Open
Close

Литературно-музыкальная композиция "хлеб - всему голова". Классный час «Слава хлебу на столе

Организация праздников и мероприятий в учреждениях профессионального образования

Для людей нашего поколения, воспитанных на ценностях советского времени, слово «хлеб» не просто продукт питания. Хлеб – это что-то особенное, близкое к слову «святость». Наверное, с молоком матери мы впитали в себя великое уважение к этому слову.

К сожалению, нынешние мальчишки и девчонки, нынешние подростки не испытывают этих чувств. Они уже далеки от того времени, когда хлеб на стол приходил к нам через кровь и пот тех, кто его растил. Они не знают лихих военных лет, когда каждая крошка хлеба была на вес золота, они уже не знакомы с теми ленинградцами, которые могли бы рассказать что такое «блокадный хлеб». Поэтому я считаю, что мы взрослые, мы педагоги должны взять на себя миссию рассказать подрастающему поколению об истинной ценности хлеба.

У нас в районе, в глубинке Новосибирской области, традиционно осенью проводится праздник сельскохозяйственного работника, на котором чествуют и героев жатвы, т.е. тех людей, которые, не смотря ни на какие невзгоды боролись за урожай. А мы педагоги училища, приурочиваем к этому событию свой праздник, целью которого является воспитание бережливого отношения к хлебу, воспитание уважения к нелегкому труду хлеборобов, воспитание патриотизма.

Сценарий литературно-музыкальной композиции:

« Праздник урожая »

Цели:

- воспитание бережного отношения к хлебу;

Научить видеть и уважать труд хлебороба;

Раскрыть ценность хлеба;

Расширить представления учащихся о Великой Отечественной

войне, о блокадном хлебе;

Воспитывать патриотизм, бережливость;

Расширить кругозор обучающихся.

Оформление зала: 1. Плакаты с пословицами о хлебе.

2. Стенд « Поэты о хлебе».

3. В центре сцены - Сноп из пшеницы.

4. Большой плакат с изображением каравая и со словами «Хлеб всему голова»

5. Экран, мультимедийное оборудование.

6. Выставка хлебобулочных изделий.

Участники: В качестве гостей ветераны труда, бывшие выпускники училища, мастера производственного обучения, учащиеся профессий: «Тракторист-машинист с/х производства», «Повар, кондитер», Маслянинский русский народный хор.

На сцене хор, исполняет песню: «С чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих…», в это время входят ветераны труда, победители урожая 2012года, бывшие выпускники училища. Зал встречает гостей аплодисментами.

На экране высвечиваются слова: «Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества» (К. А. Тимирязев) или

«Есть в мире понятия, ценность которых непреходящая. Эти понятия – воздух, земля, вода, солнце. К таким понятиям можно отнести и хлеб, даже изобилие хлеба не должно порождать его расточительство»

Ведущий 1: (в руках маленькие пшеничные колоски).

Из маленького зёрнышка вырастают колоски. Один колосок легко помещается на ладони. В этом колоске сплав энергии солнца и человека, труд многих людей: металлургов и машиностроителей, химиков и нефтяников, учёных и механизаторов. Сотни лет назад люди научились печь хлеб. Мы встречаемся с ним каждый день. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого на всех языках произносится с любовью. Хлеб – древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Случается, что люди порой забывают о том, что в хлебе труд миллионов людей, отражена история народа и вы, дорогие друзья, имеете непосредственное отношение к хлебу, знаете ему цену. Сегодня о хлебе наш рассказ.

2 ведущий: Хлеб – один из самых удивительный продуктов человеческого труда. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из своего урожая, он обеспечил своё существование. Примерно 17 тысяч лет назад несколько племён поселились в долине Нила, они изобрели первые серпы, первые камнетёрки, на которых получили муку, они первыми испекли хлеб. Прошло много времени, труд хлебороба стал другим, но не стал легче.

1 ведущий : Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на нашей планете. К. А. Тимирязев сказал: « Тот, кто сумеет вырастить два колоса на том месте, где рос один, навеки заслуживает благодарность человечества». Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали труд ни одного, ни двух, ни трёх, а труд многих людей.

2 ведущий : День и ночь и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай выстрадан ими, тысячи людей трудятся, чтобы вырастить зерно, собрать и смолоть его, выпечь хлеб. (В это время идёт видеокольцовка: «Вести с полей. Урожай 2012.» , «Вести Новосибирск» http: //www.nsktv.ru/, «ОТС. Вести » http:// otstv.ru/main. или фрагмент кинофильма «Русское поле».)

1 чтец : У крестьян торжественные лица,

Поле всё зарёй освещено.

В землю за сельскою станицей

Хлебное положено зерно.

Спит оно в кубанской колыбели

Как отец склонился над зерном

В куртке перешитой из шинели,

Бледный от волненья агроном.

Пусть же нива колосится,

Будут этой осенью полны

Нашей рожью, нашею пшеницей

Все зернохранилища страны. (Л. Смеляков)

Музыкальный номер. Песня «Отвечает любовью земля» в исполнении хора.

2 чтец: (Девушка, в форме повара, читает стих с показом слайдов: «Виды хлебобулочных изделий»

Вот он - хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло,

В нём земли родимой соки,

Солнце свет весенний в нём!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

И не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. (Л. Татьяничева)

1 ведущий : Когда берёшь в руки пахучий, прогретый жаром печи кусок хлеба, нередко испытываешь какое – то затаённое, до конца не осознанное чувство благодарности к хлебу. Он дёшев и доступен для всех, и заменить нам его никто не может, По подсчётам учёных медиков, взрослый человек обычно съедает в день около 500 грамм, а при тяжёлой физической работе – 800 грамм хлеба. Половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает из хлеба. В нём много минеральных солей и витаминов.

2 ведущий : Выросло не одно поколение людей,которые не знают, что такое хлебные карточки, бесконечные очереди за хлебом, которым неведома чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, корней травы, лебеды. Но никто не остаётся равнодушным, слушая рассказы ветеранов Великой Отечественной войны о фронтовом хлебе.

В годы войны в сёлах оставались лишь старики, женщины и дети. Их сомоотверженный труд помог солдатом одержать победу над врагом.

3 чтец: Трудно родится хлеб,

Трудно хлеб достаётся,

Тот, кто душою слеп,

Может быть усмехнётся,

Обескуражен тем,

Как я с достатком в доме,-

Хлеб суеверно ем

Крошки смахнув в ладони.

Это живёт во мне

Память о той войне

Горькие времена!

Худенький мальчик, где же ты?

В сутки лишь горсть зерна –

Триста граммов надежды

Бабушка нам пекла.

Хлеб из скупой мучицы,

Жизнь, что давно прошла

В сердце моё стучится…

Хлеб нас от смерти спас

Он и сейчас бессмертен

Всё настоящее в нас

Этою мерою мерьте! (А. Дементьев)

1 ведущий: Был хлеб всегда в почёте на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? Спроси

Тебе ответить могут ленинградцы.

(При чтении текста используется видеосюжет хроники военных лет. «Блокадный Ленинград»)

Во время ВОВ жителям Ленинграда (Санкт-Петербурга) выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и инженерно – технические работники получали по 250 граммов хлеба, а остальные жители по 150 грамм. Он состоял из муки низкого качества и всё-таки этот хлеб помог Ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человека. Более 640 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной всегда многолюдно, посетители стоят и молча плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба, а рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда!»

4 чтец: На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня,

На мостовой как изваянье фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне седая женщина стояла –

В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин и всё забывшим равнодушьем…

«Кусочек этот бы тогда…кусочек этот бы тогда

Кто осквернил? Кто позабыл блокады страшные года.

А Пискарёвку кто забыл? Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок лежащий здесь, у ваших ног,

Кусок, не подаривший жизнь,

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь! Кто предал жизнь?

(Р. Рождественский)

2 ведущий: За хлеб люди порой жизнь отдают не только на войне, но и в мирное время. Уже в после - военное время, вблизи мордовского села Ново-Пшеново, загорелось пшеничное поле: провисли электропровода и коснулись земли. В это время проезжали мимо два друга, уроженцы этих мест: Андрей Кузнецов и Владимир Щанкин и увидели пожар. Нужно было укоротить провод под напряжением 110 квт, чтобы он не касался земли. Андрей стал кусачками перекусывать провод, а Володя – гасить огонь. Потом кусачки взял Володя, и стал перекусывать провод. Никто из ребят не подумал, выдержит ли изоляция такое напряжение? И вдруг Андрей увидел, как Володю отбросило, и он упал на землю, а на проводах качались кусачки… Хлеб был спасён ценой жизни Владимира. Он посмертно был награжден Орденом Красной Звезды.

1 ведущий: И в настоящее время, ценою огромных усилий труженики сёл нашего района выращивают урожай. 2012 год стал настоящим испытанием для наших хлеборобов, но не смотря на неблагоприятные погодные условия им удалось вырастить хороший урожай. Такие хозяйства как ООО «Сибиряк», руководитель Сенников Алексей Геннадьевич, собрали 14,3ц/га зерновых, а ООО «Сибирская нива», руководитель Ляхов Сергей Александрович, получили 17,5ц\га. В целом по району урожайность зерновых и озимых составила 14ц/га и 21ц/га соответственно.

Среди награждённых механизаторов есть и наши выпускники. В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.08.2012 года №375-п «О мерах по своевременной подготовке и проведению уборочных работ в 2012 году» и распоряжением администрации Маслянинского района за большой личный вклад в развитие с/х производства и многолетний труд были награждены Почётной грамотой Законодательного Собрания Новосибирской области:

Черняйкин Александр Николаевич, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 1984года).

Реутов Андрей Николаевич, механизатор ООО «Сибирская Нива»; (выпускник 1987 года)

Чаузов Олег Викторович, механизатор ЗАО АПК «Маслянинский Лён»; (выпускник 2006года).

За многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм были награждены Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Новосибирской области:

Ильясов Александр Александрович, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1995 года)

Дударев Владимир Николаевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 1990 года)

Огнёв Роман Сергеевич, комбайнер ООО «Сибирская Нива»;

(выпускник 2000 года)

Хочется сказать о трудовыхдинастиях: это, например, братья Гредины – Валерий и Слава – будущий выпускник 2013 года, которые трудились в ЗАО АПК «Маслянинский Лён», управляющим компании является Н.П.Кулешов, директором А.С.Баев.

Слово предоставляется директору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Баеву Алексею Сергеевичу.

Слово предоставляется выпускнику нашего училища, механизатору ЗАО АПК «Маслянинский Лён» Гредину Валерию.

Музыкальный номер. Песня: «Хлеб всему голова». Автор В.Ф. Балачан.

За более полувековой срок существования наше училище подготовило и выпустило тысячи специалистов, которыми мы гордимся. Мы благодарны нашим мастерам, которые передают нам свой опыт и мастерство: это

Фогель А.А., Шкуропат В.А., Казанцева Л. И.- общий стаж их педагогической деятельности более 25 лет, Дубовской М.А., Ковязин Ф. Х.- их общий педагогический стаж более 15 лет.

2 ведущий: К хлебу у нас должно быть святое отношение. Не нужно забывать никогда сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются такие вкусные булки и пряники.

5 чтец: О хлеб, о мой товарищ, ты суров!

Веками люди лили пот и кровь –

И твоё имя, превращаясь в крик,

Срывалось с пересохших губ у них…

Веками тайной властью своей

Ты по неволе разделял людей…

Но миллионы именем своим соединял!

И был для них один!!!

Творец народов и людских судеб,

Да будет свято твоё имя, хлеб!

И пусть оно порой горчит,

Но рядом с правдой хорошо звучит!

О, хлеб, я знаю в каждом есть оно

Ржаное иль пшеничное зерно,

Которое – бывает, много лет –

Упрямо пробивается на свет…

И верно, для достойных день придёт,

Когда зерно достойное взойдёт…

И все колосья мы соединим

О, хлеб, высоким именем твоим!

(А. Руденко)

1 ведущий:

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы (вместе ведущие и чтецы)

Берегите хлеб родной.

Слово для награждения учащихся ГБОУ НПО НСО ПУ № 77 главному агроному, ветерану труда ООО «Сибирская нива» Батарцеву С.В.

Музыкальный номер. Песня « Шумят хлеба». Авторы: Н.Гребенников, Н.Добронравов

2 ведущий: Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

Музыкальный номер. Под звучание песни «Ты цвети, Россия наша» (Авторы: Н.Палькин, В.Левашов) вручается каравай мастерам и учащимся - участникам уборки урожая 2012г.

Чудо земли – хлеб!

Классный час – праздник

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

Сценарий праздника

Под звуки песни «Русское поле» (сова И. Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души.

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Вручают хлеб-соль гостям праздника.

Ведущий. Сегодня ребята пригласили вас к себе в гости. И, как принято у нас, для гостей – лучшие места. (Гости рассаживаются). А собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли – хлебе. Угадайте, кто начнет наш разговор.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колосок)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.

(Колосок)

Был крупинкой золотой –

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.

(Колосок)

Золотист он

В ста карманах –

Сто ребят.

(Колосок)

Ведущий. Молодцы, правильно отгадали.

Входят дети в костюмах колосков.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

С. Погореловский

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб?

Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски).

Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлебы была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-й. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий. Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Незаметно входит Голод.

Голод. Ага, вот где Колоски! Нужно их уничтожить. Пока на столе у людей есть хлеб, я им не страшен. Как же мне с этим справиться? Позову-ка я на помощь Засуху. Эй, Засуха-сестрица! Прилети! Загуби! Иссуши! Да братцев Ветров – суховеев на подмогу зови!

Вбегают Засуха и Ветры-суховеи.

Засуха. Вот и смерть ваша, Колоски, пришла! Сейчас мы это хлебное поле в пустыню превратим, ничего здесь расти не сможет! Будет Голод править всем миром.

Ведущий. Ребята, спасем Колоски! Им срочно нужна влага. Нам нужно принести сюда как можно больше воды из озера.

Проводится игра «Не пролей воду». На середине зала на стуле стоит миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть из миски воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит рядом с Колосками. Тоже самое делают Ветры-суховеи и Засуха, только они носят воду из миски в другой стакан. В чьем стакане окажется больше воды, тот и победитель.

Колоски. Спасибо, ребята, напоили вы нас, спасли от верной гибели.

Засуха и Ветры-суховеи убегают .

Голод. Рано благодарите! Эй, Морозы лютые, спешите ко мне на помощь! Заморозьте Колоски!

Вбегают Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Морозы. Давайте померяемся с вами силой! Если мы перетянем канат, то заморозим Колоски!

Проводится игра в перетягивание каната. Ребята побеждают.

Голод и Морозы незаметно уходят.

Ведущий. Куда же они делись?

Колосок 1-й. Пока люди трудятся, растят хлеб, Голод им не страшен, вот он и убежал вместе со своими друзьями. Спасибо, ребята, спасли вы нас и от Морозов злых.

Ведущий. Много труда вкладывают люди, прежде чем душистый хлеб придет к нам на стол. С любовью растят золотые колосья, берегут от морозов и засухи.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Хлебное поле большое, как море, -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели поля веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Ведущий. С древности люди почитали хлеб. Давайте совершим воображаемую экскурсию в прошлое. Я думаю, что Колоски нам в этом помогут.

Колосок 5-й. С радостью! Сначала давайте отправимся в Египет. Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

Колосок 6-й. Искусству выпекать хлеб из сброженного хлеба египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. С те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Колосок 1-й. Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

Колосок 2-й. В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

Колосок 3-й. С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

Колосок 1-й. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба.

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Р. Рождественский

Дети поют первый куплет с припевом песни «Корочка хлеба» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова):

Даже не верится, что когда-то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Корочка хлеба,

Хлебная крошка.

Что это –

Много или немножко?

Корочка хлеба,

Хлебная крошка…

Колосок 4-й. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. Вот как рассказывает об этом в своем стихотворении Владимир Солоухин:

Колосок 5-й.

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба Аржанова.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой.

Колосок 6-й.

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь, как был,

Зарылся носом в пыль я…

А раньше дед меня не бил,

И вообще не били.

Ведущий. Да, к хлебу нужно относится с большим уважением. Мы сейчас расскажем вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Инсценировка ведется по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб».

Ученик. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

Ученик. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

Ученик. Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

Ученик. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

Ученик. И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

Ученик. И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Ученик.Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Ученик. Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

Ученик. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

Ученик. Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

Ученик. Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.

Ведущий. Поняли вы сказку?

Дети (примерные ответы детей ). Конечно поняли. Эта сказка о том, что нет ничего на свете дороже хлеба. Хлеб надо беречь и относится к нему с уважением.

Ведущий. Да. Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети называют известные им пословицы. Предлагаем некоторые из них: «Калач приестся, а хлеб никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба – худая беседа».

Ученик. Молодцы, много пословиц о хлебе вы знаете, много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. Приводим примерные ответы детей. (Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем. Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).

Учитель. Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок.

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

В.Орлов

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Громкой родины своей!

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

Дети исполняют песню «Расти, колосок» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Ржаной колосок зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Зеленый росток.

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами так быстро станет взрослым.

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери. Как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет.

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Н.Аникеева

Ведущий. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова – хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
  • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

Ведущий. С.35

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец.

Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Чтец.

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

С.39 ,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

Цель: познакомить учащихся с традициями русской православной культуры, способствующими их нравственному воспитанию.

Задачи:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса учащихся к культурному наследию своей Родины.

Форма проведения: музыкально-литературная композиция.

Подготовка:

  • составление сценария;
  • разучивание стихов, сценок и слов ведущих;
  • подготовка выставки рисунков и музыкального оформления на СD.

Оформление: празднично украшенная сцена, на которой разыгрываются сценки, выступают ведущие и исполнители.

Реквизит:

  • костюмы для разыгрывания сценок (наши уч-ся самостоятельно вышивали передники, очелья и косоворотки).
  • Кастрюля, обвернутая ватманом. Ватман разукрасили под деревянную бочку.
  • Атрибуты русской избы: ухват, вышитые рушники, горшки, чугунки.

Оборудование:

  • компьютер, магнитофон;
  • музыкальное сопровождение праздника на СД (фонограммы).

В музыкально-литературную композицию включены вокальные и инструментальные произведения в исполнении учащихся нашей школы. При необходимости концертные номера можно заменить музыкальными записями близкими по тематике.

Ход мероприятия

Ведущий: Земли русские широкие, необъятные
Каждый день и хорош, и пригож,
Поезжай за моря-океаны
Лучше россии ты не найдешь
Все прекрасно: и земля, и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат, да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле хлеба.
Под музыку «встреча гостей» идет шествие детей, несут сноп-бороду, украшенный красной лентой
Девочка: Дует ветер, льется дождь, холодно на улице
А в избе у вас тепло - видно ждали нас давно.
Это от нас вам сноп-борода
С урожаем будете вседа.
Каждый ломтик хлебушка пахнет теплым небушком
И земля всю силу в хлебе затаила.
Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые
Радугой украшен хлеб родимых пашен.
От весны до осени русыми колосьями
Светится любимая земля необразимая.
Здесь поля привольные, люди хлебосольные,
Добрым караваем угощаем вас.
Выносится каравай
Ведущий: Нелегко давался нашим предкам хлебушко, землю не трактором вспахивали, а плугом боронили, да лошадь помошница помогала; не комбайны собирали урожай, а серпами срезали колосья, да в снопы собирали и несли на мельницу молотить, да приговаривали: (во время чтения ребята перестраиваются в хоровод и запевают мелодию)
«верти цеп, крути, бей в снопы, молоти, крути, верти и в ови заноси…»
Ведущий: не просто мы с вами здесь собрались, поиграем в «мельницу»
Игра «мельница»
Мельница на кочке, развесила усочки, на семи ветрах стоит и на ветер глядит стучит, гремит, буд-то сто коней бежит, будто сто коней бежит, только пыль вокруг летит.
Крыльями машет словно ей не страшно, подняться не может, только зерна гложет.
И рвет, и трет, и завертки мнет, себе не хватает, другой - сыт бывает.
Ребята организованно инсценируют содержание песни
Ведущий: а сейчас,дорогие гости, мы приготовили вам сказку о непослушном тесте (смена декораций: русская изба, дед и баба замешивают тесто)
звучит музыка «каравай»
Скоморох: тесто было бело,
Дулось и шипело,
Фыркало, кипело,
Тесто песню пело.
Тесто: уползу я из кастрюли
Я не буду пирогом
Не хочу я быть коврижкой
Иль пампушкой с творогом.
Баба: стой, стой, не беги, испеку я пироги
Будешь ты коврижкой с ягодкой-малинкой,
Будешь кулебякой и начинкой с маком.
Тесто: мне в каструльке мало место
В печке мне не интересно 2 раза
Скоморох: на пороге свинка, розовая спинка
Свинка хрюкает, визжит, к тесту белому спешит
Тесто: ты меня не трогай, подожди немного
Буду я коврижкой с ягодкой-малинкой
Буду кулебякой и ачинкой с маком
Свинка: мне не нужен мак, съем теб и так.
Тесто: караул, спасите! свинку уберите!
Баба: ах, свинка проказница! (выгоняет свинку со сцены)
Будешь ты коврижкой?
Тесто: буду, буду!
Дед: будешь кулебякой и с начинкой с маком?
Тесто: буду, буду!
Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным
Угостити всех ребят булочками с маком!
Все: хочет он стать пирогом, вкусным, ароматным
Угостщаем всех ребят булочками с маком!
(девочки-угощальницы на подносах выносят сдобу и всех угощают)
Ведущий: вот теперь мы посидели, песни спели и поели
Завершая праздник наш, песню спеть, хотим сейчас
Все участники действа становятся полукругом на сцене и достают шумовые народные инструменты
Исполняют песню «ай, чу-чу, я горошек молочу…»

"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Хлеб – всему голова.

(литературно-музыкальная композиция)

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном мякише. Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.

Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».

3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить. И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».

Вед. 2: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

(Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)

(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)

4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей, олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь постигнуть это великое чудо – хлеб.

Хлебушек.

Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.

И как послушай, говорят!

Так парни нежат своих девушек,

А матери своих ребят.

Здесь хлеб на землю не уронят,

И как его нам подают!

Как первенцев в мужей ладони

Роженицы, боясь, кладут.

Хлеб – жизни главная примета,

Хлеб – их достоинство и честь.

Несчастье – если хлеба нету,

И счастье – ежели он есть.

Их цех – земля.

Им крышей – небо.

Они вершат державный труд,

И что другое кличут хлебом,

Они не могут – просто хлебом,

Они его не просто хлебом,

А так вот хлебушком зовут.

5 слайд (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай хлеба)

Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…

Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее развитие человечества.

Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб… Но это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.

Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать, но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.

Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать, как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.

Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие дома.

Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.

Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.

6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:

* Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

* Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.

* Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.

* Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец. Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы прося у него прощения.

Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»

Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.

7 слайд Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • В дороге хлеб не помеха.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлебушко – калач дедушка.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
  • Есть хлеб – будет и песня.
  • Хлеб дар божий, отец, кормилец.

Вед. 2: Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»

Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…», но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!

8 слайд (поле с комбайнами)

Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.

Как я пахал!

Не шёл – бежал

За плугом по родному полю.

Не борозду спрямляя – долю,

К чапыгам кровью прикипал.

Как сеял я!

Подняв пары,

Я нёс на клён в корзине горку

Зерна, что всё насквозь прогоркло

От глаз голодной детворы.

Высокий взмах моей руки,

И поле сразу золотилось,

Как будто солнышко садилось

Цыплёнком жёлтым на рядки.

А как я жал!

К исходу дня

Рубаха плавилась от пота.

Сверяла ночь мою работу,

Коротким сном даря меня.

Сухой и чёрный,

Пережив и боль, и страх, я поднял жито.

Моей рукою перелита

Ядреность солнца в зёрна нив.

Так вы припомнили меня?

Я не упал на пласт щекою.

Держу я твёрдою рукою

Штурвал железного коня.

Разлились паводком поля

За горизонт по всей округе.

Но разве легче стали плуги,

И мягче матушка-земля?

Но разве полднем стал рассвет?

Но разве сыплет манна с неба?

Не знаю лёгкого я хлеба –

Его и не было и нет!

Михайло Шевченко.

(звучит песня «Шумят хлеба»)

10 слайд (пшеничное поле ). У нас в гостях:

Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта

Алексеев Николай Васильевич Кавалер ордена Трудовой Славы

(учащиеся задают вопросы).

Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб многие из них были представлены к правительственным наградам. Здесь имена 15 орденоносцев.

11 слайд. Из одного металла льют

Медаль за бой, медаль за труд

Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

(имена орденоносцев появляются на слайде)

Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Товарищ надёжный.

Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !

Звучат первые аккорды «Священной войны»

В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Слайд12 Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов. В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде. (показать детям 125 грамм хлеба)

Слайд13 Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. В то время солдаты не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием, с такой справедливостью потому, что был он не только пищей, но и вестью из далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним, солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.

Хлеб войны.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годится постным,

Раскрошенный, он был неплох и с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был, ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И всё ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он чёрный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись – почти что до локтей.

На нём рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом.

Вед. 2: «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит!»

Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом. Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

На Невском замерло движенье…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда-

И сына я б не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд14. Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.

Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.

Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи, ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.

Слыша добрые вести,

Видя славу страны,