает? (Новоселье).

10. У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой - для хорошего? (У Бабы-Яги).

11. Что подсыпала Баба-Яга Кузьке в "пирожки с сюрпризом"? (Отворотное зелье, чтобы он забыл свой дом).

12. Что больше всего на свете не любит Кузька? (Чтобы над ним потешались, а еще, когда с ним дерутся, ругают. Не любит домовенок и переодеваться).

13. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька? (Гнездового).

14. «Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!", - кому из героев сказки про домовёнка принадлежат эти слова? (Бабе- Яге).

15. Кто является автором сценария к первым мультфильмам про домовёнка? (Муж Т. И. Александровой - поэт Валентин Дмитриевич Берестов).

16. Кто озвучивал роль Кузьки в мультфильмах? (Георгий Вицин).

17. На какой язык благодаря Саяки Мацуя была переведена сказочная повесть про Кузьку? (На японский).

Стихи и песни про домовенка Кузьку

Домовенок Кузя

В наше доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что не говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ

Припев:

Рыжий Кузя -

Домовенок, домовенок, домовой,
Домовой уже с пеленок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя - домовенок,
Как и я он озорник.
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик

Все в квартире вверх ногами,

Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами,

Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьет палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Припев

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто сует свой нос повсюду,

Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно не при чем.
Виноват, конечно, Кузя.

Виноват во всем.

Припев

Песенка Кузьки

Как я дров наколю,
Как я печь растоплю.
И воды наношу,
И тесто замешу.
У меня, у домового,
Молодого, удалого,
Грязи некуда укрыться -
Дело мастера боится.

Марина Аромштам

Песня домовёнка Кузьки

Если внутрь кладут творог,
получается пирог.
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо!
Так и эдак вкусно!


Песенка Наташи

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть,
Только где же этот кто-то..
..и куда.. Он мог залезть?

В. Берестов

Домовенок

Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.

Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Помощник в доме том.

А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся -
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок
Грохочет на весь дом.

Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.

OkuLina


Загадки про домовенка Кузьку

Источники

Статья Марины Аромштам «С днем рождения, домовенок!»: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm

О писательнице Александровой Т.И.: http://bibliogid.ru/articles/1388

О творчестве Александровой Т.И.: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=33

Это интересно

Именины домового

Многие знают, что первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? 1 апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее, даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового . Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. С тех пор празднуют Именины Домового 1 апреля . Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся. Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта .

Правила содержания домовых в городских квартирах

Если в собственной квартире бесследно исчезают вещи, ночью невозможно спать из-за чьего-то бормотания, а сантехник стал самым частым из гостей, то 28 января , пришло время действовать. В Кудесы - День домового , можно попытаться договориться, наконец, с истинным хозяином помещения. Если же добрый «сосед» останется в свой праздник без угощений, то по старинному поверью, из верного хранителя домашнего очага, он превратится в лютого духа. Чем же задобрить маленького лохматого друга и как остаться с ним в хороших отношениях?

На этих сайтах вы найдете правила содержания домовых в городских квартирах:

Петр Гринев - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться - отец решает отправить сына в Оренбург.

И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов - деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска - престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка. Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», - вспоминает Гринев, автор записок. Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «богоспасаемой крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако, их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.

Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева - руководителя восстания, мятежника, врага.

Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга - вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.

Крутяк! 16

анонс:

Белогорская крепость – место, где разворачиваются главные события романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Для главного героя произведения Петра Гринёва эта маленькая точка на военной карте, затерявшаяся посреди дикой степи, становится местом, где ему предстоит не только взрослеть и доблестно сражаться с врагом, но и найти свою любовь.

сочинение:

Ключевое место в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» занимает Белогорская крепость, прототипом которой послужила крепость Татищево, героически сражавшаяся против бунтовщиков в годы пугачевского восстания. Белогорская крепость не только место, где происходят основные события романа, нахождение в ней оказывает преображающее влияние на главного героя Петра Гринёва. Становление личности Гринева неразрывно связано с происходящими с ним во время пребывания в крепости событиями.

Из детства Гринева нам известно, что он «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» до шестнадцати лет. Обучаться наукам он не любил и не мог в силу отсутствия хороших учителей, к взрослению и жизненным опасностям юноша был совершенно неподготовлен. Переломным моментом в эволюции героя становится начало службы в Белогорской крепости, где ему предстоит взрослеть, набираться жизненного опыта, защищать свою честь и наконец, обрести настоящую любовь.

Изначально молодому, достаточно амбициозному человеку, мечтающему поскорее вырваться во взрослую жизнь, перспектива оказаться в забытой богом степной глуши видится крайне печальной. В воображении Гринёва рисуются «грозные бастионы, башни и вал», однако ему придется оказаться отнюдь не в могущественной каменной фортеции, а в маленькой деревеньке с узкими и кривыми улицами. «И вот в какой стороне», где свиньи, бродящие возле избушек, отвечают «дружелюбным хрюканьем», осужден он был проводить молодость.

При всей своей домашней деревенской обстановке, Белогорская крепость – всё же военный бастион. Однако то, что окружало Гринёва во время службы, никак не могло, на первый взгляд, способствовать обучению его военному делу: стареющий капитан, находящийся во власти жены; отсутствие строгой военной муштры и дисциплины; солдаты, не знающие «которая сторона правая, которая левая». Но поразительно, что в таком месте Гринев не только не падает духом, но наоборот сильно преображается в положительную сторону. Именно здесь предстоит ему воспитать в себе настоящую воинскую храбрость и доблесть.

Постепенно образ крепости как беспросветного места, суровой глуши сменяется у Гринева принятием и даже одобрением своего пребывания здесь. Если для Швабрина Белогорская крепость – только место ссылки, где он, по собственному выражению, не видит ни одного человеческого лица, то для Гринева она уже успела по праву стать новым родным домом. Сближаясь с семьей капитана Миронова, создающей в этой суровой глуши по-настоящему домашнюю, светлую атмосферу, Гринев знакомится с дочкой капитана Марией и впоследствии влюбляется в неё.

Мария – простая, но очень честная девушка, её можно считать символом чести в романе. Найдя свою любовь, Гринев обретает для себя настоящее значение чести. Теперь оберегать Марию, а вместе с ней и всю Белогорскую крепость – его долг и прямая обязанность. Для Гринева крепость – это не просто объект на военной карте, какой она видится оренбургским генералам, это вся его жизнь, место, где он встретил своё счастье, за которое должен бороться до конца.

Еще больше сочинений на тему: «Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва»:

Петр Гринев - главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является.

Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться - отец решает отправить сына в Оренбург.

И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов - деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска - престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка. Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», - вспоминает Гринев, автор записок.

Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «богоспасаемой крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.

Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева - руководителя восстания, мятежника, врага.

Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга - вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.

Источник: school-essay.ru

Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев - был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич - верный слуга.

Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной традиции дворянские дети должны были служить. Вот и отец Гринева отправил его служить, но не в элитный Семёновский полк, как думал Петр, а в Оренбург, для того, чтобы сын испытал настоящую жизнь, чтоб вышел солдат, а не шаматон.

Но судьба забросила Петрушу не просто в Оренбург, а в далёкую Белогорскую крепость, которая представляла собой старую деревушку с деревянными домами, обнесенную бревенчатым забором. Единственное оружие – старая пушка, и та была забита мусором. Вся команда крепости состояла из инвалидов. Такая крепость произвела на Гринева удручающее впечатление. Петр был очень расстроен…

Но постепенно жизнь в крепости становится сносной. Петр сближается с семьей капитана Миронова-коменданта крепости. Его принимают там как сына и заботятся о нем. Вскоре Петр влюбляется в Марию Миронову – дочь коменданта крепости. Его первая любовь оказалась взаимной, и все казалось хорошо. Но тут выясняется, что к Маше уже сватался Швабрин, сосланный в крепость за дуэль офицер, но Мария отказала ему, и Швабрин мстит, очерняя имя девушки. Гринев вступается за честь любимой девушки и вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение.

После выздоровления Петр просит благословения родителей на брак с Марией, но отец, разозленный вестью о дуэли, отказывает ему, попрекая за это и говоря, что Петр еще молод и глуп. Маша, горячо любя Петра, на брак без благословения родителей не соглашается. Гринев очень сильно расстроен и огорчен. Мария старается избегать его. Он больше не посещает семью коменданта, жизнь становится для него все невыносимей.

Но в это время Белогорской крепости грозит беда. Пугачевское войско подходит к стенам крепости и быстро захватывает её. Все жители сразу признают Пугачева своим императором, кроме коменданта Миронова и Ивана Игнатьича. Они были повешены за непокорность «единственному и истинному императору». Пришла очередь Гринева, его сразу повели к виселице. Петр шел вперед, смотрел в лицо смерти смело и мужественно, готовясь умереть.

Но тут Савельич бросился в ноги к Пугачеву и заступился за боярское дитя. Емельян велел привести Гринева к нему и приказывал ему поцеловать руку, признав его власть. Но Петр не нарушил слова и остался верен императрице Екатерине II. Пугачев рассердился, но вспомнив про подаренный ему заячий тулуп, великодушно отпустил Гринева.

Вскоре они снова встретились. Гринев ехал из Оренбурга спасать Машу от Швабрина, когда казаки поймали и отвели его во «дворец» Пугачева. Узнав о их любви и о том, что Швабрин заставляет бедную сироту выйти за него замуж, Емельян решил поехать в крепость вместе с Гриневым, чтоб помочь сироте. Когда Пугачев узнал, что сирота – это дочь коменданта, он разозлился, но потом отпустил Машу с Гриневым, сдержав свое слово: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

Источник: bibliofond.ru

Повесть «Капитанская дочка» написана в виде воспоминаний главного героя - Петра Грине­ва. Детство Петруши было воль­готным и свободным, он «жил недорослем, гоняя голубей и иг­рая в чехарду с дворовыми маль­чишками». Но по достижении шестнадцати лет отец решает от­править Петра на службу в ар­мию. Петруша обрадовался это­му, потому что надеялся на служ­бу в Петербурге, в гвардии и был уверен, что жизнь там будет так же легка и беззаботна, как в род­ном доме.

Отец же справедливо рассудил, что Петербург может научить молодого человека лишь «мотать да повесничать», поэтому направляет сына к генералу с письмом, в котором просит ста­рого друга определить Петра на службу в надежное место и быть с ним построже.

Таким образом, Петр Гринев, расстроенный далеко не радующими перспективами своего будущего, попадает в Белогорскую крепость. Вначале он ожидал увидеть «глухую крепость» на границе киргиз-кайсацких степей: с грозны­ми бастионами, башнями и валом. Капитана же Миро­нова Петр представлял себе «строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы». Каково же было изумление Петра, когда он подъехал к реальной Белогорской крепости - «деревушке, окруженной бревен­чатым забором»!

Из всего грозного оружия - лишь старая чугунная пушка, служащая не столько для обо­роны крепости, сколько для игр ребятишек. Комендант оказывается ласковым добрым стариком «высокого ро­сту», он выходит проводить учения одетым по-домашне­му - «в колпаке и в китайском халате». Не меньшей неожиданностью для Петра оказался вид храброго вой­ска - защитников крепости: «человек двадцать старень­ких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах», из которых большинство не могли запомнить, где находится право, а где - лево.

Прошло совсем немного времени, и Гринев был уже рад, что судьба привела его в эту «богоспасаемую» деревушку. Комендант и его семья оказались милыми, простыми, доб­рыми и честными людьми, к которым Петр привязался всей душой и стал в этом доме частым и долгожданным гостем.

В крепости «не было ни смотров, ни учений, ни карау­лов», и, тем не менее, не отягощенный службой молодой человек был произведен в офицеры.Общение с приятными и милыми людьми, занятия ли­тературой, а в особенности проснувшаяся в сердце Петра любовь к Маше Мироновой сыграли немаловажную роль в формировании характера молодого офицера. С готовно­стью и решительностью встает Петр Гринев на защиту своих чувств и доброго имени Маши перед подлым и бес­честным Швабриным. Нечестный удар Швабрина на по­единке принес Гриневу не только тяжелую рану, но и вни­мание и заботу Маши.

Благополучное выздоровление Пет­ра сближает молодых людей, и Гринев делает девушке пред­ложение, признавшись перед этим в своей любви. Однако гордость и благородство Маши не позволяют ей вступить в брак с Петром без согласия и благословения его родите­лей. К сожалению, отец Гринева считает, что эта любовь - лишь блажь молодого человека, и не дает своего согласия па брак.

Приход Пугачева с его «шайкой бандитов и бунтовщи­ков» разрушил жизнь обитателей Белогорской крепости. В этот период раскрываются лучшие черты и моральные качества Петра Гринева. Свято он выполняет завет отца: «Береги честь смолоду». Он смело отказывается присяг­нуть на верность Пугачеву даже после того, как на его глазах были убиты комендант и многие другие защитники Белогорской крепости. Своей добросердечностью, честно­стью, прямотой и порядочностью Петр сумел заслужить уважение и расположение самого Пугачева.

Не за себя болит сердце у Петра во время его участия в военных действиях. Он переживает за судьбу своей люби­мой, оставшейся сначала сиротой, затем попавшей в плен к перебежчику Швабрину, Гринев чувствует, что, признавшись однажды Маше в своих чувствах, он взял на себя ответственность и за будущее одинокой и беззащитной девушки.

Таким образом, мы видим, насколько важную роль сыг­рал в жизни Петра Гринева период, проведенный им в Белогорской крепости. За это время герой успел вырасти и возмужать, он задумался о смысле и ценности человече­ской жизни, а в общении с различными людьми раскры­лось все богатство нравственной чистоты героя.

Источник: iessay.ru

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном месте – в Белогорской крепости, которая находилась в Оренбургской губернии. Именно эту крепость захватывает Пугачев, именно там он устанавливает свою власть, именно там он планирует свои дальнейшие действия.


Но Белогорская крепость сыграла большую роль не только в судьбе Пугачева и его войска. Важной она стала и для Петра Гринева, от лица которого ведется повествование в романе.


Именно в эту крепость попадает молодой герой, отправившись на военную службу. Он рассчитывал на блестящую и легкую службу в Петербурге, но его отец распорядился по-другому: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».


Перед отъездом батюшка благословил Петра словами: «…помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Именно они помогли герою с честью пройти все испытания, выпавшие на его долю.


В Белогорской крепости Гринев встретил свою любовь и нажил себе кровного врага. Петр всей душой полюбил дочь капитана крепости – Машу Миронову. Скромная и тихая девушка ответила ему тем же. Но это не понравилось Алексею Швабрину, приятелю Гринева по крепости. Ведь он тоже оказывал Маше знаки внимания, но получил решительный отказ.


Завистливый и подлый Швабрин начал мстить девушке самыми низкими способами и делал все, чтобы брак молодых людей не состоялся. На какое-то время это ему удалось. Швабрин написал письмо отцу Гринева, в котором рассказывал о ране его сына, которую тот получил на дуэли из-за Маши. Это известие очень рассердило семью Петра, и отец запретил Гриневу жениться на Маше.


Однако любовь продолжала жить в сердцах молодых людей. Она усилилась еще больше, когда в их жизни произошло страшное событие – Белогорская крепость была захвачена бунтовщиками во главе с Пугачевым. Родителей Маши убили на ее глазах, а Петру предстояло присягать на верность самозванцу: «Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей».


В самый последний момент бунтовщик узнал дядьку Гринева и вспомнил его самого – по дороге в крепость Петр подарил Пугачеву свой заячий тулуп: «Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует»,- говорили мне».


Судьба сводила Гринева с самозванцем еще не один раз. Именно этому герою Пугачев открылся наиболее полно. В нем Петр увидел авантюриста, готового идти до конца: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь…»


Самозванец предлагает Петру нарушить присягу и перейти на его сторону. Но Гринев тверд в своем решении: «Нет,- отвечал я с твердостию.- Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».


Такая смелость и искренность вызывают уважение в Пугачеве. Отпустив Гринева из крепости, он проявляет себя как человек широкой души, способный оценить благородный поступок.


Но на этом связь героя с Белогорской крепостью не разрывается. Он еще раз возвращается сюда, в логово бунтовщиков, чтобы спасти Машу.Петр узнает, что его любимую держит в плену подлец Швабрин. Преодолевая множество препятствий, Гринев пробирается в крепость и просит справедливости у самого Пугачева: «Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.


И Пугачев отзывается на просьбу своего старого знакомого: «Глаза у Пугачева засверкали. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» Петру удается выручить Машу из плена Швабрина и увезти из Белогорской крепости. А совсем скоро и Маша «отблагодарит» Гринева за свое спасение – она будет просить милости для ее любимого у самой Екатерины Второй.


В финале романа герои наконец-то будут счастливы и будут вместе. С полной уверенностью мы можем сказать, что именно Белогорская крепость сыграла огромную роль в судьбе этих героев.Петру Гриневу она подарила любовь, но и принесла огромные испытания, большой жизненный опыт, которыми герой делится на страницах романа.

Роль Белгородской крепости в жизни Гринева.

Многие считают «Капитанскую дочку» повестью, обыкновенным рассказом о жизни, любви, пугачевском восстании. На мой взгляд, это не совсем точно. Если бы в школьную программу ввели историю жизни, «Капитанская дочка» была бы самым верным учебником. В этой повести маленький мальчик Петруша превращается во взрослого и мужественного Петра Гринева. Он приехал в Белогорскую крепость «маменьким сынком», мечтал о красивой петербургской жизни, его не волновало собственное будущее. Однако покидает ее уже решительным, храбрым мужчиной.

Конечно же, на это преобразование повлияло немало факторов, одним из которых была его любовь к Маше Мироновой. Эта девушка полюбилась ему не сразу, так как новый знакомый Петра, Швабрин, представил Машу чрезвычайной дурочкой. Но впоследствии Гринев понял, что поступками Швабрина управляет безответная любовь к Маше. Мне кажется, что Мария сразу понравилась Петру, но он настолько верил Швабрину, что боялся признаться в этом даже самому себе.

На пути Маши и Петра стояло немало преград. Швабрин, некогда казавшийся очень интересным и милым человеком, резко изменил отношение Гринева к самому себе. Он продолжал позорить Машу, этого Гринев не выдержал. Дуэль со Швабриным показывает, насколько сильным было его чувство к Маше. Но родители Гринева этого не поняли. Отец был категорически против свадьбы своего сына.

Неожиданное нападение пугачевцев изменило всю судьбу Гринева. Не будь он в Белогорской крепости, он бы никогда не узнал настоящей верности родине, любимой девушке, не испытал бы испытаний жизни, не разобрался бы до конца, кто такой Пугачев на самом деле. Знакомство с Пугачевым неожиданно сыграло большую роль в помиловании Гринева Пугачевым. Если же раньше Пугачев представлялся Петру самозванцем, которого волнует только власть, то теперь он оказался обычным человеком, имеющим свои слабости, достаточно добрым. И когда Гринев приехал просить у него помощи, он не отказал, несмотря на немного дерзкий ответ Петра на просьбу Пугачева не воевать против него.

Швабрин оказался не только предателем по отношению к своей стране, но и бесстыдным лицемером, пользовавшимся отъездом Гринева в Оренбург. Но за это он был наказан Пугачевым, узнавшим от Петра, что Швабрин хочет насильно женится на Маше.

По сравнению с Гриневым Швабрин кажется человеком, лишенным всех тех качеств, которыми был наделен Петр. Ему не знакомы были такие понятия, как долг, честь, достоинство. Он не уважал права женщин, и можно даже сказать, что он не умел любить.

Рассказ о жизни Гринева в Белогорской крепости занял очень большое место в его записках. Ведь именно в Белогорской крепости Гринев научился по-настоящему любить, уважать свою страну, стойко переносить препятствия. И именно это сделало в нем настоящего мужчину.

Гринев в Белогорской крепости

Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование. Сначала его обучал Савельич- верный слуга. Позже для него специально был нанят француз. Но вместо получения знаний Петр гонял голубей. По заведенной традиции дворянские дети должны были служить. Вот и отец Гринева отправил его служить, но не в элитный Семёновский полк, как думал Петр, а в Оренбург, для того, чтобы сын испытал настоящую жизнь, чтоб вышел солдат, а не шаматон.

Но судьба забросила Петрушу не просто в Оренбург, а в далёкую Белогорскую крепость, которая представляла собой старую деревушку с деревянными домами, обнесенную бревенчатым забором. Единственное оружие – старая пушка, и та была забита мусором. Вся команда крепости состояла из инвалидов. Такая крепость произвела на Гринева удручающее впечатление. Петр был очень расстроен…

Но постепенно жизнь в крепости становится сносной. Петр сближается с семьей капитана Миронова-коменданта крепости. Его принимают там как сына и заботятся о нем. Вскоре Петр влюбляется в Марию Миронову – дочь коменданта крепости. Его первая любовь оказалась взаимной, и все казалось хорошо. Но тут выясняется, что к Маше уже сватался Швабрин, сосланный в крепость за дуэль офицер, но Мария отказала ему, и Швабрин мстит, очерняя имя девушки. Гринев вступается за честь любимой девушки и вызывает Швабрина на дуэль, где получает ранение. После выздоровления Петр просит благословения родителей на брак с Марией, но отец, разозленный вестью о дуэли, отказывает ему, попрекая за это и говоря, что Петр еще молод и глуп. Маша, горячо любя Петра, на брак без благословения родителей не соглашается. Гринев очень сильно расстроен и огорчен. Мария старается избегать его. Он больше не посещает семью коменданта, жизнь становится для него все невыносимей.

Но в это время Белогорской крепости грозит беда. Пугачевское войско подходит к стенам крепости и быстро захватывает её. Все жители сразу признают Пугачева своим императором, кроме коменданта Миронова и Ивана Игнатьича. Они были повешены за непокорность «единственному и истинному императору». Пришла очередь Гринева, его сразу повели к виселице. Петр шел вперед, смотрел в лицо смерти смело и мужественно, готовясь умереть. Но тут Савельич бросился в ноги к Пугачеву и заступился за боярское дитя. Емельян велел привести Гринева к нему и приказывал ему поцеловать руку, признав его власть. Но Петр не нарушил слова и остался верен императрице Екатерине II. Пугачев рассердился, но вспомнив про подаренным ему заячий тулуп, великодушно отпустил Гринева. Вскоре они снова встретились. Гринев ехал из Оренбург спасать Машу от Швабрина, когда казаки поймали и отвели его в «дворец» Пугачева. Узнав о их любви и о том, что Швабрин заставляет бедную сироту выйти за него замуж, Емельян решил поехать в крепость вместе с Гриневым, чтоб помочь сироте. Когда Пугачев узнал, что сирота – это дочь коменданта, он разозлился, но потом отпустил Машу с Гриневым, сдержав свое слово: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай»

Белогорская крепость очень сильно повлияла на Петра. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.