Кукольный уголок в доу. Оформление театрального уголка
«Уголка будущего школьника»
Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».
Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
Профилактика школьных страхов.
Направления работы:
Организация в старших группах «Школьного уголка»;
Изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;
Изготовление дидактических игр (включая речевые);
Наработка игровых сюжетов на школьную тематику;
Наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;
Каталогизация литературных материалов по теме.
Наглядные материалы:
- Набор картинок «Школьные помещения».
- Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
- Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
- Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)
Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:
- «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
- «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
- «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
- «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).
Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные , из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.
Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.
Игровые сюжеты на школьную тематику
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».
В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать:
Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.
Литературные материалы:
- «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.
- «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
- «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.
Видеоматериалы:
- Разговор о школе.
- Мультипликационные фильмы (формат DVD)
- «Переменка № 1».
- «Приключения запятой и точки»;
- «В стране невыученных уроков»;
- «Проделкин в школе»;
- «На задней парте», выпуски 1-4.
Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.
Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.
Использованные источники:
- Комплексы развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Минск, 2000.-38с.
- Я хочу в школу: познавательно-мотивационных комплекс занятий для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ О.А. Терёхина.- 2-е изд. -Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.-46, {2} с.
- http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/podgotovka-detej-k-shkole.html
Презентация школьного уголка в старшей группе
Встречай, учи и снова расставайся…
Кажется, ещё совсем недавно мы познакомились с нашими маленькими, робкими малышами, нашими девчонками и мальчишками. И вот уже четвёртый год мы шагаем рядом с ними. Вместе огорчаемся неудачам, вместе радуемся победам, пусть и очень маленьким пока. А впереди - школа.
Поступление в школу - важнейший момент в жизни детей и их родителей. Успехи в учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности ребёнка к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп учреждений дошкольного образования стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:
Расширение у детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу;
Обогащение словаря по лексической теме «Скоро в школу»;
Подготовка руки к письму;
Воспитание самостоятельности;
Профилактика школьных страхов.
Мы стараемся планомерно обогащать предметно-развивающую среду группы материалами по школьной тематике.
В старшей группе есть у нас
Школьный уголок.
В нём как будто первый класс,
В нём каждый день - урок.
Здесь книги есть для чтения,
Используя игры «Цифры» и «Математика» мы знакомим ребят с цифрами, обучаем счёту, учим соотносить число и количество предметов, изображённых на картинках.
Игры «Время», «Часы» - формируют навыки определения времени по электронным и математическим часам, дают представления о возможной занятости людей в определённые промежутки времени.
Игра «Времена года» - помогает выделять характерные для каждого времени года приметы.
…В нашем школьном уголке есть буквы -
Слова, чтоб складывать, чтоб их потом читать…
Игры «Буквы и слова», «Мои первые буквы», «Азбука» в интересной занимательной форме позволяют знакомить детей с буквами русского языка, в процессе игр развивают память, формируют простейшие навыки звуко-буквенного анализа, чтения целых слов.
…Есть здесь ручки и тетрадки,
Чтобы учиться писать…
А также игры с различными видами шнуровок, раскраски на школьную тематику, которые хорошо развивают моторику руки.
…В нашем школьном уголке мы учим без подсказки
На уроках отвечать…
Ребята с удовольствием играют в сюжетно -ролевые игры «Урок математики», «Урок физкультуры».
Наш школьный уголок располагает набором картинок «Школьные помещения». Здесь также находятся портфель со школьными принадлежностями, две куклы - школьницы - для развития представления о внешнем виде девочек - школьниц разных времён. Набор картинок «Школьные принадлежности» сопровождён стихами, загадками, советами «Как вести себя в школе». Имеются у нас и видеоматериалы, в частности мультфильмы, на школьную тематику.
…Всему здесь учим нужному,
Любить здесь учим труд,
Надеемся, что группу нашу дружную,
В школу с удовольствием возьмут.
Подготовила воспитатель старшей группы Малец Т.В.
Презентация_школьного_уголка (фото)
Гульсасак Уметбаева
В нашем детском саду "Березка" недавно состоялся конкурс на лучшее оформление уголка тетральной деятельности. Каждая группа начала готовиться с большим энтузиазмом.
Первым делом я сделала своими руками настольную ширму : готовый каркас обтянула фетром, затем сшила занавес - все готово!
Старый мольберт тоже пригодился : обклеила с одной стороны остатком зеленого фетра. Теперь сюда можно прикрепить смешариков и зверушек, вырезанных из разноцветного фетра.
![](/uploads/6934525-709x579.jpg)
На другой стороне мольберта сделали магнитный театр .
Из флиса сшила вот такие рукавички - персонажи сказок.
![](/uploads/pifullsizexua95f5.jpg)
А вот такие шапочки можно использовать при театрализации сказок , для подвижных игр.
![](/uploads/ceccopy-fac-741x809.jpg)
Сделала настенный театр на липучках . Здесь можно показать ребятишкам любую сказку. Также пособие можно использовать на занятиях.
![](/uploads/carescreenducac.jpg)
Персонажей кукол би-ба-бо полностью заново "переодела" в национальные костюмы.
![](/uploads/0d86aa6f6a2183c26d7.jpg)
Связала из пряжи персонажей сказки "Заюшкина избушка".
![](/uploads/e32d4dff642dbb7a61d7.jpg)
Мой сын увлекается оригами. Он сделал для нас зверушек из "Теремка".
![](/uploads/2wpostrdc570.jpg)
Вот такой сказочный домик нам смастерили родители.
![](/uploads/gascreendu9d011.jpg)
Из коробки, пластиковых бутылок, маленьких пластмассовых игрушек сделала настольный театр . Здесь показана сказка "Зимовье зверей".
![](/uploads/narimagesrir.jpg)
Чудесный мешочек.
![](/uploads/small75430afd.jpg)
Из кусочков ткани сделала кукол (типа кувадок) к башкирской народной сказке "Ете кыз"("Семь девушек", озеро - из упаковки торта.
![](/uploads/img963-695x615.jpg)
Моя новинка из пластиковых бутылочек : "Волк и семеро козлят".
![](/uploads/923635e8c.jpg)
Публикации по теме:
Здравствуйте дорогие коллеги! Хочу поделится с вами новой идеей оформления уголка по Правилам дорожного движения. Для этого мне потребовалась.
В нашем детском саду №33 "Солнышко" прошел смотр книжных уголков. Мы постарались сделать его наиболее привлекательным для детей, где ребенок.
Новый год-время когда происходит чудо, исполняются желания. Каждый ребенок любит чудеса, а кто помогает нам, воспитателям, сделать для детей.
К началу учебного года в старшей группе в детском саду №114 города Новокузнецка был оформлен Патриотический уголок. Средняя часть.
Патриотическое воспитание играет важную роль в развитии нравственно-этического развития дошкольников. Центр разделён по темам. Первая тема.
Уголок для родителей мы обновляем часто. Каждый раз приходят новые идеи, мысли, как красивее и удобней расположить информацию для родителей.
Как театр начинается с вешалки, так детский сад - с раздевалки, поэтому набрав группу малышей, я первым делом задумалась над ее оформлением.
Составила: воспитатель Казьмина С. И.
2016 г.
В зависимости от интересов детей, их возраста и воспитательных задач, при оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности . Воспитатель должен продумать и целесообразность возможного объединения других уголков (центров). Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр, в него вошли бы - театр, изодеятельность, музыка.
Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материала в зависимости:
От основных целей и задач учебно-воспитательной работы в данный месяц
Направлений углубленной работы детского сада, группы
Времени года
Тем занятий соответствующего цикла
Интересов детей
Состояния самого материала (изношенность, своевременность)
Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности , всего предлагаемого материала.
Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты: а) ширма б) уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы, парики, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т.п.).
Театральный уголок младших групп, включает в себя:
3) театр мягкой игрушки (этюды с предметами).
4) театр вязаной игрушки (этюды с предметами).
5) театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
6) театр петрушек (игры-импровизации).
Театральный уголок средних групп, включает в себя:
1) пальчиковый театр (этюды на руках).
2) настольный театр (различные виды).
3) кукла-самоделка на нитке или резинке (работа с предметами на нитках).
4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).
5) театр петрушек (игры-импровизации).
Театральный уголок старших групп, включает в себя:
1) пальчиковый театр (этюды на руках).
2) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).
3) куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).
4) театр петрушек (игры-импровизации).
5) куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Театральный уголок подготовительных групп, включает в себя:
1) пальчиковый театр (этюды на руках).
2) куклы-перевертыши (игры-перевоплощения).
3) театр петрушек (игры-импровизации).
4) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).
5) куклы-марионетки (постановка этюдов).
6) куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды).
7) люди-куклы (музыкально-пластические этюды).
8) тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Для оформления театральных уголков можно использовать следующие материалы:
1) молочные пакеты. 2) картонные коробки. 3) пластиковые бутылки. 4) киндер-сюрпризы. 5) перчатки, варежки. 6) шерстяные нитки. 7) папье-маше. 8) вязание. 9) лоскутки. 10) конусы из бумаги. 11) жестяные банки. 12) бумажные тарелки. |
13) носки. 14) куклы из деревянных ложек. 15) поролон. 16) природные материалы. 17) соленое тесто. 18) резиновые игрушки. 19) театр на резинке. 20) мягкие игрушки. 21) игрушки-вертушки. 22) крупные конусы. 23) пенопласт, изолон. |
Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из тех видов театров, которые предлагаются (на выбор). Это, своего рода, кукла-зазывалка , вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие. Она может помочь в обучении детей основам театра. Иногда воспитатель может уточнять и закреплять знания детей через прием обучения куклы самими детьми («давайте расскажем», «давайте научим нашу куклу»). Дети могут готовить кукле подарки (новый бантик, шляпку и т.д.). Для развития у детей старшей подготовительной группы творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках этих групп целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям, с помощью костюмов, самим научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Алгоритмы перевоплощения могут быть следующего содержания. Перевоплощение:
В насекомых, бабочек (усы, крылья, элементы костюмов);
В птиц (крылья, клюв, хвост и т.д.);
В животных (шапочки-маски, хвост, ушки и т.д.);
В сказочных героев (костюмы Красной Шапочки, Кота в сапогах и т.д.);
В возрастных героев: старичок – бородка, усы, клюка; бабушка – очки, платочек, передник и т.д.
Они должны быть оформлены красочно, в доступной для детей форме.
Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс - придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:
По сюжетной линии знакомой сказки;
С отражением сюжета, в котором нет ни начала, ни конца (их дети придумывают сами);
Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку (животные, сказочные герои, люди).
Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:
Волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
Волшебная дудочка (играет – все танцуют, не могут остановиться);
Волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
Волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
Волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);
Волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);
Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии воображения;
Волшебная скатерть (дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста;
Волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).
Уважаемые воспитатели, при оформлении своих групповых театральных уголков, желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность.
Творческих успехов!
ЛИТЕРАТУРА КОТРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
Г. И. Долженко «Сто поделок из бумаги»
- «Из простой бумаги мастерим как маги»
Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»
Э. Рымалов «Бумажный кукольный театр»
Н. Трифонова «Кукольный театр своими руками»
Н. А. Алексеевская «Домашний театр»
И. Агапова, М. Давыдова «Мягкая игрушка своими руками».
Журнал «Дошкольное воспитание». №2 - 1990 г. №7, №8 - 1992 г. №8 - 1996 г. № -2000г.