Open
Close

Открытый урок: "«Игровые формы работы в младшем хоре.

Открытый урок в старшем хоре МБУ ДО «ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой».

Преподаватель: Фетисова Наталья Викторовна

Тема урока: Вокально-хоровая работа в 2х и 3х голосных произведениях.

Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения.

Задачи урока.

Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

3.Выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

1.Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.

2.Продолжать развивать гармонически слух;

3.Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2.Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3.Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.

4.Воспитывать любовь к хоровому искусству;
5.Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Методы.

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями.

Я предлагаю сделать это необычно – в виде музыкальной импровизации. Каждый споёт своё короткое приветствие.

Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II . Подготовка певческого аппарата к работе.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, дикцию, распеваются, педагог аккомпанирует.

III . Вокально - интонационная работа над произведениями:

Гречанинов «Козёл Васька», Рахманинов «Ночка», «Сосна», Славкин «Чудеса приходят на рассвете».

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.

    Работа с каждой партией отдельно. Выстраивание унисона.

    Работа над гармоническим строем во всём хоре.

    Работа над динамикой и дикцией произведения.

    Работа над воплощением художественного замысла произведений.

Заключение: урок построен грамотно, профессионально (с учетом возможностей хористов). С поставленными целями и задачами учащиеся справились.

Литература:

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

4.Соколов В. Школа хорового пения [Текст]: – М.: Изд. «Музыка», 1978. – 166 с.

5. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
1965г. Статьи: Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
  • овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к хоровому пению;
  • развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к хоровому искусству;
  • воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Характеристика класса: Хор «Камертон» - это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.

Итак, вы готовы к работе?

Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II. Разминка

В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).

А теперь «подпитаем» мозг кислородом.

(Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой). (Приложение 2).

Повторение правил пения сидя и стоя:

  • при пении поза должна быть неподвижной;
  • правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
  • тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
  • вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
  • нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
  • нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.

(Учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует).

Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!

IV . Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания

А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 4). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.

(Веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)

Размер (2/4)

Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))

Темп (быстрый)

Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)

Штрихи (нон легато (non legato))

Форма (сложная трехчастная со вступлением)

Строение I части (период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)

Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)

Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.

В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)

А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.

(Работа в парах, оценивание товарища)

V . Сообщение темы урока

Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»

Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)

VI . Разучивание I части песни «Журавель»

Разбор этого произведения мы начнем с I части.

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)

  • Разучивание всем хором партии альтов (A)
  • Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
  • Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)

  • Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
  • Каждая партия исполняет свою строчку

Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)

VII . Итог

Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.

VIII. Рефлексия.

Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

Как вы физически чувствуете себя?

  • Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
  • Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
  • Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)

Что можете сказать об уроке:

  • Мне было легко и интересно (красный квадрат)
  • Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
  • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  • 5 (красный квадрат)
  • 4 (синий квадрат)
  • 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

IХ. Домашнее задание

Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.

Список литературы

  1. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/
  2. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

Задачи:

1.На исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.

2.Закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие - «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.

3.Развитие художественных способностей - музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Упражнения для распевания.

IV. Работа над произведением «Если б не было школ» муз. В. Шаинского

V. Физкультминутка.

VI. Работа над произведением «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

VII. Итог урока.

Ход урока

I . Организационный момент.

Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения.

II . Дыхательная гимнастика.

Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.

а) Слегка покусывают зубами кончик языка

в) Кусают язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

г) Упираются языком в верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, в левую щеку.

д) Щёлкают языком, изменяя форму рта на улыбке и вытянув губы в трубочку.

Упражнения для выработки правильного дыхания.

« Не задуй свечку»- дети ставят руки на пояс, берут спокойное дыхание, не поднимая плечи, потихоньку выдыхают беззвучно воздух как можно дольше и экономно так, чтобы свеча не затухла, мысленно представляя, что она горит перед ними.

Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».

Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.

Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими.

Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с».

III. Распевание.

1. Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).

2. На одном звуке исполняются слоги «бра», «брэ», «бри», «бро», «бру». Следить следует за единой манерой исполнения, за одновременным началом и окончанием. Согласные должны быть звонкими «р-р» - раскатистой и утрированной, гласные пропеваются правильно формируя звукоизвлечения (вверх до ноты «до» первой октавы).

3. Данное упражнение «зи-и, зо-о, зи-и, зо-о, зи» исполняется на одном дыхании.Следует следить за мягкими и четкими переходами от одного слога в другой (по полутонам до «си» первой октавы).

4. Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в темпе «лё-ли-лё-ли-лём». Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваемся от первой ноты, и взбираешься наверх».

IV «Если б не было школ» музыка В.Шаинского.

Исполнение произведения, повтор и закрепление навыков. Произведения, исполняется в быстром темпе, поэтому целесообразно будет попросить хористов произнести текст в ритме произведения. Необходимо заострить внимание на четком произношении окончании слов, на их утрированном произношении.

Во время исполнения, обращать внимание следует на активную работу артикуляционным аппаратом, но при этом широко открывать рот не следует, потому что теряется скорость исполнения. После исполнения обсуждается характер и содержание текста, делаются выводы по исполнению.

V . Физкультминутка.

Тренинг. Насос и мяч: Один из хористов - насос, другие - мячи. Мячи стоят «спущенные» обмякнув телом, корпус наклонен, руки висят свободно. Насос качает воздух, надувая мячи. Мячи надуваются и затем «пробка» вынимается, и мячи заново спускают воздух.

Упражнение на мышечное расслабление.

VI . «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

Во время исполнения уже готовой песни хористы должны помнить, прежде всего, об эмоциональном состоянии произведения. Перед исполнением дирижер делает установку о внимании на дирижера, правильной посадке, дыхании, правильном звукоизвлечении.

Ведется ансамблевая работа между аккомпанирующим инструментом и хором. Прослушивается аккомпанемент целиком, разбираются особенности (выражает ли общее настроение, поддерживает ли вокальную партию, ритмический рисунок) исходя из этого, выбирается манера исполнения.

VII . Итог урока.

Педагог подводит итоги. Оценивает учащихся. Задает домашнее задание.

Открытый урок по хору

Цели:
Обучающая: прививать, обучать путем репетиционной работы, навык петь в унисон.
Развивающая: развивать координацию между голосом и слухом.

Воспитательная: с помощью обучения вокально-хоровым навыкам воспитывать доброту, дисциплину, усидчивость.

Задачи:
1. Развитие точного слушания звуковысотности, чувство тембровой слитности.
2. Умение подстраивать интонацию своего голоса к звучанию других голосов.
3. Развивать художественный вкус детей в певческом искусстве.
4. Воспитание чувства коллективизма в детском хоре, воспитание культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

План урока

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся - 0,5 мин.
  • Певческая позиция - 2 мин.
  • Тема: «Унисон». Слушаем аудиозапись детского хора.
  • Музыкальный словарь - 2 мин.
  • Дыхательная гимнастика - 3 мин.
  • Артикуляционная гимнастика - 2 мин.
  • Скороговорки - 2 мин.
  • «Штро-бас» (скрип) - 2 мин.
  • Работа по алгоритму (использование наглядных схем) - 8 мин.
  • Работа по таблице, вырабатывается навык чтения с листа - 5 мин.
  • Работа над песней «Как пошли наши подружки» (проработка песни с помощью фонопедических приемов) - 6 мин.
  • Игра «Эхо с мячиком» с использованием интонационных формул - 6 мин.
  • Исполнение, повторение песен - 4 мин.
  • Подведение итогов урока - 2 мин.
  • Задание на дом - 0,5 мин.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы Д.Е. Огороднова), аудиоаппаратура, шумовые инструменты.

Ход урока
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте (поют под синтезатор).
- Сегодня у нас гости, поприветствуем их красиво и радостно, Встали друг к другу лицом (попарно).
Пожелание добра

Я желаю себе добра,
Я желаю тебе добра,
Я желаю всем добра!

Вот на такой хорошей ноте добра, мы начинаем наш урок. Сейчас вы услышите песню.
Задание:
1. Кто исполняет песню? (хор, ансамбль, солист).
2. Какой хор. Какие бывают хоры? (детские, взрослые - однородные, смешанные)
3. Что такое хор?
Хор - это коллектив, исполняющий вокальную музыку.
Вокал - это пение.
Как исполняют - в «унисон». Что такое унисон?
Показать ладонь - перпендикулярно взгляду все линии сливаются в одну. «Унисон» можно увидеть.
Какой унисон может быть в хоре: чистый, фальшивый, слитный, пестрый.
Для чего нужен дирижер? (чтобы играть и петь дружно, вместе).
Хорошо, молодцы, вы ответили на все вопросы, мы постоянно будем повторять их в течение года. Ну а сейчас дыхательные упражнения.
Цель: выработка сильного, продолжительного и эластичного певческого дыхания.

«Если эмоции не выражаются через звук,
опирающийся на дыхание, то голос стирается»

Франческо Ламперти

Дыхательные упражнения.
Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона; чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца. От дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука.
1. Поднимая голову вверх - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
2. Поворачивая голову направо - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох (8 раз).
3. Думать только о вдохе, следить за одновременностью вдоха и движений, делая вдох не реже чем каждую секунду, как будто накачиваете шину, которая внутри нас. Легко и ритмично. Ориентируясь на часы: «тик-так», «тик» - вдох, «так» - отдых, а не выдох.
4. Упражнение «Обними себя». Обнять себя двумя руками. Одновременно с этим сделать вдох носом, обязательно короткий, активный и очень шумный, чтобы ноздри с силой схватили воздух (8 раз).
5. Погладить боковые части носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постукивать по ноздрям и протяжно протянуть звук (а, о, у).
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
7. Раздвинуть указательный и средний пальцы обеих рук. Растирать уши. Улучшает зрение и слух.
8. Ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (не переходя на крик) с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение.
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет и т.д. (читать не вдыхая воздух)
9. К числу дыхательных упражнений относится «долгоговорка». «Как на горке, на пригорке встали 22 Егорки»

Артикуляционная гимнастика
Цель: управление лицевой мускулатурой, подъем эмоционального тонуса.
1. Слегка прикусить зубами кончик языка (4 раза)
2. Высовываем язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.
4. Сделайте круговые движения между губами и зубами вправо и влево.
5. Упритесь языком в верхнюю губу, в нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
6. Пощелкать языком изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Попробовать выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
7. Покусать нижнюю губу, верхнюю губу, внутреннюю поверхность щек.
8. Глядя в зеркало вытянуть губы трубочкой (хоботок), а затем широко улыбнуться (снимает напряжение губ и щек).

Мимический тренинг. Ролевая гимнастика у зеркала
1. внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь (благожелательно, как при встрече с другом; как вежливый японец; как мать младенцу; как кот солнцу).
2. Зеркало. Высуньте язык и подразните себя, погримасничайте, чтобы поднять себе настроение. Упражнение «Игра у зеркала». Нахмуриться: как король; как ребенок, у которого отняли игрушку; человек, скрывающий улыбку. Сесть как: пчела на цветке; как наказанный Буратино; обиженная собака; обезьяна, изображающая вас.

Скороговорки
Четкая дикция - непременное условие успешного выступления на сцене. Для вокалиста работа над артикуляцией имеет огромное значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи. Их нужно тренировать.
Примеры скороговорок:
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3. Кто хочет выговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы и проговаривать их надо не так, как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

«Штро-бас» (скрип) В.В. Емельянов
Язык расслаблен на нижней губе - артикуляция только движением губ - а, ао, ау, аы.
Тренировка голосового аппарата в координации выразительно движения рук. Упражнение по алгоритму.
1. «Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу»
2. «Филин сидит в темном лесу»

Использование наглядных схем - алгоритмов позволяет добиваться мышечной свободы (филин сидит в темном лесу), как в пении. Так и в дирижерских жестах. Воспитывает вокальные навыки в сочетании с развитием общей музыкальности.
В алгоритме запрограммирована вся технология постановки голоса, связь между голосом, жестом и зрительным контролем. «Голос и жест - родные братья, это как две руки». Воспитание вокальных навыков проходит по схеме в полном согласии с жестом, как выразителем чувства, души человеческой и через это развивает музыкальность, двигательную культуру, артистизм и многие другие качества.
Все упражнения нужно делать эмоционально, выразительно. Нужна систематическая тренировка по алгоритму от ноты «ре».
Фундамент голоса - внизу диапазона. Там же кладовая тембра и свободная выразительная артикуляция. Для того, чтобы развить голос, надо научится петь на одном гласном звуке, не выше и не ниже.
Упражнение на выравнивание гласных.
Звук яркий, звонкий, но и округлый, мягкий, атаковать без подъезда, предварительно наметив внутренним слухом высоту и тембр.
1. Упражнение Вопросы-ответы: у-о? у-о!; о-а? о-а!; а-ы? а-ы!
2. Глиссандо. Исполнять скользящим звуком. Тише петь в грудном. Завершать упражнение в фальцетном регистре

Вырабатывать навык чтения с листа , добиваться чистого интонирования. Все упражнения выполнять без остановки как песенки (сольфеджио или на гласные звуки).
Цель: довести интонирование, опевание, разрешения до автоматизма, но с ясным пониманием исполняемого.
«Как пошли наши подружки» от «до»-«ре» по полутонам, от «фа»-«соль».
Проработка художественных произведений с помощью фонопедических приемов:
1. Губной вибрации
2. «ууу» - продувание на глиссандо
3. На слоги «уо»
Игра «Эхо» с мячиком. Повторение отдельных звуков или целых фраз, вслед за педагогом, но без поддержки. Эта игра тренирует звуковысотность, чувство ритма, музыкальную память (петь на слог «та»). Преподаватель использует интонационные формулы.

В конце урока звучат три песни
1. «Здравствуй детство» сл. М. Яснова, муз. И. Космачева
2. «Рябиновые бусы» Е. Гомонова
3. «Зебры» с шумовыми инструментами

Дети, вы все молодцы, работали на уроке активно, выполняли все упражнения выразительно. Всем ставлю оценку «5» и вручаю сладкую конфету.
Работа над унисоном у нас продолжается, еще не все ребята его слышат.
Домашнее задание : петь гамму с ручными знаками.
Все посмотрите не это волшебное, прекрасное дерево. Сколько птичек на ветках? (8). Как они сидят? (одна выше другой). На какое расположение они похожи? (на ноты в гамме). Когда вы будете петь гамму. Представляйте этих прекрасных птичек.
Урок окончен, до свидания.

Список литературы
1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: 1980.
2. Бандина А.Б, Попов В.С., Тихеева В.Л. Школа хорового пения М.: Музыка, 1993. - вып. 1.
3. Дмитриев Л.Б. Основа вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт-Петербург: Лань, 1997.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.
6. Жарова Л. М. Начальный этап обучения хорового пению// Художественной самодеятельности. Работа с детским хором. Сборник статей. М.: «Музыка», 1981.
7. Исаева И.О. Развитие вокальных способностей. - М.: АСТ Астрель, 2007.
8. Огнева Н.И. Распевание как основа постановки голоса. Омск: ГОУ «РИЦ», 2007.
9. Смолина Е.А. Современный урок музыки. - М.: Академия Развития, 2007.
10. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Просвещение, 1981.
11. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск: Версия, 1998.
12. Шереметьев В.А. Эстетические критерии постановки певческого звука в детском хоре. - Челябинск: Версия, 2003

Усманова Г.Г., г. Бакал

МБОУ ДОД «ДШИ»

ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХОРУ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ НА ТЕМУ:

Преподавателя

Коваленко Тамары Сергеевны

Февраль 2015

Тема урока:

Задачи :

Образовательные:

Продолжать формировать вокально –хоровые навыки;

Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

Формировать навыки пения (a cappella);

Прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.

Развивающие:

Закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;

Продолжать развивать гармонический слух;

Развивать умение слышать и слушать (музыкальная восприимчивость)

Расширять музыкальный кругозор посредством репертуара.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

Воспитывать любовь к музыке, потребность общаться с искусством;

Воспитывать желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.

Оборудование : фортепиано, доска с написанной партитурой песни «Где ты был так долго?», ноты, партитуры для обучающихся с элементами двухголосия, ноты упражнений, попевок. Крупным текстом, яркими цветами выписаны слова: партитура, артикуляция, мажор, минор, кульминация, интервал терция, вокальная миниатюра, диалог. Изображение на листе кифары и название «кифара». .

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далёкие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, заворожённые его музыкой.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться красиво петь.

Обратить внимание детей на изображение инструмента «Кифара» и написание его названия.

2.Актуализация опорных знаний:

а) Правильная вокально-певческая постановка корпуса во время пения (плечи опущены, спина прямая, не поднимать подбородок). Для нахождения этого ощущения надо- взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Затем сесть прямо и руки положить на колени.

3.Распевание:

Разминка:

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Повторить значение слова артикуляция и прочитать всем вместе слово на доске.

Артикуляционная гимнастика (по В.В.Емельянову).

а) Покусать кончик языка. (Повторить упражнение 4-8 раз)

б) «Шинковать» язык- т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. (4-8 раз)

в) Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык.

г) Пощёлкайте языком, меняя размеры рта.

д) «Иголочка» - протыкайте языком поочерёдно левую и правую щёку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

е) «Щёточка» - круговыми движениями языка то влево, то вправо, проведите между дёснами и губами- как бы чистим язык.

ж) Покусываем поочерёдно, верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Дикционная речевая разминка. Пение скороговорок:

Баран-буян залез в бурьян;

Хороши в дорожку пирожки с картошкой;

Стоит лодырь у ворот-

широко разинув рот,

и никто не разберёт,

где ворота, а где рот.

Цель: активизировать диафрагму

1.Руки поднять вверх, сжимаем кулачки, вдыхаем через рот.

2.Небольшой наклон вперёд-в течении15 сек. набираем дыхание (вдыхаем аромат прекрасного цветка), выпрямляемся, задерживаем. На звук с- выдыхаем постепенно.

3.Распевание:

Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Задачи распевки: добиться чёткого произношения согласной «Р», пропевания гласных.

Распевки «Скок, скок», «Уж как шла лиса по тропке», «Весёлые гласные».

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Упражнение «Чайка» (немой звук).

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

Распевка «Такси» (инсценирование распевки) Определить образ каждого героя распевки, исполнить распевку с использованием актёрского мастерства. Исполнить в разных темпах, с разным эмоциональным настроем.

Распевка «Во поле берёза стояла» (a cappella)

Задачи распевки: петь не крикливо, на хорошей опоре, активно. На высоких звуках –остановиться, отработать круглый звук, активное дыхание, окончание фраз, унисон. Далее- исполняем каноном: петь медленно, по руке, выстраивая интонацию голосов.

Работа над песнями

Начальный этап работы над латышской народной песней «Где ты был так долго?» (с элементами двухголосия);

1 .Показ песни «Где ты был так долго?» Под аккомпанемент преподаватель исполняет всю песню вместе с обучающейся из концертного хора (второй голос)

2.Анализ песни:

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Какое настроение песни? Какой характер музыки?

О чём поётся в песне? Можно сказать, что эта песня шуточная?

Что означают слова: мельница, мука, рожок, бородка?

Куда движется мелодия в фразе: «Где ты был так долго, козлик мой серый?»

В каком регистре звучит аккомпанемент? Как вы думаете, он точно повторяет мелодию или поддерживает пение?

Можно сказать, что это песня-игра, песня-диалог? Что такое диалог?

3. Обучающиеся делятся на две группы(произвольно).

На доске написана партитура песни «Где ты был так долго?»

Повторное исполнение первого куплета песни. Дети следят по партитуре за движением мелодии.

На предыдущих уроках мы пели песни по слуху, а сегодня будем учиться петь по нотам, так, как вы поёте на уроках сольфеджио, значит, будем сольфеджировать. Но не всю песню, а там- где появляется двухголосие.

Все вместе проговаривают слова первого куплета, очень четко и внятно.

Раздаются нотные листы, где выписаны три последних такта песни. Обратить внимание: там, где штили нот написаны вверх- это партия верхнего голоса, первой группы. Назовем её «группой козликов». А там, где ноты написаны штилями вниз-это партия нижнего голоса. Назовём его группой «милый дружок».

Спеть тоническое трезвучие с ручными знаками от пятой ступени.

Цель: настройка гармонического слуха.

Определить: мажор или минор? (закрепление понятия)

Спеть минорное трезвучие, чтоб дети почувствовали контраст.

Работа над первой фразой.

Поставить перед учащимися задание с целью: выучить грамотно и правильно.

а) спеть «про себя» вместе с преподавателем;

б) ещё раз спеть первую фразу, показывая движение мелодии рукой.

в) Ещё раз спеть первую фразу и показать движение мелодии по партитуре на доске.

г) далее продолжить работу по фразам. Добиваться логического развития музыкальной фразы, протягивать гласные звуки, пропевать слоги. Удлиняя звучание гласных звуков, мы слушаем, как льется голос, учимся пению.

(по ступенькам вниз. Это ноты-ре, до, си).

Сравнить: Чем отличается пение на словах: ой, ой, ой от пения на словах: мой дружок.

(мелодия не меняется, а слова другие)

Поем трезвучие: преподаватель ноту –соль, «группа козликов» -си, «группа милый дружок» -ре.Рукой показывает вступление каждой группе.

Поём поочерёдно, накладывая звуки один на другой и слушаем каждый себя и другого. Чтобы лучше себя услышать, обучающимся предлагается прикрыть одно ушко ладошкой. Мы спели тоническое трезвучие. Но если я сейчас не стану петь ноту соль, то получится первый слог вашего двухголосного пения. Обе группы выстраивают поочерёдно первый интервал м3, называя нотами, очень медленно пропевая весь такт, показывая ручными знаками ладовой сольмизации.

Обратить внимание на написание слов на доске: интервал терция.

Добившись звучания с названием нот, ещё раз показать двухголосно как звучит со словами. Пробовать спеть с текстом. А потом - весь куплет.

На последующих уроках продолжим учить эту песенку. Вам будет дано ещё одно задание к этой песне.

1. Соблюдение воздушного режима (проветрить класс).

2. Физминутка. Предлагаю выйти на середину зала и стать в круг. Повторяйте за мной движения и пойте. Поем песенку «Буги-вуги».

3. Сброс усталости: вокальный зевок (используется по мере утомляемости детей)

Орг. момент для дальнейшей работы:

Все сели на свои места. Сделали вдох, задержали дыхание и очень медленно выдохнули на звук «С» по счёту до 10.

Продолжение работы над песней «Расскажи, мотылёк» муз. А. Аренского

1. Проверка домашнего задания (выборочно 2-ух обучающихся. Пение 1 куплета песни «Расскажи, мотылёк»)

2. Беседа о песне:

(дети рассказывают о чем эта песня, о ее настроении и характере)

Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Преподаватель поет начало песни.)

Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (Исполняет фрагмент).

В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька - один ребёнок-солист)

Чей это композитор? А кто сочинил стихи?

Какого характера эта песня? Какое настроение?

Песня о бабочке. Значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже должен быть лёгким. Звук должен быть коротким, округлым.

3.Исполняем песню с текстом и аккомпанементом.

а) отрабатываем интонацию на скачках, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании. Окончание на длинной ноте исполняем высоко, направляя вверх и «круглым» звуком.

б) 3 и 5 цифры исполняем сольфеджио. Поработать над длинным дыханием, над интонацией на полутонах и скачках.

г) продолжить работу над образом. Это вокальная миниатюра. Она контрастна по характеру. Это диалог человека и мотылька. Резкая смена динамики и ещё ярче темпа дают возможность передать лёгкость мотылька.

д)в итоге спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.

а) ярко, сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;

б) определить кульминацию песни.

Подведение итогов.

Домашнее задание: продумать, как можно разнообразить исполнение песни «Где ты был так долго?» и нарисовать к ней рисунки, иллюстрации с целью более образного исполнения.