Open
Close

Кондратьев сашка анализ эпизода пленение немца. «Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», - это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно - одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка - анализ произведения тому доказательство - смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод - случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового - к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.


ВЫВОД: Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения. Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций.
2. Сашка как человек и боец.
ВОПРОСЫ:

1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Назовите мотивы его поступков.
1). Сашка добывает валенки для ротного.

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)

2). ^ Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

(«Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)

3). ^ Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному.

(«…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

4). ^ История с пленным немцем.

(«Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)

5). ^ История с Зиной.

(«И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)

6). ^ Сашка выручает лейтенанта Володьку.

(«Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)

7). ^ Эпизод с Пашей.

(« - Вот, Паша, - сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…

- Брось заливать-то! Знаю я вас…

- Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»

«- Словно из дому ухожу…

- Приголубила, значит?

- Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…

- Я догадался. Чего ж ты?

- Ни к чему это…- в раздумье ответил Сашка…»)
2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти события?

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

3. Три испытания.
Учитель: В.Кондратьев провёл своего героя«черезиспытания властью, любовью и дружбой». Как выдержал Сашка эти испытания?
1) История с немцем («испытание властью»).
а) Сжатый пересказ.

(Сашка напоролся на немецкую разведку (когда доставал валенки для ротного), перебежками добрался до рощи, чтобы предупредить своих, и столкнулся с ротным, который отдал приказ отойти за овраг. Фашисты захватили «языка» и стали поспешно отходить. Полетели немецкие мины: немцы хотели отрезать от наших свою разведку. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берёт немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка не колебался ни минуты. Но при этом он не считает себя героем. Когда ротный спрашивает, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком».

Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)

б) ВОПРОСЫ:
1. Почему Сашка не подчиняется приказу?

(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, - это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).

Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.

Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).

У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).
2). В какой момент «секундной вспышкой» промелькнула мысль выполнить приказ комбата?

(Когда комбат без шинели и шапки шел вместе с Толиком к пепелищу, возле которого находились Сашка и пленный, «побледнел Сашка, съежился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце…и секундной вспышкой мелькнуло – ну, а если…хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено…» И снята с души вся путань…И,…только повернувшись к немцу, увидел Сашка, прочел тот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза… Нет, не могу… И, когда решил бесповоротно, вроде спокойней стало, только покой этот - покойницкий…»)
3). Когда Сашка вёл немца в штаб батальона, то в один момент ему стало страшно. Почему?

(«И тут понял Сашка, какая у него страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться… И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком»).
4). Какова позиция Толика, связного комбата?

(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»

Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).

Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)

Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке…Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».

Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).

Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».

Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)
5). Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта ; действенный гуманизм ; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).
6). Какова нравственная проблематика этой части повести?

(- Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности

Проблема власти: власть как право и власть как ответственность ).
в) Обобщение: Автор отмечает, что «есть у него в душе заслон какой, или преграда, переступить которую он не в силах».

г) Учитель: В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил?

^ 2) Взаимоотношения с Зиной («испытание любовью»).
а) ВОПРОСЫ:
1).Что значит Зина в Сашкиной жизни?

(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».

По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.

И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.

Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».

Когда он узнаёт о вечеринке, то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.

При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».

Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)
2). Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)
3). Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».

«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»

«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.

Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:

«- Не надо, Толя…- и отвела его руки мягко и несердито.

Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…

^ Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»
4). Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»

Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.
Ещё А.С.Пушкин писал: Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай Вам бог любимой быть другим.)

3) История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»).
а) Чтение эпизода в госпитале. (с. 231-234)
б) ВОПРОСЫ:
1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?
(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.»

«Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)
2). Как вы оцениваете его поступок?
(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды.

«Что ни говори, на сердце все же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный, потому как все сроки передовой заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а отпередка Сашке все равно никуда не деться, как рана заживет, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был…»

«Но о сделанном он не сожалел. Он себя благоразумней Володьки считал и похитрее, может».

«Через пару дней вызвали Сашку опять…Шел он с сестрицей к тому корпусу, и на душе было смутно, кое-какой страшок примораживал сердце, только одно легчило: может, выяснится все окончательно, неизвестность-то хуже всего».

«Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

4).Своеобразие главного героя.
ВОПРОС: Что вы можете сказать о Сашке, основных качествах его характера?
1. Огромное чувство ответственности.

(1). «Спали они тут без просыпу, но Сашка почему-то дважды ото сна уходил и один раз даже поднялся напарника проверить – ненадежный больно…И был он даже рад, когда пришел конец его отдыху, когда на пост заступил, - на самого себя надежи-то больше».

^ 2). «Сашка подмогнул ему, а потом, спешно подзарядив диск, бросился туда, где остался ротный»,

3). «Отцепил он с ремня свой диск и сунул в руку ротному».

^ 4). «…понимал он: отрезают немцы их от своей разведки…И так обидно стало – уйдут, заразы, безнаказанно, - что Сашка поднялся и рванул через огонь».

5). «То, что патронов у него нет, Сашка помнил и, на что идет, понимал, но выхода-то другого не было, иначе упустишь немца, а скольких ребят из разведки положили, пока за «языком» лазили, Сашка знал».

6). «Хоть бы подоспел кто. Но звать на помощь Сашка не стал – метался сзади минометный отрезающий огонь, как бы не прибило кого, если начнут пробиваться».

Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920 - 1993) - русский
писатель советского периода.
Вячеслав Кондратьев -
фронтовик, свидетель и
участник описываемых им
событий.
Писал с начала 1950-х, но
впервые опубликовался
только в возрасте 49 лет.
Первую повесть -
«Сашка» - опубликовал в
феврале 1979 года в
журнале «Дружба народов».

История создания повести

В течение четырех лет
войны не было ни одного
хоть сколько-нибудь
значительного события,
которое не находило бы
немедленного отражения
в литературе.
Произведения тех лет на
военную тему создавались
буквально по горячим
следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что
многое говорит о ее
авторах.
Кондратьева спрашивали, как
случилось, что в немолодые уже
года он вдруг взялся за повесть
о войне.
«Видимо, подошли
лета, пришла зрелость, а вместе
с ней и понимание того, что
война-то – что самое главное,
что было у меня в жизни»,
признавался писатель.
- «О самой войне рассказать
могу только я сам. И должен
рассказать. Не расскажу – какаято страничка войны останется
нераскрытой».

Ржевская битва

В 1942 году 132-я
стрелковая бригада, в
составе которой воевал
В. Кондратьев, вела
тяжёлые бои
подо Ржевом.
Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю
историю человечества. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий
армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в
боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек. В лесах подо
Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный
пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек.
После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Повесть «Сашка»

Свою правду о войне,
пропахшую
потом
и
кровью, открыл нам и
Кондратьев, хотя сам он
считал, что "Сашка" "лишь малая толика того,
что нужно рассказать о
Солдате-Победителе".
Время действия повести страшный
1942
год,
изнурительные бои подо
Ржевом. Кругом мертвые
деревни, развороченная
снарядами и минами
земля.
Как поведет себя человек
на войне? Поступится ли
он, оказавшись в
экстремальной ситуации,
своими жизненными
принципами, либо же
останется самим собой?
Именно эти вопросы
находятся в центре
внимания автора.

Образ главного героя

Повествуя о событиях
минувших военных лет,
писатель убеждает нас, что
даже на войне человек может
остаться верным себе. Молодой
кадровый боец Сашка – главный
герой повести.
Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет
свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными
ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для
других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в
начале произведения Кондратьев показывает нам героизм
молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью под обстрелом,
отправляется за валенками для своего товарища.

Три испытания

О многом говорит
заведенный на передовой
порядок:
"ранило - отдай автомат
оставшемуся, а сам бери
родимую трехлинейку".
Про житье-бытье хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с
боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти
человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два
месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания
властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти
испытания?

Три испытания. Испытание властью

Проявляя отчаянную храбрость, практически
голыми руками Сашка берет в плен немца. Но
"язык" молчит, и ротный приказывает вести
пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу
жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают.
Но комбат, не добившись от "языка" никаких
сведений, приказывает его расстрелять. Сашка
приказу не
подчинился. Он понял, что
неограниченная власть над жизнью и смертью
другого человека страшна. Сашка наделен
обостренным чувством ответственности за все
происходящее. Он свято верит в правдивость
нашей листовки, обещающей военнопленному
«хорошую жизнь».
Решение Сашки и его сомнения повлияли на
комбата: он отменил приказ о расстреле пленного.

Три испытания. Испытание любовью

Испытание любовью не менее важно для
понимания сути характера Сашки. Он спас Зине
жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость
свидания омрачена думами о родной роте: "когото беспременно сегодня шлепнет".
А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке
танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки
приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него
зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка
понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь. Юноша готов понять, а
значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов
перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.

10. Три испытания. Испытание дружбой

Краткая
фронтовая
дружба
связывает Сашку с лейтенантом
Володей, встречаются они по
дороге в госпиталь, и когда
отъевшийся
майор
приходит
успокоить недовольных раненых,
которым дают на ужин по две
ложки пшенки, летит в него
тарелка,
брошенная
рукой
разъяренного Володи, а Сашка всю
вину берет на себя.
Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал
в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не
пошлют", а там ему не привыкать.

11. Своеобразие главного героя

По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится
повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине
героическим усилием живое разнообразие, достоинство и
человеческое лицо…"
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время -
проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой
жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки - умение в нечеловеческих
условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе
заслон какой или преграда, преступить которую он не в
силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.
Есть «надо», а есть «сверхнадо».
делает сверх надобного.
Сашка, по мнению критика,

12. Образ рядового

В повести «Сашка» Кондратьев
нарисовал образ честного, смелого,
мужественного,
доброго
и
отзывчивого человека.
Писатель
развернул
перед
читателем объективную картину
войны,
беспощадной
и
смертоносной.
«История «Сашки» - это история человека, оказавшегося в самом
трудном месте и на самой трудной должности - солдатской»,- так
сказал о повести Кондратьева Константин Симонов.

13. Примеры использования повести в качестве аргументов

Определение
проблемы
Примеры раскрытия
Проблема
нравственного
выбора
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого,
человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед
тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
Истинная дружба
Истинная
дружба
подразумевает
духовную
близость
и
бескорыстную самоотдачу.
В. Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с
лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в
госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в
толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить
недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не
простят этот поступок, накажут по всей строгости военного
времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше
ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема
героизма
Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда
человек не думает о собственной жизни.
Человек и война
Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая
жизнь обесценивается.

Цели:

  • знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления не только о герое, об авторе, но и о себе;
  • представление о необычном подходе писателя к изображению войны;
  • подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.

Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, иллюстрации, песни о Великой Отечественной войне, видеофильм по повести «Сашка».

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов .

ХОД УРОКА

I. Вступление

Эпиграф – ключ к человеческой и писательской судьбе Кондратьева.
Тема нашего сегодняшнего урока «Я вам жизнь завещаю» по повести нашего современника Вячеслава Леонидовича Кондратьева – фронтовика, очевидца, участника описываемых им военных событий.
Военная тема – одна из традиционных на выпускном экзамене, поэтому материал сегодняшнего урока будет вам полезен. Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история. Дома вы должны были подготовить ответы на вопросы: «Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?» Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие нам настоящую правду.

Вот что говорил Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Также не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель Виктор Астафьев сурово оценивает сделанное: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила». (Вопросы литературы. 1988 – №7. с. 13.)

Если вспомнить ранее написанные произведения: «Сын полка» Катаева, « Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Русский характер» Толстого – есть в них нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным в этих произведениях.

А вот трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Бондарева, Бакланова, Кондратьева и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть Кондратьева «Сашка». Писатель хочет показать, что подвиг может быть совсем не броским, незаметным, когда сначала и не подумаешь, что это он, этот самый подвиг, и есть.

2. Сообщение о писателе

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом...» Твардовского.

2-й учащийся читает наизусть «Я убит подо Ржевом...» под музыку «От героев былых времен»

1-й учащийся (продолжает). Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году. Как же случилось, что в немолодые уже годы Кондратьев вдруг взялся за повесть о войне?

3-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг. Может, такие же воспоминания мучили автора песни «Друзья-однополчане»

4-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Судя по всему, бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Итак, что можно было узнать об этих событиях из истории?

5-й учащийся. В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлёны, ослаблены. Командирование просит остановить невозможное в таких условиях наступления, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет, что только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и под Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

3. Работа по повести

– Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям военачальников, обратимся к 1 заданию, которое было дано на предыдущем уроке, но сначала ответьте на вопрос: Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало?
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? с.41).

Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32). У вас было домашнее задание «Два месяца на передовой. Быт войны».

На доске: быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь (из толкового словаря Ожегова)
(Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)).
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом, бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)

Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Итак, в повести, по словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим... трагическим прозаизмом войны».

Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

– Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив).

– Что он хотел спросить у немца? (с 32).
Это человек, который за все чувствует ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как бы в подтверждение этого ответьте на вопрос:
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает валенки для ротного?
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)

– Автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания. Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Выводы: Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка».
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, (отрывок из х/ф «Сашка»)

4. Беседа по просмотренному отрывку

– Если вы были внимательны при просмотре, то заметили, что не всё было передано средствами кино. Чего не было в фильме? Например, Сашкины размышления о власти, о своей правоте.
– Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (Зачитайте выразительно этот отрывок, с.33).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» (с. 31, 38-39)
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46)
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с. 42)
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.
– Зачитайте отрывок, в котором Сашка убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной вспышкой», «Но Сашка не сник...»)
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить (с. 111. О честном слове).
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал он...»)
– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту, осознал, что погорячился, что они не похожи на фашистов, которые со своими пленными не церемонятся.
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились к нашим пленным немцы)

5. Испытание любовью

Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.

– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)

– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький».

– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит). Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).

Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).

– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

6. Испытание дружбой

– Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Рассуждения о командире и рядовом (с. 94).

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.
Особенно обратить внимание на случай в эвакогоспитале (с. 108-112), когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго.

– Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его?

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока

Лидия ГОЛОВИНА

Лидия Анатольевна ГОЛОВИНА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Сердеж Яранского района Кировской области.

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвящённых подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести «Сашка» К.Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесённых в почётные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В.Кондратьева в том, что в ней показана не череда боёв, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

  • История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идёт об одном и том же времени (тяжёлой войне 1942 года) и пространстве (его можно назвать «ржевским»). Ржев - один из городов в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат. Сам писатель вспоминает: “Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной - в реальном, другой - в прошлом, в войне... Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан - мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашёл, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всём. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать”. Вот такова история появления повести.

  • Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести - ранняя весна 1942 года. Идут ожесточённые бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут (всё Сашка да Сашка, так он молод), уже два месяца находится на “передке”. На таком передке, где “просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача”, и поскольку распутица, то и “с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшёнки на двоих - и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов”. Повествование ведётся, кажется, от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и стиль рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

  • Как изображается война?

Чтение отрывка “А ночь плыла над передовой, как обычно...” Дважды повторяется “как обычно”, хотя речь идёт о страшных вещах. “Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...” Война оставляет следы разрушения и смерти. (Прочитайте строки об этом.) Автор показывает военный быт (найдите в тексте, в каких условиях живут солдаты) . Слова “шалашик”, “окопчик”, “блиндажик” подчёркивают шаткость, ненадёжность положения.

  • Найдите в повести как можно больше эпизодов, в которых с наибольшей силой раскрывается характер Сашки . Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползёт на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведёт к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасёт от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймёт Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт...

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

  • Выразительное чтение эпизода пленения немца (или пересказ эпизода). Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость - берёт немца голыми руками (патронов у него не было, свой диск он отдал ротному). При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведёт немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом.
“И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком”.

А ещё понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил своё приказание.

  • Сашка и Толик - ровесники. Сравните двух героев . С какой целью автор ввёл в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика - “наше дело телячье”, он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы “трофей” не упустить. Нет у него в душе “заслона, преграды”, как у Сашки.

  • Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берёт на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, - дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

  • Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина - первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнаёт, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается. А когда понимает, что у неё с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

  • Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всём, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел “всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшёнку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Выводы по уроку

Если иметь в виду всё, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своём поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента - такова скорбная статистика. Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И ещё одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить - ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия - мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX (XIX) века?»