Open
Close

Судьба гения… Почему академик Андрей Сахаров стал диссидентским тараном?… «Аскет» под каблуком у «Лисы»…. А

В либеральном российском пантеоне имя Елены Боннэр занимает одно из самых почетных мест. Однако до сих пор остается не до конца ясной ее роль в судьбе гения. Почему один из ведущих разработчиков водородной бомбы, обласканный советской властью гуманист с левыми взглядами, академик Андрей Сахаров стал диссидентским тараном, направленным против СССР. Ищите женщину?…

Есть имена, связанные между собой как Дед Мороз и Снегурочка, - их трудно представить одно без другого. Это тандем или пара. Продолжая тему сказочных героев, назовем кота Базилио и лису Алису. Героиня знаменитой в КГБ супружеской пары Сахаров-Боннэр получила кличку «Лиса». Академик Андрей Сахаров имел сразу две - «Аскет» и «Аскольд». На Базилио инакомыслящий ученый, видимо, не потянул, характером был иной, чего нельзя сказать о хитромудрой «Лисе».

«Бремя любви тяжело, если даже несут его двое. Нашу с тобою любовь ныне несу я один. Но для кого и зачем, сам я сказать не могу», - так строками Омара Хайяма закончила свое письмо Елена Боннэр, когда отмечала свой 85-летний юбилей. «Бремя любви» без академика его вдова несла уже почти два десятилетия. Последние годы доживала в США, рядом со своими детьми Татьяной Янкелевич и Алексеем Семеновым. Доживала в комфорте, но жаловалась, что хочет домой. Высказалась от имени «диссидентов, вот этой небольшой кучки людей», и добавила, что очень немногим из них, «удалось вернуться к профессиональной деятельности», и они «чувствуют одиноко себя на Западе». Не вернулась - старость и хвори не пускали. «Лиса» умерла в заокеанской норке. На столичное Востряковское кладбище доставят лишь урну с прахом и захоронят рядом с Сахаровым.

Елена Георгиевна Боннэр появилась на белый свет как Лусик Алиханова. Отец и отчим по национальности армяне. Мать - Руфь Григорьевна Боннэр приходилась племянницей редактору и общественному деятелю Моисею Леонтьевичу Клейману. В Париже, где умер этот эмигрант, он принимал участие в собраниях Палестинского клуба, Еврейского дискуссионного клуба, Союзе древнееврейского языка.

В официальной биографии Елены Боннэр написано: «После ареста родителей уехала в Ленинград. В 1940 году окончила среднюю школу и поступила на вечернее отделение факультета русского языка и литературы Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Начала работать, еще учась в старших классах школы. В 1941 году добровольцем пошла в армию, окончив курсы медсестер. В октябре 1941 года - первое тяжелое ранение и контузия. После излечения направлена медицинской сестрой в военно-санитарный поезд N122, где служила по май 1945 года».

По другой версии, 8 июля 1941 года, через две недели после начала войны, Люся Боннэр эвакуировалась на Урал, в специально созданный интернат. Много лет спустя, в 1998 году, бывшие интернатовцы на свои средства небольшим тиражом издали книгу воспоминаний «Интернат. Метлино. Война». В ней рассказывается о двух годах жизни на Урале (в 1943 году воспитанники интерната вернулись в Москву). С большой симпатией вспоминали воспитанники свою пионервожатую Люсю - энергичную и симпатичную девушку. Вот только руководство не было ею довольно, потому что Боннэр по утрам не торопилась вставать, не выполняла распоряжений начальства. После того как директор интерната застала Люсю ночью играющей с детьми в карты на деньги, пионервожатую уволили.

По молодости Елена Боннэр крутила роман с крупным инженером Моисеем Злотником, но запутавшийся в своих отношениях с женщинами ловелас убил свою жену и угодил на нары. Известный советский криминалист и популярный публицист Лев Шейнин перипетии этого нашумевшего в свое время дела изложил в рассказе «Исчезновение». На его страницах сожительница женоубийцы фигурировала под говорящим именем «Люси Б.».

Покинув Метлино, бывшая пионервожатая устроилась санитаркой в госпитальный поезд. В военную годину пылкая барышня стала ППЖ (походно-полевой женой) начальника поезда Владимира Дорфмана, которому она годилась в дочери. В 1948 году она некоторое время сожительствовала с очень немолодым, но состоятельным хозяйственником с Сахалина Яковом Киссельманом. Чиновник бывал в столице лишь наездами и Люся сошлась со своим однокурсником по медицинскому институту Иваном Семеновым.

«В марте 1950 года у нее родилась дочь Татьяна. Мать поздравила обоих - Киссельмана и Семенова со счастливым отцовством. На следующий год Киссельман оформил отношения с матерью «дочери», а через два года связался с ней узами брака и Семенов, - написано в книге Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР». - Последующие девять лет она пребывала в законном браке одновременно с двумя супругами, а Татьяна с младых ногтей имела двух отцов - «папу Якова» и «папу Ивана». Научилась и различать их - от «папы Якова» деньги, от «папы Ивана» отеческое внимание. Девчонка оказалась смышлёной не по-детски и никогда не огорчала ни одного из отцов сообщением, что есть другой. Надо думать, слушалась прежде всего маму. Весомые денежные переводы с Сахалина на первых порах обеспечили жизнь двух «бедных студентов». В 1955 году родился сын Алеша. Спустя десять лет Елена Боннэр развелась с Иваном Васильевичем Семеновым.

На момент знакомства с Еленой Георгиевной трижды Герой Социалистического Труда академик Андрей Дмитриевич Сахаров уже год как был вдовцом. Супруга Клавдия Алексеевна Вихирева, мать троих его детей Татьяны, Любови и Дмитрия, скончалась от рака. Осенью 1970-го в доме одного из правозащитников встретились, как пелось в песне, «два одиночества». Андрей Дмитриевич ее заметил, она, казалось, оставалась равнодушной. Но ему, по его словам, «эту красивую и деловую на вид женщину» не представили, а Елена Георгиевна отлично знала засекреченного академика, публиковавшего свои «диссидентские» размышления во Франции.

Джентльмена представили леди в Калуге, где оба были на процессе по делу каких-то правозащитников. Сахаров собирался со своими детьми на юг и нужно было пристроить домашнего питомца - помесь таксы со спаниелем. В результате «дворянина» поселили на съемной даче Боннэр в Переделкино. С курорта Андрей вернулся загорелым, но с флюсом во всю щеку. Она тотчас же примчалась к нему домой, чтобы сделать ему укол. В августе 1971 года академик Сахаров под запись барочного композитора Альбинони признался Люсе (так он ее называл) в любви.

«Боннэр поклялась в вечной любви к академику и для начала выбросила из семейного гнезда Таню, Любу и Диму, куда водворила собственных - Татьяну и Алексея. С изменением семейного положения Сахарова изменился фокус его интересов в жизни. Теоретик по совместительству занялся политикой, стал встречаться с теми, кто скоро получил кличку «правозащитников». Боннэр свела Сахарова с ними, попутно повелев супругу вместо своих детей возлюбить ее, ибо они будут большим подспорьем в затеянном ею честолюбивом предприятии - стать вождем (или вождями?) «инакомыслящих» в Советском Союзе», - утверждал Николай Яковлев. Автора и его нашумевшую книгу иногда упрекают в предвзятости - якобы она написана на волне борьбы с диссидентским движением в СССР чуть ли не под диктовку КГБ.

Вряд ли кто будет спорить, что в то время было всего два самых знаменитых инакомыслящих - академик Сахаров и писатель Солженицын. В 2002 году из печати вышел второй том Александра Исаевича Солженицына «Двести лет вместе», где на странице 448-й сказано следующее: «В поток диссидентского движения после 1968 года вступил безоглядно - и Сахаров. Среди его новых забот и протестов было много индивидуальных случаев, притом самых частных, а из таких более всего - заявлений в защиту евреев-«отказников». А когда он пытался поднять тему пошире, - простодушно рассказывал он мне, не понимая всего кричащего смысла, академик Гельфанд ответил ему: «Мы устали помогать этому народу решать его проблемы; а академик Зельдович: «Не буду подписывать в пользу пострадавших хоть за что-то - сохраню возможность защищать тех, кто страдает за национальность». То есть - защищать только евреев».

О том, что выдающийся академик и знаменитый правозащитник Андрей Сахаров в быту обычный подкаблучник со стыдом признаются его родные дети. Родные, а не усыновленные и удочеренные. Дочь Боннэр, студентка вечернего отделения факультета журналистики МГУ, Татьяна вышла замуж за студента Янкелевича, но западным журналистам представлялась как «Татьяна Сахарова, дочь академика». Ее тезка, Татьяна Андреевна Сахарова, попыталась одернуть самозванку, но та отрезала: «Если вы хотите избежать недоразумений между нами, измените свою фамилию».

После того, как Сахаров стал лауреатом Нобелевской премии мира за 1975 год и на его зарубежные счета появилась солидная сумма в валюте, «детки» Таня Янкелевич и Алексей Семенов устремились на Запад. Настоящий сын академика Дмитрий Сахаров (также физик, как и его отец) в интервью «Экспресс-газете» признался: «Когда умерла мама, мы некоторое время продолжали жить вместе - папа, я и сестры. Но после женитьбы на Боннэр отец ушел от нас, поселившись в квартире мачехи. Таня к тому времени вышла замуж, мне едва исполнилось 15 лет, и родителей мне заменила 23-летняя Люба. С ней вдвоем мы и хозяйничали. В своих воспоминаниях отец пишет, что старшие дочери настраивали меня против него. Это неправда. Просто в дом, где папа жил с Боннэр, меня никто никогда не приглашал. Туда я приходил редко, вконец соскучившись по отцу. А Елена Георгиевна ни на минуту не оставляла нас один на один. Под строгим взором мачехи я не осмеливался говорить о своих мальчишеских проблемах. Было что-то вроде протокола: совместный обед, дежурные вопросы и такие же ответы».

Помните великолепную сказку «Морозко»? В отличие от русской сказки заокеанский «Морозко» щедро наградил мачехиных детей, в ущерб деткам родным. Своего муженька злая мачеха не послала в лес отвести дочь-красавицу, она заставила старика объявить вторую голодовку. Не прекращения ядерных испытаний, не демократических преобразований в стране требовал инакомыслящий Андрей Дмитриевич, а …визы на выезд за границу невесте Алексея Семенова. Кстати, по словам сына академика, когда он приехал в Горький, где Сахаров находился в ссылке, чтобы уговорить отца отказаться от убивавшей его голодовки, то увидел невесту Алексея, поедавшую блины с черной икрой.

«Елена Георгиевна прекрасно знала, насколько голодовки губительны для папы, и прекрасно понимала, что подталкивает его к могиле», - говорит Дмитрий Андреевич Сахаров. После той голодовки у академика произошел спазм сосудов мозга. Эти признания сына Сахарова сделаны не в угоду КГБ - такой организации уже давно не существует.

А вот любопытная выдержка из докладной в ЦК КПСС, датированной 9 декабря 1986 года: «Находясь в Горьком, Сахаров вновь вернулся к научной деятельности. В результате в последнее время у него появились новые идеи. Так, например, он высказывает свои соображения в области дальнейшего развития атомной энергетики, по вопросам, связанным с управляемым термоядерным синтезом (система «Токамак»), и по ряду других научных направлений.

Характерно, что в отсутствии Боннэр, находившейся некоторое время в США, он стал коммуникабельнее, охотно вступал в беседы с горьковчанами, в которых критиковал американскую программу «звездных войн», позитивно комментировал мирные инициативы советского руководства, объективно оценивал события на Чернобыльской АЭС.

Указанным изменениям в поведении и образе жизни Сахарова по-прежнему настойчиво противодействует Боннэр. Она по существу склоняет мужа к отказу от научной деятельности, направляет его усилия на изготовление провокационных документов, заставляет вести дневниковые записи с перспективой издания их за рубежом».

В 1982 году в горьковской ссылке опального академика навестил молодой художник Сергей Бочаров. В интервью «Экспресс-газете» этот представитель богемы рассказал: «Сахаров не все видел в черных красках. Андрей Дмитриевич иногда даже похваливал правительство СССР за некоторые успехи. Теперь уже не помню, за что именно. Но за каждую такую реплику он тут же получал оплеуху по лысине от жены. Пока я писал этюд, Сахарову досталось не меньше семи раз. При этом мировой светило безропотно сносил затрещины, и было видно, что он к ним привык».

Тогда портретист поверх изображения академика набросал черной краской лицо Боннэр, но Елена Георгиевна, увидев это, принялась размазывать рукой краски на холсте. «Я сказал Боннэр, что рисовать «пенька», который повторяет мысли злобной жены, да еще терпит побои от нее, я не хочу, - вспоминает Сергей Бочаров. - И Боннэр тут же выгнала меня на улицу». Частное мнение представителя художественной интеллигенции, а вот и официальное донесение компетентных органов.

23 декабря 1989 года американские дипломаты обсуждали причины преждевременной кончины академика Сахарова. Донесения об этом аккуратно ложились на стол работников ЦК КПСС: «Обсуждая причины смерти А. Сахарова, американские дипломаты высказывают мнение, что она вызвано большими эмоциональными и физическими перегрузками. Этому в определенной степени способствовала вдова академика Е. Боннэр, которая подогревала политические амбиции своего мужа, пыталась играть на его самолюбии»…

Урок по обществознанию в 9 классе по теме «Гражданин- человек свободный и ответственный»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с элементами групповой работы

Место подтемы в системе учебных занятий: В рамках уроков обществознания в 1 четверти учебного года учащиеся уже познакомились с понятиями «правовое государство», «гражданское общество», знают основы конституционного строя Российской Федерации. Данный урок является началом изучения большой темы «Права человека и гражданина». Он занимает особое место в формировании нравственной и правовой культуры учащихся.

Цели и задачи урока:

    Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия «гражданин»

    Развивая умение работать с письменными источниками, организовать работу учащихся по выявлению существенных признаков гражданина.

    Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации групповой работы

    Развивать творческие способности учащихся

    На примере знакомства с личностью и деятельностью А.Д. Сахарова побуждать ребят к сознательному выбору активной гражданской жизненной позиции.

План изучения нового материала

    Гражданин- человек, имеющий права.

    Открытие эпохи прав человека.

    Великий гражданин России.

Основные понятия: гражданин, право, права человека, ответственность, Конституция.

Основная литература для учителя:

1) Гражданское общество: истоки и современность.-М.,2006

2) Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации: www. oprf.ru

3) http://www.sakharov-center.ru/publications/Cennosti_i_lichnost/18.htm

4) Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан»// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- № 8

5) Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9. Пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина- М., Просвещение, 2002, с. 123 (текст 4)

Приёмы деятельности учителя:

1) Беседа

2) Фронтальная беседа

3) Обобщающая беседа

4) Организация групповой работы

5) Организация работы по составлению синквейна

Формы организации учебной деятельности, в которую будут включены на уроке учащиеся:

    Парная

    Групповая

    Индивидуальная

Оборудование урока:

1) Мультимедийный проектор

2) Ноутбук

3) Раздаточный дидактический материал

4) Учебник «Обществознание 8-9» под ред. Л.Н. Боголюбова- М., Просвещение, 2009, параграф 35

Вступительное слово учителя –Здравствуйте, ребята!.

Учащиеся примерно в течение одной минуты работают со словами ассоциациями. Затем учитель проводит проверку выполнения задания, а учащиеся слушают друг друга и дополняют свои записи.

А теперь, давайте подумаем, а можем ли мы сразу ответить на вопрос «Одинаковы ли по значению слова «человек» и «гражданин»?

Учитель, обращаясь к записанной на доске теме, активизирует умственную деятельность учащихся, побуждая их сформулировать вопросы по теме урока, на которые ещё не ответили, или те, которые вызывают интерес или сомнения. На доске, таким образом, появляется круг вопросов, которые будут отправными при изучении темы и к которым при наличии времени можно вернуться в конце урока при закреплении знаний. При корректировке в ходе урока данные вопросы могут быть рассмотрены прямо в процессе изучения новой темы.

О гражданах разных стран мы с вами вели речь уже в 5 классе на уроках по истории Древнего мира. Сейчас мы с вами поработаем в группах, расширяя свои знания по вопросу полноправных и неполноправных граждан античности.

Начинаем работу в группах с документами по Гражданству в Древнем Риме и Древней Греции. Тексты документов перед вами. Карточки задания также имеются на ваших рабочих столах. Время на работу в группах 5 минут.

Группы работают с приложениями № 1, 2 , 5.

Через 5 минут учитель организует демонстрацию групповых результатов работы. Группы работают, дополняя друг друга.

Учитель: В средние века о гражданах старались не вспоминать, население находилось либо в поземельной, либо в личной зависимости. Государство подавляло личность. Новое время подняло на небывалую высоту звание ГРАЖДАНИН. Впервые были созданы государственные документы, закрепившие права человека. Из курса истории вспомните и назовите страны и документы эпохи Нового времени, важные с точки зрения провозглашения прав человека.

Учащиеся предположительно должны вспомнить:

США – Конституция США (1787 год),

Декларация независимости (1776 год);

Франция- Декларация прав человека и гражданина (1789 год).

С текстом последнего документа мы сейчас с вами и поработаем в парах. Текст декларации и карточки задания дежурные раздают на каждую парту. На работу парам даётся не более 4-5 минут (пары работают с приложениями № 3 и 6).

После ответов учащихся в случае необходимости, учитель делает такое дополнение:

«И ещё одно- эти документы стали образцом, легшим в основу целой серии международных документов по правам человека, созданных в ХХ веке».

Учитель: до этого момента мы с вами вели очень обезличенный разговор о гражданах, а теперь я хочу познакомить вас с Великим гражданином России - Андреем Дмитриевичем Сахаровым.

Далее идёт рассказ учителя по презентации о жизни и судьбе Андрея Дмитриевича Сахарова (приложение 7). После демонстрации презентации учитель плавно переводит свой рассказ в задание для каждого учащегося. «Сейчас мы с вами только начали знакомство с личностью Андрея Дмитриевича. А теперь возьмите карандаши в руки и поработайте с текстом учебника (стр. 224-228) и текстом 4 (приложение 4). Какие черты личности и поступки Андрея Дмитриевича Сахарова доказывают, что перед нами Великий Гражданин? Что означает вывод в последнем абзаце учебника на странице 228?

В качестве дополнительного вопроса может быть предложен вопрос №5 со страницы 228 учебника «Выскажите ваше мнение, чему учит судьба академика Сахарова?».

В конце урока вместо закрепления мною была использовании работа с синквейнами.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна

Первая строчка - записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

Вторая строчка - пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строчка- записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

З. М. Черниловский - российский ученый-юрист

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании… Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк1 и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийство раба…

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., 1995. - С. 65-67.

Приложение 2

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери… По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу2. С этого момента гражданин становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин… Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города…

По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., 1995. - С. 81-82.

Приложение 3

Всеобщая декларация прав человека и гражданина1789 года

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Статья 1

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Статья 2

Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3

Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Статья 4

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

Статья 5

Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Статья 6

Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Статья 7

Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.

Статья 8

Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.

Статья 9

Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Статья 10

Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Статья 11

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12

Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 13

На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Статья 14

Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Статья 15

Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Статья 16

Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Статья 17

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

http://www.agitclub.ru/spezhran/spezdeclaracia1789.htm

Приложение 4

Текст 4. Мир, прогресс, права человека (1975 г.)

А. Д. Сахаров (1921-1990) - ученый-физик, академик, общественный деятель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!

Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды - Нобелевской премии мира - и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Я с особенным удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в которой подчеркнута роль защиты прав человека как единственного прочного основания для подлинного и долговечного международного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских, политических прав в формировании судеб человечества.

Сахаров А. Д. Тревога и надежда. - М., 1991. - С. 151.

Приложение 5

Карточка-задание к текстам 1 и 2.

1.Определите главную мысль текстов.

2. Сравните характеристику римского гражданина и греческого гражданина, выделив сходство и различие.

3. Почему в этих странах быть гражданином было почётно?

4. Были ли женщины Рима и Греции гражданами своих стран?

5. Правовое равенство и фактическое равенство- совпадали ли эти понятия в античных государства? Свой ответ подтверди примерами из текста или с помощью знаний, полученных на уроках истории.

Приложение 6

Карточка-задание к тексту 3.

    Определите по тексту Декларации, что являлось мерой свободы человека.

    Определите принцип правового регулирования, провозглашённого в Декларации.

    Как Декларация определила цель государственной власти?

Урок-размышление "Гражданин – человек свободный и ответственный" (обществознание, 9-й класс)

Тема: ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Задачи урока:

    Способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нрормативными ориентациями.

    Вызывать стремление к развитию таких личностных качеств, как критичность, толерантность, гуманность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность.

    Формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Форма урока: урок-размышление

Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без неё не может обойтись.

И.С. Тургенев

Ход урока

Примечание

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Кто по улице идёт?
Необычный пешеход
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он,
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда. везде и всюду
Гражданин
Своей страны.

Р.Сеф

1. Кто такой гражданин?

2. Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

Понятие “гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле “гражданин” – это человек, который обладает правами, свободами, несёт определенные обязанности в обществе.
Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. свободный труд, право на отдых. свободу слова, свободу совести и т.д.

3. Что вы понимаете под словом “свобода”? В чём она заключается?

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания (ст.29 “Всеобщая декларация…”)
К основным обязанностям граждан России относится:

    соблюдать Конституцию и законы РФ;

    уважать права и свободы других людей;

    защищать Отечество;

    платить налоги;

    сохранять природу и окружающую среду;

    заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;

    заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

4. А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей.
Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “Каждый ребёнок имеет право на приобретение гражданства”.
01.07.2002 г. вступил в силу Закон РФ “О гражданстве”.
Хотелось бы обратить ваше внимание на ст.9 “Гражданство детей” и ст.12 “Приобретение гражданства РФ по рождению”

Ст. 9 “Гражданство детей”

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ.

2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав.

Ст. 12 “Приобретение гражданства РФ по рождению”

1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием.

5. Подумайте и скажите, в чём проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?

А теперь попытаемся понять, в чём духовно – нравственный смысл понятия “гражданин”?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия “гражданин” сколько его духовно – нравственный смысл.

Обратимся к строкам Н.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.
Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять “загадочную русскую душу”.

6. Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры.

Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать.

Задание:

Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

    ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережно относиться к зелёным “островкам” своего города, района, села;

    жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;

    молодые люди участвуют в восстановлении храма;

    ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность.

Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах.
Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

III. Закрепление

Экзамен на гражданина”

1. Гражданство.

В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство?

2. Права и свободы гражданина.

Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки

    Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _________________________________________________ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).

    Брак королевича Елисея и царевны был заключен при _________________________________________________ (свободном и обоюдном согласии).

    Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на __________________________________________ (неприкосновенность жилища).

3. Обязанности гражданина.

Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ.

    Соблюдать законы;

    Платить налоги;

    Состоять в рядах какой-либо политической партии;

    Быть членом профсоюза;

    Работать на предприятии;

    Защищать Отечество;

    Сохранять природу и окружающую среду;

    Бережно относиться к памятникам истории и культуры;

    Учиться, получать образование.

Вышло жизнеописание Андрея Сахарова – почти тысячестраничный роман "Жизнь Сахарова". Московский журналист Николай Андреев, длительное время проработавший в газетах "Известия", "Комсомольская правда", "Литературная газета", потратил целое десятилетие на изучение биографии и документальных свидетельств о жизни изобретателя советской термоядерной бомбы, ставшего в 1975 году лауреатом Нобелевской премии мира. Подробный рассказ о внутренних поисках, формировании политической позиции и личной жизни Андрея Дмитриевича Сахарова во многом меняет образ иконы советского правозащитного движения, сложившийся в России.

Николай, как бы вы сами охарактеризовали жанр вашей книги? Это чистой воды беллетристика, художественно-историческое исследование или скорее все же документальная проза? Что вы писали?

Это беллетристика, художественная биография, может быть, документально-художественное исследование.

В какой степени ваш Андрей Сахаров – литературная фигура, а в какой исторический персонаж?

Конечно, в первую очередь это литературно-документальный персонаж, но за любым фактом, который приведен в книге, стоит документ. Конечно, в романе есть и литературный домысел, есть развитие второстепенных сюжетных линий, которое, может быть, в точности не соответствует жизни. Но то, что с Андреем Дмитриевичем происходило; ситуации, в которых он оказывался; поступки, которые он совершал, все это я могу подтвердить документами.

Домыслы в основном касаются нескольких не первостепенных персонажей. У книги многофигурная композиция: ее героями являются коллеги Сахарова, академики Зельдович и Харитон, его родственники, жены и дети (Елена Боннэр в первую очередь), советские политики вроде Берии или Горбачева.

Все они реальные персонажи, я стремился максимально соблюдать историческую правду, но в то же время в развитии сюжета не обошлось без фигур собирательных. Допустим, в образе друга Сахарова Матвея Литвина обобщены характеристики нескольких фигур, которые так или иначе "прошли" через судьбу Андрея Дмитриевича.

Каков круг документальных источников, с которыми вы работали? Где вы брали материалы для книги?

Основной документальный источник – это, конечно, двухтомник воспоминаний Андрея Сахарова , а также воспоминания о нем самом, хотя таких материалов очень мало. Точнее сказать, всего три сборника вышли о Сахарове почти за четверть века после смерти. Кроме того, я встречался и беседовал со многими людьми, знакомыми и как-то связанными с Сахаровым. Например, с некоторыми его коллегами из закрытого ядерного центра в Сарове. Я побывал в самом научном центре, был в доме (точнее, в той половине дома, в которой Сахаров жил с первой женой Клавдией и их общими детьми).

Я побывал в доме-музее академика Харитона, в так называемом "красном доме", где располагался теоретический отдел, в котором работал Сахаров, изобретая термоядерную бомбу. Побывал в Нижнем Новгороде, в квартире-музее Андрея Дмитриевича а раньше это была квартира, в которой он жил вместе с Еленой Боннэр во время ссылки из Москвы.

Я беседовал с людьми, с которыми ссыльные общались; это, кстати, очень незначительный круг людей. В том же доме, где жили Сахаров и Боннэр, только в другой квартире, располагается связанный с его горьковским изгнанием архив. Я также встречался с некоторыми людьми, с которыми Сахаров работал в Москве.

А с самим Сахаровым вы были знакомы?

Да, и с ним, и с Еленой Георгиевной Боннэр. С ней у меня не было очень уж больших бесед, но мы встречались, наверное, пять-шесть раз. А с Сахаровым я познакомился благодаря журналисту Юрию Росту. Андрей Дмитриевич ездил в Сыктывкар поддерживать избирательную кампанию диссидента Револьта Пименова , и Юра попросил меня туда вместе с Сахаровым слетать. Не скажу, что я вел обширные разговоры с ним, но мы беседовали. Иногда я встречался с Андреем Дмитриевичем, когда он работал в Верховном Совете.

При подготовке книги вы общались с кем-то из соратников Сахарова по правозащитному движению, скажем, с Сергеем Ковалевым, Людмилой Алексеевой, Юрием Шихановичем?

С Людмилой Алексеевой я общался, но довольно давно. А с Сергеем Адамовичем Ковалевым как-то не получился у меня разговор о Сахарове. Ковалев в ту пору тоже был народным депутатом, но как-то о Сахарове со мной предпочел не беседовать. Возможно, не увидел во мне подходящую фигуру для такого разговора. Не знаю.

Одна из удачных особенностей вашей работы, на мой взгляд, – это авторская отстраненность. Поступки Сахарова, его друзей и врагов вы интерпретируете, как правило, в прямой речи персонажей книги, а не в своем авторском описании. Отчасти поэтому не совсем понятно, кто для вас Андрей Сахаров герой, мученик, человек мятущийся, ищущий, совершавший ошибки? Как вы себе его представляете?

На этот вопрос я как раз не могу определенно ответить. Мне хотелось прежде всего показать мощную фигуру Сахарова. Я считаю, что Андрей Дмитриевич –

Сахаров – один из десятка исторических личностей, деятельность которых существенно повлияла на историю Советского Союза второй половины ХХ века. Как и всякая личность такого масштаба, он до конца непознаваем

Один из десятка людей, исторических личностей, деятельность которых существенно повлияла на историю Советского Союза, России второй половины ХХ века. Как и всякая личность такого масштаба, он до конца непознаваем. Я постарался, как мог глубоко и широко, показать его характер, умонастроения, воззрения, его окружение. Может быть, мои слова прозвучат несколько напыщенно, но мне кажется, что я в какой-то степени открываю Сахарова заново.

Будем честны: Сахаров в России почти забыт. Да, иногда мелькает его фамилия, мелькают ссылки на его работы и заявления, но много ли о нем сейчас россияне знают? Как-то ушла его фигура из общественного обихода. В прошлом году, например, было два юбилея, связанных со значительными датами в биографии Сахарова: 60 лет во времени испытания основанного на его идее ядерного устройства и 45 лет со дня выхода знаменитых "Размышлений... ". Я не видел ни одной публикации по этим поводам, а ведь оба события дают поводы поговорить очень о многом.

На страницах вашей книги появляется множество самых разных персонажей, в том числе люди, имена которых хорошо знакомы многим, если не всем, гражданам России. Насколько соответствуют реальности их слова, которые вы приводите? Скажем, насколько аутентичны разговор Елены Боннэр в поезде с актером Георгием Жженовым или беседа Михаила Горбачева с Андреем Сахаровым в Кремле? Как вы реконструировали эти сцены? Это литературный вымысел?

Нет, это не вымысел. Действительно, в купе поезда у Боннэр случилась довольно напряженная беседа с актером Жженовым, Елена Георгиевна об этом писала в воспоминаниях. Я лишь добавил факты из биографии Жженова, из биографии Боннэр, чтобы возникли дополнительные драматизм и напряжение. Свой разговор с Горбачевым Сахаров пересказывал Боннэр, и у меня информация с ее слов. Кстати, я пытался говорить с Михаилом Сергеевичем о Сахарове, но беседа тоже оказалось малополезной. Горбачев помнит, что встречался и разговаривал с Сахаровым, а вот о чем – не мог вспомнить.


Вы пытались как-то подобраться к архивам КГБ, связанным с Сахаровым?

Да, конечно, я предпринимал такие попытки, но это почти трагическая история. Эти архивы уничтожены. В начале 1990-х годов, на волне демократизации, когда часть архивов КГБ временно была открыта, Елена Боннэр предприняла попытку добраться до них, но материалы уже были уничтожены. Это совершенно точно.

Откуда это известно?

Об этом заявил в свое время начальник КГБ Вадим Бакатин. Видимо, в Комитет был спущен какой-то негласный приказ в момент крушения СССР. Они же прекрасно понимали опасность обнародования материалов преследования Сахарова. Там было больше 200 папок.

Как у вас возник замысел книги, почему она вышла только сейчас? Когда вы начали работать над сбором материала?

Замысел книги как таковой возник довольно поздно, когда я вдруг обнаружил, что значительный объем материала уже собран. К тому моменту я уже разговаривал и с Сахаровым, и с Боннэр, и с Алексеевой. Я давно интересовался историей правозащитного и диссидентского движения в СССР, вообще современной историей. Однако до поры до времени просто не считал себя, ко всему прочему, достойным писать об Андрее Дмитриевиче: я журналист, интересуюсь историей, ну и не более того... Но мне казалось ужасно несправедливым, что проходят десятилетия, а хорошей биографии Сахарова нет. Появилась, правда, одна работа в серии "Жизнь замечательных людей". Книга называется "Андрей Сахаров. Наука и свобода ", автор Геннадий Горелик. Он уважаемый человек, историк науки, был близок к Боннэр. Однако из 440 страниц книги всего 60 посвящены Андрею Дмитриевичу, а остальное – история физики в России, размышления о том, украл СССР атомные секреты у США или не украли. Так что фигура великая, а книги о Сахарове нет. Постепенно я начал писать.

Есть два, на мой взгляд, ключевых контрапункта в вашей книге. Первый это моменты, связанные с внутренними борениями, с динамикой развития характера и воззрений Андрея Дмитриевича, мучительный процесс его превращения из ученого, истово верящего в необходимость термоядерной бомбы для Советского Союза, в человека, который чуть ли не считает себя соучастником преступления... Второй процесс путь Сахарова в правозащиту, его превращение из лояльного советской системе академика в человека, который до конца отстаивает принципы свободы личности так, как он их понимает.

Это один и тот же процесс, только я хотел уточнить момент об отношении Сахарова к ядерному оружию. Он до конца жизни не отрекался от того, что он создал. Более того, Сахаров подчеркивал: тот факт, что Советский Союз получил водородную бомбу, помог сохранить мир. Его много раз пытались (например, Алесь Адамович в интервью) склонить к этой мысли отказаться, покаяться. Нет, Сахаров был в этом тверд. Как произошло его внутреннее перерождение? Мне кажется, что это удалось показать в романе: по сути, перерождения не было. Сазаров изначально был не то чтобы настроен против СССР, он был почти по-детски наивным. В научном сообществе в Арзамасе-16 Сахаров

Ничем особенным не выделялся, такими прямо уж острыми речами. Обстановка в закрытом городе физиков была достаточно свободной по советским меркам: там обсуждалось все и вся; понимали, что прослушивают, что были стукачи, но особо ученые не таились. Мне кажется, что Сахаров нормально мыслящий человек, который не может не задуматься о том, как устроено общество, в котором он живет, ради защиты которого он создал мощное, убийственное оружие. Тогда не только он об этом задумывался, многие задумывались – и умные люди, и не очень, и я тоже задумывался.

Но одно дело задуматься, а другое набраться силы, храбрости, воли и встать "по ту сторону". На это мало у кого хватает сил, люди склонны к компромиссам, я и о себе, к сожалению, такое могу сказать. А вот Сахаров был честен во всем, поэтому считал нужным сказать то, что он думал о советском тоталитарном обществе. Динамика развития его характера к тому же не была каким-то единым актом. Его трактат "Размышления о мире и прогрессе...", например, написан человеком, который стремился улучшить социалистическую систему, "взяв" у капитализма какие-то полезные моменты. Только позже к Сахарову пришло понимание того, что социализм вообще не подходит для природы человека. Это сложный душевный процесс, я пытался его прописать, и надеюсь, что мне это удалось.

Пожалуй, самые захватывающие страницы вашей книги связаны с описанием непростых отношений Сахарова с родными и близкими ему людьми – с первой женой Клавдией, с Еленой Боннэр, на которой он женился через несколько лет после смерти первой супруги, с его отношениями с собственными детьми и детьми Боннэр. Елена Георгиевна предстает в вашем романе как человек очень сильный, искренне любящий Сахарова, человек, которого искренне любит Сахаров но как человек противоречивый. Вас не испугала острота этих противоречий?

Честно признаюсь, что о некоторых моментах взаимоотношений между членами семьи Сахарова – Боннэр я умолчал, позволив себе минимум правды. Мое общее впечатление таково: Боннэр фактически спасла Сахарова в очень трудный период его жизни, когда он оказался один, когда он всеми был, по сути, брошен. Во-первых, новая любовь дала Сахарову силы для жизни и борьбы.

Во-вторых, именно в связи с появлением в его жизни Боннэр (хотя, естественно, не только по этой причине) Сахаров занялся настоящей общественной деятельностью. И вообще я считаю, что любовь Сахарова и Боннэр – великая любовь, это в истории такая редкость!

Вы не опасаетесь, что откровенность вашей книги вызовет обостренную реакцию в правозащитном сообществе, среди людей, которые были близки к Сахарову, у его детей, детей Елены Георгиевны? Ведь Сахаров и Боннэр для людей либеральных убеждений во многом сакральные фигуры.

Нет, не боюсь. Я же не писал в духе "желтой" прессы. Все, о чем я пишу в книге, происходило в действительности.

Великие советские ученые известны во всем мире. Один из них - Андрей Дмитриевич Сахаров, физик, Он одним из первых написал работы по реализации термоядерной реакции, поэтому считается, что Сахаров - "отец" водородной бомбы в нашей стране. Сахаров Анатолий Дмитриевич является академиком АН СССР, профессором, доктором физико-математических наук. В 1975 году он получил Нобелевскую премию мира.

Будущий ученый родился в Москве 21 мая 1921 г. Отцом его был Сахаров Дмитрий Иванович, физик. Первые пять лет Андрей Дмитриевич учился дома. Затем последовали 5 лет учебы в школе, где Сахаров под руководством своего отца серьезно занимался физикой, провел множество опытов.

Обучение в университете, работа на военном заводе

Андрей Дмитриевич в 1938 г. поступил в МГУ на физический факультет. После начала Второй мировой войны Сахаров вместе с университетом отправился в эвакуацию в Туркменистан (Ашхабад). Андрей Дмитриевич увлекся теорией относительности и квантовой механикой. В 1942 г. он окончил МГУ с отличием. В университете Сахаров считался лучшим студентом среди всех, кто когда-либо обучался на этом факультете.

По окончании МГУ Андрей Дмитриевич отказался остаться в аспирантуре, что ему советовал профессор А. А. Власов. А. Д. Сахаров, став специалистом в области оборонного металловедения, был отправлен на военный завод г. а потом Ульяновска. Очень тяжелыми были условия быта и работы, однако именно в эти годы Андрей Дмитриевич сделал первое свое изобретение. Он предложил прибор, позволявший контролировать закалку бронебойных сердечников.

Женитьба на Вихиревой К. А.

Важное событие в личной жизни Сахарова произошло в 1943 году - ученый женился на Вихиревой Клавдии Алексеевне (годы жизни - 1919-1969). Она была родом из Ульяновска, работала на том же заводе, что и Андрей Дмитриевич. У супругов родилось трое детей - сын и две дочери. Из-за войны, а позже из-за рождения детей жена Сахарова не окончила университет. По этой причине впоследствии, после переезда Сахаровых в Москву, ей трудно было найти хорошую работу.

Аспирантура, кандидатская диссертация

Андрей Дмитриевич, возвратившись после войны в Москву, в 1945 году продолжил обучение. Он к Е. И. Тамму, преподававшему в Физическом институте им. П. Н. Лебедева. А. Д. Сахаров хотел работать над фундаментальными проблемами науки. В 1947 году была представлена его работы стали безызлучательные ядерные переходы. В ней ученый предложил новое правило, по которому следует осуществлять отбор по зарядной четности. Также он представил способ учета взаимодействия позитрона и электрона при рождении пар.

Работа на "объекте", испытание водородной бомбы

В 1948 году А. Д. Сахаров был включен в специальную группу, которой руководил И. Е. Тамм. Цель ее состояла в проверке проекта водородной бомбы, сделанном группой Я. Б. Зельдовича. Андрей Дмитриевич вскоре представил свой проект бомбы, в которой слои природного урана и дейтерия размещались вокруг обыкновенного атомного ядра. Когда атомное ядро взрывается, ионизированный уран значительно повышает плотность дейтерия. Также он увеличивает скорость протекания термоядерной реакции, а под влиянием быстрых нейтронов начинает делиться. Эту идею дополнил В. Л. Гинзбург, который предложил использовать для бомбы дейтерид лития-6. Из него под воздействием медленных нейтронов образуется тритий, который является очень активным термоядерным топливом.

Весной 1950 г. с этими идеями группа Тамма была направлена практически в полном составе на "объект" - секретное атомное предприятие, центр которого находился в г. Сарове. Здесь количество ученых, работавших над проектом, значительно увеличилось в результате притока молодых исследователей. Работа группы завершилась испытанием первой водородной бомбы в СССР, которое успешно состоялось 12 августа 1953 г. Эта бомба известна как "слойка Сахарова".

Уже в следующем году, 4 января 1954 г., Андрей Дмитриевич Сахаров стал Героем Социалистического Труда, а также получил медаль "Серп и Молот". Годом ранее, в 1953-м, ученый стал академиком АН СССР.

Новое испытание и его последствия

Группа, которую возглавил А. Д. Сахаров, в дальнейшем работала над обжатием термоядерного топлива с помощью излучения, полученного от взрыва атомного заряда. В ноябре 1955 г. было проведено успешное испытание новой водородной бомбы. Однако оно было омрачено смертью солдата и девочки, а также травмами множества людей, которые находились на значительном расстоянии от полигона. Это, а также массовое выселение жителей с близлежащих территорий заставило Андрея Дмитриевича серьезно задуматься о том, к каким трагическим последствиям могут привести атомные взрывы. Он задался вопросом о том, что будет, если эта страшная сила вдруг выйдет из-под контроля.

Идеи Сахарова, заложившие фундамент масштабным исследованиям

Одновременно с работой над водородными бомбами академик Сахаров вместе с Таммом в 1950 году предложил идею, как осуществить магнитное удержание плазмы. Ученый сделал основополагающие расчеты по этому вопросу. Также ему принадлежат идея и расчеты по формированию сверхсильных магнитных полей путем обжатия магнитного потока цилиндрической проводящей оболочкой. Ученый занимался этими вопросами в 1952 году. В 1961 г. Андрей Дмитриевич предложил применять лазерное обжатие в целях получения термоядерной управляемой реакции. Идеи Сахарова заложили фундамент масштабным исследованиям, осуществленным в сфере термоядерной энергетики.

Две статьи Сахарова о вредном действии радиоактивности

В 1958 году академик Сахаров представил две статьи, посвященные вредному действию радиоактивности, полученной в результате взрывов бомб, и ее влиянию на наследственность. В результате этого, как отметил ученый, уменьшается средняя продолжительность жизни населения. Согласно оценке Сахарова, в будущем каждый мегатонный взрыв ведет к 10 тысячам случаев онкологических заболеваний.

Андрей Дмитриевич в 1958 году безрезультатно пытался повлиять на решение СССР продлить объявленный им мораторий на осуществление атомных взрывов. В 1961 году мораторий был прерван испытанием очень мощной водородной бомбы (50-мегатонной). Оно имело, скорее, политическое, нежели военное значение. Андрей Дмитриевич Сахаров 7 марта 1962 г. получил третью медаль "Серп и Молот".

Общественная деятельность

В 1962 году Сахаров вступил в острые конфликты с государственными властями и своими коллегами по вопросам разработки оружия и необходимости запрещения его испытаний. Это противостояние имело положительный результат - в 1963 году в Москве был подписан договор, запрещающий испытывать ядерное оружие во всех трех средах.

Следует отметить, что интересы Андрея Дмитриевича уже в те годы не ограничивались исключительно ядерной физикой. Ученый вел активную общественную деятельность. В 1958 году Сахаров высказался против планов Хрущева, который планировал сократить срок получения среднего образования. Еще через несколько лет вместе со своими коллегами Андрей Дмитриевич избавил от влияния Т. Д. Лысенко советскую генетику.

Сахаров в 1964 г. выступил в с речью, в которой высказался против избрания академиком биолога Н. И. Нуждина, который в итоге не стал им. Андрей Дмитриевич считал, что этот биолог, как и Т. Д. Лысенко, несет ответственность за тяжелые, позорные страницы в развитии отечественной науки.

Ученый в 1966 г. подписал письмо к 23-му съезду КПСС. В этом письме ("25 знаменитостей") известные люди выступали против реабилитации Сталина. В нем отмечалось, что "величайшим бедствием" для народа были бы любые попытки возродить нетерпимость к инакомыслию - политику, которую проводил Сталин. В этом же году Сахаров познакомился с Р. А. Медведевым, который написал книгу о Сталине. Она заметно повлияла на взгляды Андрея Дмитриевича. В феврале 1967 г. ученый отправил свое первое письмо Брежневу, в котором высказался в защиту четырех инакомыслящих. Жестким ответом властей стало лишение Сахарова одной из двух должностей, которые он занимал на "объекте".

Статья-манифест, отстранение от работы на "объекте"

В иностранных СМИ в июне 1968 г. появилась статья Андрея Дмитриевича, в которой он размышлял о прогрессе, интеллектуальной свободе и мирном сосуществовании. Ученый говорил об опасностях экологического самоотравления, термоядерного уничтожения, дегуманизации человечества. Сахаров отметил, что существует необходимость сближения капиталистической и социалистической систем. Также он писал о преступлениях, совершенных Сталиным, о том, что в СССР отсутствует демократия.

В этой статье-манифесте ученый выступил за отмену политических судов и цензуры, против помещения диссидентов в психиатрические клиники. Реакция властей последовала быстро: Андрей Дмитриевич был отстранен от работы на секретном объекте. Он лишился всех постов, так или иначе связанных с военными секретами. Встреча А. Д. Сахарова с А. И. Солженицыным состоялась 26 августа 1968 г. Было выявлено, что они по-разному смотрят на общественные преобразования, в которых нуждается страна.

Смерть супруги, работа в ФИАНе

Далее последовало трагическое событие в личной жизни Сахарова - в марте 1969 г. умерла его супруга, оставив ученого в состоянии отчаяния, которое позже сменилось растянувшимся на долгие годы душевным опустошением. И. Е. Тамм, который в то время возглавлял Теоретический отдел ФИАНа, написал письмо М. В. Келдышу, президенту АН СССР. В результате этого и, по всей видимости, санкций свыше Андрей Дмитриевич 30 июня 1969 г. был зачислен в отдел института. Здесь он занялся научной работой, став старшим научным сотрудником. Эта должность была самой низкой из всех, какую мог получить советский академик.

Продолжение правозащитной деятельности

В период с 1967 по 1980 год ученый написал более 15 Тогда же он стал вести активную общественную деятельность, все больше не соответствовавшую политике официальных кругов. Андрей Дмитриевич выступил инициатором обращений за освобождение правозащитников Ж. А. Медведева и П. Г. Григоренко из психиатрических больниц. Вместе с Р. А. Медведевым и физиком В. Турчиным ученый опубликовал "Меморандум о демократизации и интеллектуальной свободе".

Сахаров приезжал в Калугу, чтобы участвовать в пикетировании суда, где осуществлялся процесс по делу диссидентов Б. Вайля и Р. Пименова. В ноябре 1970 г. Андрей Дмитриевич вместе с физиками А. Твердохлебовым и В. Чалидзе основал Комитет прав человека, задача которого состояла в реализации принципов, заложенных Всеобщей декларацией прав человека. Совместно с академиком Леонтовичем М. А. в 1971 г. Сахаров выступил против использования в политических целях психиатрии, а также за право крымских татар на возвращение, за свободу религии, за немецкую и еврейскую эмиграции.

Женитьба на Боннэр Е. Г., кампания против Сахарова

Женитьба на Боннэр Елене Григорьевне (годы жизни - 1923-2011) произошла в 1972 году. Ученый познакомился с этой женщиной в 1970 г. в Калуге, когда ездил на судебный процесс. Став соратником и верным Елена Григорьевна сосредоточила деятельность Андрея Дмитриевича на защите прав отдельных людей. Отныне программные документы Сахаров рассматривал в качестве предметов для дискуссии. Однако в 1977 г. физик-теоретик все-таки подписал коллективное письмо, обращенное в Президиум Верховного Совета, в котором говорилось о необходимости отмены смертной казни, об амнистии.

В 1973 году Сахаров дал интервью У. Стенхольму, корреспонденту радио из Швеции. В нем он рассказал о природе существовавшего тогда советского строя. Заместитель генерального прокурора вынес Андрею Дмитриевичу предупреждение, но, несмотря на это, ученый провел пресс-конференцию для одиннадцати западных журналистов. Он осудил угрозу преследования. Реакцией на подобные действия стало письмо 40 академиков, напечатанное в газете "Правда". Оно стало началом злобной кампании против общественной деятельности Андрея Дмитриевича. На его стороне выступали правозащитники, а также западные ученые и политики. А. И. Солженицын предложил присудить ученому Нобелевскую премию мира.

Первая голодовка, книга Сахарова

В сентябре 1973 г., продолжая борьбу за право каждого на эмиграцию, Андрей Дмитриевич направил в американский Конгресс письмо, в котором поддержал поправку Джексона. В следующем году Р. Никсон, президент США, прибыл в Москву. Во время его визита Сахаров провел первую свою голодовку. Он также дал телеинтервью с целью привлечь внимание общественности к судьбе политзаключенных.

Е. Г. Боннэр на базе французской гуманитарной премии, полученной Сахаровым, основала Фонд помощи детям политзаключенных. Андрей Дмитриевич в 1975 году встретился с Г. Беллем, известным немецким писателем. Вместе с ним он выступил с обращением, направленным на защиту политзаключенных. Также в 1975 году ученый издал на Западе свою книгу под названием "О стране и мире". В ней Сахаров развил идеи демократизации, разоружения, конвергенции, экономических и политических реформ, стратегического равновесия.

Нобелевская премия мира (1975 г.)

Нобелевская премия мира заслуженно была присуждена академику в октябре 1975 г. Награду получила его супруга, которая лечилась за границей. Она огласила речь Сахарова, подготовленную им для церемонии вручения. В ней ученый призывал к "подлинному разоружению" и "истинной разрядке", к политической амнистии во всем мире, а также к повсеместному освобождению всех узников совести. На следующий день супруга Сахарова выступила с его Нобелевской лекцией "Мир, прогресс, права человека". В ней академик доказывал, что все три эти цели тесно связаны друг с другом.

Обвинение, ссылка

Несмотря на то что Сахаров активно выступал против советского режима, официального обвинения ему не было предъявлено вплоть до 1980 г. Оно было выдвинуто, когда ученый резко осудил вторжение советских войск в Афганистан. 8 января 1980 г. был лишен всех полученных им ранее правительственных наград А. Сахаров. Ссылка его началась 22 января, когда он был отправлен в Горький (сегодня это Нижний Новгород), где находился под домашним арестом. Ниже на фото представлен дом в Горьком, в котором жил академик.

Голодовки Сахарова за право Е. Г. Боннэр на выезд

Летом 1984 г. Андрей Дмитриевич провел голодовку за право своей супруги на поездку в Соединенные Штаты для лечения и встречи с родными. Она сопровождалась мучительным кормлением и насильственной госпитализацией, однако результатов не принесла.

В апреле-сентябре 1985 г. состоялась последняя голодовка академика, преследовавшая прежние цели. Лишь в июле 1985 г. Е. Г. Боннэр было предоставлено разрешение на выезд. Это произошло после того как Сахаров направил Горбачеву письмо с обещанием прекратить свои общественные выступления и полностью сосредоточиться на научной работе, если поездка будет разрешена.

Последний год жизни

В марте 1989 г. Сахаров стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Ученый много думал о реформе политической структуры в Советском Союзе. В ноябре 1989 г. Сахаров представил проект конституции, которая основывалась на защите прав личности и права народов на государственность.

Биография Андрея Сахарова завершается 14 декабря 1989 г., когда после очередного напряженного дня, проведенного на Съезде народных депутатов, он скончался. Как показало вскрытие, сердце академика было полностью изношено. В Москве, на Востряковском кладбище, покоится "отец" водородной бомбы, а также выдающийся борец за права человека.

Фонд А. Сахарова

Память о великом ученом и общественном деятеле живет в сердцах многих. В 1989 году в нашей стране был образован Фонд Андрея Сахарова, цель которого - сохранение памяти об Андрее Дмитриевиче, продвижение его идей, а также защита прав человека. В 1990 году Фонд появился и в США. Елена Боннэр, жена академика, долгое время была председателем двух этих организаций. Она скончалась 18 июня 2011 г. от сердечного приступа.

На фото выше - памятник Сахарову, установленный в Санкт-Петербурге. Площадь, где он находится, названа в его честь. Советские лауреаты Нобелевских премий не забыты, о чем свидетельствуют цветы, подносимые к их памятникам и могилам.