Open
Close

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия. Разница между иереем и протоиереем

Какие мифы существуют о священниках и насколько они соотвествуют реальности? На вопросы корреспондентов "Нескучного сада" ответили сами священники.

Священник все время отдыхает?

«Рабочий день священника - два часа служба утром и два вечером, а во многих храмах, особенно сельских, службы вообще только в выходные дни, а в остальное время непонятно, что батюшки делают. Разве это работа?» - с таким рассуждением встречаешься нередко.

Отвечает священник Сергий ПАШКОВ , настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

- Честно говоря, я такое мнение последний раз слышал в советское время, когда в школе учился. Нас учили, что в церковь ходят только темные старушки, а все священники - дармоеды. С тех пор как 14 лет назад сам стал священником, такого не слышал. Наоборот, люди часто отмечают тяжесть священнического служения и говорят, что сами ни за какие деньги на него не согласятся. Я предлагал некоторым благочестивым прихожанам подумать о священстве (одному тяжело все-таки), но они отвечали: нам бы свои кресты донести, а священнические точно не поднять. Действительно, тяжелое служение.

Службы у нас совершаются реже, чем в большом городском храме, но все равно 110-115 дней в году я служу литургию (специально считал как-то). И служу один, без диакона. Кроме того, регулярно хожу на требы, а это миссионерская работа. На крещении, венчании, освящении квартиры, дома, погребении обязательно говорю проповедь. А к этому же подготовиться надо. Ежедневно читаю Писание, святых отцов. Чтобы нести людям Слово Божие, священник должен сам жить по этому Слову, в том числе и повышать свое религиозное образование.

Можно на примере посмотреть, как выглядит «короткий» рабочий день священника: накануне воскресных и праздничных дней я служу всенощную, начинается она в 17.30, идет примерно два с половиной часа. После всенощной - исповедь, исповедовать в обычные воскресные дни приходится 20-30 человек, а перед великими праздниками - до 100. Это около двух часов занимает. Вечером еще надо подготовиться к завтрашней проповеди, Евангелие почитать, Псалтырь, свое молитвенное правило. На это уходит примерно полтора часа. Утром часы начинаются без двадцати восемь, в начале девятого - литургия. После литургии около получаса служу молебен, а если водосвятный - минут 50. Если в этот день празднуется память особо чтимых на Руси святых или Богородичных икон, на молебне читаю акафист, и тогда молебен длится около часа. Закончив молебен, служу литию. Это минут 10. Дальше - требы. Часто приходится ездить в соседние деревни на отпевание. Обычно километров 20-25 в один конец, но есть деревни и в 40 километрах от нашего села. Отпеваю обычно на дому около часа. Кроме служб и треб у многих священников есть свое социальное или общественное служение. Три раза в неделю я занимаюсь с ребятами дзюдо, после двухчасовой тренировки провожу беседы. Также регулярно беседую с людьми, которые хотят крестить своих детей, - и с родителями, и с крестными. У меня три требования: чтобы они хотя бы что-то узнали о православной вере и были готовы раз в месяц причащать своих детей и хотя бы четыре раза в год причащаться сами. Такие беседы иногда затягиваются на несколько часов.

Кроме того, я каждую неделю посещаю колонию-поселение, служу молебны, панихиду, иногда и литургию. Начал добровольно, но потом получил благословение архиепископа Курского Германа - любое церковное дело надо закреплять благословением священноначалия. Так что теперь, кроме служб и треб, это тоже часть моей работы. Проводим открытые уроки в школах, не только нашей, но и соседних сел. Один открытый урок можно провести почти всюду, но именно от того, как мы его проведем, зависит, пригласят нас туда еще раз или навсегда закроют двери. Также в школах проходят показательные выступления моих ребят-дзюдоистов. Поэтому я не назвал бы свой рабочий день «коротким», а вот ненормированным - назвал бы.

У каждого свой путь, но мне трудно представить, чтобы человек, не приученный трудиться, мог стать хорошим священником. Как правило, таких ребят еще из семинарии исключали. Так что я очень удивлен, что до сих пор жив миф о священниках-бездельниках.

Священники - значит святые?

Для большинства людей священник - человек не от мира сего. Их так и называют многие - «святой отец». Некоторые очень удивляются, когда узнают, что священник поехал в отпуск, строит дачу, любит пиво. Действительно ли священники святее обычных людей?

Отвечает протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО , клирик храма святителя Николая в Кузнецах, заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ:

Слово «святой» имеет несколько значений. Первое - выделенность для особого религиозного употребления или служения: просфора, святая вода, святое дело. Второе значение - борьба с грехом и победа над ним, верность в своих действиях нравственному закону, ненависть ко злу и любовь только к добру. Человеческую святость мы понимаем как близость к Богу. К такой святости призван каждый человек, а не только священник, но реально немногие достигают ее при жизни. И даже когда очевидно, что достигают, как это было очевидно при встречах с отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Кириллом (Павловым), мы не называем их святыми. Церковь признает людей святыми уже после смерти, иногда вскоре, а иногда и через много веков.

Тем не менее в традиционном католическом обращении «святой отец» есть доля правды (хотя я не люблю, когда ко мне так обращаются). Правда в том, что священник, действительно, выделен из людей, как выделена из хлеба просфора, из которой вынимаются частички на проскомидии. Мы потребляем просфору после литургии или дома натощак, с молитвой и запиваем святой водой. Эта просфора остается хлебом, сохраняет все его физические свойства, но мы все равно называем ее святой. Так и священник выделен из людей, потому что через него другим людям подается Божия благодать. Бог заботится о спасении каждого человека и через кого-то из людей посылает вразумления, наставления и помощь всему человечеству. Но для того, кого Он избирает, такое избрание может оказаться и неудобным. Например, пророк Иезекииль больше года лежал на одном боку, нося беззаконие дома Израилева. (« Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их». Иез. 4,1). Что ж тут удобного? А пророк Иона, чтобы не выполнять Божьего поручения о спасении Ниневии, бросился в противоположную сторону и чуть не утонул. Так и священство дается для спасения человечества, но сам священник остается человеком, и для него как человека священство может стать слишком высокой ответственностью, погубить его. Потому что написано у пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Но это вопрос личного спасения конкретного человека, а благодать Божия подается людям через каждого священника. Конечно, именно поэтому он должен жить и вести себя так, чтобы на него люди равнялись: молиться лучше, отдавать всего себя людям. В частности, когда ему совсем неудобно, а его зовут на требу, он должен ехать. И многое другое должен - у него есть долг любви. Но он, повторяю, и в сане остается человеком.

Но всегда ли люди делают то, что должны? Идеал на земле недостижим. Поэтому не надо думать, что каждый священник святой. Полезно ли так думать, я не знаю (об этом знает только Бог), но по законам духовной жизни правильно думать так: все спасутся, а я нет. Это общее правило для всех людей. И выделять сословие (даже священническое) как святое негоже - этим ты как бы снимаешь ответственность с себя: мы, мол, грешники, а эти должны быть святыми. Не «эти», а все должны быть святыми - к этому нас призывает Бог.

По поводу дач, отпусков и житейских привычек: я не монах, поэтому о монахах говорить не буду. Они связаны строгими обетами, в том числе и отказом от всякой собственности. Но женатый священник, как и любой мужчина, должен заботиться о своей семье. Любовь к другим людям за счет родных - это уже не любовь. И в даче выражается любовь священника к своей семье - его дети, независимо от того, есть деньги на путевку или нет, в каникулы имеют возможность жить на свежем воздухе. Как и сам священник - а ему это тоже необходимо для поправки здоровья. Например, известный московский священник - святой праведный Алексий Мечев уезжал на целое лето на дачу и возвращался в Москву только осенью. Мы и в отпуск уходим именно с такой формулировкой - для поправки здоровья. Но отпуск не освобождает священника от молитвы - он и там молится, а часто и служит в местных храмах.

Можно ли священникам купаться?

«Слышал, что священнику неприлично ходить на пляж, купаться, играть в футбол с прихожанами. Действительно ли это воспрещено канонами?»

Отвечает протоиерей Федор БОРОДИН , настоятель храма св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва):

- Купаться в море никому не запрещено, если вы, конечно, не монах или не паломник на Афоне. Священнослужителю часто приходится бывать на пляже, если он отдыхает на курорте с семьей - ведь не одной же матушке следить сразу за несколькими детьми! Но проблема в следующем: в каноническом праве Православной Церкви есть положение, согласно которому священнику нельзя ходить в общественные бани. Этот канон был сформулирован еще в Древней Церкви, когда бани - греческие термы - были местом, где люди не только мылись, но и общались, читали книги и могли провести целый день - термы напоминали скорее гигиеническо-развлекательный комплекс, как сказали бы сейчас. Люди в термах не обнажались до полной наготы, а ходили в простынях, но там одновременно могли быть и мужчины, и женщины, поэтому священнослужителю было запрещено посещать термы. Современный пляж - не римская баня, но едва ли те фрагменты одежд, которые сейчас носят на пляже, целомудреннее римских простыней.

В Священном Писании есть такие слова: «…Не открывай наготы отца твоего» (Лев. 18, 7). Поэтому, если речь идет о священнике, духовном отце, мне кажется, можно ориентироваться на это правило.

Запрета на купание для священника нет, но делать это лучше, когда тебя никто из твоей паствы не видит. Я помню, как в детстве увидел знакомого мне только по богослужению батюшку в «гражданской» одежде - в простых брюках и рубашке с закатанными рукавами, когда тот трудился в мастерской. У меня, тогда слабого, только воцерковляющегося человека, был просто шок. Поэтому мне кажется - это мое личное мнение, - священнослужитель должен ориентироваться даже не на то, что ему позволено, а на то, что полезно пастве. Если священник едет, например, в паломничество со своей паствой, думаю, ему не следует при всех купаться в речке или загорать. Кого-то это может смутить и даже стать препятствием для исповеди. Здесь проявляется то, что называется иерархией отношений, правильно выстроенными отношениями, исключающими панибратство между духовным отцом и духовным сыном. Должна быть какая-то черта, граница, за которую нельзя заходить. И эта дистанция помогает не просто в отношениях с батюшкой, но и через него как пастыря - в отношениях с Богом: известно много случаев, когда возникали трудности, если эта дистанция нарушалась. Вообще панибратское и дерзкое отношение с людьми всегда идет рука об руку с потерей страха Божия.

Мы с нашей воскресной школой часто ходим в походы на байдарках. Эти походы возглавляет священник, который всегда купается отдельно.

А если мирян вдруг столкнулся на пляже со своим духовником и чувствует смущение, он может просто уйти с пляжа на время или потерпеть, никого не осуждая.

В игре в футбол с батюшкой я не вижу никакой крамолы, сам играю в футбол с детьми из воскресной школы. Просто и здесь нужно видеть границы, рамки и не использовать ситуацию спортивной игры со священником для возникновения панибратства.

Благословение по протоколу

Как правильно здороваться со священником? Всегда ли надо просить благословение? Если мы встречаем сразу несколько священников, разных по возрасту и сану, надо ли брать благословение у каждого? Если да, в каком порядке? Бывают ли случаи, когда допустимо не подходить под благословение?

На вопросы церковного этикета отвечает епископ Егорьевский МАРК , заместитель председателя ОВЦС, автор книги «Церковный протокол»:

Не нужно путать благословение и приветствие. Когда вы встречаете священника, можно подойти под благословение, но можно и просто поклониться, и это не будет ни нарушением церковного этикета, ни невежливостью. Если священников несколько, необязательно брать благословение у каждого, достаточно у одного - самого старшего по церковной иерархии. Если среди них архиерей, то благословение берется только у него. И не смущайте священника - не принято, чтобы священники благословляли мирян в присутствии архиерея. Была добрая традиция - перед благословением поклониться архиерею. Она ушла, но некоторые так делают, и это хорошо - люди проявляют уважение к архиерейскому сану. Но вполне допустимо и просто подойти под архиерейское благословение.

Многие понимают благословение как внешний знак, жест, например, осенение крестом. Так принято, но если человек, например, перед паломнической поездкой или перед началом благого дела позвонит своему духовнику и попросит благословение по телефону, этого достаточно. И даже когда он лично подойдет к священнику за благословением на доброе дело, священник может просто напутствовать добрым словом, и это тоже будет благословением.

Если мирянин звонит священнику, уместно попросить благословение, а потом уже начать разговор. Но, например, в прямом эфире радио- или телепередачи это будет лишним. Эфирное время ограниченно, поэтому правильнее, раз повезло дозвониться, задавать вопросы быстро и по существу.

Священник - специалист по жизни?

Есть мнение: какой бы вопрос у тебя ни возник - священник просто обязан на него ответить, иначе какой же он батюшка, какой пастырь. Часто эти вопросы не имеют никакого отношения к Церкви, духовной жизни. Также и благословения просят на разные специальные вопросы: строить ли дом, лечиться ли и как, в какой кружок ходить ребенку? Должен ли священник быть «специалистом по жизни», правильно ли это и возможно ли?

Отвечает протоиерей Игорь ИУДИН , клирик Дивеевского подворья в Нижнем Новгороде:

Обязанность пастыря - вести людей к Богу, и именно поэтому ни в коем случае нельзя их отталкивать, с каким бы вопросом они ни подошли. Выслушай, встань на их точку зрения, помоги разобраться, утешь! Не так давно обратилась ко мне беременная женщина, которой врачи сказали, что возможен выкидыш. Она была в отчаянии, я, как мог, утешил ее, сказал, что часто все заканчивается лучше, чем «грозят» врачи, обещал помолиться и посоветовал ей почаще причащаться. Так она потихонечку стала воцерковляться, благополучно родила мальчика, его тоже регулярно причащает. А изначально пришла не к Богу, не за духовным советом, а за поддержкой. Как же можно такую поддержку не оказать?

Но и миряне, и священники должны понимать разницу между духовными и житейскими вопросами. Некоторые люди придумывают, что их настоятель - прозорливый старец, который знает о жизни все, и без его благословения шагу не ступят. Хорошо попросить благословения на доброе дело, но нельзя перекладывать на священника ответственность, ждать решения вопросов, которые вы должны решить сами. Например, в какой кружок или секцию отдать ребенка? Посоветоваться с батюшкой как с другом, порассуждать вместе можно. Мы же по многим вопросам и с родственниками, и с друзьями, и с соседями советуемся. Но не заставляем их решать за нас. И священник не должен решать такие вопросы, он может только выслушать сомнения, варианты, сказать, как он видит ситуацию, но решение за родителями. Или некоторые сомневаются, какую из двух предлагаемых работ выбрать, менять ли работу. Опять же выслушать сомнения и доводы за и против священник обязан, что-то подсказать может, но решать все равно самому человеку. У каждого из нас есть голова на плечах, разум, сердце, воля, и Господь хочет, чтобы мы потрудились. Правильно - попросить священника помолиться об успехе того или иного начинания, но не ожидать, что он будет жить за тебя. Раз человек ко мне обращается, я обязан его выслушать, поддержать, иногда что-то посоветовать, но даже не как пастырь, а как друг.

Тем более странно, когда спрашивают благословения на лечение. Как я могу, не имея медицинского образования, спорить с врачом? Другое дело, что и врачи бывают разные, и чем серьезнее болезнь, тем важнее найти хорошего врача. Священники и их родственники тоже болеют, возможно, священник поможет найти хорошего специалиста, того же хирурга. Это опять же дружеская помощь. Но сказать - не соглашайся на операцию, будем молиться… Только святые могли так дерзать, а если современный молодой священник им подражает, то это типичное младостарчество. Надо прислушиваться к советам врача, а священника попросить усилить молитву за болящего. Вот если есть несколько вариантов лечения, можно посоветоваться со священником, но опять же только посоветоваться. Принимать за других решение по житейским вопросам неэтично.

Священник должен быть бедным?

«Есть мнение, что батюшке не к лицу иметь хорошую машину, технику, красивые вещи, современно одеваться он тоже не должен. По нему должно быть видно, что живется батюшке нелегко, а если все иначе - это уже неприлично. Ведь кормят-то его прихожане, значит, и «шикует» он на их деньги. И люди готовы осудить такого отца «за сребролюбие». С чем связано такое представление о «бедном священнике» в народе? Что в нем доброго, а что - ложного?»

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ , настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии.

Еду я в набитом автобусе, в потертом подряснике, с крестом на груди, портфель тяжелый, и никто мне место не уступит, хотя видят же, что я в годах и батюшка. А в окошко я вижу иностранный автомобиль и в нем молодого священника с коротко подстриженной бородкой. И мне обидно и за наше молодое духовенство, и за нашу молодежь, которая ни старых не уважает, ни стыда и совести не имеет, разъезжая среди нищего народа на иномарках. А обидно мне потому, что я завидую богатым, потому что сам хотел бы ездить на иномарке, только мне ее, во-первых, никто не дарит, а во-вторых, я боюсь людских пересудов. И такое мое духовное устроение очень плохо. А если бы я ехал в автобусе, или на новом мерседесе, или на осле, или пешком шел, молясь Богу в сердце, это было бы очень хорошо. Перед Богом все равно, во что мы одеты, как причесаны, на чем едем и сколько у нас денег в банке. Но у священника есть еще и пастырский долг. Мне все равно, я не привязан к земным благам (не привязан ли?). Но меня окружают немощные люди, они верующие, добрые, но немощные. Есть в них и жертвенность - и зависть, и любовь - и ненависть, и желание добра - и подчиненность злу. Все как у меня. И судя по себе, я думаю, что им тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются - они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. (Об этом, кстати, не раз говорил на Епархиальных собраниях г. Москвы покойный Патриарх Алексий II, укоряя священников за дорогие иномарки, даже советуя их продать в пользу своих приходов.) А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя. Горе нам, книжникам и фарисеям, лицемерам, что очищаем внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (перифраз из Мф. 23, 25). Не спасут нас ни роскошь без милосердия, ни нищета без смирения, поэтому простим друг другу.

Храм и традиции Церкви: вопрос священнику на сайте Русская вера.

Влад, Ростов-на-Дону

Уважаемый батюшка, здравствуйте! У меня такой вопрос. В 10-ом веке Богородица распростерла свой покров над церковью Византии, тем самым защитив ее от нападения наших предков - славян. Каким образом Великий Олег прибил щит на врата Царьграда, получив славу и почет на многие лета, а также был записан в древних русских летописях? Ведь поход один и тот же. Неужели церковь считает, что в летописях врут? Хотя даже Пушкин прославил этот поход.

иерей Иоанн Севастьянов

К сожалению, в своем вопросе Вы отталкиваетесь от двух неверных положений. Во-первых, утверждение, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы произошло при набеге на Константинополь именно в 10 веке и именно славян - это не факт, а только предположение. Во-вторых, ни в каких летописях о чуде Покрова Пресвятой Богородицы не повествуется.


Одна версия основывается на мнении церковного историка А. Карташова, что событие Покрова скорее всего было в период 860-х гг. и нападали на Константинополь славяне под командованием Аскольда и Дира. А. Карташов выводит это предположение из сообщений патриарха Фотия Константинопольского.


По второй версии, из жития св. Евфимия можно предположить, что этот праздник был установлен в начале 900-х годов. Именно тогда он был позаимствован участниками знаменитого похода Олега на Константинополь. И именно из-за свержения патриарха Евфимия этот праздник, как установленный при оном святителе, был отменен новым патриархом Николой Мистиком и до сих пор забыт и не празднуется греками.


И третья версия касается церковного повествования в Прологе о событии Покрова Пресвятой Богородицы, в котором рассказ идет вообще о 5 веке, и нападали там сарацины.


Таким образом, кто и когда нападал на греков в том случае - доподлинно не известно. Да это и не является важным в празднике. Важно лишь то, что Пресвятая Богородица в очередной раз защитила своих людей от неприятностей.

Алексей, Ставрополь

3 недели назад

Здравствуйте, батюшка. Мне сейчас 35 лет. Я жил в монастыре, потому что хотел понять, как жить по-монастырски. Но после того я вернулся в мирскую жизнь, и у меня появилось видение. Лежу я в гробу, а хоронят меня монахи. Но видение появляется, когда делаю добрые дела, а когда я не делаю добрых дел, я в видении исчезаю из гроба. К чему это видение? Я с детства вижу как святых, так и бесов. Для чего меня избрал Господь? Я теперь плачу по монастырю.

иерей Никола Муравьев

Доброго! Возможно, я ошибаюсь, но в 35 лет стоит начинать включаться в жизнь. Вопрос принятия иноческого пострига или обустройства христианской жизни в миру стоит вне возможностей интернет вопрошаний и ответов. Это вопрос как вашего внутреннего устройства, так и советования с мудрым и настоящим духовным отцом. Которого и рекомендую обрести, если вы остаетесь в миру. Иноческая же жизнь, по святым отцам, возможна только при наличии евангельского отца, который не только принимает исповедь, но и помогает рассудить о приходящих помыслах начинающего монаха.

Единственный путь, чтобы узнать и принять Волю Божию о нас, — это молитва. Возможно, вам нужно начать молиться Псалтырь. Смиренно, но настойчиво. Ежедневная усердная молитва поможет вам успокоить свою душу и откроет глаза души к уразумению своего пути.

Но искать видений, откровений и чудотворений — дело неправильное. Отцы предостерегают от желания видения духовного мира, запрещают искать «особых» состояний, т.к. это может ввергнуть душу человека в прелесть или отчаяние. Старайтесь и в миру четко организовывать свою жизнь, молитву, работу, чтение Священного Писания. Подъемы и отбои, питание и прочие дела должны быть организованны так, чтобы не было праздности, т.к. от нее рождаются всякие непотребства. Ведь забота о чистоте души и наследии Небесного Царства не зависят от места проживания человека, а только от благорасположенности его души к принятию Воли Божией и трудов по Ее исполнению.

К снам могу посоветовать относиться «полегче», не придавать им руководящего или какого-либо серьезного значения. Проснулись, помолились, позавтракали — и творите добрые дела без оглядки на приснившихся или не приснившихся монахов.

Бог в помощь в молитве и трудах!

Дамиан, Санкт-Петербург

3 недели назад

Здравствуйте. Как нужно относиться (или как священники относятся) к следующим государственным праздникам: День защитника Отечества (23 февраля); Международный Женский день (8 марта); Праздник Весны и Труда (1 мая); День Победы (9 мая); День России (12 июня); День Народного единства (4 ноября)? Как нужно принимать данные праздники, следуя учению Божьему?

иерей Иоанн Севастьянов

Все перечисленные праздники являются сугубо политическими и есть следствие политической жизни общества. Вся политическая жизнь основана на разделении на партии, группы, сообщества. И суть этой жизни заключается в отстаивании интересов тех или иных групп и партий в ущерб интересов других групп и партий. Победившая партия устанавливает свой тип политической жизни в государстве — свои принципы правления, свои законы, свои праздники. Поэтому во всех политических победах и связанных с ними праздниках существуют две стороны — победившая и проигравшая.

Руководствуясь тем, что политика построена на разделении, Церковь никогда не участвовала в политической жизни государства, Церковь никогда не занимала какой-то политической позиции. Ни определяющей, ни запрещающей, ни разрешающей. Отдельные представители Церкви, которые руководствовались своим гражданским долгом, — да, а Церковь в целом — нет. В государстве много партий, групп, различных взглядов на общественно-политическую жизнь, которые дробят общество на мелкие сегменты. А Церковь - одна. И Она является Матерью для всех разделенных, порой противостоящих друг другу своих чад. Поэтому политическая активность, гражданская деятельность каждого христианина — это сугубо дело его совести и намерений.

Это же касается и политических праздников. Для кого-то победа — для кого-то поражение; для кого-то единство — для кого-то упущенные возможности; для кого-то женский день — для кого-то разрушение устоев; для кого-то день защитника Отечества — для кого-то день начала гражданской войны.

Исходя из этого Церковь не запрещает и не одобряет никаких праздников, касающихся политической жизни общества. Церковь объемлет и тех, для кого эти праздники что-то значат, и тех, для кого они значат совсем противоположное. Поэтому ничего определяющего по поводу государственных праздников у Церкви и ее священников нет и быть не может.

Агапит, Москва

месяц назад

Как известно, в старообрядчестве есть обязательные земные поклоны (например, на «Достойно есть»), которые совершаются в воскресные дни, во все Двунадесятые праздники, на святки, на Светлой седмице, т.е. когда земные поклоны полностью отменяются. Чем руководствуются при этом старообрядцы? Ссылки: 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор 90-м правилом своим, подтверждая отмену коленопреклонения в воскресные дни, провозглашает: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова». А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». Это не праздный для меня вопрос, я ведь знаю, как свято старообрядческий мир блюдет каноны. Спаси Христос!

иерей Иоанн Севастьянов

Никогда не отменяются совершенно все поклоны! Даже в новообрядческой традиции, в которой всегда очень подозрительное отношение к земным поклонам, есть это понимание. Я имею в виду поклоны во время Литургии, после пресуществления св. Даров. Поэтому говорить о том, что приведенные Вами правила отменяют абсолютно все поклоны, — неправомерно.

Эти правила нужно понимать в контексте повседневного уставного полноценного Богослужения. Для христианина, регулярно участвующего в уставной службе, отмена земных поклонов в субботу и воскресение есть объективный факт. Просто этот факт познается в сравнении с тем образом Богослужения и количеством земных поклонов, которые совершаются на повседневной службе.

Вы были хоть раз на старообрядческой службе в ? Или на первой неделе ? Чтобы понять, что в воскресные и праздничные дни объективно происходит отмена поклонов, необходимо сравнить их с непраздничными Богослужениями. Именно в этом смысле старообрядческая традиция понимает приведенные Вами правила.

Мне кажется, особенно ясно эта ситуация отражена в правиле св. Василия Великого . Святитель говорит, что следует «предпочитать» прямое положение тела. Это никак не запрещает единичные поклоны в особо значимые моменты Богослужения. Только вопрос предпочтения.

Наталья, Балашов

2 месяца назад

Можно ли использовать антидор для причащающихся на литургии, если после литургии антидор в Храме не раздается никому?

иерей Никола Муравьев

Доброго! Причащаются христиане т.н. Агнцем, который определенным образом вырезается из просфоры с аналогичным названием.

В ходе службы Агнец прелагается в Тело Христово. Оставшаяся часть этой просфоры становится Антидором (если грубо, то в переводе «вместо Даров») и на службе подается тем, кто, молившись вечернюю часть службы, часы и литургию, по каким-то причинам не причащается. Поэтому мне не совсем понятен смысл вопроса о применении его для причастия. Возможно, конечно, служащий священник потребляет все сам или с помощью алтарных служителей. Мне кажется, вернее спросить у них. Наверное, и им будет проще рассказать вам о традициях вашего прихода в части потребления святыни.

Бог в помощь, изучайте!

Роман, Нововоронеж

2 месяца назад

Добрый день! Можно ли нам с женой справить Новый год в доме, где жил и умер её отец? 40 дней уже прошло.

иерей Олег Гаврилов

Роман, доброго здоровья. В одном вашем вопросе затрагивается сразу несколько разных моментов. Первое — это смерть близкого человека (в вашем случае — отца жены). Во-первых , как мне видится, многие люди боятся явления душ умерших родственников. Однако этого не нужно опасаться. Из жития святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы узнаем, что приходить (являться по своему желанию) в этот мир могут только души святых мучеников. Остальные души сами по себе и своему желанию не могут приходить, но в народном сознании есть некий страх перед умершими.

Во-вторых , первые 40 дней после смерти душа умершего проходит мытарства, то есть исследуется всё плохое, греховное, сделанное самим человеком в земной жизни: как он к этому относился, любил ли он это, услаждался ли этим или всё-таки боролся и сопротивлялся греху, каялся на исповеди и старался победить в себе грех; молился ли, творил ли милостыню — одним словом, всячески старался оттолкнуться от зла и всех его проявлений. Идёт как бы взвешивание или высвечивание человека, насколько он соединился со злом внутри самого себя. И в этот страшный период жизни человека — Душа ведь жива и помнит весь земной опыт — необходима помощь его близких людей. По этой причине близкие удерживаются от всевозможных увеселений — свадьбы, дни рождения и другие мероприятия. И не просто удерживаются, но ещё и налагают на себя некоторые дополнительные обязательства: пост, молитву, милостыню, покаяние, по возможности примирение, если находятся с кем во вражде, ограничивают просмотр телевизора, начинают читать духовную литературу, прежде всего Священное Писание, в некоторых местах мужчины не бреют бороду — одним словом, стараются прожить эти 40 дней максимально возможно по-христиански. Это очень кратко о двух моментах, связанных с умершим.

А другое направление вашего вопроса связанно с празднованием Нового года . Сейчас идёт , и ближе к Рождеству он становится всё строже. Христиане должны проявлять большее старание и воздерживаться от всех удовольствий. Естественно, во время празднования Нового года не может быть и речи о каком-то воздержании — это просто противоположные и взаимоисключающие вещи. Сам праздник Нового года искусственно перенесен с 31 декабря на 1 января Петром Первым около 1700 года, до этого он праздновался 1 сентября. В богослужении есть даже служба Новому лету — Индикту. А еще раньше он праздновался в марте. На момент его переноса он все равно попадал после великого праздника Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, то есть праздновали, когда уже не было поста, а были Святки. А в начале 20-го века перешли на новый стиль, и Новый год переместился на 13 дней назад, совпав с самыми строгими днями поста перед праздником Рождества Христова. Из людей, не интересующихся церковной историей, мало кто знает, что именно в этот день, с 31-го декабря на 1-е января, Церковь празднует память святого мученика Внифантия, который имеет благодать от Бога избавлять людей от винного запойства. Люди, мало того, что не молятся ему, так ещё и оскверняют память его всевозможными грехами после обильных застолий. Сколько бывает проблем и горя от вина, я думаю, нет смысла говорить, каждый и сам знает. Да и кому интересно, можно посмотреть статистику правонарушений в праздники и сравнить с буднями. В некоторых приходах РПсЦ благочестивые христиане-старообрядцы молятся всю ночь святому мученику Внифантию и тем самым ограждают и себя и своих детей от страшного зла.

Евгений, Брянск

3 месяца назад

Доброго здоровья! В книге «Сын церковный» пишется так: «76. О фимиаме. Когда священник или диакон приносит кадило с фимиамом, разведи руки свои, как бы принимая дух жизни, и говори молитву Исусову, ибо это называется воскурение жизни благих дел. [Вот] так и молитва к Богу восходит. О том Давыд пишет в псалмах: «Дася исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею…»». Вопрос такой: можно ли во время каждения протягивать руки и со словами «Дух твой благий…» скрестить руки и поклониться? Насколько мне известно, этот обычай повсеместно распространён у беспоповцев всех согласий, а как к этому относится РПсЦ? Знаю, что на Кубани в ДА и РДЦ так делают, и в Самарском приходе РДЦ тоже, и все они ссылаются на это. Но в РДЦ это не везде делают. Я чтец РПсЦ, иногда так делаю, т.к. я перешёл из РДЦ, и мне очень нравится этот обычай. А настоятель ОЧЕНЬ злится и ругается на меня, хотя некоторые у нас в приходе так делают, и он им ни слова не говорит.

иерей Никола Муравьев

Доброго! Когда кадят меня, то я такожде открываю руки и, принимая каждение, в ответ на слова кадящего «Дух Святый найдет на вас и Сила Вышняго осенит вас», говорю: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».

Думаю, что это можно отнести к традиции, причем не повсеместной. Советую вам делать так, как принято в конкретном приходе. Вспомните поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Тем более вы чтец, а значит, находитесь на виду, на вас смотрят и вам подражают.

Мой совет такой: знать, что, скорее всего, это правильно, но при этом попа лучше не раздражать. Это не тот вопрос, где надо стоять насмерть. Стоит уважать местные обычаи.

Терпения вам!

Юлия, Екатеринбург

4 месяца назад

Дочка, 3 года, часто держит крестик в руках просто так (висит на шее на цепочке), может среди ночи проснуться, покричать, где же её крестик, пока не найдёт - не уснёт, и так еженедельно. Почему так происходит? Со старшей дочкой такого не происходило.

иерей Олег Гаврилов

Доброго здоровья. Ответить на ваш вопрос, почему так происходит, невозможно. По следующей причине: в старых книгах ничего не пишется об этом. Дара от Бога узнавать тайны у меня нет, поэтому чего-то конкретного сказать не могу. Общее пожелание может быть следующим: это обратить внимание на свою духовную жизнь, начать читать, думать, немного действовать, молиться дома, ходить в храм на Богослужение, на покаяние. Одним словом, заняться собой, своим внутренним миром, с точки зрения Христианства. И тем самым вы поможете своим детям. В чине венчания сказано, что молитвы родителей утверждают дома чад. То есть родители молятся и ведут правильный образ жизни, а Господь помогает детям.

Нина, Москва

6 месяцев назад

Батюшка, благословите. Вопрос мой с небольшим вступлением. При нашем приходе создан по благословению настоятеля православный коллектив, где мамы с детьми, под руководством также благословленного на это занятие человека, разучивают различные фольклорные песни, фигуры танцев, традиционных для нашей местности. При приходе организуются нашим коллективом праздники, приуроченные к православным (все это также по благословению). Итак, вопрос. На днях состоялось выступление нашего коллектива в честь великого православного праздника и выставки, посвященной истории нашей области (4 песни и простые фигуры народного танца). Но дело в том, что оно прошло в храме, а точнее, не в части его, предназначенной для Богослужения, а в т. н. бывшей «трапезной» части (у нас старинный храм, в нем есть такое просторное помещение). Что выступление будет именно там, я лично как участник коллектива узнала в последнюю секунду. Это также было благословлено. Есть люди, которые очень оскорблены этим и высказываются на тему, что случившееся не лучше «выступления» т. н. группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя, и теперь нужно всем ждать беды… Меня это очень печалит и тревожит, ведь мы же не по своей воле выступили в храме и не с таким посылом, как те девушки… Прошу Вас ответить, насколько случившееся греховно, и какое покаяние в этом грехе следует принести. Действительно ли стоит ждать теперь беды, и как ее избежать, ибо я очень огорчена и беды своей семье, приходу, коллективу совершенно не желаю… Следует ли посещать такой коллектив далее? Буду с молитвой ждать вашего ответа.

иерей Олег Гаврилов

Доброго здоровья. Хотелось бы вас успокоить, чтобы вы не так сильно переживали по поводу случившегося. Ваша вина если и есть, то совсем ничтожна. По-настоящему нужно переживать именно за свои личные грехи, которых у нас всех огромное множество — как песок морской. За это нам точно придется давать ответ. А за выступление вашего коллектива придется давать ответ его организаторам, то есть тем, кто благословил это мероприятие.

Насчет выступления в храме, на мой взгляд, конечно же, не нужно было этого делать. Тем более что вы узнали в последнюю секунду, как вы пишете, значит, видимо, было другое место, где вы могли выступить.

В отношении пения я слышал такую градацию: первое — это пение Богослужебное, за ним Духовные песнопения, следующее — это народное пение, потом можно поставить классическую музыку, ну а дальше уже все остальное. Я с этим согласен.

С танцами уже сложнее, так как из-за них пострадал глава пророков — святой Иоанн пророк и предотеча Креститель Господень. И многие святые очень резко отзываются о танцах. Одобрения или снисхождения я нигде не встречал.

Можно подвести некий итог. Если бы ваш коллектив занимался только пением, было бы хорошо. Танцы не подходят. Возможно, именно из-за них и появилась сама эта проблема. Вся ответственность лежит на организаторах — тех, кто благословлял. Сравнивать выступление в храме Христа Спасителя и ваше не приходится, так как совсем разные мотивы — или, как вы пишете, посыл. Бояться нужно ответа за свои грехи. И понемногу готовиться к этому ответу. Не теряйте бодрость духа.

Андрей Смирнов, Ростов Великий

6 месяцев назад

О разделе

Вопрос священнику - раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, - переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую . И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию. Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус. Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине - обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе - чтец) - ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон - помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон - низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача - быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон - главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние - орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей - титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств - епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии - возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер - высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники - через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально - настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви - епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит - высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх - высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Вопрос мне в личку и мой ответ.
Публикую с согласия вопрошающего.
Имя и место служения скрываю за многоточием.
______________________

Из МП в Армянскую Церковь
from ...

Здравствуйте! Я священник РПЦ МП... митрополии, зовут меня... Дело в том, что у меня возник вопрос о возможности перехода в Армянскую Церковь будучи русским по национальности. И если это осуществимо, то как принимают священника? Просто не смог найти ответа в интернете и спросить не у кого. Натолкнулся на Ваш ЖЖурнал и добавил в друзья, потому что очень близко то, что Вы пишете, чем делитесь на его страницах.

С уважением,

иерей...

______________________

Re: Из МП в Армянскую Церковь
sent to ...

Здравствуйте, отец... Ответа на этот вопрос найти в интернете невозможно, потому что тому в новейшей истории нет прецедентов.

Для меня ваше желание быть в ААЦ приятно, как и приятна сомыслие с тем, о чем я пишу. Что касается вашего желания стать священником ААЦ, то лично я бы такое решение приветствовал и поддерживал. Но тут у вас, как и у любого другого человека на вашем месте (если хотите быть не просто верующим ААЦ, с чем проблем вообще нет, а именно священником) есть объективные, вовсе не национальные, а чисто "жизненные" препятствия, почему дело это практически не осуществимо, хотя теоретически и возможно.

Главнейший вопрос - знание армянского языка. Вы же понимаете, что неких русскоязычных приходов, специально для неармян, ААЦ не создает. Священник Армянской Церкви в России становится пастырем армянской общины. Даже если там среди армян есть много не армян, он все равно является именно армянским священником. А еще священнику ААЦ, помимо современного разговорного языка нужно знать древнеармянский, на котором хоть и не говорят, но проводят все богослужения. Если вы эти языки знаете или способны их выучить так, что сможете свободно ими пользоваться, вплоть до проповеди с Амвона, то тогда конкретно эта проблема снимается.

Что касается национальности, то само по себе это не проблема. Если бы вы были русским в Армении, выросли в Армении, получили армянское образование, изначально были бы чадом ААЦ и на общих основаниях поступили в семинарию, то стали бы священником ААЦ без вопросов. Такие примеры с неармянами есть. Но вы не из Армении. У епископов и католикоса может возникнуть вопрос - почему русский человек в России хочет быть священником в ААЦ, а не в родной для него РПЦ? Такое недоумение у них возникнет потому, что ААЦ не считает РПЦ и другие исторические ортодоксальные Церкви иных конфессий "гибельными нецерквями", и что оттуда людей нужно к себе перетягивать, дабы они тут наконец-то познали истину и спаслись. Поэтому Армянская Церковь и не занимается прозелитизмом на чужих канонических территориях. Для Армянской Церкви РПЦ и РКЦ - такие же истинные и спасительные Церкви, а если там есть внутренние проблемы, то, как говорится, где их нет?

Но! И эта проблема могла бы быть не столь непреодолимой, будь вы русским в России, но как верующий воцерковились в ААЦ, в одном из наших российских приходов (в вашем регионе пока нет, насколько я знаю). Если молодой человек, кем бы он не был по национальности, является верующим ААЦ, то он уже свой. Местный священник зная его как своего прихожанина и зная о его желании стать священником, при знании им армянского языка, мог бы ходатайствовать перед епископом, и вопрос бы этот был решен положительно. Но, в любом случае, не обошлось бы без направления в Армению на учебу в семинарию и академию, общим сроком на 6 лет (или 2-х летние священнические курсы для взрослых и женатых, уже имеющих любое высшее образование). Кстати, насколько я знаю, Российская епархия ААЦ собирается создавать в С-П...бурге что-то вроде семинарии, дабы как раз не посылать своих в Армению на учебу.

Но то, что вы не только не член ААЦ, а уже священник другой Церкви, проблем только добавляет. Учитывая то, что ААЦ и РПЦ вопреки конфессиональным раздорам типа "дружат домами", то скорее всего наш католикос не захочет ради одного священника ссориться с вашим патриархом. И это не взирая на то, что если бы священник из ААЦ вдруг захотел перейти в РПЦ, то это в РПЦ было бы поводом для нескончаемого ликования, мол, "еще один еретик осознал истину и принял православие". Этого перешедшего встретили бы в РПЦ с фанфарами и хлебом-солью, и до конца его дней ставили в пример как героя веры. Но наши иерархи настолько чужды такой логики, что даже не смогут оценить того, что русский священник так высоко оценил ААЦ, что хочет в нее перейти. То, что в РПЦ не совсем правильное (как по меркам ААЦ) византийское богословие, для наших иерархов не будет достаточным основанием для оставления РПЦ и перехода в ААЦ. Для них РПЦ все равно Церковь-Сестра. Ведь Бог спасает не через правильное богословие, а через Таинства, которые в РПЦ истинные.

Но! Прямого запрета на принятие священника из другой Церкви в ААЦ нет. По крайней мере мне такое не известно. В конце концов, все в руках Божьих. Если есть искреннее желание и твердая решимость быть служителем Армянской Церкви, а также имеете необходимый для этого уровень владения армянским языком, то обращайтесь непосредственно к предстоятелю Российской епархии Армянской Церкви епископу Езрасу. Хотя окончательное решение этого вопроса будет за католикосом, но через голову епископа не перепрыгнуть, и именно от епископа будет зависеть весь исход дела. Встретитесь, пообщаетесь, а там и ответ будет.
______________________

Re: Из МП в Армянскую Церковь
sent to ...